Поребрик в архитектуре. Поребрик и бордюр: отличия между двумя придорожными бортовыми камнями

Говоря о ландшафтном дизайне, нельзя не отметить такой важный элемент обустройства загородного участка, как бордюр. Названий у данного элемента может быть много: бордюр, поребрик, садовый бордюр, бортик, а назначение одно: создание визуального акцента на каком-либо элементе. Это может быть все что угодно - клумба, содовая дорожка, грядка с овощами и т.д. Изначально бордюр использовался лишь в садоводстве, впервые он появился в Англии в 19 веке, когда популярность начали приобретать английские газоны. Кирпич использовался для создания бордюров в течение многих лет. В древней Руси поребриком называли кирпичный орнамент, используемый при строительстве церквей. Природные бордюры выращивались традиционно вокруг монастырей и храмов. В современном мире бордюры делают из кирпича, пластика, бетона, дерева и даже метала. Жители Петербурга называют данный элемент поребриком, а москвичи - бордюром, несмотря на то, что пропорции этих конструкций в обоих городах почти не различаются.
Материалы, из которых изготавливают бордюры отличаются разнообразием, но в идеале они должны отвечать следующим требованиям:
долговечность
морозостойкость
влагостойкость
неприхотливость в уходе
Привлекательный внешний вид

Различия между бордюром и поребриком регулируются ГОСТом. Оба эти строительных элемента изготавливают из бортового камня. Они несут одинаковую функцию в городском пространстве: разграничение тротуара от проезжей части. В советское время бортовой камень имел определенные стандарты 10x1,5x3 см, в наши дни размеры можно заказать любые. Итак, поребрик укладывается таким образом, что выступающая часть располагается выше граничащей плоскости. Поребрик устанавливают на проезжую часть.
Бордюр укладывают вровень с граничащей территорией, причем часть бортового камня уходит под землю. Бордюр используют для ограничения пешеходной зоны, поребрик разделяет две уличные зоны. Исключительно это отличие в обустройстве улиц города разграничиает эти дорожные элементы на разные термины.
В качестве бортового камня обычно используют бетон или гранит. Бетон встречается на улцах города намного чаще благодаря своей доступности, из гранита же изготавливают элитные изделия для разграничения зон в скверах, парках или частных коттеджах. Гранитные камни имеют широкую цветовую палитру, они могут быть красными, белыми, серыми, черными или желтыми. Бордюры из бетона обычно серого цвета.
И бордюры, и поребрики изготавливают методом вибролитья и вибропрессования. Бортовой камень маркируется следующим образом:

БкР – форма изделия имеет радиус. Она используется для дорожного полотна имеющего поворот.
БкУ – форма, используемая для устройства тротуаров и велосипедных дорожек.
БкК – специальная конусная форма.

Для пешеходов нет важных различий между поребриком и бордюром, и тот, и другой элемент разделяет части городских улиц. Главное отличие - бордюр укладывается вровень с граничащей поверхностью, а поребрик превышает ее. Высота бордюра - 30см, часть находится под землей. Он служит для укрепления газонов или тротуарной плитки, защищает пешеходов от транспотра, укрепляет дорожное полотно. Высота поребрика - от 35 см, ширина меньше, чем у бордюра. Он отделяет газоны от тротуаров, ограничивает велосипедные дорожки, укрепляет асфальтированное полотно проезжей части, а так же выполняет эстетическую функцию.

Неотъемлемой частью любой архитектуры в городе либо за городом, является бортовой камень, он бывает нескольких разновидностей, но, по большому счёту, не профессионалу оба варианта кажутся идентичными. Отчасти, это действительно так, но отличия скрываются даже не столько в самой форме и внешнем виде, а по большей части в особенностях производства и конкретных характеристиках. В целом, вы должны понимать, что бортовой камень разделяется на две подгруппы, в зависимости от геометрии и варианта монтажа - это бордюр и поребрик. Как мы уже говорили, большая часть людей, не разделяет эти два понятия, считая камни абсолютно идентичными. Но на самом деле это далеко не так, поэтому название статьи так и звучит «Поребрик и бордюр: отличия».

Поребрик и бордюр - отличия и сходства

Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:

  1. Бордюр - предназначен для разделения двух или даже более зон (площадок), к примеру, проезжую часть или тротуар, газон и тому подобное. По внешнему виду и характеру представляет собой что-то среднее между поребриком и подступенным камнем на лестницах. Изначально установка бордюра влечет за собой подготовку основания, создание некоторого углубления в почве, так называемое «корыто». Но вверху камень обязательно должен идти вровень с землей, плиткой, асфальтом или любым другим материалом.
  2. Поребрик - он же бортовой камень, отличие от бордюра в том, что при его монтаже не обязательно создавать «корыто», то есть уплотнение и углубление. То есть нижняя часть поребрика в принципе не должна утапливать в грунт, а вот верхняя, наоборот, выступает над обеими разделяемыми зонами.

То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон - это поребрик.

Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.

Характеристики и свойства поребрика и бордюра

Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:

  • вибропрессовение;
  • вибролитье.

Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:

  1. Вибролитье подразумевает правильные размеры и геометрию. За счёт такого типа производства удается повысить плотность бетона, уменьшив содержание пористой структуры. Конструктивно изделие состоит из двух частей, внутренней и непосредственно лицевой части.
  2. Вибропроссование отличается наличием сколов и трещин, а также в целом неказистым внешним видом изделия. По технологии пористость бетона повышается, из-за чего прочностные свойства материала никудышные, к тому же значительно ухудшаются морозостойкостные характеристики. Конструктивно бордюр не привлекательный, простой, ввиду чего примечателен только низкой стоимостью изготовления.

Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:

  1. БКУ - предназначается для обустройства велосипедных дорожек, а также пешеходных тротуаров.
  2. БКР - предназначен для обустройства дорог в тех местах, где имеется поворот дороги или тротуара.
  3. БКК - применяется при необходимости декоративного выделения территории, имеет конусообразную верхнюю поверхность.

Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.

Производство бордюр и поребриков

Как уже говорилось, существует только две формы, а точней технологии производства. Из которых в дальнейшем можно проследить отличительные свойства и характеристики не только самих изделий, но и отличия между собственно самими типами производства. Итак, существует два способа производства:

  1. Вибролитье.
  2. Вибропрессование.

Каждый из способов имеет ряд своих недостатков и положительных сторон, отчасти их перечислили в разделе выше. Каких-то особенных правил при производстве нет, отличия можно классифицировать только в зависимости от выбираемого для производства материала. Как понимаете, выбор падает не только на бетон.

Материалы для бордюра и способы установки

Если брать в целом понятие бордюр, то под него можно «подогнать» самый разнообразный материал для производства, вплоть до пластика и резины. Но, если говорим о классических бордюрах, то естественно, что они могут изготавливаться из:

  1. Металла.
  2. Кирпича.
  3. Натурального (природного) камня.
  4. Бетона.

Что касается способов установки, то о каком-то разнообразии говорить сложно, потому что сама технология единая, исключения могут быть только в типе устроенной «подушки», она, безусловно, отличается.

Подготавливаем площадку, то есть копаем канаву или траншею нужной глубины, тут уже на своё усмотрение, но можно придерживаться правил - для тротуаров 20 см, для дорог не мене 30 см. Трамбуем грунт, засыпаем щебенку, снова трамбуем и засыпаем слой песка. Заливаем всё водой и тщательно снова трамбуем. Далее готовим цементный раствор, на который собственно и будет «посажен» бордюр. Для раствора понадобится:

  • 2.5 части песка;
  • две части щебня (мелкого);
  • часть цемента;
  • две части воды.

Раствор важно ровно распределить по утрамбованной траншее. Далее устанавливаем бордюр, попутно выводя горизонт, чтобы была ровная площадка. Для дополнительной прочности образованные пустоты можно также залить цементным раствором той же консистенции.

Материалы для поребриков и способы установки

В этом разделе ничего нового по существу не увидите, технология, да и выбор материалов для производства тот же. То есть подойдет как бетон, кирпич, так и натуральный камень, тут уже вопрос в широте фантазии.

Технология абсолютно идентичная, также необходимо изначально подготовить «подушку», она же основание. Но, учитывая, что поребрики не углубляют, глубина траншеи может быть меньше, к примеру, 10 см. На эту высоту засыпается щебень, песок трамбуется, и на раствор такой же консистенции ставится поребрик. Чтобы он держался крепче, пустоты и по краям можно аналогично заливать раствором.

Установка своими руками

Вопросов, как установить самостоятельно бордюр или поребрик много, но по существу ничего сложного нет, главное немного разбираться в технологи. Можно подвести небольшой этап работы, когда речь идёт об установке поребрики или же бордюра своими руками. Итак:

  1. Выбираем местность, желательно предварительно всё изобразить схематически, а потом уже перенести с листа на «землю».
  2. Определились со схемой, переносим на участок, вбиваем колышки и натягиваем веревку или леску, таким образом, формируя будущее расположение бордюрных камней.
  3. Выкапываем траншею на выбранную глубину, если речь идёт о садовом участке, то, естественно, что полуметровую траншею копать не нужно. Исключения только при необходимости обустроить дренаж.
  4. Засыпаем необходимый слой щебня и песка и трамбуем, тщательно поливая водой.
  5. Готовим цементный раствор соответствующей консистенции, состав, сколько чего нужно добавить, указали выше.
  6. Устанавливаем бортовой камень, выравнивая горизонт по леске или уровню, попутно постукивая резиновым молотком.
  7. Как только уровень выставлен, можно заливать пустоты, попутно ещё раз проверяя, ровно ли стоит бордюр.

На этом собственно всё, дальше можно приступать к другим работам по обустройству участка, к примеру, кладке плитки, хотя кто-то считает, что нужно сначала выкладывать плитку. Но по технологии не зависимо от предназначения территории асфальт, где двигаются машины, или тротуар, сначала устанавливается бордюрный камень, причём дается время на застывание. А дальше уже проводятся следующие работы.

Строительные материалы, инструмент и оборудование - обмен опытом.

Страница 1 из 1

12.12.2011, 15:40

Как правильно называть? Вечный спор бордюр или поребрик. Как вы считаете правильно?

Анатолий

Что такое бордюр?

27.12.2011, 11:38

Что такое бордюр? Зачем нужны бордюры?

Володя

Бордюр является непременной составляющей мощения дорог

04.01.2012, 11:20

Бордюр (франц. bordure, от bord - край), кромка, кайма, полоска, кривые или прямые полосы, обрамляющие что-либо (рисунок, текст и пр.); в дорожном строительстве - узкие полосы (бортовые камни, плиты), отделяющие проезжую часть дороги от обочин, тротуаров и т.п.; в декоративном садоводстве - окаймляющая посадка бордюрных (низких) растений по контуру клумбы, вдоль дорожки, газона.

Бордюр дорожный используется при постройке дорог с целью разделения проезжей части и пешеходных тротуаров, отделения дорог от газонов и остановок городского транспорта. Поэтому бордюр является непременной составляющей мощения дорог.

lev1991

Бордюр (французское bordure - кромка, край, bord - край)

16.01.2012, 04:17

Поребрик - это приём орнаментальной кирпичной (иногда и каменной) кладки, выполняемой путём установки кирпича на ребре или укладки плашмя под углом к наружной поверхности стены. В русской архитектуре распространен с XII в.

Бордюр (французское bordure - кромка, край, bord - край).
1. Кромка или кайма, обрамляющая края чего-либо (обоев, рисунка и т.п.).
2. Бортовые камни, плиты, отделяющие проезжую часть дороги от тротуара, обочин, газонов.
3. Низкие и узкие полосы посаженных растений, обрамляющие дорожки, газоны, отдельные участки в садах и парках.

lucylu

Чем отличается бордюр от поребрика?

31.08.2013, 20:31

Поребрик - тип орнаментальной кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности. В дорожном строительстве - способ укладки профильного разделителя в случаях, когда тротуар приподнят по сравнению с проезжей частью.

Таким образом, для границы между тротуаром и проезжей частью, в случаях, когда тротуар приподнят над поверхностью проезжей части, а профильный разделитель уложен под углом к поверхности тротуара и дороги, верно название «поребрик». В случае же, когда тротуар и проезжая часть находятся на одном уровне и бордюрный камень уложен «заподлицо», верно наименование «бордюр»

prozerpina71

Чем отличается поребрик от бордюра? Бордюр или поребрик?

27.05.2014, 14:00

Все такие умные - прямо теряюсь...
Оказывается поребрик это орнаментальная... и т.д. Ну надо же!!!
Это сколько же лет на всех заводах ЖБИ не подозревали, что изделие "тротуарный поребрик" (от русского "ребро", кстати) таковым не является.
А вообще это мило, приехав из... называть на французский манер бордюр...
Звучит-то как - Бордю-юр... Сразу понятно становится, что не медведь лапотный перед вами, а образованный человек... Бордю-юр...
Ну, а дальше... оказывается мы всегда так называли...

Внимание! - Это анонимное сообщение оставлено гостем.

bfdy

Неотъемлемой частью любого дорожного покрытия являются бетонные и железобетонные бортовые камни, поребрик и бордюр.

Их основное функциональное назначение – разграничение края проезжей части от пешеходной линии, либо велосипедной дорожки от обочины. Тротуара от , отделение проезжей части от площадок-остановок общественного транспорта или железнодорожного полотна трамвайных путей. Либо ограничение роста растений на проезжей части, также они могут быть использованы для сооружения водоотводов.

Такие конструкции активно применяются в садовой архитектуре для благоустройства территории. Создания эстетических элементов композиции (возможно производство цветных садовых бордюров для обрамления клумбы, газона или дорожки).

Техническая документация по дорожному строительству (ГОСТы, СНиПы, технологические карты) чаще всего использует общепринятую официальную формулировку – «бортовой камень», которая негласно включает в себя бордюр дорожный и поребрик садовый.

Отличие поребрика от бордюра

Технические требования, представленные в государственном стандарте, классифицируют бортовые камни (бордюр и поребрик) на следующие типы: прямые (рядовые, с уширением, с прерывистым уширением, с лотком), въездные и криволинейные.

Производство бортовых камней также подразумевает их разделение по марке, форме и классам бетона по прочности на сжатие. Общеизвестны два способа производства бортовых камней – вибропрессование (использование полусухих жестких бетонных смесей и вибропресса) и вибролитье (использование подвижных жидких смесей бетона и вибропресса).

Поребрик и бордюр, существует негласное мнение среди обычных обывателей, что бортовые камни принято классифицировать в зависимости от способа укладки и их размеров. Считается, что бордюр (бордюрный камень) – это блок прямоугольной формы, выполненный из бетона или железобетона и часто имеющий на своей поверхности скос.

Укладывается бордюр на плоскую часть

и в результате не образует ступеньки и не создает перепадов высот между проезжей частью и отделяемым тротуаром. Помимо разграничения территории бордюр также предназначен для создания фиксации тротуарной плитки и предохранения ее от расползания зимой, когда тает снег. И летом, когда под воздействием высоких температур и постоянным давлением часто возможна деформация поверхности покрытия.

В отличие от бордюра,

поребрик создает разграничение поверхности с помощью формирования выступающего ребра. Такой бортовой камень специально укладывается на ребро и как результат образует выступ с разницей по высоте между граничащими поверхностями. По нормам стандарта в переделах населенных пунктов высота бортовых камней над покрытием не должна превышать 15 см, а в районе автомагистралей – не более 8 см.

Поребрик и бордюр, принято считать, что разница между бордюром и поребриком еще и в наличии скошенных закругленных углов у бордюра, либо острых граней у поребрика. Однако, производство бортового камня, регламентированное стандартом, допускает наличие закругления лицевых и нелицевых граней (радиус до 5 и 15 мм соответственно).

Дорожные рабочие в обиходе употребляют термин «бордюр» применительно к массивным бортовым камням. Которые в поперечном сечении имеют прямоугольную или квадратную форму. Термин «поребрик» чаще применяется к тонким и плоским бортовым камням с прямоугольным сечением в поперечном разрезе.

Сходства и характеристики

Несмотря на все вышеперечисленные различия, бордюры и поребрики имеют сходные характеристики.

Для городских условий лучше использовать бордюры и поребрики, изготовленные по методу сухого вибропрессования, чем по методу вибролитья. При соблюдении в производстве всех требований ГОСТа, должной транспортировки и хранении бордюры и поребрики обладают достаточно высоким сроком службы, прочностью, износо- и трещиностойкостью, морозостойкостью. Они также устойчивы к резким перепадам температур и воздействию агрессивных противогололедных многокомпонентных реагентов.

Таким образом, «бордюр» и «поребрик» абсолютно тождественные формулировки, раскрывающие суть понятия «бортовые камни» и отличающиеся по целям использования, способу укладки и выбранному методу производства.

Видео

Наверное, побывав в Москве и Питере, многие замечали, что одни жители предпочитают говорить "поребрик", а другие - "бордюр". Но вне зависимости от города поребрик и бордюр - абсолютно разные понятия. Некоторые игнорируют подобные названия и называют его просто Но существует люди, которые задают вопрос: "Поребрик: что это такое?".

Происхождение поребрика

Чтобы поподробнее разобраться, почему такие разные названия, необходимо обратиться к истокам истории. Еще в Древней Руси при строительстве белокаменных церквей кирпич клали таким образом, чтобы внешняя сторона стены имела индивидуальный орнамент. Для достижения такого результата кирпичный слой укладывался под углом - ребром наружу. И от этого способа произошло название "поребрик". Исходя из выше прочитанного, у людей теперь не должно возникнуть вопроса: "Поребрик: что это такое?".

Впервые поребрик был упомянут в законе "О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства города Санкт-Петербурга". В нем упомянуто, что тротуары, имеющие повышенную плотность пешеходного движения, должны быть оборудованы поребриком. Поребрик не должен превышать уровня тротуарного покрытия.

Поребрик: что это

Бордюр является своего рода разделителем между тротуаром и проезжей частью, которые находятся на одном уровне. Он может быть выполнен из кирпичей, которые находятся в вертикальном положении. Также он может быть изготовлен из бетонных цельнолитых блоков. А поребрик - это небольшое ограждение между тротуаром, газоном или дорогой.

Зачастую материалом для поребрика может служить гранит. Например, в Санкт-Петербуге это довольно распространенное явление. Он присутствует вдоль всех набережных и на некоторых старинных улицах. Основными плюсами такого материала являются долговечность, высокая устойчивость к влаге и температурным перепадам, к механическим воздействиям. Также большую роль играет внешний вид материала. Изделия из него значительно преображают улицы города. Но единственным минусом является его стоимость. Поэтому далеко не в каждом городе можно наблюдать поребрики из гранита. Из этого стоит сделать вывод, что поребрик - это не просто защита пешеходов от автотранспорта, но и своего рода украшение городских улиц.

Технология изготовления поребриков и бордюров

На сегодняшний день на рынке не очень много разновидностей поребриков и бордюров. Наиболее качественной технологией изготовления считается технология полусухого вибропрессования. На современном рынке представлено два вида этого ограждения: пластиковый и бетонный. Главным преимуществом первого вида является его незаметность. Но имеется существенный недостаток - слабая конструкция. И поэтому его используют в качестве ограждения между небольшими пешеходными дорожками и газоном. Поребрики из бетона изготавливаются с применением технологии вибролитья и вибропрессования. Но качество изделий с применением технологии вибролитья оставляет желать лучшего: они имеют неровную поверхность и форму. Очень странно, что многие люди до сих пор утверждают, что поребрик - это бордюр. Иногда для прочности изделия в технологии применяется железобетонная конструкция, но и этот факт не позволяет сделать конструкцию по-настоящему прочной и долговечной. Практика показывает, что при использовании в качестве ограждения данных поребриков они начинают крошиться и разрушаться, и спустя определенный период времени вовсе приходят в негодность. А поребрик - это средство защиты, которое должно иметь долгий срок эксплуатации.

И поэтому оптимальным решением является использование бетонных поребриков, которые изготавливаются по методу вибропрессования. В отличие от остальных, данные изделия имеют более прочную конструкцию и обладают более низкой стоимостью. Срок эксплуатации составляет в среднем 8-10 лет. Примечательно, что с годами их качество остается неизменным.

Бетон - самый долговечный материал

Что касается бордюров, то в основном преобладают изделия, выполненные из бетона и изготовленные по методу вибропрессования или вибролитья. Они предназначены для тротуара от автотрассы с большим потоком машин. Устанавливаются на основание, покрытое щебнем.

Самостоятельная укладка поребриков

Для укладки поребриков и бордюров не обязательно использовать специальную технику. Это можно сделать и самостоятельно. На участке, где будет установлен бордюр, делается разметка. Очень важно, чтобы линии разметки были параллельны друг другу. Далее роется не слишком глубокая траншея и на дно засыпается песок, все выравнивается и утрамбовывается. Затем заливается и на него устанавливается После того как раствор застынет, траншея закидывается грунтом. Поребрик - это не только средство защиты, но и украшение садового или приусадебного участка.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!