Что такое ботаника определение в биологии кратко. Общая характеристика растений


Ботаника – наука о растениях. Она охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи (филогенез), особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология, или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение, или экономическая ботаника).

По объектам исследования в ботанике выделяют фикологию (альгологию) - науку о водорослях, микологию - о грибах, лихенологию - о лишайниках, бриологию - о мхах и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей), выделяют в особую науку - микробиологию. Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология.

Основная ботаническая дисциплина - систематика растений - разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы - таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними (филогения). Установление видового состава растений (флоры) какой-либо определенной территории обычно называется флористикой, выявление областей распространения (ареалов) отдельных видов, родов и семейств - хорологией (фитохорологией). Изучение древесных и кустарниковых растений выделяют в особую дисциплину - дендрологию.

Фото: Bureau of Land Management Bureau of Land Management

В тесной связи с систематикой находится морфология растений, изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. Некоторые разделы морфологии растений выделяют в особые дисциплины в связи с их прикладным или теоретическим значением: органографию - описание частей и органов растений, палинологию - изучение пыльцы и спор растений, карпологию - описание и классификация плодов, тератологию - изучение аномалий и уродств (терат) в строении растений. Различают сравнительную, эволюционную, экологическую морфологию растений.

Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники, иногда объединяемых под общим названием экология растений. В более узком смысле экология изучает влияние на растение среды обитания, а также разнообразные приспособления растений к особенностям этой среды. На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы, повторяющиеся на более или менее значительных территориях (леса, степи, луга, саванны и т. д.). Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая геоботаникой, или фитоценологией. В зависимости от объекта исследования в геоботанике выделяют лесоведение, луговедение, тундроведение, болотоведение и т. д.

Распространение отдельных видов растений на поверхности земного шара изучает география растений, а особенности распределения растительного покрова на Земле в зависимости от современных условий и исторического прошлого - ботаническая география.

Наука об ископаемых растениях - палеоботаника, или фитопалеонтология, имеет первостепенное значение для восстановления истории развития растительного мира. Данные палеоботаники имеют важнейшее значение для решения многих вопросов систематики, морфологии (включая анатомию) и исторической географии растений. Её данными пользуется также геология (историческая геология и стратиграфия).

Полезные свойства дикорастущих растений и возможности их окультуривания изучаются экономической ботаникой (хозяйственная ботаника, ботаническое ресурсоведение). С экономической ботаникой тесно связана этноботаника - учение об использовании растений различными этническими группами населения земного шара. Важный раздел прикладной ботаники - изучение дикорастущих родичей культурных растений, обладающих ценными свойствами (например, иммунитетом к болезням, засухоустойчивостью и т. д.).

Физиологию растений и биохимию растений не всегда относят к ботанике, поскольку многие физиологические и биохимические процессы, протекающие в растениях, аналогичны или даже тождественны процессам, протекающим в животных организмах, и изучаются сходными методами. Однако биохимия и физиология растений отличаются рядом специфических черт, исключительно или почти исключительно свойственных растениям. Поэтому разграничить физиологию и биохимию растений от собственно ботаники нелегко, тем более, что физиологические и биохимические особенности растений могут рассматриваться как таксономические признаки, следовательно, интересовать систематиков растений. Эти же особенности чрезвычайно важны для понимания проблем экологии и геоботаники, географии растений и ботанической географии, экономической ботаники и т. д. Генетика растений обычно также рассматривается как раздел общей генетики, хотя некоторые главы её (генетика популяций, цитогенетика) тесно связаны с систематикой, особенно биосистематикой, экологией растений и геоботаникой.

Границы между перечисленными выше разделами ботаники в значительной мере условны, так как их методы нередко перекрещиваются, а данные взаимно используются. Трудно определить место таких наук, как физиологическая анатомия и экологическая физиология, или отделить использование химических особенностей растений в систематике (хемосистематика) от сравнительной биохимии растений; наряду с этим процессом идёт и весьма узкая специализация отдельных ботанических разделов.

Ботаника тесно связана со многими другими науками - с геологией через палеоботанику и индикационную геоботанику (использование признаков некоторых растений и их сообществ как индикаторов некоторых полезных ископаемых); с химией - через биохимию и физиологию, экономическую ботанику и фармакогнозию; с почвоведением и физической географией - через экологию и геоботанику; с техническими науками - через экономическую ботанику.

Геоботаника - это наука о растительности Земли, о совокупности растительных сообществ (фитоценозов), их составе, структуре, динамике в пространстве и времени на всей территории и акватории Земли.
В отечественной науке геоботаника рассматривается как синоним фитоценологии. Эти два наименования используются параллельно и оба достаточно распространены. Термин «геоботаника» подчёркивает значение природной среды (почв, климата и т. д.) для организации фитоценозов, термин «фитоценология» произошёл от объекта изучения науки - фитоценозов.
В европейской традиции более распространён термин «фитосоциология», который подчёркивает взаимоотношения между растениями как основу организации фитоценозов, подразделяется на фитоценологию, и фитоценохорологию (географию растений) и историческую геоботанику. Фитоценология изучает особенности сложения растительных сообществ, или фитоценозов, их динамику и классификацию.
Наиболее общее понятие геоботаники и предмет её изучения - растительный покров - это вся совокупность растений образующих растительные сообщества разных типов растительности в пределах определённого участка земной поверхности вне зависимости от его величины. Растительный покров расчленяют на отдельные пространственные единицы - фитоценозы. Фитоценоз - растительное сообщество, в пределах которого растительный покров имеет сходство по флористическому составу, структуре, взаимоотношениям между растениями-сообитателями. Совокупность фитоценозов отдельных регионов или районов земной поверхности называют растительностью (например, растительность Европы, растительность Московской области и т. д.).

Ботаника - естественноисторическая основа сельского и лесного хозяйства. Однако важнейшая задача ботаники - изучение закономерностей развития и охраны среды обитания человечества - биосферы и прежде всего растительного мира - фитосферы.



Человеку свойственно желание изучать мир: природу, общество, да и самого себя. Ещё в древности появились многие науки, которые свидетельствуют о том, что изучение мира началось уже несколько тысячелетий назад. Одной из древнейших наук является ботаника. Что такое ботаника, что она изучает, каково значение данного слова? Разберёмся в этом.

«Ботаника» в переводе с греческого обозначает «трава, зелень, растение».

Значения слова « ботаника»

  • Ботаника - это наука о растениях. Она изучает их строение, условия обитания, эволюцию развития. Учёные считают, что биология возникла одной из первых наук. Люди, перейдя к оседлому образу жизни, начали выращивать растения, заниматься земледелием, поэтому их интерес к растениям был очень высок. На сегодняшний день ботаника - это многоотраслевая наука, в ней существует масса дисциплин (флористика, органография, фитоценология, биохимия и другие). Цель учёных-ботаников - это изучение условий жизни растений, получение урожайных сортов, устойчивых и к природным условиям, и к заболеваниям. Исследования очень важны для развития сельского хозяйства страны. Например: "Ботаника как наука в 21-ом веке успешно развивается, расширяя предмет исследований, совершенствуя методы и способы изучения растительного мира планеты."
  • Ботаника - это и учебная дисциплина в вузе, учебный предмет в школе, на котором преподаватели знакомят с основами данной науки. Например: "На уроке ботаники учитель очень увлекательно рассказывал о строении цветка, демонстрируя интересную презентацию о его строении."

Ботаника - наука о растениях, их форме, строении, жизнедеятельности и распространении. Роль растений в природе огромна. Они создают органические вещества - основу питания человека и животных, служат источником кислорода в атмосфере Земли, который необходим для дыхания большинству организмов, обеспечивают круговорот веществ в природе и оказывают большое влияние на климат и почвы. Кроме того, растения дают многообразное техническое сырье, а также различные лекарственные средства.
Важная роль растений в природе и жизни человека обусловливает значение ботаники. Особенно важно изучение ботаники для специалистов сельского хозяйства. Изучить растение и поставить его на службу человеку - такова задача сегодняшнего дня. Быстрый рост населения земного шара с предельной остротой выдвигает перед наукой проблему максимальной интенсификации сельскохозяйственного производства, повышения урожайности полей и продуктивности животноводства. Решать эти задачи невозможно без знания ботаники - одной из основ научной агрономии.
Классификация растений. Растительный мир крайне разнообразен. В настоящее время насчитывается около 500 тыс. видов растений. Ориентироваться в этом колоссальном количестве невозможно, не подразделив растения на систематические группы. В качестве основной единицы систематики принят вид. Вид - это совокупность особей, обладающих сходными морфологическими, физиологическими и биологическими признаками, единым происхождением и общим географическим распространением. Иначе говоря, особи одного вида обладают сходным внешним и внутренним строением, сходным обменом веществ и энергии, способностью к скрещиванию и воспроизведению, приспособленностью к определенным условиям существования; при этом они расселены на общей территории.
Вид - это не только систематическая единица, но и одна из важнейших форм существования жизни. Вид объединяет множество особей и так же реален, как отдельные особи.
Виды, сходные по многим признакам, объединяются в один (например, мягкая и пшеница твердая - в род пшеница). Название каждого вида состоит из двух слов, первое из которых - родовое название, а второе - видовое определение.
Низшие растения отличаются более примитивным строением: их тело не расчленено на корень, стебель и листья и представляет собой слоевище. Тело высших растений состоит из корня, стебля и листьев. Для них характерна внутренняя дифференциация на различные ткани (покровная, механическая, проводящая и др.).

Эта статья также доступна на , , и

Все растения подразделяются на низшие и высшие. Низшие растения отличаются более примитивным строением: их тело не расчленено на корень, стебель и листья и представляет собой слоевище. Тело высших растений состоит из корня, стебля и листьев. Для них характерна внутренняя дифференциация на различные ткани (покровная, механическая, проводящая и др.).
Низшие растения Высшие растения
Отдел
Отдел
Отдел
Отдел
Отдел

Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души по сравнению с животными и человеком. Аристотель отмечал в природе растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, например, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растения это или животные :13 .

Характерные черты современного этапа развития ботаники - стирание граней между отдельными её отраслями и их интеграция. Так, в систематике растений для характеристики отдельных таксонов всё шире применяют цитологические, анатомические, эмбриологические и биохимические методы. Разработка новых методов исследования, основанных на достижениях физики и химии, позволила решать задачи, недоступные ранее. Так, в результате использования электронного микроскопа, разрешающая сила которого по сравнению с другими оптическими приборами возросла в сотни раз, были выявлены многие новые детали строения растительной клетки, что с успехом используется не только в анатомии, но и в систематике растений.

Видео по теме

Предмет исследований

Ботаника охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения (морфология и анатомия) растений, их систематику, развитие в течение геологического времени (эволюция) и родственные связи (филогенез), особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности (география растений), взаимоотношения со средой (экология растений), сложение растительного покрова (фитоценология , или геоботаника), возможности и пути хозяйственного использования растений (ботаническое ресурсоведение , или экономическая ботаника).

По объектам исследования в ботанике выделяют фикологию (альгологию) - науку о водорослях, микологию - о грибах, лихенологию - о лишайниках, бриологию - о мхах и др.; изучение микроскопических организмов, преимущественно из мира растений (бактерий, актиномицетов, некоторых грибов и водорослей), выделяют в особую науку - микробиологию . Болезнями растений, вызываемыми вирусами, бактериями и грибами, занимается фитопатология .

Основная ботаническая дисциплина - систематика растений - разделяет многообразие растительного мира на соподчинённые друг другу естественные группы - таксоны (классификация), устанавливает рациональную систему их наименований (номенклатура) и выясняет родственные (эволюционные) взаимоотношения между ними (филогения). В прошлом систематика основывалась на внешних морфологических признаках растений и их географическом распространении, теперь же систематики широко используют также признаки внутреннего строения растений, особенности строения растительных клеток, их хромосомного аппарата, а также химический состав и экологические особенности растений. Установление видового состава растений (флоры) какой-либо определенной территории обычно называется флористикой , выявление областей распространения (ареалов) отдельных видов, родов и семейств - хорологией (фитохорологией). Изучение древесных и кустарниковых растений выделяют в особую дисциплину - дендрологию .

В тесной связи с систематикой находится морфология растений , изучающая форму растений в процессе индивидуального (онтогенез) и исторического (филогенез) развития. В узком смысле морфология изучает внешнюю форму растений и их частей, в более широком - включает анатомию растений, изучающую их внутреннее строение, эмбриологию , исследующую образование и развитие зародыша, и цитологию , изучающую строение растительной клетки. Некоторые разделы морфологии растений выделяют в особые дисциплины в связи с их прикладным или теоретическим значением: органографию - описание частей и органов растений, палинологию - изучение пыльцы и спор растений, карпологию - описание и классификация плодов, тератологию - изучение аномалий и уродств (терат) в строении растений. Различают сравнительную, эволюционную, экологическую морфологию растений.

Изучением растений в их взаимоотношении со средой обитания занимается ряд отраслей ботаники, иногда объединяемых под общим названием экология растений . В более узком смысле экология изучает влияние на растение среды обитания, а также разнообразные приспособления растений к особенностям этой среды. На земной поверхности растения образуют определенные сообщества, или фитоценозы , повторяющиеся на более или менее значительных территориях (леса, степи, луга, саванны и т. д.). Исследованием этих сообществ занимается отрасль ботаники, называемая в России геоботаникой , или фитоценологией (за рубежом её часто называют фитосоциологией). В зависимости от объекта исследования в геоботанике выделяют лесоведение, луговедение, тундроведение, болотоведение и т. д. В более широком смысле геоботаника смыкается с учением об экосистемах, или с биогеоценологией , изучающей взаимоотношения между растительным покровом, животным миром, почвой и подстилающими почву горными породами. Этот комплекс называется биогеоценозом .

Распространение отдельных видов растений на поверхности земного шара изучает география растений , а особенности распределения растительного покрова на Земле в зависимости от современных условий и исторического прошлого - ботаническая география.

Наука об ископаемых растениях - палеоботаника , или фитопалеонтология , имеет первостепенное значение для восстановления истории развития растительного мира. Данные палеоботаники имеют важнейшее значение для решения многих вопросов систематики, морфологии (включая анатомию) и исторической географии растений. Её данными пользуется также геология (историческая геология и стратиграфия).

Полезные свойства дикорастущих растений и возможности их окультуривания изучаются экономической ботаникой (хозяйственная ботаника, ботаническое ресурсоведение). С экономической ботаникой тесно связана этноботаника - учение об использовании растений различными этническими группами населения земного шара. Важный раздел прикладной ботаники - изучение дикорастущих родичей культурных растений, обладающих ценными свойствами (например, иммунитетом к болезням, засухоустойчивостью и т. д.).

Ботаническая номенклатура

Помимо принятой в биологии системы классификаций, ботаника, как и другие поднауки биологии, дополнительно разделяет виды на разновидности, подразновидности и формы.

В русской литературе вместо термина ботаническая номенклатура принято употреблять словосочетание «бинарная номенклатура», в зоологической литературе получило распространение словосочетание «биноминальная номенклатура ».

Формирование и пополнение ботанической номенклатуры регламентируется Международным кодексом ботанической номенклатуры .

Методы исследования

Ботаника пользуется как наблюдением, так и сравнительным, историческим и экспериментальным методами, включающими сбор и составление коллекций, наблюдение в природе и на опытных участках, эксперимент в природе и в условиях специализированных лабораторий, математическую обработку полученной информации. Наряду с классическими методами регистрации тех или иных признаков изучаемых растений используется весь арсенал современных химических, физических и кибернетических методов исследования.

Проблема вымирания видов

Несмотря на то, что вымирание может быть природным результатом естественного отбора (пример, массовое вымирание видов в голоцене), однако современный период вымирания уникален. Предыдущие периоды были вызваны физическими причинами, такими как столкновение с небесными телами, движение тектонических плит, высокая вулканическая активность, изменение климата. Текущий период вымирания вызван людьми и начался приблизительно 100 000 лет назад с расселением людей по планете. Входя в контакт с новыми для них экосистемами, которые прежде никогда не испытывали человеческого присутствия, люди разрушали экологический баланс, охотясь, разрушая среду обитания и разнося болезни.

Основные причины для беспокойства, связанные с проблемой вымирания видов:

Типы садов

На заднем дворе · Библейский · Ботанический · Бабочек · Византийские · Кактусовый · Китайский · Цветной · Контейнерный · Коттеджный · Голландский

Раздел: Введение. Общее знакомство с растениями. (1).

Тема: Мир растений. Наука о растениях - ботаника.

Цель урока: Познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и животных, о грибах как отдельном царстве, имеющем общие признаки, как с растениями, так и с животными; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека.

Оборудование: гербарии, комнатные растения, коллекции насекомых, чучела животных, животные из живого уголка; таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала.

Ключевые понятия и термины: биология, ботаника, зоология, микология, микробиология, живые организмы, царства органического мира, микроорганизмы, грибы, растения, животные, доядерные организмы (прокариоты), ядерные организмы (эукариоты); признаки живого, отличия животных и растений, признаки грибов, многообразие растений, значение растений.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

1. Рассказ о правилах поведения в кабинете биологии, так как несоблюдение техники безопасности при работе в кабинете может быть связано с риском для учащихся и возможностью повреждения оборудования и наглядных материалов. Желательно также иметь в кабинете стенд с подробным изложением правил техники безопасности, так как напоминать о них детям придется постоянно.

2. Изучение нового материала. Беседа учителя с учащимися

Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. А какие группы живых организмов вы можете назвать? Животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы.

А как вы думаете, что означает слово «биология»! Вы можете подобрать к нему однокоренные слова? Геология, экология, Греческие корни. Слово «биос» означает жизнь, а «логос» — учение. Это значит, что биология переводится с греческого как «учение о жизни» или, иными словами, наука о живых организмах. Сам термин появился только в 1802 г. , его предложил французский ученый Жан Батист де Ламарк. Но, как мы уже говорили, жизнь на Земле существует в различных формах. Поэтому и биология делится на несколько «ветвей» — самостоятельных наук. Одна из них — ботаника — наука, изучением которой мы с вами займемся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля. Он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку. А кто знает, что означает слово «ботаника»? Это слово тоже происходит от греческого слова «ботанэ», что означает «трава», «зелень», «растение». Но на какие же еще «ветви» делится наука биология?

Давайте вместе с вами заполним таблицу. (Учитель подводит итог сказанному детьми и дополняет их ответы, заполняя таблицу, заранее начерченную на доске). Дети рисуют такую же таблицу в тетради.

Структура науки биологии

В этом году мы с вами будем изучать не только растения, но и грибы, лишайники, микроорганизмы.

Но как можно разобраться во всем многообразии живых организмов? Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп. Такие большие группы живых организмов называют царства. Попробуйте самостоятельно дать определение этому понятию. Запишите определение в тетрадь: Царство — самая крупная единица систематики. Систематика — это наука о классификации. К ней мы с вами еще вернемся.

Все живые организмы принято делить на четыре царства: дробянки, животные, грибы и растения. Самые примитивные из них — дробянки. Клетки этих организмов не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам.

Рассказ учителя с элементами беседы

Итак, наука биология изучает живые организмы. Для начала давайте вспомним, чем живые организмы отличаются от неживых. Итак, все живые организмы обладают следующими свойствами: дыхание (поглощение и выделение газов), питание, размножение (воспроизведение себе подобных), рост (увеличение массы и размеров организма) и развитие (качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть. Каждым из этих свойств или несколькими свойствами сразу могут обладать и неживые организмы. Например, сосулька растет: вода стекает по ней и замерзает, вы все это неоднократно наблюдали. Про размножение компьютерного вируса вы все тоже слышали. Лавины, камнепады, реки тоже двигаются.

Все живые организмы на Земле, даже самые маленькие, обладают всеми этими свойствами. Но есть еще одно свойство, которое мы не назвали, тем не менее, оно очень важно. Все живые организмы состоят из клеток или их производных; об этом мы с вами еще поговорим на последующих уроках.

Со свойствами живых организмов мы с вами уже разобрались. А вот чем растения отличаются от животных, грибов, микроорганизмов? (Дети рисуют такую же таблицу в тетради.)

Различия животных и растений

Признак сравнения

Растения

Животные

Образуют питательные вещества за счет энергии света

Питаются готовыми органическими веществами

Не ограничен

Большинство растет до определенного возраста

Движение

Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют спец.органов.

Активно передвигаются, большинство имеют специфические органы для передвижения

Газообмен

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода)

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу

Строение клетки

Клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов

Наружный слой клетки тонкий, эластичный; пластиды отсутствуют

Грибы же занимают как бы промежуточное место между растениями и животными. Хотя раньше их относили к растениям. Это и не удивительно, ведь они не перемещаются с места на место, не хватают пищу, а растут всю жизнь на одном месте. Но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть еще и другие. Например, плесень, которая завелась на старом хлебе — это тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто — тоже гриб. Если более подробно рассмотреть это царство, то можно выделить несколько признаков, которые объединяют их с растениями или с животными. Давайте, их перечислим.

Признаки грибов, сближающие их с царством растений:

Прикрепленный образ жизни.

Неограниченный рост в течение жизни.

Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов).

Признаки грибов, сближающие их с царством животных:

Наличие хитина в клеточных стенках.

Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма.

Изучением грибов мы займемся на последующих уроках, а сейчас вернемся к растениям. Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле? Общее число ныне живущих видов растений — приблизительно 400 — 500 тысяч! (По разным данным). Теофрасту было известно около 600 видов растений.

И действительно, куда бы мы ни посмотрели, везде нас окружают растения. Одни живут на суше, а другие в воде. Одни из них микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. Большая часть суши покрыта растениями, даже в безводных пустынях можно встретить значительное количество растений. Арктика и Антарктика в теплое время года тоже покрыты растениями. Как известно, большую часть земного шара занимают моря. Здесь широко представлены водные растения — преимущественно разнообразные виды водорослей. Некоторые из них достигают колоссальных размеров — до 100 метров в длину.

Роль растений в природе и жизни человека огромна. Как вы думаете, какова роль растений в природе? Большинство растений имеют зеленый цвет, а значит, способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов. Точно определить объем работы, выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма прибли-зительным подсчетам растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода. Параллельно они выделяют в атмосферу кислород, так необходимый нам для дыхания.

Представьте себе, что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трех человек. А один гектар зеленых насаждений поглощает в течение часа восемь килограммов углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют двести человек за то же время!

Кроме этой, планетарной роли, зеленые растения являются также местообитанием и убежищем для многих животных. Кроме того, животные используют растения не только в качестве пищи, но и как «лекарства» от некоторых болезней.

Но огромна роль растений и в жизни человека. Попробуйте ответить на вопрос «Каково значение зеленых растений в жизни человека?»

Основные сферы использования растений человеком.

Продукты питания.

Корм для животных.

Одежда из растительных тканей (хлопок, лен).

Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности.

Лекарственные средства и сырье для медицинских препаратов.

Декоративная роль.

Охрана и улучшение окружающей среды.

Но биология даже со всеми входящими в нее науками не смогла бы ответить на многие интересующие нас вопросы, поэтому ей на помощь приходят физика, химия, география и многие другие науки. Например, в ботанике специалисты выделяют целый ряд специальных отраслей, многие из которых связаны с различными науками.

Структура науки ботаники

Предмет изучения

Анатомия растений

Внутреннее строение растений

Морфология растений

Внешнее строение растений

Физиология растений

Процессы, происходящие в растении

Систематика растений

Классификация растений

Геоботаника

Строение и значение растительных сообществ

Селекция

Сорта растений и их свойства

Цитология

Клетка (у нас - растительная)

Биохимия растений

Химический состав растений

Палеоботаника

Ископаемые растения

Экология растений

Связь растений с окружающей средой

В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Ведь чем больше секретов природы мы узнаем, тем больше нам открывается непонятного, неизвестного и увлекательного.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков.

1. На какие науки делится наука биология?

2. Что изучает наука ботаника?

3. Что изучает наука зоология?

4. Что изучает наука микробиология?

5. Что изучает наука микология?

6. Какие организмы относят к доядерным?

7. Назовите признаки живых организмов.

8. Каковы основные различия животных и растений?

9. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством животных.

10. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений

11. Какова роль растений и в жизни человека?

12. Какова роль растений в природе?

13. Каково общее число ныне живущих видов растений?

V. Итог урока.

2. Подумайте, где и как еще человек использует растения.

Творческое задание. Сочините сказку, в которой главными героями были бы растения. Придумайте рассказ на тему «Что бы произошло, если бы на Земле исчезли все растения?» Сказку или рассказ напишите на отдельном листочке, красиво оформите и сдайте учителю.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!