Правовое обеспечение стандартизации в рф. Организационно-правовые основы стандартизации в рф

Одно из основных направлений развития стандартизации - традиционное, организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ.

Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются - стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие.

Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукций (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует: 1) организацию работ по стандартизации в РФ;

2) международное сотрудничество в области стандартизации;

3) виды и применение нормативных документов по стандартизации;

4) информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;

5) порядок поведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

6) финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

7) ответственность за нарушение положений Федерального закона «О техническом регулировании»;

8) экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Положения Закона обязательны для выполнения всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Это связано с последующим пересмотром стандарта, он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент:

1) ссылка со скользящей идентификацией, то есть стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

2) ссылка общего характера, то есть указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Существует ответственность за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) - единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента. Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Ответственность за нарушение положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Трубенева Т.Г.

Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия»

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования

Санкт-Петербург 2014

1.1. Методологические основы стандартизации .. 3

1.2.Правовые основы стандартизации .. 4

1.4.Системы стандартизации .. 10

Раздел 2. Основы метрологии .. 14

2.1. Основные понятия. Стрктурные элементы метрологии .. 14

2.2.Средства и методы измерений .. 16

2.3.Классификация измерений .. 18

2.4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» . 21

Раздел 3. Основы сертификации .. 24

3.1.Основы сертификации продукции и услуг . 24

3.2.Функции Органа по сертификации .. 30

3.3. Схемы подтверждения соответствия . 34

3.4.Правила заполнения сертификата . 36

Список источников и литературы ... 41


Раздел 1. Основы стандартизации

Методологические основы стандартизации

Стандартизация – деятельность, которая, устремлена на определение и разработку требований, норм и правил, гарантирующая право потребителя на покупку товаров за устаивающую их цену, должного качества, право на благоустроенность и безопасность труда.

История стандартизации

В 1875 году в Париже первые 17 государств приняли участие в международной матричной конвенции, на которой согласились принять в качестве единицы длины – метр.

Там же было создано международное бюро мер и весов.

Во время первой мировой войны и после нее были основаны несколько национальных организаций по стандартизации: Англия, США, Голландия.

В 1943 году при ООН был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), которая в настоящее время является основополагающим органом в области международной стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

1. Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, содействие соблюдению требований технических регламентов.



2. Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения ЧС природного и технического характера

3. Обеспечение НТП

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работы, услуг

5. Рациональное использование ресурсов.

Основной целью изучения дисциплины является получение знаний и навыков по достижению высокого качества продукции.

Каждый из компонентов дисциплины – важнейший инструмент достижения качества, обеспечения качества продукции и услуг.

· Управленческий;

· Экономический;

· Социальный;

· Личностный.

Экономико- управленческий аспект понятия качества и семенной трактовки

Качество:

· абсолютная оценка;

· соответствие стандартам;

· Свойство продукции;

· соответствие стоимости;

· степень удовлетворения запросов потребителей;

· соответствиеназначению

· Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2005 «Система менеджмента качества»

Метрология, стандартизация и обеспечение соответствия являются главным инструментом обеспечения качества.

Метрология – учение об измерениях, способах обеспечения их единства и путях приобретения нужной точности.

Основные задачи метрологии:

1. Разработка общей теории измерения

2. Разработка путей измерения и методов установления точности и верности измерений

3. Определение единиц физических величин.

Метод стандартизации – это способ достижения оптимальной степени упорядочения. К методам относится типизация, систематизация, оптимизация. Разновидностью унификации является типизация. Разновидностями систематизации представляет собой классификацию, селекцию, симплификацию, агрекатирование

Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

Ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) -единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Законодатёльные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3. Стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4. Разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5. Разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6. Стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7. Обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8. Стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Домашнее задание по курсу:

«Российское предпринимательское право»

Вариант № 9

Ростов-на-Дону

План

.……….………….……….………….......3

Библиографический список………………………………………………10

2. Задача. .……….………….………………......................................................11

Библиографический список………………………………………………15

1. Правовые основы стандартизации

Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли.

В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.

Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров, маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Деятельность по стандартизации и сертификации в РФ осуществляется на основании законов «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании» и нескольких десятков актов отраслевых министерств и ведомств. Законом о защите прав потребителей определяется стандартизация и сертификация продукции, утверждаются основные положения системы стандартизации и сертификации, а также формулируются права потребителей:

Право на соответствие качества приобретаемой продукции требованиям стандартов.

Право на безопасность продукции для жизни и здоровья людей.

Право на возмещение ущерба, если качество товара не соответствует требованиям стандартизации и сертификации, указанным в ГОСТ.

Стандартизация и сертификация помимо закона о защите прав потребителей детализируется нормативными актами правительства, министерств и ведомств. Все законодательные акты, действующие на территории России, приведены в соответствие с законом о защите прав потребителей. Для обеспечения безопасности продукции предусмотрена обязательная стандартизация и сертификация некоторых видов товара. Обязательная сертификация и стандартизация была впервые введена законом о защите прав потребителей. Стандартизация и сертификация подтверждает соответствие качества продукции требованиям ГОСТ.

Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Такими актами Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральный закон "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", Федеральный закон "О лекарственных средствах" и др. Основополагающая роль в специальном законодательстве, регулирующем данную сферу отношений, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации.

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости; качества продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют следующие виды стандартов: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Кроме того, в Российской Федерации применяются международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Государственные стандарты содержат требования по безопасности; по технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации и другую информацию. Требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными, если они касаются обеспечения безопасности продукции, работ, услуг, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Обязательными могут быть другие требования государственных стандартов, если это установлено законодательством РФ. Государственные стандарты принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их государственной регистрации. Этот же орган осуществляет официальное опубликование вновь вводимых в действие, замененных, отмененных государственных стандартов.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения и принимаются соответствующими государственными органами управления в пределах их компетенции. Они не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, и они также не должны входить в противоречие с обязательными требованиями государственных стандартов. Стандарты предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных и других обществ разрабатываются и применяются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России.

Правовые основы сертификации установлены Законом РФ "О сертификации продукции и услуг". Сертификация - это осуществляемая независимой от изготовителя и потребителя организацией процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26) определяют цели, принципы сертификации, правовое положение участников сертификации, порядок проведения работ в области сертификации, организационную структуру системы сертификации.

Целями осуществления сертификации являются:

Создание условий для деятельности предпринимателей на едином товарном рынке РФ, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве, международной торговле;

Защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца, исполнителя;

Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;

Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Перечни товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Номенклатуру продукции, работ, услуг, в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация, определяет Госстандарт России.

Для контроля за соблюдением требований, предъявляемых к качеству, важно обеспечить единство измерений различных параметров продукции, работ, услуг. Деятельностью, направленной на обеспечение единства величин, занимается метрологическая служба в структуре Госстандарта России. Правовые основы обеспечения единства измерений определяются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обеспечении единства измерений".

В соответствии с данным актом к применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц. Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории РФ устанавливает Правительство РФ. В качестве исходных используют государственные эталоны. В целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, Федеральным Законом “ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации”, “ Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона “О стандартизации”, приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден “Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией”.

Закон “О стандартизации” регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном,экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения”.

ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов”;

ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных обединений. Общие положения”;

ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ПР 50.1.001-93 “ Правила согласования и утверждения технических условий”.

Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:

экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентноспособности товара (в данном случае технической конкурентноспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентноспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействует здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Домашнее задание по курсу:

«Российское предпринимательское право»

Вариант № 9

Ростов-на-Дону

План

.……….………….……….………….......3

Библиографический список………………………………………………10

2. Задача. .……….………….………………......................................................11

Библиографический список………………………………………………15

1. Правовые основы стандартизации

Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли.

В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.

Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров, маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Деятельность по стандартизации и сертификации в РФ осуществляется на основании законов «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании» и нескольких десятков актов отраслевых министерств и ведомств. Законом о защите прав потребителей определяется стандартизация и сертификация продукции, утверждаются основные положения системы стандартизации и сертификации, а также формулируются права потребителей:

Право на соответствие качества приобретаемой продукции требованиям стандартов.

Право на безопасность продукции для жизни и здоровья людей.

Право на возмещение ущерба, если качество товара не соответствует требованиям стандартизации и сертификации, указанным в ГОСТ.

Стандартизация и сертификация помимо закона о защите прав потребителей детализируется нормативными актами правительства, министерств и ведомств. Все законодательные акты, действующие на территории России, приведены в соответствие с законом о защите прав потребителей. Для обеспечения безопасности продукции предусмотрена обязательная стандартизация и сертификация некоторых видов товара. Обязательная сертификация и стандартизация была впервые введена законом о защите прав потребителей. Стандартизация и сертификация подтверждает соответствие качества продукции требованиям ГОСТ.

Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Такими актами Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральный закон "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", Федеральный закон "О лекарственных средствах" и др. Основополагающая роль в специальном законодательстве, регулирующем данную сферу отношений, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации.

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости; качества продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют следующие виды стандартов: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Кроме того, в Российской Федерации применяются международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Государственные стандарты содержат требования по безопасности; по технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации и другую информацию. Требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными, если они касаются обеспечения безопасности продукции, работ, услуг, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Обязательными могут быть другие требования государственных стандартов, если это установлено законодательством РФ. Государственные стандарты принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их государственной регистрации. Этот же орган осуществляет официальное опубликование вновь вводимых в действие, замененных, отмененных государственных стандартов.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения и принимаются соответствующими государственными органами управления в пределах их компетенции. Они не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, и они также не должны входить в противоречие с обязательными требованиями государственных стандартов. Стандарты предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных и других обществ разрабатываются и применяются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России.

Правовые основы сертификации установлены Законом РФ "О сертификации продукции и услуг". Сертификация - это осуществляемая независимой от изготовителя и потребителя организацией процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26) определяют цели, принципы сертификации, правовое положение участников сертификации, порядок проведения работ в области сертификации, организационную структуру системы сертификации.

Целями осуществления сертификации являются:

Создание условий для деятельности предпринимателей на едином товарном рынке РФ, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве, международной торговле;

Защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца, исполнителя;

Контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;

Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Перечни товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Номенклатуру продукции, работ, услуг, в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация, определяет Госстандарт России.

Для контроля за соблюдением требований, предъявляемых к качеству, важно обеспечить единство измерений различных параметров продукции, работ, услуг. Деятельностью, направленной на обеспечение единства величин, занимается метрологическая служба в структуре Госстандарта России. Правовые основы обеспечения единства измерений определяются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обеспечении единства измерений".

В соответствии с данным актом к применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц. Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории РФ устанавливает Правительство РФ. В качестве исходных используют государственные эталоны. В целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор.

Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предъявляет к производственной деятельности большое количество требований в сфере соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В названном Законе установлены критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и меры, направленные на обеспечение такой безопасности.

Достижению санитарно-эпидемиологического благополучия населения способствует и реализация норм Закона РФ от 14 мая 1993 г. "О ветеринарии". В соответствии с данным Законом владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

Соблюдать зоогигиенические, ветеринарно- санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

Предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;

Соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, приглашать специалиста для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;

Выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ "О ветеринарии" мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Реализация и использование для пищевых целей данных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке экспертизе, запрещается.

Юридические и физические лица, федеральные органы исполнительной власти за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Меры административно-правовой ответственности и порядок ее реализации предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях. В частности, ст. 19.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Статьи 6.3-6.7 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение законодательства в области санитарии и гигиены.

Статьей 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке знаками соответствия.

Библиографический список

Правовые акты:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 20.12.2001г (ред. от 07.02.2011) "Российская газета", N 256, 31.12.2001.

2. Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 10.12.2010) "О ветеринарии" "Ведомости СНД и ВС РФ", 17.06.1993, N 24, ст. 857.

3. Закон РФ от 10.06.1993 N 5151-1 (ред. от 10.01.2003) "О сертификации продукции и услуг" "Российская газета", N 120, 25.06.1993,

Научная литература:

1. Савелов В.П. Хозяйственное (предпринимательское) право. – Московский институт экономики, менеджмента и права, 2007.

2. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 248 с.

3. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя. – М.: ВНИИС, 2003. – 398 с.

4. Сертификация продукции и услуг. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Деловой альянс, 2005. – 176 с.

2. Задача

Хозяйственное общество обратилось к расположенной рядом текстильной фабрике, имевшейбольшие запасы кирпича, предназначенного для реконструкции, с просьбой предоставить ему 2 млн штук кирпича на несколько месяцев с обязательством их возврата. В условиях договора было предусмотрено, что доставка кирпича входит в обязанность заемщика. По истечении 6 месяцев заимодавец потребовал немедленного возврат кирпичей, на что хозяйственное общество ответило отказом и сообщило, что сможетвозвратить заем через 1.5 месяца. Нуждаясь в срочном получении кирпичей, текстильная фабрика обратилась в арбитражный суд с требованием о возврате данного взаймы имущества; уплате процентов за пользование заемным имуществом; возмещении расходов на транспортировку кирпича, находящегося у заемщика.

Хозяйственное общество исковые требования не признало, указав наследующие обстоятельства. В договоре займа не предусматривался срок возврата заемного имущества, и потому оно вправе само устанавливать срок исполнения данного обязательства. Договор займа следует считать безвозмездным, так как в нем отсутствовалоусловие опроцентах. Возмещение же транспортных расходов не относится к его обязанностям, поскольку указание о порядке возврата заемного имущества, предусмотренное в п. 1 ст. 810 ГК, применимо лишь к денежному займу. Разберите доводы ответчика и решите дело.

Хозяйственное общество и текстильная фабрика заключили между собой договор займа. Договор займа - это соглашение, в силу которого одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Договор займа направлен на передачу одним лицом имущества в собственность другого лица с условием возврата аналогичного имущества в установленный срок. Договор займа отличается от договора аренды тем, что по договору займа вещи передаются в собственность заемщика и возврату подлежат не те же самые, а аналогичные вещи (того же рода и качества). Поэтому предметом договора займа могут быть денежные средства или вещи, определенные родовыми признаками, как правило, потребляемые, тогда как по договору аренды предметом являются непотребляемые, индивидуально-определенные вещи.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что довод ответчика о том, что возмещение транспортных расходов не относится к его обязанностям, поскольку указание о порядке возврата заемного имущества, предусмотренное в п. 1 ст. 810 ГК, применимо лишь к денежному займу, является не верным.

Сторонами договора займа являются заимодавец и заемщик, в качестве которых могут выступать любые субъекты гражданского права с учетом их праводееспособности.

Договор займа всегда является реальным, он считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Это односторонне обязывающий договор, поскольку с момента передачи суммы займа заимодавец наделяется правами, а заемщик - обязанностями.

Договор займа может быть как возмездным, так и безвозмездным. Договор займа по общему правилу предполагается возмездным. Особенность договора займа состоит в том, что встречное предоставление со стороны заемщика выражается в уплате процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре таких условий проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа в размере ставки банковского процента (ставки рефинансирования), существующей в месте жительства (месте нахождения) заимодавца на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части (п. 2 ст. 809 ГК РФ).

Договором займа может быть предусмотрено безвозмездное предоставление суммы займа. Отличие безвозмездного договора займа от договора дарения состоит в том, что по договору займа переданная заемщику сумма должна быть возвращена заимодавцу через определенное время, т.е. данный договор направлен на предоставление возможности использовать сумму займа в течение определенного срока. Возврат суммы займа не рассматривается как встречное предоставление.

Договор займа предполагается беспроцентным в следующих случаях: во-первых, если сторонами договора являются граждане, сумма займа не превышает 50 минимальных размеров оплаты труда, и договор не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон; во-вторых, когда предметом договора выступают не денежные средства, а другие вещи, определенные родовыми признаками. Однако и в этих случаях стороны могут предусмотреть в договоре уплату процентов.

Следовательно, довод ответчика о безвозмездмезности договора является верным.

Договор займа должен быть заключен в письменной форме, если его сторонами являются граждане и сумма займа превышает 10 минимальных размеров оплаты труда; если заимодавцем является юридическое лицо - независимо от суммы. Согласно п. 2 ст. 808 ГК РФ в подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей. Несоблюдение письменной формы договора займа не влечет его недействительности, однако лишает стороны в случае спора ссылаться на свидетельские показания.

Содержание заемного обязательства составляют обязанности заемщика и соответствующие им права заимодавца. Основополагающая обязанность заемщика - возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором. Данная обязанность присутствует как в возмездном, так и в безвозмездном договоре займа. Если в договоре срок возврата не установлен или определен моментом востребования, то сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором. Договором может быть предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку). Досрочный возврат суммы займа допускается в зависимости от условий договора. Если договор займа является безвозмездным, то сумма займа может быть возвращена досрочно, если иное не предусмотрено договором. Если договор возмездный, то сумма займа может быть возвращена досрочно с согласия заимодавца, поскольку это влияет на размер процентов.

В соответствии с выше изложенным довод Хозяйственного общества, о том, что оно вправе само устанавливать срок исполнения обязательства из-за того, что в договоре займа не установлен срок возврата заемного имущества, является не верным.

Дело по существу должно разрешиться следующим образом:

Хозяйственное общество в соответствии с п.1 ст. 810 ГК РФ обязано вернуть сумму займа в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования о возврате.

Возместить транспортные расходы истцу-займодавцу, так как договором займа предусмотрено, что доставка кирпича входит в обязанность заемщика.

И в соответствии с п. 1 ст. 811 ГК РФ в случае просрочки возврата суммы займа на эту сумму истец вправе потребовать уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата заимодавцу. Эти проценты являются мерой ответственности заемщика за нарушение обязательства и подлежат взысканию независимо от уплаты процентов за пользование суммой займа.

Библиографический список

Правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ часть вторая от 26.01.1996 (ред. от 07.02.2011) "Российская газета", N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.

2. Федеральный закон от 26.01.96 N 15-ФЗ (ред. от 09.04.2009) "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" "Российская газета", N 23, 06.02.1996.

Научная литература:

3. Гражданское право, часть вторая, под ред. В.П. Мозолин М.:«Юристъ»2007. 927 с.

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. Изд. 2-е, испр. М.: «Статут», 1999. 848 с.

Материалы юридической практики:

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 (ред. от 04.12.2000) "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами". "Вестник ВАС РФ", N 11, 1998,



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!