Как из спелого помидора собрать семена. Выбираем помидоры — собираем свои семена

Предмет: Познание мира

Класс: 4

Тема: « Растения и животные водоёмов.»

Учитель начального класса: Паншаева Роза Рахмантуллаевна

Средняя школа № 10 города Тараз

Тема урока : « Растения и животные водоёмов.»

Цель урока : формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.

Задачи урока:

1. выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к водоемам. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока : урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания : информационно-сообщающий.

Оборудование : наглядность, ТСО, тетрадь, дневник наблюдения.

Базовые знания: Понятие «водоем», жизнедеятельность растений водоемов, особенности строения; звери, птицы, рыбы водоемов, имеющие промысловое значение, их охрана.

Опорные знания: Знание о водоемах Казахстана, отдельных видах водных растений и животных.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Встань–ка, ровненько, дружок,
Начинается вот-вот интереснейший урок-
Урок познания мира.
Но сначала повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.

2. Проверка домашнего задания. Пересказ прочитанного.

Какие леса растут на территории Казахстана?

Какие растения растут в них?

Какие животные обитают в лесах?

Чем тугаи отличаются от обычного леса?

Почему лес нужно беречь и охранять?

О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес - наше богатство. Лес - «легкие нашей планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.)

Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

3. Постановка задач:
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, соединительную гласную из слова паровоз , корень в слове подъём и окончание из слова слоны. Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)

Что такое водоём?

1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. (водоем )

2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом.

3. Это хранилище воды.

Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные )

4. Постановка целей урока.

Как вы думаете, всё ли вы знаете о воде и водоемах? Или что-то ещё мы можем изучить, или узнать? Что бы вы хотели узнать? Существует ли жизнь в воде или возле воды?

Сегодня мы узнаем, какие животные и растения обитают в водоёмах;

Познакомимся с условиями существования и причинами исчезновения некоторых видов растений и животных;

Познакомимся с растениями и животными, занесённые в Красную книгу Казахстана.

5.Знакомство с новой темой.

Работа с картой Казахстана.

Назовите озёра и реки Казахстана?

Озёра Казахстана - Балхаш, Арал, Каспий, реки - Иртыш, Сырдарья, Или. . С помощью учителя они узнают об обитающих в этих озерах и реках промысловых рыбах, ценных животных (каспийский тюлень, бобр).

Какой цвет преобладает на планете Земля?
-А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % - вода пресная).

Заполнить таблицу в Дневнике наблюдения стр.57 задание 1

Реки Казахстана

Озёра Казахстана

Также к водоемам относят и речки, котлованы, болота, каналы, и в каждом из них имеются различные растения и животные.

а) Растительный мир водоёма

В соответствии с местом обитания растения водоемов можно разделить на три группы:

    прибрежные растения;

    растения, корнями прикрепляющиеся ко дну, листья и цветы которых находятся на поверхности воды;

    растения, корни которых свободно разветвляются в воде, листья находятся на поверхности воды.

Дети знакомятся с прибрежными растениями - камышом, рогозом.

Камыш - это высокое гибкое растение. Он вырастает до 3 метров высотой, на макушке его находится метёлка. Камыш используют в изготовлении плетеных изделий, в качестве строительного теплоизоляционнго упаковочного материала. Листья длинные, узкие, на конце стебля находятся колоски.

Рогоз - отличается длинными кожистыми листьями. Цветки собраны в початки. Его часто называют камышом. Из плотно пригнанных друг к другу стеблей издавна делали крыши, а иногда и стены домов. Они и до сих пор считаются очень прочными, служат несколькими поколениям хозяев. Семена камыша и рогоза разносятся ветром.

(лилии, кувшинки)

Белая кувшинка или водяная лилия-имеет цветок невероятной красоты. Поэтому белая кувшинка носит гордые звания «царица вод». Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды. Это растение внесено в Красную книгу Республики. У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.

Желтая кубышка - это многолетнее травянистое растение. Корневище горизонтальное, толстое, толщиной 3-7 см, покрыто рубцами от опавших листьев.

Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.

- Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу )

Ряска - крохотное многолетнее растение плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Сверху у рясок зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки. Его корни, не достигая дна, разветвляются в воде.

Водоросли - это наиболее многочисленная группа морских растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они похожи на длинные нити или ленты. Они распространены в водоемах всего мира.

Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных )

б) Животный мир водоема.

    Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?

Плавники

Перепонки на лапах

Длинные ноги, клюв

Защитную окраску

Обтекаемую форму тела

- Догадайся по описанию, о ком идет речь?

По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка )

Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.

Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)

Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка )

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак )

Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.

6.Физкультминутка.

На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!

Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.

Какую пользу приносят лягушки?(уничтожают вредных насекомых)

Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.

Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?

Стрекоза – очень красивое насекомое с тонким прямыми прозрачными крыльями, Она хищник, питается насекомыми, которых хватает на лету.

У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми

Водоёмы богаты рыбой: карп, лещ, судак, карась, сом, щука, окунь и т.д. Они питаются водорослями, насекомыми, личинками.

Водоплавающие птицы- гуси, утки, лебеди. Они строят свои гнезда в прибрежных зарослях. Цапли, пеликаны, розовые фламинго кормят своих детенышей рыбой. В Красную книгу занесены розовые фламинго.

У берегов водоёма живут млекопитающие ондатры, бобры, выдры.

Почему их называют млекопитающими?

Чтение текста стр.79-82

Закрепление материала

Игра «Кто быстрее?» Правильно составить слова, вы узнаете названия растений и животных водоёмов.

Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям.
- Что бы вы могли поведать?
Чтение стихотворения (хором с доски).
Дерево, трава и птица
Не всегда
Умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете
Мы останемся одни.

Итог урока
Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок?
Напишите на листочках, какие открытия вы сделали.
Что больше всего понравилось?
Какие чувства вы испытывали в течение урока?
Домашнее задание: стр.79-82 пересказ

Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов.

Страница 1 из 4

Животные пресноводных водоемов

Пресноводные водоемы можно найти по всему миру в самых разнообразных климатических зонах. Эти водоемы бывают стоячими (озера, пруды, заводи и болота) и проточными (реки и ручьи). Начиная от самых маленьких илистых лужиц до самых больших озер, от самых крошечных ручейков до самых больших рек.

Все это пресные воды, которые представляют собой очень подвижную систему, чувствительно реагирующую на загрязнение и постоянно подверженную различным изменениям: озера могут зарастать и превращаться в болота, реки могут изменять свое русло. Однако именно здесь находят приют множество видов растений и животных, которые приспособились к жизни в пресной воде или около нее.

Землеройка

В водоемах северной Европы и Азии живет водяная землеройка. На лапках у нее длинные, обрамленные щетинками пальцы, а мех такой густой, что вода скатывается с него, когда землеройка выбирается на сушу. Эта превосходная пловчиха ведет ночной образ жизни. Питается она мелкими водными животными, но иногда отважно нападает и на добычу гораздо крупнее себя.

Китайский аллигатор

Один из двух видов аллигаторов, китайский аллигатор, обитает в реке Янцзы. Он известен меньше второго вида - миссисипского аллигатора, который живет на юго-востоке США в заболоченных местах и спокойных реках, питаясь рыбой, мелкими млекопитающими и птицами. У обоих видов аллигаторов очень сильный хвост, который они активно используют в качестве защиты и в качестве руля во время плавания. Аллигаторы роют себе логовище, где отдыхают и зимой впадают в спячку.

Щука

Вес щуки может достигать 16 кг. Эта хищница поджидает свою добычу, неподвижно застыв в зарослях растений вблизи берега реки или озера. Как только неосторожная рыбка или насекомое доверчиво приблизится к ней, она молниеносно бросается и хватает добычу. В экосистемах небольших водоемов щука играет немаловажную роль, заботясь о том, чтобы численность отдельных видов рыб не слишком быстро увеличивалась.

Большую часть жизни паук-серебрянка, единственный из всех пауков, проводит под водой, даже не выныривая, чтобы вдохнуть воздух. Он плетет шелковистую сеть, закрепляет ее на растениях, растущих на дне мелководных озер или прудов, и наполняет пузырьками воздуха, который доставляет с поверхности воды на покрывающих его тело волосках. Когда колокол из паутины бывает готов, паук поселяется в нем и отсюда охотится за проплывающими мимо насекомыми.

Яканы

Яканы - тропические водные птицы, живущие на болотах, рисовых полях и в заводях. У них очень длинные пальцы и коготки, что позволяет им легко передвигаться по водным растениям - например по листьям кувшинок. Грациозно переступая с листа на лист, они поедают насекомых, моллюсков, мелкую рыбешку и семена водных растений.

Животное, которое живет в воде в течение определенного времени или всей своей жизни. Многие насекомые, такие как комары, поденки, стрекозы и ручейники, начинают свой жизненный цикл, как водные личинки, прежде чем превратится в крылатых взрослых особей. Водные животные могут дышать воздухом или получать растворенный в воде кислород при помощи специализированных органов, называемых жабрами, или непосредственно через кожу. Природные условия и , которые обитают в них, можно разделить на две основные категории: водные или .

Группы водных животных

Большинство людей думают только о рыбах, когда их спрашивают о водных животных. Однако есть и другие группы животных, обитающих в воде:

  • млекопитающие, например, (киты), сирены (дюгони, ламантины) и ластоногие (настоящие тюлени, ушастые тюлени и моржи). Понятие «водное млекопитающее» также применяется к животным с , таким как речная выдра или бобры, ведущих полуводный образ жизни;
  • моллюски (например, морские улитки, устрицы);
  • (например, кораллы);
  • (например, крабы, креветки).

Термин "водный" может применяться к животным, которые живут, как в пресной воде (пресноводные животные), так и в соленой воде (морские животные). Тем не менее, понятие морские организмы чаще всего используется для животных, обитающих в морской воде, то есть в океанах и морях.

Водная фауна (особенно пресноводные животные) часто вызывает особую озабоченность у защитников природы из-за хрупкости их . Они подвергаются воздействию чрезмерного промысла, браконьерства, загрязнения и .

Головастики лягушки

Для большинства характерна водная личиночная стадия, например, головастики у лягушек, но взрослые особи ведут наземный образ жизни вблизи водоемов. Некоторые рыбы, к примеру, арапаима и ходячий сом, также , чтобы дышать воздухом для выживания в бедной на кислород воде.

Знаете, почему герой известного мультфильма "Губка Боб Квадратные Штаны" (или "Спанч Боб Сквэр Пэнтс"), изображен в виде губки? Потому что есть водные животные, которые называются морскими . Однако морские губки не похожи на квадратную кухонную губку, как персонаж из мультфильма, а имеют более округлую форму тела.

Рыбы и Млекопитающие

Косяк рыб возле кораллового рифа

Знаете ли вы, что существует большее количество видов рыб, чем амфибий, птиц, млекопитающих и рептилий вместе взятых? Рыбы являются водными животными, так как вся их жизни проходит в воде. Рыбы хладнокровны, и у них есть жабры, которые получают кислород из воды для дыхания. Кроме того, рыбы относятся к позвоночным животным. Большинство видов рыб могут жить либо в пресной, либо в морской воде, но некоторые рыбы, такие как лосось, обитают в обоих средах.

Дюгонь - водное млекопитающее из отряда сирен

В то время как рыбы живут только в воде, млекопитающих можно встретить на суше и в воде. Все млекопитающие являются позвоночными; имеют легкие; они теплокровные и рожают живых детенышей, вместо откладывания яиц. Однако водные млекопитающие зависят от воды, чтобы выжить. Некоторые млекопитающие, такие как киты и дельфины, живут только в воде. Другие, такие как бобры, ведут полуводный образ жизни. У водных млекопитающих есть легкие, но нет жабр и они не способны дышать под водой. Им необходимо всплывать на поверхность через определенные промежутки времени, чтобы вдохнуть воздух. Если вы когда-либо видели, как выглядит фонтан воды, выходящий из дыхала кита, то знайте - это его выдох, после которого следует вдох, прежде чем животное погрузится обратно под воду.

Моллюски, книдарии, ракообразные

Гигантская тридакна - крупнейший представитель двустворчатых моллюсков

Моллюски - беспозвоночные животные, которые имеют мягкие мускульные тела без ног. По этой причине многие моллюски обладают твердой оболочкой, чтобы защитить свое уязвимое тело от хищников. Морские улитки и устрицы являются примерами моллюсков с раковинами. Кальмары и также относятся к моллюсками, но у них нет раковин.

Рой медуз

Что объединяет медуз, актиний и кораллов? Все они относятся к книдариям - группе водных , которые являются беспозвоночными, имеют специальный рот и стрекательные клетки. Стрекательные клетки вокруг рта используются для ловли пищи. Медузы могут передвигаться, чтобы поймать свою добычу, но морские анемоны и кораллы прикреплены к камням, и ждут, пока еда приблизится к ним.

Красный краб

Ракообразные - водные беспозвоночные животные с твердой хитиновой наружной оболочкой (экзоскелетом). Некоторые примеры включают крабов, лобстеров, креветок и раков. У ракообразных есть две пары усиков (антенн), которые помогают получать информацию об окружающей их среде. Большинство ракообразных питаются плавающими остатками мертвых растений и животных.

Заключение

Водные животные обитают в воде и зависят от нее для выживания. Существуют различные группы водных животных, в том числе рыбы, млекопитающие, моллюски, книдарии и ракообразные. Они живут либо в пресноводных водоемах (ручьи, реки, озера и пруды), либо в соленой воде (моря, океаны и др.), и могут быть как позвоночными, так и беспозвоночными.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!