Продажа электроэнергии в сеть. Как продавать электроэнергию

Во многих развитых странах мира действует специальная правительственная программа «зеленый тариф», стимулирующая развитие микрогенерации электроэнергии из возобновляемых источников. В чем заключается смысл этой программы, как подключиться к ней и насколько выгодно осуществлять продажу излишков солнечного или ветрового электричества? Найти ответы на эти и другие тематические вопросы можно в нашей публикации.

Что такое зеленый тариф и принят ли он?

В анонсе статьи мы упоминали, упоминали, что зеленый тариф, по сути, является стимулирующей программой, направленной на развитие малой альтернативной энергетики. Стимулятором в данном случае выступает специальный тариф, по которому государство выкупает излишки энергии.

Учитывая высокую стоимость генераторов альтернативной энергии и сопутствующего оборудования, включая согласующие устройства для подключения к общей электрической сети, зеленый тариф должен быть выше действующих расценок, чтобы имелась возможность окупить затраты, после чего получать чистую прибыль.

Основная задача зеленого тарифа.

В далекой перспективе, внедрения зеленого тарифа должно снизить расход невозобновляемых источников энергии (нефть, уголь, природный газ) путем стимулирования развития альтернативной энергетики и привлечения инвестиций в эту сферу. Теоретически, концепция вполне разумна, но малопривлекательна ввиду больших стартовых вложений, все-таки стоимость оборудования (солнечных панелей, аккумуляторных батарей, преобразователей энергии и т.д.) довольно высока.

И вот здесь мы подходим к основной идее данного проекта – снижение стартовых издержек путем введения специального (повышенного) тарифа, по которому у частных производителей электроэнергии государство покупает электричество (точнее его излишки). Теоретически, концепция вполне разумна, теперь посмотрим на ее реализацию.

В России

Как уже упоминалось выше, на сегодняшний день Правительством России еще не был утвержден закон о принятии зеленого тарифа. Планируется, что он будет запущен во второй половине 2018 года. На текущий момент имеются утвержденные Правила, согласно которым владельцы минигенераторов, установленных в частных домохозяйствах, могут продавать излишки электроэнергии государству, если они добыты из возобновляемых источников. Осталось дождаться публикации Постановлений, в которых будет указано, на каких условиях предоставляется льготный тариф.

  • Максимальная мощность станции (источника энергии) ограничена 15-ю киловаттами.
  • Альтернативный источник должны располагаться только в частном доме, если он установлен в многоквартирном жилом комплексе, то тариф не распространяется на такое устройство. То есть, должна производиться только на крыше частного дома.
  • Предприятия Энергосбыта не могут отказаться от выкупа излишков электрической энергии, вырабатываемой солнечной батареей или другими видами минигенераторов.
  • При установке размера зеленого тарифа принимается во внимание средняя стоимость электричества от альтернативных источников на региональном рынке электроэнергии.
  • Владельцы и ветряков при получении прибыли по зеленому тарифу освобождаются от уплаты подоходного налога.

Следует принять во внимание, что перечисленные выше условия могут быть пересмотрены на момент принятия Постановления Правительства о развитии альтернативной энергетике. Изменений также может коснуться условий, на которых будет производиться подключение объектов малой генерации к государственной сети энергоснабжения и их ввод в эксплуатацию. В этом случае, с большой долей вероятности, будут пересмотрены правила регистрации электросчетчиков.

В Украине

Украина подписала договор Энергетической хартии почти десять лет назад, что на законодательном уровне «привязало» зеленый тариф к евро. После девальвации местной валюты из-за нестабильного экономического положения, в виду последних событий, Национальная Комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) была вынуждена произвести перерасчет (в данном случае понижение) тарифов в 2016 году (Закон Украины №5129). Помимо этого мощность малых установок, производящих электричество планируется уменьшить с 30 до 15 кВт.


В нашей статье мы будем еще неоднократно обращаться к опыту Украины по внедрению зеленого тарифа, особенно в вопросах окупаемости оборудования и получении прибыли.

В Европе и США

США можно считать родоначальником «зеленой энергетики», именно в этой стране в 1978 году на законодательном уровне был впервые введен механизм привлечения инвестиций в развитие технологий альтернативной энергетики. Такое решение было принято в связи энергетическим кризисом, выйти из которого удалось при помощи повышения выработки электроэнергии от возобновляемых источников благодаря введению зеленого тарифа и грамотной программе энергосбережения.

Несмотря на то, что Европа считается лидером по внедрению альтернативной энергетики, программа привлечения инвестиций к развитию «зеленых технологий» появилась здесь на 13 лет позже, чем в США. Первой европейской страной, поддержавшей идею развития зеленой энергетики, стала Германия (в 1991 году). Через год к программе присоединилась Швейцария, и еще через год – Италия.

Сейчас различные государственные программы стимулирования развития малой энергетики от возобновляемых источников действуют более чем 45-и странах по всему миру. В приведенной ниже таблице отображается зависимость увеличения мощностей генерации «зеленой» электроэнергии после введения программ государственной поддержки.


Как получить зеленый тариф?

Поскольку в России еще не принята программа государственной поддержки для развития технологий использования альтернативных (возобновляемых) источников, то механизм получения зеленого тарифа еще не до конца понятен. Вполне вероятно, он не будет сильно отличаться от украинского варианта, где чтобы подключить тариф физлицу необходимо действовать по алгоритму, представленному на рисунке.


Обозначения к рисунку о порядке оформления зеленого тарифа:


После выполнения всех выше перечисленных пунктов можно осуществлять продажу электроэнергии государству.

Как продавать электроэнергию государству?

На данный момент, пока Правительство не приняла соответствующего постановления сложно сказать, как будет организована в России поддержка развития альтернативной энергетики. Насколько известно, рассматривается два варианта:

  1. Система взаиморасчетов, в данном случае владелец мини электрогенератора в случае необходимости может потреблять электроэнергии из общей сети. Например, в период слабой солнечной активности мощность электростанции (на солнечных панелях) будет существенно уменьшаться, соответственно, выработки электричества будет недостаточно для собственных нужд. Если по итогам отчетного периода, сгенерированной энергии меньше, чем потребленной, то разница оплачивается по общепринятому (обычному) тарифу. При излишках электрической энергии разница зачисляется на следующий расчетный период или выплачивается в виде денежной компенсации (в зависимости от условий договора).
  2. Производители электроэнергии продают ее излишки государству по стоимости превышающей цены на местном энергетическом рынке. Вполне вероятно, что будет действовать ограничение на мощность солнечного и (планируется 15,0 кВт). Продажа электроэнергии напрямую потребителям не предусмотрена, поскольку для этого необходимо иметь статус энергокомпании, а это накладывает совсем другие требования.

Какой из двух вариантов будет выбран, пока неизвестно.

Выгодно ли продавать электричество государству?

Поскольку у нас зеленый тариф пока не введен, обратимся к опыту соседей. Для этого мы произведем расчеты, которые покажут, насколько рентабельны такие инвестиции.

Возьмем типовую солнечную мини электростанцию на 10 кВт. Оборудование с установкой «под ключ» обойдется примерно в $12000. При тарифной сетке 0,18 евро за киловатт, с учетом расходов под собственные нужды (200 кВт), годовой доход будет порядка $1650 (для количества солнечных дней, соответствующих средней полосе), соответственно, срок окупаемости составит порядка 7,5 лет. После этого продажа электроэнергии по специальным тарифам будет приносить чистую прибыль.

Положительные и отрицательные стороны.

Введение зеленого тарифа будет, безусловно, выгодно для тех, кто владеет небольшими генерирующими установками, работающими от энергии солнца или силы ветра. В данном случае преимущества отразятся в виде дополнительной прибыли в семейный бюджет. Помимо этого внедрение зеленых технологий положительно влияет экологическую обстановку.

Что касается отрицательной стороны медали – это увеличение расходной статьи бюджета государства. Помимо этого следует учитывать, что солнечная энергетика, а также другие виды возобновляемых энергоносителей, оказались дорогим удовольствием. Сейчас Германия вынуждена покупать электроэнергию по зеленым тарифам, заключенным при стоимости киловатта 0,5 евро. При этом нынешняя стоимость (причем даже не минимальная) солнечной электрической энергии около 0,12 евро. Как видите, покупка «зеленой» электроэнергии может стать серьезным бременем для бюджета страны.

Статьи

При генерации электроэнергии ВИЭ с использованием сетевых инверторов (grid-tie) излишки электроэнергии могут быть переданы в сеть, учет таких излишков может осуществляться . В настоящее время наше законодательство не предусматривает реализацию частными гражданами излишков электроэнергии ВИЭ в сеть.

Мировая практика подсказывает два способа такой реализации:

1. Зеленый тариф
Фиксированные тарифы на выкуп энергии ВИЭ.
В основе данных мер поддержки ВИЭ лежат три основных фактора:

  • гарантия подключения к сети;
  • долгосрочный контракт на покупку всей произведенной ВИЭ электроэнергии;
  • гарантия покупки произведенной электроэнергии по фиксированной цене;
Фиксированные тарифы на энергию ВИЭ могут отличаться не только для разных источников возобновляемой энергии, но и в зависимости от установленной мощности ВИЭ. Одним из вариантов системы поддержки на основе фиксированных тарифов является использование фиксированной надбавки к рыночной цене энергии ВИЭ. Как правило, надбавка к цене произведенной электроэнергии или фиксированный тариф выплачиваются в течение достаточно продолжительного периода (10-20 лет), тем самым гарантируя возврат вложенных в проект инвестиций и получение прибыли.

2. Система чистого измерения
В соответствии с «системой чистого измерения» владелец ВИЭ получает розничный кре́дит на величину равную, или большую, выработанной электроэнергии. Большинство электрических счетчиков позволяют выполнять измерения, как в прямом, так и в обратном направлении, тем самым давая возможность потребителю учитывать отданную в сеть электроэнергию во взаиморасчетах с электроснабжающей организацией.

Для примера:
в Украине новая редакция закона о "Об электроэнергетике" предусматривает что:
"любой владелец частного дома может установить у себя на крыше солнечную электростанцию, подключить ее к общей электросети и получать зеленый тариф за созданные киловатт-часы. При этом мощность домашней СЭС не должна превышать 10 кВт. Никаких лицензий (подобных тем, которые нужны объектам энергетики) на эту деятельность не требуется. Условие местной составляющей для домашних солнечных электростанций не действует - то есть, владелец может покупать хоть китайские солнечные панели, хоть немецкие, хоть украинские. Закон начинает действовать с 1 января 2014 года. Коэффициент «зеленого тарифа» для домашних СЭС составляет 3,70 - в деньгах это 350,3 коп за 1 кВт-ч для СЭС, установленных до 1 января 2015 года. Затем тариф снижается до 315,25 коп / кВт-час.

В Казахстане пранируется принятие новой редакции закона о поддержке ВИЭ, в котором "физическим лицам будет предоставлена возможность реализации излишков электроэнергии, вырабатываемой от объектов ВИЭ, в сети общего пользования. Гражданам, не имеющим подключения к энергосистеме, государство окажет финансовую поддержку для приобретения установок ВИЭ. «50% от стоимости установки мощностью до 5 кВт компенсируется из республиканского бюджета"

Зато в России пока есть нефть и газ, и для развития ВИЭ наверно нужно, чтобы эти источники закончились и все чиновники сбежали за пределы страны.
Есть предложение объеденить наши усилия для ускорения принятия аналогичных законов в России.
Голосование по опросу - первый шаг к объеденению.

В России может появиться нормативная база, которая позволит домохозяйствам продавать излишки электроэнергии, произведённой их солнечными электростанциями. Это следует из текста поручения, размещённого на сайте правительства России.

Вице-премьер А. Дворкович дал поручение министерствам энергетики и экономики, а также ФАС до 1 апреля текущего года представить проект плана мероприятий «по стимулированию развития микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), установленной у потребителей (включая физических лиц)».

Возможность продавать электроэнергию солнечных электростанций в сеть существует у малых потребителей большинства стран мира. В основе этого явления простые рациональные соображения. Солнечные электростанции распространяются все больше, хотим мы этого или нет. Большинство домохозяйств подключены к электрическим сетям. Из особенностей солнечной генерации вытекает невозможность потребления всей произведённой электроэнергии в рамках домохозяйства (в большинстве случаев). Нерационально «выбрасывать» электроэнергию. Лучше обоюдно взаимодействовать с сетью, не только питаясь от неё электроэнергией, но и отдавая излишки.

Разумеется, зачинатели движения (некоторые страны ЕС и США) обосновывали его с помощью соответствующей «зеленой» идеологии. Иначе сложно объяснить довольно сильные изменения на энергетическом рынке, перераспределение денежных потоков и проч. Сегодня этот идеологический фактор сохраняется, но постепенно вытесняется экономикой – сетевое электричество во многих местах становится дороже собственного. Производство электроэнергии семьей становится обычным делом. Посудите сами, в Австралии с населением 24 млн. человек 1,6 миллиона кровельных солнечных электростанций.

Ещё в 2015 году «Ведомости» напечатали мою статью " ", где я приводил некоторые доводы в пользу развития малой распределённый генерации на основе ВИЭ. Тогда один из комментаторов в Facebook заявил, что три (неназванных) российских ведомства не покладая рук трудятся над соответствующей нормативной базой.

Сегодня оказалось, что эта напряженная (но невидимая) работа не дала плодов, и мы пришли к данному поручению.

В документе сформулировано несколько принципов, которыми должны руководствоваться чиновники при подготовке предложений. В частности, ограничивается установленная мощность объектов (до 15 кВт), формулируется требование по установке двусторонних приборов учёта электрической энергии, говорится об уведомительном или упрощенном порядке технологического присоединения к электрическим сетям и ввода объекта в эксплуатацию и т.д., не станем перепечатывать поручение полностью.

Исходя из формулировок и существующей организации энергосбытовой деятельности, некоторые сложности могут возникнуть с установкой правил взаимозачетов. Здесь желательно проанализировать мировой опыт Net Metering (а именно данный подход предлагается в поручении) и выбрать что-то наиболее подходящее для нас.

Трудно предположить, что из этого поручения получится на выходе, но направление выбрано верное.

В то же время у нас в России отмечается недостаток какого-то общего, концептуального документа/закона в области ВИЭ типа германского Закона о возобновляемых источниках энергии (EEG). Нормативная база разбросана по разным, довольно-таки сложным, подзаконным актам (по принципу малая-большая генерация), а в общем непонятно, зачем (ради чего) мы все это делаем и куда хотим двигаться.

Вот и при прочтении данного поручения первой возникла мысль: а что делать с объектами мощностью 15,5 кВт? То есть логика предполагает, что для малой генерации (которая больше, чем «микро») тоже нужно что-то подобное (данному поручению), поскольку действующие правила розничного рынка (Постановление N 47) для малых объектов запретительно сложны, не годятся.

В соответствии с тем же немецким законом, например, солнечные электростанции мощностью выше 750 кВт отправляются на аукцион, а меньше - получают соответствующий «зелёный тариф» в зависимости от размера (физическое или «не физическое» лицо - не важно). У нас же обязательно получаются какие-то люки.

Поручение о стимулировании развития микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии

Заместитель Председателя Правительства Аркадий Дворкович дал поручение, направленное на стимулирование развития микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (резолюция от 11 февраля 2017 года №АД-П9-776):

Минэнерго России (А.В.Новаку) , Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) и ФАС России (И.Ю.Артемьеву) при участии заинтересованных организаций до 1 апреля 2017 года представить для утверждения в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по стимулированию развития микрогенерации ВИЭ, установленной у потребителей (включая физических лиц).

При подготовке плана исходить из следующего:

Под микрогенерацией ВИЭ понимать генерирующие объекты с установленной мощностью до 15 кВт;

Исключить из рассмотрения многоквартирные дома;

Установка двухсторонних приборов учёта электрической энергии, обеспечивающих раздельный почасовой учёт, и автоматики осуществляется за счёт заявителя;

В случае отсутствия необходимости изменения существующего технологического присоединения к электрической сети применяется уведомительный порядок ввода оборудования в эксплуатацию с необходимостью регистрации в установленном порядке реверсивного прибора учёта. Для иных случаев выдачи (поставки) излишков электрической энергии, производимой для собственных нужд своего домохозяйства, устанавливается упрощённый порядок технологического присоединения к электрическим сетям и ввода объекта в эксплуатацию;

Устанавливается обязательность покупки гарантирующим поставщиком энергии, вырабатываемой микрогенерацией ВИЭ;

Цена купли-продажи равна средневзвешенной нерегулируемой цене на электрическую энергию на оптовом рынке;

Доход физического лица, полученный в результате реализации излишков электрической энергии, производимой для собственных нужд своего домохозяйства, не подлежит налогообложению.

Несмотря на то, что солнечные батареи в России становятся все более популярными, их применение в частном секторе сдерживается отсутствием нормативной и технической базы для подключения солнечных батарей к местным энергосетям.

На настоящий момент договор присоединения к электрическим сетям не предусматривает для частного лица возможности генерации электроэнергии в сеть. Разрешено только потребление. Более того, даже для организация и индивидуальных предпринимателей процедура и условия подключения к сетям генераторов электрической энергии являются такими, что оформление и поставка энергии от солнечных батарей в сеть становится бессмысленной.

Формально подключение солнечных батарей к сетям не запрещено. Необходимо пройти процедуру технологического подключения к местным энергосетям и заключить договор о поставке электроэнергии в сеть. Стоимость технологического подключения к сетям составляет десятки или даже сотни тысяч рублей. Покупать электроэнергию от генератора сети будут, скорее всего, по оптовым ценам рынка электроэнергии, которые меньше розничной цены на электроэнергию примерно в 3 раза. Но продажа электроэнергии от солнечных батарей в сеть на таких условиях бессмысленна. Во всех странах, где мы наблюдаем развитие солнечной энергетики, действуют различные механизмы, стимулирующие применение фотоэлектрических генераторов.

К числу основных таких мер и механизмов относятся :

  1. Обязательное подключение солнечных и ветровых электростанций к сетям (т.е. сети обязаны принимать от таких электростанций энергию)
  2. Компенсация стоимости технологического подсоединения — сети или подключают бесплатно, или стоимость этого подключения компенсируется из специальных фондов поддержки
  3. Специальные повышенные закупочные тарифы на электроэнергию от солнечных батареи и ветрогенераторов. Такой механизм популярен в Европе, он оказался наиболее эффективным — мы видим взрывной рост количества установленных солнечных и ветровых генераторов в странах, где этот механизм был принят — Германия, Испания, Италия, Великобритания и т.д.
  4. Net metering — принятие генерируемой солнечными батареями электроэнергии в зачет потребленной. Счетчик электроэнергии может быть реверсивным или двунаправленным. Обычно баланс считается за год, количество отданной электроэнергии в сеть вычитается из количества потребленной от сетей и заявленной к оплате электроэнергии. Таким образом, фактически сети выкупают обратно часть электроэнергии по розничной цене. Такой механизм принять в США и некоторых других странах. Он также показывает свою эффективность.
  5. Различные «зеленые сертификаты», субсидии, государственные программы — мы их здесь не рассматриваем, так как это не рыночные механизмы
  6. Налоговые льготы и т.п. — они также действуют как дополнительные меры поддержки, но для России их введение маловероятно.

В России для частных лиц не действует ни один из перечисленных выше механизмов поддержки. Солнечные батареи устанавливают в России не «благодаря», а «вопреки». Немалым стимулом служит ненадежность электроснабжения от местных энергосетей, изношенность электрических сетей низкого напряжения, низкое качество электроэнергии (напряжение в розетке может падать до 120-140В, а при перекосе фаз может и подниматься более 260В), постоянный рост цены на электроэнергию.

В последние годы надежность и доступность электроэнергии от местных энергосетей понемногу растет, что снизило заинтересованность в массовой установке своих источников электроэнергии в доме — солнечных батарей, ветряков и т.п. Но инициативы федеральных и местных властей по введению социальных норм на потребление электроэнергии вызвали взрывной рост интереса населения к автономным и местным источникам электроэнергии.

Особенно интересны теперь становятся солнечные батареи для тех, у кого для нагрева воды или отопления/охлаждения используется электричество (электрические водонагреватели, котлы, тепловые насосы, кондиционеры и т.п.) . В таких домах социальная норма очень быстро расходуется, и приходится платить в основном по повышенным тарифам сверх социальной нормы. Здесь применение солнечных батарей, соединенных с сетью, является экономически выгодным (не говоря уже о приобщении к экологически чистой энергетике и заботе о защите окружающей среды)

Какие есть способы предотвращения отдачи излишков солнечной электроэнергии в сеть?

Как можно избежать «накрутки» счетчика при работе солнечных батарей? Существуют несколько путей и мы их перечислим ниже.

  1. Не подключать систему с солнечными батареями к сети. Фактически, это означает установку автономной системы с аккумуляторами, в которой аккумуляторы будут заряжаться и разряжаться каждый день. Глубина разряда может быть существенной. Циклические режимы работы аккумуляторов с периодическими или постоянными глубокими разрядами резко сокращают срок службы аккумуляторов. Полностью отключать от сети даже часть нагрузки при наличии надежного централизованного электроснабжения неразумно. Такой вариант годится только в качестве эксперимента.
  2. Подключить систему к сети через гибридный батарейный инвертор, который может давать приоритет для солнечных батарей при питании нагрузки. Этот вариант возможен и работоспособен. До недавнего времени это был единственный способ при наличии сети обеспечить использование энергии от солнечных батарей не только во время аварий на сетях, но и тогда, когда сеть есть. Недостаток данной организации электроснабжения — необходимость наличия в системе аккумуляторов, гибридного батарейного инвертора , контроллера заряда для солнечных батарей. Достоинство — вы получаете резервную систему электроснабжения, которая может снабжать вашу нагрузку при авариях в энергосетях.
    Нужно учитывать, что не все гибридные инверторы могут запрещать передачу излишков электроэнергии от солнечных батарей в сеть. Если такой функции запрета нет, то энергия может проходить через счетчик обратно в сети.
  3. Использовать сетевой фотоэлектрический инвертор и двунаправленные счетчики электроэнергии. Этот вариант наиболее оптимальный и надежный. Электроэнергия от солнечных батарей преобразовывается в переменный ток с максимальной эффективностью и потребляется в момент генерации. Нет потерь на заряд-разряд аккумуляторов. Такой метод применяется там, где за отданную в сеть электроэнергию платят по повышенному тарифу или учитывают в общем балансе потребления (т.е. фактически принимают обратно по розничной цене за кВт*ч). Счетчики могут быть многотарифными.
    До появления WATTrouter это был единственный способ не «попасть на деньги» при отдаче излишков электроэнергии в российские электросети. Двунаправленные счетчики учитывают отданную электроэнергию в отдельном регистре и не прибавляют ее к потребленной. Фактически, излишки электроэнергии дарятся местным электрическим сетям. Однако и в этом случае может возникнуть проблема — если на группу домовладений установлен общий однонаправленный счетчик электроэнергии, нужно, чтобы соседи потебляли излишки, генерируемые солнечными батареями. В противном случае показания общего счетчика не совпадут с суммой показаний отдельных домовых счетчиков.
  4. Использовать двунаправленный индукционный счетчик, который может крутиться в обратную сторону, если идет отдача электроэнергии в сеть. На настоящее время разрешен к применению в России только один такой счетчик — СО-505. Но и он уже снят с производства и в новых или модернизируемых домах/квартирах его установить уже невозможно.
  5. Использовать систему с отдачей электроэнергии в сеть совместно с WATTrouter. Излишки электроэнергии могут поступать как от гибридных инверторов с разрешенной отдачей в сеть, так и от фотоэлектрических инверторов. В отличие от всех вышеперечисленных случаев, электроэнергия от солнечных батарей используется полностью и с максимальной эффективностью, отдачи электроэнергии в сеть нет. Это является наилучшим вариантом организации электроснабжения с солнечными батареями. Можно использовать практически любые счетчики.
  6. Последние пару лет появилась еще одна возможность не отдавать энергию от солнечных батарей в сеть — это сетевые фотоэлектрические инверторы с датчиком тока, устанавливаемым сразу после счетчика и регулировкой генерации в зависимости от наличия излишков. Такие сетевые инверторы имеют возможность подключения отдельного блока, отслеживающего излишки, и дающего команду инвертору снизить генерацию. Есть несколько вариантов решения этой задачи. Например, немецкие инверторы Steca требуют кроме специального инвертора и устройства слежения за излишками еще и специальный счетчик. Инверторы SMA также требуют специальную систему мониторинга. При этом немецкие инверторы не могут полностью ограничить отдачу в сеть, т.к. у них нет такой задачи, и время регулирования у них довольно большое.
    Есть китайские инверторы — как дешевые , так и более дорогие (Sofarsolar , Growatt)
    Это решение, хотя и предотвращает отдачу энергии в сеть, имеет большой недостаток — неполное использование энергии от солнечных батарей. При наличии излишка генерации снижается выработка от солнечных батарей. Да и стоит комплект сетевого инвертора и дополнительного контроллера дороже, чем просто сетевой инвертор.

Использование контроллера WATTRouter позволяет максимально использовать энергию солнца и направлять излишки по умному алгоритму на нагрев и другие второстепенные нагрузки.

На Западе уже долгое время используется такое умное решение, как продажа электроэнергии государству. Смысл заключается в том, что любой желающий может установить у себя дома источник альтернативной электроэнергии (ветряк либо солнечные батареи), генерировать ее, использовать на собственные нужды, а остаток подавать обратно в сеть, через специальный двунаправленный счетчик электроэнергии. Проданное электричество выгодно для всех: владелец частной мини-электростанции может немного обогатиться, а государство в свою очередь продвигает так называемую «Зеленую энергетику», популярность которой все больше набирает обороты на сегодняшний день. В этой статье мы разберемся, как продавать электроэнергию государству, можно ли вообще это делать и выгодны ли такие услуги?

Зеленый тариф на электроэнергию

Для начала рассмотрим, что собой представляет зеленый тариф для возобновляемых источников электроэнергию. Этот тариф подразумевает покупку государством электрической энергии у частных лиц, а также коммерческих организаций. Электроэнергия должна быть произведена из возобновляемых источников энергии: солнца, воды, ветра и т.д. За продажу электричества государству частное лицо получает вознаграждение, это и завлекает многих хозяев частных жилых домов.

Дело в том, что на Украине зеленый тариф уже внедрен и активно используется гражданами. А вот Россия только приходит к этому. Итак, остановимся подробнее на данном вопросе.

Украина

Зеленый тариф на Украине разработан до 2030 года. Чем раньше граждане, желающие продать электричество в сеть, введут в эксплуатацию собственную электростанцию, тем больше они будут получать вознаграждение за излишки электроэнергии. Если в 2015 году за 1 кВт произведенной электроэнергии платили 0,2 евро, то в 2017 стоимость одного киловатта составляет 0,18 евро. В дальнейшем планируется еще большее удешевление ставки: в 2020 году 0,16 евро за 1 кВт, а в 2025 всего 0,14 евро. Удешевление оплаты конечно же увеличивает срок окупаемости частной электростанции.

Стоит отметить, что частным лицам и компаниям, продающим электроэнергию государству, разрешено пользоваться любым иностранным оборудованием. Однако за применение отечественного оборудования существует небольшая доплата — от 5 до 10%, если в электростанции имеется от 30 до 50% украинского оборудования.

Чтобы подключить зеленый тариф на Украине, нужно выполнить ряд действий. Для юридический лиц порядок следующий:

  1. Разработка технико-экономического обоснования (другими словами бизнес-плана).
  2. Регистрация юр.лица и прав на участок земли, где будет установлена электростанция.
  3. Подготовка проектной документации.
  4. Заключение договора о присоединении к электрическим сетям.
  5. Подключение юр.лица к сети.
  6. Получение сертификата ГАСКа или же декларации о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
  7. Утверждение зеленого тарифа на продажу электроэнергии.
  8. Подписание договора купли-продажи электрической энергии.

Для частных лиц (населения) порядок внедрения зеленого тарифа более простой. Достаточно выполнить следующие действия:

  1. Приобрести и установить оборудование на участке (ветряк либо солнечные панели).
  2. Предъявить представителям Облэнерго схему подключения и уведомительное письмо, согласовать схему.
  3. Получить специальный счет на оплату услуг Облэнерго.
  4. После оплаты дождаться ввода узла в эксплуатацию. Ввод осуществляется в течении 5 рабочих дней.
  5. Заключить договор купли-продажи электрической энергии.

Подробнее об оформлении зеленого тарифа на Украине рассказывается в видео:

Россия

В РФ о зеленом тарифе говорят достаточно давно, но в силу закон еще не вступил, хотя Правила уже утверждены, а проекты Постановлений подготовлены. В Государственную Думу данный закон должен быть предоставлен на рассмотрение в начале 2018 года.

Однако уже известно следующее:

  1. Продажа электроэнергии государству в России будет доступна объектам, мощность которых не больше 15 кВт.
  2. В многоквартирных домах продавать электричество в сеть не представляется возможным.
  3. Покупать излишки электрической энергии обязан Энергосбыт.
  4. Стоимость тарифа должна быть выше оптовых цен на данный вид электроэнергии.
  5. Доход от продажи электричества государству не должен облагаться налогами.

Выглядит все достаточно неплохо, посмотрим что будет в реальности. Порядок подключения зеленого тарифа в РФ еще не оглашен, как будет известен мы обязательно добавим информацию на наш сайт .

Выгодно ли продавать электричество

Учитывая тот факт, что стоимость солнечных электростанций и ветряков достаточно высокая и при этом продавать вы будете не всю электроэнергию, а только остаточную, возникает вопрос о целесообразности продажи электричества государству.

Лучше всего определить окупаемость проекта, составив бизнес-план. Если вы решите продавать электроэнергию в сеть и соответственно тратить достаточно большие суммы на покупку оборудования, рекомендуем воспользоваться услугами специалиста, чтобы он все просчитал. Из оборудования вам понадобится как минимум сам ветряк (либо солнечные панели), сетевой инвертор, контроллер и двунаправленный электросчетчик. Помимо этого понадобятся аккумуляторы для накопления выработанной энергии в случае чего. Как правило, срок службы оборудования составляет больше 20 лет. В то же время окупаемость оборудования, исходя из отзывов украинцев, составляет около 10 лет, все зависит от тарифа, самого оборудования и объема проданной электроэнергии.

Итого примерно через 10 лет продажа электричества государству будет приносить доход и полностью окупится. Если вам интересная такая идея, можете попробовать. Более 60-ти стран уже активно внедряют зеленый тариф в своих городах, все довольны и остаются в плюсе.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!