Лабораторная работа мох и рисунок. Что сближает грибы с животными? Изучение нового материала

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Выполнила: О.М. Смирноваучитель биологии высшей категории 2015 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уренская средняя общеобразовательная школа № 1» Лупа, гербарий мха сфагнума, препаровальная игла Формирование навыка работы с биологическими объектами;исследование строения мха сфагнума Рассмотрите мох сфагнум. Какие органы он имеет? Имеет ли он ризоиды?Рассмотрите стебель мха. Чем он покрыт?Найдите и рассмотрите ветви с листьями. Одни из них короткие, собранные на верхушке побега, - верхушечные ветви; другие отходят от стебля горизонтально – торчащие ветви; третьи – длинные, с редко расположенными листьями, свисающими вдоль стебля, - свисающие ветви.Отделите препаровальными иглами один лист. Положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.Рассмотрите строение листа сфагнума под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите узкие хлорофиллоносные клетки. Рассмотрите их. Найдите между хлорофиллоносными клетками широкие бесцветные водоносные клетки. В водоносных клетках найдите и рассмотрите поры.Ответьте на вопрос: почему мох сфагнум может впитывать большое количество воды? хлоропласты воздухоносные клетки поры Сфагнум – многолетнее растение. Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трех типов. Одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки.У сфагнума нет не только корней, но и ризоидов. Сверху побег нарастает, а снизу постепенно отмирает. Поскольку растения сфагнума тесно прижаты друг к другу, они поддерживают друг друга, не давая упасть.Листья сфагнума выглядят как крошечные чешуйки. Под микроскопом видно, что они представляют собой ланцетные пластинки, состоящие из одного слоя клеток. Сами клетки двух видов. Одни из них, крупные, совершенно прозрачные, содержат воду. Это водоносные клетки. В них хорошо заметны спиральные утолщения стенок, которые не дают клеткам спадаться. Кроме того, оболочки водоносных клеток имеют отверстия – поры. Каждая водоносная клетка окружена 4-5 узкими зелеными хлорофиллоносными клетками. Водоносные клетки листьев и стеблей сфагнума способны через поры быстро впитывать огромной количество воды. Масса поглощенной воды бывает в 2050 раз больше массы сухого сфагнума. Растения сфагнума, насыщенные водой, приобретают ярко-зеленую окраску. Высыхая, сфагнум белеет. На долю водоносных клеток приходится 2/3 всей поверхности листа.

Вопрос 1. Что такое ризоиды?

Ризоиды - нитевидные образования из одной или нескольких однорядных клеток; служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ. Имеются у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов.

Вопрос 2. Почему водоросли относят к низшим растениям?

Водоросли относятся к низшим растениям, т.к они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Вопрос 3. Что такое спора?

Споры – микроскопические зачатки низших и высших растений, имеющие разное происхождение и служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях. В биологии понятие «спора» подразделяется на:

* споры бактерий, служащие для пережидания неблагоприятных условий;

* споры растений, споровиков и грибов, служащие для размножения.

Лабораторная работа № 10. Строение мха.

1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

Стебель прямостоячий не разветвленный. Длина стебля составляет 12см, но может достигать 30-40 см. Стебли густо покрыты листьями. На верхушке есть коробочка со спорами. В низу стебля есть выросты – ризоиды.

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

Листья ввогнутые тёмно-зелёные, имеют обхватываюий стебель черешок. Каждый лист на верхней своей поверхности имеет ассимиляционные пластиночки и крупную основную жилку. Лист похож на толстоватую иголочку и на миниатюрные растения льна. Нижние листья на стебле развиваются в форме чешуек.

3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

У мха неветвистый стебель.

На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) - сперматозоиды.

У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?


Растение образует многочисленные споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха. Из каждой споры при благоприятных условиях развивается побег с небольшой продолжительностью жизни, который выглядит как коробочка (спорангий) на ножке.

6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?

Различия: у водорослей нет корней, их тело представлено слоевищем. У мхов появляются ризоиды. Водоросли живут только в водной среде, мхи живут только во влажной среде. У мхов есть стебли и листья, но их нет у водорослей.

Сходства: в клетках есть пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты), поэтому могут осуществлять фотосинтез. Неограниченно растут в течении всей жизни. Неподвижны.

7. Запишите свои ответы на Вопросы.

Вывод: мхи по сравнению с водорослями более развиты. Они уже могут находиться не в воде, а во влажной среде. Уже появляются стебли и листья.

Вопрос 1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.

Вопрос 2. Каково строение кукушкина льна?

Его стройные коричневатые стебельки покрыты маленькими тёмно-зелёными листиками и похожи на миниатюрные растения льна.

У кукушкина льна есть мужские и женские растения. На верхушках мужских растений размещаются половые органы, в которых развиваются подвижные половые клетки (гаметы) - сперматозоиды (от греческих слов «сперма» - семя, «зоон» - живое существо и «эйдос» - вид). У женских растений на верхушках расположены половые органы с женской половой клеткой (гаметой) - яйцеклеткой.

На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми заострёнными колпачками. Они напоминают сидящую кукушку. Отсюда и название мха - кукушкин лён. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.

Вопрос 3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?

Кукушкин лен – зеленый мох, сфагнум - светло-зеленый мох, торфяной. У кукушкина льна есть ризоиды, у сфагнума-нет. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума - есть ветви трех видов, в листьях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги. Коробочки со спорами у кукушкина льна имеют волосистый колпачок и вытянутую форму, у сфагнума они без колпачка и округлые. У кукушкина льна растения мужские и женские, а у сфагнума – обоеполые. Коробочки со спорами у кукушкина льна располагаются на верхушках женских растений по одной, а у сфагнума по 3-5.

Вопрос 4. Чем мох отличается от водоросли?

Мхи более сложно организованы, чем водоросли. Среди водорослей есть большая группа одноклеточных, все мхи – многоклеточные организмы. Большинство водорослей живет в водной среде, большинство мхов – на суше, но с высоким процентом влажности. Тело мха дифференцированно на органы, лишь у самых развитых водорослей можно наблюдать что-то похожее на ткани. У мхов есть внешние отличия между мужскими, женскими особями, между половым и бесполым поколением. У водорослей все особи одного вида одинаковы. Мхи не могут размножаться вегетативно, а водоросли могут. Мхи имеют стебли и листья, как все высшие растения, а у водорослей таллом.

Вопрос 5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, поселяясь на лугах, в лесах, сплошным ковром покрывают почву, затрудняя поступление воздуха. Это ведёт к закисанию и заболачиванию почв.

Листостебельные, особенно сфагновые, мхи сплошным ковром покрывают болота и, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком. Торф применяется как топливо, удобрение и как сырьё для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционные ленты, смолу и многие другие ценные материалы. Некоторые животные питаются мхом.

Подумайте

Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

Мхи не бывают высокими потому что в местах, где они произрастают очень "бедная" почва. Морозы и сильный ветер - довольно неблагоприятные условия для существования. У мхов нету проводящей системы и, как следствие, ограниченный рост в высоту.

Задания для любознательных

1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.


В клетках листа присутствуют два вида клеток. Узкие зеленые клетки, в которых происходит фотосинтез (есть хлорофилл), соединены концами и образуют сетчатую структуру, в которой происходит движение органических веществ. Между ними находятся крупные прозрачные мертвые клетки, от которых остались только оболочки (в них вода).

2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.

Риччия начнет развиваться, т.к. условия благоприятные (от влажного и теплого воздуха, света). У плавающей риччии ризоидов нет, но на сырой почве она может их образовать.

Если растить риччию в воде, то если температура ниже, чем 20°С, рост риччии замедляется, но внешний вид остается привлекательным. Также надо знать, что оптимальной для этого растения считается мягкая вода, жесткость которой не должна превышать 15 единиц, но если этот показатель выше 8, это уже негативным образом сказывается на росте. Допустимый уровень pH – 4-8.

Дата___________.Ф.И.___________________________________________6 «__» класс.

Лабораторная работа № 10

Изучение внешнего строения мхов.

Цель : знакомство с внешним строением зеленого мха.

Оборудование : лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, кукушкин лен (раздаточный материал), мох-сфагнум.

Ход работы

1.На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.________________________________________________________.

2.Изучите особенности строения зеленого мха (кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите и подпишите мужское и женское растение.

Подпишите название мхов.

А.__________________ Б. ________________

1.___________________________

А. Б. 2.____________________________

3.Изучите строение коробочки (спорангий). Снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.___________________________________.

4.Вывод. Сравните кукушкин лен с мхом-сфагнумом. Отметьте их отличия.(5 отличий). Цвет. Строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

Отличия :
1.Кукушкин лен-зеленый мох, сфагнум-белый мох, торфяной
2. У кукушкина льна есть ризоиды, у сфагнума-нет
3. У кукушкина льна стебель не ветвится, а у сфагнума-есть ветви трех видов
4. В листьях у кукушкина льна нет мертвых клеток, а у сфагнума их большое количество, это воздухоносные клетки, способные к поглощению влаги
5. Клетки сфагнума способны образовывать бактерицидные вещества (карболовую кислоту), кукушкин лен-нет
6. Коробочки со спорами у кукушкина льна имеют волосистый колпачек и вытянутую форму, у сфагнума они без колпачка и округлые
7. У кукушкина льна растения мужские и женские, а у сфагнума- обоеполые
8. Коробочки со спорами у кукушкина льна располагаются на верхушках женских растений по одной, а у сфагнума по 3-5

"У кукшкина льна листья зеленые, а у сфагнума светло-зеленые. Еще одно отличие от сфагнума – наличие ризоидов, волосков,
играющих функции корней: закрепление в субстрате, извлечение воды и питательных веществ. Кукушкин лен более жесткий,
его длинные волокна похожи на ветки елочек. Влагоемкость у него меньше, чем у сфагнума ."

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнила: О.М. Смирнова учитель биологии высшей категории 2015 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уренская средняя общеобразовательная школа № 1»

2 слайд

Описание слайда:

Лупа, гербарий мха сфагнума, препаровальная игла Формирование навыка работы с биологическими объектами; исследование строения мха сфагнума

3 слайд

Описание слайда:

Рассмотрите мох сфагнум. Какие органы он имеет? Имеет ли он ризоиды? Рассмотрите стебель мха. Чем он покрыт? Найдите и рассмотрите ветви с листьями. Одни из них короткие, собранные на верхушке побега, - верхушечные ветви; другие отходят от стебля горизонтально – торчащие ветви; третьи – длинные, с редко расположенными листьями, свисающими вдоль стебля, - свисающие ветви. Отделите препаровальными иглами один лист. Положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом. Рассмотрите строение листа сфагнума под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите узкие хлорофиллоносные клетки. Рассмотрите их. Найдите между хлорофиллоносными клетками широкие бесцветные водоносные клетки. В водоносных клетках найдите и рассмотрите поры. Ответьте на вопрос: почему мох сфагнум может впитывать большое количество воды?

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Сфагнум – многолетнее растение. Стебель его обильно ветвится, образуя веточки трех типов. Одни отходят в стороны, другие свисают, прилегая к стеблю, третьи на верхушке побега образуют подобие головки. У сфагнума нет не только корней, но и ризоидов. Сверху побег нарастает, а снизу постепенно отмирает. Поскольку растения сфагнума тесно прижаты друг к другу, они поддерживают друг друга, не давая упасть. Листья сфагнума выглядят как крошечные чешуйки. Под микроскопом видно, что они представляют собой ланцетные пластинки, состоящие из одного слоя клеток. Сами клетки двух видов. Одни из них, крупные, совершенно прозрачные, содержат воду. Это водоносные клетки. В них хорошо заметны спиральные утолщения стенок, которые не дают клеткам спадаться. Кроме того, оболочки водоносных клеток имеют отверстия – поры. Каждая водоносная клетка окружена 4-5 узкими зелеными хлорофиллоносными клетками. Водоносные клетки листьев и стеблей сфагнума способны через поры быстро впитывать огромной количество воды. Масса поглощенной воды бывает в 2050 раз больше массы сухого сфагнума. Растения сфагнума, насыщенные водой, приобретают ярко-зеленую окраску. Высыхая, сфагнум белеет. На долю водоносных клеток приходится 2/3 всей поверхности листа.

Цель: изучение особенностей строения зеленого мха кукушкин лен и белого мха сфагнум.

Оборудование: гербарный материал зеленого мха кукушкин лен с коробочками, лупа, гербарные экземпляры сфагнума, предметное и покровное стекла, стакан с водой, пипетка, салфетка, микроскоп.

Описание объекта

Кукушкин лен – типичный представитель зеленых мхов наших лесов (рис1.)

Рисунок 1. Мох кукушкин лен. 1 - женское растение, 2 - мужское растение.

Это сравнительно небольшое растение, обычно не более 20 см. у кукушкиного льна стебли буровато-зеленые, неветвящиеся, густо покрыты узкими листьями. Листочки мхов состоят обычно из одного слоя клеток. Корней у кукушкиного льна нет. Их заменяют нитевидные выросты ризоиды, которые расположены на нижней части стебля. Они всасывают воду из почвы, а также служат для прикрепления к почве. Ризоиды можно рассмотреть под лупой. Кукушкин лен – растение двудомное. Мужские растения можно отличить от женским по желто-бурым листьям, которые окружают мужские половые органы – антеридии. На женских экземплярах таких листьев нет. После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется коробочка на длинной ножке (способствует распространению спор на большое расстояние). Коробочка состоит из урночки и крышечки и сверху прикрыта колпачком (рис.2, а).

Рисунок 2. а) Коробочка со спорами, б) высыпание спор.

В урночке находится спорангий со спорами. В сухую погоду, когда созреют споры, колпачок и крышечка опадают. Тонкая ножка раскачивается даже от слабого дуновения ветра, и мелкие и легкие споры высыпаются (рис. 2, б).

Задание:

1.Рассмотрите зеленый мох кукушкин лен. Выполните задание рабочей тетради №31, стр. 26 (вырезать рисунок, наклеить, подписать названия частей мха). Ответьте на вопросы:

1)Каковы особенности строения кукушкиного мха (форма, окраска, размеры стебля и листьев)?

2)Какие особенности строения мха позволяют ему прикрепляться к почве?

2.Мужской или женский экземпляр мха нарисован на рисунке? Чем они отличаются?

3.Какое значение имеет коробочка, образующаяся на женском растении мха (можно использовать рисунок из задания №32 на странице 26 рабочей тетради с печатной основой)?

Описание объекта

Белый мох сфагнум – типичный обитатель верховых болот, основной торфообразователь. Как кукушкин лен, сфагнум – многолетнее растение, но в отличие от кукушкиного льна, с сильно ветвящимся стеблем (рис. 3).

Одни ветки на верхушке стебля образуют подобие головки, другие свисают по стеблю, третьи расположены более или менее горизонтально, что позволяет растениям поддерживать себя в пространстве (мхи обычно растут группами – куртинами, тесно прижаты друг к другу).

У сфагнума нет не только корней, но и ризоидов. Сверху сфагнум нарастает, а снизу постепенно отмирает. Листья сфагнума очень мелкие, похожи на чешуйки. Обычно за листья ошибочно принимают веточки сфагнума.

Строение листа изучают под микроскопом (рис. 4).

При малом увеличении видно, что листья представляют собой ланцетные пластинки, состоящие из одного слоя клеток. Сами клетки двух видов. При большом увеличении хорошо видно, что одни из них крупные, прозрачные, в них хорошо заметны спиральные утолщения стенок, которые не дают им сжиматься. Это водоносные мертвые клетки, содержащие воду. Кроме того, в оболочке водоносных клеток находятся отверстия – поры. Водоносные клетки листьев и стеблей сфагнума через поры быстро впитывают большое количество воды (в 25 раз больше массы сухого сфагнума). Растения сфагнума, насыщенные водой, принимают ярко-зеленую окраску. Высыхая, сфагнум белеет. Поэтому еще одно название сфагновых мхов – белые мхи. На долю водоносных клеток приходится 2/3 всей поверхности листа.

Каждая водоносная клетка окружена 4-5 узкими зелеными живыми хлорофиллоносными клетками, которые принимают участие в процессе фотосинтеза.

В округлой коричневой на короткой ножке коробочке образуется много спор, которые, высыпаясь и прорастая, сначала дают начало нити, а потом - взрослому растению (рис.5).

Задание:



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!