Как уложить декоративный камень. Особенности внутренней отделки искусственным камнем: как укладывать первый ряд, на что лучше клеить и как оформить под обои

Атонически-астатическая форма проявляется мышечной гипотонией, динамической и статической атаксией, мозжечковой дизартрией и как правило сохраненном или негрубо нарушенном интеллекте.

Атонически-астатическая форма возникает в результате либо грубых нарушений лобно-мосто-мозжечкового пути, либо внутриутробного заболевания мозга с преимущественным поражением мозжечка. У детей с этой формой ДЦП в начальной резидуальной стадии на фоне общей мышечной гипотонии постепенно развивается пронаторная установка предплечий и кистей рук, возрастает напряжение аддукторов бедер и супинаторов стоп. При этом может иметь место задержка редукции шейных тонических и лабиринтных рефлексов, лишь к 1,5-3-ем годам начинают развиваться установочные рефлексы. Сухожильные и периостальные рефлексы всегда высокие. Мозжечковые нарушения проявляются с раннего возраста - вначале возникают атаксия и тремор рук, затем, когда ребенок начинает стоять, развиваются туловищная атаксия, а также дис- и гиперметрия. Этим объясняется атактическая походка. Психическое и речевое развитие при поражении преимущественно мозжечка могут быть в той или иной степени задержаны. Выявляется мозжечковая дизартрия.

В случае поражения всего лобно-мосто-мозжечкового пути или преимущественно лобных долей мозга контроль головы, функции сидения, стояния и ходьбы практически не развиваются (астазия, абазия) или формируются очень медленно. Локомоторная атаксия хотя и имеется, но не является доминирующим синдромом. Другой непременный клинический признак - глубокая задержка психического и речевого развития, или олигофрения, чаще в степени имбецильности. Судорожный и гипертензионный синдром наблюдаются у 15-20% детей.



Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных с мозжечковой формой ДЦП благоприятный. Дети обучаются в специальных школах-интернатах или массовых школах и в дальнейшем осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировки движений рук. Прогноз в отношении двигательных возможностей и социальной адаптации при поражении лобно-мосто-мозжечкового пути - неблагоприятный.

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА

Гиперкинезы часто наблюдаются при различных формах детских церебральных параличей. Однако в некоторых случаях они являются клинически ведущими и тогда говорят о гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинетическая форма характеризуется наличием гиперкинезов (хореоатетоза, хореических, торсионной дистонии и др.), экстрапирамидной (гиперкинетической или спастико-гиперкинетической) дизартрии, при сохраненном, как правило, интеллекте.

Патологоанатомические изменения обнаруживаются в стриопаллидарной системе, причиной которых могут быть - несовместимость крови матери и плода по факторам Rh или ABO, внутричерепная родовая травма и др.

Клиническая картина складывается из гиперкинезов и нарушения мышечного тонуса, чаще в сторону его диффузного повышения (экстрапирамидная ригидность). В некоторых случаях в состоянии покоя мышечный тонус нормальный или даже снижен, однако он резко повышается во время активных движений. У детей в начальной резидуальной стадии болезни уже в первые месяцы жизни можно наблюдать гипотонию мышц туловища и конечностей, позже дистонию. В мышцах языка гиперкинезы обычно появляются на 4-5-м месяце жизни. После 6-12 месяцев непроизвольные движения возникают и в других мышцах лица, туловища и конечностях. Наиболее частой формой детских церебральных гиперкинезов является двойной атетоз, при котором гиперкинезы атетозного (червеобразного) характера локализуются в области мимической мускулатуры лица, верхних и нижних конечностей, преимущественно в дистальных отделах, захватывая нередко и туловище. Хореический или хореоатетоидный, гиперкинез проявляется в форме более быстрых, распространенных, проксимальных, высокоамплитудных, нестереотипных движений. Торсионная дистония - гиперкинез в виде медленного сокращения мышц туловища, приводящего к его вращению, повороту головы и другим изменениям позы. Гиперкинезы минимальны в покое, исчезают во сне, усиливаются при произвольных движениях, провоцируются эмоциями, более выражены в положении на спине и стоя. Гиперкинезы и мышечная дистония дестабилизируют позу. Произвольные движения дискоординированные, скачкообразные, размашистые.

В 60-70% случаев выявляется псевдобульбарная симптоматика (слюнотечение, трудности жевания, глотания), в 10-15% судороги. Становление реакций выпрямления и равновесия резко задержано и неполноценно. Со стороны интеллекта изменения обнаруживаются значительно реже (5-8%), чем при других формах детских церебральных параличей. У большинства больных речь нарушена по типу экстрапирамидной дизартрии.

Прогноз развития двигательных функций и социальной адаптации зависит от тяжести поражения нервной системы. В 60-70% случаев дети обучаются самостоятельно ходить, однако произвольная двигательная активность, в особенности тонкая моторика, в значительной степени нарушена. При умеренных двигательных нарушениях дети могут научиться писать и рисовать. Больные с охранным интеллектом заканчивают общеобразовательные школы, средние специальные, а иногда и высшие учебные заведения.

ДИАГНОСТИКА

Детский церебральный паралич в хронически-резидуальной и поздней резидуальной стадиях диагностируется на основании выявления:

1) патологии внутриутробного развития и родов, либо заболевания центральной нервной системы в первые дни или недели жизни, до того пока главные структуры, пути и центры мозга еще не сформировались;

2) характерных двигательных расстройств;

3) нарушений речи и интеллекта.

Перечень патологических признаков, указывающих на угрозу развития церебрального паралича у детей грудного возраста.

I. Анамнез:

1. Жалобы родителей на задержку развития.

2. Большое число факторов риска во внутриутробном и интранатальном периодах.

3. Неврологические нарушения в периоде новорожденности.

II. Неврологическое обследование:

1. Нарушение мышечного тонуса: гипертония, гипотония, дистония.

2. Врожденные рефлекторные реакции:

а) наличие безусловных рефлексов после 3-4 мес. (в норме должны быть заторможены),

б) активизация тонических шейных и лабиринтных рефлексов во всех положениях.

3. Нарушение позы и произвольных движений:

а) голова: запрокидывание в положении на спине, постоянный поворот в одну сторону, чрезмерное запрокидывание в положении на животе, трудности удержания при тракции, вертикально, на животе, сидя,

б) прижаты к туловищу, не приводятся к средней линии, ребенок не тянет их в рот, не отводит в стороны, не тянется к игрушке, кисти сжаты в кулак, отсутствует оптическая опора рук,

в) ноги: чрезмерное разгибание и приведение в положении на спине, вертикально на опоре, ходьба на носках, плохая опора, прогибание в коленных суставах,

г) задержка глобальных двигательных реакций: ребенок не поворачивается на бок, не поворачивается на живот, поворачивается боком, самостоятельно не сидит, не опирается на руки в положении на животе, не встает на четвереньки, самостоятельно не садится и не встает, самостоятельно не стоит, стоит на полусогнутых и приведенных ногах, не ходит, ходит на носках, асимметрия позы и произвольных движений.

4. Задержка речевого и психического развития.

5. Данные нейросонографии: вентрикуломегалия, перивентрикулярная лейкомаляция, интра- и перивентрикулярные кровоизлияния, поликистоз, поренцефалия и др..

ЛЕЧЕНИЕ

Выделение детских церебральных параличей в отдельную группу обусловлено незрелостью мозга новорожденного, как в анатомическом, так и в функциональном отношении. В этом периоде различные вредные причины могут вызвать аналогичные клинические изменения со стороны нервной системы. При детских церебральных параличах поражается незрелый, развивающийся мозг, который имеет большие компенсаторные возможности.

Детские церебральные параличи - это фактическиостаточные явления уже перенесенного патологического процесса, при этом двигательные и другие нарушения имеют тенденцию к обратному развитию. Цель врача - направить этот спонтанный регресс симптомов по правильному пути, управлять им, не дать развиться контрактурам, различным порочным позам и движениям.

В связи со сложностью патогенеза и многообразием клинических форм детских церебральных параличей необходимо участие в процессе лечения таких специалистов, как невропатолог, психиатр, ортопед, врач по лечебной физкультуре, логопед и др.

Чтобы правильно спланировать лечение больного церебральным параличом, необходимо предварительно, определить: 1) какие показатели моторного развития (контроль головы, повороты, сидение, вставание, стояние, ходьба, манипуляция рукой и кистью) сравнительно нормальные, но отстают от хронологического возраста; 2) какому периоду соответствуют те или иные статические и локомоторные функции, мозаичны ли они; 3) почему ребенок выполняет одни движения и не может выполнить другие; 4) какие элементы движения отсутствуют в каждом навыке и мешают его развитию; 5) оказывает ли влияние тоническая рефлекторная активность на позу и движения; 6) степень спастичности в покое, при попытке к движению, в каких позах она ярче выражена; 7) наличие контрактур и деформаций или их ранних признаков; 8) уровень психического и речевого развития, характер сочетанных расстройств.

Задачи лечения: 1) выработать у ребенка образцы движений, способствующие нормализации мышечного тонуса, противодействию силе тяжести, сохранению равновесия, и создать возможность самостоятельного передвижения, приобрести навыки самообслуживания; 2) предупредить формирование патологических поз, аномального мышечного тонуса и движений, развитие контрактур и деформаций; 3) обучить родителей методам лечебного ухода и доступным лечебно-коррекционным мероприятиям.

Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагают комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, непосредственно связанную с проведением уроков физической культуры, труда, с развитием и коррекцией движений во все режимные моменты.

Построение реабилитационной программы должно исходить из основных принципов:

1. Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

2. Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными (имеется в виду единство биологических и психосоциальных методов воздействия).

3. Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого ребенка в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста и пр.

4. Заключительным этапом реабилитационной программы должна быть возможно более полная социальная адаптация.

Первый этап реабилитации - восстановительное лечение в стационаре. В зависимости от характера патологического про­цесса продолжительность его различна.

Второй этап - реадаптация, т.е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенсации функций. Этот этап печения лучше начинать в местном санатории. Особенно эффективно лечение детей с последствиями заболеваний нервной системы на бальнеологических и грязевых курортах. Природные факторы - радоновые, сульфидные воды, лечебные грязи - вызывают гуморальные и гемодинамические сдвиги в организме, влияют на состояние нервной и эндокринной систем, обмен веществ, улучшают трофические функции организма. Использование на втором этапе реабилитации курортного лечения, имеющего длительный период последействия, значительно увеличивает объем восстановительных реакций ребенка.

Третий этап - собственно реабилитация, возвращение к обычной деятельности, к прежним своим обязанностям. У детей этот этап преследует полную ликвидацию дефекта, возвращение в среду сверстников. На этом этапе значительное место в реабилитационной программе отводится социальным, психологическим, учебно-воспитательным воздействиям.

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Лечебная физическая культура - один из ведущих компонен­тов комплексного лечения больных с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата.

Основные задачи лечебной физкультуры при ДЦП следующие: 1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений; 2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем; 3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного; 4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.

Правильный охранительно-стимулирующий дви­гательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных сис­тем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций. Лечебная гимнастика направлена на: 1. нормализацию тонуса мышц; 2. нормализацию либо становление ослабленных или отсутствующих врожденных двигательных рефлексов (шагового, защитного, ползания, рефлекса с головы на туловище, с туловища на голову, рефлекса опоры, Переса, Робинсона и др.); 3. подавление не редуцировавшихся к сроку, а, наоборот, нарастающих примитивных тонических рефлексов (асимметричного и симметричного шейных, лабиринтных, хватательного и др.); 4. стимулирование с 3-4-й недели жизни развития рефлекса с головы на шею (первый установочный рефлекс, свидетельствующий о развитии адекватной деятельности антигравитационных механизмов), а также механической, затем оптической реакций опоры верхних конечностей, правильного захвата предметов, зрительно-моторной координации; 5. коррегирование положения пальцев рук; предупреждение мышечных атрофии, ограничений подвижности в суставах; 6. восстановление активных и пассивных движений и общей статики и кинематики больного.

Для решения этих задач отечественные и зарубежные исследователи разработали ряд методов, Среди которых в первую очередь следует назвать метод К.И.Бобат, с помощью которого нормализуется мышечный тонус (в позе эмбриона), с применением специальных упражнений на мяче, валиках, приемов для гашения тонических и становления врожденных двигательных рефлексов. И.Войт (1970), С.А.Бортфельд (1986). К.А.Семенова (1979) усовершенствовали систему К. и Б.Бобат и предложили свои приемы.

Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение ха­рактера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания.

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают ди­намику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

Конечная цель ЛФК - развитие новых двигательных актов, обучение ребенка самообслуживанию и самостоятельному передвижению.

МАССАЖ

Широкое применение при нарушениях опорно-двигательного аппарата находитмассаж. Механически воздействуя на ткани, он вызывает реакцию в первую очередь со стороны сосудистой и нервной систем. Под влиянием массажа усиливается лимфо- и кровообращение, газообмен между кровью и тканями. Возникающие в коже и глубжележащих тканях афферентные импульсы оказывают стимулирующее влияние на деятельность центральной нервной системы. Регулярное проведение массажа способствует повышению сократительной способности мышц, их эластичности и ускоряет восстановление их после утомления или длительной иммобилизации. Поскольку ортопедические больные требуют длительного применения массажа, то целесообразно обучать основным приемам массажа родителей и близких бального.

С массажа начинается комплекс занятий лечебной физкультурой, Обычный физиологический массаж в большинстве случаев не пригоден, поскольку к работе с каждой мышечной группой следует подходить избирательно, с учетом ее тонуса, а также его влияния на группу мышц-синергистов, чтобы не вызвать патологическое повышение их тонуса. К.А.Семенова (1974) разработала специальный системный точечный массаж, с помощью которого можно учитывать особенности физиологических и патологических синергий.

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ

Медикаментозное печение зависит от стадии течения заболевания, структуры дефекта, психического и соматического статуса ребенка и направлено на:

1. прекращение внутриутробно начавшихся воспалительных первичных и вторичных аутоиммунных процессов, если они имели место;

2. предотвращение рубцово-спаечных процессов, возникающих вследствие воспаления, механической родовой травмы и кровоизлияний; последствий асфиксии, в том числе и хронического метаболического ацидоза;

3. интенсификацию обменных процессов в нервной ткани, прежде всего окислительно-восстановительного и белкового обмена;

4. обеспечение энергетических процессов в мозге;

5. устранение первично или вторично возникших гипертензионного и судорожного синдромов;

6. нормализацию мышечного тонуса, уменьшение насильственных движений, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе;

7. стимуляцию психического и речевого развития.

Применение лекарственных препаратов при детских церебральных параличах преследует цель создать благоприятные условия для более успешного проведения лечебной физкультуры. Медикаментозная терапия в резидуальном периоде включает в себя назначение средств понижающих мышечный тонус, улучшающих проведение нервных импульсов в синапсах, уменьшающих гиперкинезы, нормализующих течение обменных процессов в нервной ткани, а также противосудорожные (при наличии припадков), дегидратирующие (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме) и общеукрепляющие средства.

Препараты снижающие мышечный тонус (угнетают клетки ретикулярной формации, блокируют моно- и постсинаптические спинномозговые рефлексы, оказывают центральное и периферическое холинолитическое действие): мидокалм, баклофен, сурдолит, амедин, норакин, циклодол, тропацин, скутамил Ц, леводопа, наком, синимет и др. Данные препараты назначаются в постепенно нарастающей дозировке. Установлено, что через 40-60 минут после приема одного из перечисленных средств наступает снижение мышечного тонуса и в это время рекомендуется проводить ЛФК.

Препараты, улучшающие нервно-мышечную проводимость: прозерин, галантамин, нивалин, калимин, оксазил дибазол. Они не действуют на погибшие нервные клетки, а только на те участки нервной ткани, которые длительное время находятся в состоянии угнетения. Необходимо помнить, что в отношении нервно-мышечной передачи возбуждения прозерин и его аналоги являются антагонистами тропацина и других препаратов из группы атропина, поэтому их нельзя назначать одновременно.

Для уменьшения гиперкинезов наиболее часто применяют транквилизаторы (элениум, амизил, фенибут, ноофен, реланиум, феназепам и др.), нейролептики, реже - атропинсодержащие препараты (циклодол, ортан, тропацин), а так же пиридоксин. В некоторых случаях при неэффективности консервативного лечения прибегают к так называемым стереотоксическим операциям на базальных ганглиях головного мозга. При этом в область бледного шара или некоторых ядер зрительного бугра вводится невролитическая смесь (обычно спирт с майодилом). По литературным данным при этом в 70% случаев прекращаются гиперкинезы и в 80% случаев снижается мышечный тонус. Хемопаллидэктомия проводится только нейрохирургами в специализированных отделениях.

При мозжечковых формах ДЦП, когда мышечный тонус бывает сниженным, назначаются дуплекс, секуринин, эхинопсин, стимуляторы медиаторного ряда.

Препараты стимулирующие обменные процессы в нервной системе (активируют белковый и углеводный обмен, одновременно удаляя токсические продукты распада, повышают дыхательную активность, энергетические процессы в ткани мозга, улучшают кровоснабжение, способствуют дифференциации нервных клеток, миелинизации проводящих путей, улучшают функциональные возможности мозга): глютаминовая кислота, аминалон, ноотропил, пирацетам, энцефабол, церебролизин, диавитол, липоевая кислота, когитум, префизон, карнитин, пантогам, пиридоксин, цианкоболамин, нейромедин и др.. При судорогах стимулирующие препараты следует вводить осторожно, постепенно повышая дозу, в сочетании с противосудорожными и седативными средствами.

Препараты, улучшающие микроциркуляцию (усиливают мозговое и периферическое кровообращение, улучшают реологические свойства крови, активируют обменные процессы): теоникол, ксантинол, трентал, кавинтон, актовегин, эмоксипин.

Препараты, обладающие рассасывающим действием и стимулирующие регенерацию (уменьшают продуктивные и стимулируют регенеративные процессы в нервной системе, увеличивают проницаемость тканей и улучшают их трофику): алоэ, лидаза, пирогенал, пропермил.

Дегитратирующие препараты (усиливают диурез, уменьшают продукцию ликвора): магния сульфат, диакарб, триампур, гипотиазит, фуросемид, лазикс, глицерин и др..

Наличие эпилептических припадков в обязательном порядке требует назначения противосудорожных средств (фенобарбитал, дифенин, антелепсин, карбамазепин, производные вальпроевой кислоты – депакин, конвульсофин и др.). Противосудорожную терапию больным церебральными параличами назначают индивидуально с учетом особенностей основного заболевания, характера эпилептических пароксизмов, их частоты, времени возникновения в течение суток. Противосудорожные препараты необходимо принимать непрерывно, длительно (3-5 лет эффективной терапии), с последующей постепенной отменой.

Кроме такого дифференцированного медикаментозного лечения рекомендуется периодически принимать фармакологические средства, регулирующие обмен веществ в нервной ткани и повышающей сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Это препараты фосфора и кальция, АТФ, витамины группы В, Е, С, тималин и др.

ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

В комплексной терапии детских церебральных параличей значительное место занимают физические методы лечения (электросветолечение, водолечение, электрофорез, ультразвук, магнитотерапия, электростимуляция мышц и нервов, грязелечение, парафино-иозокеритолечение, ИРТ и др.), направленные на уменьшение спастичности, улучшения кровообращения в мышцах.

Ниже приводится краткое описаниенекоторых физиотерапевтических процедур.

Так, с лечебной целью можно использовать гальванический ток. Предложены различные методики его применения (гальванический воротник по А.Е.Щербаку, гальванизация шейных симпатических узлов, трансцеребральная гальванизация и др.). Во время процедуры больной не должен испытывать неприятных ощущений (начальная сила тока 4-5 ма, постепенно доводится до 10-12 ма), лечение проводится ежедневно или через день, всего 20-25 сеансов. С помощью гальванического тока можно вводить различные лекарственные вещества (электрофорез), которые создают в глубоких слоях кожи депо длительного действия. При детских церебральных параличах наиболее часто применяется гальванический воротник с хлористым кальцием, йодистым калием, сернокислой магнезией, новокаином, бромом. При этом улучшается трофика и кровоснабжение мышц, снижается их тонус, нормализуется деятельность высших вегетативных центров, уменьшаются гиперкинезы. С целью рассасывания глиозных рубцов в центральной нервной системе, можно применять трансцеребральный электрофорез по Бургиньону с иодистым калием. Для снижения мышечного тонуса этим же способом можно вводить экстракт из корня белладонны (берется 1-2 мл. 0,2% водного раствора корня белладонны, растворяется в 100 мл воды и смачиваются две прокладки, которые накладываются на сомкнутые веки), для улучшения обмена - глютаминовую кислоту, для снятия возбуждения - ГОМК.

При повышенном мышечном тонусе рекомендуется назначать паравертебральное ультрафиолетовое облучение, так называемые "ползучие" ДУФ и КУФ-эритемы. Можно также применять местно электротепловые процедуры (облучение лампой "Соллюкс", диатер­мия, индуктотермия). После таких процедур, способствующих расширению кровеносных сосудов и снижению мышечного тонуса можно применять рациональную электростимуляцию мышц с помощью аппаратов АСМ-2 или АСМ-3. По мнению И.М. Левина, таким путем можно начать обучение ребенка активному сокращению мышц.

В 1957 году К.А.Семенова предложила лечение детских церебральных параличей низкочастотным импульсным током, источником которого является аппарат АСУ-2, АСМ-3. Методика данной процедуры следующая: на дистальные отделы кистей и стоп накла­дываются узкие электроды. Сила тока, длительность импульса должны быть индивидуально подобраны в зависимости от возраста ребенка, его переносимости к току и клинических проявлений заболевания. Время воздействия тока 5-8 минут с последующей заменой полярности тока на такое же время. На курс лечения 20-25 сеансов. Можно проводить до 10 курсов с перерывом 1,5-3 месяца. По данным К.А.Семеновой эти процедуры улучшают общее состояние ре­бенка, снижают мышечный тонус, увеличивают объем активных движений. И.М.Левин предлагает при дистальном расположении электродов на конечностях проводить электрофорез новокаина с адреналином (к 40 мл. 2% раствора новокаина добавляется 8 капель 0,1% раствора адреналина). Салфетки, смоченные таким раствором, накладываются на дистальные отделы кистей или стоп и присоединяются к раздвоенному аноду. Катод накладывается на среднюю треть предплечья или голени. Всего курс лечения 10-20 процедур.

С целью воздействия на общее состояние организма, а также для снижения мышечного тонуса широко применяются водные процедуры: общие теплые ванны, соленые ванны (1-2 кг поваренной соли на 200 литров воды), хвойные ванны (на одну ванну 50-60 грамм жидкого экстракта хвои), а также рапные и морские ванны. Температура воды 35-38°, через день по 10-15 минут, на курс лечения 10-15 ванн. Водные процедуры необходимо сочетать с лечебной гимнастикой. При высоком мышечном тонусе можно проводить изби­рательный подводный душ-массаж.

В комплексном лечении детских церебральных параличей широко можно использовать органические и неорганические грязи и грязеподобные вещества: сапропели, глину, песок, торф, озокерит и парафин. Грязевые процедуры проводятся преимущественно в виде аппликации ("воротник", "трусы", "шаровары" и др.) при температуре 40-42° через день по 15-20 минут. Всего на курс лечения 15-20 процедур. При лечении парафином и озокеритом длительность процедуры увеличивается до 30-40 минут. В домашних условиях можно также проводить лечение просеянным речным песком, который при температуре 45-50° насыпается в деревянные ящики или полотняные мешочки, и туда помещается пораженная конечность. Летом можно засыпать верхние и нижние конечности больного слоем песка толщиной 5-6 см и использовать естественное солнечное нагревание. Все эти тепловые процедуры вызывают гиперемию и улучшают питание мышц, снижают мышечный тонус, уменьшают контрактуры.

Климатотерапия - воздействие на организм естественных природных факторов - воздуха, солнечного излучения, воды. Их особенно успешно используют на специализированных климатических курортах - в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, Прибалтике.

ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Ортопедическое печение направлено на предупреждение и исправление деформаций, восстановление опорности и активной подвижности пораженных конечностей и их внешнего вида. В травматологии и ортопедии применяются как разнообразные консервативные, так и оперативные методы лечения. К ортопедическим средствам, с помощью которых можно придать части тела физиологическое положение, относятся шины, шинки-штанишки, лонгеты, туторы, воротники, валики. Ортопедический режим должен разрабатываться для каждого больного индивидуально и неукоснительно соблюдаться.

Ортопедические способы лечения детских церебральных параличей (как консервативные, так и хирургические) подлежат компетенции ортопедов, хирургов, а поэтому в настоящей брошюре не рассматриваются.

ВОСПИТАНИЕ

Наряду с проведением необходимого лечения для больных детскими церебральными параличами не менее важна правильная организация воспитательной работы. Нужно учитывать, что у 70-80% этих больных имеются нарушения психики. Умственную неполноценность следует расценивать не как что-то статическое, постоянное, а как положение, которое в принципе можно изменить, с тем чтобы было проводить соответствующие воспитательные и лечебные меры. При наличии выраженной умственной отсталости больных необходимо помещать в дома инвалидов. Дети с умеренно выраженной умственной отсталостью должны заниматься в специальных детских садах и школах. При сохранности интеллекта или небольшой задержке умственного развития больные могут посещать общие школы или (лучше) специализированные детские сады и школы интернаты, где создаются необходимые условия для учебно-воспитательной работа. Эти условия определяют своеобразие методического подхода к воспитанию:

1. создание малых групп, с учетом уровня развития;

2. для каждой группы составляется план на одну неделю, с разработкой индивидуального плана активации каждого ребенка;

3. следует сокращать продолжительность занятий, чтобы не перегружать способность к сосредоточению;

4. необходимы более частые упражнения для закрепления знаний и специальное время для повторения;

5. время отдыха должно быть более длительным, чем у здоровых детей;

6. важный элемент воспитания – выработка гигиенических навыков и обучение определенным социальным обязанностям;

7. особое внимание необходимо уделять развитию моторики и речи с участием физиотерапевта и логопеда;

8. в связи с повышенной отвлекаемостью необходимо более жестко руководить игрой, раскрыть возможности организации ее, активизировать игры.

Задачи в первый год жизни: 1) воспитание привычки к контакту и потребности в нем – обращение к ребенку, привлечение его внимания к окружающим предметам; 2) развитие зрительного восприятия и сосредоточения с применением световых раздражений, а также показа предметов с простыми и четкими формами (мяч, погремушка); 3) развитие слухового восприятия и сосредоточения с применением голоса, колокольчика тамбурина и др. Использование звуков разного направления тональности, последовательности, Побуждение ребенка к извлечению звуков («ладушки», погремушка и т.п.); 4) развитие движений губ – сосание, жевание (постепенный переход на твердое питание), побуждение ребенка дуть, выдувать воздух; 5) тренировка осязания – соприкосновение с разнообразными предметами, на первых порах путем коррегирования движения руки ребенка; 6) упражнения для рук – стимуляция хватания («дай ручку»), «ладушки», удары руками, катание мяча, игры с кубиками, с водой, бросание, игры пальчиками т. д.; 7) тренировка общей моторики – переход от спонтанных движений к заданному ритму под пение, бубен и т. д., ползание, кувыркание, вставание, ходьба за ручку. Особое значение имеет выполнение ритмичных гимнастических упражнений; 8) обучение простейшим движениям; 9) стимуляция участия в воспроизведении ритма, звуков, мелодий; 10) побуждение называния определенным словом своих желаний и предметов путем неоднократного повторения; 11) развитие эмоциональных реакций – радости, доверия, хорошего самочувствия и т. д. Путем демонстрации эмоций, рассказов, соответствующих игр и подкрепления реакции ребенка; 12) в процессе воспитания следует избегать запугивания и изнеженности. Не все особенности поведения ребенка связаны с его умственной отсталостью; 13) наряду с целенаправленными воспитательными воздействиями необходимо представлять ребенку возможность самостоятельной игры и занятий.

Следует облегчать процесс социальной адаптации таких детей путем улучшения межличностных отношений.

Привлечение родителей к процессу воспитания детей может стать более действенным, если их постоянно информировать о текущих педагогических задачах и часть учебных заданий переносить домой.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Меняющийся непостоянный характер нарушений мышечного тонуса в речевой мускулатуре, большая его зависимость от внеш­них влияний, эмоционального состояния ребенка, положения его тела и головы в пространстве обуславливают особенности звукопроизношения у этих детей. Отсутствие стабильности артикуляционных нарушений приводит к непостоянству нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном состоянии наблюдается дистония речевой мускулатуры, то при попытке к речи наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Появление гиперкинезов речевой мускулатуры резко искажает речь, делает ее малопонятной, а иногда и невозможной. Кроме того, могут отмечаться и гиперкинезы диафрагмы, межреберных мышц, что, в свою очередь, грубо нарушает дыхание, плавность речи, а в тяжелых случаях приводит к появлению насильственных криков или стонов.

Наиболее распространенной формой речевых нарушений является псевдобульбарная дизартрия, которая характеризуется нарушением мышечного тонуса. Для этого речевого нарушения характерна ограниченная подвижность артикуляционных мышц; особенно страдают наиболее тонкие изолированные движения, повышено слюноотделение, нарушено дыхание, голосообразование.

Основными задачами стимуляции и коррекции предречевого развития в ранней стадии болезни являются:

1. специальная дыхательная гимнастика, направленная на выработку голосовых реакций;

2. точечный системный массаж, с помощью которого стимулируется развитие оральных рефлексов, устраняются оральные синкинезии, корригируется положение языка и тонус его мышц;

3. массаж мимических мышц (особенно мышц губ), подъязычных мышц, и мышц шеи, обеспечивающих возможность произношения;

4. развитие зрительного бинокулярного фиксационного рефлекса, координации движений руки и взора, на базе которых формируются ориентировочные, затем ориентировочно-познавательные реакции и, наконец, внутренняя речь, первые элементы ее понимания.

Логопедическая работа при всех формах речевых нарушений строится на основе учета данных патогенетического анализа структуры речевого дефекта. При этом необходимо выделение ведущего дефекта, вторичных нарушений и компенсаторно-приспособительных реакций. Работа должна быть направлена на развитие всех сторон речевой деятельности ребенка. В систему логопедических мероприятий входит не только развитие артикуляционной моторики и звукопроизносительной стороны речи, но также и формирование ее лексико-грамматической стороны, создание условий, необходимых для овладения ребенком письменной речью.

При осложненных формах дизартрии работа логопеда предполагает обогащение слухового опыта, развитие слухового внимания, навыков локализации звука в пространстве, слуховой памяти, фонематического слуха, семантической стороны речи ребенка. Работа строится с опорой, главным образом, на зрительное восприятие. При проведении логопедических занятий необходимо уделять внимание предупреждению и преодолению различных синкинезий в скелетной мускулатуре и, особенно в пальцах рук, а также в мимической мускулатуре.

Работа над артикуляционной моторикой проводится в единстве с занятиями лечебной физкультурой на фоне строго индивидуализированной медикаментозной терапии.

ПРОГНОЗ И ПРОФИЛАКТИКА

Прогноз при детских церебральных параличах зависит от времени патологии мозга и степени ее выраженности. При антенатальных повреждениях прогноз тем серьезнее, чем на более ранней стадии развился патологический процесс. Распространенные деструктивные поражения мозга прогностически хуже, чем очаговые. Значительно утяжеляют прогноз сочетанные расстройства - снижение зрения, слуха, психические нарушения, судороги, гидроцефальный синдром, соматические, инфекционные заболевания.

Прогноз двигательных, психических и речевых нарушений зависит от времени установления диагноза, начала лечения и его преемственности в различные возрастные периоды.

Прогноз социальной адаптации более благоприятный при спастической геми- и диплегии, и неблагоприятен при двусторонней гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

Для профилактики пре- и перинатальных поражений мозга необходимо комплексное решение широкого круга вопросов, касающихся предупреждения как непосредственных влияний вредных факторов на плод, так и опосредованного организмом матери, усовершенствования методов диагностики патологических состояний плода и новорожденного, коррегируюшей и восстановительной терапии, санитарного просвещения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.-«Здоровья», Киев, 1988.- 327 с.

2. Перинатальная патология /Под общ. ред. М.Я.Студеникина (СССР), Ю.Кюльца, Г.Эггерса (ГДР). СССР-ГДР.-М.: Медицина, 1984.- 267 с.

3. Семенова К.А. Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом.- Ташкент: Медицина, 1979.- 487 с.

4. Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С., Фрейдков В.И. и др. Неврология детского возраста: болезни нервной системы новорожденных и детей раннего возраста, эпилепсия, травматические и сосудистые поражения: Учеб. пособие для ин-тов.- Мн.: Выш. шк., 1990.- 495 с.

5. Шухова Е.В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. - М.: Медицина, 1979.- 255 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ОТРАСЛЕВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ

Декоративный камень стал сегодня одним из самых любимых дизайнерами материалов, используемых для отделки разных помещений как изнутри, так и снаружи.

Работа с декоративным камнем не очень сложна, правда, она имеет свои особенности по сравнению, например, с отделкой поверхностей керамической плиткой. Поэтому вопрос о том, как класть декоративный камень выглядит очень актуальным, особенно, с учетом того, что многие домашние мастера предпочитают выполнять отделочные работы самостоятельно.

Подготовительные работы.

Перед тем, как класть декоративный камень, к работе надо тщательно подготовиться - приготовить необходимый инструмент, материалы и провести подготовку поверхности, предназначенной для подобного вида отделки.

1. Список инструментов , которые потребуются для данного дела, не слишком обширен и не очень специфичен. Для работы с камнем Вам потребуются:

  • шпатели - обычный и зубчатый (для нанесения клея);
  • ножовка (она может потребоваться, если придется резать камень);
  • строительный уровень (помогает проследить за тем, насколько линии кладки получаются ровными);
  • простой карандаш (для разметки);
  • строительный шприц (для заполнения швов).

Также для работы с камнем потребуется специальный клей и шпатлевка для обработки швов.

2. Подготовка поверхности (в большинстве случаев это стена) заключается в ее очистке, обезжиривании и выравнивании. В некоторых случаях приходится воспользоваться грунтовкой, помогающей сгладить все изъяны стены. Если и Вам пришлось это сделать, то помните, что приступать к укладке камня можно только после того, как стена просохнет полностью.

Кстати, выбор вида декоративного камня - натурального или искусственного - также зависит от поверхности, которую этим камнем придется выкладывать. Натуральный камень - это довольно тяжелый материал, а значит, от поверхности требуется высокая степень «выносливости».

И еще одно требование, которое предъявляется к подготавливаемой для облицовки поверхности - она должна довольно хорошо впитывать клей. Для того чтобы убедиться в этом, можно обрызгать поверхность водой из пульверизатора и посмотреть, нет ли на ней мест, где вода не впитывается, а скатывается. Если такие места обнаружатся, то их надо обработать механическим способом - например, срезать верхнюю часть поверхности. В некоторых случаях достаточно потереть поверхность наждачной бумагой.

Подготовка декоративного камня.

Это самый интересный этап работ - ведь здесь Вы можете проявить свои творческие способности и сделать облицовку полностью уникальной.

Подготовка заключается в том, что Вы выкладываете на ровной поверхности (лучше всего на полу) декоративные камни в той последовательности, в которой они будут располагаться на облицовываемой поверхности. Это поможет Вам оценить красоту рисунка каменной отделки, а также убедиться в том, что все части облицовки подходят друг другу по цвету. Если размер отделываемой поверхности очень большой, и у Вас нет возможности выложить предварительно весь подготовленный материал, то разбейте поверхность на участки размером примерно в 3 кв.м. и выкладывайте их поочередно.


Укладка декоративного камня.

После того, как все будет подготовлено, можно приступить непосредственно к отделке поверхности камнем.

  1. Сначала шпателем наносится клей на стену. Для удобства работы клеевой состав берется обычным шпателем, переносится на зубчатый шпатель, которым уже и распределяется по стене. Неплохо сэкономить клей помогает предварительное обрызгивание водой поверхности и той стороны камня, которая будет соприкасаться с ней. Но в том случае, если в помещении, где Вы работаете, высокая влажность воздуха или низкая температура, делать этого не рекомендуется. Общая толщина клея на поверхности должна составлять примерно 6 мм.
  2. Укладку камня удобнее всего начинать с угла поверхности. А вот направление работы большого значения не имеет - укладывайте камень так, как Вам удобно. Это же касается и того, начнете Вы укладку сверху или снизу. Оба эти варианта вполне приемлемы, и каждый из них имеет свои плюсы. Например, при укладке камня с верхнего ряда, на нижних рядах не скапливается клей. А укладка с нижнего ряда исключает возможность того, что уже уложенные ряды «сползут».

  1. При укладке каждый отдельный элемент прикладывается на отведенное ему по рисунку место и слегка придавливается рукой. Если Вы видите, что клей при этом попадает на внешнюю поверхность соседних камней, то убирать его следует сразу же, пока он не застыл.
  2. После того, как вся поверхность будет выложена, ее надо оставить на некоторое время для того, чтобы клей полностью застыл. Время здесь зависит от особенностей клея и от температуры в помещении, в среднем может потребоваться от 3 до 5 суток.

Теперь можно приступить к обработке швов. Швы заполняются специальной затиркой или шпатлевкой с помощью строительного шприца. При этом Вы можете заполнить шов полностью или только до половины - все зависит от того, какой рельеф Вы хотите придать поверхности. Подождите примерно полчаса и разровняйте швы с помощью шпателя. А после того, как затирка полностью застынет, удалите ее излишки. Сверху кладку желательно обработать специальным защитным средством, оберегающим камень от появления на нем загрязнений или скапливания конденсата.

Для создания эстетичной поверхности как снаружи, так и внутри здания широко используется прием укладки декоративной плитки под кирпич. Этот тип облицовки может изготавливаться из разных материалов. Самым простым и доступным является гипс. Давайте подробнее рассмотрим, как выполнить укладку такого покрытия своими руками.

Гипсовая плитка под кирпич часто применяется для декора интерьера

Виды материалов

На современном строительном рынке можно найти самые разнообразные декоративные отделочные материалы. Большим спросом пользуются элементы, имитирующие кирпич или камень. Они могут изготавливаться из разных материалов, самыми ходовыми изделиями являются:

  • Клинкер . Очень прочный и износостойкий материал, может быть совершенно разного цвета, используется для любого типа поверхностей как снаружи, так и внутри зданий.
  • Гипс . Довольно хрупкий, но легкий материал, применяется преимущественно для внутренних работ. Изначально белого цвета, может быть окрашен как в жидком состоянии, так и после изготовления или монтажа элемента.
  • Полиуретан . Очень легкий и широко используемый во внутренних работах материал, в основном белого цвета, но может содержать пигменты.
  • Пенопласт . Легкий и хрупкий материал, используется для внутренней отделки. Белого цвета.

Для работ по декору помещений оптимальным вариантом будет укладка плитки под кирпич, изготовленной из гипса. Она стоит дешевле клинкера, при этом гораздо прочнее полимерных аналогов и выглядит более натурально.

Разновидности отделочных материалов для внутренних и наружных работ

Декоративную гипсовую плитку можно сделать своими руками. Для этого нужно смешать воду, гипсовый порошок и пластификатор в виде клея ПВА. Залейте смесь в заготовленную форму и дождитесь высыхания. Можно добавить пигмент для окраски массы или нанести краску на дно формы до заливки.

Используемый клей

Для укладки гипсовой плитки своими руками необходимо подобрать правильный клей. Итак, рассмотрим, на что можно клеить гипсовую плитку. Здесь возможно несколько вариантов:

  • Обычный цементный клей для плитки . Он используется для укладки кафеля. Это стандартный вариант для укладки практически любого облицовочного покрытия.
  • Гипсовая штукатурка . Более предпочтительный вариант для отделки помещений. Смесь имеет белый оттенок, поэтому практически незаметна под плиткой.
  • Силиконовый герметик . Довольно необычное, но весьма действенное решение. Обеспечивает прочное сцепление с поверхностью.

Варианты клея для укладки гипсовой плитки

При использовании облицовки снаружи здания важно подобрать морозостойкую клеевую смесь, в противном случае через несколько циклов раствор начнет крошиться и осыпаться вместе с плиткой.

Клей для декоративной гипсовой плитки должен быть свежим. Если мешок со смесью уже простоял несколько месяцев открытым, скорее всего, он будет быстро застывать или сбиваться комочками. Это значительно затруднит работу со смесью и к тому же ухудшит качество сцепления материалов.

Подготовка поверхности

Перед тем как начать класть декоративную плитку своими руками, независимо от её типа важно подготовить поверхность, предназначенную для облицовки. Требования к этому этапу работ стандартные. Прежде всего, важно снять старое покрытие, если таковое имеется. Старый клей и раствор нужно тщательно смыть.

После этого нужно оштукатурить стены, чтобы избавиться от всех неровности на поверхности. Важно удалить все наплывы и ямки, так как с помощью клея вряд ли удастся их перекрыть. При значительных перепадах применяют гипсокартон, его можно закрепить на металлическом каркасе или приклеить непосредственно на стену.

Всю пыль и грязь нужно удалить. Для того чтобы плитка лучше держалась, а клей хорошо схватывался с поверхностью нужно прогрунтовать рабочую зону. Укладка гипсовой плитки производиться только после полного высыхания смеси.

Процесс укладки

Укладка гипсовой плитки, выполненной под кирпич, начинается с разведения раствора и выбора схемы размещения элементов. Зачастую используется принцип монтажа вразбежку. Обратите внимание на обратную сторону гипса, если его поверхность рельефная, клей можно наносить прямым шпателем, а если ровная – только зубчатым.

Как правильно клеить декоративную плитку своими руками:

  1. Нанесите на стену немного клея тонким слоем. Его должно быть достаточно для укладки 4-5 элементов.
  2. На обратную сторону плитки также нанесите немного раствора.
  3. Прижмите гипс к стене и откорректируйте его положение. Для выравнивания швов используйте пластиковые распорки.
  4. Каждый ряд следует класть со смещением в пол-элемента.
  5. Проступающий в швах раствор нужно сразу же удалить резиновым шпателем и смыть его остатки кистью, смоченной в чистой воде.

Не нужно разводить много раствора, если вы передержите его, он начнет схватываться и работать с ним станет невозможно.

При правильном нанесении клея плитка будет хорошо держаться годами

Декоративная обработка

Последний этап – декоративная обработка. В первую очередь следует счистить клей, если он проступает над плиткой. Обязательно нужно заделать швы между гипсовыми элементами. Сделать это своими руками можно двумя способами:

  • Клеевым раствором . Позволяет создать имитацию настоящей кирпичной кладки. Для этого нужно заклеить гипс малярной лентой вдоль стыков и с помощью шпателя заполнить швы раствором. После его высыхания можно снять защитные полоски.
  • Затиркой . Это более предпочтительный вариант. Для работы с гипсом вам понадобится мешочек по типу кондитерского или строительный шприц. Заполните его разведенной мастикой и аккуратно проработайте все швы. Их нужно наполнить массой примерно до половины.

Затирка швов после укладки плитки - завершающий этап работ

Дополнительно можно покрыть гипсовую плитку краской. Это делается в том случае, если использовались элементы белого цвета, а вы хотите увеличить их схожесть с кирпичом или камнем. Лучше всего для этой цели использовать краскопульт.

Для защиты плитки от влаги и загрязнений её нужно обработать специальным раствором. Он создаст водоотталкивающую пленку и усилит интенсивность цвета покрытия. Его нужно равномерно распылить по облицованной поверхности после полного высыхания затирки и краски. После этого вы сможете без опасений протирать гипс влажной тряпкой и мыть его в случае сильного загрязнения. Такая обработка легко выполняется своими руками и является обязательным условием при использовании гипсовой плитки на улице, например, для украшения веранды или балкона.

Теперь вы знаете как своими руками облицевать стены декоративной плиткой. Помимо гипса могут использоваться и другие материалы, технология работы с ними мало чем отличается от представленной.

Люди, плохо знакомые с правилами монтажа декоративного камня, сталкиваются с тем, что отделочный материал, продержавшись на стене некоторое время, постепенно начинает осыпаться. Обычно вина возлагается на клей плохого качества, хотя чаще всего именно неправильно подготовленная рабочая поверхность становится причиной обрушения облицовки.

Способы монтажа отделочного камня – 2 варианта

Укладка декоративного камня выполняется с использованием вспомогательных материалов, которые подбираются с учетом планируемого способа монтажа. Плитка может быть зафиксирована на стене с применением техники расшивки или бесшовным методом:

  • Если материал монтируется с расшивкой, то одновременно с плиткой приобретается предназначенный для ее исполнения раствор и специальный краситель. Последний обычно имеет контрастный тон или цвет, соответствующий оттенку плитки.
  • Если принято решение уложить камень, не применяя технику расшивки, то в магазине, помимо отделки, нужно купить только рекомендуемое производителем клеящее вещество и, при необходимости, гидрофобный состав.

Класть декоративный камень бесшовным способом проще и быстрее, чем с расшивкой швов. Отделочный материал следует укладывать плотно, что позволит получить практически монолитную поверхность. Главное в процессе монтажа – вовремя удалять излишки клеящего вещества, которые выступают при уплотнении отделки, иначе потом придется помучиться. Засохший плиточный клей с декоративной отделки помогают убрать специальные кислотосодержащие составы. Большего эффекта удается добиться, если очищающее средство было выпущено тем же производителем, что и клей.

Несмотря на сложность укладки декоративного камня с расшивкой, данный способ применяют достаточно часто – он более эффектно смотрится.

Фиксируют декоративный камень на стену на определенном расстоянии друг от друга. Идеального шва удается достичь, прокладывая между рядами камней одинаковые отрезки гипсокартона или древесностружечной плиты. По завершению монтажа всего отделочного материала дожидаемся высыхания клея, затем выполняем расшивку швов. Слишком широкий шов способен испортить общее впечатление о декоре, что особенно заметно, если плитка используется для создания в квартире композиции с одинаковым узором.

Виды декоративного материала – песчаник, мрамор, известняк

Для внутренней отделки стен жилых помещений используются камни, изготовленные либо на цементном растворе, либо на гипсе. Первые выбирают для облицовки поверхностей в помещениях с высоким уровнем влажности, к примеру, на кухне и в санузле. Второй тип изделий боится воды, поэтому их применяют для декорирования стен в гостиной, спальнях и других комнат дома/квартиры. Готовые изделия чаще всего внешне имитируют кирпич и сланец.

И если кирпич идеально смотрится в интерьере коридоров, спален и балконов, то за счет разновидности текстур сланца удается создать яркие и оригинальные композиции на стенах гостиных и прихожих. Что касается натуральных материалов, то, ввиду высокой стоимости, отделка с их использованием является редкостью. Между тем распространение получили следующие виды декоративного камня:

  • песчаник – имеет три оттенка, отличается зернистой структурой;
  • мрамор – имеет широкую цветовую палитру и различную текстуру;
  • известняк – отличается структурой, размерами и цветовыми оттенками.

Кладка природного декоративного камня на стены имеет свои особенности, но при этом мало чем отличается от монтажа искусственных изделий. Главное в обоих случаях – правильно подготовить поверхность.

Как обработать стены перед отделкой – разные поверхности

Прежде чем приступить к укладке декоративного камня на стены, рекомендуем провести их тщательную обработку. Отделываемая поверхность может иметь различное покрытие, поэтому и подготавливают ее по-разному:

  • Если нужно положить плитку на оштукатуренные стены, то места с явными дефектами оштукатуриваем повторно. Избавившись таким образом от выпуклостей и пустот, стену обрабатываем сухой щеткой, смачиваем водой и просушиваем. Подобным методом подготавливаем очень шершавые поверхности. Завершаем процесс грунтовочными работами. В качестве грунтовки может использоваться жидкая клеевая смесь. После чего, по истечению 2-3 часов, начинаем укладывать плитку.
  • Деревянную рабочую поверхность предварительно изолируем, используя пергаминовые листы, укладку которых начинаем снизу вверх (с нахлестом по горизонтали – 15 см, по вертикали – 5 см). Поверх пароизоляции обустраиваем проволочную сетку. На нее наносим слой цементного раствора, по которому еще до высыхания поверхности проводим сухой жесткой щеткой, что позволяет улучшить адгезивные свойства обоих материалов.
  • Подготовка металлической стены под декоративную плитку проходит по тому же принципу, что и для деревянной поверхности. Разница заключается в том, что в первом случае сетка фиксируется гвоздями с маленькими шляпками либо с помощью степлера, тогда как здесь более уместными являются саморезы.
  • Дефекты на каменных, бетонных и кирпичных стенах убираем с помощью шпатлевки. Если на поверхности имеются жирные пятна, то их выводим специальными обезжиривателями. В профилактических целях стену армируем, поверх наносим цементный раствор. Если каменная поверхность была окрашена, то перед укладкой плитки ее обрабатываем пескоструйной шлифовальной машинкой. После монтируем штукатурную сетку и наносим цементный слой.
  • Если планируется укладка декоративного камня на гипсокартон, то предварительно наносим гидроизолирующий состав. Монтаж проводим с применением специального клеящего средства, в качестве отделочного материала рекомендуем выбирать легкие и тонкие виды изделий (тяжелый камень следует укладывать на двойной слой гипсокартона).

Укладка каменной плитки на пенопласт и другие утеплители допускается после покрытия изоляционной поверхности арматурной сеткой с использованием анкерных гвоздей и нанесением цементного слоя.

Инструкция по укладке каменной облицовки – простой алгоритм

На первом этапе, учитывая длину камня, рекомендуем сделать горизонтальную разметку стены. С этой целью применяем рулетку и строительный уровень. Разметка позволит уточнить места подпила и подгонки облицовочных изделий. Как уже упоминалось выше, укладка камня может выполняться бесшовным методом и с расшивкой. Если был выбран второй метод, то обязательно в ходе монтажа нужно соблюдать толщину шва, который должен находиться в пределах 10 мм.

При наличии угловых элементов отделки монтаж начинаем именно с них. Элементы могут укладываться как сверху вниз, так и в обратном порядке. Если плитку монтировать снизу верх, удастся исключить смещение облицовки. Действия в обратном порядке позволят избежать загрязнения плиточным клеем нижнего ряда изделий. Именно эти два фактора учитывайте, выбирая технику облицовки стен камнем.

Готовим по инструкции, состав должен приобрести густоту зубной пасты. Нужно, чтобы количества клеящего вещества хватило на 20 минут работы, по истечению указанного времени состав станет непригодным к использованию. Клея нужно наносить столько, чтобы его было не слишком много или мало, в обоих случаях плитка будет скользить (не более 4-6 мм, оптимальный вариант – 2-3 мм).

  1. 1. С помощью шпателя клеящее вещество наносим, втирая, на рабочую поверхность, затем равномерно размазываем состав по тыльной стороне камня. Лучше использовать зубчатый шпатель, инструмент держите под углом 60 0 .
  2. 2. Плитку придавливаем к основанию, двигая в обе стороны, следим, чтобы клей не выступил на внешнюю сторону отделки. С целью уплотнения можно применять киянку.
  3. 3. Для обрезки декоративного камня используйте болгарку с алмазным диском. Если камень из гипса, то его лучше всего подгонять с помощью ножовки с мелкими зубьями, предназначенной для обработки изделий из дерева. При необходимости искусственному камню можно придать форму с помощью наждачной бумаги или плоскогубцев.

Как правило, монтаж каменной плитки по бесшовной технике проходит быстрее, главное кладку камня выполнять как можно плотнее. Облицовка стен со швами более сложная, зато результат получается интереснее. Для заполнения швов используют специальный шприц или плотный кулек с отверстием. Как только замазка начнет затвердевать, ее утрамбовываем и выравниваем соответственно шву резиновым шпателем, проводим зачистку жесткой щеткой. Завершаем работу прокрашиванием швов краской, которая идет в комплекте с плиткой.

Декоративный камень хорош во всех отношениях, но данный фактор не является поводом для его использования в каждой комнате. Нарушение правил дизайна приведет к тому, что жилое помещение начнет походить на каменную пещеру. Хотя, возможно, такая ассоциация как раз придется по душе хозяевам-экстремалам.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!