Особенности религиозной веры. Религиозное сознание: соотношение рациональной и эмоционально-волевой сторон

в широком обиходе слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек». Действительно, в любой религии вера занимает важное место. Однако можно ли считать, что наличие у человека веры позволяет характеризовать его как религиозного человека?
Ведь вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: каждый человек во что-то верит, хотя не все люди верят в одно и то же. Так означает ли это, что все люди религиозны? Вероятно, нет. По-видимому, помимо религиозной веры бывает вера и нерелигиозная. Необходимо разобраться, что.общего у этих; двух разновидностей веры, иначе говоря, что представляет собой вера вообще и в чем сострит особенность религиозной веры.
Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Это «что-то» не может выступать предметом веры в виде независящей от сознания объективной действительности.
Нельзя верить в объект как таковой, а можно верить только в те или иные наши представления об этом объекте. Например, верить, что этот объект существует, что он наделен теми или иными характеристиками. Таким образом, вера - это элемент человеческого сознания.;
и она непосредственно направлена на те или иные образования со- и знания: понятия, представления, образы, теории и т. д. ; :
Какие же из образований сознания являются предметом веры? Вероятно те, которые не являются предметом знания, то есть те, . которые не получили в сознании человека статуса объективных истин: представлений, образов, понятий, теорий, истинность которых;
доказана логически и проверена практикой. Ученые отмечают, что предметом веры являются гипотетические представления, образы;;:;
понятия и теории. Однако не все гипотезы становятся предметом веры. Как отмечают исследователи этого феномена, вера возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда этот предмет вызывает у человека эмоциональную и оценочную реакцию. При этом данная оценка чаще всего;
бывает позитивной. Человек прежде всего верит в то, что соответствует его психологическим установкам, убеждениям, идеалам. Хотя не исключены и случаи, когда вера предполагает резко отрицательную оценку какого-либо образа, понятия. Например, вера в дьявола как антипода Бога.
Важно также отметить, что вера как активное эмоциональное";
и оценочное личностное отношение к своему предмету неизбежно;
захватывает и волевой процесс и проявляется в том или ином поведении личности. Вера как составной момент акта волевого выбора, выражаетутвердительную силу духа. Она необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных про-» блематичных ситуациях: при недостатке информации, отсутствии достаточных логических доказательств, при наличии сомнения и т. д, В этом смысле вера включена в общую систему человеческого познания, общения, деятельности.
Мы дали краткую характеристику веры вообще. Сейчас необходимо разобраться в том, чем отличаются друг от друга религиозная и безрелигиозная вера. По мнению религиоведов, безрелигиозная и религиозная вера различаютсясвоим предметом. Предмет безрелигиозной веры, также как и религиозной - гипотетические, требующие дальнейшей проверки Понятия, образы, суждения или понятия, суждения, относящиеся к будущему. Однако они воспринимаются как нечто естественное, то есть включенное в систему закономерностей материального мира, имеют свои реальные причины, которые могут быть выявлены и изучены.Предметом же религиозной веры является сверхъественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верит в исключительный характер сверхъестественных существ или сил, и, в частности, не применяет к ним обычные критерии эмпирической достоверности.
Таким образом,значительное число религиоведов называют веру в существование сверхъестественного «минимумом», существенной характеристикой всякой религии. Для представителей богословско-теологической мысли монотеистических религий - религия - это вера в единого Бога. Распространенная в ранних формах религии вера в духов, богов, дьяволов и иные потусторонние силы, по их мнению, - это лишь подготовительная стадия к истинной вере в Бога. Онасодержит эту веру в Бога, в сверхъестественное, в потенции, в зарождение.
Такая позиция в определении «минимума» религии присуща не только представителям богословско-теологической мысли. Веру в существование сверхъестественного и в возможность установления с ним определенных связей, отношений в качестве всеобщей, существенной характеристики религии признают и Многие светские религиоведы. Такой подход к исследованию религии называется преформизмом.Преформизм - это учение, утверждающее, что все высшие формы, которые достигает явление в процессе своего развития уже содержит потенции, в зародыше в низших формах. Процесс развития явлений направлен на раскрытие этих потенций, заложенных в самом явлении, форм. .
Основанное на методологии преформизма утверждение о всеобщем характере веры в существование сверхъестественного находится в противоречии с накопленными в религиоведении фактами. Изучение этнографами ранних форм религии, а также близкое знакомство с такими современными религиями, как индуизм, буддизм, показало, что в них отсутствует четкое деление мира на естественный и сверхъестественный. Представление о существовании сверхъестественного- это результат длительного развития человеческой культуры. Для того, чтобы выработать представления о сверхъестественном надо иметь представление о естественном, а это предполагает возможность мыслить позитивно и научно. Следовательно, придавать вере в существование сверхъестественного всеобщий характер означает ничто иное, как переносить на ранние религиозные представления и религиозные представления восточных религий стереотипы, формы мышления человека воспитанного в условиях западной христианской культуры.
На основе таких фактов и рассуждений немецкий религиовед Р. Отто (1869-19737"предложил при определении «минимума» религии заменить понятия «сверхъестественного» понятием«священного», «нуминозного». Религия, по Р. Отто, - это переживание священного. Переживание священного задано человеку изначально. Оно реализуется в двух основных направлениях. С одной стороны, поскольку человек воспринимает священное как нечто принципиально противоположное ему, оно вызывает у него страх, трепет, ужас. С другой стороны, человек относится к священному как чему-то близкому, родственному, оно вызывает восхищение.
Признание священного как особой характеристики религии мы уже встречали и у других религиоведов: Э. Дюркгейма, М. Вебера и т. д. Такое истолкование «минимума» религии, по сути дела, не приводит к преодолению дихотомии естественного и сверхъестественного в качестве всеобщего определяющего признака религии, присутствует и в трактовке религии, которой привержены многие современные ученые. «Религия это вера в Существо или существа, которые не воспринимаются обычными эмпирическими методами».
Имеется еще один аспект при выявлении специфики религии. Среди религиоведов, признающих религиозное сознание в качестве ведущего, определяющего элемента религии, отчетливо выявляются две тенденции. Одни истолковываютрелигиозную веру по преимуществу как интеллектуальный феномен. Они делают акцент на содержательном характере религиозных представлений.Религия, с позиций такого подхода, предстает по преимуществу как мифологическая система.



4) Религиозный культ: содержание и функции

Религиозный культ

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе, прежде всего в виде культового текста, к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Предания, молитв, псалмов, песнопений. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы.

Культ как вид социальной деятельности отличается от других ее видов по содержанию, предмету, субъекту, средствам, способам и результатам. Содержание культовой деятельности определяется соответствующими религиозными идеями. В христианстве, например, смысл культу придают такие догматы, как догмат о троице, о греховности человека, о Боговоплощении, об искуплении, о спасении, о вознесении Христа на небо, о воскресении мертвых, о бессмертии души. В буддистском культе реализуются такие элементы вероучения, как учение о Будде, о реинкарнации, о карме, о нирване, о «четырех благородных истинах», о «восьмисоставном пути спасения».

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна с полагаемыми религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предмета культа и в виде духовных существ-духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа являются ритуальные пляски, заклинания духов, богослужение, религиозные обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничество.

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредотачивается на предметах действиях, образах, символах, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяется содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать.

Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, чтение молитв и псалмов – все это может доставлять эстетическое наслаждение.

Культовая деятельность является тем «движущим» элементом, посредствам которого, прежде всего и осуществляется религиозная ориентация сознания и поведения верующих.

Функции религиозного культа

Роль культа в любой религии исключительно велика. Он является средством идеологического воздействия на верующих. С помощью обрядов, таинств, проповедей религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют -религиозные идеи в сознание масс. Регулярное посещение служб или молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призвано не только приобщить человека к религии , но и постоянно возобновлять и укреплять в нем религиозное мироощущение.

За время своего существования религия накопила огромный опыт воздействия на психику людей. Она использовала в культовой практике многие естественные потребности индивида, в частности его потребность в общении, сострадании, утешении. Торжественность, необычайность обстановки, в которой протекает служба или молитвенное собрание, оказывает на психику верующих интенсивное воздействие. Умело управляя реальными психологически -ми механизмами внушения, подражания, психологического заражения, священнослужители вызывают сильные эмоциональные переживания, которые субъективно воспринимаются верующими как ощущения подъема, радости или, напротив, покоя и умиротворения. Используя человеческие страдания и искусственно создавая иллюзию их облегчения, религиозные идеологи превратили культ в средство духовного закабаления трудящихся .

Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, растет чувство неприязни к инаковерующим и неверующим.

Проверь себя

1. Что такое религия?

2. Что характерно для религиозной веры?

3. Каково значение религии в жизни общества?

4. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

5. В чем заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

В классе и дома

1. Составь (краткое сообщение об основных идеях и символах на и более распространенных в твоем регионе религий.

2. Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

3. Посетители одного из интернет-сайтов обсуждали статью журналиста о том. иго религия с ее чудесами и сверхъестественными силами уводит молодых людей от изучения физики , биологии и других естественных наук. Вырази и аргументируй свое отношений к мнению журналиста.

4. Писатель В. Набоков сказал: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники». Как ты понимаешь эти слова?

Говорят мудрые

«Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе».

Т. Харди (1840-1928), английский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

Может, однако, возникнуть следующий вопрос: если наличие веры связано с процессом труда, как указывалось выше, и объектами веры являются идеи и представления, жизненно важные для человека, то каким образом идеи и представления о сверхъестественном, о всемогущем и непознаваемом боге, т. е. идеи, выходящие за пределы повседневных интересов человека, могут превратиться в объект глубокой религиозной веры? Богословы часто ставят этот вопрос, считая, что ответить на него можно только на основе признания божественной природы самой веры.

Современная психология дает вполне материалистическое объяснение подобному факту. Одна из особенностей психического отражения действительности человеком состоит в том, что действительность открывается человеку независимо от отношения к ней человека.

В этом и состоит процесс самого сознания, превращения неосознанного психического отношения в сознаваемое восприятие. В зависимости от конкретных целей и условий действия человеку присуща в каждый данный момент определенная установка на восприятие. Он осознает не все внешние воздейстия на его органы чувств, а лишь некоторые. Приведем пример. Человек, увлеченный беседой со спутником, идет по улице и как бы не замечает окружающей его обстановки, хотя его поведение находится в полном соответствии с происходящим вокруг. Но сознательного образа улицы у него нет. Однако, достигнув нужного дома, он останавливается, осознает, что это и есть нужный ему дом. Теперь и окружающая обстановка отчетливо сознается им.

В сфере мышления можно говорить об аналогичном процессе - человек может иметь, воспринимать многие идеи, но некоторые из них оказываются ему безразличными, другие же приобретают для него личный смысл.

Чтобы привить человеку идею бога, видимо, необходимо, чтобы эта идея была тесно связана с повседневными жизненными потребностями человека. Установить такую связь можно только тогда, когда, с одной стороны, сам человек опытом своей жизни подготовлен к восприятию подобной идеи. Как отмечал К. Маркс, верующий - это человек или не нашедший себя, или уже потерявший, т. е. человек, пришедший, в силу определенных социальных причин, к осознанию своей слабости в борьбе с окружающими его и чуждыми ему силами. Тем самым человек уже предрасположен к восприятию такой идеи. С другой стороны, сама идея бога должна быть представлена в такой форме, чтобы она имела личное значение для человека, затрагивала его насущные интересы и тем самым вызывала определенные эмоции. Каждая религия располагает соответствующей системой аргументации, которая обеспечивает "привитие" идеи бога сознанию человека. Идея бога связывается с успехом производственной деятельности человека, с его нравственным чувством, с эстетическими переживаниями. Но главным звеном, позволяющим связать идею бога с повседневными интересами человека, является, по крайней мере в христианстве, идея личного спасения. Мысль о своей судьбе, о том, что ожидает его после смерти, не может не волновать человека. Но условием такого спасения, загробной награды за тяготы и страдания жизни богословы выдвигают веру в бога, веру нерассуждающую, которую следует сохранять, несмотря на то что разум восстает против нее.

Стремясь веру в бога сделать основой жизни верующего, богословы тем не менее вынуждены отмечать, что такая вера присуща не всем. Они различают чаще всего три ступени религиозной веры, веру внешнюю, или ее иногда называют "верой от слышания", веру равнодушную и веру живую, горячую и страстную. Это разделение ступеней веры проведено в зависимости от того, какую роль идея бога играет в повседневном поведении человека. Вера внешняя, или "от слышания", характерна для той группы верующих, которые слышали о боге, и идея бога признается ими, однако эта идея не стала объектом постоянно действующих эмоций, не мотивирует их поведения. Они относятся к идее бога как к возможной гипотезе, кажущейся им весьма правдоподобной, но сама идея не "присуща" их сознанию, и в связи с этим эмоции, вызываемые ею, настолько слабы, что не заставляют их должным образом выполнять религиозные предписания. Такие верующие почти не посещают церквей, не соблюдают постов и праздников и вспоминают о церкви в тех случаях, когда возникает необходимость в соблюдении устойчивого ритуала - в связи с рождением ребенка и его крещением, в связи со смертью родственников и их похоронами. Другая группа верующих, имеющих веру равнодушную, соблюдает основные предписания церкви, касающиеся собственно культа, т. е. посещает более или менее регулярно церковь, выполняет другие церковные обряды. Но их повседневное поведение, как и представителей первой группы, определяется не религиозными идеями, а другими мотивами. Они верят в бога, располагают знаниями о религиозном учении, но считают, что их обязанность перед богом исчерпывается выполнением ряда формальных предписаний. Что же касается повседневного поведения, то оно определяется реальными условиями жизни, и самими верующими эти условия их жизни воспринимаются в непосредственной данности и почти не связываются с богом.

Подобные верующие в нашей стране составляют значительное большинство Не случайно один из современных православных богословов признал, что идея бога в умах верующих переместилась из центра к периферии сознания.

Третья группа верующих, имеющих живую веру, тесно связывает религиозные идеи со своим повседневным поведением. Эти люди восприняли идею личного спасения как главную цель своей жизни, и во имя обеспечения спасения они стремятся претворять религиозные предписания в своем поведении, подчиняют этой цели и усилия разума, апеллируя к нему только в тех случаях, когда он помогает им оправдать свою веру.

Говоря о специфике религиозной веры и о ее эмоционально-психологическом аспекте, нельзя не остановиться на эмоциональном значении веры для самого верующего. Когда человек, измученный горем, личными невзгодами, уставший от жизни, обращается к религии, начинает приобщаться к жизни религиозной общины и к религиозным идеям, он получает утешение. Многие верующие говорят о том, что религиозная вера дает им успокоение, приносит чувство удовлетворения. Вера действительно может дать эмоциональную разрядку, успокоение, но происходит это совсем не оттого, что человек якобы обрел бога, нашел истину, голос, который звучал в его душе, как объясняют это явление богословы. Дело обстоит иначе. Если согласно упоминавшейся выше концепции эмоций последние призваны восполнять недостаток информации, то, следовательно, при получении информации о явлениях ослабляется и сила эмоционального напряжения. Если на человека одно за другим обрушиваются несчастья, то ему бывает трудно объяснить себе такое стечение обстоятельств, и, не имея твердых мировоззренческих принципов, он ищет облегчения в том, что может дать какое-то спокойствие. Некоторые обращаются к религии, которая претендует на то, что она на все дает ответ. Этот ответ религии прост и не требует особых знаний: "Такова воля бога. Бог посылает испытание, но он же может и наградить". За неимением другого объяснения, люди принимают его.

Для такого человека большое значение имеет и общение с другими верующими, психологический тон, существующий в общине и созвучный настроениям личной беспомощности. В общине это чувство уже не является только личным, дух человеческой беспомощности перед сверхъестественной силой пронизывает всю общину, и это снимает с человека ощущение собственного одиночества.

Попадая в религиозную общину, верующий помимо психологического воздействия самой общности испытывает также и влияние выработанных данной религиозной организацией средств эмоционального воздействия. Переживания, вызванные воздействием этих средств, воспринимаются самими верующими не в их непосредственности, а связываются с религиозной идеей. Но кроме этих средств массового воздействия религиозные организации выработали много приемов, предназначенных для индивидуального, так сказать, самоукрепления веры.

Среди таких средств в первую очередь следует отметить ежедневную молитву.

В молитве происходит как бы самовнушение, человек вновь и вновь убеждает себя в существовании бога. Излагая богу свои невзгоды, просьбы, человек невольно и сам продумывает свои заботы, заново осознает их, и уже от одного этого они перестают в ряде случаев казаться ему столь тягостными. Кроме того, надежда, что часть забот переложена на бога, в какой-то мере ослабляет эмоциональную напряженность человека, доставляя ему облегчение. Сам этот факт воспринимается верующими как новое доказательство реальности бога и истинности религии.

Сходное воздействие на психику верующих оказывает и такой обряд, как таинство покаяния в православии и католицизме. Этим обрядом человеку предписывается заново продумать свои поступки, свое поведение в свете религиозных предписаний. Многократное повторение этого обряда приводит к тому, что у человека вырабатывается устойчивый религиозный принцип анализа всех явлений, формируется специфически религиозная структура мышления.

На примере этих некоторых средств укрепления религиозной веры напрашивается вывод, что иррациональная идея бога, недоступная, по признанию самих богословов, логическому обоснованию, в практике религиозных организаций закрепляется тщательно отобранными средствами эмоционального воздействия. Идея бога, получающая эмоциональную окраску, становится объектом религиозной веры.

Таким образом, веру, представляющую один из элементов познавательного процесса, играющую вспомогательную роль, религия превратила в самодовлеющее средство постижения бога, противопоставляя веру подлинно научному познанию как высший дар бога, которым обладает человек. И как бы ни пытались богословы примирить методы научного познания с религией, бесспорным остается положение о том, что для религии процесс реального познания и преобразования мира представляется второстепенной, малосущественной проблемой. Религиозной вере атеизм противопоставляет не безверие, а глубокую убежденность в творческих способностях человечества, веру в возможность построения прекрасного общества на земле. Эта вера имеет в качестве своего основания весь опыт борьбы человечества за свое счастье, она опирается на подтвержденные практикой знания о закономерных путях развития человеческого общества.

Проблема типологии религии.

Типы религиозных организаций.

Церковь: сложная иерархическая система взаимоотношений. Большое количество последователей, отсутствие постоянного членства, принадлежность определенной традиции, свободный выбор индивида.

Секта: привлекает новых членов, но не выпускает. Возникает в результате отделения от церкви части верующих, на основе изменения вероучения. Черты: мало последователей, постоянный контроль за ними, стремление отделиться от мирской жизни. Нет проф. Священнослужителей.

Харизматический культ: разновидность секты. Черты похожи, но отличаются: приверженцы объединены вокруг личности, наличие божественных качеств, сатана-носитель сверхъестественной силы. Культ малочислен. Свойственен мистицизм, фанатизм.

Динаминация: промежуточное положение м/д церковью и сектой. От церкви: высшая степень централизации, от секты: добровольность, контроль членов.

Интегрирующая функция религии.

Объединяет людей в рамках мировоззрения. Содействует социальной, идейной и политической интеграции. Способствует консолидации об-ва и конфессиональному единству, другим формам сплочения людей. Вырабатывает общие ценности и нормы, укрепляет структуру об-ва, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения. Н-Р: таинство причищения (вино и хлеб) – симв. Кровь и тело христа.

Дезинтегрирующая функция религии.

- может использована для разъединения людей, разжигания вражды, войн, между разными религиями и вероисповеданиями и внутри самой религиозной группы. Противопоставление другим верам. Часто конфликты сознательно провоцируются, поскольку способствуют укреплению религ групп, усилению авторитета их лидера.

Шаманизм.

Происходит от ивенгров. Цель: лечение рассудка и тела, для хорошей охоты, процветания племени, существует 20-30 тыс лет. Гипотезы происх : 1) одна из др. религий 2) связана с магией 3) возник из-за псих заболеваний черты : 1) шаман должен чувствовать себя комфортно в обоих мирах 2) проникновение в тот мир под звуки бубна 3) обычно шаманы муж. 4) выбирает шамана дух функции: исцеление, религиозные потребности, договариваться с духами, но не факт что исполняет, шаману присущ страх.

Язычество – этимология, основные черты.

В современной науке нет понятия. Этимология : язычество от церк-слав –«язык», то есть «народ», в европейский языках от лат «paganus» - сельский; позже получила название «деревенщина», т.к в римс имп христ распространено в круп городах.

Черты: политеизм, мифология, принцип единения и гармонии, понятие традиции, категория рода (свой и чужой), одушевление предметов,

Религия славян. Принципы язычества.

Принципы: 1) культ предков (связывает мир земной и сокральный, обряд погребения важен, от этого зависит загробный мир, существовали захоронения: по обряду трупоположения, кремация, захоронение в погребальной ладье, «нафь»-мертвец, те кого отправляют в путь на ладье, «ирий» -тот мир. 2) вера в бессмертие души (допускалась реинкарнация в тело родственника), душа могла вернуться в зооморфном виде 3) посмертное сущестование души 4) одухотворение не живого (камней).Верили в святость гор, ориентировались на гармонию с природой.

Религия славян. Источники. Пантеон.

Язычество – политеистическая религия. У каждого племени свое главное божество. Дуализм – разделение на добрых и злых богов. Источники: 1)топоров: информация о богах неполная, нет взгляда изнутри, дается с точки зрения внешнего избирателя. 2) прокопий кесарийский (6в), описания арабских авторов, ПВЛ, хроники, в основном европейские авторы, опирались на старинные источники, свою фантазию, которые опирались на античность. Кабинетная мифология – это придумывание новых персонажей в результате домысливания. Исследователи опирались на фольклор, этнограф материалы.

Пантеон: -высший уровень сакральных божеств, определяемых словом бог. Перун-гром, покровитель воинов, хорс – солнечное божество, не славянского происхождения, симаргл – параллель с иранским богом, велес- покровитель дом. Животных, богатства, дажьбог-солнца, стрибог – бог богатсва, мокошь, лада, лель– женское божество, сварог – небесного огня. Ерило – бог весенного плодородия.

Существа низшего порядка- духи и демоны, бес – гадкий(духи лесов, леший, болотник); упыри, вурдалаки – злые духи.

Скандинавское язычество. Источники. Культ предков.

Нравственные понятия чужды. Это религия единого принципа- способность блага своему роду. Понятие души рода переходит от предков к потомкам. Человек ответственнен за будущее рода. Душа рода придает силу, уверенность. Языческие боги помогают только в конкретной стране. Часть скандинавс стран меняет религию. В 1000г исландия принимает христ. Допускается тайное употребление языческих обрядов (выбрасывание младенцев, конское мясо).Боги очеловечены с нехорошими чертами(воры, развратники). Фатализм-зачем бояться если все уже предопределено.

Источники: XIIIв. – «Старшая эдда» - песни, легенды о богах и героях в стихотворной форме; «Младшая эдда» (Снорри Стурлусон) – проза; структурированное переложение мифов. «Деяния датчан» (Саксон Грамматик) – боги – обожествленные люди.

Кенинги – широкие метафоры, обозначающие живых существ, предметы и т.д.

Скальды – непрофессиональные поэты: дружинники, воины – воспевали подвиги;

Культ предков: главная идея –погребение отражает представление о загробной жизни, Швеция крупные святилища.

Специфика религии кельтов.

в том, что многое заимствованно из культа римлян. Кельтская и итальянская мифология глубоко родственны. Кельты жили по законам родоплеменного общества, получается у них существовал достаточно мощный культ предков. Верили в переселение душ, уменьшение страха перед смертью, множество жертвоприношений, в т.ч. человеческих. Похожие боги – Меркурий (изобретатель всех искусств, проводник в мир иной), Аполлон (бог-врачеватель, отгоняет болезни), Минерва (богиня навыков и умений), Юпитер (управленческие функции, правитель небес), Марс (военное дело). Источники по кельтской мифологии – записки о галльской войне, различные саги, записи Светония. Жреческое сословие – друиды (культ деревьев),

Буддизм в России

Бурятия, Тува, Калмыкия, Чеченская область.

Буддизм Бурятии – форма ламаизма.Дацан – монастыри. До Октябрьской революции – около 46. Сталинский режим фактически уничтожил: массовые репрессии против лам, дацаны разрушались. В настоящее время – возрождение: восстановление и строительство новых дацанов. Буддисты Бурятии налаживают связи с зарубежными буддистами

Тува – XIII-XIVвв. Передвижные храмы – прообразы дацанов. Нет собственного религиозного центра. Тувинские монастыри имели почти в каждом административном районе, многие представляли крупные феодальные хозяйства. Вытеснение добуддийских верований; в церемониях принимали участие шамана. С 1917г. – протекторат России. Вмешательство в вероисповедальные дела. 1927 – Тувинская народная республика. 30-е гг. – попытка искоренения буддизма. 90-е гг. – возрождение. Сегодня – 9 буддистских общин. Далай Лама XIV – помощь в возрождении.

Калмыкия – единственная народность на европейской территории России. XVII-XVIIIв., сегодня – государственная религия (14 общин, строительство буддистского центра).

Санкт-Петербург – 1909-1914 – построен первый дацан на территории Европы. Есть они в Москве, Ярославле. В Москве – Институт буддизма. В Томске – община дзохча – 2002г., несколько человек в общине; 2 школы. Центр буддизма в Томске. Лама Оле Нидал – приехал в 1998г., основал общину.

Буддизм в современном мире.

Глубокие корни в азиатских странах, во многих является государственной. Камбоджи, Таиланд – главы государства руководят церковью. Сохраняется множество монахов (Камбоджи – каждый 20 мужчина). Жизнь в сельской местности тесно связана с монастырем. Монах не участвует в политической власти, но имеет большое влияние.

Дзэн-буддизм популярен на Западе. 60-е гг. – антикультурный феномен, который приняли те, кто протестовал против капитализма (хиппи, артисты, писатели, анархисты). Сегодня поддерживается приверженцами альтернативных культур, физиками, программистами, домохозяйками и т.д. Несколько сотен тысяч европейцев приняли буддизм. Постепенно он проникает в различные науки. Факторы развития:

Все большее количество азиатских учителей отправлялись на Запад (лекции или буддистские центры);

На родину возвращаются молодые люди, обучавшиеся в Азии;

80-е гг. – буддистские западные учителя.

При хорошем уровне жизни у людей освобождается время для развития мысли;

Относительно высокий уровень либерального образования;

Улучшение в области средств передвижения и коммуникаций.

Ранне христианское учение.

Более 2млрд. последователей. 400-500 – Запад, 250 – Северная Америка, Азия – около 300, Африка – 300-400, Австралия – 400, Южная – 400-500.

Iв. До н.э. в Палестине. VIв. – порядок летоисчисление от рождения Христа (ранее – от времени основания Рима). 747г. от основания Рима. Рождение Христа – раньше этой даты (7-6 гг. до Р.Х.).

Важные черты хрис: равенство людей, каждый мог стать христ, нет богоизбранностию

Источники: 1) христ: нов завет(27соч), неканоническая лит-ра 2) нехрист: тит ливий, иосиф флавий, плиний.

17-18вв появление ист и мифол школ. Основа: покорность, восприятие жизни. Вера в искупительную жертву миссии иисуса.

Проблема типологии религии.

Подходы: нормативный (ложные и истинные религии) и эволюционный(развитие от простейших форм).

1. Естественные (индуизм, буддизм) 2. Религии индивидуальности (р. Др. гр. –религия прекрасного. 3. Религия абсолютной духовности: христианство.

Географический подход: 1) р. Ближнего востока (ислам, иудаизм) 2)океанические (австралии) 3) религии африки 4)америки 5)классические (др.гр.)6) дальнего востока (конфуцианство, даосизм) 7) р. Индии (индуизм)

А также 1) родоплеменные религии 2) национальные религии(иудаизм) 3) мировые

По отношению к сверхъестественному: 1) простейшие (фетишизм) 2)политеизм (р. Присутсвия богов) 3) дуализм 4) супремотеизм (р. Др. греции-пирамидное деление божеств) 5) пантеизм(везде бог) 6) монотеизм(один бог) 7) теизм

Особенности религиозной веры.

Три подхода 1) тип религии следует искать в религиозном сознание 2) в культовой деятельности 3) в религиозной организации. Связь между религией и верой: предмет религиозной веры: знание без логич док-в, образы, представления, сомнения, то есть влияние веры на волевой процесс. Предмет не религ. Веры: сверъест, что не подчиняется законам, находится по ту сторону. Существует две тенденции: 1) религ вера есть интелектуал феномен 2) религ вера есть религиозные переживания, чувства.

Существуют два уровня: 1) обыденное религиозное собрание 2) теоритически оформленное концептуальное

Главное – ритуальные действия. Наличие веры в любом объекте не является показателем наличия религии. Культ- реализация религиозной веры в действиях, включает совокупность обрядов. Обряд – действия, установленные обычаем, традицией и символизирующие нормы и представления. О. – является разновидностью символа. Культ держится на вере. Существует система жертвоприношений. Обращение к богу вербальное и не вербальное.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!