Как правильно класть ложку вилку и нож. Раскладываем приборы правильно

П равильно сервировать стол сможет практически любой. Все зависит от денежных средств и от вкуса человека. Поэтому сервировку стола можно смело назвать искусством. Очень важно правильно подобрать композицию, чтобы цветовая гамма стиля интерьера гармонировала с комнатой. Кроме того, существуют правила сервировки столовых приборов, которые в зависимости от вида застолья и меню научат любого сервировать стол красиво и правильно.

Правила сервировки столовых приборов

Скатерть

Сначала стол накрывают отглаженной и чистой скатертью. Концы скатерти должны равномерно свисать со всех сторон стола, желательно, чтобы углы ее закрывали все ножки стола.

Тарелки

Затем расставляют тарелки. Их необходимо протереть до блеска салфеткой или полотенцем.

Закусочную тарелку следует располагать строго напротив каждого стула, около двух сантиметров от края стола.

Пирожковую тарелку располагают левее от закусочной на расстоянии не более десяти сантиметров. Центр тарелок должен быть расположен на одной линии. Но можно поставить несколько тарелок, в зависимости от застолья.

Основные правила:

  • Глубокая тарелка предназначена для основного блюда.
  • Тарелка для десерта может подаваться по мере необходимости.
  • Столовые приборы следует располагать так, чтобы не запутаться при их применении: вилка и нож находятся рядом с главным блюдом, ложечка для десерта лежит справа за тарелкой.
  • При подаче вина, справа за ножом должен стоять соответствующий бокал, в случае подачи нескольких напитков (воды, соков) остальные бокалы ставят там же.
  • Вместе с итальянскими блюдами должна обязательно подаваться тарелка для хлеба.
  • Спагетти, пасту употребляют при помощи вилки и ложки, а нож для масла находится в тарелке для хлеба.
  • С блюдами по-итальянски всегда предусмотрена подача воды. Соответственно бокал должен располагаться ближе к блюду. Винный бокал располагают сверху слева за бокалом с водой.

Столовые приборы

Вилки кладут острием вверх с левой стороны, а ножи с правой, лезвие должно быть направлено к тарелке. С ножом рядом кладут суповую ложку.

В случае, когда в меню предусмотрена подача нескольких блюд, поступают так: у тарелки лежит столовый нож, справа нож для рыбы, а последним кладется закусочный.

При подаче сливочного масла к хлебу, на пирожковую тарелку следует положить небольшой ножик для масла.

Если в меню присутствует подача супа, то суповую ложку кладут между рыбным и закусочным ножом.

Если же блюдо из рыбы отсутствует, ложку можно класть вместо ножа для рыбы.

Закусочные, рыбные и столовые вилки следует располагать слева от тарелок, при раскладке, вилки должны соответствовать ножам. Между приборами расстояние не должно превышать одного сантиметра.

Для удобства пользования столовыми приборами концы их ручек вместе с тарелками должны быть расположены в двух сантиметрах от конца стола.

Посуда

Д алее наступает очередь хрустальной (стеклянной) посуды. Если предусмотрена подача только воды, то бокал или фужер ставят в центре за каждой тарелкой. Если подается морс или квас, ставят не фужер, а кружку с ручкой по направлению вправо.

При подаче алкогольных напитков, соответствующая посуда ставится справа, рядом с фужером. Если для напитков предусмотрены несколько предметов, то фужер необходимо сместить в левую сторону, относительно центра тарелки, с правой стороны выстраивают остальные предметы по одной линии.

Больше трех предметов в одном ряду не принято ставить. Предметы для напитков при полной сервировке ставят в два ряда. Между предметами следует соблюдать расстояние не менее одного сантиметра.

На блюдо-подставку кладут суповую чашку и глубокую тарелку. Справа лежит суповая ложка, вилка и нож для закуски. Вилка с ножом для основного блюда находятся возле тарелки.

Ложка для десерта кладется за тарелкой. Бокал для белого вина находится сверху справа за суповой ложкой. Если предусмотрена подача воды, бокал необходимо ставить слева за бокалом для вина.

Рядом с блюдом-подставкой, чуть выше вилок слева ставится тарелка для хлеба. Приборы должны располагаться в следующем порядке: ложка для супа - рядом справа нож для рыбы, вилка для рыбы лежит по левому краю, около тарелки с основным блюдом должны лежать нож и вилка.

Салфетки

Непременным атрибутом правильной сервировки стола являются салфетки. Их раскладывают сразу при размещении посуды, но чаще всего салфетки кладут под приборы на стол.

Сегодня существует огромное количество способов свертывания салфеток.

Украшения

По завершению сервировки стола ставят вазы с цветами, приборы с различными специями или другие элементы для декорирования.

Помните! Соль и перец нужно ставить в середине стола на специальные подставки. Также можно поставить флаконы с уксусом, соусами и растительным маслом.

Цветы на столе можно размещать в любой посуде. Отличным решением будут небольшие вазы, так как букеты не должны заслонять собой блюда и людей, сидящих за столом.

Видео сервировки столовых приборов

Наталья Меркулова
Доклад к семинару по питанию «Вилка слева, ложка справа или правила сервировки стола»

ДОКЛАД К ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ НА СЕМИНАР ПО ПИТАНИЮ

"ВИЛКА СЛЕВА , ЛОЖКА СПРАВА

ПРАВИЛА СЕРВИРОВКИ СТОЛА "

Важно помнить, что успех простого обеда или праздничного ужина во многом зависит от умения красиво и правильно оформить стол , создать максимальные удобства для всех детей. Такое скучное слово, как «Сервировка » может означать процесс творческий и приятный, сделать жизнь красивой, а обеды и ужины для детей превратить в особое удовольствие.

Каковы же классические правила сервировки стола ?

Это расстановка посуды! Тарелки и приборы должны ставиться в той последовательности, в которой будут подаваться блюда. Например : на тарелку для горячего ставится тарелка для закусок. Тарелочку для хлеба так же нужно поставить слева . Вилки и ножи располагаются тем дальше от тарелки, чем раньше они понадобятся. Т. е. вилка для салата окажется самой крайней, а ложка для горячего – последней, около тарелки. Десертные приборы кладутся сверху от тарелки. Ножи надо класть справа лезвием по направлению к тарелке , ложки – выпуклостью вниз , а вилки – слева от тарелки зубчиками вверх, чтобы не испортить скатерть. Суповые ложки можно класть справа , правее последнего ножа . Если подают сливочное масло к хлебу, то на тарелку для хлеба, которая должна располагаться слева от вилки , кладут маленький нож для масла. Расстояние между тарелками должно составлять приблизительно 60 см, а расстояние между тарелками и столовыми приборами , а так же между самими приборами – 0, 5 см.

Сервировать стол рекомендуется одинаковыми приборами и посудой. Если ее не хватает, то посуду другой формы и цвета следует размещать, через две - три тарелки от основного сервиза . Это будет выглядеть красиво. Все тарелки должны стоять на небольшом расстоянии от края стола , образуя прямую линию, параллельную краю.

Что отличает сервировку детского стола ?

Принцип тот же, но не стоит забывать, что перед вами дети, и они всегда ждут от любого приема пищи чего необычного и удивительного. Для детей наверняка, можно найти и подобрать тарелки и бокалы с изображением «мультяшных» героев, забавные соломинки для напитков. Самые обычные салфетки могут стать веселыми, для этого каждую из них можно украсить корсетом из разноцветной бумаги, а сверху прикрепить по небольшой и незатейливой игрушке. На праздничный обед вместо белой традиционной скатерти можно расстелить цветную и нарядную. Для каждого малыша можно изготовить из цветной бумаги именные таблички в виде конфеты, ягодки, пирожного…

Не забывайте, что детские блюда должны быть не только вкусными и полезными, но ещё красивыми и привлекательными.

При сервировке стола для детей в дошкольном учреждении необходимо строго и неукоснительно соблюдать все технологии.

МИНИМАЛЬНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Стол любой формы делят по периметру на четыре равные части. Каждая равная часть стола рассчитана на одно посадочное место. Его сервируют пирожковой тарелкой , столовым ножом , вилкой , ложкой , бокалом или стаканом, салфетницей с бумажными салфетками, вазой с цветами. Слева по отношению к детям, которые займут места у сервировочного стола , отступив на 5 – 10 см, устанавливают пирожковую тарелку.

Закусочные тарелки на стол не ставят , так как холодные закуски подают прямо в них. Но если при подаче холодных закусок, используют салатники, то воспитатель дополняет сервировку закусочной тарелкой . Слева от тарелки , в которую будет подано блюдо, располагают столовую вилку зубцами вверх , справа – столовый нож , лезвием к тарелке и столовую ложку углублением вверх .

Отступив от края стола 2 см так , чтобы можно было поставить тарелку, посредине перед ребёнком ставят бокал или стакан. На середине стола располагают салфетницу с бумажными салфетками, сложенными таким образом, чтобы их легко можно было вынимать (размер салфеток 25 х 25 см) . В невысокой фарфоровой или стеклянной вазе, на середину стола ставят небольшой букет цветов.

БОЛЕЕ ПОЛНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА

Её осуществляют при проведении праздничных мероприятий. Например, при организации праздника для каждого ребенка на расстоянии 2 см от края стола ставят мелкую столовую тарелку (подставную, на неё – закусочную. Справа так же лезвием к тарелке на расстоянии 2 см от края стола кладут закусочный нож, слева – закусочную вилку . (во взрослом питании столовый , рыбный, закусочный нож, слева – закусочную вилку ). Слева за вилкой на расстоянии 5 – 10 см от края стола ставят пирожковую тарелку. Свёрнутую льняную салфетку кладут на закусочную тарелку. Количество бокалов и стаканов зависит от ассортимента напитков. Их ставят за тарелками в один ряд. Посредине стола симметрично ставят цветы в вазах и вазы с фруктами. Они определяют границы секции стола . Если закуски не ставят на стол , а подают в обнос, на стол за бокалами кладут десертные приборы : нож, ложку , вилку . Расположение десертных приборов может быть разным. Их можно расположить за стеклом в следующем порядке : параллельно кромке стола кладут нож ручкой вправо , на лезвие кладут вилку зубцами вверх , ручкой вправо к кромке стола , затем ложку углублением вверх , ручкой вправо к кромке стола (ручки десертных приборов располагаются веером) десертные приборы можно укладывать и справа над ножами , параллельно кромке стола , нож и ложку ручкой вправо , вилку между ними ручкой влево. Может быть и такой вариант : когда бокалы и стаканы располагают за ножами, а десертные приборы за закусочными тарелками.

При сервировке национальных столов в сервировку может быть включена национальная посуда.

СЕРВИРОВКА СТОЛА ДЛЯ ЗАВТРАКА

Для каждого ребёнка ставят закусочную тарелку, справа от которой располагают закусочный нож, лезвием к тарелке, слева закусочную вилку зубцами вверх , за закусочной тарелкой посредине бокал. На пирожковой тарелке подают белый и черный хлеб, тосты. Если подают горячие напитки, справа за закусочной тарелкой ставят чашку с блюдцем и чайной ложкой .

Закуски могут быть поданы на стол заранее в многопорционной посуде, молочные продукты в стаканах, кипяченая вода, соки, фирменные напитки в кувшинах или графинах.

На стол обязательно ставят вазу с цветами, салфетницу с бумажными салфетками или кладут полотняные салфетки. Если в меню есть фрукты, можно заранее поставить их на стол на подставке ножи для фруктов, а фрукты подать в вазе.

ЧАЙНЫЙ СТОЛ

Его сервируют десертными тарелками, на который кладут полотняные цветные салфетки. Справа от десертной тарелки ставят чайную чашку с блюдцем, на блюдце кладут чайную ложку . Посредине стола ставят вазочку с цветами, сахарницу, чайники заварной, доливной, самовар.

Эстетичность стола зависит от скатерти , салфеток, столовых приборов , посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе , а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля. К тому же, сервировка стола должна сочетаться с меню. И, конечно, каждый предмет должен располагаться на своем месте.

СКАТЕРТЬ

Стол накрывают хорошо выглаженной белой скатертью. Под скатерть рекомендуется положить фланель или какую – нибудь другую, тяжелую мягкую ткань : скатерть ляжет ровнее, стук тарелок и приборов смягчится. Скатерть, которой накрывают стол , должна гармонировать с салфетками, приборами, тарелками и бокалами.

По назначению посуду делят на два вида : ежедневного пользования и праздничную.

Ежедневно используют мелкие тарелки : закусочные, пирожковые, для вторых блюд и десертные. Глубокие тарелки для первых блюд. Чашки и бокалы – для чая, кофе, какао и компота. Тарелку по хлеб.

Для праздничного стола добавляются салатники, супница, овальные, круглые и десертные блюда для рыбы, домашнего жаркого.

Для чайного столика используют чашки с блюдцами, чайники или кофейники, розетки для сахара или варенья, блюдо и десертные тарелки для пирожков, печенья, пирожных, сахарницу с общими ложками или щипцами . К тарелочке с лимоном подают вилку .

САЛФЕТКИ

Салфетки непременный атрибут в сервировке стола , которые раскладываются сразу после размещения на столе посуды . Салфетку кладут каждому на пирожковую тарелку или размещают в виде разнообразных и красивых фигур в центре закусочной тарелки.

Нарядная и оригинально сложенная салфетка придаст даже скромному столу особенно привлекательный и праздничный вид.

При сервировке стола к завтраку , обеду или ужину обычно салфетки

складываются вчетверо, треугольником, пополам или заворачивают

Для торжественного, праздничного обеда или ужина, допустимы

более сложные формы складывания салфеток.

Предлагаем несколько способов складывания салфеток, не требующих много времени и усилий :

«Лягушка» - соединить в центре углы квадратной льняной салфетки, загнуть ещё раз все углы. Затем перевернуть салфетку обратной стороной и снова загнуть все углы.

«Тюльпан» - сложить вдвое прямоугольную салфетку и завернуть углы по два раза. Перевернуть салфетку на другую сторону, загнуть острый край ровно посередине салфетки и отогнуть оба крайних выступа вперед.

«Скрученные салфетки» - сложить квадратную салфетку вчетверо, затем ещё раз сложить по диагонали, связать угол полученного треугольника, расправить и украсить цветами .

«Бутон» - сложить квадратную льняную салфетку вчетверо, загнуть левый и правый углы , затем нижний угол, свернуть салфетку таким образом, чтобы боковые стороны сошлись впереди.

«Кармашек» - Цветные или белые льняные салфетки, сложенные кармашком, позволяют очень оригинально подать столовые приборы . Сложить вдвое квадратную салфетку. Отогнуть один верхний угол и сложить его маленькими складками. Затем проделать подобную операцию и с другим углом. Завернуть вовнутрь края салфетки.

Существует множество способов свертывания салфеток, как простых, так и требующих определенного мастерства. Но если вы освоите это искусство, дети будут в восторге.

СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ

Существует три основных набора столовых приборов : большой столовый , закусочный, десертный. В каждый входят ложка , вилка и нож , но их назначение и, соответственно, размеры разные.

Существуют ещё так называемые не основные приборы для рыбы, салата, жаркого, овощей.

Лучшим украшением стола , особенно праздничного, являются цветы, поставленные в невысокие вазочки.

В процессе сервировки , важно обращать внимание не только на красоту стола , но и эстетику оформления подаваемых блюд. Творческий подход в сервировке стола сделают каждый приём пищи для детей особенно аппетитным и необычным, они будут вспоминать их долго и с удовольствием. Все эти условия непременно поспособствуют возбуждению аппетита и создадут у воспитанников доброжелательный настрой по отношению друг к другу.

Литература

1. Жеребцова О. Л. «Всё об этикете и сервировке стола » , Москва «Ниола - Пресс» 2005 г.

2. Инч А., Херст А. «1000 правил сервировки и столового этикета » , Москва «АСТ» 2008 г.

3. Кияткина О. И. «Этикет и сервировка стола » , Москва «АСТ» 2002 г.

4. Рабе Б. «Искусство сервировки » , Москва «АСТ» 2008 г.

Один из экзаменов в этой школе сдают в ресторане. Нужно прийти, хорошо провести время за красиво накрытым столом, пообщаться с другими гостями. И ненавязчиво продемонстрировать, что вы — самые что ни на есть настоящие Lаdiеs and Gentelmen.

Ольга Шишкина, руководитель одноименной школы этикета, рассказала «Понедельнику», откуда берутся вежливые дети и о том, почему взрослым тоже не помешает набраться хороших манер.

«Хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Джонатан Свифт

— Самый первый вопрос, который приходит в голову, когда слышишь о школе этикета: а кто же там преподает? Расскажите, пожалуйста, о себе.

— Мои корни уходят к старому дворянскому роду Шишкиных. Но родилась я в одном из сел Алтайского края, и в семье меня не обучали особым правилам этикета. Никто не говорил мне, как держать вилку и нож, как ходить в гости, правильно выбирать подарки, но родители научили меня самому главному — уважать старших! Благодаря этому мне легко было начинать отношения с новыми людьми. Я получила два образования — педагогическое и режиссерское (в Академии культуры и искусств), читала, смотрела видео, встречалась и общалась с экспертами по этикету, которые не первый год занимаются этим направлением, пишут книги, преподают, — и таким образом развивалась. Когда поняла, что знаний достаточно для того, чтобы ими делиться, стала делиться.


— И все-таки был какой-то толчок к тому, чтобы создать собственную школу этикета?

— Я приняла участие в мастер-классе по этикету в 2012 году. И после задумалась о том, как было бы здорово, если бы полученными знаниями я располагала раньше. Я бы с легкостью и без проблем находила решения в любой ситуации. Это как волшебный ключик, которым всегда можно открыть нужную дверь. И очевидно, что усваивать эти умения нужно в самом раннем возрасте, ведь этикет — это не правила, которые можно зазубрить, этикет — это мировоззрение! Как человек думает, воспринимает мир, так он и поступает.

— В вашем паблике (vk.com/ledidgentelmen) упоминается авторская методика обучения, в чем ее уникальность?

— Методика заключается не только в индивидуальном подходе к каждому ребенку, но и в том, что занятия основаны на игре. На каждое правило, которое мы проходим, разрабатывается игра, подключается ассоциативно-образное мышление, внимание, воображение. Так и изучать правила легче, и запоминаются они лучше. Например, на занятиях по столовому этикету я использую интерактивные салфетки, на которых нарисованы все столовые приборы, дети находят столовый прибор, который я прошу, говорят, с какой стороны он располагается, почему и для какого блюда он используется. Далее им предлагается перевернуть салфетку чистой стороной и восстановить картинку уже с реальными столовыми приборами. А главное — дети понимают, что они делают, как это делают и зачем. Они вовлекаются в соревновательный процесс: за правильное выполнение задания дети получают отличительный знак — «лайк», по количеству набранных балов выявляется победитель курса. При этом они сопереживают друг другу, помогают и искренне радуются победам товарищей. Думаю, это то, чему взрослые должны учиться у детей! Кстати, нередко бывает так, что после занятий дети в самом деле объясняют родителям, например, как правильно есть и держать столовые приборы.


— А для взрослых уроки этикета актуальны?

— Конечно, одна из самых популярных тем — поведение на банкете. Я рассказываю и показываю, как рассаживают гостей за столом, как пользоваться столовыми приборами и какую функцию выполняет каждый из этих столовых приборов, на какие темы принято говорить за столом. Никогда не рано и никогда не поздно получать знания, если есть желание.

— Для чего родители отдают детей в школу этикета? Какие цели они при этом преследуют?

— Когда родители начинают выходить с ребенком в общество и видят, что он не очень хорошо ведет себя в окружении других детей, в ресторане, сразу задумываются… Но, к сожалению, дети не всегда прислушиваются к родителям, им нужен авторитетный человек со стороны.


— А вы сами волнуетесь на занятия? Боитесь совершить ошибку?

— Нет, не волнуюсь и не боюсь. Я давно знаю, что совершив ошибку, нужно просто попросить прощения и в дальнейшем так не поступать. Вот и все. И в этом нет ничего страшного.

Каждое занятие с детьми — это особое событие для меня, я радуюсь общению. Процесс обучения у нас взаимный. Дети в свою очередь меня учат непосредственности, искренности.

Приведу такой пример. Две сестренки занимались в одной группе, старшей было восемь, младшей — пять лет. На занятии по гендерному этикету дети доставали из шкатулки записки, в которых были перечислены качества человека, определяли, кто в большей степени этим качеством обладает (от природы) и раскладывали записки в разноцветные корзины. Красная — для девочек, синяя — для мальчиков, желтая — общая. Когда младшая сестра достала записку с надписью «ум», я спросила: «В какую корзинку ты положишь это качество?», а девочка отнесла записку своей старшей сестре! Вообще, этикет — это неписаные правила, важно донести до учеников мысль о том, что нужно вести себя так, чтобы каждому человеку было комфортно и приятно с нами общаться, что относиться к окружающим нужно с уважением. Все правила ситуативные, например, в ресторане мы будем есть бутерброд с помощью вилки и ножа, а на пикнике — руками.

— Сколько же стоят хорошие манеры?

— Они бесценны, правда! А стоимость курса складывается из затрат на ресторан, аренду, материалы, которые используются на занятиях, особый призовой фонд и собственно оплату моей работы. Впрочем, школа этикета — это для меня скорее хобби, бизнесом бы я это не назвала.


— Вопрос напоследок: какие ошибки мы чаще всего совершаем?

— Конечно, я невольно обращаю внимание на то, как едят люди в ресторане, общаются, здороваются, по этим элементарным знакам можно легко считать информацию о человеке, поэтому лучше владеть знанием и распоряжаться им по ситуации. Например, вчера я наблюдала картину, как молодая девушка начала есть стейк из курицы при помощи вилки и ножа, но скоро ей это надоело и она, нацепив стейк на вилку, стала откусывать от него…

Казалось бы, все так просто и «уж мы-то про вилку и нож не забудем», но, как говорится, первое впечатление второй раз не произведешь — что в личной жизни, что в бизнесе. Имеет смысл задуматься!

Хоть раз в жизни каждый человек сталкивался с таким делом, как сервировка стола. Будь это подготовка домашнего застолья или поход в дорогой ресторан, где на столах несколько тарелок дополнены не одним прибором. На самом деле существует не так много правил, которые нужно знать для правильной сервировки стола .

Прежде чем начать раскладывать приборы на столе по правилам этикета , стоит учесть блюда, которые будут подаваться. Обычно на стол ставят бокалы, стаканы, чашки, тарелки, вилки, ножи, ложки. Начинать необходимо с тарелок, которые далее вы будете обкладывать остальными приборами. Все, что понадобится в первую очередь, должно стоять ближе всего, чтобы было удобнее брать. И даже если хозяин запланировал меню из десяти блюд, это не значит что перед гостем нужно ставить целую гору тарелок и выстраивать забор из вилок. Классической сервировкой считается расстановка не более трех приборов.

Схемы, как раскладывать столовые приборы

Видео-инструкция, как правильно раскладывать приборы

Правила, как раскладывать приборы на столе

Немаловажным будет соблюдать расстояние между приборами. Оно должно составлять около сантиметра от каждого прибора и от края стола. Это скорее эстетическое правило, чтобы добиться равномерного распределения всех приборов на столе. Поэтому не нужно бегать вокруг стола с линейкой и отмерять точное расстояние.

Слева от тарелки должны лежать вилки. Их кладут изгибом вниз. Классическая сервировка состоит из трех вилок. Основная лежит первая от тарелки, далее идет вилка для рыбы, а заключительная вилка — для салатов. Справа раскладываются ножи. Их лезвия направлены в сторону тарелки, и количество ножей также равняется трем. Первый нож самый большой – обеденный, второй — для рыбы и меньший — для закусок. После последнего ножа справа кладутся ложки. Если в меню предусмотрена подача первых блюд, то большая ложка располагается между ножом для рыбы и для закусок. Если не будет рыбы, то между большим ножом и закусочным.

Расстановка тарелок такова: сначала ставится тарелка для первого блюда, а сверху нее — для закуски. Если на стол подадут масло, то слева должна стоять тарелка с хлебом и ножом для масла. Приборы для десерта кладут вверху тарелки. Первым идет нож, вторым вилка, а самой дальней от тарелки кладется ложка. Все бокалы расставляют по высоте слева направо. Самым первым слева, независимо от высоты, ставится бокал для шампанского.

С каждым днем в Ташкенте ресторанов становится все больше, а предложения провести незабываемый вечер все заманчивее. Предлагаем погрузиться в ресторанный этикет и изучить некоторые простые правила грамотных потребителей ресторанного сервиса. Складывая на своей тарелке так или иначе столовые приборы, вы подаете различные знаки официанту, которые может уловить и принять к сведению грамотный персонал.

Допустим в процессе застолья вам необходимо «попудрить носик» или «подышать свежим воздухом», и вы удаляетесь из зоны видимости официанта. В должностные обязанности официанта входит поддержание порядка, чистоты и так далее. В таком случае, чтобы показать, что тарелку и приборы «уносить не надо!» - воспользуйтесь категорическим жестом.

«Уносить не надо!»

Работа профессионального официанта незаметна для гостей. Находясь под профессиональным ухаживанием, вы даже не успеваете заметить, как меняют закусочные тарелки, обновляют приборы, раскладываются закуски, доливаются напитки. Иногда хочется просто остановиться и сделать паузу.

Что касается «паузы», то существует несколько вариантов:


«Пауза»

1. При условии изобилия вкусностей в вашей тарелке, можно использовать лишь свободное место по ободку. Исходя из этого, ставим столовые приборы, лезвием касаясь края тарелки, ручками касаясь поверхности стола. Нож справа, вилка слева.


«Пауза»

2. В случае свободного пространства положите нож с вилкой на тарелку, буквой "Л". Острие ножа смотрит влево, а зубцы вилки - вправо, ручки приборов при этом свисают над столом. Расстоянием между зубцами вилки и ножом можно подать знак того, что блюдо по своему размеру было довольно маленьким, в других заведениях такое же блюдо подается выходом больше.


«Пауза»

3. Классическая обычная пауза. Если вы используете только закусочную или столовую вилку, то вилка будет находиться справа.

Даем понять, что трапеза закончена и необходимо переходить к следующему блюду. Для обозначения этого существует несколько жестов:


Закончил трапезу

Приборы можно расположить, как на часах, время - половина шестого. Такой вариант удобен для сбора использованной посуды: официант не пересекает личное пространство гостя.


Закончил трапезу

Положите вилку с ножом параллельно друг другу, ручками вниз. Острие ножа и зубцы вилки должны смотреть вверх. Большое расстояние между зубцами вилки и лезвием ножа может указать на то, что блюдо было достаточно большим или достаточно сытным и полностью удовлетворило вкусовые пристрастия на сегодняшний вечер.


Закончил трапезу

Следующий нейтральный вариант никаким образом не указывает на размер
подаваемого блюда, может указать, что все было довольно гармонично. Он также удобен для официантов при сборе посуды.


«С нетерпением жду следующее блюдо!»

Если вы торопитесь, есть вариант показать персоналу, что сегодня обслуживание будет быстрым, подача блюд и сбор посуды оперативным. Сложите вилку с ножом крест на крест, острием ножа влево, зубцы вилки должны смотреть вверх.


«Блюдо просто превосходно!»

Если вас неожиданно порадовало поданное блюдо, и вы не хотите оставить без внимания работников невидимого фронта - сложите очередную не хитрую комбинацию. Официант точно обратит внимание на доброжелательный жест и обязательно доведет до повара приятные вести.


«Не понравилось»

Бывает и такое, что блюдо не соответствует визуальным и вкусовым представлениям. Причин может быть большое множество, но факт остается в вашей тарелке. Такая символика будет не особо приятна персоналу, зато есть повод поинтересоваться глубинными причинами такой оценки. Официант может уточнить недостатки и, согласовав с менеджером, есть шанс оставить приятное впечатление о заведении небольшим украшенным десертом от самого заведения.


«Обслуживание не понравилось»

Если вам попался официант с плохим настроением, более того - он испортил его вам, есть вариант, который может дать понять, что «обслуживание не понравилось!». Такой жест можно использовать, если при обслуживании, сначала принесли стейки, когда уже стейки наполовину съели, принесли хлеб, а когда стейки закончились, принесли соус к стейкам. Не редко ведь случается, правда? Исходя из того, что подача и обслуга была наоборот - ставим приборы варианта «уносить не надо» и поворачиваем тарелку на 180°. Приборы можно сразу поставить вверх ручками. После такого отношения обслуживающего персонала к гостям, расположение приборов слева или справа не входит во внимание. Сам факт того, что обслуживание неправильное, показывают перевернутые приборы.


«Не хватает доброжелательной улыбки»

В случае вполне сносного обслуживания, но нехватке гостеприимства, в процессе употребления пищи можно сделать демонстративную краткосрочную паузу в адрес обслуживающего персонала жестом «Не хватает доброжелательной улыбки!». Так вы напомните официантам о гостеприимности, вежливости, доброжелательности и улыбчивости.


«Принесите жалобную книгу»

Самый «страшный» жест языка столовых приборов - «принесите жалобную книгу!». За основу берем комбинацию «закончил трапезу» с параллельным расположением приборов и образно переворачиваем на 180°. Приборы можно положить сразу на поверхность тарелки ручками вверх. Какой прибор слева, какой справа, в данной ситуации значения не имеет.


«Все очень понравилось!»

Если же вы остались довольны блюдами, обслуживанием и планируете стать постоянным гостем, используйте комбинацию «Все очень понравилось!». Единственный нюанс такого положения - нежелательно вставлять нож в средние зубцы вилки, так как это будет трактоваться как «Блюдо не понравилось!». Для контакта лезвия ножа с зубцами вилки необходимо использовать крайние зубцы.


«Все просто чудненько!»

Напоследок хотелось бы представить немного кокетливый жест, похожий на сидящую девушку в позе «нога на ногу». Самое главное - этой капризной особе угодили на все 100%. Подняли тонус и настроение, и это все благодаря слаженной работы целого коллектива гостеприимного заведения. Этот жест гостья в знак благодарности может адресовать своему спутнику.

Зная такие нехитрые комбинации расположения приборов, можно показать свое отношение ко всему происходящему, но и подать знаки грамотному персоналу. Последний в свою очередь сможет быстро исправить положение, если это еще возможно.

  • 235827


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!