Как распространяются с помощью ветра семена. Способы распространения плодов и семян

Тема урока: « Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Опыление. Плоды путешествуют. Как развивается растение из семян».

Цель урока: показать взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли; познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле. Познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; дать представление о размножении и развитии растений из семян. Обобщить знания учащихся об условиях, необходимых для прорастания семян; формировать представления о развитии растений из семени.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.

Перечислить группы растений и дать им краткую характеристику.

Привести примеры различных видов растений.

2. Ч т е н и е т е к с т а.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны или лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

О т в е т: 4 ошибки. У хвойных есть листья – это хвоинки. У лиственницы листья опадают осенью. Хвойные растения не цветут. У хвойных растений нет плодов.

3. Т е с т «Почвы».

1. Выберите правильное определение почвы:

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний плодородный слой земли;

в) верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

2. Какая главная часть почвы?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов, микроорганизмов?

а) соли;

б) воздух;

в) вода.

4. Что используют растения для питания?

а) перегной;

б) соли;

в) воду.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

а) песок;

б) глина;

в) перегной.

II. Сообщение темы и цели урока.

Как слова «солнце», «растение», «человек» распределить на две группы?

Назовите признаки живой природы.

А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

III. Объяснение нового материала.

1. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы.

Подумайте: чем «позавтракали» комнатные растения?

Почему растениям необходимо питание?

Каким образом растения получают питание?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, какими «продуктами» питаются растения. Их интересовали такие в о п р о с ы:

Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков. За счет чего произошло увеличение числа зерен?

В почву попало семя березы, вес которого незначительный, а выросло громадное дерево. За счет чего происходит рост растений?

Чтобы ответить на этот вопрос, несколько сотен лет назад голландский ученый Ван Гальмонт в течение 5 лет выращивал ветку ивы в горшочке с почвой, учтя вес ветки и почвы перед опытом. Через 5 лет вес ветки значительно увеличился, в то время как вес почвы уменьшился незначительно. Откуда же в растение поступали те вещества, которые пошли на рост ветки?

Точного ответа на тот вопрос ученый не нашел. Но примерно через 150 лет английский ученый Пристли, используя научные данные Гальмонта, опытным путем доказал, что зеленое растение исправляет «испорченный дыханием и горением воздух». Тогда еще не были известны науке слова «кислород», углекислый газ».

И только в начале XIX века ученые наконец установили, что зеленое растение, помимо воды и минеральных солей, поступающих из почвы, поглощает углекислый газ из воздуха, за счет чего и строит свое тело, растет, дает урожай.

Листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал. Но работает такая кухня только на свету.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Животные и человек едят эти растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества.

Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения всего земного шара выделяют за год примерно 45 млн тонн кислорода! Вот почему надо бережно относиться к растениям.

2. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

1) Р а с с м о т р е т ь с х е м у (с. 77).

Расскажите, что происходит.

2) П р о ч и т а т ь т е к с т (с. 78).

Какой вывод о значении растений вы можете сделать?

3) З а п о л н и т ь с х е м у в рабочей тетради: задание 1 (с. 32).

3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Опыление растений».

Существование цветковых растений зависит от насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок и обеспечивают образование плодов. Многие растения выработали специальные приспособления для привлечения насекомых. Именно для этого нужны яркие венчики цветков, причем на лепестках может быть узор, не видимый человеческому глазу, но заметный для насекомых. Как правило, линии и пятна на лепестках указывают на источник нектара.

Нектарники в цветках выделяют сладкую жидкость, но расположены они обычно в глубине цветка, так что насекомые, пытающиеся добраться до нектара, неминуемо заденут пыльники и перенесут пыльцу на другой цветок.

Не всем цветковым растениям для опыления и размножения нужны насекомые. Пыльца может переноситься ветром, как это происходит у лещины (показать растения из гербария ).

Ее сережки – едва ли не первые цветы в Европейской части России. Они распускаются, когда на деревьях еще не появились листья и пыльца может беспрепятственно летать по лесу. Хвойные растения тоже опыляются ветром.

В жизни папоротников, хвощей, мхов и водорослей – споровых растений – важную роль в размножении играет вода. У этих растений не бывает цветков, а таинственный цветок папоротника, который расцветает над зарытым кладом, – просто легенда.

4. Б е с е д а «Распространение семян».

После опыления на месте цветка образуется завязь, из которой со временем вырастает плод. Проходит еще время, и внутри плодов созревают семена.

А теперь подумаем: как же распространяются семена? Плоды растений – настоящие путешественники.

Рассмотрите коллекцию семян липы, клена, березы, одуванчика. Как вы думаете: как путешествуют эти плоды?

А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются?

Как вы думаете, для чего плодам необходимо путешествовать?

5. Р а б о т а с у ч е б н и к о м (с. 81–82).

1) Рассмотрите плоды растений на иллюстрации. Подумайте: с чьей помощью они путешествуют?

2) Прочитайте текст. Какое значение для растений имеет такой способ распространения семян?

Р а з г а д а т ь к р о с с в о р д «Части растений».

1. Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена. (Плод .)

2. Орган растения, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель .)

3. Орган, который растет вниз, находится в почве. (Корень .)

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья .)

5. Части растения, которые находятся в плодах, ими растение размножается. (Семена .)

6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок .)

Рассмотрите таблицу «Части растений». Покажите на ней все части растений.

Подумайте, можно ли выделить какую-нибудь самую важную часть растения. Почему?

Какая часть растения чаще всего спрятана в другой его части?

Расскажите, что вы знаете о семени.

Рассматривание проросших семян.

З а д а н и я. Разложите проростки в той последовательности, в какой происходит развитие растения.

Сравните проростки между собой.

Можно ли найти у проростков известные нам части растений?

Что появляется первым при прорастании семян? Почему?

Как развивается растение дальше?

Прочитайте текст (с. 82) со второго абзаца.

Правильные ли мы сделали умозаключения?

Семя – это живое или неживое тело? Почему?

Семена обычно хранят в пакетиках. Почему они не прорастают?

Условия прорастания семян.

Б е с е д а. Расскажите, как вы закладывали семена на прорастание.

Какие условия необходимы?

Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода, воздух.

Весной почва согретая и теплая, от этого каждое семя набухает и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать свою собственную пищу.

IV. Самостоятельная работа.

1. В ы п о л н и т ь з а д а н и е 4 в рабочей тетради (с. 36).

2. В с т а в и т ь п р о п у щ е н н ы е с л о в а:

Большинство растений размножаются _____ . Плоды с семенами образуются на месте _____ после _____ . Они распространяются с помощью _____ , _____ , _____ . Из семян в благоприятных условиях развиваются _____ .

IV. Итог урока.

Почему растения не могут жить без солнечного света?

Как размножается большая часть растений?

Какой вывод вы можете сделать, исходя из тех знаний, которые вы получили на уроке?

Домашнее задание: прочитать статью (с. 74–80);

В высокогорных степях, пустынях, саваннах, где бывают сильные ветры, семена разлетаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Мелкие семена —у вереска, росянки, заразихи, колокольчика, хмеля, из теплолюбивых растений — рододендрона и эвкалипта.

Семена с крыльями образовались у растений, которые живут на открытых местах. Семена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хохолком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, березы, ольхи и граба — маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу — у плодов тюльпанового дерева, клена и ясеня. Поэтому они и кружатся при падении.

В тропиках и субтропиках растет держидерево. Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу, другой — косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая “летающая тарелка”.

Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении “перекати-поле”. Его научное название — качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести.

Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями и даже животными.

Весной кустарник или дерево черемухи усыпаны белоснежными кистями цветов. И даже если вы в лесу не заметили цветущие растения, прошли мимо них, то вы все равно почувствуете сильный, опьяняющий запах. Черемуха пахнет очень приятно, но не советуем держать дома большой букет из этих красивых, благоухающих ветвей. От запаха черемухи может сильно разболеться голова. Почему? Дело…

В жаркий летний день вокруг цветущей липы гудит целый рой пчел. Липа цветет позже всех других деревьев, в конце июня—начале июля, и, если нет ветра, густой аромат окутывает дерево. Цветки липы выделяют большое количество нектара. За день цветок липы широколистной дает его 2,3 мг, поэтому липа и считается лучшим медоносом. Липовый мед ценится выше всех…

У этого приятного и скромного кустарничка много родственников. И знакомы они нам даже лучше, чем сам вереск. Это черника, брусника, голубика и клюква, багульник, а также роскошный рододендрон. Его высокие кусты сплошь покрыты красивыми и яркими цветами. Кусты рододендрона украшают улицы, набережные, парки городов Кавказа. Рододендрон растет также в Юго-Восточной Азии и Японии, в Северной…

Эти растения живут во всех частях света в районах с умеренным климатом. У пузырчатки обыкновенной нет корней и она свободно плавает в воде. Ее крупные, перистые листья погружены в воду, а над поверхностью возвышается стебель с кистью желтых цветков. Можно подумать, что пузырьки на листьях как поплавки поддерживают растение на воде. Но они для пузырчатки…

Семейство луковых, настоящее, ботаническое, а не из сказки Джанни Родари о Чиполлино, велико и разнообразно. Луков около 30 родов и 650 видов. В диком виде луки растут по всему миру. И только в Австралии их нет. Как бы ни выглядело растение этого семейства, из других его всегда выделит одно свойство — особенный луковый запах. Нам…

Всем известно, что цитрусовые — это очень вкусные фрукты: апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут. К роду цитрус относятся также померанец, помпельмус, цитрон, юное, кинкан японский и другие. Впервые эти культуры начали выращивать в Индии и из Юго-Восточной Азии они проникли на запад, в Средиземноморье, а оттуда разошлись по всему миру. Первым в Древнюю Грецию попал цитрон,…

Перу — страна в Южной Америке. В древних захоронениях инков — так называли древних жителей этой страны — были обнаружены семена черимойи — культуры, которую здесь издавна выращивают. Видно, там были захоронены большие любители вкусно поесть, потому что плоды черимойи не имеют равных по изысканности. Их вкус и аромат напоминает смесь земляники, банана и ананаса….

На этот вопрос ответить несложно: ткани изготавливают из хлопка и льна. Ботаникам известно около 18 родов и 330 видов растений из семейства льновых. Здесь и кустарники, и травы, даже деревья есть, но лен, из которого делают ткани, в диком виде не растет. Считают, что лен начали выращивать на берегах Средиземного моря. Льняным полотном обертывали египетские…

Среди ваших знакомых обязательно найдутся любители цветов. Яркие и праздничные, они растут перед дачными домиками, цветочные клумбы украшают улицы городов. Они нам привычны, но знаете ли вы, как они называются? Откуда родом? Как красиво смотрятся в саду георгины, или далии. Это высокие, в рост человека, растения с очень крупными, как корзинки подсолнуха, цветками, и низкорослые,…

Папирус — знаменитое растение, хотя он и родственник простого камыша. Более 30 веков, с древнейших времен до Средних веков, из него получали писчий материал. Папирус — это гигантская трава высотой до 5 м, с толстым стеблем до 7 см диаметром. Листьев у него почти нет. Основание стебля окружено кожистыми чешуйками. Наверху стебля покоится крупное соцветие…

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека).
  2. Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

Развивающие цели:

  1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
  2. Воспитательная цель:
  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

  1. Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”.
  2. Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
  3. Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
  4. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” - по 1 на парту
  5. Образцы плодов и семян - по 1 комплекту на парту.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения)

2. Фронтальная работа:

На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений

Какую работу они выполняют? (опыляют растения)

На доске таблица “Опыление растений”.

3. Индивидуальные задания:

3-4 ученика работают на индивидуальных карточках.

Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений.

(2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски).

III. Сообщение темы и целей урока.

Достаточно ли работы насекомых для размножения растений?

(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.)

А кто это делает? (Люди)

Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай.

А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Семена путешествуют

Что значит, путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.)

На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.)

А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет)

Какова же будет цель сегодняшнего урока?

Дети называют цели, учитель корректирует:

  1. Как путешествуют семена?
  2. Кто им помогает путешествовать?
  3. Какое значение имеют эти путешествия для природы?

IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.

У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они

выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей.

Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ . Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю.

- ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра . Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие.

Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра)

Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие”.

Практическая работа

На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.).

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются?

У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли.

Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.

ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева.

Физкультминутка.

У - Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?

(Тяжелые. Нет крылышек)

Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?

Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения”

(стр. 42, 2 абзац)

Дети читают. Делают выводы:

Семенам помогают животные (звери, птицы)

Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:

1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки.

За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений.

Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути.

2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)

3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.

4. Рассмотрим как это им удается.

На доске.

Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек)

В ходе беседы составляется схема

В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.)

Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика)

Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений?

Работа с учебником.

Ответы детей:

Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека.

V. Закрепление:

Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений?

Ответы детей:

Усиление ветра

Заготовка животными запасов

Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных

Появление грибников и ягодников

Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека.

Разгадывание кроссворда:

  1. Был цветочек золотой,
    За неделю стал седой.
    А денечка через два
    Облысела голова. (Одуванчик)
  2. Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
  3. Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
  4. Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
  5. Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
  6. Растение-артиллерист (Недотрога)
  7. Плод этого растения – крылатка. (Клен)

Итог урока (рефлексия)

Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений)

Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения)

Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений)

Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы)

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
  2. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  3. Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
  4. Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.

МАОУ «Красноярская СОШ имени Героя Советского Союза

Григория Никифоровича Кошкарова

ученик 1 класса Руководитель: Преснецова Альфия Дмитриевна

с. Красный Яр – 2013

    Введение ……………………………………………………………….3

    Основная часть. ………………………………………………………..5

2.1. Распространение плодов и семян в природе………………………

2.2. Отличительные признаки распространения плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком………………………..8

2.3. Мои исследования………………………………………………………9

3. Заключение …………………………………………………………………..11

4. Список литературы…………………………………………………………9

5. Приложение………………………………………………………………… 10

  1. Введение

Семя - основа существования современного растительного и животного мира. Без семени на планете не было бы хвойной тайги, лиственных лесов, цветущих лугов, степей, хлебных полей, не было бы птиц и муравьев, пчел и бабочек, человека и других млекопитающих. Все это появилось лишь после того, как у растений в ходе эволюции возникли семена, внутри которых жизнь может, никак не заявляя о себе, сохраняться неделями, месяцами и даже на протяжении многих лет. Миниатюрный растительный зародыш в семени способен путешествовать на далекие расстояния; он не привязан к земле корнями, как его родители; не нуждается ни в воде, ни в кислороде; он ждет своего часа, чтобы, попав в подходящее место и дождавшись благоприятных условий, начать развитие.

Семена и плоды распространяются воздушными течениями – анемохория водой - гидрохория, животными - зоохория, людьми – антропохория, активным разбрасыванием - автомеханохория.

В процессе эволюции у плодов и семян возникло множество приспособлений, способствующих распространению определенным способом: крылатые выросты, волоски, воздушные полости, крючки и другие. Сочные плоды поедают животные, но семена не перевариваются и выбрасываются с испражнениями. У некоторых растений плоды при вскрывании разбрасывают семена.

Многообразие плодов и семян и их широкое распространение обусловливают существование и процветание вида.

Цель исследования: узнать и описать необычные способы распространения растениями плодов и семян

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Получить информацию об особенностях распространения плодов и семян в природе.

3. Выяснить отличительные признаки плодов исемян, распространяемых ветром, животными, человеком.

4 . Проанализировать результаты выращивания семян, полученных разными способами;

Предмет исследования: способы распространения растениями плодов и семян.

Объект исследования: приспособления, способствующие распространению плодов и семян растений определенным способом.

Гипотеза : я предполагаю, что у растений существует множество необычных способов распространения плодов и семян. Если я узнаю об особенностях распространения семян и плодов в природе, то я смогу, объяснить своим одноклассникам как растения расселяются на новые места.

    Основная часть.

    1. Распространение плодов и семян в природе.

Жизнеспособность и разнообразие растительного мира зависят от способности видов к расселению. Родительское растение всю жизнь прикреплено корнями к одному месту, следовательно, его потомству надо найти другое. Эта задача по освоению нового пространства была возложена на семена.

Одна из любимых детских забав летом - подуть на одуванчик в белой шапочке, чтобы крохотные парашютики разлетелись во все стороны. Иногда, перед тем как подуть, спрашивают "Дед или баба?" Можно даже желание загадать, а потом подуть изо всех сил. Если на "макушке" одуванчика не осталось ни одного семечка, это "дед", он совсем лысый. А если каким-то семечкам-волосинкам удалось удержаться, значит, получился одуванчик-"баба". Если угадал, желание исполнится. Нехитрая, казалось бы, забава, но таким образом мы помогаем семенам одуванчика разлететься как можно дальше и освоить новые пространства.

По воздуху путешествуют семена и многих других растений. Для удобства передвижения они даже имеют "крылышки". Поэтому иногда их так и называют – крылатки. Если подбросить семена платана, ясеня или вяза вверх, они будут медленно падать, вращаясь, как малюсенькие вертолеты. За это время ветер может отнести их далеко от дерева. В высокогорных степях, пустынях, саван­нах, где бывают сильные ветры, семена раз­летаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Семена с крыльями образовались у расте­ний, которые живут на открытых местах. Се­мена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хо­холком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, бе­резы, ольхи и граба - маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу - у пло­дов клена и ясеня. По­этому они и кружатся при падении. В тропиках и субтропиках растет держидерево. Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу, другой - косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая "летающая тарелка". Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название - качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые растения расселяются по воздуху при помощи ветра.

Плоды гороха, фасоли и бобовых растений, созревая, вытрескиваются, просыпая свои семена, фасолины и горошины. Некоторые научились саморазбрасываться, если случайно задеть созревшие семена кислицы, они мгновенно «взорвутся» разлетятся в разные стороны. В Южной Европе встречается сорняк - бешеный огурец. Стоит только слегка прикоснуться к его созревшему плоду, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном бьёт струя семян со слизью. Бешеный огурец может стрелять более чем на 12 метров.

Вывод: существуют растения, которые саморазбрасываются своими семенами.

Если после прогулки на вашей одежде остались колючие шарики репейника, то не стоит их сразу выбрасывать. Конечно, их придется отлепить. Если рассмотреть их через лупу, то можно увидеть, что колючий шарик состоит из множества крохотных крючков - именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных. Таким образом, семена, которые находятся внутри шариков, попадают в новые места, где и прорастают. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, ло­шадь, одежду человека), и таким образом, «проезжают» нема­лое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Следовательно, вывод: некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками.

Мы знаем, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про за­пас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняеет также, чтоь. 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочка­ми и потому не перевариваются в желудках, выходят с поме­том неповрежденными. А птицы за это время могут перенес­ти их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

Значит, птицы тоже помогают семенам путешествовать.

Великий учёный Чарльз Дарвин однажды привёз с Галапагосских островов странные семена. Оболочка этих семян была настолько твёрдой, что их было совершенно невозможно прорастить. Тогда двух привезённых с тех же островов гигантских черепах накормили неуступчивыми «каменными» семенами галапагосских «помидоров». Выйдя из кишечника черепах, семена проросли.

Многие дети любят есть груши, а вот как распространяются её семена, знают не все. Груша - одно из наиболее распространенных плодовых деревьев, выращиваемое во многих странах с теплым климатом. Груша живет от 150 до 300 лет. Семена этого дерева путешествуют в желудках птиц и млекопитающих. На Кавказе, например, грушу распространяют кабаны и медведи.

Но семена распространяют не только млекопитающие, но и насекомые. Например, муравьи. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу, муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся му­сором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фи­алки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Вывод: растения путешествуют с помощью животных.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями и даже животными… Плоды и семена неко­торых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Есть растения, которым помогают расселять­ся водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водо­еме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместят­ся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц. Следовательно, можно сделать вывод: семена расселяются на новые места по воде.

А как еще могут путешествовать семена? Оказывается, на подошвах нашей обуви. Если после прогулки тщательно соскрести грязь с подошв и положите ее во влажный пластиковый пакет. Через неделю мы увидим зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения.

Значит: семена путешествуют на подошвах людей.

2. 2. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Если проанализировать все перечисленные выше семена и плоды, то можно их разделить на определённые группы:

    плоды с парашютами

    цепкие плоды

    плоды, разбрасывающие семена

    сочные плоды

    крылатые плоды

При помощи ветра по воздуху распространяются в основном плоды с парашютами и крылатые плоды. Наиболее характерные приспособления плодов и семян к распространению ветром – различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски.

Цепкие и сочные плоды распространяются при помощи человека и животных. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, шипиков. С помощью животных распространяются семена со съедобными плодами.

Все ли семена прорастут на новых местах? Нет, часть се­мян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щет­ку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться - застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решет­ки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все про­растут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победите­лями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

2.3. Мои исследования.

Моё первое исследование я провёл с помощью семян цветов «Бархатцы». Я взял семена, положил их на листок бумаги и слегка дунул на них. В результате семена полетели.

Второе исследование я провёл при помощи плодов клёна. Я их подбросил вверх и увидел, что они медленно парят над полом. А если будет ветер, то он их сможет унести далеко.

Таким образом, я ещё раз убедился в том, что семена и плоды могут путешествовать при помощи ветра.

Следующее - третье исследование , я провёл дома, и мне помогла моя кошка. Я на её шерсть кинул колючку. Моя кошка с ней прошла весь дом, несколько метров. Этот опыт можно провести и с человеком. Если к нашей одежде прилепить колючку, то мы её сможем перенести на другое место, тем самым поможем растению проделать своё путешествие.

Значит, и животные, и люди помогают растениям расселяться на новые места.

Для четвёртого моего опыта мне пришлось проделать длительное наблюдение. Я соскрёб грязь с подошв обуви, положил ее в полиэтиленовый

па­кет, пакет закрыл и оставил на неделю в теплом месте. Через неделю я увидел зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения. Таким образом, я смог доказать, что семена могут путешествовать на подошвах нашей обуви.

Для пятого исследования мне понадобилось два стакана воды. В один я положил плод растения и перелил воду из стакана в стакан. Я увидел, что этот плод вместе с водой перешёл в другой стакан. Что доказывает способность плодов не тонуть в воде, а путешествовать.

    Заключение

Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящими, семена прорастают. Так растения-путешественники расселяются повсюду, занимают новые территории. Там благодаря перекрестному опылению могут образоваться новые виды растений.


Список литературы:

    Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн Э. Современная ботаника, тт. 1–2. - М.: 1990

    Смык И.А. Домашняя лаборатория Опыты с воздухом, растениями и на кухне, - М.: 1998

    Ты ещё не видел чуда. /Журнал «Лиза. Мой ребёнок», апрель, 2004.

    Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника 2 изд., - М.: Агропромиздат,1988

    Энциклопедия для детей. Том 10. Биология. – М.: 2001

    Я садовником родился./Журнал "Аистенок", июнь, 2005

    http://www.travinka.net

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Плоды путешествуют

Вопрос: попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Ответ: если бы плоды не путешествовали, то не было бы расселения растений по Земле. Каждый вид растений рос бы только в одном месте, а это плохо для растений, потому что если в одном месте вдруг исчезли растения одного вида, то больше нигде их не будет. Для природных сообществ это плохо. (пример: если бы пшеница росла только в одной стране и нигде больше, то и хлеба в других странах бы не знали. Картофель в России не был известен до Петра Великого, а когда клубни припутешествовали в Россию, картофель стал самым любимым продуктом питания)

Обсудим!

1. Вопрос: семя – это живое или неживое тело?

Ответ: семя это живое тело, оно дышит, содержит в себе будущее растение.

2.Вопрос: семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Ответ: семена в пакетиках хранят обычно в сухом месте, а для прорастания семян нужна влага.

3. Вопрос: весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

Ответ: пчелы с цветов собирают нектар, при этом опыляют цветы, растение получает возможность завязать плоды и образовать смена.

Проверь себя.

1. Вопрос: как происходит опыление у растений?

Ответ: в цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на его тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, насекомое невольно переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок

2. Вопрос: что образуется на месте цветков после опыления?

Ответ: после опыления на месте цветков образуется завязь, из которой потом развивается плод с семенами.

3. Вопрос: как распространяются плоды растений?

Ответ: плоды «путешествуют»:

С помощью ветра (плоды клена, ясеня, одуванчика);

При помощи животных и человека (прикрепляются к шерсти одежде специальными крючками – репейник, череда);

При помощи птиц (птица съевшая плоды, не переваренные семена может оставить вместе с пометом за много километров от того места где съела плод);

Культурные плоды путешествует по воле человека.

4. Вопрос: какие условия нужны для прорастания семян?

Ответ: для прорастания семян нужны: воздух, влага и тепло.

5. Вопрос: как развивается растение из семени?

Ответ: Этапы развития растений: семя - зародыш - проросток с корешком - проросток со стебельком и листочками - взрослое растение с цветками - взрослое растение с плодами и семенами.

Задание для домашней работы:

Задание 3. Приготовь рассказ о том как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

Животные играют важную роль в распространении пыльцы, спор, семян, плодов растений, влияя при этом на их размножение и расселение. Деятельность животных обычно мотивирована пищевыми потребностями, но использование ими в пищу семян, плодов и пыльцы для растений полезно, так как способствует их распространению.

Во флоре Земли господствующее положение занимают цветковые растения, а цветки большинства видов опыляются животными (чаще насекомыми, реже - птицами и млекопитающими). К цветкам животных привлекает пища, которую они здесь находят (пыльца, нектар), у растений, приспособившихся к опылению животными, яркие лепестки или чашелистики, привлекательный запах, содержится нектар.

На следующем уроке

Вопрос: вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесенные в Красную книгу России. Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Ответ: растения для животных и человека источник пищи и кислорода, без которых жизнь невозможна.

Растения Красной книги России: подснежник плосколистный, володушка Мартьянова, безвременник веселый, рододендрон Фори, лотос орехоносный, пион горный и др.

Растения Красной книги Челябинской области: астрагал, венерин башмачок, пострел раскрытый

Пион уклоняющийся (лекарственный), фиалка Морица и др.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!