Ремонт наручных часов своими руками. Мужские наручные часы

Время – весьма важный ресурс в современном мире. Жизнь без часов сегодня просто невозможна. И очень неприятно, если вдруг остановились механические часы.

Понятно, что это не критично, так как узнать время можно в Интернете, по телевизору, по радио, в мобильном телефоне, в компьютере, из других часов, но все же именно «неприятно».

Можно ли что-нибудь предпринять в этой ситуации? Можно ли починить механические часы? Можно ли восстановить поломанный механизм и устранить причину неисправности? Попытаемся найти ответы на эти вопросы в следующей статье сайта.

Какие бывают часы: виды часов

Классификация и деление часовых механизмов или программ выполнятся по 3-м категориям:

  • кварцевые часы (которые с батарейкой)
  • механические часы (чистая механика)
  • электронные часы (чистая электроника на аккумуляторе, сетевом питании, батарейке).

В случае если ваши часы вышли из строя, необходимо правильно определить их тип, вид. От того, какого рода часы у вас поломались, будет зависеть возможность их последующего самостоятельного ремонта. В некоторых случаях такой ремонт вообще оказывается невозможным и нецелесообразным.

Вид часов предопределяет работы по дальнейшему тестированию и ремонту.

Часы остановились: что делать

1. Энергия

Самая частая проблема выхода из строя часового механизма – это отсутствие движущей силы, энергии. То есть, когда на часы перестает поступать энергия (электрическая, кинетическая, поступательная, солнечная и т.д. в зависимости от вида часов).

Например, в механических часах может заканчиваться завод. В электронных и кварцевых часах – садится батарейка или аккумулятор. В часах на солнечных батареях – поток фотонов, преобразуемых в электроны.

2. Внешняя пыль и грязь

Механизм часов может запросто остановиться, если его работе мешает внешний фактор – пыль, грязь, влага, мелкие насекомые, ржавчина, окисления, песок и тому подобное. В принципе, если у вас есть желание, то часы можно вскрыть и заглянуть внутрь.

Даже невооруженным глазом будет заметно, если часы засорились изнутри, в них скопилась влага или чужеродные предметы. Для восстановления работоспособности таких часов их можно почистить. Правда, столь простые меры не могут решить более серьезных проблем. А потому, лучше доверить ремонт специалисту.

В мастерской для полноценной чистки применяются специальные мелки щеточки, а также компрессор, которым механизм продувают от пыли и грязи обычным воздухом, подаваемым под давлением.

3. Поломка механизма

Речь идет о выходе из строя, вызванном падением или физическим ударом. Так, если ваши часы остановились после удара или падения, то можно предположить повреждение внутренних механизмов.

Будьте осторожны с часами

В часах любого типа сейчас стоят настолько тонкие и мелкие механизмы, что незначительное сотрясение способно нарушить их естественную работу и взаимодействие. Внутренние детали, кроме того, могут вырабатываться с течением времени (особенно, если они из пластмасс), стираться. В механических устройствах также вырабатывается смазка (масло против трения), которую тоже не помешает проверить и заменить 1 раз в 4 года.

Если на предыдущем шаге вы не смогли отремонтировать , самостоятельно, то за ремонт по данному виду неисправностей лучше даже браться. Дело в том, что вы по неосторожности и невнимательности:

  • можете нанести часам еще больший урон и вред
  • можете растерять мелкие и малозаметные детальки
  • можете зацепить соседние механизмы
  • можете занести внутрь часов влагу, пыль и грязь.

Что мешает обратиться в ремонтную часовую мастерскую, где за каких-нибудь 5-10 минут специалист опытным взглядом оценит проблему? Причем, за такую консультацию вы или заплатите сущие копейки или ничего не заплатите вообще (зависит от условий работы часовщика)!

Но после похода к мастеру вы уже точно узнаете причину поломки часов и поймете – стоит ли ремонтировать их или купить новые, а также сколько будет стоить ремонт! Так зачем усложнять свою жизнь и, возможно, своими непрофессиональными действиями наносить еще больше вреда часовым механизмам?

Чтобы часы не остановились

Данный раздел будет содержать элементарные правила предосторожности, которые продлят жизнь ваших часов. Ниже приведены простейшие советы, как защитить часы от поломки и выхода из строя.

1. Проявлять аккуратность при работе с часами.
2. Если это наручные часы, то поменьше размахивать руками, следить за целостностью ремня или цепочки. А во время физического тяжелого труда часы лучше снять.
3. Избегать ударов часами о другие предметы.
4. Защитить часы от влаги даже в том случае, если они водонепроницаемы.
5. Побеспокоиться о своевременном заводе, смене батарейки, зарядке, смазке (для механики).
6. Удалить часы из пыльных условий (например, на время домашнего ремонта).
7. Избегать прямого попадания солнечных лучей на часы (в кварцевых и электронных часах может «потечь» батарея или аккумулятор).
8. Позаботиться о качестве своих часов. Если вы покупаете дешевую подделку, то не удивляйтесь, что она часто и много будет ломаться.
9. Для электронных часов вы можете выставить синхронизацию с мировым временем (если это позволяют опции и возможности устройства).

С помощью этой книги вы сможете освоить основы ремонта всех видов часовых механизмов. Легкий стиль подачи материала и понятные иллюстрации помогут начинающим, а книга в целом дополнит познания мастера.

Солнцев Г
"РЕМОНТ ЧАСОВ СВОИМИ РУКАМИ"
Пособие для начинающего мастера

Введение

Классификация

Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

Основные узлы часового механизма

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Принцип действия часового механизма

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Разборка наручных часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

1 — баланс;

2 — ролик двойной;

3 — ось баланса;

4 — камень сквозной;

5 и 6-калош накладной и импульсный;

7 — копье;

8 — штифты ограничительные;

9 — вилка анкерная;

10 — ось анкерной вилки;

11 и 12-полеты входная и выходная;

13 — спираль;

14 — колодка спирали;

15 и 16 — штифты регулировочного градусника;

17 — колесо анкерное;

18 — камень сквозной;

19 — триб анкерного колеса;

20 — колесо секундное;

21 — триб секундного колеса;

22 — стрелка секундная;

23 — колесо промежуточное;

24 — триб промежуточного колеса;

25 — колесо центральное;

26 — триб центрального колеса;

27 — барабан;

28 — пружина заводная;

29 — вал барабана;

30 — накладка мечевидная;

31 — колесо барабанное;

32 — собачка;

33 — пружина собачки;

34 — муфта кулачковая;

35 — колесо заводное;

36 — триб заводной;

37 — вал заводной;

38 — рычаг переводной;

39 — пружина переводного рычага (фиксатор);

40 — рычаг заводной;

41 — пружина заводного рычага;

42 и 43 — колеса переводные;

44 — колесо вексельное;

45 — триб вексельного колеса;

46 — колесо часовое;

47 — стрелка часовая;

48 — стрелка минутная;

49 — триб минутной стрелки (минутник)

Разборка проводится в следующей последовательности:

— Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.

— Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.

— Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.

— Снять стрелки, освободить и снять циферблат.

Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой.

Глава 1. Ремонт механических часов

Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.

— Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5–2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.

— Снять анкерный мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).

— Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.

— Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.

Браслет, пожалуй, самая универсальная вещь в списке женских аксессуаров. По сути, его очень просто сделать самой, причем материалы, формы и способы изготовления могут быть абсолютно разными. Мы предлагаем свою краткую инструкцию по изготовлению браслета в домашних условиях.

ШАГ 1

ЗАКУПИТЕ МАТЕРИАЛЫ

Чтобы изготовить браслет согласно нашей инструкции, вам понадобятся бусины, декоративная тесьма, декоративный шнур, пластиковая бутылка, проволока, кусачки, ручная дрель, клейкая лента и клей «Супер Момент». Довольно интересный список, не так ли?

ШАГ 2

СДЕЛАЙТЕ ПЕТЛЮ

Эффективный, но в то же время крайне простой в изготовлении браслет можно получить, просто нанизывая крупные бусины на декоративный тонкий шнур. Для этого отрезок шнура сложите вдвое и недалеко от места сгиба закрепите узел так, чтоб получилась петля. Размера петли должно быть достаточно, чтобы продеть сквозь нее самую крупную бусину, которая и будет застежкой для браслета.

ШАГ 2

НАЧИНАЙТЕ НАНИЗЫВАТЬ БУСИНЫ

Возьмите в руки свой сложенный вдвое шнурок и начинайте нанизывать на него бусины.

Ремонт часов своими руками

Если их для браслета недостаточно, после каждой новой бусины затягивайте на шнуре узел.

ШАГ 3

ЗАФИКСИРУЙТЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ БРАСЛЕТА

Когда вы заполните бусинами достаточную длину чтобы обхватить запястье, зафиксируйте компоненты браслета. Для этого затяните на шнуре узел и добавьте после него пуговицу или крупную бусину, которая в будущем будет служить застежкой. После этого одним узлом закрепите последний компонент браслета - и обрежьте лишний шнур.

ШАГ 4

ДОБАВЬТЕ РАКУШЕК

Чтобы сделать браслет оригинальнее, чередуйте бусинки с небольшими ракушками. Чтобы получить нужное вам отверстие, сначала скотчем прикрепите ракушку к разделочной доске, а потом сквозь клейкую ленту ручной дрелью со сверлом диаметром 2 мм просверлите отверстие.

ШАГ 5

СОХРАНЯЙТЕ ФОРМУ С ПОМОЩЬЮ ПРОВОЛОКИ
Если вы хотите сохранить форму своего украшения, возьмите проволоку с эффектом памяти. Кусачками отделите от мотка нужное количество витков, потом один из концов проволоки обработайте клеем и нанижите на него несколько бусин. Затем наденьте на проволоку остальные бусины. Чтобы ваше украшение не рассыпалось, со вторым концом проволоки повторите то же, что и с первым: нанесите клей и посадите бусины.

ШАГ 6

В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПЛАСТИК

Как жесткую основу можно использовать и отрезанный от бутылки кусок обычного пластика. Просто соедините в кольцо пластиковую полосу и клейкой лентой зафиксируйте ее края.

ШАГ 7

УКРАСЬТЕ БРАСЛЕТ

Внешнюю сторону браслета можно весело украсить полоской ткани с узором или широкой декоративной тесьмой. Для этого возьмите кусок тесьмы с длиной, превышающей длину окружности на размер припуска на шов. Затем стачайте концы тканевой ленты, сформировав кольцо и натянув его на пластиковую основу. Точно так же сделайте подкладку и разместите ее с внутренней стороны браслета. Обязательно сквозь пластик сколите оба края портновскими булавками, чтобы ткань не сдвинулась при обработке краев. Остался последний штрих: просто, прокалывая пластик, декоративный слой и подкладку, отделайте петельным швом края браслета.

Вот и все. Технику создания замечательного украшения вы уже знаете. Теперь экспериментируйте с формами и декорациями и соберите собственную коллекцию оригинальных украшений ручной работы.

Мастер-класс. Браслет из натуральных бусин

Бусиный браслет из натуральных камней отличное дополнение даже к самому простому повседневному образу. Проявите свою фантазию и создайте оригинальный аксессуар для себя или в подарок для мамы, сестры, подруги, дочки и даже бабушки!

Этот подробный мастер-класс расскажет и покажет как сделать браслет из натуральных бусин своими руками .

Итак, не будем тянуть. Прежде чем приступить к созданию браслета, надо определиться с тем, что нам понадобится.

Для начала узнайте размер вашего запястья, для этого можно измерить его сантиметровой лентой. Бусиный браслет не должен быть тугим, так что прибавьте несколько миллиметров для удобства ношения и для того, чтобы браслет мог свободно перемещаться по руке. Самый популярный размер запястья 16-17 см.

Г. Солнцев — Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера

Сегодня мы делаем браслет из бусин разных размеров. У нас 12 бусин диаметром 10 мм, 6 бусин диаметром 8 мм, 1 бейл шириной 4 мм. Общая длина получилась 17,2 мм. Так же нам понадобится резинка — эластичная нить диаметром 0,5 или 0,6 мм, будет достаточно длины 0,5 метра, декоративная подвеска, одно соединительное колечко диаметром 4 мм и инструменты.

Нанизываем бусины в на резинку в том порядке, в котором вы задумали, размещая бейлик в центре будущего браслета.

Затягиваем первый узел, и не просто завязываем, а именно растягиваем эластичную нить так, чтобы она натянулась и стала упругой. Лучше сделать два узелка, чтоб резинка не развязалась.

Эластичная нить, которую мы используем практически невозможно порвать, но у нее есть свойство растягиваться со временем. Поэтому, для того, чтобы браслет служил вам долго, мы собираем браслет "в две нити". После того, как завязали первый узел, оставшиеся хвостики мы продолжаем протягивать дальше через бусины в том же направлении.

Протягиваем хвостик до бейлика

Повторяем то же со вторым хвостиком

Затягиваем второй узел под бейликом. Здесь нужно еще немного подтянуть нить. Можно завязать 2 узелочка, обернуть кончиками первую нить и завязать еще 1-2 узелочка.

Отрезаем кончики эластичной нити, оставляя 1-2 мм, чтобы исключить возможность развязывания. Такой узелок спрячется под бейлик и его не будет видно вообще.

Браслет готов! Осталось дополнить его подвеской. Для этого нам понадобится одинарное соединительное колечко. Берем самое маленькое и менее заметное диаметром 4 мм или 5 мм. Колечки бОльших диаметров подойдут, если вы хотите удлинить подвеску или если она имеет элементы, которые направлены наверх, могут упираться в бусины и препятствовать свободному положению подвески.

Раскрываем колечко с помощью плоскогубцев. Чтобы не портить ногти, лучше придерживать его обычным пинцетиком.

На раскрытое колечко надеваем подвеску и бейлик

Аккуратно зажимаем плоскогубцами соединительное колечко

Наш браслет готов! 🙂

Для этого браслета понадобились:

Бусины Агат Белый граненый 10 мм

Бусины Агат Небесный граненый 8 мм

Бейл Гладкий

Подвеска Снежинка

Соединительное колечко 4 мм

Эластичная силиконовая нить 0,6 мм

Наше путешествие в увлекательный мир часовых тонкостей продолжается! Мы уже обращали внимание на материалы, из которых сделаны корпуса часов.

Говорили о ремешках. Упоминали и о роли корпуса в ценообразовании часов. День сегодняшний уготовил нам возможность поближе взглянуть на застёжки, которые призваны фиксировать часы (не без помощи ремешка, конечно же) на нашем запястье.

Классическая овальная или прямоугольная застёжка сопровождает наручные часы с первых дней их существования. Такую застёжку можно встретить на множестве моделей производства самых разных компаний. Однако, осталось неизвестным имя человека, впервые использовавшего овальную или прямоугольную застёжку на ремешке часов. Время неумолимо – в нём теряются не только имена, но и предметы. Вот и отверстия в ремешке часов, как правило, изнашиваются раньше того дня, когда по каким – то причинам сломается надёжная и простая пряжка. Справедливости ради, стоит отметить, что классическая застежка одновременная и самая простая в обращении, но и самая пагубная для кожаного ремня. Снимите привычную застёжку со старого ремешка, отнесите в мастерскую – там ей дадут вторую жизнь, но уже на новом ремешке.

Застёжка — бабочка нередко снабжается разнообразными предохранителями, делающими случайное раскрытие невозможным. Данная разновидность застёжек может быть установлена на ремешках, толщина окончания длинной части которых не превышает 3-4 мм. Так же доступны версии с возможностью установки на ремешки, толщина окончания которых составляет 2-2,5 мм или 3,5 – 4 мм.

Застёжка – бабочка выгодно отличается изящным внешним видом, ведь её «крылья» в закрытом положении почти не видны, какую бы версию застёжки вы не выбрали. Длина застёжки-«бабочки» меньше многих других разновидностей застёжек, а «посадка» на руку столь же мягкая. Застёжки — бабочки могут быть автоматическими – нажатие на боковые кнопки приводит в действие механизм раскрытия.

Раскладывающаяся застёжка устроена довольно интересно. Её в начале 20-го века изобрёл и запатентовал знаменитый французский часовщик Эдмонд Егэ (Edmond Jaeger). Данная застёжка вобрала в себя всё лучшее от застёжки – бабочки и классической застёжки. И пусть размеры не добавляют ей изящества, зато надёжное расположение часов на запястье гарантировано. Браслет никогда не размыкается полностью, а лишь раскладывается на несколько частей, позволяя надеть часы на запястье. Раскладывающиеся застёжки часто оборудованы несколькими предохранителями – это не только особая кнопка, без использования которой открытие застёжки невозможно, но и дополнительный внешний заслон, оберегающий кнопку от случайного нажатия. Раскладывающаяся застёжка устанавливается как на ремешки из мягких материалов – кожи, ткани, так и на стальные браслеты. Раскладывающаяся застёжка снискала популярность у людей, образ жизни которых предполагает круговорот событий. Дайверы, скалолазы, военные часто выбирают часы с раскладывающейся застёжкой.

С клипсой новичку придется не просто. Но на помощь придет наша «инструкция по применению»:

Существует так же и застежка — раскладной замок . Такой вид застежки используется только на металлических браслетах. Удобство состоит в том, что браслет можно подгонять под любое запястье перемещением застежки. И не надо идти в мастеру, чтобы внять пару-тройку звеньев.

А некоторые модели часов выпускаются и вовсе без застёжек! Их ремешок представляет собой браслет, надёжно фиксирующийся на руке. Такие часы выглядят очень красиво, а их браслет может быть украшен драгоценными камнями.

Вообще стоит отметить, что застежки на женских часах, представляющих собой больше эффектное украшение, могут быть совершенно разные! Порой, даже самые невообразимые! Ну что ж, женщины любят эффектные вещи!

» Как правильно одеть

Как правильно одеть ремешок на часы

Замена браслета на часах.

Очень часто возникает необходимость заменить старый браслет который пришёл в негодность или утративший свою актуальность на новый. Мы постараемся помочь вам в этом. Для того чтоб заменить браслет или ремешок на часах вам не понадобиться специальные инструменты или приспособления. Всё что вам нужно это желание и новый браслет или ремешок.

Итак для замены браслета или ремешка вы должны приобрести новый аксессуар. При приобретении нового браслета или ремешка вы должны учитывать несколько факторов. Во-первых, заменяемый браслет (ремешок) должен иметь аналогичный размер. Размер — это ширина браслета, которая измеряется в миллиметрах. На некоторых моделях ремешков размер может быть указан на обратной стороне.


Во-вторых, материал из которого изготовлены аксессуары.

Если это браслет то материал для него должен быть антиаллергенный, если он имеет покрытие, то оно должно быть нестираемым или трудностираемым. Самым оптимальным материалом для браслета является нержавеющая сталь. При выборе браслета следует учитывать материалы из которого изготовлен корпус часов. Например если корпус часов изготовлен из титана, то и браслет стоит выбирать из такого же материала. В настоящее время очень большую популярность имеют ремешки. Они изготавливаются из всевозможных материалов и имеют разнообразную цветовую гамму, которая может подойти под любой гардероб даже самой изысканной моднице. Ремешки могут быть изготовлены из различных видов кожи (крокодила, страуса, змеи, телячьей и т.д.), иметь различную эластичность (одни более грубые, другие более мягкие). Для изготовления ремешков используют такие материалы как — каучук, силикон, кожа, различные виды ткани и другие материалы.

Как крепиться браслет к корпусу часов?

Для крепления браслетов и ремешков используют специальные ушки . их ещё называют — палочки, штырьки и т.д. но это не правильно. Что они из себя представляют — трубка внутри которой расположена пружинка, из трубки выступают штифты, которые могут иметь разнообразную форму. Именно эти штифты и удерживают ушко в корпусе часов под воздействием пружины. Для того чтоб штифты не выпадали из трубки под воздействием пружины их запрессовывают, но при этом они имеют свободный ход в несколько милиметров вдоль оси ушка. Именно благодаря этому свободному ходу мы и имеем возможность вставлять и вынимать ушки из проушин часов. Ушки могут быть изготовлены из латуни и нержавейки, иметь цельную трубку или имеющую продольный разрез (используются в дешёвых часах, быстро ломается).

В зависимости от конструкций браслетов ушки могут иметь различный диаметр, если для ремешков диаметр ушка не имеет значения, то для браслета наоборот имеет. Существуют браслеты в которые вставляются ушки определённого диаметра а более толстые туда просто не вставляются. С помощью ушек так же крепятся пряжки к ремешкам и замки к браслетам.

Для того чтобы снять браслет с корпуса часов, необходимо утопить выступающий штифт. На изнаночной стороне браслета для этих целей имеются специальные пазы.

С помощью остро заточенной тонкой отвертки утапливаем штифт в середину трубки и вынимаем браслет.

Ремешок, в отличии от браслета не имеет никаких пазов на изнаночной стороне (за исключением пластмассовых, силиконовых и т.д), связано это с тем, что он эластичный. Благодаря этой особенности мы можем утопить выступающий штифт с помощью той же отвёртки или с помощью ножа. При вынимании браслета (ремешка) следует быть особо аккуратным и придерживать выступающий штифт, после длительного пользования часами, запрессованный штифт может распресосоваться и под действием пружины вылететь.

Как правильно установить браслет?

Следует знать, что для правильной установки браслета необходимо придерживаться некоторых правил.

1. При установке нового браслета (ремешка) проследите за тем чтоб ширина браслета соответствовала растоянию предназначеному для браслета. Если браслет будет уже, то есть вероятность самопроизвольного выпадания ушка.

2.Устанавливать браслет следует таким образом, чтобы открытие замка происходило от цифры 6, а не от 12. При установке ремешка состоящего из двух частей, ту часть которая имеет пряжку устанавливают над цифрой 12, соответственно без пряжки под цифрой 6.

Установка браслета не вызывает особых сложностей. Первое что мы делаем вставляем ушко в отверстие браслета, затем один из выступающих штифтов вставляем в отверстие проушины, после этого второй выступающий штифт прижимаем ко второй проушине. Затем надавливаем на штифт отвёрткой или другим предметом и вставляем ушко между проушинами. Всё что нам остаётся это попасть выступающим штифтом в отверстие проушины.

Для этого можно использовать отвёртку и пазы на изнаночной стороне браслета, с помощью которых вы снимали браслет.

После того как вы установите браслет или ремешок, незабудьте проверить надёжность крепления ушек. Для этого достаточно приложить определённое усилие и постораться оторвать браслет от корпуса часов. Это позволит вам убедиться в надёжности крепления браслета, целостности ушек, а так же поможет вам не потерять ваши часы.

Замена ремешка наручных часов

Со временем, материал, закрепляющий хронограф на запястье изнашивается и теряет особенности своего внешнего вида. Замена ремешка на часах поможет вам обновить аксессуар. Большинство изделий изначально имеют возможность смены материала. Более того, выполнить работу по силам каждому.

Для работы вам понадобится мягкая поверхность, на которой не поцарапается стекло часов. Если вы смотрели видео, как заменить ремешок на часах – очень хорошо. Вы имеет представление о то, что требуется сделать. Также, если у вас нет специального набора, потребуется прибор для снятия заусенцев с двойным разветвлением. Он отлично цепляется за пружинный стержень.

Инструкция

Как поменять ремешок на часах самому в домашних условиях? Для этого выполните следующий порядок действий:

  • Для начала расположите хронограф задней панелью вверх.

  • В месте крепления ремешка, корпус имеет выступы. Именно в них находятся пружинные стержни. Возьмите инструмент и аккуратно, чтобы не поцарапать корпус, подденьте шпильку с одной стороны.

  • Как только вы зацепитесь за стержень надавите его в сторону, чтобы он вышел из паза.
  • Теперь одну часть ремешка можно снять. Находящуюся внутри шпильку необходимо вытащить из материала и положить на видное место.

  • Повторите действие для второй части.
  • Проденьте стержень в крепление нового ремешка. Для этого, возможно, придется приложить усилия.
  • Вставьте один из выступов шпиль в паз и надавите на вторую часть. После чего постарайтесь попасть надавленным концом во второй разъем. Если вы все сделали правильно, то услышите щелчок. Это значит, что крепление встало на место.

  • Сделайте то же для второй части.
  • Потяните за обе части. Если материал держится крепко, значит хронограф готов к эксплуатации.
  • Поняв, как вставить ремешок в часы, вы можете периодически обновлять материал. Это позволит придать эстетичности и разнообразия внешнему виду изделия.

    Как правильно носить часы

    В нынешнем обществе существует много правил и условностей при носке часов. Они зависят от стиля одежды, человека, пола и посещаемого мероприятия.

    Первая условность состоит в том, что лицам разного пола необходимо носить такой аксессуар на разных руках, так же как и располагаются застежки на одежде. А на какое запястье надеть часы, чтобы было удобно, каждый любитель часов выбирает сам лично. В основном это неведущая рука. Правша надевает часовой механизм на левую кисть, а левша на правую. В этом случае рука с часами более свободна, ведь противоположной кистью человек пишет, что-то постоянно удерживает, мешает, клацает. Еще так легче считывать информацию с часов, которая более свободна, нежели ведущая.

    Существует правило плотности облегания ремешка часов запястья. Мужской аксессуар не должен быть достаточно свободным. Он должен хорошо прилегать к запястью, не спадать или перелавливать его. Расстояние между ремешком и кожей не должно быть больше величины указательного пальца.

    Для девушек это не имеет никакого значения. Часики могут свободно передвигаться по руке или плотно сидеть на запястье. Единственным исключением является деловая встреча, тогда браслет должен быть зафиксированным.

    Для создания делового образа мужчин часы не стоит натягивать на манжет рубашки. Они должны хорошо фиксироваться на руке. Манжет должен легко опускаться на часовой механизм. При этом желательно, чтобы сами часы были в одном стиле с одеждой, а подобрать такие на timebar.ua будет легко.

    Женщины и девушки могут себе позволить надевать часы поверх рукава. Но такой прием не допускается в официальной или рабочей атмосфере.

    Несколько лет назад считалось за правило подбирать цвет часов и других украшений в одной цветовой гамме. На сегодняшний день оно не берется во внимания, учитывая то, что в ювелирных магазинах появляются часы, которые сочетают в себе два разных по цвету и происхождению метала. Оно учитывается при выборе аксессуаров для деловой встречи. Также необходимо быть осторожным при сочетании с другими крупногабаритными украшениями.

    Допускается сочетания браслета и часов, как на разных руках, так и на одной, когда браслет одевается выше.

    Как украшения часы носятся в разных вариантах: по одному экземпляру на каждую руку. Двое часов на одно запястье, причем один вариант должен быть намного ярче другого. Женщины могут носить этот аксессуар поверх рукавов или перчаток. Все зависит от креативности и смелости человека.

    Продолжение. Часть вторая.

    Итак, первую часть мы прошли. Инструмента немного набрались. Места где произрастает инструмент разведали. Рабочее место себе заготовили. И вообще - пока этим всем занимались - неплохо погуляли по воздуху и получше узнали злачные места и окрестности. Первая часть предполагала достаточно многие перемещения и внимательность при походах - надо было ИСКАТЬ. Что искать - ФСЕ! Все интересное и на наш еще не натренированный взгляд - могущее нам пригодиться и необычное. Чем-то напоминает плюшничество. Каков результат:

    Инструмент. Какой? Во-первых отвертки, потом пинцеты. К ним - бинокулярную лупу, кисточки, чашки Петри и иголки. Добыли немного масла. Да хоть для швейных машин. Ну нет другого. Считаем что у нас больше ничего нет. НЕТ. Все. Обходимся этим примитивным набором. Но без него - начинать не стоит.

    Набрали тушек часов.

    Разных. Старых. Наручных. Набрали просто механизмов - на запчасти.

    Брали без разбору, все что дешевле стоимости полпачки дешевых сигарет. Это их цена. Полпачки Беломора или Примы. Стоимость проезда в троллейбусе. Больше они стоить не должны. Вне зависимости от состояния - целые-битые. Критериев только два. Первый - обязательный - не ржавые. Второй - желательный - чтобы были в сборе (все детали на месте) - вне зависимости от целости. Хлам. Рассортируем. Что у нас есть?

    Наручные женские.

    - Звезда. Старые. Механизм бочкообразной формы калибр 18 мм. Якобы в доисторические времена привезли в нам Французы и собрали завод LIP. Так что все это - Французы.

    - Заря - Пензенский часовой завод

    - Чайка - стандартные маленькие механизмы, достаточно старые, но живучие

    - Слава - более новые механизмы

    Множество иных названий. Все Советские. СССР. Видать государство заботилось о рабочем классе - часы выпускало. Чтобы на работу не опаздывали. Наверное.

    Мужские наручные часы.

    - Победа . Москва. Маяк. Под этим названиями выпускалось много часов. Мы говорим не о часах. О механизмах.

    Принципиально 2 типа механизмов.

    - «высокий» механизм - например 1МЧЗ - «Москва». Центральная секундная стрелка. На его базе собирались большинство часов - вплоть до известных «Спорт». Они останавливались при вытягивании заводной головки. Эрзац-секундомер. Более старый тип механизма. Технический калибр не называем - нет смысла. Заказать детали под калибр все равно невозможно.

    - «низкий» механизм - более современный. Боковая секундная стрелка.

    И в первом и во втором случае разные заводы выпускали кучу модификаций механизмов - с улучшениями, упрощениями, рац. Предложениями. Также была куча видов внешней отделки. Удовлетворяли взыскательного потребителя.

    Кроме этого - полная радуга других часовых механизмов:

    Слава - 2 типа механизмов, с автоподзаводом и без автоподзавода. В интернете где-то указывалось - прообраз LIP-T-15. Опять Французы.

    Усложненные часы

    С будильником

    Хронометр

    Для слепых

    Наша задача - научиться разбирать и собирать. Дальше каждый будет идти своей дорогой. Один будет только разбирать. Другой будет собирать на 50% а потом - по мере надоедания или мирно выбрасывать в мусор (обычнее привычки - водка-танцы пересилят), другие - со злости что не получается - бить на наковальне молотком. Третьи - спокойно разберут еще раз, отложат на пару дней и опять попробуют. Это нормальная форма поведения для столь необычного хобби - точная механика.

    Начнем с более простого направления - мужские наручные часы. Они побольше женских Лучше можно рассмотреть без микроскопа. Пример - «низкая» Победа. Она для нас - самая простая. «Высокая» сложнее для первого раза. Схема часов в принципе идентична у всех одноплатинных часов. Поэтому необходимо просто один раз понять и запомнить несколько достаточно простых схем. Для первых тренировок - просто зарисовывать то что мы разбираем.

    Корпус:

    Задняя крышка.

    Задних крышек есть несколько типов. Все различие - по манере закрывания.

    Захлопывающиеся. Отличительная особенность - обычно при внимательном рассмотрении можно найти лыску, в которую вгоняется нож для того чтобы при сильном нажатии ее открыть. В современном электронном ширпотребе очень часто практикуется подобная крышка, но с проточками как бы для откручивания - хороший прикол. Если не знаешь - то хоть стреляйся - открутить не сможешь.

    Лыска в кольце стекла. Это не крышка.

    Более современное решение - выступ в крышке.

    А сюда просто вгоняется нож

    Винтовые, с винтовым кольцом или с резьбой на самой крышке.

    Или так - по краю крышки видны грани.

    Первый вариант откручиваем или самыми большими портняжьими ножницами (они более жесткие) или обточенными губками старого штангенциркуля. На барахолках частенько могут валяться в развалах ключи вот такого вида.

    Фирменный ключ (куплен в самом обычном магазине для моделистов - модели паровозов, машин и т.д. в Германии) выглядит вот так.

    Достаточно редкий вариант в Советских часах - байонет. Поворачивается на небольшой угол и открываются.

    Замок байонета на крышке

    Итак, часы открыли. Что видим - грязь.

    Много грязи. Мы сразу говорим о том, что со ржавыми часами мы дела иметь не будем. Нет никаких шансов. Ничего сделать нельзя - все надо менять. Ставить новое или точить новое. Это нам пока рано.

    Основные части механизма

    I - баланс.

    II - Колесная система

    III - заводная пружина (может быть две - в Славе)

    IV - храповик - их тоже может быть несколько типов.

    Что делаем в первую очередь - пока мехнизм находится в корпусе - спускаем заводную пружину. Если головка в тушке сохранилась и ее можно провернуть (она на стерта до основания) - пробуем слегка ее провернуть в сторону завода и смотрим на храповик. Он должен слегка провернуться и проскочить на пару зубьев. Это нам и надо - иголкой поддерживаем его в отведенном состоянии и без рывков даем заводной головке провернуться и распустить пружину слегка отпуская головку между пальцами.

    Сразу ставим перед собой как минимум 2 чашки Петри. Или белых тарелки или блюда с ровным плоским дном. Диаметр 15-20 см. Я пользуюсь чашками Петри. Их проще накрывать на время перерывов.

    Вытаскиваем заводную головку. Для этого надо прижать иглой фиксатор.

    Вытаскиваем механизм из корпуса. Иногда это делается в сторону задней крышки. В нашем случае - наоборот. Снимается кольцо со стеклом и механизм вынимается в стлорону циферблата.

    Снимаем стрелки

    Минутная общем-то просто - да хоть отверткой

    Часовая и секундная - это уже немного приключений. Инструмент - выдран кусок из реле (было какое-то электрическое рле - там материал на контактных группах именно тот что нам и надо - жесткий и тонкий. Подогнули - и есть нужный нам инструмент)

    Откручиваем баланс. Размер (калибр) отвертки должен соответствовать размеру винта.

    Винт открутили и как этот весь узел его поднять? - а у него обычно есть специальные пазы, в которые можно воткнуть отвертку и разнять платину баланса от основы.

    Баланс берем вот так.

    Все постепенно раскладываем по чашкам Петри.

    Раскручиваем винты блока заводной пружины. В часах есть одна хитрость - если винт с многими проточками - значит он с левой резьбой.

    Под циферблатом - узел колес стрелок (I) и узел завода и переброса головки из положения завода в положение перевода стрелок (II) (называется по научному - ремонтуар). Разбираем.

    Снимаем минутный триб. Это единственный узел в часах где требуется приложение усилия. Дергаем достаточно сильно. Если соскочили - повторим. Он всегда снимается с усилием. Главное - не бояться.

    При разборке узла преревода стрелок (ремонтуара) - особое внмимание на пружину.

    У нее есть противное свойство - щелкать и улетать в неопределенном направлении. Против этого простой прием - прикрываем (прижимаем) всю ее слегка просто пальцем и осторожно иглой из-под пальца «выщелкиваем»

    Все складываем в чашку Петри

    Теперь самое длительное и аккуратное. Помывка.

    Берем неглубокую плошку. Льем туда бензин. И моем. Кисточкой и зубочистками. До блеска. Чтобы не оставалось никакой грязи.

    Для мелких механизмов - беличья кисть. Пожестче. Для крупных механизмов - будильники, карманные часы - можно попробовать мягкие художественные кисти для маслянных красок.

    Сушим: сначала положим после бензина на бумажную салфетку. Обычно я беру тажелую картонку и на нее ложу кусок бумажного полотенца. Чтобы не прыгало и не скакало. Салфетки и полотенца подбирать по критерию - чем меньше ворсинок - тем лучше.

    Пусть бензин впитается. Просто положим. Потом берем детали пинцетом и обдуваем воздухом из резиновой груши (клизмы) чтобы из отверстий выдуть бензин. И так последовательно все элементы часов, которые лежат в чашке Петри или на импровизированной «сушилке». Узел за узлом. Имеется в виду вот что: если открутили платину а с ней - 3 винта - ложим их вместе. Считаем - «это наш узел». Дабы не перепутать винты и детали. Ложим их на те же места в чашку Петри. Или лучше в чистую чашку. Старую - потом помоем и протрем. Это если не предполагаем собирать быстро. Или собираем «с листа» - с салфетки. Но это при определенном опыте, навыке и скорости работы. Баланс. Пока опыта большого нет - не разбираем. Так блок платинка-спираль-баланс пихаем в ванночку с бензином и долго просто полощем в бензине. Ясно, что это неправильно. Надо все разбирать и т.д. - У НАС ПОКА НЕТ ОПЫТА. Выпотрошим 5-10 часов, а тогда будем смотреть на баланс. На то как он разбирается. Читать книги. И делать по мудрым книгам (если там это подробно описано).

    Некое замечание о заводной пружине. Ничего не делаем. Просто снаружи обтираем салфеткой. Кистью чистим зубья. Пока больше ничего не делаем. С разборкой, смазкой, сборкой и заменой пружины будем развлекаться слудующий раз. Опыта пока нет. Сложно это.

    А теперь более интеллектуальная работа - собрать полученный пазл

    Все выполняется в следующем порядке:

    Заводная пружина

    Колесная система. Тоже немного поразвлекаемся. Шестерни в нижние камни мы расставили. Платиной накрыли, а потом нам надо пинцетом шевелить верхнюю платину во все стороны до момента, когда верхние оси шестерен не попадут в камни. Немного муторно, но выполнимо. Иногда можно попробовать помочь процессу тонкой иголкой шевелить шестерни до которых можно достать. Основное правило - НИКАКОГО НАСИЛИЯ. Все должно выполняться без каких бы то ни было усилий. Все само по себе со временем «вщелкивается» на свои места и платинка заметно «падает» вниз. Часовой механизм - вещь достаточно тонкая, усилия очень малые, потери усилий при работе тоже очень малые, соответственно - он не может собираться на тугих посадках - ИХ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ. Если верхняя платина не садится на место - щестерня не села в камни. Или пока мы все это шевелили - выскочила из нижнего камня. Еще раз повторим - УСИЛИЙ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Критерием правильности сборки может быть следующее: слегка провернем барабан заводной пружины. ТОЛЬКР СЛЕГКА - все шестерни должны начать поворачиваться. Это все - практически почти без усилий на заводном барабане.

    Ставим на место анкерную вилку

    Ставим на место баланс.

    Смазываем камни сверху - со стороны задней крышки. Для этого используем самодельную маслодозировку.

    Переворачиваем механизм, смазываем все камни со стороны циферблата. Собираем механизм заводной головки.

    Пружинка. Еще одно приключение. Прижимаем ее всю широкой отверткой. Иглой заправляем на место. Пружины - наверное самое паскудное что есть во всей этой работе. Скачут. И будем мы страдать с ними а) пока не натренируем руки и б) пока не наберем тушек часов с которых без зазрения совести будем тащить запчасти.

    Поставили на место. Не дышим. А вдруг выскочит.

    Собираем колеса стрелок. Минутный триб сильно насаживаем на ось шестерни. Чем? Да что под руку попадет примерно подходящее. Как снимали так и ставим. Упираемся. Прийдется сильно прижать триб до щелчка.

    Смазываем. Что там смазывать - если вы этот пазл собрали - сообразили - то по поводу смазки тоже прийдется подумать и смазать самостоятельно. Основное правило - смазывать только маслодозировкой и по минимуму. Смазываются все трущиеся части. Платины должны быть сухие. На то она и выемка в камнях - чтобы масло за ее пределы не растекалось. Камни анкерной вилки не смазываем. Рано пока. Микроскоп нужен.

    Ставим циферблат.

    Ставим механизм в корпус.

    Нажимая фиксатор заводной головки ставвим ее на место. Заводим. Наслаждаемся. СДЕЛАЛИ!!! САМИ!!!

    Богдан Ясинецкий

    [email protected]

    С помощью этой книги вы сможете освоить основы ремонта всех видов часовых механизмов. Легкий стиль подачи материала и понятные иллюстрации помогут начинающим, а книга в целом дополнит познания мастера.

    Разборка наручных часов.
    Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1). Разборка проводится в следующей последовательности:
    - Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.
    - Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.
    - Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.
    - Снять стрелки, освободить и снять циферблат.

    Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.
    - Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5–2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Ремонт часов своими руками, Пособие для начинающего мастера, Солнцев Г., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Цифровая обработка в оптико-электронных системах, Часть 1, 2017
    • Учебник младшего специалиста радиотехнических войск, Часть 1, Инце А.К., 1980
    • Учебное пособие для курсового и дипломного проектирования по электроснабжению промышленных предприятий, Федоров А.А., Старкова Л.Е., 1987

    Следующие учебники и книги.

    Солнцев Г


    "РЕМОНТ ЧАСОВ СВОИМИ РУКАМИ"

    Пособие для начинающего мастера

    Введение

    Классификация

    Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

    По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

    Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции - это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

    Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах - автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

    Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

    Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов - наручных и будильников.


    Основные узлы часового механизма

    В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

    Источником энергии в часах является двигатель.

    Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

    Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма - платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая - циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной - стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.


    Принцип действия часового механизма

    Заводная головка навинчена на заводной вал.

    При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее - на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно - секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

    Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

    Глава 1. Ремонт механических часов

    Разборка наручных часов

    Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

    Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

    1 - баланс;

    2 - ролик двойной;

    3 - ось баланса;

    4 - камень сквозной;

    5 и 6-калош накладной и импульсный;

    8 - штифты ограничительные;

    9 - вилка анкерная;

    10 - ось анкерной вилки;

    11 и 12-полеты входная и выходная;

    13 - спираль;

    14 - колодка спирали;

    15 и 16 - штифты регулировочного градусника;

    17 - колесо анкерное;

    18 - камень сквозной;

    19 - триб анкерного колеса;

    20 - колесо секундное;

    21 - триб секундного колеса;

    22 - стрелка секундная;

    23 - колесо промежуточное;

    24 - триб промежуточного колеса;

    25 - колесо центральное;

    26 - триб центрального колеса;

    27 - барабан;

    28 - пружина заводная;

    29 - вал барабана;

    30 - накладка мечевидная;

    31 - колесо барабанное;

    32 - собачка;

    33 - пружина собачки;

    34 - муфта кулачковая;

    35 - колесо заводное;

    36 - триб заводной;

    37 - вал заводной;

    38 - рычаг переводной;

    39 - пружина переводного рычага (фиксатор);

    40 - рычаг заводной;

    41 - пружина заводного рычага;

    42 и 43 - колеса переводные;

    44 - колесо вексельное;

    45 - триб вексельного колеса;

    46 - колесо часовое;

    47 - стрелка часовая;

    48 - стрелка минутная;

    49 - триб минутной стрелки (минутник)


    Разборка проводится в следующей последовательности:

    Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.

    Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.

    Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.

    Снять стрелки, освободить и снять циферблат.

    Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.

    Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5–2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.

    Снять анкерный мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).

    Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.

    Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!