Технология выполнения штукатурки сграффито способом выцарапывания. Техника выполнения сграффито при отделке домов и помещений

Декоративными штукатурками отделывают фасады и интерьеры зданий. Отделанная декоративной штукатуркой поверхность не требует последующей окраски. В современном строительстве чаще всего применяют штукатурку сграффито, тонкослойную синтетическую, декоративную штукатурку с каменной крошкой и тонкослойную на основе цементно-коллоидного клея. Декоративная штукатурка от обычной отличается составом накрывочных растворов, методом их нанесения и обработки.

Штукатуркой сграффито в основном отделывают фасады зданий, архитектурные элементы. Сграффито – цветная декоративная штукатурка, в которую входят грунт и два или более накрывочных цветных слоев с процарапанным силуэтным рисунком. Штукатурку сграффито приготовляют из тех же материалов, что и обычную цветную известково-песчаную штукатурку, но с более высоким качеством. Главными компонентами штукатурки сграффито являются известковое тесто, кварцевый песок в чистом виде, пигменты, цемент (в качестве добавки в количестве десяти-пятнадцати процентов от объема теста из извести). Сграффито выполняют не только процарапыванием верхних штукатурных слоев, но и нанесением пластичного раствора штукатурки по шаблонам-трафаретам.

Штукатуркой сграффито оштукатуривают следующим образом. Сначала поверхность подготавливают, затем на нее наносят грунт, раствор для грунта берут из того же раствора, приготовленного для оштукатуривания всей площади поверхности. Слой грунта нацарапывают, после перед тем как нанести накрывочные слои его выдерживают, а потом смачивают водой. Слой накрывки намазывают или набрасывают. Чтобы не образовывались пустоты, каждый нанесенный растворный слой тщательно разравнивают и уплотняют. Накрывочный слой штукатурки стены внутри обрабатываемого помещения или всего здания и верхний отделочный цветной слой штукатурки сграффито должны располагаться в одной плоскости. Толщина первого цветного слоя, наносимого на грунт, должна быть не меньше пяти миллиметров. Последующие слои можно делать толщиной в один-два миллиметра, их иногда наносят кистью, не используя полутерки.

При нанесении кистью поверхность окрашивают жидким раствором с мукой из мрамора. После того как цветные накрывочные слои затвердеют примерно через два-четыре часа, приступают к процарапыванию штукатурки граффито инструментами различных форм. Выполнив процарапывание, всю поверхность прочищают щеткой или обметают кистью.

Декоративные штукатурки с каменной крошкой имитируют твердые породы камней. Готовят декоративный раствор непосредственно на рабочем месте из портландцемента , гранитной, мраморной или керамической крошки, имеющего фракцию три-пять миллиметров. На цвет отделки влияют цветовое сочетание дробленого камня и цвет декоративного раствора, используют для этих целей различные пигменты или цветные цементы. Заполнители бывают и со светлыми тонами, например, как, высевка цветного гранита или мрамора. Добавляют в декоративные растворы щелоче- и светостойкие пигменты – окись хрома, охра, сурик железный и др.

Когда устраивают штукатурку, намет выполняют из сложного раствора по маякам или под правило. Декоративная штукатурка создается обрызгом и тщательно выровненным грунтом. Чтобы накрывочный слой лучше сцепливался с грунтом, последний следует нарезать бороздками, пересекающимися друг с другом. Перед тем как нанести декоративный слой подготовительный слой высушивают. Высохший грунт перед нанесением раствора отделочного слоя смачивают водой через краскопультную удочку или из рукава. При отделке фасадов в жаркую солнечную погоду поверхность слоев штукатурки закрывают рогожей или влажными мешками. Нанесение цветного слоя штукатурки производят непрерывно в пределах, ограниченных элементами архитектуры. Отделанную поверхность спустя сутки промывают рассеянной водяной струей до стекания чистой воды, не имеющей примесь цементного молока. Промывка удаляет цементную пыль и образует чистую поверхность, на которой резко выражена фактура крошки.

Сграффито

Техника выполнения сграффито при отделке домов и помещений

Техника выполнения сграффито распадается на три этапа: подготовку поверхности штукатурки, перенесение контура рисунка на нее и выцарапывание верхних слоев.

а) Подготовка поверхности для сграффито

Приемы нанесения грунта и материалы аналогичны применяемым при обычных цветных штукатурках. На затвердевший, но еще не совсем сухой, основной слой штукатурки (грунт) наносят нижний цветной отделочный слой, а по схватывании его – верхний цветной слой.

б) Перенесение рисунка

Трафарет рисунка изготовляется заранее из картона. Нанесенный на картон контур рисунка накладывается шилом с расстоянием между отверстиями в 1-2 см. При многократном повторении рисунка рекомендуется картон трафарета для его прочности пропитать олифой и высушить.

После того как верхний слой цветной штукатурки перестал пачкать, трафарет с рисунком накладывается на предназначенное для него место, затем берут марлевый мешошек (тампон) наполненный углем или сухой краской (контрастной к цвету верхнего слоя), и простукивают им по трафарету, в результате чего краска, проходя через отверстия, образует на стене точечный контур.

в) Выцарапывание

После перенесения рисунка приступают к выцарапыванию соответствующих мест верхнего слоя штукатурки до нижележащего слоя. Выцарапывают верхний слой специальными ручными инструментами или же особыми сверлами на гибком шланге с электрическим приводом. Выцарапывание рисунка сграффито можно производить до тех пор, пока штукатурка останется пластичной и легко соскабливается. Обычно штукатурка пригодна для выцарапывания в течение 4-12 часов (в зависимости от влажности воздуха и свойств раствора); нанесение верхних цветных слоев следует связать с работой вырезальщиков. Производить выцарапывание на следующий день по нанесении цветных слоев не рекомендуется, так как штукатурка становится хрупкой.

Инструменты и приспособления для выполнения сграффито.

Тонкослойное сграффито

Верхний слой наносят при помощи кисти (кистевая штукатурка); материал – жидкий известковый раствор с добавкой соответствующих красящих пигментов. Рекомендуется добавлять в известь небольшое количество очень мелкого заполнителя. Дальнейший порядок выполнения тонкослойного сграффито аналогичен вышеописанному.

Двухцветное сграффито

Чтобы получить двухцветное сграффито, например желтый рисунок на фоне цвета терракоты, на затвердевший грунт по всей поверхности, подлежащей обработке сграффито, наносится нижний отделочный слой цвета терракоты, а поверх него, после схватывания, - верхний желтый слой. Контуры рисунка наносят припорашиванием, а затем выскребывают верхний слой до обнажения нижнего в тех местах, которые должны быть цвета терракоты.

Трехцветное и многоцветное сграффито

Для получения трехцветного сграффито, например, желтых пальметт и красных усиков на сером фоне, сначала на поверхность грунта переводят припорашиванием рисунок. Контуры пальметт и усиков покрывают соответственно слоем желтого или красного раствора в 2-3 мм толщиной в виде пятен, несколько перекрывающих контуры; по схватывании наносят второй слой для фона, серого цвета, так, чтобы в местах, где нанесен нижний слой, его толщина была в 2-3 мм; в пустых частях рисунка толщина серого слоя составит 4-5 мм. Затем снова наносят рисунок припорашиванием, следя, чтобы контуры его точно совпали с контурами первого перевода, после чего по узорам пальметт и усиков процарапывают верхний слой до нижних цветных пятен. Для большей прочности кромке среза верхнего слоя дают косое направление.

Выполнение двух- и трехцветного сграффито при помощи шаблонов

На схвативший нижний цветной слой штукатурки прикрепляют шаблон-трафарет рисунка, сделанный из тонких досок или фанеры, пропитанных горячей олифой. В шаблоне вырезаны те части рисунка, которые должны быть цвета верхнего отделочного слоя; толщина шаблона должна быть равна будущей толщине верхнего покровного слоя; далее в вырезанные места шаблона наносят верхний слой раствора заподлицо с поверхностью его. По удалении шаблона между пятнами верхнего слоя обнаруживается фон нижнего слоя.

Для трехцветного рисунка (например, желтых цветов с зелеными листьями на сером фоне) на нижний слой серого укрепляют шаблон, в котором вырезаны места, которые должны быть желтого и зеленого цветов; заподлицо с этим шаблоном наносят второй, например, желтый цвет раствора. Оставляя на месте первый шаблон, на него накладываю второй, в котором вырезаны только места зеленого цвета, в заподлицо с ним наносят третий – зеленый слой раствора. По снятии обоих шаблонов обнаружится ступенчато-углубленный трехцветный рисунок: по отношению к верхнему – зеленому слою желтый рисунок будет углублен на 2-3 мм, а серый фон – на 4-6 мм.

Выполнение трехцветного сграффито способом сплошной накрывки

На поверхность штукатурного грунта наносят два цветных штукатурных слоя (первый в 7-8 мм, второй 3-4 мм) и третий малярный (в 0,5-1 мм) кистью выцарапыванием одно верхнего или сразу верзнего и среднего слоев получают трехцветный рисунок. В местах обнажения среднеого слоя выскабливание надо вести очень осторожно, чтобы не прорезать штукатурку до нижнего цветного слоя.

Процесс выполнения сграффито.

Процесс выполнения трехцветного сграффито.

Сграффито выполняется по преимуществу по воздушно-известковой штукатурке, но допустимо также и по цементной.

Ниже на фотографиях показаны примеры сграффито

Сграффито - это древнейшее искусство нанесения изображений на различные предметы. Еще в Древней Греции резьбой по глине украшали керамические изделия. Позднее эта техника распространилась и в Италии, где ее начали использовать для украшения стен. Современную технику сграффито часто применяют для оригинальной отделки стен внутри и снаружи помещения.

Техника выполнения сграффито достаточно проста. Самый простой вариант - это сделать двухцветное сграффито . Для этого на подготовленную и окрашенную стену наносят первый слой штукатурки. Заметьте, что цвета штукатурки и основы должны отличаться. Затем в некоторых местах штукатурку соскребают, вырисовывая определенный рисунок. Таким образом получается двухцветный рисунок.

Чтобы получить многоцветное сграффито , на стену приходится нанести несколько отличающихся по цвету слоев штукатурки. Затем нанесенную штукатурку соскребают на определенную глубину, чтобы обнажить нужный слой.

Сграффито: техника выполнения

Существует два способа рельефного декорирования стен в технике сграффито. Первый способ - это выборка раствора . Сначала следует подготовить трафарет. Перенесите выбранный рисунок с кальки на картон. С помощью толстой швейной иглы на картоне сделайте ряд отверстий, которые будут повторять контуры рисунка. Переносить рисунок можно с помощью обычного марлевого тампона, наполненного мелом или пигментом. Изготовить марлевый тампон очень легко: возьмите квадратный отрезок марли и сложите его вчетверо. В середину положите пигмент и плотно завяжите тампон.

Теперь следует подготовить поверхность, на которой будет находиться сграффито. Для этого на подготовленную основу стены наносят определенное количество слоев штукатурки. Самое прочное сграффито будет получаться из 5 разных слоев . При чем самый первый основной слой будет самым толстым: 7-8 мм. Толщина всех последующих слоев будет колебаться от 2 до 5 мм. Когда штукатурка нанесена на подготовленную поверхность размером 1 м², можно переносить на нее рисунок для сграффито. Для этого наложите трафарет и постучите по нему марлевым тампоном по всему контуру рисунка.


Сграффито выполняют путем вырезания отдельных фрагментов. Сначала вырезают фрагменты самого нижнего слоя штукатурки . Далее вырезают все элементы четвертого слоя и т. д.

В технике сграффито также может быть выполненной с помощью набивки рисунка . Но в этом случае приходится не вырезать орнамент на штукатурке, а набивать его. Для выполнения такого набивного сграффито снова потребуются трафареты. Только на этот раз для каждого цветового элемента рисунка приходится готовить отдельный трафарет. На трафарете потребуется полностью вырезать все элементы, оставив несколько поддерживающих перемычек на рисунке.

Когда трафарет и основная стена готовы, можно приступать к выполнению сграффито. Для этого фоновый слой штукатурки выравнивают и затирают. Когда слой штукатурки уже начнет схватываться (должно пройти 20-30 минут), можно начинать набивать рисунок . Для этого прикладывают трафарет с определенными элементами и кисточкой, смоченной в раствор нужного цвета, выполняют торцующие удары по поверхности стены, придерживаясь вырезанных элементов. Убрав трафарет со стены, можно увидеть, как начинает вырисовываться ваш сграффито. Если в ходе работы некоторые элементы были не закрашены, их набивку заканчивают с помощью тонкой кисти. Также иногда штукатурка может немного расплываться за края рисунка. Не ждите, пока она схватится, сразу же удаляйте излишки штукатурки со стены тонким ножом. К набивке следующего цвета можно приступать только тогда, когда предыдущий слой немного подсохнет.

Отделка декоративной штукатуркой сграффито не занимает слишком много времени. Но всю работу следует выполнять достаточно быстро и аккуратно. Любые погрешности следует сразу же исправлять .

Сграффито: штукатурка

Для сграффито потребуется самая обычная песчано-известковая штукатурка, только более хорошего качества . Также не забудьте, что для закрашивания штукатурки сграффито вам потребуются различные пигменты. Также в некоторых случаях могут понадобиться акриловые краски для выполнения отдельных дополнительных декоративных элементов.








Отделка по "мотивам" сграффито в исполнении мастерской "Диптих"

Когда-то в технике сграффито украшали не только итальянские палаццо и европейские замки, но и фасады советских общественных зданий и жилых домов. Многие российские города носят печать этого монументального декора, часто наивного и эстетически неоднозначного. В современной архитектуре этот проверенный временем способ оформления стен почти не применяется.


Техника сграффито имеет долгую и славную историю: появившись в ренессансной Италии, она быстро распространилась по всей Европе и на протяжении столетий использовалась в архитектуре. Само название «сграффито» происходит от итальянского sgraffito (процарапанный), что практически объясняет особенности создания этого фасадного декора – способом процарапывания рисунка по нескольким слоям штукатурки.

Традиционная европейская практика была такова: на стены наносили слой серого цемента, а поверх него – белую штукатурку. Получался двухцветный рисунок, орнаментальный или сюжетный с изображением бытовых и мифологических сцен.

Сграффито XVI века, Италия

Палаццо della Carvona в Пизе

Благодаря итальянским архитекторам, которых часто приглашали поработать за границей, сграффито прижилось во всей остальной Европе. Сравнительная простоте технических приемов и прочность сделали этот декор повсеместно распространенным: в городах Австрии, Чехии, Германии сохранилось множество старинных зданий с этой монументальной графикой на стенах.

Шварценбергский дворец в Градчанах, Чехия. Сграффито имитирует крупноблочную кладку

Кремс, Австрия. Сграффито на фасаде дома, XVI век

Советское монументальное искусство тоже находило для сграффито широчайшее применение. Возможно, изображения социалистического прошлого не столь изящны, как в ренессансной Италии или барочной Чехии, да и темы далеко не куртуазные. Но в выразительности им не откажешь: кто хоть раз видел на фасаде образы строителей коммунизма, покорителей космоса и пионеров, вряд ли их забудет.

Строительный техникум в Орле

Сегодня сграффито в классическом исполнении применять почти невозможно, потому что основой для этой техники служит штукатурка. А ее используют на фасадах крайне мало, ведь современная архитектура – это чаще всего сплошное фасадное остекление. Да и архитекторы не ищут каких-то эксклюзивных декоративных решений, используя привычные: это покраска, лепнина, в лучшем случае фигурная кирпичная кладка.

Облик городов совершенно изменился, и в общественных зданиях сграффито совсем не встречается, перемещаясь в частное строительство и интерьеры. Кроме того, сграффито – это традиция европейская, и нам в этом смысле не к чему апеллировать. Советское сграффито в качестве традиционной поддержки мы не рассматриваем.

Все же слухи об окончательном исчезновении сграффито можно считать несколько преувеличенными: современные материалы и новые подходы дают возможность возродить забытое старое искусство.

Кристина Косьянковская

художник, руководитель мастерской «Диптих»

– Сграффито можно великолепно применять и сегодня, ведь эта техника позволяет реализовать любое пластическое решение, интересную геометрию, орнамент любой сложности. Но здесь есть одна проблема – бюджет.

Заказчик при выборе штукатурки «начинает за здравие, а кончает за упокой», опускаясь от дорогих марок до турецких, а с них – до местного продукта сомнительного качества.

К сожалению, люди не всегда помнят, что театр начинается с вешалки, а дом – с фасада. Вкладывая в интерьер, они не задумываются, каким лицом их дом повернут к миру. Хотя сейчас появляются проекты, в которых фасад – это красивое лицо.

Дом в стиле модерн, проект архитектора Анны Пятуниной

Сегодня, конечно, никто не будет делать резьбу по сырому колерованному цементу. Это очень трудоемко: нужно учитывать скорость высыхания основы, чтобы успеть точно вовремя превратить ее в рисунок. Сейчас никто не владеет этими навыками. У студента монументально-декоративного факультета еще может получиться практическая работа в 1 кв. метр. А когда стоят леса, и огромная площадь стены …это уже нереально, этот высший пилотаж утрачен.

Однако современные материалы позволяют создавать сграффито в новом прочтении. Только в этом случае не процарапывать изображение, идя вглубь слой за слоем и получая контр-рельеф. А, напротив, добавлять новые слои, дающие ощущение глубины.

Образец рельефного декора для проекта Анны Пятуниной - сграффито в новом прочтении

Мы не называем это техникой сграффито в классическом понимании и даже ее имитацией. Но именно сграффито послужило основой этой декоративной техники, и в своей работе я внутренне опираюсь на его визуальный эффект.

Апеллируя к исторической технике, я вспоминаю увиденные в Европе фасады – замки и городские дома Чехии, палаццо Италии. Те первоисточники, от которых этот монументальный декор берет свое начало. А для убедительности использую покрытия с выразительной поверхностью. Однако не стоит путать нашу технику с декором, который можно просто набить через трафарет. Мы идем дальше, создавая рельефное изображение.

Когда хорошо знаешь классические рецепты и правильный подход, легче адаптироваться к современным материалам, сохранив характер и образ. Так художник, который великолепно владеет техникой академической масляной живописи, легко напишет картину и акрилом.

Изделия из керамики Дорошенко Татьяна Николаевна

Техника «сграффито»

Техника «сграффито»

При использовании техники «сграффито» изделие полностью покрывают ангобом или наносят его широкой полосой. После подсыхания легко нанесите карандашом какой-нибудь орнамент или рисунок, а затем по этим линиям процарапайте ангоб до основы черепка вязальной спицей. Это и будет сграффито (рис. 69).

Из книги Ванная и санузел автора Сухинина Наталья Михайловна

Бытовая техника Домашние электроприборы не зря носят такое название. Это именно приборы, которые требуют к себе бережного и технически грамотного отношения. Их надо оберегать от влаги, поскольку наличие на приборе воды может привести и к несчастному случаю, и к выходу

Из книги Вся поплавочная снасть автора Балачевцев Максим

Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Техника слепой печати Такая печать выполняется с помощью штампов. Существует 2 способа штамповки кожи: горячий и холодный. Для горячей штамповки необходимо нагреть штамп с деревянной ручкой до такой степени, чтобы при попадании на него капли воды происходило шипение.

Из книги Внутренняя отделка. Современные материалы и технологии автора

Техника покраски При окрашивании потолков и стен обратите внимание на направление падающего из окна света. Если вы будете производить покраску кистью, предпоследний слой краски обязательно нанесите против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе после

Из книги Вышитые пейзажи. Цветы и деревья, вышитые крестиком автора Ращупкина С. Ю.

Техника вышивания А теперь ознакомимся с техникой вышивания:1) если вы делаете стежки сверху вниз, то 1-й ряд следует выполнять в направлении справа налево;2) затем нужно выполнить 2-й ряд стежков слева направо (завершая таким образом стежки, выполненные ранее);3) если вы

Из книги Сварочные работы. Практический справочник автора Серикова Галина Алексеевна

Техника газовой сварки Газовая сварка – способ универсальный, но при ее выполнении необходимо помнить, что нагреванию подвергается достаточно большой участок вокруг сварного соединения. Поэтому нельзя исключить возникновение коробления и развитие внутренних

Из книги Практичная мебель для летней дачи автора Серикова Галина Алексеевна

Техника «декупаж» Почти на каждой даче найдется такая мебель, которая уже давно сослужила свою службу, но выбросить ее жалко. Мало кто знает, что таким предметам можно дать вторую жизнь и сделать их яркими и необычными. В этом вам поможет техника «декупаж».Дизайн старой

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Техника склеивания Столярные изделия должны изготовляться из древесины с влажностью не выше 12 %. При повышенной влажности качество склейки снижается и клей может загнивать в изделиях.Намазав склеиваемые части изделия клеем, им дают простоять примерно три минуты, чтобы

Из книги Современный квартирный сантехник, строитель и электрик автора Кашкаров Андрей Петрович

Техника строгания При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой древесины, очень важно определить направление волокон, чтобы древесина не задиралась. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Техника «резерваж» Резерваж – способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазурованием. В пчелиный воск добавляют скипидар и нагревают до растворения. С помощью кисточки накладывают состав на места, не

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Техника шпаклевания Берут немного шпаклевки на шпатель и наносят ее на поверхность стены мазками средней толщины, затем нажимают на лезвие шпателя чуть сильнее и разравнивают шпаклевочный слой движениями по вертикали.Шпаклевку разравнивают до получения очень тонкого

Из книги Справочник мастера столярно-плотничных работ автора Серикова Галина Алексеевна

Техника покраски При окрашивании потолков и стен обращают внимание на направление света, падающего из окна. Если покраска производится кистью, предпоследний слой краски обязательно наносят против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе, после

Из книги автора

Техника безопасности Каждый профессиональный электрик, перед тем как переходить непосредственно к практике, сдает специальный экзамен по технике безопасности. В этот экзамен входят вопросы по эксплуатации электроустановок и способам работы с ними, которые были бы

Из книги автора

Из книги автора

Техника безопасности Ручными столярными и плотничными инструментами надо уметь владеть, но в том случае, когда нужно не только хорошо, но и быстро выполнить работу, необходимо воспользоваться электрическим инструментом, который в 5–10 раз производительнее. Но перед этим



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!