Презентация на тему своеобразие художественной культуры древнего востока. Культурные достижения востока Храмы и дворцы

Лекция по курсу «Культура и религия», для
студентов 2 курса
2017-2018 уч. год

Вопросы лекции

1. Общие закономерности
2. Культура древней Месопотамии
3. Культура древнего Египта
4. Культура древней Индии

1. Общие закономерности

Одной из закономерностей исторического
процесса является неравномерность его
развития не только во времени, но и в
пространстве. В древности то одни, то другие
народы
становились
носителями
общественного прогресса. Причем на ранних
стадиях истории, когда человек был еще
значительно зависим от природы, очень
важным оказывался географический фактор.

В конце IV- начале III тыс. до н. э.
создателями первых цивилизаций на Земле
стали народы, заселявшие долины великих
рак – Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга,
Янцзы и Хуанхэ. Решающую роль в этом
сыграло
наличие
очень
плодородных
наносных земель, образующихся при частых
разливах рек.

2. Культура Древней Месопотамии

Месопотамией называют область между
реками Тигром и Евфратом (по-русски –
Междуречье или Двуречье). Эта территория
сейчас
принадлежит
Ираку.
Древняя
Месопотамия – историческая область, где,
раньше
всего
на
планете
складывается
государство.
Месопотамию часто называют колыбелью
человеческой цивилизации. Многое из того, что
составляет современную культуру и окружает нас
в повседневной жизни, возникло именно там.

Ирригация

В Месопотамии очень рано начинают
строиться
ирригационные
сооружения.
Ирригация
носила
планомерный,
крупномасштабный
характер.
Разливы
Евфрата
бывают
очень
сильными,
но
редкими.
Поэтому
рылись
огромные
котлованы, они заполнялись водой во время
разлива – так создавался запас воды на время
засухи. Геродот описывает судоходный
канал, прорытый между Тигром и Евфратом.

Градостроительство

В конце IV - начале III тыс. н. до н.э. на юге
Двуречья возникают и возвышаются несколько
городов-государств, объединенных историками
собирательным названием Шумер (по имени
жившего там народа).
В конце IV тыс. до н. э. шумеры строят первые
на планете города – Ур, Урук, Лагаш
Дело в том, что в Месопотамии нет готовых
строительных материалов – камня, дерева. Все
гигантские строения возводились из глиняного
кирпича.

Храмы и дворцы

Основными монументальными сооружениями
были храмы и дворцы. Храмы часто размещались
на вершине особой ступенчатой башни –
зиккурата.
Зиккураты состояли из нескольких, убывающих
кверху платформ, сложенных сплошной
кирпичной кладкой. Подняться к храму,
находившемуся на верхней площадке, можно было
по длинным, идущим в обход лестницам. Такие
шествия составляли часть религиозных церемоний.

Дворцы

Столь же величественными, как и культовые
постройки, были: дворцы правителей Шумера,
Аккада, Вавилонии и особенно Ассирии, так,
вход в царский дворец в Ниневии был украшен
множествам огромных изваяний божеств –
крылатых человеко-быков и крылатых человекольвов. На стенах залов – сюжетные рельефы,
подробно изображающие жизнь правителя.
Самый знаменитый из рельефов посвящен охоте
– любимому занятию ассирийской знати.

Письменность Месопотамии

Безусловно, величайшее достижение культуры
Месопотамии – письменность. Впервые создают ее
шумеры в IV тыс. до н. э. Появляется вначале
рисуночное письмо – пиктография. Затем постепенно
отдельные знаки начинают передавать уже не слово,
а слоги и звуки, меняют свое начертание – возникает
клинопись. Самый распространённый природный
материал в Двуречье – глина – стал использоваться
для письма. Из очень тщательно очищенной глины
изготавливали
табличку,
надпись
наносили
тростниковой палочкой или металлическим стержнем
(по форме клинообразных черточек письменность и
получила свое название); готовую табличку обжигали
в специальных печах.

Библиотека Ашшурбанипала

Замечательная находка была сделана при
раскопках
Ниневии

первая
в
истории
человечества библиотека. Ее создали по приказу
ассирийского царя Ашшурбанипала. Сохранилась
и табличка со строгим приказом, разосланным по
всей стране: собирать или переписывать глиняные
таблички. Библиотека была блестяще организована
даже по современным меркам: внизу каждой
таблички – полное название книги и номер
«страницы», ящики расставлены по полкам в
соответствии с темами, на каждой полке – бирка с
номером.

Научные знания Месопотамии

- наблюдение за звездами, установлена связь
Солнца со знаками Зодиака
- математические знания: четыре
арифметических действия, возведение в
квадрат и извлечение квадратного корня,
вычисление площади геометрических фигур.
- календарь (7 дней недели);
- две медицинские школы
- Оформлены первые письменные законы
царя Хаммурапи

3.Культура Древнего Египта

В Х-VI тыс. до н. э. по обширным
пространствам Северной Африки кочевали
разрозненные племена, занимавшиеся охотой,
собирательством и рыболовством. В связи с
изменением климата, приведшим к иссушению
саванн, племена вынуждены были осваивать
долину Нила. Создание сложной ирригационной
системы
позволило
перейти
к
высокопроизводительному
земледелию
и
скотоводству.
Произошло
объединение
родоплеменных коллективов, говоривших на
родственных
языках.
Возникли
крупные
племенные союзы, а позднее сформировался
египетский народ.

Летоисчисление древних египтян

Древние египтяне летоисчисление вели по
правящим династиям. С воцарением новой
династии история как бы начиналась заново.
В IV в. до н. э. египетский жрец - историк
Манефон разделил историю Египта на
Древнее, Среднее и Новое царства, по десять
династий в каждом.

Монументальная архитектура

В Египте уже в начале III тыс. до н. э.
складывается
монументальная
архитектура.
Причем
почти
не
сохранилось
построек
гражданского назначения, зато множество –
погребальных сооружений и храмов. Первым
погребальным сооружением, для которого
камень
явился
основным
строительным
материалом, была пирамида фараона Джосера
(Древнее
царство),
возведенная
под
руководством Имхотепа. Пирамида Джосера –
ступенчатая, впоследствии же стали строить
геометрически правильные пирамиды.

Пирамиды

Недалеко от современного Каира, в Гизе
находятся крупнейшие пирамиды: Хеопса,
Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса до
сих пор самая большая из каменных
построек
мира.
Пирамиды
окружены
храмами.

Скальные гробницы

С
возникновением
различных
экономических и политических трудностей
пирамиды постепенно «уменьшаются» в
размерах, а затем им на смену приходят
скальные гробницы и гробницы в «Долине
мертвых».
В
1920-1922
гг.
большим
событием в египтологии стало открытие
археологом
Говардом
Картером
не
разграбленной гробницы фараона Нового
царства Тутанхамона.

Храмовые комплексы

Во времена Нового царства были выстроены
самые знаменитые храмовые комплексы – храмы
Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, недалеко от Фив.
От
Луксора
к
Карнаку
ведет
прямая
двухкилометровая дорога – аллея сфинксов.
Ансамбль храмов очень сложен, строились они
веками. Самая характерная деталь – множество
огромных колонн (в одном из залов Карнака их
144). Ствол некоторых колонн могут обхватить
только пять человек. Колонны стилизованно
подражают нильским растениям и деревьям – их
капители (капитель – верхняя, украшенная часть
колонны) выполнены в виде закрытых или
распустившихся цветков лотоса, листьев пальмы.

Научные знания древних египтян

- Календарь (360 дней);
- Деление суток на 24 часа;
- Десятеричная система счёта;
- Умение мумифицировать и развитие
анатомических знаний

4.Культура Древней Индии

Одним из первых очагов человеческой
цивилизации, наряду с Месопотамией и
Египтом,
была
и
Древняя
Индия.
Полуостров Индостан представляет собой
своеобразный субконтинент, отделенный от
остальной Азии цепью гор и горных
хребтов, омываемый водами Индийского
океана. Уже в древности он был одним из
самых населенных мест планеты, приютив у
себя огромное количество народностей.

Центрами цивилизаций становились
бассейны рек Инда и Ганга (особенно
притоки Инда – «Пятиречье» или
«Пенджаб»), где местные обитатели
рано начали заниматься земледелием.
Именно в Индии стали выращивать рис,
который затем попал в другие регионы
Азии, Африки и Европы, сахарный
тростник
(само
слово
«сахар»
происходит от санскритского «сакхари»
– тростниковый сахар), хлопок, были
одомашнены зебу (горбатый бык),
слоны.

Градостроительство

С 20-х годов XX в. Начались планомерные
раскопки в Индии.
Были найдены крупные городские поселения –
Хараппа,
Мохенджо-Даро,
Калибанган.
Они
строились по сходным проектам и состояли из
«цитадели» – «верхнего» города, расположенного
на холме, и «нижнего» города с жилыми
постройками. Здания возводились из обожженного
кирпича, связывающим материалом был илистый
или гипсовый раствор. Улицы пересекались строго
перпендикулярно, на перекрестках углы зданий
закруглялись, чтобы не препятствовать движению.
Дома не имели окон и украшений, выходящих на
улицу.

Во всех городах имелась система
канализации, причем осуществлялось
как водоснабжение, так и отвод
сточных вод. Ничего подобного в
других государствах того времени
еще не встречалось. Существовали
также
общественные
купальни,
которые служили, скорее всего, для
ритуальных омовений.

Древнеиндийская письменность

Письменность не была алфавитной и
состояла из рисунков (пиктограмм). Строки
располагались горизонтально и включали в
себя до 8 знаков. Писали справа налево.
Расшифровка этих надписей пока еще не
завершена. По рисункам на печатях можно
делать выводы и об определенной связи
религии жителей Хараппы с последующими Художественное творчествоИмператоры из династии Гуптов всячески
покровительствовали
художественному
творчеству.
На
основе
древнего
вида
театрального
искусства – пантомимы –
возникает
драматургия.
При
дворе
Чандрагупты II (380-415 гг.) жили лучшие
поэты его времени. Наиболее известен из них
Калидаса (353-420 гг.). До нас дошли три его
драмы, самой совершенной из которых
является
«Шакунтала».
Существовал
и
народный театр, соединявший музыку и
пластику танца. Индийцы очень любили
различные игры. Одна из них – чатуранга –
дошла и до нас в виде современных шахмат.

Общая характеристика древних цивилизаций

Общая характеристика древнейших на Земле
цивилизаций Востока – Месопотамии и Египта,
Индии и Китая – показывает, что они облазали как
общими
чертами,
так
и
значительным
своеобразием. К общим чертам относятся:
- исключительная роль государства во всех
областях жизни (в первую очередь, в лице
верховного правителя)
- отделение умственного труда от физического,
накопление немалых научных знаний пока без
выделения науки в самостоятельную сферу;
- ведущее место монументальной архитектуры в
искусстве, a в ней – склонность гигантским
формам.

Cлайд 1

Культурные достижения Древнего Востока: наука, пирамиды, храмы, скульптуры Презентация ученика 10 «б» класса Румянцева Василия

Cлайд 2

Понятие Древнего Востока Древний Восток – это совокупность ряда стран Южной и Восточной Азии, Северной и Северо-Восточной Африки в период возникновения и существования рабовладения (с сер. 4-го тыс. до н. э. - для Шумера, с кон. 4-го тыс. до н. э. - для Египта, со 2-го тыс. до н. э -для Индии и Китая) до середины 1-го тысячелетия н. э. Важнейшие из культур Древнего Востока сложились в долинах рек Нила, Ефрата, Инда, где для развития земледелия необходимо было создание сети ирригационных сооружений.

Cлайд 3

Главные характеристики египетского общества Египетское общество было обществом закрытого типа. Это была рабовладельческая деспотия, своим социальным устрой ством напоминавшая пирамиду: внизу - рабы, затем крестьяне, ремесленники, писцы, жрецы, чиновники, вельможи и на вершине - фараон, власть которого была неограниченной и абсолютной. Фараон занимался всем: торговлей, политикой, ирригационными работами, религией. Он соединял в себе высшую религиозную и политическую власть. Его фигура была божественной.

Cлайд 4

Исторические периоды Древнего Египта Автор первой истории Древнего Египта, Манефон, предложил хронологическое деление истории страны, охватывающее период правления 30 династий. В современную эпоху в эту хронологию был внесён ряд уточнений. Ниже приводится периодизация древнеегипетской истории, предложенная в коллективной монографии История Древнего Востока. Ч. 2. Передняя Азия и Египет (М., 1988): Раннее царство (I-II династии) - 3000-2778 гг. до н. э. Древнее царство (III-VI династии) - 2778-2263 гг. до н. э. Первый переходный период (VII-X династии) - 2263-2070 гг. до н. э. Среднее царство (XI и XII династии) - 2160-1785 гг. до н. э. Второй переходный период (XIII-XVII династии) - 1785-1580 гг. до н. э. Новое царство (XVIII-XX династии) - 1580-1075 гг. до н. э. Третий переходный период - (XXI-XXVI династии) 1075-656 гг. до н. э. Позднее царство (XXVII-XXX династии) - 656-332 гг. до н. э., до завоевания Александром Великим.

Cлайд 5

Зачатки многих профессий Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии и медицины - достаточно для появления врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов и т.д. Позже засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука переплетается с магией. Но не это определяет достижения египетской медицины: древние лечебники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, возможно, открыли кровообращение, знали кое-что о роли мозга (паралич ног ставили в связь с повреждением головы). Существовало и руководство для ветеринаров. Как мумификация, так и особенно рецепты показывают значительные познания в области химии.

Cлайд 6

Развитие медицины в Древнем Египте в 3000 г. до н. э. египетские доктора умели не только вскрывать череп для удаления опухоли, но и делать другие хирургические операции: вырезание аппендикса, ампутацию руки и замену её протезом. Следы подобного хирургического вмешательства сохранились на многих мумиях. Возможно, такие операции делались ещё раньше, но активно развиваться медицина в Древнем Египте начала с помощью высшего жреца бога Ра - Имхотепа. В 2630 г. до н. э., заняв кресло главного министра, Имхотеп сообщил, что «боги открыли ему искусство врачевания людей», и основал школу докторов - туда принимали как мужчин, так и женщин. Первые операции по вскрытию черепа жрец проводил лично - в качестве анестезии хитрый Имхотеп вводил пациентов в транс чтением молитв, после чего поил их напитком из сильнейших наркотических трав, в результате чего они теряли всякую чувствительность. Золото использовали, чтобы предотвратить заражение крови: этот металл обладает антисептическими свойствами, поэтому и пластинки в черепе у мумий - золотые. На фото – статуя Имхотепа – бога мудрости и медицины в Древнем Египте

Cлайд 7

Вклад древних египтян в астрономию Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на три сезона по четыре месяца. Тридцатидневный месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвященных особым божествам - созвездиям. В конце года добавлялось пять дней. Такой календарь возник из сельскохозяйственных нужд, к нему привела необходимость вычислять периоды разлива Нила. Другой большой вклад в астрономию - это деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы. группируя звезды в созвездия. Египтяне хорошо изучили звёздное небо, создавали карты неба. Звезды были объединены ими в созвездия, которые получили имена, обозначающие названия животных, например – созвездия Льва, Крокодила, Бегемота. Велись наблюдения и за планетами.

Cлайд 8

Развитие математики в Древнем Египте Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Система счета у египтян была десятичной. Египтяне выработали специальные знаки-числа для «1» (черточка), «10» (подкова), «100» (знак закрученной веревки), «1000» (изображение стебля лотоса), « 10 000» (поднятый человеческий палец), «100 000» (изображение головастика), «1 000 000» (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Чтобы написать, например, «9 000», требовалось девять раз подряд нарисовать стебель лотоса. Египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла единица. Для расчетов, связанных с дробями, пользовались специальными таблицами. Знали египтяне и арифметическую прогрессию Особенно велики были достижения египтян в области геометрии. Они умели вычислять площадь круга, поверхности полушария, объем усеченной пирамиды. Все это имело практическое значение. Будущий чиновник должен был уметь точно определить площадь любого поля, объема корзины, разделить имущество между наследниками.

Cлайд 9

Развитие исторической науки и филологии Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий. Существовали специальные словники, а также пособия, по которым египетские писцы учились аккадскому языку.

Cлайд 10

Применение косметики в Древнем Египте Египетские царицы Нефертити и Клеопатра наносили себе на лица тонны всевозможной косметики, и все для того, чтобы выглядеть красиво и чарующе. Всем известны и в наше время молочные ванны, которые принимала Клеопатра для поддержания молодости кожи тела и поддержания жизненных сил. От раннего поседения волос применяли мазь, которую готовили из измельченных рогов черной газели и порции масла. Полученную кашицу наносили на всю длину волос и другое

Cлайд 11

Пирамиды Древнего Египта как царские усыпальницы Египтяне первыми в мире создали монументальные сооружения из камня – пирамиды и храмы. Пирамиды строились в честь египетского царя строились как грандиозные царские усыпальницы. После смерти тело фараона бальзамировали, вносили внутрь пирамиды и помещали в большой каменный гроб, украшенный рисунками и барельефами – саркофаг. Потом замуровывали вход в пирамиду, потому что считалось, что царь должен всегда находиться в своем "доме вечности".

Cлайд 12

Первая пирамида и пирамида Хеопса Первая пирамида, названная учеными ступенчатой, имевшая 60-метровую высоту, была построена для фараона Джосера. Она состоит из шести огромных ступеней, по бокам обложенных полированными плитами. Ученые прозвали ее "матерью пирамид". Самая большая из всех египетских пирамид – пирамида Хеопса. По сведению древнегреческого историка Геродота, эту пирамиду строили 100 тысяч человек в течение 20 лет. Пирамида сложена более чем из 2 млн. 300 тысяч каменных глыб, весом более 2 тонн каждая. Высота пирамиды – 147 метров! Каждая каменная глыба была так отшлифована, а все глыбы так точно пригнаны, что между ними невозможно было просунуть лезвие ножа. Вход в пирамиду находился на высоте 14 метров. Ни одна из пирамид других царей, правивших после Хеопса, не смогла превзойти его гробницу по величине и великолепию. Второй по величине после гробницы Хеопса считается пирамида фараона Хафры. На втором фото – пирамиды слева направо Хеопса, Хифрена и Микерина, только пирамида Хиопса – одно из 7 чудес Света – самое первое по своему древнему происхождению.

Cлайд 13

Cлайд 14

Свод законов Хаммурапи Свод законов Хаммурапи – один из древнейших законодательных памятников., созданных в конце правления Хаммурапи(приблизительно в 1750-х годах до н. э.). Сохранился в виде клинописной надписи на чёрнойдиоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах вСузах (территория древней Месопотамии) территория современной провинции Хузестан в Иране. Современные издатели делят свод на 282 статьи (37 статей, как полагают многие, были стёрты ещё в древности, но частично восстановлены по глиняным табличкам, найденным в различных местах, в частности в библиотеке Ашшурбанипала).

Cлайд 15

Вавилонская башня в древнем городе Месопотамии Вавилон В Древней Месопотамии сформировалась традиция строительства высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений. Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных - всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Всемирное изучение имеет в настоящее время легенда о Вавилонской башне, связанная с библейскими сюжетами. Скульптуры религиозной тематики в Древнем Востоке, у буддистов – изображения будды Искусство Древнего Востока развивалось под влиянием религий – в Древнем Египте – язычества, в Индии, Китае и Японии - буддизма. Основателем этой религии является Сиддхартха Гаутама (VI-V вв. до н.э.). Он нашел способ избавить человека от страданий, за что его назвали Буддой – просветленным. В его учении человек после смерти рождается вновь, многократно испытывая страдания от жизни. Освобождением от страданий является нирвана – состояние блаженного покоя. Значительное место в искусстве Индии, Китая, Японии занимает изображение Будды и его ближайших помощников. Скульптуры изображали Будду, его помощников, сцены из жизни людей. При изображении Будды мастера придерживались строгих правил. Каждая деталь имеет определенное значение. Все скульптуры Будды имеют характерные полузакрытые глаза, волнистые волосы, удлиненные мочки ушей, родимый знак на лбу, символизирующий совершенство Будды. Будда обычно сидит в состоянии глубокой сосредоточенности. Вокруг головы Будды нимб, символизирующий божественную власть. Скульптуры Древнего Востока находятся в буддийских храмах Индии и Китая. Каждый храм украшен многочисленными статуями Будды, буддийских божеств, а также более древних богов. Скульптурные формы искусства Китая, Японии и Индии характеризуются пышными и округлыми формами. Один из самых значительных храмов Китая расположен в провинции Хэнань. Высоко в горах вырублена огромная скульптура сидящего Будды (117м). В облике соединилось реальное и идеальное, земное и небесное. В других провинциях встречаются скульптуры Будды и его помощников с нежными, кроткими лицами, изображенные в пластичных позах. В Японии в деревянном храме Большого Будды находится главная святыня монастыря – 16 –метровая скульптура Будды. Ее создавали около 10 лет. Неоднократно она разрушалась и воссоздавалась вновь. Огромная сидящая скульптура поражает своим величием. Древнеиндийские мастера вырезали скульптуры Будды прямо в скалах. Позднее, когда господствующей религией Индии стал индуизм, скульптуры стали изображать Вишну – хранителя мира и Шиву – олицетворение движения жизни в природе.

Слайд 1

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

Слайд 2

Учебные цели и задачи: Познакомиться с религиозными представлениями человека Востока, определить направления и особенности восточного искусства, учиться видеть эстетику восточного искусства. Учебные вопросы: 1 .Характеристика культуры Древнего Востока. 2. Индия – религиозные взгляды, их культурное отражение. 3. Религиозные представления в Древнем Китае. 4. Научные и культурные достижения Древнего Китая.

Слайд 3

Древний Восток – эпоха первых памятников письменности, первых городов, первых металлургов, первых денег и первых реформ. Древний Восток – «детство человечества». Древний Восток – это тайны и загадки, множество удивительных людей с удивительной судьбой. Они смотрят на нас сквозь тьму веков и ждут. Ждут тех, с кем бы они могли поговорить.

Слайд 4

На полуострове Индостан в древнейшие времена жили люди разных рас, культур и религий. Арии образовали на территории Индии ряд государств. Язык ариев – санскрит, на нем записаны древние предания. Индия – родина мировой религии: буддизма. В религии огромное значение придается царству животных. Любовь к природе – основная тема индийского искусства.

Слайд 5

Ступа – мемориальное и погребальное сооружение. Ступа монолитная и цельная, форма погребального кургана, полусферическая. Полусфера – символ Неба И бесконечности. Ступа – место захоронения реликвий.

Слайд 6

Ступа в Санчи при Маурьях (около 250 лет до н.э.)

Слайд 8

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина 17 века)

Слайд 9

Фрески пещер Аджанты

Слайд 10

Скальные храмы Кайласа 150 лет вырезали древние мастера этот храм в скале.

Слайд 11

Религиозные представления в Древнем Китае

Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Устойчивость цивилизации придавало однородное население, народ хань. Помыслы людей были устремлены в прошлое, а не в будущее. Ханьцы считали, что в мире существует порядок, и чтобы его не нарушать, нужно придерживаться строгих правил и жить по законам природы. Согласно учению Конфуция, каждый должен стремиться улучшить свою жизнь и найти свое счастье. В этом человеку помогали духи усопших предков. В семье хранили таблички с их именами, и выставляли перед табличками угощение.

Слайд 12

Гармония в мире ИНЬ и ЯН

Ханьцы верили, что образование и воспитание делают человека человеком, а силы ИНЬ и ЯН создают гармонию в мире. ИНЬ – женское начало (тень, сумрак, холод, влага). ЯН – мужское начало (свет, солнце, тепло, сухость). Все вокруг – сочетание пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды. Дерево порождает огонь, огонь – землю (зола после сгорания), земля – металл (добываемый из горных пород), металл – воду (плавясь, металл становится жидким), вода – дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друг друга: дерево побеждает землю (вскапывает), металл рубит дерево, огонь плавит металл, вода гасит огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду.

Слайд 13

Научные и культурные достижения Древнего Китая

Потребности повседневной жизни привели к накоплению знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Китайцы достигли высот в каллиграфии и живописи, архитектуре, театре, литературе, парковом искусстве, китайской кухне, медицине и боевых искусствах. Китайцы изобрели шелковые ткани и лак, бумагу и компас, порох, сейсмограф.

L/O/G/O Культура Древнего Востока Балакирева Татьяна Анатольевна МОУ СОШ 256 Г. Фокино Балакирева Татьяна Анатольевна МОУ СОШ 256 Г. Фокино «Что за страна Восток! Вообразите: направо – гора, налево – гора, впереди – гора, а сзади, как вы сами себе можете представить, синеет гнилой Запад!...» - Козьма Прутков


К древнейшим восточным цивилизациям относится культура Месопотамии, Индии и Китая. Художественная культура восточных цивилизаций символична.




В lV-l тыс. до н.э. в Междуречье жили народы высокой культуры - заложили основы математических знаний; - научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Солнца; - возводили высокие башни из кирпича; - осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады; - изобрели колесо и строили корабли; - умели прясть и ткать, ковали из меди и бронзы оружие и орудия труда; - достигли больших успехов в области политической теории и практики


В основе искусства Месопотамии лежит ясное понимание общей картины мира, четкое представление о мировом устройстве. Его главной темой становится прославление силы и могущества человека.


Пиктографическое (рисуночное) письмо постепенно заменили геометрическими знаками. Писали на «дощечках» по мягкой глине. Глиняный конверт Возникновение письменности


Изобразительное искусство Месопотамии Представлено рельефами, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах ассирийских правителей Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближенных


Большая львиная охота. Фрагмент рельефа. lX в. До н.э. Британский музей, Лондон C C


Стела царя Нарамсина. XXlll в. до н. э. Лувр, Париж


Архитектура Важная часть архитектурных ансамблей – лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестницу)







Культура Китая Природа и человек – главная тема искусства В восточном искусстве человек- лишь малая частица Природы.


Архитектура Архитектурные сооружения не просто вписывались в природный ландшафт, а органично сливались с ним в ансамбль. Китайские зодчие подбирали наиболее живописное место для своих построек. На вершинах гор – монастыри. В труднодоступных местах – пещерные храмы и пагоды. По краям проезжих дорог – стелы. В центре шумных городов – дворцы императоров


Великая Китайская стена


Пагода – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагода – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагода Даяньта


Живопись Художник старался передать мысль о безграничности окружающего мира Картины китайских художников часто монохромны (одноцветны) Особого мастерства добились в передаче воздушной перспективы


Формат и композиция картин Горизонтальный формат свитка – для изображения гор. Вертикальный – для гористой местности, поросшей остроконечными соснами


Го Си () Го Си. Начало весны в горах. Свиток. Тушь. XI век. Ранняя весна


Технология и материалы Используется особая бумага – из бамбука, соломы или риса или ткань. Краски изготавливаются из смолотых цветных камней. Такие краски не выцветают. Тушь используется разных видов – из сажи, из соснового угля, из лакового пепла. Кисти делятся на мягкие и твердые, изготавливаются из конского волоса, из заячьего волоса, из овечьей шерсти и из крысиного волоса.


Жанры китайской живописи Анималистические («Цветы и птицы», «Растения и насекомые») Бытовые («Люди и предметы») Парадный портрет Миниатюра на веерах и других предметах обихода Пейзажная живопись («Горы и воды»)


Древняя Индия Древняя Индия


Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершинке большого холма, недалеко от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II - I вв. до н.э. С четырех сторон света её окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Наиболее крупная ступа по размерам сопоставима с египетскими пирамидами. Ступа – это погребальный холм для хранения реликвий Будды.


Чайтья один из типов индийской буддийской архитектуры, представляющий собой продолговатый зал с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив входа (полусферическое погребальное, а затем мемориальное сооружение). Чайтья в Карли


Тадж- Махал Это памятник индийской архитектуры, и великой любви султана Шах - Джахана и его жены Мумтаз - Махал. Построен около годах на берегу реки Джамна, в городе Агра. Это 5-купольное сооружение высотой 74 метра на платформе, с 4 минаретами по углам. Стены выложены белым мрамором с инкрустацией из самоцветов. К Тадж - Махалу примыкает сад с фонтанами и бассейном.


Использованные материалы Г.И. Данилова.Мировая художественная культура 7-9 классы, М.:Дрофа, 2010 Н.Н. Куцман.Мировая художественная культура.7 класс.Поурочные планы по учебнику Даниловой


L/O/G/O Урок окончен


Шакья-Муни Будда У основателя буддизма не менее 30 имён. При рождении его назвали Сиддхартха, что означает «исполнение желаний». Имя его рода – Гаутама. Шакья-Муни – «отшельник народа шакья». Будда – «просветлённый». Его ждал путь Великого Правителя или Великого Учителя. Он выбрал путь Великого Учителя. ЗАДАНИЯ




































МИФИЧЕСКИЙ ДРАКОН Его облик представлялся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы (или нескольких) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы. Иногда в состав такого комбинированного образа входили части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.) ЗАДАНИЯ










В произведении средневекового китайского писателя Вэй Гуан Фу «Новое продолжение Цзацзуань» говорится: «Не представляешь себе невесту, со слезами отправляющуюся в дом жениха, цветы – в волосах старушки…» А без чего, по мнению автора, не представляешь себе кабинет учёного? КИТАЙ - 10










ПАГОДА Это буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной). Возникли они в начале нашей эры в Китае, известны также в Корее, Японии, Вьетнаме. Сооружая высокие пагоды, зодчие стремились выразить величие буддизма и его духовную силу. ЗАДАНИЯ




Маленькие ноги, обутые в крохотные туфельки, считались критерием женской красоты Маленькие ноги, обутые в крохотные туфельки, считались критерием женской красоты. Девочкам 4-5 лет стягивали бинтом стопу, подворачивая пальцы. Примерно через год такого бинтования стопа деформировалась и переставала расти. Идеалом считалась ножка в 3 дюйма (около 10 см) ЗАДАНИЯ






У средневекового китайского писателя Гу Лу можно прочитать: «Не может быть, чтобы на праздничных торжествах обошлось без давки; чтобы сезонную рыбу продавали без костей; чтобы не кусали комары, когда летом спишь без полога; чтобы хозяин лавки никому не отпускал в долг». А без кого не может быть зрелищ? КИТАЙ - 25




Древнейший трактат о военном искусстве в Китае приписывается полководцу Сунь Цзы (6 в. до н.э.). Согласно этом у трактату, на третьем месте в правилах ведения войны следует разбить войско противника, на втором – разбить его союзы, а на первом – разбить его … КИТАЙ - 25






ИКЕБАНА В икебану входят 3 основных компонента: природный материал (цветы, ветви деревьев, листья и др), ваза, металлическая наколка («кэндзан»). Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала. ЗАДАНИЯ










С древних времён жизнь этого японского воина была подчинена строгому кодексу. Вот выдержки из него: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть». Как назывался этот японский воин? ЯПОНИЯ - 10





В нём нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни единого цветка. В нём нет ничего, что изменяется, растёт, увядает, подвергается воздействию времени. Но всё в нём создаёт атмосферу философского самоуглубления, сосредоточивает человека на главном – на переживании пространства. Он – это что? ЯПОНИЯ - 20




Список использованных источников htm htm podarkov.ru/subjects_interior/pictures_int/comment/3484/ podarkov.ru/subjects_interior/pictures_int/comment/3484/



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!