Сочинение на тему ботанический сад. Для дошкольных образовательных учреждений

Цветкова Галина Васильевна

Лето, солнце, пляж! Что еще может быть прекрасней? Но не у всех есть возможность отдохнуть летом. Работа , работа , работа… Хорошо , что есть выходные дни. Где же отдохнуть с детьми в выходной день ? А посетите Ботанический сад !

Необыкновенный воздух, насыщенный нежным ароматом цветущих растений. Разнообразие деревьев, кустарников и цветов.




ето – это самое благоприятное время для общения с природой. Летом можно знакомить детей с тайнами природы, воспитывать у них познавательный интерес к ней, учить ориентироваться в разнообразном мире природы, развивать мышление, обогащать словарный запас, пробуждать эстетические чувства.



Полюбуйтесь гладью воды и нежной голубизной неба. После посещения Ботанического сада , для развития ребенка, желательно с ним вспомнить и «прожить» впечатления, так как в это время как бы усваивается то, что ребенка впечатлило, то, что он запомнил. Помочь ему закрепить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, в рассматривании буклетов, книг, рисовании и т. д.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Мы же, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение Ботанического сада будет праздником для всей семьи!

Публикации по теме:

Игрушка-забава \"Улиточка\" Из жёлтой цветной бумаги или картона вырезаем туловище "улиточки" и загибаем голову. Приклеить на лицо "улиточки".

ИГРА «Признаки времён года» Цели: - Напомнить детям о характерных особенностях времен года с помощью условных обозначений, картинок..

ООД по физкультуре в подготовительной группе «Экскурсия в ботанический заповедник» с использованием нетрадиционных методов МДОУ «Детский сад «Веснушки» комбинированного вида п. Дубки Саратовского района Саратовской области» КОНСПЕКТ ООД по физической.

«Вместе с сыном, вместе с дочкой, вместе с внуком, вместе с внучкой». Спортивное шоу для детей и родителей Методическая разработка «Вместе с сыном, вместе с дочкой, вместе с внуком, вместе с внучкой» Спортивное шоу для детей и родителей (для детей.

Ботанический сад был создан в 1949г. Это часть истории Владивостока. Ботанический сад, красив в любую погоду и в любое время года. Сегодня.

Путешествие в Ботанический сад Краснодара Сегодня я хочу пригласить вас на уникальную экскурсию в Ботанический сад Кубанского государственного аграрного университета имени профессора.

Внеурочное занятие по окружающему миру "Прогулка по ботаническому саду" для учащихся начальных классов

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 г.о. Самара
Описание Данный материал можно использовать на уроке окружающего мира по теме "В ботаническом саду" , для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе.
Цель Формирование представления о ботаническом саде как просветительском и научном учреждении, личного эмоционального отношения к ботаническому саду.
Задачи Расширить объем интереса к природе,формировать бережное отношение к природе.
Учить любоваться образцами садово-паркового ландшафта, называть растения ботанического сада, выполнять правила поведения в ботаническом саду.
Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Активизировать речь детей.
Углубить изучение учебной программы.
Воспитывать нравственную культуру, чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Ход занятия


Учитель
Добрый день, ребята! Вы уже много знаете о жизни растений и культурных и диких. Как вы думаете, существуют ли такие места, где можно увидеть как растут растения со всех материков? (да)
Как могут называться такие места? (высказывания детей)
Я хочу вам открыть секрет. Эти места называются ботанические сады.
Эта явь прикарманила детские сны...
Непонятен, как песнь, и наряден, как пряник,
Ботанический сад на запятках весны,
Где гуляет гуляка и мыслит ботаник.
Бывал ли кто из вас в ботаническом саду? (Ответы детей)
Так что же это за место такое - ботанический сад? (ответы детей)
Давайте послушаем сообщение, которое приготовила наша команда с замечательным названием "Ботаники"
Ботаники
1.
...Ботанический сад, ботанический сад;
Лепестковых и прочих сокровищ кладовка;
Неземного эдема двоюродный брат, --
И троллейбусная,
возле врат,
остановка.

2.Ботанический сад- это научное исследовательское и культурно-просветительское учреждение. Ботанический сад- это коллекция живых растений, которые выращивают в открытом грунте и в оранжереях.
Зарождение ботанических садов начинается в V веке. Их тогда называли "аптекарские" сады или "огороды". Первые сады были совсем небольшие.В них размещались лекарственные, ядовитые растения, которые использовались в медицине.


3. Первый ботанический сад был открыт в Италии в 1309 году. В России самыми первыми были ботанические сады в Москве


и в Санкт-Петербурге


4. В нашем городе тоже есть Самарский ботанический сад.


Сад был основан в устье Постникова оврага на месте нескольких загородных владений, самым большим из которых была усадьба купца Василия Боршева. Этот человек был большим любителем экзотических растений, он начал украшать свою усадьбу редкими деревьями еще в начале позапрошлого столетия. Первыми были посажены три голубых ели, родина которых Северная Америка. По архивным данным сотрудникам сада удалось установить, что эти ели были чуть ли не самыми дорогими деревьями в коллекции самарского купца. Каждый их саженец стоил 300 рублей – огромную по тем временам сумму.


А когда его сады перешли к наследникам, то они, по некоторым сведениям, пытались даже разводить здесь редкие южные виды растений, в том числе с Крыма и Закавказья, но большинство этих опытов потерпели неудачу из-за морозных самарских зим.
5.
Для посещений экскурсантов сад был впервые открыт в 1933 году. в 1935-36 годах в Ботаническом саду была построена специальная оранжерея большой площади, предназначенная для обширной научной работы и проведения тематических экскурсий. В дальнейшем оранжерея неоднократно реконструировалась и достраивалась
В период Великой Отечественной войны для Ботанического сада наступили тяжелые времена. Его лесная роща была вырублена, почти полностью оказались утерянными коллекции дендрария и травянистых многолетников, когда оставленная для них площадь не превышала 1 гектара. Остальная территория сада была занята огородами.
6.
В настоящее время оранжерея Ботанического сада СамГУ площадью 1200 квадратных метров является единственной во всем в Среднем Поволжье. На ее территории ведутся научные наблюдения за 1200 видами теплолюбивых растений, которые произрастают только в закрытом грунте. Основной коллекционный фонд оранжереи располагается в двух крупных залах. Коллекция тропических и субтропических растений насчитывает около 800 таксонов. В оранжерейной коллекции цветут и плодоносят:
Инжир


Кофейное дерево


Гуаява


Цитрусовые и ряд других растений.
7.Здесь цветет и плодоносит муррайя


а зимой цветут лимон и фейхоа


Физминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
7.На территории сада расположены два пруда.Нижний.


И верхний.


Огромное количество цветочно-декоративных растений более 700 видов сортов.
Ирисовые семейства


Пионовые семейства



И другие.
8.С северной стороны сад рассекает овраг «Сырой», достигающий десятиметровой глубины, через который переброшен пешеходный мостик. В овраге есть родник, не замерзающий зимой. Вода родника имеет высокое качество и соответствует в целом ГОСТ питьевой воды.
9.С момента своего основания и по настоящее время Самарский ботанический сад переписывается и обменивается семенами со 190 ведущими садами мира. Кроме того, он ведет исследовательскую работу по подбору деревьев для озеленения города. От первых трех голубых елей по всей Самаре разошлось их молодое потомство. Эти деревья украшают сегодня волжскую набережную, их можно увидеть в скверах и парках, во дворах жилых домов.


Ботанический сад является учебной базой не только Самарского государственного университета, но и педагогического, медицинского государственных университетов, медицинского училища, сельскохозяйственных техникумов.


На базе сада ежегодно проводятся более 100 учебных экскурсий для студентов, выполняются курсовые и дипломные работы.


Главная аллея


В нашем саду живут белочки, которые всегда рады гостям сада.
Учитель
Ботанический сад- ведь это музей растений. А если мы в него вошли, то нужно соблюдать и правила поведения. Подумайте что можно делать, а что категорически запрещается в таких местах.
(Ответы детей)
Нарисуйте плакаты-памятки правила поведения в ботаническом саду.

Зарождение ботанических садов в современном понимании относится к эпохе феодализма. В V в. при многочисленных монастырях средневековой Европы возникают так называемые "аптекарские" сады или "огороды". Первые ботанические сады имели небольшие размеры. Растительные коллекции в них были представлены размещенными в грядках (огороды) лекарственными, ядовитыми, пряными растениями, использовавшимися в средневековой медицине, и некоторыми видами декоративных.

Аптекарские огороды, в наиболее раннюю пору их существования устраивавшиеся при монастырях, а в дальнейшем при госпиталях, явились предшественниками экспозиции полезных растений в современных ботанических садах. Аптекарские огороды были небольшого размера, обычно не превышали нескольких сотен квадратных метров.

Аптекарским огородом вначале был и один из старейших в нашей стране Ботанический сад Ботанического института им. В.Л. Комарова, основанный в 1714 г. по указу Петра I на одном из островов Невы. Этот аптекарский сад, как и все подобные сады того времени, имел очень небольшой участок. Так, М.И. Пыляев, известный историк старого Петербурга, сообщает, что в длину он насчитывал всего 300 сажен, а в ширину - 200 сажен.

Начиная с XIV в. монастырские аптекарские огороды постепенно превращаются в медицинские сады, в деятельности которых уже можно отметить принципиально новые черты. В отличие от средневековых монастырских садов, медицинские сады имеют теперь не только узкопрактическое значение. Они положили начало работам по первичной интродукции растений, собирали местные и чужеземные растения, описывали их и приводили в определенную систему (правда, до Линнея еще громоздкую). Формирование ботанических садов как научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Этому в значительной степени способствовало широкое распространение в ту пору научных знаний и, в частности, естествознания. Первые ботанические сады научного профиля появляются в Италии в самом начале XIV в. (сад в Салерно -1309 г.), где сравнительно с другими странами Европы к тому времени сложились наиболее благоприятные общественно-исторические предпосылки для формирования новых общественно-экономических отношений, для создания и дальнейшего расцвета новой гуманистической культуры и, в частности, блестящего расцвета науки и искусства. Правда, до первой половины XVIII в. экспозиции растений в большинстве медицинских ботанических садов оставались немногочисленными, мало отличавшимися от средневековых монастырских огородов. Они располагались на участке сада в виде отдельных групп лекарственных и некоторых других растений, употреблявшихся главным образом в медицине, являясь, по остроумному выражению А.Н. Краснова, как бы "живой фармакопеей".

Начиная с XVI в., с развитием университетской жизни, число ботанических садов в Италии существенно увеличивается: один за другим появляются сады в Падуе (1545 г.), Пизе (1547 г.), Болонье (1567 г.) и т.д. Несколько позже, в XVII в., ботанические сады создаются и в других странах Европы: при Парижском (1635 г.) и Упсальском (Швеция) университетах (1655 г.), в Берлине (1646 г.), Эдинбурге (Англия) - Королевский ботанический сад (1670 г.) и др.

Быстрое накопление растительного материала в ботанических садах потребовало его научного обобщения и систематизации. Линней, основоположник систематики растений, выступив в 1753 г. со своей "Системой растений", разработал первую стройную искусственную систему классификации растений. Линней поделил растения на 24 класса, положив в основу каждого из них произвольно взятые признаки, и тем самым создал новый метод систематизации растительного мира. Система растений Линнея вызвала к жизни многочисленные исследования, возбудила большой интерес к описанию растений. Через несколько лет после опубликования системы Линнея количество изученных и описанных растений достигло 100 тыс. Со времени систематика Линнея и ботаника стали понятиями почти тождественными. Ботанический сад того времени представлял собой как бы живой гербарий для систематики. Эстетика здесь отходила на последний план. Ботанические сады как своеобразные ботанические лаборатории при университетах, демонстрирующие различные системы растений, получили большое распространение в XVII-XVIII вв. Постепенно, в процессе исторического развития ботанических садов, у них появилась новая функция - учебно-педагогическая.

История ботанических садов в России тесно связана с зарождением и развитием российской ботанической науки. Уже к началу XVII в. в нашей стране имелось много сведений в части практического использования различных растений как в сельскохозяйственной области, так и в медицине. Способы применения лекарственных растений и описание их медицинских свойств как правило излагались в различных "травниках", которые имели особенно широкое распространение во второй половине XVII в. В течение первой половины XVIII в. в связи с развитием врачебного дела и увеличением потребности в производстве лекарственных средств количество аптекарских садов в России быстро увеличивается. Наряду с открытым в 1706 г. первым в нашей стране ботаническим садом при Московском университете, организуются и другие сады: в Лубнах в 1709 г., в Петербурге (ныне сад Ботанического института им. В.Л. Комарова) в 1714 г. В указе Петра I об учреждении Петербургского аптекарского огорода говорится, что последний создается "для умножения аптекарских трав и собирания особливых трав, яко нужнейших натуралов в медицине, также для обучения лекарей и аптекарей ботанике". Среди коллекций растений этого аптекарского огорода мы находим: ромашку, шалфей, мяту, горчицу, чабрец, можжевельник, пионы, лаванду, различные луковичные, розы и т.д. К этому же времени, к первой трети XVIII в., относится основание ботанического сада Академии наук на Васильевском острове в Петербурге. Об этом саде сохранились лишь весьма отрывочные сведения, встречающиеся в материалах архива. Из протоколов канцелярии Академии явствует, что ботанический сад был устроен в 1735 г. Для устройства сада, по рекомендации его основателя ученого ботаника голландца Аммана, был арендован на 2-й линии Васильевского острова небольшой участок земли.

Широкое использование лекарственных и других полезных растений в медицине и в других областях практической деятельности явилось важнейшей предпосылкой появления у ботанического сада новой функции - изыскания полезных растении. В начале XVIII в. изучение и освоение многообразных естественных ресурсов на обширной территории России было одной из главных государственных задач. В связи с этим российскими ботаниками были начаты масштабные исследования растительных богатств России. Научным центром, координирующим работы многочисленных комплексных экспедиций, была Академия наук, организованная в 1725 г. В первой географической экспедиции Академии наук на Камчатку - известной экспедиции Беринга - принимал участие и С.П. Крашенинников, автор замечательного "Описания земли Камчатки" (1755), самый ранний представитель крупных российских натуралистов. В предисловии к первому изданию "Описания земли Камчатки" академик Г.Ф. Миллер, один из научных руководителей экспедиции Беринга на Камчатку, - писал: "О том ни мало сумневаться не должно, что определенным к правлению государственных дел особам весьма нужно иметь точную ведомость о землях". И далее отмечает, что необходимо знать "какие обретаются травы, кусты, деревья и что из них к лекарству, или краске, или к другому какому экономическому обиходу пригодно". Отсюда видно, какое большое значение с точки зрения удовлетворения хозяйственно-экономических запросов придавалось уже в то время ботаническому изучению нашей страны. Особое значение в развитии ботанических знаний и организации первых ботанических садов в России имели знаменитые академические экспедиции 1768-1774 гг. по изучению российской природы, в которых участвовали П.С. Паллас, И.А. Фальк, И.И. Лепехин и другие собиратели ценнейших коллекций живых растений и гербариев.

Со второй половины XVIII в. в России наряду с государственными начали создаваться и многочисленные частные ботанические сады. Собирание редких экзотических растений становится в ту пору модой, которой отдавал должное каждый мало-мальски состоятельный человек. Из этого увлечения коллекционированием растений возникли многие ботанические сады того времени, в частности знаменитые сады П. Демидова в Москве, А. Разумовского в Горенках под Москвой и т. д. В некоторых из них были собраны большие, даже по нашему времени, коллекции интродуцированных растений. Так, в ботаническом саду А. Разумовского в Горенках было представлено до 12 тыс. видов и разновидностей российской флоры. Ботанический сад промышленника П. Демидова был устроен в 1756 г. и насчитывал в своих коллекциях до 5 тыс. видов и разновидностей растений. Об этом ботаническом саде академик П.С. Паллас, посетивший его, писал, что он "сейчас не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах славными ботаническими садами сравнен быть может как редкостью, так и множеством содержания в нем растений". Судя по описанию и дошедшему до нас старинному чертежу с изображением плана ботанического сада П. Демидова, планировка этого сада была довольно бесхитростной. Впрочем, она ни в какой мере не отличалась от других известных ботанических садов того времени. Прямоугольные террасированные участки сада были устроены на склоне Воробьевых Гор, обращенном к Москве-реке, и четырьмя уступами длиной около 200 м и различной ширины опускались к реке. Оранжереи и грядки располагались симметрично по обе стороны дорожки, ведущей от великолепного трехэтажного дома к реке. Из 9 оранжерей 8 было каменных. Каждая из оранжерей имела в длину около 80 м. Были оранжереи и для винограда, пальмовых, плодовых и многолетников и парники для разведения ананасов. На террасированных участках сада около оранжерей на грядках располагались разнообразные растения, "на вольном воздухе растущие". Вдоль каждой из террас в один-два ряда были высажены плодовые деревья. Эти террасированные участки в верхней части непосредственно примыкали к дворовым сооружениям усадьбы, отделяясь от последней ажурной чугунной решеткой. Демидовский ботанический сад существовал недолго; уже в конце 80-х годов XVIII в. он пришел в полный упадок и к этому времени практически прекратил свою деятельность. Другой, не менее известный ботанический сад XVIII в. - Горенский, которым руководил виднейший ботаник Ф.Б. Фишер, представлял собой часть большого парка, раскинувшегося около основного строения обширной барской усадьбы, построенной архитектором Менеласом, много строившим для Разумовских. Перед домом с одной стороны находилась обнесенная рвом площадь с прудами и рощицами для зверинца, перед садовым его фасадом были разбиты цветники с многочисленными скульптурами, посреди покрытой газоном площадки располагалась мраморная ваза. Парк, через который протекала речка Горенка, образовавшая пруды, был разбит в модном тогда пейзажном стиле и занимал большую территорию площадью до 600 га. Частично сохранившийся до конца прошлого века, этот обширный парковый участок имел большое количество террасных прудов, мосты, беседки, грот с центральным залом и лабиринтовыми коридорами. Парк изобиловал серебристыми тополями, сибирскими кедрами, веимутовыми соснами, американскими елями. Горенский сад являлся одним из крупнейших ботанических учреждений своего времени. В описании этого сада его современник отмечает, что "богатства природы, собранные в теплицах и оранжереях, приводят в восторг: невольно изумляешься, как частный человек мог соединить в немногие годы столько сокровищ природы из всех стран света". После смерти А.К. Разумовского в 1822 г. Горенский ботанический сад приходит в упадок, и в 1826-1828 гг. богатейшие коллекции этого прославленного ботанического сада оказались разрозненными. Оранжереи были частично разобраны. Значительная часть горенского гербария была куплена Академией наук по рекомендации бывшего директора этого сада Ф.Б. Фишера и в настоящее время находится в гербарии Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН.

К XVIII в. относится основание в России и других частновладельческих ботанических садов - сада в Соликамске, заложенного П. Демидовым, и известного нам по описанию академика И.И. Лепехина, сада в Пензенской губернии, принадлежавшего С.Т. Аксакову, где работал крупный российский ботаник Э.Л. Регель, позже - директор сада в Петербурге. Известны также оранжереи и сады подмосковных вотчин, принадлежавшие в 1737 г. Д. Голицыну, Никольский сад П. Трубецкого около Москвы и т.д.

В конце XVIII в. в России возникают и первые ботанические парки - дендропарки, которые разбивались целиком в ландшафтном стиле в соответствии с художественными вкусами того времени. К таким дендрологическим паркам, занимающим промежуточное положение между собственно ботаническим садом и обычным парком, относятся известные парки -Тростянецкий в Черниговской области и Софиевский около Умани на Украине, сохранившиеся до нашего времени.

В первой половине XIX в. вновь строящиеся ботанические сады как в России, так и за рубежом создавались главным образом как учебные сады при университетах. В последующем, постепенно по мере увеличения ботанических знаний все более и более расширяется круг деятельности ботанических садов.

Развитие колониальной экспансии крупнейших держав в конце XIX и начале XX в. пробудило интерес к географии колониальных стран. Тем самым был дан толчок к развитию ботанической географии. Это заставило многие ботанические сады сочетать систематический принцип показа растительности с географическим. Если в "системах" показывались виды растений, интересовавшие ботаника лишь с морфологический точки зрения, характерные представители различных семейств и родов, то теперь в ботанических садах растения располагаются уже по признаку условий, близких к природным. Они группируются в виде сообществ растений луговых, степных, лесными группами, если они взяты из леса. Это давало возможность легче изучать их в условиях, близких к природным. Вместе с тем в ботанических садах начинают изучаться биохимические и физиологические свойства растений. Отдельные перспективные культуры подверглись всестороннему и углубленному изучению с выявлением их экономических данных и биологических свойств. Перед ботаниками ставятся уже задачи отбора, приспособления, районирования, изучения агротехники.

В связи с расширением задач деятельности и изменением самих методов экспонирования растений резко возрастают и общие размеры ботанических садов. Площади их достигают уже многих десятков и даже сотен гектаров. Таковы ботанические сады в Кью, Берлин-Далеме, Нью-Йорке, а из бывших российских садов - Никитский.

Бурное развитие городов в конце XIX и начале XX в., большой размах промышленного строительства, возникновение в связи с этим сложнейших градостроительных проблем - санирования и озеленения городов, создания защитного лесопаркового пояса вокруг крупных населенных пунктов и т.д. - все это поставило перед ботаническими садами мира задачу определения наиболее рационального ассортимента растений и разработки эффективных методов озеленения городов и строительства парков. Современные ботанические сады активно включаются в решение этих проблем; здесь подбираются и изучаются декоративные растения, сады начинают выступать в роли пропагандистов определенных приемов и методов озеленения. В ботанических садах появляются все новые и новые экспозиционные участки - сады отдельных культур, беспрерывного цветения, образцовые уголки парков. Вместе с тем ботанические сады во все больших масштабах проводят пропаганду ботанических знаний и изучения живой природы.

В конце XVIII в., как отмечалось выше, в планировке ботанических садов под влиянием развития свободного пейзажного направления, повсеместно укрепившегося в паркостроительном искусстве, появляются элементы ландшафтного стиля. В художественно-эстетической основе его лежали задачи создания идеализированного ландшафта. В связи с новыми художественными задачами, вставшими перед паркостроительным искусством, все более решающее значение начали приобретать проблемы изучения декоративных свойств растений и гармонического их сочетания. В ботанических садах учеными садоводами анализируются художественные особенности и дендрологические свойства различных пород, методы их оформления, возможные группировки насаждений в парках и другие важнейшие условия создания ландшафта.

Со временем, где это было возможно, сады стали расширятся. Расширение границ ботанических садов обычно происходило путем присоединения к ним свободных, незастроенных участков земли или объединения старых, сравнительно небольших собственно ботанических участков сада с более обширной парковой частью барской усадьбы или королевского поместья, при которых большей частью и возникали первые частные ботанические сады. Это особенно отчетливо можно видеть на примере развития известного ботанического сада в Кью, под Лондоном.

Так постепенно, в процессе своего исторического развития, ботанические сады из аптекарских огородов эпохи Средневековья к нашему времени превратились в сложный организм. Необходимо отметить, что изменения ботанических садов шло в первую очередь под влиянием общего развития ботанической науки и изменявшихся требований, предъявляемых к научно-ботаническому содержанию работы ботанического сада. С другой стороны, изменения были органически связаны и с общим развитием садово-паркового искусства.

Современный ботанический сад - это сложный организм площадью до многих десятков и даже сотен гектаров, с воссозданием на отдельных участках сада целых географических пейзажей и ботанико-исторических экспозиций (альпинариев, японских, итальянских садов и т.д.), который не может обойтись без ландшафтного архитектора, достигающий художественного единства всего многообразия элементов, составляющих ботанический сад.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

Ботанический сад Санкт-Петербурга один из старейших в России. Здесь находится множество удивительных растений, собранных из разных уголков планеты. Ботанический сад располагается на Аптекарском острове в центре города. Туры в Санкт-Петербург с посещением Ботанического сада есть в любое время года. Впечатление от его посещения у вас останутся надолго.

В 1712 году на Вороний остров Петербурга из Москвы был переведен Аптекарский приказ - учреждение, которое ведало всем аптечным и медицинским делом. Петром I в 1714 году был учрежден Аптекарский огород. На нем иностранцы выращивали диковинные растения и лекарственные травы. После этого Вороний остров стали называть Аптекарским.

К 1823 году Аптекарский огород преобразовали в Императорский Ботанический сад. Несмотря на наводнение в 1824 году, из-за которого погибла большая часть посадок, к середине 19 века коллекция насчитывает около 15 тысяч видов растений и становиться крупнейшей в мире. В саду были построены оранжереи, дом садовника и дом главного ботаника, беседку и пруд. Строятся Пальмовая оранжерея и здание Ботанического музея, позже возводят Гербарий и Библиотеку.

Ботанический институт им. Владимира Комарова был создан в 1940 году. Во время Великой отечественной многие галереи были разрушены и некоторые растения погибли. Однако, восстановление коллекции началось уже в 1943 году. Из Лиссабонского ботанического сада в 1944 году прислали посылку с семенами оранжерейных растений. Больше всего растений помог восстановить ботанический сад Москвы.

На сегодняшний день богаты коллекции растений (около 7,5 тыс. растений) расположены на 1 гектаре оранжерей протяженностью 1 километр. Посетители могут увидеть Висячие сады из эпифитов, плодоносящие деревья манго, какао, кофе, тропическую сливу - флакуртию, банановые деревья, различные цитрусовые культуры, фейхоа и инжир. гранат и множество других интересных растений. В феврале здесь начинают цвести австралийские акации, а ближе к весне азалии.

Сейчас сад входит в состав Российской Академии наук. В настоящее время в саду проводится большая научно-исследовательская работа по интродукции (пересадка растений в те места, где они обычно не произрастают) древесных, декоративных, травянистых и лекарственных растений. Все полученные результаты работы публикуются в научных изданиях. Сад тесно контактирует с другими подобными заведениями, ведет обмен растениями и семенами.

В зависимости от времени года, проводятся разнообразные экскурсии, например:

  • «Тропические растения Земного шара»,
  • «Субтропические растения Земного шара»,
  • «Водные растения»,
  • «Растения парка-дендрария».

Для студентов и школьников можно предварительно заказать специальную учебно-тематическую экскурсию:

  • «Лист, побег, стебель»,
  • «Путешествие в жаркие страны»,
  • «Строение цветка»,
  • «Систематика и происхождение высших растений»,
  • «Растения тропических областей Земного шара и практическое значение их для человека»
  • «Многообразие растительных организмов и приспособленность растений к жизни в определенных условиях среды»,
  • «Новогодние растения мира».

Примерно 1 либо 2 раза в месяц, когда проводятся всевозможные выставки, посетители могут гулять по оранжереям без экскурсовода.

Ежегодно только оранжереи посещает более 150 000 экскурсантов. Сад уделяет больше внимание пропаганде знаний о ботанике.

В рамках проекта предусмотрены теоретические, практические занятия и экскурсии для детей разных возрастных групп. В разные сезоны года педагогам и родителям предлагаются разнообразные формы занятий, где приоритетным является интерактивное обучение. Не менее важным моментом на занятиях в Ботаническом саду мы считаем процесс формирования у детей природоохранного мировоззрения, используя комплекс обучающих, развивающих и воспитывающих методик. Полагаем, что занятия в Ботаническом саду развивают общий кругозор у детей, а также способствуют воспитанию экологически культурной личности ребёнка.

Осенние программы

Учебные модули для детей 6-12 лет:

Разнообразие листовых пластин/Экскурсия по субтропическому маршруту+практическая работа/
Культура и образование. Ботанический сад Петра Великого - учреждение с 300-летней историей/Экскурсия+семинар/
Все профессии важны. Профессии: учёный-ботаник, садовод, цветовод, экскурсовод/Экскурсия+семинар/
Наблюдение и опыт - главные способы изучения окружающего мира. Посещение научной лаборатории/Экскурсия+семинар/
Охрана природы. Мировая Красная книга /Экскурсия по субтропическому маршруту+семинарпрактическая работа/
Жизнь в пресных водах. Водная оранжерея /Экскурсия/
Суккуленты Ботанического сада /Экскурсия+практическая работа/
"Почемучка". Знакомство с комнатными растениями/Экскурсия по субтропическому маршруту+практическая работа
Квесты по оранжерейным маршрутам "По следам невиданных зверей", "Самые-самые"

Игровые экскурсии в парке:

«Берёзовый маршрут» расскажет о биологии самого известного и всеми любимого российского дерева Береза. На территории Ботанического сада произрастает около 30 видов берез. Группе детей предстоит отправиться по активному и занимательному маршруту по парку, узнать много нового о белоствольной красавице. Любителям и ценителям красоты березы - яркие подарки.
Программа «Условия жизни растений» включает беседу о значении воды, почвы и солнца в жизни растений, о пользе некоторых деревьев и кустарников, а также практическую работу «Состав почвы». Ребята смогут поучаствовать в ролевой экскурсии-спектакле и получить в подарок силиконовые браслеты.
«Царство Растения» - игровая экскурсия по парку, основной целью которой является изучение жизненных форм растений на примере растений парка-дендрария Ботанического сада. В процессе занятия детям предстоит выполнить задания на карточках, поучаствовать в эстафете, изучить плоды некоторых растений, а также − задавать вопросы и отвечать на них, анализировать, делать прогнозы и многое другое.*
«О клёнах и не только...»- квест по парку-дендрарию Ботанического сада. Одним из красивейших деревьев в осенний период является Клён. Познакомиться с многообразием клёнов, узнать много интересных фактов, выполнить интересные задания в процессе одно часовой прогулки смогут все любители природы.


Для старшеклассников:

Квест по парку "Иммигранты Нового Света""
Учебные модули:

«Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов»
«Естественные и искусственные экосистемы»

Экскурсия «Наш русский лес»
Экскурсия "Использование декоративных растений в озеленении"

Программы, которые мы проводим круглый год

Для дошкольных образовательных учреждений:

Образовательная программа "Вишенка" — специальный адаптированный курс для организованной группы детей 5 — 6 лет; включает игровые занятия; практическую работу по посадке растения и беседу по уходу за ним; творческие задания в рабочей тетради "Путешествие Вишенки"; экскурсии по парку и оранжерее Ботанического сада.

  • Программа "Вишенка" включает 3 занятия в Ботаническом саду.
  • В данной программе вопросы образования, воспитания и развития личности решаются комплексно за счет разнообразия тем и форм занятий, а также рефлексии деятельности.
  • Специально разработанные творческие задания в рабочей тетради "Путешествие Вишенки" сделают процесс подачи материала более увлекательным. В заключение курса по желанию родителей возможна организация праздника на территории Ботанического сада.
  • Занятия состоят из двух частей — в первой части вместе с аниматором Вишенкой дети изучают строение и условия жизни растений в оранжерее Ботанического сада, посещают экскурсии; во второй части (практической) — сажают растение и изучают правила ухода за ним, выполняют творческие задания в рабочих тетрадях, играют и др.

Для детей и родителей:

Совместный отдых может быть полезным, если сочетается с познавательной деятельностью.
Ботанический сад Петра Великого в рамках проекта «Берёзовая роща» приглашает на познавательные программы для детей и родителей: 1) «Почемучка», 2) «Раз-горох, два-горох…», 3) «Светофорик»

  • Стоимость учебного модуля (15 детей) — 3000 р.
  • Стоимость игровой экскурсии с элементами квеста — 3000 р.
  • Стоимость программы "Почемучка" — 3500 руб. (для детской группы); 4500 р. — для смешанной группы.
  • Количество детей в одной группе не более 15 человек
  • Сопровождающий педагог — бесплатно

Приглашем вас вступить в группу



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!