Международные связи Киевской Руси IX–XIII веков. Международные связи Древнерусских Земель

Лекция: Международные связи Древней Руси

Внешняя политика древнерусского государства возникла ещё с момента образования Киевской Руси в IX в. Неотъемлемой её частью стали международные связи, которые зависели от торговых отношений между государствами.

Наиболее значимыми в этом плане были два направления торговли:

    Дунайско-Днепровский путь (Путь «Из варяг в греки»), связывавший Северную Европу с Византией;

    Волго-Балтийский путь («Волжский торговый путь») – со странами Востока.

Киевская Русь и Византия в IX – начале XIIвв.

Византия – крупнейшая держава торгового мира, была более развитым государством и оказывала существенное влияние на становление Древней Руси, её культуру, быт и религию. Отношения двух государств нельзя охарактеризовать однозначно. Русь стремилась быть на равных с Византией. И киевские князья, желая добиться выгодных торговых соглашений периодически воевали с Византией. Главной целью русов было укрепление позиций в устьях Днепра и Днестра, а также на Крымском полуострове, который был перекрёстком морских торговых путей.


Так, при князе Олеге произошла русско-византийская война 907 года. Она повторилась и в 911 году. Князь Игорь также совершил морские и сухопутные походы на Царьград в 941 и 944 годах. Эти походы заканчивались заключением более или менее выгодных для Руси мирных договоров. Взамен выгодных для Руси торговых соглашений, Византия получала военную помощь. Русские дружины совершили Каспийские походы против византийских врагов – мусульманских владык Закавказья. Но следует иметь в виду, что Каспий также привлекал Русь своим выгодным положением для мировой торговли, потому что находился между Восточной Европой, Ближним Востоком и Средней Азией.

Много событий в отношениях с Византией произошло во времена правления Святослава. Первоначально он выступил в качестве союзника Византии против воевавшей с ней Болгарии. В результате болгары были разбиты под Доростолом. Всё побережье Черного моря от Дуная до Керченского пролива стало принадлежать Руси. Что противоречило интересам Византии и заставило изменить отношение, обернувшись против Руси. Таким образом, в 970-971 годах развернулась русско-византийская война, закончившаяся заключением мирного договора, который подтвердил условия сотрудничества Руси и Византии от 944 года.

Важным фактором сближения Руси с христианской Византией стало принятие христианства. Первый шаг в этом направлении был сделан княгиней Ольгой. Она хотела наладить бывшие связи с Византией после поражения князя Игоря. Следующий шаг предпринял и князь Владимир. Он крестился сам, но сделал нечто большее крестив в 988 году всю Русь. Хотя этому и предшествовали потасовки между дружинами Руси и Византии. Владимир даже захватил Корсунь – Херсонес, город в Крыму. Но впоследствии, взяв в жены сестру императора Анну, и приняв общую с Византией религию, их связи еще больше укрепились. После принятия христианства Русь попала под культурное влияние Византии. Из Византии экспортировались не только товары, но и знания, и традиции. Строительство храмов велось по византийскому образцу. На Руси распространилась иконопись. А также благодаря Византийским миссионерам была проведена реформа письменности, на Руси стали пользоваться кириллицей.

Следующим этапом улучшения отношений стал 1046 год. После провала нападения на Византию в 1043 году и потери множества людей, Ярослав Мудрый заключил договор о мире, скрепив его браком своего сына Всеволода и дочери Константина Мономаха (императора Византии).

В 1116 году князь Владимир Мономах решил отправить войска в Византию. Но для того чтобы избежать нападения на земли близ Дуная, византийский правитель предлагает собственного сына Андроника Комнина в качестве жениха внучке Мономаха, Добронеге Мстиславне.

Киевская Русь и страны Европы в IX – начале XIIвв.

При Владимире Святославиче стремительно улучшались взаимосвязи с центрально-европейскими странами. Впервые в истории Киевской Руси, она становилась активным участником больших политических изменений в центре Европы. Все более значимым инструментом международных связей становились династические браки. Так, Владимир женил своего сына Святополка на дочери короля Польши - Болеслава Храброго. За второго сына, Ярослава, была выдана наследница Олафа - конунга Норвегии.

Вообще при правлении Ярослава Мудрого было заключено много династических браков. Его дочери стали супругами европейских правителей: Елизавета – стала супругой короля Норвегии, Анастасия – Венгрии, Анна – Франции. Сын Изяслав, был женат на польской королевне Гертруде, Святослав – на немецкой принцессе Оде Трирской, Всеволод – на византийской принцессе Зое (Анастасии) с рода Мономахов.

Во времена междоусобной войны, разожженной среди Ярославичей (наследников Ярослава Мудрого) в 70-е года XI в. князь Святослав в 1076 г. нападает на чехов, которые находились в союзных отношениях с Германией, завоевывает победу и заключает мирный договор на удобных для себя условиях.

При Всеволоде Ярославиче его дочь Евпраксия Всеволодовна была женой немецкого правителя Генриха IV и представляла внушительное положение в европейской политике. Старался укрепить семейные взаимоотношения с европейскими дворами также и Владимир Всеволодович Мономах, будучи женатым на Гиде, которая являлась дочерью английского короля Гарольда II. Его сын Мстислав повенчался с дочерью короля Швеции, Ярополк Владимирович – с молдавской княжной, а Юрий – на византийской принцессе. Дочка Владимира, Евпраксия, была выдана замуж за короля Венгрии - Коломана, Мария – за византийского царевича Леона, Софья – за венгерского короля Белу II.


«Династическая история» Древней Руси – сильное доказательство мощи и силы киевских князей, с которыми старались породниться наиболее влиятельные самодержцы Европы.

Киевская Русь и Хазарский каганат в IX – начале XIIвв.

Хазарский каганат – крупнейший восточный сосед Руси. Многие славянские племена до правления князя Олега платили дань хазарам. Хазарское иго не особо угнетало славян. Кроме того, каганат обеспечивал безопасность Руси от нашествия азиатских кочевников. Однако отношения Руси с хазарами ухудшались под влиянием Византии. Для которой каганат был ненавистным врагом из-за столкновения интересов на Черном море. Еще одной почвой для распрей были религиозные взгляды христианской Византии и иудейской Хазарии.

О том, как складывались отношения с каганатом свидетельствуют следующие военные походы русских князей:

    Каспийский поход 909-910 гг. : русский флот из 16 кораблей напал на Абаскун (Иран) – «место торга всех, кто ведёт торговлю по Хазарскому морю». Город был разграблен. Но после этого русы были разбиты правителем другого иранского города Сари.

    Каспийский поход 913-914 гг. : русский флот из 500 кораблей вошёл в Керченский пролив, подконтрольный хазарам. Взяв разрешение хазарского царя русы спустились по Волге в Каспийское море и разграбили города южного, а затем западного побережья. Руси убили тысячи мусульман. Прибыв в столицу Хазарского каганата Итиль руси вручили хазарскому царю обещанную взамен разрешению долю добычи. Но царская гвардия Хазарии не могла смириться с тем, что русы уничтожили их единоверцев и требовала у царя мести. Он не смог помешать. Сражение между русами и мусульманами длилось три дня. В итоге 30 000 русов были убиты и лишь 5 000 удалось уйти на кораблях вверх по Волге.

    Каспийский поход 943-945 гг. : набег и разграбление Бердаа столицы Кавказской Албании.

После уничтожения Хазарского каганата началась волна нападений кочевников на Русь. Самыми опасными из них были печенеги, занимавшие всю степную часть Северного Причерноморья. Русским князьям не раз приходилось отражать их нападения. При правлении Игоря в 915 году было заключено с печенегами соглашение. После которого они пять лет не беспокоили Русь. После происходили военные столкновения, не приносившие решающих успехов для Руси. И только Ярославу Мудрому удалось разгромить печенежскую орду под Киевом в 1036 году. Таким образом была решена основная внешнеполитическая задача Древней Руси того времени.


Но после печенегов появились половцы, захватившие всю степную полосу от Волги до Дуная. Первое столкновение с ними состоялось в 1061 году. Половцы постоянно совершали грабительские набеги на русов. Часто половцы становились соучастниками княжеских междоусобиц. Владимир Мономах за годы своего правления провел ряд успешных походов против половцев и сумел отбросить их далеко от границ Руси. Но подобные успехи были не всегда. Отсутствие единства действий русских князей делало половцев сильнее. Поддерживаемые некоторыми русскими князьями они громили целые волости. Так продолжалось до вторжения в причерноморские степи монголо-татар в 1222-1223 годах и разгрома половцев, после которого они направились на Русь…




В эту часть войдут разделы по кодификатору:

Раздел 1.2.3. Международные связи Древней Руси (кратко).

Политическое развитие : Древнерусское государство именовалось современниками Русь, Русская земля . Во главе Руси стоял верховный правитель с титулом «великий киевский князь » и резиденцией в Киеве. Составными частями Руси – волостями – управляли князья из рода Рюриковичей, родственники киевского князя. Центрами княжеских волостей в XI – начале XII в. были города Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Ростов, Муром и др. Города на Руси были центрами ремесла и торговли.

В крупнейшие города князь Владимир I рассадил наместниками своих 12 сыновей. В последние годы жизни Владимира между ним и одним из его старших сыновей, Ярославом, возник конфликт. Ярослав, княживший в Новгороде, отказался платить дань Киеву. Намечался карательный поход из Киева в Новгород, но из-за смерти Владимира он не состоялся. Между наследниками началась междоусобная война за власть. Киевский престол занял Святополк , позднее прозванный «Окаянным », поскольку по его приказанию были убиты младшие братья Борис и Глеб, а также Святослав. Борис и Глеб позднее были канонизированы православной церковью и стали первыми русскими святыми.

В борьбу за великокняжеский (киевский) престол вступил Ярослав при поддержке новгородцев. В 1019 г. он победил Святополка. С этого времени Киев находился под властью Ярослава Мудрого (1019-1054) , однако, в 1026-1036 гг. он делил власть на Руси со своим братом Мстиславом до самой смерти последнего.

Ярослав известен как законодатель, просветитель, покровитель христианской культуры и искусства. При нем укрепился международный авторитет Руси.

Во-первых, при Ярославе Муром была проведена первая в истории Руси кодификация (систематизация законодательств). Появился первый свод законов «Русская Правда », основанный на обычном праве восточных славян. До нашего времени дошли не переработанные и дополненные списки с Русской Правды, известные в трех редакциях: Краткая, Пространная и Сокращенная Правда.

1) Краткая редакция Русской Правды включает Русскую Правду Ярослава и ее позднейшее дополнение – Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого). Этот текст был составлен в XI в. В Русской Правде делается попытка ограничить древний обычай кровной мести. Смертной казни в Древней Руси не существовало. Взамен кровной мести вводится уплата судебного штрафа – виры . Размер виры зависел от социального статуса убитого. Вводились наказания за кражу и истребление имущества, за нанесение побоев и членовредительство. Содержит статьи, посвященные защите княжеской собственности.



2) Пространная редакция Русской Правды включает Правду Ярослава и Ярославичей (составившие один судебник) и Устав Владимира Мономаха. Появляется в XII в. в правление Владимира Всеволодовича Мономаха (внук Ярослава Мудрого). Речь идет о защите не только княжеской, но и боярской собственности. За убийство княжеского управляющего или боярина устанавливался двойной штраф – 80 гривен, за убийство свободного человека – 40 гривен, за убийство низших категорий, смердов и холопов – всего 5 гривен. Все это свидетельствует о росте социального расслоения древнерусского общества. Устав Мономаха ограничивал проценты по займам и регулировал отношения между господином и его зависимыми людьми.

3) Сокращенная Правда – это переработка статей Пространной редакции, сделанная, предположительно, в XV в.

Во-вторых, Ярослав Мудрый породнился со многими европейскими правящими династиями. В третьих, Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику (см. 2 и 3 ниже в разделе о международных связях Руси).

Ярослав умер в 1054 г. По его завещанию трое старших сыновей получили власть в трех крупнейших городах Руси: Изяслав – в Киеве, Святослав – в Чернигове, Всеволод – в Переяславле. Править страной они должны были сообща, но при старшинстве Изяслава. Так возник триумвират Ярославичей (1054-1073). В этот период все внутри- и внешнеполитические дела братья решали сообща.

В их политике борьба с кочевниками-половцами занимала одно из центральных мест. В 1068 г. половцы напали на Киев, и горожане потребовали у Изяслава раздать им оружие. Изяслав отказал, тогда киевляне изгнали его в ходе восстания. На киевский престол вступил соперник Изяслава, сидевший в темнице князь Всеслав Полоцкий . Тем временем Изяслав собрал войско при поддержке поляков и двинулся в Киев. Всеслав сбежал в Полоцк, предав киевлян, а Изяслав вернулся на киевский престол.

Но в 1073 г. младшие братья восстали против Изяслава и прогнали его. Киевский престо получил Святослав (1073-1076) . После его смерти Изяслав вновь при поддержке поляков вернул себе киевский престол, уже в третий раз. Возник дуумвират Ярославичей (Изяслав и Всеволод). При распределении русских княжеских столов и земель братья обделили сыновей Святослава, своих племянников. Тогда один из сыновей Святослава – Олег – решил прибегнуть к помощи половцев и вернуть себе Чернигов, родовую «отчину » (землю отца).

Приведенные им на Русь половцы грабили земли, уничтожали мирное население. В «Слове о полку Игореве» автор назвал Олега «Гориславичем », то есть принесшим много горя и бед русским людям. В 1078 г. в битве на Нежатинной ниве полки дуумвирата Ярославичей разгромили войско Олега, заставив его бежать в Тмутаракань (Таманский п-в). В битве погиб Изяслав, поэтому великим киевским князем стал Всеволод (1078-1093). При нем Олег во второй раз попытался вернуть Чернигов, но безуспешно.

После смерти Всеволода киевский престол перешел к его племяннику Святополку Изяславичу (1093-1113) , поскольку именно его отцу Ярослав Мудрый завещал Киев. Старший сын Всеволода – Владимир Мономах – переезжает в Чернигов. Олег «Гориславич» при помощи половцев изгоняет Мономаха из удела своего отца. Однако вскоре и сам Олег терпит поражение от своих двоюродных братьев, Владимира Мономаха и Святополка Изяславича.

По инициативе Мономаха и Святополка в 1097 г. князья собираются на съезд (снем ) в городе Любеч. Ряд исследователей считает Любечский съезд началом распада Древнерусского государства. На нем Русь была поделена между потомками трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяславичам – Киев, Святославичам – Чернигов, Всеволодовичам – Переяславль. При этом провозглашался принцип «каждый да держит отчину свою», что означало передачу княжеской власти в уделах по наследству . Этот принцип неоднократно нарушался впоследствии, но единство Древней Руси и власть киевских князей начали неуклонно ослабевать.

После смерти Святополка киевские бояре пригласили на престол Олега «Гориславича» как самого старшего из Рюриковичей. В ответ в Киеве вспыхнуло восстание горожан против бояр, а также против торговцев и ростовщиков, которые высокими процентами разоряли народ. Киевская знать, напуганная восстанием, обратилась за помощью к Владимиру Мономаху.

Владимир Мономах (1113-1125) стал следующим киевским князем. Он известен как великий полководец, воевавший с половцами, в результате его удачных походов (1103, 1109, 1111 г.) в степь половцы вынуждены были откочевать подальше от русских границ. Период правления Мономаха был временем укрепления власти киевских князей. Его сыновья сидели наместниками в Новгороде, Смоленске, Переяславле, Ростове и других русских городах. Правители многих княжеских уделов (волостей) признавали верховную власть Киева. Мономах дополнил Русскую Правду своим Уставом : ограничил проценты по займам, определил права и обязанности зависимого населения. Его сын, Мстислав Великий (1125-1132) сохранял единство Руси. После смерти Мстислава наступила эпоха политической раздробленности.

Социально-экономическое развитие : (к разделу 1.2.2. Категории населения. «Русская Правда»). В исторической литературе не утихают споры о характере общественных отношений в Древней Руси. В целом, можно выделить три концепции социально-экономического развития Древней Руси:

1) древнерусское общество было раннеклассовым , поскольку в его социальном строе сочетались черты родового (первобытнообщинного), рабовладельческого (холопство) и феодального общества (И.Я. Фроянов, СПб исследователь).

2) древнерусское общество было раннефеодальным, то есть основные черты феодализма в нем присутствовали, хотя и на начальной стадии развития (Б.Д. Греков и большинство современных историков).

3) древнерусское общество имело княжеско-общинный характер и стояло лишь на пороге феодализма (А.А. Зимин, Ю.Г. Алексеев).

В Древней Руси существовало заметное социальное неравенство:

1) Привилегированная часть общества – знать . Прежде всего, это князья из рода Рюриковичей, старшим среди которых был великий киевский князь . Кроме того, местные племенные князья, например, древлянский князь Мал, признававшие власть Киева.

2) дружина (к высшим слоям общества). Она делилась на старшую (бояре и княжьи мужи , это опытные воеводы и воины) и младшую (отроки, гриди, мечники , это рядовые воины, стражники, оруженосцы). К боярам можно отнести также потомков родоплеменной знати (старейшин племени). В XI в . бояре становятся владельцами крупных земельных владений – вотчин – населенных феодально-зависимым населением.

3) православное духовенство (чуть ранее, жрецы-волхвы).

4) основная масса населения – люди – свободные общинники. Они населяли деревни и города, занимались сельским хозяйством, ремеслом, промыслами и торговлей. Община восточных славян называлась вервь или мир . В общине было совместное владение землей и угодьями, опека нетрудоспособных лиц, разверстка податей и повинностей, надзор за соблюдением правопорядка.

4) зависимое население, состоявшее из различных категорий. Эти категории перечислены в Русской Правде Ярослава Мудрого:

- смерды – зависимые крестьяне;

- закупы – люди, взявшие ссуду («купу») скотом, орудиями труда или иным имуществом, и обязанные отработать этот долг.

- рядовичи – люди, заключившие кабальный договор («ряд»), то есть подрядившиеся выполнять определенную работу;

- челядь – домашние рабы, прислуга;

Холопы (боевые и пашенные) – рабы;

- изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса, например, крестьянин, изгнанный из общины.

Раздел 1.2.3. Международные связи Древней Руси.

Международные связи Руси в XI – начале XII века развивались по трем направлениям:

а) отношения с Византией . В основном, после христианизации Руси отличались мирным характером. Однако были и конфликты. Так, в 1116 г. Владимир Мономах пошел походом на Византию, помогая вернуть власть свергнутому императору Диогену, поскольку его сын, Роман «Диогенович» был зятем Мономаха. Диоген погиб и война прекратилась.

б) отношения с кочевниками степей Северного Причерноморья . В первой половине XI в. главным врагом Руси были печенеги. Они участвовали в усобицах сыновей Владимира I на стороне Святополка (Окаянного). В 1036 г. Ярослав нанес серьезное поражение печенегам под стенами Киева. Вскоре новыми хозяевами степей стали половцы. Половцы совершали военные набеги на Русь. Однако, частыми были военные союзы русских князей и половецких ханов, князья использовали половцев в своей междоусобной борьбе, вступали в династические браки с половецкими княжнами.

в) отношения с западными соседями (центральная, западная и северная Европа ): с Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Скандинавскими странами. Они развивались в виде торговых контактов, военно-политических союзов и династических браков. Последнее особенно проявилось во времена Ярослава Мудрого и его потомков:

Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля;

Сестра Ярослава – замужем за королем Польши;

сын Изяслав – женат на польской принцессе;

сын Святослав – женат на немецкой принцессе;

сын Всеволод – женат на византийской принцессе;

дочь Анастасия – замужем за венгерским королем;

дочь Елизавета – замужем за норвежским королем;

дочь Анна – замужем за французским королем.

Раздел 1.2.4. Культура Древней Руси.

Культура Руси формировалась на основе синтеза языческой культуры с мировой культурой, доступ к которой открылся после принятия христианства. Прежде всего, это влияние византийской культурной традиции, а через Византию, опосредованное восприятие античной культуры Рима и Греции. Во-вторых, влияние славянской христианской культуры, главным образом, Дунайской Болгарии , где христианство было принято столетием ранее, чем на Руси. С христианизацией было связано распространение письменности на Руси.

Письменность и литература . Славянская письменность была создана в середине IX в. византийскими миссионерами братьями Кириллом (Константином) и Мефодием. Были созданы две азбуки – глаголица (малое распространение) и кириллица . Кириллица стала основой письменности славянских государств, где был принят православный вариант христианства (в Болгарии, Сербии и на Руси).

Церковная служба в этих государствах велась на славянском языке. Литературным языком также стал славянский. Уровень грамотности на Руси XI-XII вв. был велик, о чем свидетельствуют берестяные грамоты – письма на бересте самого разнообразного содержания. Большинство грамот найдено при раскопках в Новгороде, там же в 2000 г. обнаружена и древнейшая русская книга (отрывки из Псалтыри), написанная на деревянных дощечках, покрытых воском.

На Руси бытовали переводные книги , в основном с греческого языка: жития святых, богослужебные книги. Первым дошедшим до нас древнерусским произведением является «Слово о Законе и Благодати» , написанное в середине XI в. монахом Иларионом, позднее киевским митрополитом. В XI в . появляются летописи . Самая первая – это так называемый «Начальный свод» конца XI в. Монахом Нестором в XII в. написана «Повесть временных лет».

Другой литературный жанр – жития (жизнеописания) святых, в частности житие первых русских святых Бориса и Глеба, житие игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное Нестором. Третий жанр – хожения – описания путешествий в иные страны. В начале XII в. написано хожение игумена Даниила в Святую землю (Палестину). Владимир Мономах стал автором Поучения своим сыновьям, своего рода, автобиография. В Поучении Мономах осуждал усобицы и призывал сохранять единство Руси.

Параллельно развивалось устное народное творчество (фольклор ), на основе которого возник древнерусский эпос – сказания о героях-богатырях. Много позднее этот эпос был записан в виде былин . Герои эпоса – Владимир I Красное Солнышко, его дядя Добрыня (Добрыня Никитич), Владимир Мономах (борьба с половцами).

Архитектура и живопись . Здания на Руси строились из дерева, каменное строительство (зодчество ) возникло после принятия христианства. В основном из камня возводили церкви.

Самый первый памятник каменной архитектуры – Десятинная церковь в Киеве, возведенная в конце X в. при Владимире I Красное Солнышко. Ряд церквей был возведен в XI в. В частности, при Ярославе Мудром в 1030 -е гг. был построен Софийский собор в Киеве. В 1040-е гг. был возведен Софийский собор в Новгороде. Позднее был возведен и третий Софийский собор в Полоцке. В Чернигове возведен Спасо-Преображенский собор.

Памятники древнерусской живописи создавались для церковных нужд: фрески (росписи по сырой штукатурке на стенах храма), мозаики, иконы . В киевском Софийском соборе сохранилось мозаичное изображение Богоматери – Марии Оранты (Молящейся), фигуры Христа и апостолов, фрески на сюжеты Священного Писания.

Сохранились миниатюры – иллюстрации к рукописным книгам. Например, иллюстрации к «Остромирову Евангелию», к «Изборнику» князя Святослава Ярославича.


Нумерация и темы разделов и подразделов даны в соответствии с Кодификатором.

Современники, конечно, не именовали свое государство «древним». Слово «земля» в те времена было синонимично современному понятию «государство»

В Древней Руси ее составные части именовались «волостями». В домонгольскую эпоху «волость» - это княжеское владение, крупная территория, во главе которой стоял «стольный» город, то есть город, где находился княжеский стол или престол. Позднее значение термина, дошедшее до XX в., волость – это мелкая административно-территориальная единица, включающая только сельские поселения.

Прозвище «Мудрый» Ярославу дали русские историки XIX в.

По линии матери дедом Владимира Мономаха был византийский император Константин IX Мономах.

Отчина – земля отцов (впоследствии из этого термина возникнет вотчина – наследственное безусловное земельное владение). Дедины – земли дедов.

Рабство на Руси отличалось от античного рабства и носило патриархальный характер, т.е. раб был младшим членом семьи во главе с отцом (патриархом). Источники рабства – военный плен, долги, наказание за преступление.

5.Международные связи древнерусских земель в IX-XII вв. Культурные влияния средневековых обществ Востока и Запада.
Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, при которой охрана границ страны и внешняя торговля стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжскоекняжество зерном Русского государства. На просторах Восточной Европы начала складываться новая ведущая политическая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его в ту пору именовали. До XII в. границы Киевской Руси не были четко обозначены. И если на севере и юге они определялись по географическим рубежам Белого и Черного морей - то на западе и особенно на востоке они были весьма условными. При этомчасть границ на западе еще можно было считать более или менее определенными, поскольку они отделяли Киевскую Русь от ранее образовавшихся государств - Польши, Венгрии, Чехии. По всему остальному периметру не было никаких разграничений, т.к. Русь окружали земли народов и племен, находившихся на более низкой ступени развития, которые не имели своей государственности, либо знали только ее начальные формы.
Посвидетельству историков (С.Ф. Платонова, И.Я. Фроянова, В.О. Ключевского и др.), объектами внешней политики и внешних связей Киевской Руси было в общей сложности около четырех десятков различных государств, княжеств, союзов и племен, из которых около трети составляли западноевропейские монархии и империи, почти полтора десятка - русские княжества и остальная часть - малые народности и племена.Подавляющее большинство соседних неславянских народов находилось в той или иной вассальной зависимости от Руси и платило ей дань. Другим, как, например, варягам и уграм, Киевская Русь платила дань сама. В соответствии с этим определялись и различные функции древнерусских международных отношений: одна в отношении соседних малых народов, не имевших своей государственности, другая - в отношении ужесформировавшихся государств.
Так, например, по особому складывались отношения с могущественной Византией. Заметной вехой в развитии международных отношений стало направление в 838 г. русского посольства в Константинополь. Впервые Русь была представлена при дворе византийского императора Феофила как государство. Главной целью посольства руссов было установление прямых контактов с центральным правительствомВизантии. В Византии доброжелательно встретили недавних противников. Посольству был оказан достойный прием, о чем свидетельствует внимание, проявленное к нему со стороны верховной власти, позаботившейся о его безопасности и снабжении продовольствием, а также продолжительность его пребывания в греческой столице, что в полной мере соответствовало и планам Империи (она рассчитывала превратить Русь всоюзников в борьбе со своим давним врагом - Арабским халифатом).
Однако посольство не привело к решению принципиальных вопросов взаимоотношений между двумя государствами. Могущественная Византийская империя не признавала складывающееся древнерусское государство. Важную роль в становлении русской государственности, развитии дипломатической системы Руси, расширении ее внешних связей и повышении престижа сыгралипереговоры, состоявшиеся после успешного нападения руссов на Константинополь в 860 году, и первый в истории Древней Руси мирный договор о «мире и любви», заключенный с Византийской империей. Впервые русское войско осадило Константинополь, этот богатейший город, где находились огромные ценности. Русь, ранее довольствовавшаяся локальными нападениями на византийские владения и заключением частныхсоглашений с имперскими чиновниками, добилась переговоров с греками у стен Константинополя.
По словам историка Б.Д. Грекова, именно этот факт изменил характер отношений Византии и Киевской Руси. В ходе переговоров с Константинополем руссы шаг за шагом осваивали сложный дипломатический арсенал Империи, создавая при этом свои внешнеполитические стереотипы. Они сумели...

Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского гос-ва проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран, в первую очередь с Византийской империей, ближайшим южным соседом восточных славян. Особенно усилились культурные связи после христианизации.

При правлении Олега русские дружины совершали набеги на прибрежные византийские города. Олегу даже удалось взять столицу-Константинополь.

Во 2-й пол.10 в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в столицу Византии укрепила отношения между странами.

Новый этап в русско-византийских отношениях приходится на время княжения Святослава. Благодаря нему произошло падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье, что взволновало Византию. Для ослабление русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Это тюркский кочевой народ, совершавший набеги.

В 971 г. был заключен мирный договор Руси с Византией.

Князь Владимир добился независимой политики от Византии.

С Германской империей Русь связывали оживленные торговые отношения.

Постоянную борьбу Двревней Руси приходилось вести с кочевниками. Половцы вытеснили печенегов, под их властью оказалась Половецкая степь. А в 1061 г. произошло первое столкновение их с Русью.

Древнерусское гос-во было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.

8. Социально-экономические изменения и политическое устройство русских земель в 12-нач.13 вв. Проблема феодальной раздробленности.

Проблема раздробленности Древнерусского государства. Не приходится ставить под сомнение, что Древнерусское государство воспринималось как некогда единое целое, распавшееся на части. Летописцы и сказители конца XII – XIII вв. не сомневались в этом и обвиняли в происшедшем недальновидную политику князей.

Начало «удельного периода», как его называли до революции, или «периода феодальной раздробленности», как это было принято в советское время, датируют по-разному: - 2-я пол. XI в. (конфликты между членами княжеского рода последовали именно за смертью Ярослава Мудрого); - 1097 г. – Любечский съезд князей, на котором было принято решение «каждо да держить отчину свою»; - 1132 г. – кончина Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха и последнего киевского князя, имевшего власть над всей Русской землей; - 1169 г. – взятие Киева войсками Андрея Боголюбского , после чего Русь лишилась даже номинального центра. Отсчёт раздробленности с кончины Мстислава Владимировича является наиболее аргументированной точкой зрения, т.к. в период княжения Владимира Мономаха и его сына (113 – 1132 гг.) власть киевских князей признавалась большинством Рюриковичей, а с попытками обособиться Мстислав боролся довольно жёстко. После его смерти начались с новой силой усобицы, которые завершили политический распад Руси на отдельные земли (Съезд князей в Киеве 1133 г.) . Понимание этого процесса отразилось и в памятниках древнерусской литературы, где название «Русская земля» в широком смысле постепенно уступает место Новгородской, Черниговской, Киевской, Суздальской, Полоцкой, Галицкой, Волынской, Смоленской и др. землям, которые воспринимались уже как самостоятельные государства. Понятие «удел» , обозначающее долю члена княжеского рода в княжестве, появляется позже, только в XIV в., поэтому его употребление в данном случае некорректно. Но когда появилась удельная версия, этот факт ещё не был известен. Древнюю Русь как сумму уделов Н.М. Карамзин и М.П. Погодин определили ещё в 1-й пол. XIX в. Позже эта гипотеза органично слилась с родовой теорией С.М. Соловьёва, в которой единство Руси сводилось к единству рода Рюриковичей. Но попытки отделить период государственного единства от раздробленности оказались безрезультатны. Поэтому в 1870-х гг. появилась теория федеративного устройства, в работах сторонников которой, Древняя Русь представала как федерация княжеств, основанная на общности происхождения, единстве языка, быта и веры, а также единой династии.

Специалист по средневековому русскому праву А.Е. Пресняков в нач. ХХ в. пришёл к сходному выводу, что домонгольская Русь никогда не была ни единым государством, ни федерацией, ни совокупностью суверенных государств. Феодальной стали называть раздробленность древнерусских земель, исходя из убеждения о наличии феодализма в Киевской. Сторонник «феодальной» сущности Киевской Руси Б.Д. Греков объяснял распад Древнерусского государства экономическим ростом отдельных его частей, благодаря чему они стали проводить собственную политику. Причиной раздробленности, в рамках феодальной теории, были социальные изменения, связанные с превращением ранее свободных крестьян в феодально зависимых от землевладельцев.

Оказалось, что эпоха раздробленности сложна и диалектична: пока Русь, кажется, дробилась политически, конгломерат славянских земель Восточной Европы превращался в древнерусскую народность, формировался единый менталитет и городская культура. На это обратил внимание Д.С. Лихачёв , считавший XII-XIII вв. периодом культурной интеграции.

9. Культура и общественная мысль домонгольской Руси. Для Киевской Руси был характерен выскоий по средневековым меркам уровень культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во 2-й пол. 9 в., уже в 10-м проникает на Русь. Так договор 911 г. между Олегом и Византией написан на 2-х языка – греческом и славянском. В нач. 11 в. грамотность уже проникает в среду феодалов. «Почитание книжное» в Киевской Руси считалось престижным.

К 11 в. относятся первые дошедшие до нас книги. В этом веке зарождается русская литература. В первой пол.11 в. возникает летописание. Древнейшая летопись – «Повесть временных лет», созданная ок.1113 г. Основная идея ПВЛ глубоко патриотична – единство русской земли.

Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Иллариона, первого киевского митрополита. В своем «Слове о законе и благодати» он восхваляет не только князя Владимира, но и всю русскую землю.

Высокого уровня достигла в Киевской Руси и архитектура. Каменное строительство началось в конце 10 в. после принятия христианства. Уже в 989 г. кн.Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь (на содержание была отпущена церковная десятина, т.е. десятая часть доходов князя.). При Ярославе Мудром был построен Софийский собор в Киеве. В11 в. построены Золотые ворота. Софийский собор в Новгороде.

Большие успехи достигнуты в металлообработке. К сер. 11 в. относится первый известный меч.

Высокое развитие получило гончарное искусство. В 10 в. появляется гончарный круг.

10. Держава Чингисхана. Монголо-татарское нашествие на Восточную Европу и его последствия. §1. Русь и Золотая Орда. Монгольская империя была образована в 1206 г. В этом году её создатель, хан Темучжин , объединивший разрозненные до того времени монгольские племена, объявил себя Чингисханом . Образуется Великая монгольская. С этой опустошительной силой Древняя Русь столкнулась впервые в 1223 г. в битве на Калке. В 1240 г. Киев был взят и разгромлен войсками Батыя. После этого они вторглись в пределы Австрии и Балкан. Здесь они встретили серьезное сопротивление. Надо заметить, что государства под названием «Золотая Орда» никогда не существовало. В русских летописях ХIII-ХIV вв. оно именуется просто «Орда» или «Татары». Оформление монголо-татарского владычества над русскими землями произошло в 1240-50-е гг. Монголы фактически включили часть земель Восточной Европы в состав своей империи. Это кардинальным образом изменило вектор развития Руси. Возможно, является верным предположение историка А.А. Горского, что если бы Русь не подверглась завоеванию пришельцами с востока, то к ХIV-ХV вв. на территории Восточной Европы возникло бы от двух до четырех славяноэтничных государств, сравнимых по территории и типу развития с европейскими странами. Есть мнение, что само по себе нашествие армии Батыя в 1237-40 гг. тоже еще не вело к необратимым результатам. Горский задается вопросом, что в 1243 г. двигало великим князем владимирским Ярославом Всеволодичем , когда он поехал на поклон к Батыю.

О том, что ханская власть на Руси воспринималась как императорская, свидетельствует применение к правителю улуса Джучи титула «царь». Владычество ордынцев над Русью подрывалось внутренней нестабильностью в самой Орде. В 1263 г. с протестом против данной политики и с целью предотвратить карательный поход татар в Орду поехал Александр Невский. Он сумел спасти горожан но заплатил за это жизнью: на обратном пути, возможно, татары его отравили. В 1270-е гг. произошел раскол уже самой Золотой Орды. К 1300 г. могущество Золотой Орды восстановилось. Однако русские князья сумели воспользоваться благоприятной для антиордынского движения ситуацией конца XIII в. На рубеже XIII-XIV вв. была отменена система баскачества. В 1290-е гг. дань начали возить в Орду сами русские князья. Это помогало князьям аккумулировать в своих руках средства, которые шли в том числе на усиление их войск и в конечном счете на создание вооруженных сил, способных противостоять захватчикам. Последствия для Руси монголо-татарского владычества. Монголо-татарское нашествие 1237-1240 гг. стало поворотным рубежом истории Руси. Результатом исторических процессов в Восточной Европе в ХIII в. стало то, что центр русской государственности сместился на северо-восток. Есть мнение, что правители Северо-восточной Руси во многом заимствовали монгольскую политическую культуру. Как империя принадлежала всему роду Чингизидов, так и род Ивана Калиты в ХIV в. начинает борьбу за полноту своей власти над всеми русскими землями по ордынскому образцу. Социально-экономический ущерб оказался непоправимым: с тех пор резко затормозилось развитие городов как центров ремесла и торговли.

11. Возвышение Москвы: факторы и основные этапы. Глава первая: Факторы, способствовавшие возвышению Москвы и объединению русских земель

Причины возвышения Москвы

Существуют различные точки зрения на причины возвышения Москвы.

      Географическое положение, дающее политические и торговые выгоды;

      Личности московских князей и их политика

      Определенная в пользу Москвы политика татар;

Географическое положение

Московское княжество занимало довольно выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром.

Экономический фактор.

В начале в XIV в., начинается интенсивное развитие сельского хозяйства. Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником. На базе обмена создаются местные рынки

Политический фактор.

Другим фактором, обусловившим объединение русских земель, было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.

Идеологический фактор.

Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Внешнеполитический фактор.

В конце ХIV - начале XV. международное положение Руси значительно осложнялось усилением опасности со стороны, а также возросшим давлением на русские земли со стороны Великого княжества Литовского. В связи с этим было понятно желание прогрессивных людей того времени объединятся в единое мощное государство.

Возвышение Москвы 1301 год - начало возвышения Москвы; в этом году младший сын Александра Невского Даниил отвоевал у Рязани важную крепость Коломну.

Главными соперниками московских князей в этой борьбе были тверские князья. В 1304 г. ярлык на великое княжение получил князь Михаил Ярославович Тверской (1304-1319).

В 1315 г. в Орду был вызван московский князь Юрий. Князь Юрий добился также и ярлыка на великое княжение. Стремясь избежать открытого столкновения с Ордой, Михаил Тверской отказался от великого княжения в пользу московского князя. Однако Юрий Московский вместе с ордынцами напал на Тверь, тверичи мужественно сражались и разгромили врагов, брат князя Юрия и его жена попали в плен. В 1318 г. тверской и московский князья были вызваны в ханскую ставку. Михаил Ярославович был обвинен в непослушании хану и казнен. Князь Юрий вновь получил ярлык на великое княжение. В 1325 г. Юрий Данилович был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием. Дмитрий был казнен, но ярлык на великое княжение был отдан его брату Александру. Московский князь Иван Калита (1325-1340) присоединился к карательной экспедиции, организованной ордынцами. Тверская земля подверглась такому погрому, что уже не могла соперничать с Москвой. Калита сумел сделать Московское княжество, безусловно, самым сильным среди прочих. Своей готовностью служить хану он не только добыл себе ярлык на великое княжение, но и приобрел право сбора ханской дани. Утаивая часть «выхода», Калита значительно разбогател.

Политика Калиты была продолжена его сыновьями, Симеоном Гордым (1340-1353) и Иваном Красным (1353-1359). Эта политика, построенная на раболепстве перед ханами, в конечном счете привела к парадоксу: внук Калиты, Дмитрий Иванович, осмелился на такие действия, за которые при его деде казнили. Дмитрий решился на открытое противоборство с Ордой - и в этом ему помогла та власть, которая ценой потерь и унижений была получена его предшественниками.

12. Русь и Орда во 2-й пол. 13 - 15 вв. Владычество ордынцев над Русью подрывалось внутренней нестабильностью в самой Орде. В 1263 г. с протестом против данной политики и с целью предотвратить карательный поход татар в Орду поехал Александр Невский. Он сумел спасти горожан но заплатил за это жизнью: на обратном пути, возможно, татары его отравили. В 1270-е гг. произошел раскол уже самой Золотой Орды. К 1300 г. могущество Золотой Орды восстановилось. Однако русские князья сумели воспользоваться благоприятной для антиордынского движения ситуацией конца XIII в. На рубеже XIII-XIV вв. была отменена система баскачества. В 1290-е гг. дань начали возить в Орду сами русские князья. Это помогало князьям аккумулировать в своих руках средства, которые шли в том числе на усиление их войск и в конечном счете на создание вооруженных сил, способных противостоять захватчикам.

Церковь в борьбе против монголо-татарского ига.

Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие тогдашние государственные деятели и духовные вожди народа.

История в схемах -- Феодальная раздробленность в Древней Руси: за и против.

Положительные последствия:

  • 1. Активное развитие ремесла.
  • 2. Рост и усиление городов.
  • 3. Заселение ещё неосвоенных земель.
  • 4. Развитие внутренней торговли.
  • 5. Прокладывание дорог.
  • 6. Расцвет культурной жизни княжеств.
  • 7. Усиление местного аппарата управления.

Отрицательные последствия:

  • 1. Происходит процесс дробления земель (к 1132 г. было около 15 обособившихся земель, а в начале XIII века -- уже 30, к концу века -- 70).
  • 2. Велись бесконечные междоусобные войны.
  • 3. Ослаблялся военный потенциал страны.
  • 4. Древняя Русь была разгромлена монголо-татарами и прекратила своё самостоятельное существование.

Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Рюриковичи устанавливали торгово-экономические, культурные, семейно-династические отношения с соседними государствами и правителями. В период расцвета (980-1132) древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств.

Границы русского государства, характер взаимоотношений, порядок торговых и иных контактов определялись системой международных договоров. Первый такой документ был подписан с Византией князем Олегом в 911 году после весьма удачного военного похода. Русь впервые выступала в качестве равноправного субъекта международных отношений. Крещение Руси в 988 году также произошло при обстоятель-ствах, в которых Владимир I занимал активную позицию. В обмен на помощь византий-скому императору Василию II в борьбе с внутренней оппозицией он фактически заставил отдать себе в жены сестру императора Анну. Сын Владимира Ярослав Мудрый был женат на шведской принцессе Ингигерде (в крещении - Ирина). Через своих сыновей и дочерей Ярослава Мудрый породнился практически со всеми европейскими правящими домами.

Обширные международные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волынское, Полоцкое, Рязанское и другие княжества.

Внешняя торговля играла исключительную роль в хозяйственной жизни Новгорода. Этому способствовало географическое положение северо-западного угла Руси, примыкавшего к Балтийскому морю. В этом регионе находилась Алаунская возвышенность, откуда начинались все сколько-нибудь значительные русские реки: Днепр - в южном направлении, Западная Двина, Свирь и Нева текли на запад, на восток и юго-восток - Волга, на северо-восток - Сухона, на север - Волхов, Онега и Северная Двина.

В Новгороде проживало немало ремесленников, которые работали преимущественно на заказ. Но главную роль в жизни города и всей Новгородской земли играли купцы. Их объединение при церкви Параскевы Пятницы было известно с XII в. Его участники вели дальнюю, то есть заморскую, зарубежную торговлю. Торговцы воском объединялись в Иванское купечество. С другими русскими землями вели торговлю поморские купцы, низовские купцы и другие предпринимательские артели.

Наиболее тесно Новгород издревле был связан со Скандинавией. В IX-XI вв. наладились отношения с датчанами, немцами (особенно «ганзейцами»), с голландцами. Летописи, акты и договоры Новгорода за XI-XIV вв. фиксируют регулярные поездки новгородских купцов в Нарву, Ревель, Дерпт, Ригу, Выборг, Або, Стокгольм, Висбю (о-в Готланд), Данциг, Любек. В Висбю была образована русская фактория. В торговой деятельности активно участвовали «пригороды» Новгорода - Ладога, Изборск, Белоозеро, Ям, Торжок, Псков, Порхов, Великие Луки. Внешняя торговля новгородцев была сориентирована исключительно на западное направление. Большую роль играл реэкспорт западных товаров в глубь Руси, далее в страны Востока, а русских и восточных товаров - на Запад. Регион Приневья и Приладожья в течение многих веков играл роль своеобразных ворот Евразии, что предопределяло экономическое значение этого региона и ожесточенную борьбу за влияние в нем.

Разнообразные договорные отношения, родственные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, особенно с половцами. Русские князья были участниками многих международных коалиций, часто опирались на поддержку иноземной военной силы, предоставляли свои услуги. Большинство князей владело, кроме русского языка, греческим, немецким, польским, половецким и другими.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!