Что за игрушка ее. Как работает йо-йо

Йо-йо или ёё (ё-ё, yo-yo) - замечательное средство снятия напряжения после длительного сидения за компьютером. Это древняя игрушка, состоящая из двух одинаковых по размеру и весу диска из пластика, дерева или металла, связанных с осью, с помощью веревки, привязанной вокруг неё (оси). Первая популярность приходит на 1920-е годы, термин "Йо-Йоинг", по прежнему, очень используем детьми и взрослыми.

Современное йо-йо - это больше не пластмассовый диск на веревочке, а такой же высокотехнологичный продукт и модный аттрибут молодежной культуры как ролики или сноуборд, c не менее сложными технологиями производства, различными моделями для различных трюков и уровней мастерства "йоера" (от англ. yo-er - человек, игращий в йо-йо). Йо-йо отличаются формой, весом, устройством крепления оси, особенностями механизма для возврата йо-йо в руку и пр

На видео-ролике справа: Запись с Чемпионата Мира 2007 по йо-йо. Выступает Yuuki Specer, занявший 1 место!

История

Китайцы, возможно, использовали йо-йо приблизительно в 1000 г. н.э. Самые ранние, сохранившиеся йо-йо, датированы 500 г. до н.э. и производились с помощью глиняных дисков. Греческая ваза этого периода показывает мальчика, игравшего с йо-йо. Греческие записи этого времени говорят о том, что игрушки производились из дерева, металла и окрашенной глины. Филиппинские исторические записи свидетельствует о том, что охотники 16в., скрывающиеся в деревьях, использовали скалу, привязанную к шнуру до 20 футов в длине, чтобы бросить в диких животных, ниже них - при неудачной попытке, шнур возвращал скалу. Обычная мудрость предполагает, что это было основой йо-йо, но Валерий Оливер (Valerie Oliver), один йо-йо энтузиаст, который не представил каких-либо фактических оснований, для её утверждение, утверждал, что йо-йо проделал путь от Китая до Греции и попал в Филиппины.

Описание игрушки

Йо-йо основана на механической инерционности вращения катушек и их взаимодействия с верёвкой и между собой. При броске йо-йо, размотав целиком верёвку, начинает свой возврат по ней в руку играющего. Поскольку йо-йо быстро вращается, возникает гироскопическая стабилизация её оси вращения, которая даёт возможность игроку выполнять ряд трюков. В начале XX века верёвку стали не просто привязывать к оси, а делать петлю, благодаря чему стало возможно отправлять йо-йо в состояние "слипа" (англ. to sleep - спать), при котором игрушка некоторое время вращается на конце целиком размотанной верёвки. Благодаря этому стали возможны стили игры с активным взаимодействием йо-йо с верёвкой, - иные, нежели в классическом "лупинге" (англ. looping - ведение циклов) - технике, основанной на множественных и частых выбросах йо-йо. В 1990-е годы были созданы первые йо-йо с подшипником на оси, резко увеличившие время "слипа" такого йо-йо.

Раньше йо-йо делались из цельного куска дерева или из глины. В настоящее время йо-йо изготовляют из пластика или различных металлов: алюминиевых сплавов, стали или титана (йо-йо high-end класса). Также существуют композитные йо-йо (пластиковые йо-йо с металлическими ободами). Последние стоят между пластиковыми (для начинающих) и high-end (для профессионалов). Современные йо-йо имеют подшипник для увеличения времени "слипа", а также разнообразные формы половинок, системы тормозов и способов производства самих верёвок. Стоит отметить, что не все high-end йо-йо являются металлическими (как, например, high-end йо-йо "Born Crucial Milk" и "Silk"), они делаются из особого пластика - дерлина. В таких йо-йо вес, как и в металлических, распределён по ободам, что даёт больший "слип" и стабильность при выполнении сложных игровых связок.

Основные современные стили игры с йо-йо

Лупинг (англ. loop - петля) - стиль игры, при котором игрок движениями руки направляет йо-йо по эллиптической траектории вокруг руки; основной задачей выполнения трюков "лупинга" является их продолжительное выполнение без возврата йо-йо в руку. Йо-йо для выполнения трюков "лупинга" могут быть стандартной или модифицированной формы (обода в виде плоских дисков).

Стринг (англ. string - веревка, нить) - стиль игры, основанный на выполнении трюков во время "слипа".

  • Маунты (англ. mount - опора, подставка) - верёвка обматывается вокруг пальцев, после чего на один из полученных отрезков ловится йо-йо. Простейшим "маунтом" является "трапеция" - после броска вбок йо-йо делает оборот вокруг пальца руки, не делавшей бросок ("свободной руки") и приземляется на верёвку.
  • Ласерейшены (англ. laceration - разрыв, рваная рана) - после броска в сторону йо-йо оставляют висеть свободно, после чего йо-йо подкидывают, пропускают под ним верёвку и ловят в "маунт". Категория названа "в честь" трюка "Laceration", где именно таким образом йо-йо ловилось на "трапецию".
  • Хопы (англ. hop - прыжок) - после выполнения "маунта" игрок резко увеличивает натяжение верёвки (в редких случаях - придавая импульс своим телом, однако такое выполнение "хопа" считается неверным), заставляя йо-йо подлететь, после чего его ловят либо на тот же, либо на другой отрезок верёвки, задействованный в "маунте". Классический пример - "Eli Hops" - хопы с "трапеции".
  • Випы (англ. whip - кнут, удар кнутом) - игрок захватывает в каком-либо месте верёвку, после чего подкручивающим движением забрасывает получившуюся петлю на йо-йо. Практически единственный тип трюков, представители которого пригодны к исполнению одной рукой.
  • Суисайды (англ. suicide - самоубийство) - йо-йо ловится в "маунт", после чего йо-йо бросается вокруг руки, сделавшей бросок с одновременным скидыванием петель с руки, не делавшей бросок, а затем ловится в тот же либо изменённый "маунт". Категория получила название от трюка "Suicide", где данное бросание совершается с "трапеции".
  • Слэки (англ. slack - провисшая верёвка) - после "маунта" какая-либо часть верёвки захватывается, после чего йо-йо и получившаяся петля бросаются вокруг места захвата.
  • Хуки (англ. hook - крючок) - подвид "ласерейшенов", требующий также техники "слэк". Петля оборачивается вокруг пальца, одновременно зацепляя йо-йо. Основной трюк - "Hidemasa Hook".
  • Гринды (грайнды) (англ. grind - скрежет) - название этого вида трюков взято из современных экстремальных видов спорта, когда спортсмен скользит на "скейте", bmx и т. п. по грани препятствия, при этом издается характерный скрежет. В йо-йо скрежетать так характерно, конечно, нечему, однако название закрепилось за этим видом трюков. Во время выполнения трюков "гринд" йо-йо "стоит" на руке, пальце, при этом оставаясь в вертикальном положении и продолжая вращение. Разновидностью трюков "гринд" являются так называемые "тамб-гринды" (англ. thumb - большой палец), при которых йо-йо вращается на большом пальце руки, вставленном в пространство под ободом йо-йо. Для успешного выполнения трюков "гринд" требуется йо-йо с матовой ("сатинированой") поверхностью для уменьшения трения о поверхность руки/пальца. Для выполнения "тамб-гриндов", в свою очередь, требуется небольшая канавка под ободом йо-йо.
  • Чопстики (англ. chopsticks - палочки для еды) - выполнение этих трюков похоже на "маунты", но заключается в бросании и ловле йо-йо на веревки между пальцами одной руки. Этот вид трюков достаточно сложен и, если вы не пианист, то учиться технике "чопстик" проще на небольших йо-йо. Однако игроки, хорошо владеющие техникой этих трюков, могут выполнять их на йо-йо практически любого диаметра.

Стиль "стринг" так же делится на "фронт-стайл", когда трюки выполняются после броска перед собой, и "сайд-стайл", когда йо-йо бросается вбок, параллельно телу. Задачей игры в стиле "стринг" является выполнение трюка или связки трюков с последующим возвращением йо-йо в руку. Йо-йо для стринг трюков имеют широкую форму: бабочки, Н-формы, формы "стелс".

Фрихэнд (англ. free hand - свободная рука) - стиль игры, схожий со стилем "стринг", но имеющий более широкие возможности исполнения трюков за счет того, что верёвка не крепится к руке. Вместо этого к веревке привязан противовес в виде небольшого шарика, кубика или фигурки, который держится в руке. Йо-йо для стиля "фрихенд" не имеет специальной формы, используется йо-йо для стиля "стринг". В трюках этого стиля много бросков как противовеса, так и самого йо-йо вокруг какой-либо оси. Потеря контроля может привести к выпадению йо-йо и противовеса из рук, поэтому обычно для этого стиля используют пластиковые йо-йо, так как металлические более чувствительны к падениям.

Оффстринг (англ. offstring - вне веревки) - стиль игры, в котором ось йо-йо не крепится к веревке. Для трюков этого стиля обычно используются большие йо-йо, облегчающие ловлю на веревку, однако достаточно тренированный игрок может играть в этом стиле практически любым йо-йо.

Часть трюков с йо-йо перешла к игрушке Astrojax - трём шарикам на верёвочке, постепенно набирающей популярность во всех странах мира.

Игрушки хэнд-мэйд в последнее время пользуются необычайным спросом, поскольку обладают массой преимуществ: дешевизна, экологичность, нетоксичность. Но самое главное, что процесс создания игрушки своими руками приносит истинное наслаждение и дарит исключительно положительные эмоции.

История возникновения

Йо-йо - игрушка, имеющая древние китайские корни. В некоторых источниках даже сообщается о том, что йо-йо бытует у китайцев еще с 1000 г. до н. э. Самые первые предшественники современной игрушки, которые сохранила история, это йо-йо из глины, что датируется 500 г. до н. э. В 16 веке подобные игрушки делали из камня, который привязывали к веревке длиной около 6 метров. Веревку держали в руке, а камнем кидали в животных. Если попытка была неудачной, камень возвращался обратно в руку.

Описание

Йо-йо представляет собой две одинаковые симметрично расположенные по отношению друг к другу катушки, соединенные осью, на которой фиксируется и наматывается веревка. Ассортиментный ряд современной игрушки широк, диски могут быть изготовлены из самых различных материалов, соединительным элементом выступает подшипник.

Принцип работы - маятник.

Принцип действия - механическая инерционность вращения дисков.

Йо-йо: игрушка и ее классификация

Существует несколько классификаций йо-йо. Рассмотрим основные из них.

1. В зависимости от материала корпуса, йо-йо бывают:

  • Пластиковые. Основной материал, используемый при изготовлении - пластик. Потребительская аудитория - дети и начинающие пользователи. Особенность: яркое внешнее оформление, минимальный вес, низкая цена.
  • Композитные. Основной материал, используемый при изготовлении, - пластик, имеются отдельные детали из металла (как правило, обода). Потребительская аудитория - продвинутые пользователи и профессионалы. Особенность: идеальны для совершения трюков повышенной сложности и длительных трюков, обладают отличной инерционностью.
  • Металлические. Основной материал, используемый при изготовлении - алюминий. Потребительская аудитория - профессионалы. Особенность: максимальное распределение подходят для «фристайлов», цена высокая.

2. В зависимости от формы:

  • Бабочка йо-йо: игрушка в профиль ассоциируется с бабочкой. Характерным является плавное закругление к центру и широкое пространство между двумя половинками (гэп).

  • Империал. Считается классической формой йо-йо: две выпуклые половинки с узким гэпом. Подходит для игр, характеризующихся полетами циклического исполнения, в частности для «Лупинга».

3. В зависимости от особенностей конструкции:

  • Разборные. Игрушка поддается разборке - две половинки снимаются. Находит более широкое применение, нежели неразборные йо-йо.

  • неразборные йо-йо: игрушка представляет собой одно целое, и ее разбирать нельзя.

Характеристики

Среди основных характеристик йо-йо можно выделить следующие:

1. Гэп. Термин «гэп» имеет английские корни и в переводе означает «промежуток». Гэпом принято называть расстояние между двумя половинками игрушки. От величины данного показателя (расстояния) зависит время пребывания йо-йо в слип-режиме - чем больше гэп, тем продолжительнее может длиться исполняемый трюк.

2. Используемый тип подшипников. От размера и формы подшипников зависит гэп, а следовательно, и продолжительность слипа. Различают несколько типоразмеров подшипников:

А - обеспечивает минимальный гэп. Внешний диаметр составляет 10 мм, внутренний - 5 мм, ширина - 4 мм. Как правило, используется в самых примитивных моделях йо-йо, подходящих для среднестатистического пользователя.

С - наиболее часто используемый размер подшипника. Внешний диаметр - 12,5 мм, внутренний - 6,3 мм, ширина - 4,7 мм. Подходит как для игры «Лупинг», так и для более сложных и продолжительных трюков.

D - обеспечивает наибольшие расстояние между половинками игрушки. Внешний диаметр - 11 мм, внутренний - 5 мм, ширина - 5 мм. Используются в кругу профессионалов для прохождения всевозможных соревнований и выполнения сложнейших и затяжных трюков.

Форма подшипников также может быть нескольких типов:

  • Standart — стандартные подшипники с плоской наружной поверхностью.
  • ConCave— для таких подшипников характерно наличие канавки на наружной грани. Канавка способствует сосредоточению веревки по центру игрушки. Разновидность йо-йо - чертик на веревочке - отличается простотой в управлении, что делает возможным эксплуатацию игрушки начинающими пользователями. Аналогами являются grooved, Center Trac.
  • Slim — аналогичны типу формы «Стандарт», но уступают им по толщине.

3. Тип тормозной системы. Тормозная система - самый главный элемент игрушки. Насчитыватся 4 возможных ее типа: старбертс (с зубчиками) - такой системой оснащена игрушка йо-йо, цена которой находится на минимальном уровне; резиновые наклейки - более практична по сравнению с предыдущим типом; резиновые (или силиконовые) кольца - пользуется немалым спросом, поскольку гарантирует мягкое торможение; жидкий силикон - не практичен в использовании, поскольку силикон имеет свойство быстро стираться.

4. Наличие дополнительных усовершенствований. К таковым можно отнести канавки, хабстеки (держатели), Z-стеки, сайдспиннеры и др. Наличие того или иного дополнения необходимо для выполнения конкретного трюка.

Как сделать йо-йо самому

Рассмотрим самый простой пример того, как сделать йо-йо в домашних условиях.

Необходимый инструментарий:

  • жестяная банка - 2 шт.;
  • карандаш;
  • клей «Жидкие гвозди»;
  • веревка;
  • ножницы.

Как своими руками делается йо-йо (игрушка)? Инструкция дает пошаговые разъяснения:

1. Обрезать верхнюю часть обеих банок. Ширина должна составлять 1 см. Рекомендуется использовать невскрытые жестяные банки, жидкость из которых предварительно слить из разреза (прокола), сделанного с боковой части. Таким образом, деталь, вырезанная из верхушки, не будет иметь следа от открытия сосуда, а значит, и вероятность вытекания клея полностью исключена.

2. Взять нож и отрезать им около 3 см от карандаша. Отрезок этот будет выполнять роль подшипника. Проверить правильность проделанной работы можно следующим образом: берем две жестяные половинки игрушки, соединяем их с внутренней стороны карандашом и измеряем образовавшийся зазор. Если зазор составляет не более 1 см, вы все сделали правильно.

3. Зафиксировать карандаш с жестяными полусферами. Вставляем карандаш по центру обрезанной части банки и смазываем клеем. Делать это нужно поочередно с каждой частью (половинкой) игрушки.

4. Загнуть острые края жестяных банок и обработать с помощью напильника. Это нужно сделать для того, чтобы в процессе эксплуатации веревка не была повреждена.

5. Привязать веревку. Длина веревки должна быть около 1 м. Крепим ее следующим образом: на одном конце завязываем петлю для пальца, а на втором привязываем к карандашу-подшипнику.

Вот и всё! Игрушка готова! Теперь будет в свободное время.

Сколько стоит игрушка йо-йо? Цена на самые дешевые модели китайского производства - от 35 до 199 рублей. Более высокая ценовая категория - от 216 до 1 000 рублей. Может, и вправду стоит попробовать изготовить игрушку самим?

Йо-йо (игрушка) своими руками может быть сделана и при использовании уже вскрытых жестяных банок. Главное требование - качественно закрыть отверстия, вогнув их обратно.

При склеивании карандаша и частей банок клея не жалейте! Помните, что для получения качественного и легко вращаемого йо-йо нужно сделать так, чтобы он был тяжелым. Достичь этого можно благодаря клею, который заливается вовнутрь самодельной жестяной половинки игрушки.

Игрушка йо-йо: как играть

Наиболее распространенный вопрос среди начинающих пользователей: "Как играть в йо-йо?" В природе насчитывается несколько стилевых направленностей игры.

Лупинг - игрушка приводится в действие движениями руки - описывает эллиптическую траекторию полета и долгое время не возвращается в руку. При совершении трюков возможны различные манипуляции с веревкой (обматывание вокруг пальцев, резкое натяжение, захват, подкручивание и т. д.).

Стринг - все трюки, выполняемые с игрушкой, заканчиваются возвращением йо-йо в руку игрока, на которой крепится веревка. Для игры стринг используется йо-йо бабочка.

Фрихэнд - в некотором роде является аналогом стринг-игр, однако веревка к руке игрока не крепится. Руку заменяет противовес, представляющий собой небольшую фигурку, которая крепится к руке. То есть игрушку и руку игрока соединяет противовес.

Оффстринг - игры с йо-йо без веревки.

На первый взгляд, йо-йо - чрезвычайно простая игрушка, которая выглядит, как катушка, привязанная к концу веревки. Но в умелых руках она становится чем-то экстраординарным!

Опытный йо-йокер может выпускать йо-йо во всех направлениях, оно будет порхать в воздухе, перескакивать с веревки на верёвку, и в одно мгновение возвращаться в ладонь. Со стороны такое зрелище завораживает и кажется магическим. Но Наука любит все объяснять с точки зрения своих законов! :)

В этой статье мы исследуем принципы работы йо-йо, найдем, что же заставляет его вести себя таким неожиданным образом.

Как же работает йо-йо?

Простейшее йо-йо напоминает сплющенную катушку для ниток - два диска, соединенных по центру осью, достаточно большого диаметра. К оси крепится шнур, наматываемый на нее. В первоначальном положении шнур намотан на ось игрушки, а второй конец крепится к колечку, надеваемому на палец. Представим, что йо-йокер просто отпускает игрушку. Под действием силы тяжести увесистая катушка падает вниз, раскручивая нить и все ускоряя собственное вращение. В нижней точке потенциальная энергия опустившегося йо-йо полностью переходит в кинетическую энергию вращения. Вращательное движение придает йо-йо гироскопическую устойчивость, поэтому при правильных действиях оно всегда остается в одной плоскости, не давая нити запутаться.

Когда йо-йо достигает конца веревки, оно не может падать дальше. Но так как оно накопило достаточное количество вращательного момента, оно продолжает вращаться по инерции. В простом варианте игрушки веревка закреплена жестко к оси, и под действием инерции катушка сразу же снова начнет забираться по нити вверх, наматывая ее на ось теперь уже в противоположном направлении.

Сила трения, конечно же съест часть энергии, и йо-йо не доберется до руки своего обладателя (если ей, конечно, в этом не помочь). Что бы игрушка вернулась, надо при нахождении ее в нижней точке слегка поддернуть нить вверх, сообщив катушке дополнительную энергию. В более совершенном варианте нить не крепится к оси, а охватывает ее петлей. Катушка такой конструкции будет продолжать "свободное" вращение в нижней точке, проскальзывая в петле. Такое состояние профи называют "йо-йо спит". И спит оно до тех пор, пока легкий рывок, сообщающий игрушке начальную скорость подъема и, заодно, увеличивающий силу трения не заставляет его рвануть обратно вверх. "Спящее йо-йо" можно опустить на пол, прокатив по полу - этот прием называется «гулять с собачкой», а можно еще придумать массу элементов. Существуют также и профессиональные йо-йо.


У таких моделей в центре не просто ось, а небольшой подшипник, на котором йо-йо может довольно долго вращаться (до восьми минут!), не наматываясь обратно. Вокруг подшипника на половинках катушки присутствуют специальные тормозные наклейки. Они нужны для того, чтобы йо-йо все-таки можно было вернуть в руку и снова сильно раскрутить. Если слегка дернуть йо-йо за веревку, то натяжение ослабляется, возникает трение между веревкой и наклейками, она начинает тормозить и наматывается на ось. В моделях высокого уровня расстояние меду половинками чуть шире, а тормоза сделаны так, что йо-йо нельзя намотать простым подергиванием. Это предотвращает случайное запутывание во время сложных трюков, а для возврата в руку используется специальное движение – бинд.


С этой удивительной игрушкой можно проделать еще более забавный трюк. Когда "йо-йо спит", снимите нитку с пальца и зажмите ее между большим и указательным пальцами. Теперь легонько шлепните по руке, которая держит нитку, ладонью другой руки. Как только колесико начнет забираться вверх, отпустите нитку - колесико будет продолжать двигаться вверх по ничем не удерживаемой нитке, аккуратно сматывая ее. Игрушку можно даже поймать в карман, когда вся нитка будет намотана. Всего несколько часов тренировки, и можно показывать первые трюки.

Теперь немного об истории появления этой игрушки.


По утверждению историков, йо-йо является одной из старейших забав человечества. Кто именно изобрел эту игрушку, сказать трудно. Одни считают, что йо-йо придумали японцы, другие приписывают авторство китайцам, третьи уверены, что во всем виноваты древние греки. И действительно, изображения подобной игрушки встречаются на древнегреческих вазах, расписанных за 400-450 лет до н.э. Потом на долгие столетия о йо-йо позабыли. Второе появление игрушки в Европе состоялось уже в середине XVIII в., в Англии, куда она попала из Китая и где стала называться "банделоре" (bandelore). Лет через 30 игрушка, уже под названием "эмигрет", (L"emigrette) вошла в моду у французской знати. Делали "эмигрет" из слоновой кости и серебра и украшали драгоценными камнями. В одном из исторических свидетельств времен Великой Французской революции упоминается, как группа аристократов играла в "эмигрет" по пути на гильотину.

"Чертик на ниточке" появился в Париже в 1791 году, пропутешествовав через всю Францию, и был назван "joujou de Normandie". Многие предполагают, что именно от этого названия произошло современное название "yo-yo". Разбегаясь от революционного террора, французские дворяне завезли йо-йо во все страны Европы, в том числе и в Россию.

По воспоминаниям курортников старшего поколения, расписными йо-йо (они тогда назывались "ю-ю") торговали одесские кустари в середине 70-х. Стоили они тогда 2 рубля. А вот в Америку игрушка проникла с Филиппинских островов (кстати, на одном из местных наречий "йо-йо" означает "вернись-вернись" или "назад-назад").

Оказывается, игрушка эта была вовсе не игрушкой, а грозным оружием древних филиппинских охотников. Охотник привязывал камень к длинной кожаной веревке, забирался на ветви дерева и ждал добычу. Когда зверь проходил под деревом, охотник бросал вниз камень таким образом, чтобы камень с веревкой сделали петлю на шее животного (хотя, мне кажется, проще уж было бы по голове камнем заехать). А при промахе камень, как на пружинке, возвращался в руку охотника. Позже йо-йо стало просто игрушкой, которая, однако, развивает координацию, реакцию и ловкость.

Сегодня йо-йо есть практически у каждого филиппинского ребенка, который с ее помощью развивает ловкость, координацию, реакцию. Более того, йо-йо является на Филиппинах национальным видом спорта. В Соединенные Штаты йо-йо привез в 1920-х годах филиппинский иммигрант Педро Флорес, который решил подзаработать на чужбине с помощью производства и продажи этой игрушки. Она стала пользоваться такой популярностью, что американский предприниматель Дональд Дункан решил поставить дело на широкую ногу и с этой целью в 1929 г. выкупил у Флореса его небольшую компанию. Вскоре началось настоящее помешательство. В 1931 г. в течение месяца было продано 3 миллиона игрушек! Дункан запатентовал название "yo-yo" как торговую марку, что, правда, не помешало конкурентам выпускать подобный товар под другими названиями (например, "twirler" и "whirl-a-gig"). Однако в народе прижилось название "йо-йо". В 1965 г. Федеральный апелляционный суд постановил, что название "йо-йо" не может быть запатентовано, ибо прижилось как термин, так что использовать его может любой производитель. В том же году компания Дональда Дункана обанкротилась, продав имя "Дункан" другой фирме, которая до сих пор продает "йо-йо Дункана". Но, не смотря на разорение, Дональд Дункан остался самым известным человеком, внесшим огромный вклад в развитие yo-yo. В честь его дня рождения, 6 июня стал в Америке Национальным Днем Йо-Йо.

У вас завалялась старая игрушка йо-йо? Решили «вспомнить молодость»? Или вообще не знаете о такой штуке? Тогда давайте освоим правила игры и вперёд - вращать чёртика на верёвочке.Первые упоминания об этой игрушке можно найти еще в книгах по античной истории. Это около 2500 лет назад. Невероятно, но и сегодня упоминание о йо-йо приводит в замешательство наших бабушек. «Чёртиком на верёвочке» пользовались такие знаменитые исторические деятели как Николай II и Наполеон. Игрушка помогала занять руки, успокоиться и собраться с мыслями.

Современное назначение йо-йо изменилось. Сейчас это игра, развлечение и даже спорт. Каждый год в США (родине йо-йо), России, странах Европы и Азии проводятся соревнования йо-йо. Состязания сочетают с фристайл-конкрусами на скейтах и bmx. Себя мастера крутить игрушку называют йо-йорерами.

Ой-ёй, как вращать йо-йоёй?
Стилей игры всего четыре. Самый популярный и состязабельный - стринг . Верёвка закрепляется на пальце, а сам йо-йо балансирует на конце мотка. Для этого используют классическую игрушку с качественным подшипником. Длина верёвки - от пояса до лодыжки йо-йорера.

Фрихэнд - при его исполнении веревка не крепится к пальцу. Для игры в такой йо-йо нужен не стандартный, а крупный вариант. Диаметр диска йо-йо в этом стиле около 20 см. В изощренном оффстринге(так называют способ кручения) веревка вообще не скреплена с колесиком.

Луппинг - движение йо-йо по определенной траектории без возврата в руку. В таком стиле играют с одной или двумя игрушками.
Если начать крутить колесико уже сейчас, то можно будет блеснуть мастерством в “день йо-йо”, который будут отмечать в Москве 6 июня.

Инструкция для начинающих
Начать следует с технологии правильного наматывания верёвки. Берём нитку в левую руку и делаем один оборот так, чтобы веревка проходила вокруг вашего пальца. После этого уберите палец и сделайте четыре свободных витка. После этого намотайте верёвку просто, как на катушку.

Согните руку в локте на уровне глаз. Теперь резко толкните йо-йо по веревке вниз и откиньте руку на себя. Если всё сделать правильно - йо-йо вернётся в руку. Магия? Физика!

Трюк под названием «звезда» может помочь вам научиться играть в йо-йо.
Йо-йо следует бросить в бок и выставить перед собой указательный палец на левой руке таким образом, чтобы йо-йо обернулось вокруг пальца и вернулось на веревку. Данный трюк используется в качестве основой для многих других, более сложных, трюков.

Большой пальцем на левой руке захватывает веревку, а большой палец на правой руке оттягивает один из двух частей веревок, которые намотаны на указательном пальце на левой руке. В завершении манипуляций, у вас получится фигура, которая напоминает звезду.

ИВАХНЕНКО Людмила

Как делать трюк «Звезда» — смотрите на видео!

Наверное, про Йо-Йо (Yo-Yo или yoyo) слышали уже все. Скреплённые между собой диски как по волшебству фокусника разматываются на верёвочке и затем поднимаются по ней же вверх, заматываясь назад в исходное положение. Физика - интересная наука и многие игрушки используют её законы. Можно и поиграть, и выучить что-нибудь новое, понять работу игрушки с точки зрения физики как науки, разобраться как работает тот или иной инструмент для игры. Юла, спиннер , йо-йо...

Простая на первый взгляд игра может стать весьма познавательной. Кроме того, Йо-Йо положительно влияет на человека. Прививает любознательность и интерес к физике, улучшает моторику рук, держит в тонусе мышцы, развивает пространственное мышление и память. Может также улучшать коммуникативные навыки и даже способствовать повышении самооценки.

Кстати, Йо-Йо некоторые называют ещё «чёртик на верёвочке », которого нужно приручить и делать с ним самые разные трюки.

Краткая история Йо-Йо

Немного истории. Лет двадцать назад игрушка Йо-Йо была очень популярна. Многие, кому позволяли средства, ходили с ней, пытаясь в школе на переменках выполнить интересные трюки. Википедия рассказывает, что ей намного больше лет, чем можно дать навскидку на первый взгляд и появилась она ещё в 1920 году, сохраняя свою популярность вплоть до 90-х, впрочем не только в конце XX столетия была популярной, но также и в начале XXI века. И вот теперь она снова в моде. Изначально верёвка привязывалась к оси, затем стали просто делать петлю на конце для более удобного использования. К тому же теперь некоторые более профессиональные Йо-Йо могут иметь даже подшипник в составе и силиконовые вставки-тормоза, что привносит собой разнообразие в возможности исполняемых трюков.

Материалы из, которых изготавливались Йо-Йо в начале XX века - дерево и глина. В наши дни материалом для игрушки служит в большинстве случаев пластик и алюминиевые сплавы. Иногда можно встретить также и неординарные модели со светодиодами.

По некоторым источникам в интернете игрушке этой не одна тысяча лет и могла использоваться даже для охоты. Кроме того, она могла быть распространена в самых разных древних странах и цивилизациях. Так что может вполне оказаться, что это очень древняя игрушка.

Разнообразие Йо-Йо

Если открыть интернет и ввести в поисковик название игрушки, можно увидеть множество их видов, которые несколько отличаются друг от друга по размерам и форме (главное, чтобы сохранялась при этом структура в виде двух дисков и верёвки между ними). Цвета же для их изготовления в наше время используются самые разные. Есть даже интересные прозрачные модели.

Описание Йо-Йо

Краткое описание и принцип работы этой довольно простой и в то же время занимательной игрушки. Что такое Йо-Йо, как с ним играть и как он работает?

Йо-йо состоит из трёх частей:

  1. двух одинаковых по размеру и весу дисков,
  2. оси, скрепляющих между собой эти два диска,
  3. верёвки, держащейся на оси.

Работает по принципу маятника Максвелла и гироскопа . Кстати, ярким примером гироскопа может послужить детская юла (волчок) и современные скейт-доски (гироборды), которые зачастую можно увидеть на улицах города в виде скейтов, управлять которыми нужно при помощи особых наклонов тела. Простыми словами если, то гироскоп - устройство, которое реагирует на изменение угла находящегося на нём предмета.

Маятник Максвелла двумя словами не объяснишь. Колёсико, подвешенное на штатив при помощи стержня (проходящего через ось) на намотанные верёвки. При отпускании фиксатора колёсико опускается вниз, верёвки при этом разматываются до конца, после чего колёсико поднимается вверх и потом снова устремляется вниз.

В момент начала игры (отпускания йо-йо), её начальная потенциальная энергия преобразуется в кинетическую энергию вращения. Когда верёвка начинает наматываться на ось, уже кинетическая энергия преобразуется в потенциальную.

Как играть с Йо-Йо

Как крутить Йо-Йо классическим способом? Для самой простой игры нужно накрутить (сильно не натягивая) верёвку на ось посередине игрушки, затем надеть петельку верёвки на указательный или средний палец (кому как удобнее) и толкнуть игрушку вниз (как мячик). Как игрушка практически полностью размотается, нужно потянуть её за верёвочку вверх, чтобы верёвка снова намоталась на ось, а затем снова опустить руку, отталкивая Йо-Йо вниз. Суть игры в том, чтобы как можно дольше сматывать и разматывать игрушку такими простыми движениями. Если нитка полностью размотается и путём резкого поднятия руки она не начнёт наматываться на ось, нужно будет замотать верёвку руками обычным способом и начать игру заново. Это самый простой классический способ игры.

В Википедии описано множество трюков, которые выполняются с Йо-Йо, а на Ютубе можно посмотреть как это делается вживую. Достаточно интересное занятие для свободного времени. Можно стать настоящим мастером, профессионалом по владению разными техниками игры и даже устроить мини-чемпионат среди друзей.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!