Что такое гербарий и как правильно его составить? Самый большой гербарий страны хранится в академии наук. Что такое гербарий

Проблема сохранения биоразнообразия, осознанная на исходе XX столетия мировым сообществом как один из основных факторов выживания и устойчивости развития человечества, тесно связана с сохранением и созданием естественно-исторических коллекций, в частности гербариев, которые являются одним из важнейших и незаменимых источников получения достоверной и практически неисчерпаемой информации. Гербарные коллекции, отвечающие основным критериям научных коллекций, являются национальным достоянием государства (Павлинов, Россолимо, 1992). Россия, кстати, обладает одной из самых лучших и дорогих коллекций растений в мире. Ее собрал Н. И. Вавилов и сотрудники научного института, которым он руководил до ареста и репрессий в 1940 году.

В мире существует много разных музеев, но есть необычные — музеи сухих растений. Это гербарии. В прошлые века авторы не случайно назвали гербарий «хортус сиккус» — буквально «сухой сад». Этим подчеркивалось значение коллекции засушенных растений как необходимого дополнения к коллекциям живых растений, культивируемых в садах. Как место концентрации коллекций гербарий является истинным музеем — музеем особого типа. Здесь отсутствуют экспозиционные залы для обозрения, все материалы хранятся в специальных гербарных шкафах, сложенные в картонные папки и смонтированные на картонных листах. Выставочные залы с экспонатами растительного мира существуют в специальных ботанических музеях.

Гербарные образцы — это необходимые, постоянно используемые справочные документы для исследования в разных разделах ботаники (систематика дикорастущих растений, ботаническая география, геоботаника). Гербарный лист с точно определенным растением служит эталоном для определения растений, собранных научными сотрудниками, студентами, аспирантами, краеведами, ботаниками. Это учебное пособие для будущих врачей-фитотерапевтов, фармацевтов, всех работников медицинской сферы и не только — травы от А до Я должны знать целители и все те, кто хочет лечиться с помощью растений.

— это ботаническая коллекция засушенных растений, оформленная и снабженная этикетками. В переводе с латинского слово «гербарий» означает «травник». В гербарии, однако, могут быть и цветы, и листья деревьев.

Для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений собирают гербарий морфологический. По хозяйственным признакам подбирают тематические гербарии, например «сорные травы», «лекарственные растения». Растения вашего края или области составят флористический гербарий. Если растения расположены в определенной системе по родам, ботаническим семействам и т. д., то такой гербарий называют систематическим.

При правильном содержании гербарий хранится столетиями, не теряя окраски и не ломаясь.

Сбором и засушиванием цветков и трав увлекались многие аристократы. Так, гербарии собирали члены семьи известной певицы Полины Виардо, Наталья Гончарова, жена А. С. Пушкина, сушила полевые травы из своего сада — ее гербарий хранится в петербургском доме-музее А. С. Пушкина.

И все-таки зачем нужен гербарий?

Гербарий хранит справочный материал, содержит образцы для определения сравнительным методом (картинка в книжке и даже цветное фото могут быть менее достоверными), служит эталоном правильных научных названий. Наблюдение растений в природе, сбор их и составление гербария - это, помимо прочего, плодотворный и увлекательный способ знакомства с царством растений. Без гербарных коллекций невозможна систематика растений.

Как правильно собирать растения для гербария?

Вам потребуются:

  • гербарная папка для переноса собранных растений;
  • запас бумаги (2 листа плотного картона или фанеры размером 45х35 см с двумя продернутыми в разрезы тесемками для затягивания (последнее время вошел в практику сбор растений для гербария в большие пакеты, что позволяет донести их до. помещения более свежими, а это облегчает последующую закладку в пресс);
  • запас бумаги для засушивания растений, по возможности не проклеенной, пористой (фильтровальной, газетной);
  • инструменты для выкапывания и срезания растений;
  • этикетки;
  • гербарный пресс, состоящий из двух металлических или деревянных рамок, затянутых сеткой.

Каких правил надо придерживаться при сборе растений?

Растения для гербария собирают в сухую погоду: после дождя или росы растения плохо сохнут и могут почернеть;

отбирают здоровые, неповрежденные экземпляры со всеми надземными И подземными органами (это связано с особенностями определений растений по морфологическим признакам);

травянистые растения, превышающие размер папки, перегибают 2—3 раза. От очень крупных растений берут: верхнюю часть с цветками и листьями, среднюю с листьями, нижнюю с прикорневыми, листьями. С деревьев и кустарников срезают побег е листьями, цветками и плодами: (если они есть); в «рубашку» укладывают растения одного вида; берут 1—2 крупных растения, мелких — до 10 и более (чтобы лист заполнить);

растения выкапывают, освобождают от почвы, толстые стебли, корневища и корни разрезают пополам вдоль;

для размещения растения в папку ее следует положить на ровную поверхность;

при закладке в папку растение надо расправить и придать ему форму, в которой потом его будете монтировать. Нельзя ничего отрывать, особенно нижние листья. Если на растении много листьев, которые налегают друг на друга, то часть листьев можно удалить, сохраняя при этом черешки для истинного представления о расположении листьев. При подготовке растения к монтажу часть листьев разворачивают нижней стороной, чтобы можно было рассмотреть характер опушения или другие особенности листа. Так поступают и с частью цветков (соцветий);

в «рубашку» с растением вкладывайте черновую этикетку, на которой надо указать: название растения (если растение неизвестно, то ему можно присвоить номер или дать условное имя), место, где растение собрано (область, район, ближайший населенный пункт), место обитания растения (луг, лес, степь), дату сбора, кем растение собрано и определено, в каких сообществах и как часто данный вид встречается.

Необходимо знать, какие виды принадлежат к числу охраняемых и без особой необходимости их не выкапывать. С такими растениями вы можете познакомиться на месте их произрастания.

Как правильно высушить растения?

Собранные растения необходимо заложить для сушки в гербарный пресс. Для этого их вынимают из папки вместе с листом, на котором они размещены («рубашкой»), и переносят в пресс, перекладывая дополнительными листами бумаги — прокладками. Растения следует расправить, чтобы отдельные части не налегали друг на друга. Если это невозможно, между налегающими органами проложите бумагу. Растения не должны выступать за пределы бумаги.

Вместе с растением обязательно должна быть этикетка. Для ускорения сушки сочных растений (например, орхидей), их обваривают кипятком, не погружая в воду цветки. У луковичных растений разрезают вдоль луковицу, которую также обваривают.

Стопку, состоящую из гербарных «рубашек» (листов с растениями) и прокладок, размещают между половинами пресса и плотно его затягивают. В один пресс можно поместить до 50 листов с растениями.

Пресс сушат на солнце, обязательно занося его на ночь в помещение. Влажные прокладки заменяют сухими ежедневно (для водных растений — 2 раза в день).

Правильно высушенное растение становится хрупким, его листья и цветки не провисают. Приложенное к губам, оно не вызывает ощущения холода.

Как правильно монтировать гербарий?

Растение, смонтированное на гербарном листе, должно давать истинное представление о era морфологии. В связи с этим при оформлении гербария необходимо придерживаться ряда правил:

высушенные в ботанических прессах растения монтируют на гербарном листе из тонкого белого картона или плотной белой бумаги размером 42х28 см (формат A3). На одном гербарном листе помещают один или несколько (в случае небольших размеров) экземпляров растений одного вида;

в правом нижнем углу гербарного листа приклеивают этикетку размером 10x8 см. Записи на этикетке делать разборчивым почерком черной пастой. Информацию на этикетку переносить с черновой этикетки. Гербарий без этикетки не имеет никакой ценности;

для монтажа отбирают наиболее удачные экземпляры, с цветками и плодами, не имеющие пораженных органов (если только это не гербарий повреждений);

растение размещают на листе так, чтобы подземные органы были направлены вниз. Если экземпляр имеет большие размеры, его можно надломить в нескольких местах и в таком виде закрепить;

растение пришивают белыми или зелеными нитками. Сначала закрепляют подземные органы, затем стебель, черешки листьев, ось соцветия, цветоножки;

с нижней стороны гербарного листа не должно быть широких стежков, узелки плотно завязывайте с лицевой стороны на растении;

после этого гербарный лист возьмите в руки и слегка согните или переверните растением вниз. Отстающие от листа бумаги части растения наклейте с помощью бумажной «соломки» (полоски кальки шириной 1,5—2 мм);

соцветие или цветок при необходимости «оденьте» в конверт из кальки. Плоды можно поместить в специальный конверт, который наклеивается на этот же лист.

Внимание! При монтировке гербария используют клей ПВА или крахмальный клейстер.

Чернила для заполнения этикеток должны быть водостойкими.

Как хранить гербарий?

Засушенные растения очень гигроскопичны и от сырости быстро портятся, поэтому гербарные образцы следует хранить в сухом светлом и проветриваемом помещении в плотно закрывающихся шкафах. Часто гербарии страдают от насекомых. Для борьбы с ними существует много способов: протравливание коллекций инсектицидами, глубокое замораживание, нагревание и проч. Все способы дезинсекции требуют некоторой подготовки и определенных условий.

В.Ф. Корсун, Б.А. Султанбеков, Е.В. Корсун.

Все гербарии мира независимо от их ведомственной принадлежности регистрируются в международной базе данных . Им присваивается акроним - уникальный буквенный код, составленный из одной - шести букв английского алфавита (например, K, MW, MHA, SYKO ). Сокращённые названия гербариев используются в качестве универсальных ссылок на место хранения гербарных образцов, цитируемых в ботанических научных работах. В «Индексе» на 2013 год насчитывается 3293 гербария из 168 стран, в которых работает более 10 тысяч ботаников.

Некоторые термины

Крупнейшие гербарии

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положён сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? 1828 г.

Крупнейшие гербарии мира находятся в

Значительную историческую и научную ценность представляет гербарий Карла Линнея , хранящийся в Лондоне.

Крупнейшие гербарии России

Крупнейшие гербарии России хранятся в
  • (LE) (Санкт-Петербург) (7,16 млн листов)
  • МГУ (MW) (975 тыс. листов)
  • СПбГУ (LECB) (700 тыс. листов)
  • Главном ботаническом саду им. Н. В. Цицина РАН (MHA) (Москва) (610 тыс. листов)
  • Центральном Сибирском ботаническом саду (Новосибирск) (NS+NSK) (535 тыс. листов)
  • Институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (WIR) (Санкт-Петербург) (524,5 тыс. листов)
  • Биолого-почвенном институте ДВО РАН (VLA) (Владивосток) (500 тыс. листов)
  • Томском государственном университете (TK) (500 тыс. листов)
  • Южно-Сибирском ботаническом саду Алтайского государственного университета (ALTB) (Барнаул) (300 тыс. листов).
  • Южном федеральном университете (RV) (Ростов-на-Дону) (300 тыс. листов)
  • (SYKO) (Сыктывкар) (206 тыс. листов) .

Техника гербаризации

Основы гербарного дела были описаны Линнеем :

Гербарий превыше любого изображения и необходим любому ботанику.

  1. Растения не следует собирать влажными.
  2. Все части должны быть сохранены,
  3. осторожно расправлены ,
  4. при этом не изогнуты .
  5. Органы плодоношения должны быть налицо .
  6. Сушить следует между листами сухой бумаги.
  7. Как можно скорее , чуть теплым утюгом.
  8. Умеренно прижав прессом .
  9. Для наклеивания употреблять рыбий клей,
  10. хранить следует всегда на листе [в полную величину],
  11. только одно [растение] на странице,
  12. папка не должна быть перевязана .
  13. Род растения надписывается сверху.
  14. Вид и [его] история указываются на обороте.
  15. Растения одного и того же рода вкладываются [вместе] в пачку .
  16. Растения располагаются согласно системе .

К. Линней «Философия ботаники»

Сбор, этикетирование и сушка

Монтирование гербарных листов

Хранение гербарных коллекций

Прочие сведения

  • После изобретения Лукой Гини способа засушивания растений между листами бумаги Жозеф Турнефор был первым, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений. Карл Линней считал, что для каждого ботаника гербарий должен быть превыше любого изображения и что никакое словесное описание не заменит гербарного листа. С тех пор название каждого вида растения стало неразрывно связано с конкретным гербарным листом, возведенным в ранг архетипа (номенклатурный тип). Линней определил и технологию сбора растений, которая не претерпела почти никаких изменений и до настоящего времени. Он писал: «Растения не следует собирать влажными; части должны быть сохранены, осторожно расправлены, при этом не изогнуты; органы плодоношения должны быть налицо; сушить следует между листами сухой бумаги…»
  • Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны́ 1717 года».

Напишите отзыв о статье "Гербарий"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гербарий // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Сюзев П. В. Гербарий, 7-е изд. - М., 1949;
  • Шишкин Б. К. . / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР Н. А. Буш. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 2-е изд., испр. и доп. - 54 с.
  • Карл Линней. Философия ботаники = Caroli Linnaei Philosophia Botanica, 1751 / пер. с лат. Н.Н. Забинковой, С.В. Сапожникова под ред. М.Э. Кирпичникова. - М .: «Наука», 1989. - 456 с. - 7200 экз. - ISBN 5-02-003943-8 .
  • Липшиц С. Ю., Васильченко И. Т. Центральный гербарий СССР. - Л., 1968.
  • Павлов В. Н., Барсукова А. В. . - М: Изд-во МГУ, 1976. - 32 с.
  • Скворцов А. К. . / Отв. ред. проф. Прилипко Л. И. - М.: Наука, 1977. - 199 с.
  • Гербарий Московского университета (MW): история, современное состояние и перспективы развития. - М., 2006.

Ссылки

  • (общее количество образцов на этой странице завышено)

Отрывок, характеризующий Гербарий

Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.

herbárium , от herba - «трава») - коллекция засушенных растений , препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения.

Первые гербарии появились в Италии в XVI веке . Их изобретение, связанное с изобретением бумаги, приписывается врачу и ботанику Луке Гини , основателю Пизанского ботанического сада. Гербарий самого Гини не сохранился, однако до наших дней дошли коллекции его непосредственных учеников.

В более широком смысле, гербарий - это здание, в котором хранится коллекция засушенных растений, или учреждение, занимающееся организацией хранения коллекции и её обработки .

Все гербарии мира независимо от их ведомственной принадлежности регистрируются в международной базе данных «The Index Herbariorum» . Им присваивается акроним - уникальный буквенный код, составленный из 1-6 букв английского алфавита (например, K, MW, MHA, SYKO ). Сокращённые названия гербариев используются в качестве универсальных ссылок на место хранения гербарных образцов, цитируемых в ботанических научных работах. В «Индексе» насчитывается 3 293 гербария из 168 стран, в которых работает 10 060 ботаников.

Крупнейшие гербарии

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положён сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? 1828 г.

Крупнейшие гербарии мира находятся в

Значительную историческую и научную ценность представляет гербарий Карла Линнея , хранящийся в Лондоне.

Крупнейшие гербарии России

Крупнейшие гербарии России хранятся в

Техника гербаризации

Основы гербарного дела были описаны Линнеем :

Гербарий превыше любого изображения и необходим любому ботанику.

  1. Растения не следует собирать влажными.
  2. Все части должны быть сохранены,
  3. осторожно расправлены ,
  4. при этом не изогнуты .
  5. Органы плодоношения должны быть налицо .
  6. Сушить следует между листами сухой бумаги.
  7. Как можно скорее , чуть теплым утюгом.
  8. Умеренно прижав прессом .
  9. Для наклеивания употреблять рыбий клей,
  10. хранить следует всегда на листе [в полную величину],
  11. только одно [растение] на странице,
  12. папка не должна быть перевязана .
  13. Род растения надписывается сверху.
  14. Вид и [его] история указываются на обороте.
  15. Растения одного и того же рода вкладываются [вместе] в пачку .
  16. Растения располагаются согласно системе .

К. Линней «Философия ботаники»

Сбор, этикетирование и сушка

Монтирование гербарных листов

Хранение гербарных коллекций

Познавательные факты

  • После изобретения Лучо Гини (1490-1556) способа засушивания растений между листами бумаги Жозеф Турнефор (1656-1708), французский врач, ботаник и путешественник был первый, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений. А Карл Линней считал, что для каждого ботаника гербарий должен быть превыше любого изображения и, что никакое словесное описание не заменит гербарного листа. С тех пор название каждого вида растения стало неразрывно связано с конкретным гербарным листом, возведенным в ранг архетипа (номенклатурный тип).
  • Линней определил и технологию сбора растений, которая не претерпела почти никаких изменений и до настоящего времени. Он писал: «Растения не следует собирать влажными; части должны быть сохранены, осторожно расправлены, при этом не изогнуты; органы плодоношения должны быть налицо; сушить следует между листами сухой бумаги…»
  • Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны́ 1717 года».

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гербарий - статья из Большой советской энциклопедии (1-е издание)
  • Сюзев П. В. Гербарий, 7-е изд. - М., 1949;
  • Шишкин Б. К. Как составлять гербарий . / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР Н. А. Буш. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 2-е изд., испр. и доп. - 54 с.
  • Карл Линней Философия ботаники = Caroli Linnaei Philosophia Botanica, 1751 / пер. с лат. Н.Н. Забинковой, С.В. Сапожникова под ред. М.Э. Кирпичникова. - М .: «Наука», 1989. - 456 с. - 7200 экз. - ISBN 5-02-003943-8
  • Липшиц С. Ю., Васильченко И. Т. Центральный гербарий СССР. - Л., 1968.
  • Павлов В. Н., Барсукова А. В. Гербарий. Руководство по сбору, обработке и хранению коллекций растений: Учеб.-метод. пособие . - М: Изд-во МГУ, 1976. - 32 с.
  • Скворцов А. К. Гербарий: Пособие по методике и технике . / Отв. ред. проф. Прилипко Л. И. - М.: Наука, 1977. - 199 с.
  • Гербарий Московского университета (MW): история, современное состояние и перспективы развития. - М., 2006.

Ссылки

  • Гербарий СПбГУ (общее количество образцов на этой странице завышено)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Гербарий" в других словарях:

    - (ново лат. herbarium, от лат. herba трава). Собирание высушенных растений, расположенных обыкновенно в систематическом порядке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРБАРИЙ высушенные растения,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. herba трава, растение), коллекция специально собранных и засушенных растений, для уч. или науч. целей, а также учреждение, в к ром она хранится. Растения для Г. монтируют на листах плотной бумаги, с указанием названия вида, места и даты… … Биологический энциклопедический словарь

    Коллекция растений, травник Словарь русских синонимов. гербарий травник (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Создание гербария - отличный способ поиграть в ученого-ботаника, больше узнать о растениях и выявить в ребенке исследовательскую жилку. А кроме того, гербарий позволит проявить и навыки рукоделия, ведь это почти скрапбукинг, только с познавательным эффектом.

Сегодня это увлечение незаслуженно забыто, а ведь когда-то каждую осень мы собирали красивые желтые листья и складывали между страницами книг. В магазинах продавались специальные альбомы для гербария, а на уроках ботаники шла борьба за самый информативный и разнообразный гербарий. Предлагаем вспомнить, как это было, и привлечь для сбора гербария ребенка.

Итак, этап первый. Сбор и идентификация растений

Собирать растения можно и в дикой природе: в поле, в лесу, в горах, и даже у себя во дворе. Ребенок будет удивлен огромному многообразию растений: раньше он мог и не замечать, как их много. Обращайте внимание ребенка на необычный цвет, запах, размер листьев и цветов. Поощряйте ребенка, если он правильно называет растения, но при этом рассказывайте ему о новых видах.

Осенью у многих растений есть не только листья и цветы, но и коробочки с семенами – их тоже можно собрать для гербария. Постарайтесь уделить внимание всем частям растения: плодам, корням, стеблям.

Идентификация растения – этап сугубо исследовательский. Если вы сомневаетесь в определении, откройте с ребенком энциклопедию, поищите растение в интернете или поспрашивайте у знакомых. Делайте акцент не только на внешнем виде растения, но и на его свойствах. Расскажите ребенку, что бывают лекарственные растения, а бывают вредные для здоровья.

Этап второй. Сушка

После того, как вы собрали гербарий, его необходимо высушить. Лучше и проще способа, чем сушка в книгах, еще не придумали. Книжные страницы забирают много влаги, и растения за короткий срок становятся сухими и ровными.

Этап третий. Создание альбома для гербария

Теперь сделаем альбом для гербария. Для этого вам понадобится картон с отверстиями, клей, а также несколько страниц из кальки или пергамента. Можно даже использовать пергамент для выпечки.Вклеивайте высушенные листья, цветы и плоды растения на страницы альбома, а затем подпишите название растения.

В нашем случае альбом делал ребенок 5-ти лет. Если гербарий делает ребенок постарше, то он может подписать русское и латинское название, а также описать место, где было собрано растение.Можно сделать и более развернутое описание: указать запах, вкус, лекарственные свойства.

Во время сборки альбома каждый лист картона перекладывайте листом пергамента. Вклеивать растения принято только на одной стороне разворота. Затем скрепите альбом кольцами или лентами.

Ребенку будет интересно собирать гербарий где-то в путешествии: там, где растения не похожи на те, что растут в его родном городе. К тому же, такой гербарий будет отличным воспоминанием об отпуске.

Сбор ребенком растений для гербария и дальнейшие операции по засушке и систематизации - это отличная возможность продуктивного общения детей и родителей, когда прогулка в парк или в лес превращается в увлекательное путешествие за знаниями. Дети старшего возраста и взрослые, самостоятельно засушивающие гербарий, тоже получают множество положительных эмоций, а знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти.

Что же такое гербарий?

Говоря простым языком, гербарий - это коллекция засушенных растений. Первые упоминания о сборе гербария относятся к XVI веку, когда для сбора и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо впитывающий влагу из растений. А сегодня в магазинах можно найти подходящие инструменты для сбора гербария: бумагу для приклеивания образцов, этикетки, газетную бумагу или салфетки для засушивания растений, папки, множество видов клея, прессы и т.д.

Сбором гербариев занимаются сотрудники различных учреждений: ботанических садов, институтов ботаники и естествознания. Крупнейшие коллекции растений, насчитывающие тысячи экземпляров, находятся в разных уголках мира: в Национальном музее естественной истории, Нью-Йоркском ботаническом саду, Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН, Королевском ботаническом саду Кью находится более 7 млн гербарных листов. В научных целях к сбору, оформлению и систематизации гербария подходят профессионально: существует множество правил, от которых нельзя отступать.

Для сбора гербария для себя или в учебных целях в школе не обязательно следовать всем этим научным канонам, но некоторые правила значительно упростят эту работу.

Как собрать гербарий?

Сбор гербария делится на три этапа:

  • поиск и сбор растений;
  • засушка растений;
  • систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Собирать растения, конечно, можно спонтанно: например, увидев, красивый экземпляр, а можно придерживаться определенной тематики. Например, на уроках ботаники или окружающего мира учителя могут дать задание на лето собрать гербарии по темам:

Большое внимание нужно уделить сбору растений для гербария: от этого во многом зависит, получится ли его сделать, будет ли гербарий представлять интерес.

Правила сбора растений для гербария

  • Растения собираются в сухую погоду, выбираются не смоченные дождем и росой экземпляры, иначе засушить их будет очень трудно.
  • Растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками, в т.ч. водные растения.
  • Если растение крупное и собрать его целиком не представляется возможным, то берутся те части растения, по которым можно его идентифицировать, опознать, составить представление о растении целиком.
  • Ветки деревьев и кустарников не обламываются, а срезаются ножом.
  • Листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно было посмотреть расположение листьев.
  • Для гербария выбираются только развитые растения с цветками (пусть и незрелыми) и плодами.
  • Собираются растения без повреждений и признаков болезней, не засохшие от жары.
  • Для двудомных растений собираются как мужские, так и женские экземпляры, а однодомных - как экземпляры с пестичными, так и с тычиночными цветками.
  • Для каждого растения берется несколько экземпляров про запас.

Для гербария нельзя собирать больные растения

Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, прилипшей грязи и других растений и помещается в карман между двумя листами бумаги. Сразу же растение расправляется таким образом, как оно росло:

  • если листья ложатся один на другой, то между ними кладется слой бумаги;
  • один-два листа кладутся вверх изнаночной стороной, чтобы иметь представление об обеих сторонах листа;
  • если у растения крупные плоды или цветки, то под них нужно положить вату, чтобы не было излома и повреждения при переноске;
  • если растение слишком длинное и не помещается на листе, то его нужно сложить зигзагом, но при этом внизу должны быть корни растения, а верхушка должна быть обращена вверх.

По правилам, нужно вложить этикету, на которой указывается дата сбора растения, кем оно было собрано, а также описание местности:

  • название населенного пункта или координаты (можно посмотреть на мобильных устройствах),
  • рельеф,
  • условия произрастания: степень освещенности, влажности, сторону света, к которой обращен цветок или листья, плотность, с которой встречается это растение на местности и др.

Можно сделать фотографии растения и места произрастания.

Для сбора растений лучше всего изготовить специальный переносной пресс, представляющий собой две фанерки ДСП с просверленными для вентиляции отверстиями, которые можно стянуть шпагатом или специальными шнурками. Внутрь этого пресса вкладываются листы с бумагой, хорошо впитывающей влагу, например, газетную или писчую бумагу, бумагу-промокашку, косметические салфетки и т.п. Выкопанное растение вкладывается между двумя такими листами, и между каждым растением вкладываются дополнительные листы, чтобы растения не поломали друг друга.

После сбора образцов уже дома нужно приступить к сушке гербария. Сушка - не менее важный этап, чем сбор растений, потому что при неправильной сушке растения могут не высохнуть, почернеть, обломаться, сгнить и т.д.

Как сушить гербарий?

В современности родители для сушки гербария применяют даже микроволновые печи, но лучше сушить гербарий в естественной среде: в прессе на открытом воздухе на ветру, на солнце, убирая на ночь в помещение, или проглаживая утюгом через марлю или бумагу.

Для просушивания растений можно использовать уже приготовленный пресс : листы бумаги, в которых лежит растение, т.н. карманы, не переворачивая, складывают один на другой, предварительно положив между ними дополнительные листы - собственно, все как при сборе растений. Но при сушке нужно ежедневно менять листы бумаги на новые, т.к. старые становятся влажными.

Крупные и объемные растения, в т.ч. цветы, можно сушить в песке . Для этого речной или морской песок должен быть освобожден от всех примесей: его промывают до тех пор, пока вода не будет идеально чистой, а затем закаляют в печи на металлических противнях.

Конечно, к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между листами книги , но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых, засушенное растение может не сохранить форму.

Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и, если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе.

Оформление гербария

Растения крепятся на т.н. гербарном листе, на котором, кроме самого растения, обязательна этикетка, содержащая название на русском и латинском языках, а также сведения о растении.

Сами растения к бумаге не приклеивают, а лишь поверх накладывают тонкие 3-4 мм полоски бумаги. Чтобы листья и ветки не обломились, крепить их нужно по центру листа, а не по краю. Толстые стебли можно прикрепить к листу ниткой или леской.

Папка для гербария

Сами листы должны быть плотными - можно использовать картон или дизайнерскую бумагу, можно купить специальные готовые гербарные листы. Листы между собой не скрепляются, но для гербария своими руками можно использовать папку-скоросшиватель, которая позволит при необходимости открепить любой лист.

Наборы и товары для сбора гербария

Для сбора гербария есть готовые книги с описаниями растений и прессы для засушивания. Хороший ассортимент можно найти в магазине Лабиринт .

Пожалуйста, если у Вас есть фотографии гербариев, которые сделали Вы или Ваши ученики, вышлите на электронную почту info@сайт для публикации на этой странице. Тема письма: "Фотография гербария для статьи". Спасибо!



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!