Каких насекомых следует опасаться летом. Лето: Наблюдаем за насекомыми

Многие из нас слышали вечернее пение сверчков в саду или на природе. Но сверчки и кузнечики - не единственные представители поющих насекомых. Сегодня мы поговорим о цикадах, их внешности и образе жизни.

Что такое цикада

Цикады - это крупные насекомые, обитающие по всему миру. Науке известно около двух с половиной тысяч видов этих насекомых, большинство из которых обитают в странах с жарким климатом, на европейскую часть приходится всего восемнадцать из них. Рассмотрим научную классификацию насекомых:

class="table-bordered">


Виды

В наших широтах распространены два вида певчих цикад: обыкновенная и горная, особенности их внешности и жизни рассмотрим далее.

Знаете ли вы? Образ насекомого часто использовался в поэзии, в изобразительном искусстве, его изображали на монетах и предметах украшения и быта. Например, на древнегреческой монете на одной из сторон изображена поющая цикада.

Внешний вид

Вид «обыкновенный» называют ещё «листосос ясеневый»: у него преимущественно чёрный окрас тела, голова и спина с жёлтыми вкраплениями. Длина тела вместе с крылышками - не более пяти сантиметров.

Горная цикада меньше размерами: длина её тела с крыльями составляет не более 2,5 см. Окрас очень тёмный, почти чёрный, есть вкрапления насыщенного оранжевого цвета.

Голова

У листососа ясеневого широкая, значительно шире передней части спины, голова. У горного вида голова, наоборот, намного уже своеобразной шеи.

По бокам головы обоих экземпляров расположены два крупных глаза сложного строения, в центральной части три простых, образующих своеобразный треугольник. Предположительно, благодаря такому строению и количеству глаз у насекомых отличное зрение, охватывающее большое пространство.

В передней части «морды» расположены усики-антенны с чувствительными щетинками и хоботок.

Крылья и ноги

У обоих видов прозрачные крылья. Когда они сложены, то полностью закрывают собой задние крылья, поскольку намного длиннее. По всей поверхности крыла проходят тёмные или окрашенные в присущий виду цвет прожилки.

Строение ног имеет отличие лишь в количестве шипов на бёдрах: у экземпляра обыкновенного два шипа, у горного - три шипа. Бедренная часть ног значительно толще, чем голень, имеющая цилиндрическую форму. Всего у особей по три пары ног, заканчивающихся цепкими коготками.

Брюшко

Брюшко у обоих видов плотное, утолщённое у самочек в нижней части, где располагается орган для откладки яиц. С его помощью самки прокалывают тонкую древесину или зелёную ткань растения и пристраивают кладку. У самцов там же расположен копулятивный орган, с помощью которого они оплодотворяют самку.

Жизнь цикад

Насекомые считаются самыми долгоживущими представителями своего класса - некоторые виды живут до семнадцати лет.

Знаете ли вы? В гробнице франкского короля Хильдерика I были найдены золотые украшения с гранатовыми вставками в виде цикад.


Среда обитания

Листосос ясеневый предпочитает южные широты Средиземноморья, Крыма, Кавказа и Закавказья. Насекомым подходит субтропический климат этих территорий с его жарким и сухим летом.

Вид горных особей распространён на более обширной территории: кроме вышеперечисленных регионов, насекомое обитает на территории России, запада и севера Европы, в странах Азии. Вид привычен к смене температур и более высокой влажности.

Насекомые проводят время в открытых для солнца, хорошо прогретых местах:

  • лесные опушки;
  • степи и луга;
  • зелёные террасы на горных склонах.

Питание

Прокалывая острым хоботком нежную кору или травянистую ткань растений, цикады высасывают сок, стекающий по стеблю. На воздухе сок затвердевает, превращаясь в своеобразную кашу, которая также питательна.

Образ жизни

Поселяясь на ветвях растений, днём насекомые греются на солнце, питаются, перелетая с куста на куст или дерево (строение крыльев позволяет им хорошо летать). Вопреки распространённому мнению о ночном пении цикад, это явление - скорее исключение. Необычные звуки для привлечения внимания самки насекомые издают в дневное время. Ночью поют лишь некоторые виды, что таким образом пытаются защититься от хищников. Кстати, у каждого подвида свой тембр и характер звука. Групповое «пение» предназначено для того, чтобы хищники не смогли распознать конкретный источник звука.

Жизненный цикл и размножение

После спаривания самка, прокалывая кору деревьев (обыкновенная) или стебли трав и зелёных побегов (горная), откладывает в образовавшийся просвет яйца. Количество яиц в кладке может достигать шестисот штук.

Через месяц-полтора вылупятся личинки - толстые, неповоротливые особи с твёрдой защитной оболочкой и роющим типом лапок. Потомство для собственной безопасности зарывается в почву, поближе к корневым системам растений, соки которых будут их кормить. Подземный образ жизни цикады ведут довольно долго, пока не появятся зачатки крыльев: вид обыкновенный - от двух до четырёх лет, горный вид - до шести лет.

Для превращения во взрослую особь личинка выползает на поверхность, где, забравшись на куст или дерево, линяет. После линьки тело новоиспечённой взрослой особи ещё не окрепло, на приобретение твёрдого покрова уйдёт ещё около шести суток. Взрослые экземпляры живут примерно три месяца.

Поющие насекомые

Поют не только самцы, но и самки многих видов, хотя звуки, которые они издают, не слышны нашему уху. Разберёмся, как именно цикады поют.

Маленькие парные подушечки, расположенные на внутренней стороне брюшка под задней парой лапок, называемые цимбалами, издают звуковые импульсы. Насекомое ритмично сокращает мышца живота, и цимбалы издают щелчки, настолько быстрые, что они кажутся слитной мелодией. Звук, издаваемый цимбалами, можно услышать на расстоянии восьмисот метров.

Роль в природе и в жизни человека

Цикады в природе являются важным звеном в пищевой цепочке: они - пища для птиц, ящериц, ежей, лисиц, но это не единственная важная роль. Питаясь растениями, насекомые могут быть как полезны, так и причинять вред, например, в сельском хозяйстве. Рассмотрим далее подробнее.

Полезные и вредные свойства

Учитывая всеядность особей, они могут нанести большой урон зерновым, овощным, фруктово-ягодным и даже бахчевым культурам, цветам. Насекомых приравнивают к таким вредителям, как трипсы. Высасывая и растений все соки, они снижают урожайность, а то и вовсе губят культуры.

В то же время, в дикой природе при участии насекомых происходит урегулирование численности растений. К тому же насекомых считают почвообразующим звеном экосистемы: погибая, они насыщают грунт гумусом.

Разведение цикад

Во многих странах Азии, Африки, в некоторых городах США, Австралии есть фермы по разведению съедобных насекомых, в том числе цикад.

Важно! Крылатые вредители переносят с растения на растение различные болезни.

Поймать пару для собственного разведения, в принципе, не сложно: если ловить руками, то нужно ухватить на крылышки, прижимая их к спинке, но проще орудовать сачком.

Особенности содержания

Насекомых содержат в ящиках с мелкоячеистой сеткой для вентиляции, причём особи на разных стадиях развития живут отдельно. Для небольшого хозяйства подойдут пластиковые контейнеры с проделанными под вентиляцию отверстиями.

Лето и дети Когда на растениях раскрываются цветки, шмели, осы, пчелы, мухи, бабочки и жуки наполняют сады, леса и луга. С раннего утра копошатся они в цветках, отыскивая пыльцу и сладкий сок -нектар.

Существует строгое соответствие между строением цветка и посещающим его насекомым. Так, например, на цветках клевера чаще других можно встретить шмеля и пчелу. Только шмель благодаря своему длинному хоботку может добыть нектар, спрятанный на дне трубчатых венчиков, пчелы же достают его, прокусывая цветки. Жуки и мухи своими короткими хоботками могут достать нектар только у тех цветков, у которых он расположен неглубоко.
Среди порхающих над цветущим лугом бабочек есть очень красивые: павлиний глаз - получившая свое название за большие пятна на крыльях, траурница - бабочка с бархатисто-темными крыльями со светлой каймой и рядом голубых пятен на их нижних краях, адмирал, махаон и др.

На зонтиках дикой моркови можно найти зеленую гусеницу с красными точками. От прикосновения она выпускает рога. Если такую гусеницу посадить в садок и кормить листьями моркови, петрушки, она вырастает, превращается в куколку, из которой вылетает бабочка-махаон.

На растениях - дреме, хлопушке, табаке, у которых цветки закрыты днем, раскрываются и пахнут только вечером, можно встретить ночных бабочек. Дрема выделяет нектар только перед дождем, лишь тогда на ее цветках и сидят эти насекомые.

В июне на пасеках стоит гул: начинают роиться пчелы. Б саду, на огороде, в лесу и поле можно найти много божьих коровок. Этого круглого красного жучка с семью черными точечками на верхней стороне в народе называют «солнышком», оберегают его, так как он очищает культурные растения от тлей. Защитой от врагов жучку служит неприятно пахнущая, горькая кровь, которую он выделяет, когда его сдавливают.

На лугу после сенокоса появляются слепни, оводы, мухи-жигалки. Последние в отличие от домашних мух имеют острый хоботок, которым они прокалывают кожу, больно «кусаясь».

В жаркие июльские дни громко стрекочут кузнечики. У них длинные усы, две пары крыльев и длинные задние ноги, которые помогают им делать большие прыжки. Стрекочет только самец. На левом его надкрылье находится поперечная жилка с мелким зубчатым краем, а на правом - перепонка со вздутыми краями. Кузнечик, как смычком по струне, трет зазубренной жилкой по краю вздутой перепонки, что и вызывает звук.

По лесным дорожкам и на опушке леса, где еще продолжает цвести иван-да-марья, можно встретить муравьев, которые тащат к своим гнездам ее семена. Последние часто по дороге теряются и прорастают на некотором расстоянии от материнского растения. Около муравейника можно найти чистотел. Семена его, снабженные гребешком, муравьи перетаскивают к гнезду. Объедая гребешки, они оставляют семена, которые здесь и прорастают. Муравьев можно наблюдать за перетаскиванием не только семян, но и трав, кусочков хвои, мух, жуков, небольших гусениц. На растениях около муравейника встречаются божьи коровки, которые охотятся за тлями, Тлей же муравьи затаскивают к себе и «доят», слизывая выделяемую ими сладкую жидкость.

В жаркие и тихие дни в воздухе появляются муравьи, совершающие брачный полет. После полета самцы погибают, а самки отгрызают себе крылья и возвращаются в старое гнездо или закладывают новое. Муравейник устраивается на опушке леса около деревьев и пней.

Муравьи истребляют очень много вредных насекомых, защищая от них наши растения, поэтому муравейники нужно оберегать.
В теплые летние вечера в траве и кустах можно заметить зеленовато-голубые «огоньки» - это светится конец брюшка у бескрылых самок жука-светляка. Он живет в сырых местах.

В водоемах со стоячей водой быстрыми толчками, широко расставив длинные тонкие ножки, носятся клопы-водомерки, кружатся небольшие жучки-вертячки, плавают жуки-плавунцы, жуки-водолюбы и их личинки.

На растениях и палках, погруженных в воду, живут червеобразные красные личинки комара-толкунчика - мотыль. Это лучший корм для рыбок в аквариуме. На подводных растениях можно найти личинок стрекозы. У них большие глаза, зачатки крыльев на спине и длинное брюшко. Нижняя губа личинки вытянута и на конце образует подобие клещей, которыми она хватает добычу -мелких водных животных. В спокойном состоянии губа сложена и прикрывает «лицо». Перед последней линькой личинка стрекозы вылезает из воды и прикрепляется к стеблям трав. Хорошо такую личинку перенести в уголок природы и понаблюдать за ее превращением.

Недалеко от воды летают стрекозы: у зарослей камыша и осоки порхают синие красотки. В траве встречаются малоподвижные небольшие стрекозы. Самые крупные - коромысло - не порхают: взмахнув несколько раз Крыльями, они планируют в воздухе, хватая на лету добычу - мелких насекомых.

Предлагаем вам 12 интересных фактов о насекомых, которые будут интересны детям:

1.У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

2.Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.

3.Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!

4.Пчелки, шмели и осы - насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

5.Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

6.Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?

7.Главный вредитель для дачного огорода - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, трениря при этом пальчики.

8.Другой серьезный враг огорода – медведка. Это крупное насекомое, которое живет в земле и питается клубнями картофеля, моркови и молодыми частями растений. Найти ее можно во время выкапывания картошки. Медведка наверняка произведет сильное впечатление на детей благодаря большому размеру и устрашающему виду. А особый интерес для маленьких исследователей представляют ее лапы. Они хорошо приспособлены для копания земли. Медведка не кусается. Она умеет летать и даже стрекотать, как сверчок.

9.Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.

10.Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.

11.Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что у тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.

12.Шмель летает очень быстро, со скоростью взрослого велосипедиста (18 км/ч). У него есть мягкая шерсть, которая помогает ему согреваться ранним утром. Шмели живут в своих «шмелиных городках» (примерно по 200 особей). Утром им не дают поспать. В шмелиных гнездах перед рассветом появляется «трубач», который гудит, поднимая соплеменников на работу по сбору пыльцы. Чтобы «развить» тему про шмелей вы можете поставить ребенку аудиозапись «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Так шмели помогут вашему ребенку приобщиться классической музыке.

Фокус-покус: гусеницы превращаются в бабочек!
Кто из нас в детстве не удивлялся превращению противной гусеницы прекрасную бабочку? Это превращение для малыша сродни волшебству. Поэтому даже если родители крохи никогда раньше не видели, как это происходит, самое время сделать это сейчас вместе с малышом. Для начала нужно отловить несколько гусениц. Лучше, если они будут разными.
Во-первых, не из всех гусениц удастся вывести бабочку, а во-вторых, интересно будет сравнить поведение разных насекомых.
Гусениц бабочки капустницы можно отыскать в огороде, на капусте или редьке. Они сине-зеленые, с тремя желтыми продольными полосками и черными крапинками. Но голыми руками их брать нельзя. Едкие выделения этих гусениц раздражают кожу. Ребенок должен знать об этом. Здесь же могут встретиться и матово-зеленые гусеницы бабочки репницы. А если очень повезет, то на моркови, петрушке или укропе можно отыскать гусеницу махаона. Она большая, хорошо заметная, зеленая с черными полосками и красными крапинками на них. Гусеницы крапивницы обитают там, где им и положено быть по названию – на крапиве. Там же или на малине можно встретить и гусениц бабочки павлиний глаз. На плодовых деревьях грызут листья гусеницы различных шелкопрядов или яблонной моли.
Будущих бабочек нужно собрать и посадить в банку или в платиковую бутылку со срезанным верхом. Туда же следует положить растения или веточки, на которых сидели гусеницы, и закрыть сосуд марлей. Зеленый корм нужно менять каждые 2 дня. Теперь можно наблюдать за своими питомцами вместе с малышом: как они жуют листья, как ползают, растут. Через некоторое время гусеницы окуклятся – превратятся в куколки. В этом состоянии их лучше не тревожить. Остается запастись терпением и ждать. До того чудесного момента, когда из неподвижной куколки выберется на свет красавица-бабочка.

Проект «Летнее путешествие в мир насекомых» для детей старшей группы детского сада

воспитатель: Белобаева Елена Валерьевна

Описание работы: проект для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, реализация которого дает возможность детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.

Проблема: Нужны ли насекомые людям и природе?

Цель: развитие у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Сроки реализации: в течение месяца.
Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».
Вид проекта: познавательный, краткосрочный.
Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: карты, наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- экспериментально - исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.
Формы и методы работы:
- беседы;
- художественная мастерская;
- прогулки, наблюдения в природе;
- опыты, исследования;
- подвижные игры
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- оформление стенгазеты.

Ожидаемый результат:
Дети:
- имеют представления о мире насекомых;
- проявляют интерес к некоторым видам насекомых;
- знают, какую пользу или вред могут принести насекомые;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним.

Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.

План реализации

Непосредственно – образовательная деятельность:
- «Мы идем на луг» - познавательное развитие;
- «Скоро лето», «Серая звездочка» - речевое развитие;
- «Бабочки летают», «Цветут сады» - художественно – эстетическое развитие.
Экспериментально – исследовательская деятельность, наблюдения в природе:
- «Встреча с пчелой Майей»;
- «Встреча с бабочкой Лили»;
- «Встреча с муравьем Кузей»;
- «Встреча с комаром Пискуном».
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Медведь и пчелы»,«День и ночь»,«Поймай комара», "Найди свой домик" и др.
Дидактические игры: «Подбери рифму»,«Доскажи словечко»,«Что сначала, что потом»,«Что изменилось", «Насекомые», «Собери цветок», «Где ты живешь?».
Игры – драматизации:
- «Муха – цокотуха» К. Чуковский;
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки;
- «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин.
Художественное творчество:
- рисование сотовых ячеек по шаблону;
- «Бабочки на лугу» - рисование;
- рисование по точкам «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница»;
- «Комар Пискун» - ручной труд из природного материала.

Итог: сюжетно – ролевая игра «Путешествие на луг» (на прогулке), стенгазета «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир»

Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Летнее путешествие в мир насекомых»;
- домашний кинозал: просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» и др.;
- разучивание стихотворений, загадок, пословиц о насекомых;
- помощь в оформлении стенгазеты «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир».

«Мы идем на луг»
игровое интегрированное занятие совместно с инструктором по физической культуре
Цель: Развитие познавательного интереса к объектам природы.
Задачи:
- закрепить знания детей о насекомых: внешнем виде, частях тела и т.д.;
- обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»;
- совершенствовать двигательные навыки детей, умение подражать;
- воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Материалы и оборудование: наглядный материал по теме «Насекомые», картинки птиц и животных, картинки с изображением контура насекомых, ткань с изображением цветов, цветные обручи, ободки для масок, материалы для художественного творчества, музыкальное сопровождение.

Ход:
Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?

Ритуал «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, сочная трава!
Здравствуй, матушка – земля!

В группу заходит
- Здравствуйте, ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?

Я летать умею ловко,
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Ты меня не обижай!

Дети: - Божья коровка!

Воспитатель: - Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.

Инструктор по физической культуре: - А давайте прямо сейчас отправимся в путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.

«Упражнения в ходьбе и беге»
- «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;
- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;
- «по кочкам» - ходьба на пятках;
- «легкий бег»;
- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика.

Дети становятся в круг около лесной полянки.

Воспитатель: - А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает? (на полянке разложены картинки с изображением насекомых)

Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующую картинку.
Загадки
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
2. Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.
(Кузнечик.)
3. Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
4. Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей.)
5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
6.Кто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после, в улей мчится пулей,
И что-то прячет в уголок.
(Пчела)
7. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картинки. Как можно назвать одним словом, тех, кто на них изображен?
Дети: - Насекомые!
Воспитатель: - Что есть у насекомых? Что они умеют делать?

Инструктор по физической культуре: - Давайте представим себя насекомыми, это будет очень весело!

Игра - импровизация «Насекомые».
Инструктор по физической культуре или воспитатель просит ребенка изобразить жестами, мимикой, движениями какое – либо насекомое, дети должны отгадать, кто это? Отгадавший продолжает игру. По окончании игры дети возвращаются на лесную полянку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что изменилось на лесной полянке? (вместо цветных картинок появились контуры насекомых). Наверное, пока мы играли, кто-то заколдовал их – забрал их нарядную одежду. Может, мы сможем им как – то помочь, ведь без своей окраски они совсем беззащитны?
Дети: - Можем их раскрасить!
Воспитатель: - Для этого нужно выбрать насекомое и объяснить, почему вы выбрали именно его или рассказать о нем.

Словесная игра «Я выбрал, потому что…»

Справочные материалы:
Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.
Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.
Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.
Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.
Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.
Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.
Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.
Это – сверчок. Он очень любит тепло, поэтому холодными ночами пробирается в дома людей, поближе к теплу. Днем сверчок спит, а ночью стрекочет.
Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.

Художественное творчество.
Дети раскрашивают насекомых и совместно с воспитателем делают маски.

Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые маски у нас получились, теперь нашей божьей коровке будет нескучно, ведь у нее появилось еще больше друзей. Давайте встанем в круг и посмотрим друг на друга.
Дети становятся в круг.

Воспитатель: - О каких маленьких существах мы сегодня говорили? Как вы думаете, есть ли у насекомых враги? Кто это может быть?

Инструктор по физической культуре: - Давайте научим насекомых прятаться, тогда враги их не найдут.

Подвижная игра «Найди свой домик».
Правила: дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике» соответствующего цвета. Например, божья коровка – красный, кузнечик – зеленый, бабочка - разноцветный и т.д.

Воспитатель: - Теперь нашим маленьким друзьям ничего не страшно, ведь и мы будем их беречь, охранять и помнить:
- Все, все, все на свете, свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Используемая литература:
1. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
2. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Пособие пятого (начального) звена общей развивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования. (Система интегрированных занятий с детьми старшего возраста) / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013 г.
4. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет, прогулочные карты. – О.Р. Меремьянина, Волгоград: Учитель, 2013 г.
5. «Тематические дни в детском саду», планирование и конспекты. – Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

Ход прогулки

Наблюдение: Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них - летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы - все это притащили маленькие труженики - муравьи. Маленькие дырочки - это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают - и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать - пусть трудятся. Со старшими детьми понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?

Стихотворения по теме: У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит -
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит...

Е. Стюарт

Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.

(Русская народная потешка)

На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши - муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.

Л. Гулыга

Пчела - не кит,
Она - мала,
Но велики
Ее дела.

С. Баруздин

Залетела к нам оса
И гудела два часа.
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.

Ж. Давитъянц

Все поле у околицы -
Большой кузнечный цех.
Здесь так работа спорится -
В ушах звенит у всех!

Е. Фейерабенд

Загадки

Два рога, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит - так воет,
Сядет - землю роет.
(Жук)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки.
Угадайте, кто же я?
(Муравей)

Над нами -
Вверх ногами.
Ходят -
Не страшатся,
Никого не боятся.
(Мухи)

Идет воин,
Землю роет,
А сам воет.
(Жук)

Не по рыбам,
А сети расставляет.
(Паук)

Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха)

Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она и жалит, и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела.
(Оса)
В. Викторов

Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно -
Лишь под ногами посмотри.
Назови меня скорей -
Я рабочий... (муравей) .
Н. Шевляков

Прыгает пружинка -
Зеленая спинка.
(Кузнечик)

Я на спинке лежу,
Лапки ножницами
Скрещу.
(Жук)

Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву "ж" все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)

Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел
(Бабочка)

Кто одежды не шьет,
А ткань ткет?
(Паук)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит - кричит,
Сядет - молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
(Комар)

В лесу у пня
Суетня, беготня -
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравейник)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?
(Стрекоза)

На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
В. Орлов

Без рук, без ног,
На брюхе ползает.
(Червяк)

Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов.
(Муравьи)

В уголке живет,
Пряжу прядет.
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже.
(Паук и паутина)

Вокруг носа вьется,
А в руки не дается.
(Муха)

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. "Звукоподражание" - воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель - закрепить произношение отдельных звуков.
Б. "Угадай по описанию" - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • "Построй муравейник" - построить из травинок муравейник.
  • Пальчиковая гимнастика "Улей".
Вот маленький улей, где пчелы (Дети сжимают пальчики в кулак.)
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья, (Отгибают по одному пальчику.)
Раз, два, три, четыре, пять,
З-з-з-з-з-з!
В. Волина

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Построить муравейник.
Б. Ползание по бревну.

Подвижные игры

1. "Жуки". Цель - научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. Ход игры. По сигналу "Жуки полетели!" дети бегут врассыпную. По сигналу "Жуки сели на землю!" дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
2. "Змейка". Цель - научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!