Именины розы по церковному календарю. Значение имени Роза

Роза - легендарный цветок и мистический символ.

Конечно, на языке цветов, роза - символ любви, это первое, что приходит в голову. Со всеми вытекающими выводами: белая роза - любовные воздыхания, чайная - ухаживание, розовая - клятва любви, ярко красная - страсть и восхищение...

Но не только. Роза - очень непростой символ. Правда об этом мало кто догадывается.

МАЛЕНЬКОЕ ДЕРЕВО ЖИЗНИ

А ведь роза - это не просто цветок. Это королева и примадонна!
Безупречная и идеальная. Это - знак Солнца, любви и сада Эроса.
В древнем Египте роза - эмблема Исиды, в древней Греции - символ любви и страсти, священный цветок Афродиты, а также богини утренней зари Авроры и покровителя новобрачных Гименея (новобрачные спали в постели, усыпаной лепестками роз и на наполненных ими же подушках). У римлян розу почитали символом победы и торжества любви, и она принадлежала Венере. А в Индии считают, что богиня процветания прекрасная Лакшми появилась из распустившегося розового бутона...

На Западе роза - цветок в котором зарождается свет, символ рая, Девы Марии и священного Грааля. По степени своего символического значения она соответствует главному восточному мистическому цветку - лотосу. Издавна роза обозначала время и вечность, таинство жизни и благодать, добро и счастье, щедрость и благородство, красоту и плодородие. Ну, и, конечно, сердце. Недаром в древних мистических эмблемах ее ставили в самый центр креста, как точку единения. Теперь нетрудно представить, что хочет сказать человек, который в знак симпатии, любви или привязанности дарит розы. И абсолютно неважно - будет ли это огромный букет с разноцветными бантами и ленточками или один скромный цветок...

··· О СЛОВАХ

Если есть роза - слова не обязательны. Ни признания, ни комплементы, ни восторги. Такой уж это цветок, он сам все скажет. В Греции, например, роза ассоциировалась не только с богиней любви, но и с Гарпократом - богом молчания. Если в присутствии розы слова и произносятся, то они не для ушей окружающих. Розы сами создают атмосферу конфиденциальности и интимности. Недаром цветок розы символизирует молчание и тайну. Именно поэтому в древности розы вешали на двери, изображали на витражах средневековых храмов, а исповедальни и залы для совещаний обязательно украшали ее изображением, как знаком секретности. Есть даже латинское выражение - sub rosa (дословно - «под розой»), то есть, то что сказано наедине, не подлежит разглашению. Роза - секретный знак гармонии для посвященных, для тех, кто любит друг друга, для их улыбок, взглядов и прикосновений.

··· О ШИПАХ

С научной точки зрения шипы на стеблях роз - природная защита, приспособление, позволяющее выжить. Говорят, что в раю розы были без шипов, но обзавелись ими после того, как люди были изгнаны на Землю, и с тех пор служат напоминанием человеку о его падении. Другие трактовки колючести розы говорят о том, что ее шипы - преграда на пути к красоте, гордость, и способность постоять за себя. Можно согласиться с Юнгом, считавшим розу символом целостной личности, в которой в равновесных пропорциях присутствуют сознание и подсознание - ароматные бутоны и острые шипы. Только хотелось бы, чтобы шипов у роз было поменьше, они очень мешают жить, защищая и от плохого, и от хорошего... Помните размышления Маленького Принца: «Миллионы лет у цветов растут шипы. И миллионы лет барашки все-таки едят цветы. Так... почему они изо всех сил стараются отрастить шипы, если от шипов нет никакого толку?».

··· О ЧУДЕСАХ

Мы всегда рады цветам. Но, к сожалению, получаем их не так часто, как хочется. А ведь розы особенно нужны нам как обладающее совершенством формы, тонким ароматом, бархатистостью лепестков лекарство от стресса. Оказывается, даже зрительный образ розового бутона, по мнению психологов, приносит чувство покоя, гонит раздражение и боль. Чем чаще визуализировать в сознании розовый цветок, тем легче будет простить кого-то или простить саму себя за нанесенную кому-то обиду. Это если розу представить мысленно, а если держать ее в руках, ощущать ее благоухание, любоваться ей - эффект усилится во много раз.

Цветок каждому добавит любви и радости, а в дом и в отношения привнесет взаимопонимание, сердечную привязанность, нежность и умиротворение.


Вернуться к списку Растений и мифов >>>
. Роза - самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, эта "королева цветов" росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. В Древней Греции роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (в Риме -Венеры), а также символизировала любовь и желание. У арабов роза - это символ мужской красоты. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность; белая роза - это символ невинности, чистоты, целомудрия; Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку на ней не было греха, "розой без шипов". Роза - это традиционная эмблема Англии, она представляет собой самый известный нагрудный знак английских королей. После "Войны Алой и Белой Розы", названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза дома Ланкастеров и белая дома Йорков были объединены в форме, которая носит название "Розы Тюдоров". В недавние времена красная роза была одобрена европейскими политическими партиями в качестве эмблемы социализма. В 1986 году ее в качестве эмблемы утвердила британская лейбористская партия.
Также роза - символ тайны и молчания; по греко-римской мифологии, бог тишины Гарпократ склонил Венеру к любовной связи; чтобы купить его молчание, сын Венеры, Купидон , дал ему белую розу. В древности роза рисовалась или изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что все, сказанное sub rosa, "под розой", является конфиденциальным. Похожее выражение sub vino sub rosa est говорит о том, что сказанное было произнесено под воздействием вина.
Роза, один из наиболее распростра-нённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Р. занимает ведущее место. Так, Брахма , споривший о цветах с Вишну , отдал предпочтение сначала лотосу , но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом Р. связывали радость, позже - тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, букв, «под розой» как обозначение тайны), но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа Р. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран Р. стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «Розу Елисейских полей ». С другой стороны, Р. на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Более полный набор символических значений Р. включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Р. может выступать как символ солнца , звезды , богини любви и красоты (в Древнем Риме Р. связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно - красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Роза б ланка и т. п.). У арабов Р., напротив, мужской символ, в еврейской каббале Роза - образ единства. Роза символизирует число пять, и эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причём «Розарии» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» - пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как Роза или имеет Розу своим атрибутом. Р. в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия , святых - Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве Роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве Р. символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое зна чение получают и части Р.: её зелень соотносится с радостью, шипы - с печалью, сам цветок - со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать Р. как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте. В высшем плане неба (Рай XXX-XXXIII) поэт видит огромную пламенеющую Р., лепестки которой - души праведных, а высший из них - богоматерь. После Данте Р. всё чаще символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство, творческий порыв (в итальянском гуманистическом неоплатонизме, философских утопиях розенкрейцеров и масонов и т. д.). Р. как символ земной чувствительной страсти чрезвычайно популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике 16-18 вв. Эволюция образа Р. отмечается и в более поздней поэтической и мистической традиции. Так, у немецкого поэта К. Брентано в «Романсах о Розарии» выступают три сестры - Розароза (Алая роза), Розадора (Золотая роза) и Розабланка (Белая роза), которым грозит кровосмесительная связь с братьями, но их спасает вмешательство благодати. Роза становится стержневым образом-символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штифтер и др.), символистов рубежа 19-20 вв. (С. Малларме, В. де Лиль-Адан, О. Уайльд, кружок франц. поэтов - розенкрейцеров и др.), писателей 20 в. (например, У. Б. Йитс, Дж. Джойс, Т. С. Элиот, П. Целан; в России, в первую очередь, - А.А. Блок и О. Э. Мандельштам); в большинстве своём мотивы Розы у этих авторов так или иначе восходят к Данте. В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным симво-лом мира и человеческой жизни. Образ Розы присутствует во многих про-изведениях искусства (Р. - один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая Р. на витражах средневековых храмов). Р. знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. е. «живопись Р.». С 12 в. Р. вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) Р. нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты. Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения ши дов. По одной версии, Р. стала крас-ной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шиилом Р. во время поисков ею убитого Адониса . Иная мотивировка - белая Роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева .По другой версии, Роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на Розу. С Купидоном связывают и происхождение шипов Розы. Вдыхая благоухание Розу, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу , оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ейt стать оградой из Роз, Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Розу шипами.Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал Розы колючими).Согласно раннехристианской традидии, до грехопадения Р.не имела шипов. Красный цвет Р.объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные Розы нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные Розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из Р.), а тернии Розу соотносились с терновым венцом. Исключительную роль играет Р. в символике иранской литературы и искусст-ва. Традиционен мотив любви соловья к Р.: когда её срывают, соловей вскрикивает; Роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяющий Розы и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой Розы - пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю. В германской традиции Р. принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.Символика различных видов Р. и её элементов многообразна. Красная Роза - христианский символ земного мира; эмблема Адониса, Афродиты, Венеры, Сафо; знак дома Ланкастеров; восторг, стыдливость, стыд, желание, объятие, страсть, материнство, смерть, мученичество. Белая Р. - чистота, девственность, духовность, абстрактная мысль, тишина; знак дома Йорков. Красная и белая Р. - единство, союз. Гирлянда Роз - атрибут Эроса, Купидона, святой Цецилии; блаженная душа, небесная ра-дость, утешение в христианской вере; ангельский венец. Р.на кресте - смерть Христа. Шип Р. - страдание, смерть; христианский символ греха; Р. без шипов - неблагодарность. Венок из Р.- небесная радость, награда за добродетель. Розовый сад - Новый Иерусалим; Небесная Роза - роза дантовского Рая, образ универсума и высшего блаженства. Золотая Роза - Роза, благоелавляемая священником и вносимая на празднике в храм; символ церкви, небесного благослове-ния и радости. Серебряная Р. - жилище Брахмы . Розетка Р. - знак семи имён аллаха в мусульманстве; в буддизме - знание, закон, путь порядка, т. е. тройственная истина, символизируемая и лотосом; звезда , круг вселенной. Розовое дерево - убежище, приют. Роза, воспетая античными поэтами и средневековыми трубадурами как короле-ва цветов и царица сладостных ароматов, выступает в их произведениях как символ совершенства, как эмблема божественной, романтической и эротической любви. Однако ее символика далеко не исчерпывается этими значениями. Роза может служить яркой аллегорией человеческого сердца, тайны, солнца, космического колеса и центра мироздания. Но и это еще не все, поскольку символика прелестного цветка во многом зависит от его окраски. Так, белая роза олицетворяет чистоту и непорочность, красная роза символизирует мученичество, а черная или распустившаяся роза являются эмблемами печали и смерти.
В античной мифологии, что вполне логично, совершенный цветок посвящен самой прекрасной из богинь - богине любви и красоты Афродите (Венере). По одному из греческих мифов они появились на свет одновременно: когда Афродита вышла из пены морской, клочья пены, лежавшие на груди, плечах и бедрах обворожительной богини, превратились в роскошные белые розы, а тонкий аромат им придал нектар богов-олимпийцев, с радостью принявших прекрасную Афродиту в свою могущественную семью.
Происхождение красной розы также связано с Афродитой. Однажды прелестная богиня спешила на помощь к своему умирающему возлюбленному Адонису, смертельно раненному на охоте клыками громадного кабана. Встревоженная Аф-родита не замечала острых камней и шипов терновника, изранивших ее нежные ноги, и там, где падали капли крови прекраснейшей из богинь, вырастали алые как кровь розы.
В персидском мифе белую розу окра-сила кровь влюбленного в нее соловья: когда певец любви прижал розу к своей груди, острые шипы пронзили его сердце. Так шипы розы стали ассоциироваться с ранами любви.
В религии древних греков, где розы составляли неотъемлемую часть культа Афродиты, прекрасными цветами жрицы украшали алтари ее храмов, а самые храмы были окружены благоухающими цветниками из роз. На Родосе, где существовал один из самых великолепных храмов Афродиты, даже на монетах чеканились изображения божественного цветка.
В Древнем Риме возникли розалии - религиозный праздник, во время которого венками из красных роз украшали гробницы. Праздник розалий, соединивший символику красной розы со смертью и возрождением, и в самом деле оказался необычайно живучим и популярным. Пе-режив столетия и преодолев сопротивление господствующего христианства, розалии с триумфом утвердились во всех странах Западной Европы. Сроки проведения языческого праздника, зависевшие от времени цветения роз в той или иной местности, не совпадали, однако ловкие клирики приурочили их к важным христианским праздникам. В странах с мягким климатом розалии отмечались на Троицу (Италия, Испания, Южная Франция), а севернее, в более холодном регионе (Германия, Австрия, Бельгия, Голландия) - на Петров день. Среди христиан этих государств даже распространилось поверье, что на Петров день св. Петр рас-сыпает розы, приглашая в рай праведников. Верующие считали розу райским цветком, чей аромат напоминает о блаженстве садов Эдема, а шипы - о грехопадении. Другое поверье наделяло розу функцией оберега, так как суеверные простолюдины полагали, что стойкий аромат цветка отпугивает злых духов и демонов.
Авторитет розы в христианстве вскоре достиг такой высоты, что кроваво-красная роза с острыми шипами сделалась символом Страстей Господних, а непорочную Деву Марию стали именовать «ро-зой без шипов».
В христианской иконографии Деву Марию иногда изображали с тремя разными венками из роз. В этом сюжете венок из белых роз символизировал ее чистоту и непорочность, венок из красных роз олицетворял ее страдания, а венец из желтых воспевал немеркнущую славу Царицы Небесной.
Роза как атрибут сопутствует и некоторым христианским святым. Белые розы лежат в переднике св. Елизаветы Венгерской. Красными розами наполнена корзина св. Доротеи, а в момент ее казни ангелы парят над головой Доротеи с гирляндами из красных роз. Алые розы прорастают там, куда упали капли крови Франциска Ассизского. В изобразительном искусстве мастера Ренессанса, черпавшие свои сюжеты из античной мифологии, посвятили розу, как символ любви и совершенства, богине Афродите (Венере). Раны, полученные от любви, они иногда изображали в виде шипа, который Венера извлекает из ноги. Струйка крови, вытекающая из ранки на ноге, окропляет белые розы, окрашивая их в красный цвет.
Розы также являются атрибутами трех Харит, греческих богинь красоты (у римлян им соответствуют Грации) - очаровательных прислужниц и спутниц Афродиты, составляющих ее прекрасную свиту.
Как эмблема тайны, роза принадлежит египетскому богу молчания Гарпо-крату, изображавшемуся в виде обнаженного кудрявого мальчика с пальцем у рта. Согласно одному из мифов, Купидон подарил Гарпократу белую розу с тем, чтобы пресечь многочисленные слухи и сплетни о ветрености своей матери Венеры.
В алхимии роза стала эмблемой бессмертия, поскольку в ее полуоткрытом бутоне алхимики усматривали образ мис-тического бокала, наполненного эликсиром вечной жизни. Кроме того, белая и красная розы символизировали для них два первоэлемента: серу и ртуть, а семи-лепестковая красавица ассоциировалась с семью металлами и соответствовавшими им семью планетами.
В астрологии цветок розы символи-зировал планету Венеру и период любви в жизни человека.
В золотом масонстве роза олицетво-ряла вечность материи. Три розы св. Иоанна рассматривались как символ света, любви и жизни.
В истории за розой прочно закрепилось высокое звание Королевы цветов. Родиной ее величества ученые называют Южную Туркмению и Северный Иран. В V веке до н.э., в героическую эпоху греко-персидских войн, роза проникла в Малую Азию и Европу. Быстро завоевав человеческие сердца, прекрасная королева воцарилась в садах Старого Света.
В античную эпоху розовыми венками украшали невест и участников веселых пиршеств. Лепестками роз усыпали в Риме путь триумфатора, брачное ложе и гробни-цы. Срезанные розы быстро увядают, поэтому их носили и в знак траура, как символ скоротечности человеческой жизни.
В Средние века роза была излюбленным цветком странствующих рыцарей. В соответствии с существовавшим тогда обычаем, влюбленная дама или супруга дарила розу уходящему в поход рыцарю в знак своей любви и верности, а тот хранил давно засохший цветок у самого сердца как самую дорогую реликвию.
В 1324 году легендарная девица Кле-манс Изор учредила в Тулузе Цветочные игры - первый в истории турнир поэтов-рыцарей. Наградой талантливому победителю была серебряная роза. С тех времен Цветочные игры вошли в традицию, а кавалерами серебряной розы стали выдающиеся поэты Франции, такие, как Ронсар, Шатобриан, Гюго, Виньи и другие.
В период Средневековья популярность Королевы цветов достигла своего апогея. Прекрасные дамы с гордостью носили имя божественного цветка: Роза, Ро-залия, Розалина, Розамунда... Кавалеры украшали свои одежды ее изображениями. Например, далматика английского короля Ричарда II (1377-1399) была сплошь расшита розами и золотыми буквами.
В средневековой Германии на первый план вышла роза Гарпократа, ставшая эмблемой тайны. Белая роза, вывешенная на стене пиршественной залы, призывала собравшихся сохранять в тайне все, что говорилось sub rosa (под розой), т.е. по секрету. В Оружейной палате Кремля до нашего времени сохранились серебряные кубки, преподнесенные в дар русским царям немецкими послами в XVI-XVII веках. Другой пример переносит нас в 30-е годы XX столетия, в гитлеровскую Германию, когда в Мюнхене под университетской крышей образовалась подпольная антифашистская организация «Белая Роза». Боровшимся в условиях строгой конспирации молодым студентам-антифашистам действительно удавалось Долгое время сохранять в тайне деятельность своей организации, однако после поражения гитлеровских войск под Сталинградом, когда они решились на открытую антифашистскую манифестацию (19 февраля 1943 года), молодые патриоты попали в поле зрения гестапо. Многие активные члены «Белой Розы» вскоре были арестованы и после жесточайших пыток казнены, а сама организация - разгромлена.
В эмблематике многогранная символика розы использовалась католической церковью, рядом тайных организаций и даже некоторыми государствами.
В 800-843 годах, до Верденского раздела, шесть сине-красно-желтых роз украшали красное треххвостое знамя Франкской империи Карла Великого.
В XI веке римский папа Лев IX (1049-1054) учредил высший знак отли¬чия «Золотая Роза», которым награждались венценосные особы за «выдающиеся добродетели и благочестие». Этот папский орден действительно представлял собой розу из чистого золота, наполненную благовониями. На каждом лепестке золотой розы гравировалось имя действующего великого понтифика, а также перечень заслуг награждаемого лица. На золотых листьях великолепной розы, словно капли небесной росы, сверкали многочисленные бриллианты. Прежде, чем отправить «Золотую Розу» царственному адресату, папа торжественно освящал ее в четвертое воскресенье великого поста.
Римские первосвященники отмечали этим знаком совершенства лишь самых благочестивых и покорных их воле монар-хов западного мира, чьи заслуги перед католической церковью были хорошо изве-стны. Среди кавалеров «Золотой Розы» числился и французский король Людовик VII (1137-1180), активный участник Второго крестового похода. Король-крестоносец всегда защищал интересы цер-ковников, за что и удостоился прозвища «христианнейшего из королей». Однаж¬ды Людовик спас епископа Овернского от преследований местного графа-разбойника, пытавшегося сжечь монастырь и убить самого прелата. Стараясь пресечь грабежи и разбой феодалов, христианнейший король в 1155 году провозгласил в Суассоне всеобщий мир сроком на 10 лет. Признав выдающиеся заслуги Людовика VII в сохранении Божьего мира, римский папа Александр 111(1159-1181) и наградил благочестивого короля орденом «Золотой Розы».
В XVII веке разностороннюю символику розы использовал тайный оккультный орден розенкрейцеров. Эмблемой розенкрейцеров стал Андреевский крест с розой в центре, олицетворявшей сердце Христа или солнечный свет в центре колеса жизни. Одновременно лепестки розы символизировали степени посвящения, а центр цветка представлял знак единства братьев ордена.
В 1778 году Шомон, секретарь регента Луи-Филиппа Орлеанского, основал в Париже орден Рыцарей и Нимф Розы. В этом галантном ордене эмблема розы объединяла два важнейших символичес¬ких значения королевы цветов: любовь и тайну. Отавная ложа, украшенная гирляндами из роз, любовными эмблемами и девизами, именовалась Храмом Любви. Рыцари ордена носили на голове миртовые венки, а нимфы - венки из роз. Во время церемонии посвящения кавалеры и дамы обменивались друг с другом венками.
В Новейшее время красная роза, как символ кровавой борьбы пролетариата за свое освобождение, была принята в качестве эмблемы Социалистического Интер-национала.
В настоящее время роза - неофици-альная эмблема Англии, Канады и Болга-рии. Из этих государств наибольшие пра¬ва на данную эмблему принадлежат Болгарии, славящейся как первый в мире производитель и поставщик знаменитого розового масла. Желтая (чайная) роза - вполне официальная эмблема Пекина.
В геральдике используются розы белого (серебряного), золотого, красного и синего цвета. Громкую славу в истории снискали две геральдические розы, ставшие символами жестокой феодальной войны Алой и Белой Розы (1455-1485). В итоге длительной кровопролитной борьбы между сторонниками Йорков, имевших в родовом гербе белую розу, и Ланкастеров, в гербе которых цвела алая роза, победу одержал претендент на английский престол из семейства Тюдоров. Короновавшись под именем Генриха VII (1485-1509), он в результате династического брака примирил столько лет враждовавшие между собой розы, соединив их в гербе Тюдоров.
В российской геральдике эмблема розы украшает гербы Белкиных, Воронцовых, Отяевых, Розингов, Сумароковых, Хвостовых и других дворянских родов. Невероятно популярная в прошлом, в настоящее время эта эмблема почти не используется в государственной геральдике: лишь в гербе Финляндии можно увидеть сразу девять белоснежных роз.

Роза - королева цветов, один из самых любимых и популярных цветов в мире. Цветоводы выращивают сорта роз сотен цветов и оттенков.

В европейской традиции цвет розы имеет огромное значение. Каждому цвету розы приписывается свой скрытый смысл.

Красный - Красная роза - это всегда выражение любви. Красные розы обычно символизируют глубокие чувства, такие как любовь, желание, тоска. Подаренный букет из красных роз может означать также уважение, преданность, восхищение.
Темно-красные розы можно использовать для выражения соболезнования, сожаления, горя.
Число красных роз имеет свои специальные значения и символы. Например, наиболее известное: 12 красных роз означает "Я люблю тебя" и "Будь моей".

Розовый - Розовые розы бывают разного оттенка, каждый вариант несет свой скрытый смысл. Обычно розовые розы выражаю нежные эмоции: восхищение, радость и благодарность.

Темно-розовый - Темно-розовые цветы имеют более высокую степень выражения эмоций. Темно-розовые розы означают глубокую благодарность и восхищение. Темно-розовые розы могут также выражать элегантность и изящество.

Светло-розовый - Светло-розовые розы символизируют молодость, невинность, свежесть, благоухание, светлые мечты.

Белый - Белый цвет символизирует чистоту и невинность. Белый розы часто символизируют начало новой жизни, поэтому именно букет из белых роз обычно держат в руках невесты перед алтарем.
Белые розы можно также использовать, чтобы выразить сочувствие или смирение. Кроме того, белые розы могут говорить о духовном мире.

Желтый - Желтые розы чаще всего символизируют изобилие. Помимо этого, желтые розы выражают солнечные чувства радости, тепла, дружбы, заботы. Иногда желтые розы означают "Добро пожаловать!". В отличие от других цветов, желтые розы никогда не означают любовный роман.

Оранжевый - Большинство людей ассоциирует оранжевый цвет с языками пламени. Эти пламенные цветы являются символами страсти и энергии. Оранжевые розы можно также использовать, чтобы выразить желание и гордость.


Бургундский (цвет красного бургундского вина, бордовый цвет) - Бургундские розы символизирует красоту.

Зеленый - Зеленый розы (иногда это белые розы с оттенком зеленого) могут символизировать наилучшие пожелания счастья, удачи, хорошей жизни, благополучия, крепкого здоровья.


Синий - Синих роз, так же как и черных роз, в природе не существует. Поэтому они означают что-то недосягаемое или таинственное. Синие розы могут выражать неосуществимые желания. Например, они могут говорить: "Вы никогда не будете моей, но я не могу перестать думать о Вас".

Черный - Черный цвет - это цвет смерти или прощания. Черные розы символизируют смерть чувства или идеи. Если кто-то посылает черные розы, то это означает прекращение отношений. Иногда черные розы используются на похоронах.

Фиолетовый - Фиолетовый цвет означает защиту, величие, высокий ранг, царственность, королевскую власть, роскошь, великолепие. Фиолетовые розы используют, чтобы выразить обожание.

Лавандовый (светлый голубовато-фиолетовый цвет) - Лавандовые розы выражают очарование. Они могут также выражать любовь с первого взгляда.

Символика розы

В общепринятой символике розы учитываются цвет розы, ее форма и количество лепестков.

Роза в бутоне – нераскрывшийся потенциал.

Раскрывающаяся роза – юность.

Полностью раскрывшаяся роза является символом жизненного успеха, проявлением качеств.

Увядшая роза – конец дела, окончание отношений. В средние века была символом предательства – желая предупредить кого-то о нависшей угрозе, заговоре, предательстве, посылали ему увядшую розу со сломанным стеблем.

Облетевшая роза – смерть.

Очень важную роль играет цвет розы (вне зависимости от количества лепестков):

Черная роза – грусть, разлука, тайна, печаль, страдание. Иногда черную розу используют как знак совершенства.

Белая роза – чистота и невинность.

Розовая роза – нежность. Если розовый оттенок насыщен и близок к малиновому – пожелание богатства.

Красная роза – символ любви.

Пурпурная роза – зрелость. Один из символов власти и достатка.

Голубая роза – символ недостижимого. Традиционный символ неба.

Синяя роза – символ божественной власти.

Фиолетовая роза – символ совершенства и власти. Символ духовного богатства.

Золотая (огненная) роза – символ материального богатства, совершенства и власти, пожелание богатства.

Желтая роза – предательство, измена, месть, ревность.

Роза в крапинку или в полоску – символ падения души, символ дурного. Эта роза не употребляется в качестве талисмана или украшения.

Роза мистика – семилепестковая роза одного из трех цветов – белая, красная или золотая.

Большую роль в символике играет также количество лепестков.

4 лепестка у розы, так называемая «роза-крест», символизирует удачу, выход из трехмерного пространства восприятия в более высокие измерения. Это символ управления энергиями стихий, символ единства четырех стихий, объединенных волей свободного духа.

5-ти лепестковая роза – символ человека и раскрытия его способностей. Если пятый лепесток вверху – такая роза означает свободу воли человека. Если внизу – это символ человека, который находится под давлением обстоятельств или под воздействием магических сил.

7-лепестковая роза воплощает символику «септады» - совокупности 7 элементов и является символом магии. Она является также символом удачи.

8-лепестковая роза обозначает возрождение. Она традиционный символ мистических орденов.

9-лепестковая роза – символ завершенности цикла, совершенства и гармонии.

10-лепестковая роза – символ дикой энергии первозданной природы, вместе с тем это символ страсти, находящейся за гранью разумного.

11-лепестковая роза – символ алхимической трансформации. Другое ее название – «жернова судьбы». Одним она приносит удачу и богатство, других повергает в прах.

12-лепестковая роза – символ мистического посвящения.

13-лепестковая роза – символ высшего посвящения и резкого поворота судьбы. Для мистика получение такой розы обозначает признание его мастерства.

22-лепестковая роза – один из современных каббалистических символов, обозначающих власть над миром.

23-лепестковая роза – символ духовного учителя.

24-лепестковая роза – символ души планеты Земля.

Создано 01.05.2011 10:04

Роза в христианстве

Христианство не могло пройти мимо прекраснейшего из цветков. Для ранних христиан роза ассоциировалась с язычеством, оргиями, вожделением и развратом. Она была символом их мучителей и преследователей. Примером гедонистического упадка Римской империи стал инцидент имевший место во время одной из оргий, устроенных императором Гелиогабалой, якобы приказавшем рассыпать с потолка розы в таком огромном количестве, что его недруги просто задохнулись. Эта история легла в основу картины «Розы Гелиогабала» (The Roses of Heliogabalus) английского художника Лоуренса Альма-Тадемы. Но королева цветов просто не могла не завоевать церковь и впоследствии роза стала одним из самых почитаемых символов христианства. Согласно христианским преданиям, красные розы появились из капель крови распятого Христа. И по сегодняшний день красная роза в христианстве – символ страданий Христа и мучеников. Пять смертельных ран Христа ассоциируются с пятью лепестками Rosa Sancta (Святой Розы). Белая роза – символ Девы Марии, чистоты и невинности. Особым символом Богородицы является мистическая роза – роза без шипов, символизирующая освобождение от грехов. Считается, что в Эдемском саду все розы были без шипов, шипы появились после грехопадения Евы и Адами, и их изгнания из Рая.

Интересные факты из истории

Древний Китай

Культивировать розы начали в Древнем Китае около 5000 лет тому назад. Конфуций писал, что в библиотеке императора более 600 книг были посвящены выращиванию роз. Из роз, выращенных в императорских садах Пекина, добывали розовое масло, предназначенное для использования императорской семьей и знатью. Если масло находили у простолюдина, его приговаривали к смертной казни.

Древняя Греция

Древние греки использовали лепестки роз, настоянные в оливковом масле в качестве духов, для профилактики различных заболеваний и для помазания усопших. Роза была для древних греков символом как любви, так и печали. Венком из роз и мирт украшали невесту во время свадебной церемонии, а брачное ложе усыпали розовыми лепестками.

Древний Египет

При раскопках древнеегипетских усыпальниц были найдены венки из окаменевших дамасских роз. Также бытуют легенды будто Клеопатра соблазнила Марка Антония на ложе усыпанном именно лепестками роз.

Древний Рим

Древние римляне, известные своей изобретательностью, не только экспортировали розы в огромных количествах из Египта, но и разработали тепличный метод для более быстрого выращивания и более раннего цветения роз. В Риме бытовало мнение, что роза обладает отрезвляющими свойствами и не дает пьяному болтать лишнего, поэтому роза также стала символом скрытности. Изображениями роз украшались потолки столовых в домах богатых римлян, как напоминание гостям, что все сказанное за трапезой должно остаться тайной. Почитание роз богатыми римлянами часто доходило до абсурда: крестьянам приходилось вместо еды выращивать розы, чтобы удовлетворить запросы своих правителей. Императоры и самые богатые представители римской знати купались в розовой воде и наполняли ею фонтаны в своих домах, лепестками роз усыпали полы во время празднеств и оргий. Украшая лепестками роз могилы, римляне надеялись задобрить души умерших. Состоятельные римляне оставляли целое состояние для содержания розариев и осыпания своих могил после смерти лепестками роз.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!