Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Ботанические сады» (старшая группа). Проводятся интересные мероприятия

Летом мы с детьми много гуляем, изучаем парки, скверы, город. У школьников каникулы, им нужно отдыхать, набираться сил. А взрослым тоже хочется отдохнуть от работы. И иногда так хочется уйти от суеты в какое-нибудь уединенное место, чтобы отдохнуть, насладиться красотой природы, получить эстетическое наслаждение от общения с природой. В городе уже вроде бы уже многое видели. Но есть у нас в Тирасполе Ботанический сад, куда хочется приходить почаще. Это излюбленное место горожан для отдыха. Вот и у нас с детьми была летняя прогулка по Ботаническому саду.

Сегодня поделюсь с вами хорошим настроением и впечатлениями от нашего посещения Ботанического сада. И наша фотосессия.

Летняя прогулка по Ботаническому саду

Ботанический сад был заложен в 1959 году по инициативе академика П. и. Дворникова. Раньше он назывался просто дендрарий. позже обрел статус Ботанического сада и является частью Приднестровского научно-исследовательского института сельского хозяйства.

Весной многие приходят сюда любоваться цветением сакуры.

Весенние цветы также радуют своим многообразием. Много тюльпанов растет здесь весенней порой и радуют своей красотой.

А летом сад преображается благодаря цветению роз. Естественно, пропустить такое зрелище нельзя, если еще ты в них просто влюблен. О нашей прогулке в парк и о розах более подробно можно тоже прочитать. Здесь и стихи, легенды о розах.

Розовый рай

Наш Ботанический сад славится своей коллекцией роз. Их тут собрано более 200 сортов.

Розарий — это центральная часть парка. Очень приятно прийти на прогулку в парк, чтобы увидеть удивительную красоту цветущих роз и других цветов. Розы просто завораживают своей красотой и изяществом. Они такие все разные и каждая по-своему хороша.

Щебетание птиц, чистый воздух, шелест листвы. Так и хочется здесь подольше остаться. Здесь нет суеты. Ведь мы вечно заняты, торопимся, работаем. А сюда люди приходят просто отдохнуть и насладиться удивительной красотой природы. Это просто счастье!

Наша фотосессия в розарии.

Юля среди роз


Деревья

В Ботаническом саду растут не только цветы. Здесь много деревьев: хвойные, лиственные. Кустарники, цветущие клумбы, окаймляющие тропинки и аллеи парка. В парке много скамеек, где можно посидеть и отдохнуть, послушать пение птиц. Кстати, их здесь очень много. Одни просто позируют перед вами, летают, щебечут, будто приглашают вместе с ними поиграть. Наблюдали за стайкой скворцов.

Скамейки оплетены вьющимися растениями и плетистыми розами. Очень красиво.

В парке есть большая беседка, в которой можно отдохнуть и даже провести мероприятие.

А еще у нас с Ксюшей и Юлей есть в этом парке любимая сосна. Она находится возле розария. Эта сосна такая пушистая, у нее большие ветки. Кажется, что дерево протягивает большие и ласковые руки, чтобы обнять вас.

Полюбовавшись розами, мы прошли по тропинке к соснам. Высокие, сильные, прекрасные. Они очень любят солнце и тянутся к нему своими ветками. Детям можно и про сосну рассказать, загадать загадку.

Вечнозеленое дерево. Смелое, может расти даже на песчаной почве, у него сильные корни.

Могучен сосен статный ряд,

Шеренги стройные стоят.

Макушки смотрят в небеса —

Природы дивная краса.

Загадка про сосну.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А как замечательно дышится среди сосен и других хвойных деревьев, которые есть в парке.

Тут растут ели, могучие и высокие, есть туи. Они такие красивые, как-будто из волшебной сказки пришли сюда.

Туя тоже относится к хвойным деревьям. Они очаровывают своими пышными формами. Будто большие шишки, только зеленые, стоят. И туя обладает великолепным хвойным ароматом и имеет лечебные свойства.

В парке много лиственных деревьев: клены, тополя, дуб есть молодой, каштаны, липы. Липы сейчас цветут. Такой головокружительный аромат стоит! И пчелы летают вокруг, собирая полезную пыльцу с лип.

В парке можно посидеть на солнечной полянке прямо на траве. Здесь клевера много растет, а также другие простые цветы. Правда, все-время думаешь, чтобы не подцепить на прогулке. Нужно быть бдительным.

Отдохнули, Юля набегалась. А потом мы свернули к березовой рощице.

Что сказать? Здесь растут русские красавицы-березки. Все любят русскую березку. Белый стройный ствол, покрытый тонкой берестой. В жаркий день так хорошо побродить в березовой роще. Свежий ветерок шелестит листвой. Стройная, красива, с длинными ветками и раскидистой кроной, она хороша в любое время года.

Обнимешь ствол березы, постоишь возле нее и думаешь, сколько же силы и жизни в этом дереве. Вот бы нам подарила немного энергии!

Так не хотелось уходить отсюда. Ходили по тропинкам, аллеям, слушали птичек, наблюдали, как над цветами порхают и копошатся в цветах пчелки-великие труженицы.

Вот еще фото цветов: наперстянка, ромашки, и интересный желтый цветок на длинном стебле.

Вернемся ли мы еще сюда, в это чудесное место? Конечно! Впереди целое лето, потом золотая осень. В любое время года в Ботаническом саду хорошо. Только зимой здесь бывать не приходилось.

Удивительная и необыкновенная красота живет в одном чудесном месте!

Вывод.

Такая летняя прогулка по Ботаническому саду расширяет кругозор детей и выполняет целый ряд задач.

Образовательная. Дети учатся различать деревья, цветы, узнавать их названия, отличительные признаки. Видят изменения, которые происходят в природе в разное время года.

Развивающие. Прогулка развивает способность к наблюдению за растениями и животными, обогащает словарный запас ребенка, у детей развивается любознательность и творческие способности.

Воспитательные. Воспитываем любовь к природе, к родному краю, ее красоте, пробуждаются эстетические чувства. Родители учат детей видеть вокруг себя прекрасное, ценить и беречь окружающую нас природу.

Надеюсь, что у меня получилось предать вам немного позитива и хорошего настроения от нашей прогулки в Ботанический сад.

Вчера был замечательный день – мы с классом ходили в городской ботанический сад. Это удивительное место. Там было большое количество всяких разных цветов, изобилие редких растений. В ботаническом саду много сортов роз и тюльпанов, лилий и астр. Одноклассники в саду восхищались тамошней атмосферой, поскольку там свежий воздух и каждый после посещения сада получил незабываемые впечатления.
Территория ботанического сада составляет пятнадцать гектаров, это очень большая площадь. Поэтому мы не успели всё там рассмотреть. Людмила Владимировна, наш классный руководитель, сказала, что на следующей неделе мы снова посетим этот сад. Я, как и все мои одноклассники, с нетерпением жду очередной экскурсии.

Зеленый островок нашей столицы – ботанический сад «Аптекарский огород». Это самый старинный сад в России, созданный еще в 1706 г Петром I. Говорят, что Петр I самолично сажал растения, а для надзора за этим чудом звал заморских садовников.

Нынешний ботанический сад заметно изменился, но растения сохранились с 18 века. Сам сад под открытым небом просто великолепен – старинные деревья, прекрасные цветы, красиво огороженные дорожки.

Что можно увидеть

В «Аптекарском огороде» можно полюбоваться на разных животных: черепашек, золотых уток, рыбок… Не менее интересно посмотреть на:

  • сад теневой;
  • дендрарий;
  • пруд, окруженный ивами;
  • горки хвойные…

Высокие пальмы, древовидные папоротники, яблони, груши, вишни, сливы, бананы, лианы, хищные растения, лекарственные травы, кусты сирени – разнообразие здешних обитателей велико.

Ботанический сад, благодаря высококвалифицированным профессионалам, непрерывно пополняется редчайшими растениями, оригинальными экспозициями, а также строятся эксклюзивные оранжереи.

Проводятся интересные мероприятия

В самое холодное время года в «Аптекарском огороде» проходит выставка «Тропическая зима». Старинную Пальмовую оранжерею заполняют сотни цветущих растений с особенными свойствами: одни удивляют формой и цветом, другие светятся в темноте, а третьи источают невероятные ароматы. Там представляют множество видов орхидей и тропических растений.

Весной проходит выставка цветов. Можно полюбоваться на великое количество тюльпанов, а также увидеть необозримые ковры цветов: простые и махровые нарциссы, японская сакура, белая сирень, прекрасные магнолии, пионы разных цветов, яблони, красно – оранжевые рододендроны и многие другие.

Осенью можно побывать на чудесном празднике цветов и свежего урожая «Краски осени». Здесь бывают замечательные концерты, мастер – классы, увлекательные презентации, познавательные лекции, выставки. На выставке урожая можно увидеть грецкие орехи, большие арбузы, солнечные дыни и прочие дары природы.

«Аптекарский огород» - это чудесный островок, будто оказываешься в дивном мире природы. Здесь все великолепно, любопытно и к тому же увлекательно.

Ботанический сад Петра Великого в Санкт-Петербурге — это и старейшая в стране оранжерея, и музей, и исследовательская станция одновременно. Его история насчитывает более 300 лет. Нынешний облик сада был заложен еще в 19 веке.

В оранжерее собрано множество уникальных растений со всего света. Ботанический музей, единственный в стране, хранит гербарии и коллекции, которые собрали и привезли сюда известные ученые-путешественники.

История создания и развития Ботанического сада

Ботанический сад был заложен 11 февраля 1713 года Петром I. Поначалу он назывался Аптекарским огородом, так как здесь выращивались лекарственные растения для аптек. Место для сада было выбрано на Вороньем острове, впоследствии этот остров был переименован в Аптекарский.

Постепенно сад расширялся, строились новые здания. Ботанический сад Петра Великого служил научной площадкой для ученых и исследователей, здесь проводились лекции и занятия по ботанике. Коллекцию растений постепенно пополняли ученые-путешественники.

При Александре Первом сад стали перестраивать и улучшать. Из Аптекарского огорода он был переименован в Императорский ботанический сад. И хотя здесь продолжали выращивать растения для аптек, главной задачей сада стала научная деятельность. В Саду проводили занятия для студентов, обучались садоводы. Количество растений в оранжерее достигло 15 000.

При Николае Первом в саду стала проводиться сугубо научная деятельность, занятия студентов были упразднены, выращивание аптекарских трав сначала сокращено, а потом и вовсе приостановлено.

В 1913 году сад был переименован в Ботанический сад Петра Великого.

Во времена Великой Отечественной войны он был практически полностью разрушен. Война практически уничтожила Ботанический сад Петра Великого, история которого насчитывала более 200 лет. Множество растений из собранной тяжелыми трудами ученых коллекции погибло. Лишь малая часть была сохранена. После войны оранжерея была восстановлена, отстроены все здания, собрана коллекция растений, гораздо больше прежней. Большую роль в восстановлении сада сыграл директор Сергей Соколов.

наши дни

Сейчас Ботанический сад Петра Великого состоит из 26 оранжерей, где собраны различные растения тропиков и субтропиков. Также есть парк-дендрарий, в котором произрастают растения открытого грунта. В саду регулярно проходят экскурсии и выставки.

И хотя во время войны большая часть зданий была разрушена, по сохранившимся фотографиям они были восстановлены. Тот образ парка, который можно сейчас наблюдать, был заложен еще в девятнадцатом веке.

Основной задачей Ботанического сада по-прежнему остается научная деятельность. Сотрудники сада ведут научно-исследовательские работы по изучению растений. Сад сотрудничает со многими ботаническими садами мира. Регулярно проводится обмен семенами и растениями.

Парк-дендрарий открыт для свободного доступа и осмотра ежедневно с 10 до 18 часов с апреля по октябрь. В оранжереи можно попасть со вторника по воскресенье с 10 до 17 часов в составе экскурсионных групп. Примерно раз в месяц в оранжереях проводятся выставки, и желающие могут туда попасть уже без экскурсовода.

Что можно посмотреть в Ботаническом саду

В саду растет, цветет и плодоносит множество различных растений, только в парке-дендрарии их около 1000, а в оранжереях - около 9,5 тысяч. Это уникальное по своему многообразию и красоте место. Только здесь можно из центра мегаполиса мгновенно очутиться в жарких тропиках и субтропиках, прогуляться по извилистым дорожкам оранжерей и парка, полюбоваться цветущими клумбами.

Никого не оставит равнодушным цветущая сакура в Японском садике, огромные листья кувшинок Виктория, высоченные пальмы и экзотические суккуленты. Множество цветущих растений - орхидей, камелий, азалий и других - покрывает разноцветным ковром клумбы сада.

Цитрусовые деревья в период плодоношения представляют собой очень красивое зрелище: яркие зеленые листья и крупные оранжевые и желтые плоды приятно контрастируют между собой.

Хотя видеосъемка в саду запрещена, фотографировать не только можно, но и нужно. Если вы посетите Ботанический сад Петра Великого, фото на память вам гарантировано.

Посмотреть на цветение приходят даже ночью, сад для этого меняет режим работы, чтобы все желающие смогли полюбоваться этим необычным растением. Здесь можно увидеть цветущий бамбук и алое, плодоносящие гранаты и кофе. Многим хотелось бы также увидеть такое необычное растение, как раффлезия арнольди, в Ботаническом саду Петра Великого.

Экскурсии по саду

В оранжереи можно попасть только в составе экскурсий, для посетителей работают три маршрута:

  1. Тропики. Отправившись по этому маршруту, можно увидеть непередаваемо красивые цветущие орхидеи, коллекцию папоротников и суккулентов и множество других удивительных растений тропических широт.
  2. Субтропики. В этой экскурсии можно увидеть различные цитрусовые, невероятно красивые азалии и камелии.
  3. Водная экскурсия. В составе этого маршрута можно посетить Большую пальмовую оранжерею и увидеть Викторную оранжерею, где представлена водная растительность.

Ботанический музей для детей

В Сад пускают детей с 4 лет. Чтобы малыши могли не только посмотреть на растения, но и побольше узнать о них, регулярно проводятся экскурсии и мероприятия для детей. При желании учителя или родители могут заказать для группы детей определенную обучающую экскурсию.

В рамках данных мероприятий в игровой и доступной форме дети будут изучать основы природопользования, биологии и экологии, знакомиться с растениями. Экскурсии проводятся в форме увлекательных квестов.

Выставки и мероприятия

В саду регулярно проводятся выставки и мероприятия, чтобы все желающие могли посмотреть определенные растения из всего многообразия.

Весной можно полюбоваться цветущими орхидеями. Выставка длится всего неделю. Посмотреть на растения и научно просветиться можно на выставке «Мы не пальмы», посвященной драценам, юккам и бананам. С марта по апрель можно полюбоваться цветением первоцветов - подснежников, нарциссов. В конце апреля происходит знаменательное событие - цветение сакуры, посмотреть на которое съезжается весь город. С 16 по 17 мая Ботанический сад Петра Великого проводит акцию «Ночь музеев».

В летний период проходят выставки пионов, флоксов, лилий, гладиолусов и георгин. Осенью проходят выставки необычных растений пустынь «Живые камни». Проводится праздник клена, грибов и ягод. С конца октября по ноябрь проводится выставка орхидей и бромелий.

Как туда добраться

Сад находится на Аптекарском острове, в центре города. Удобное расположение позволяет без проблем посетить Ботанический сад Петра Великого, адрес его - улица профессора Попова, дом 2. В пяти минутах ходьбы располагается станция метро «Петроградская».

Заключение

Ботанический сад — это уникальный комплекс, в котором растет множество растений со всего света. Богатая история, многообразие растений разных широт и трудолюбие сотрудников делают это место поистине неповторимым. Сад обязательно стоит посетить, тем более он находится в черте города и до него легко добираться.

Полюбоваться растениями, увидеть много нового и необычного, послушать рассказ экскурсовода - все это можно сделать, посетив Ботанический сад.

Таня Колбина
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Ботанические сады» (старшая группа)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Цель : Развивать у детей интерес к разнообразию природы , к

ее многоликости.

Задачи : - познакомить с понятием «ботанический сад » ,

причиной его появления;

- познакомить с новым цветком … ;

Уточнить и расширить знания детей о цветах,

растущих в группе ;

Продолжать учить детей правильно сажать цветы;

Уточнять знания о том, как правильно ухаживать за

Предварительная работа :

1. занятия на тему : Комнатные цветы.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Уход за цветами (полив, рыхление, мытье)

Посадка цветов, рассады .

3. Домашнее задание детям : узнать что-то полезное о цветах нашего уголка природы .

Демонстрационный материал :

1. фотографии с изображением ботанических садов ;

2. цветы в уголке природы ;

3. новый цветок….

Раздаточный материал :

1. «детки» нового цветка;

2. таз с землей;

3. одноразовые стаканчики;

4. лопатки, клеенка;

5. лейки для полива.

Ход занятия:

Воспитатель и дети стоят на ковре.

В.: Ребята, сегодня я вас приглашаю на экскурсию в ботанические сады . Мы с вами поедем на автобусе и у нас будет три остановки.

На первой остановке я вам расскажу и покажу как много разных ботанических садов у нас в России и для чего они были созданы.

На второй остановке вы мне расскажите какие цветы растут в нашем ботаническом саду .

На третьей остановке мы побываем в нашем питомнике, а что мы там будем делать я расскажу, когда мы туда прибудем.

И так садимся в наш автобус и в путь.

Воспитатель и ребята строятся в одну колонну и под музыку двигаются до стульев.

В.: Первая остановка. Рассаживайтесь.

Ребята, на земле очень много разных деревьев, цветов, кустов, но растут они каждый, только там, где природа создала условия для их роста. Ботанические сады были созданы для того, чтобы привезенные цветы могли развиваться и радовать. В ботанических садах создают нужную почву, нужное освещение и нужную влажность. А сейчас я вам предлагаю посмотреть какие ботанические сады создали люди и какие растения в них растут.

Просмотр фотографий по телевизору.

В.: Ну что, ребята, понравилось? (ответы детей) .

Я очень рада, но нам пора в путь. Садимся снова в автобус.

Ребята строятся в колонну. Под музыку идут до уголка природы .

В.: Вот и вторая остановка. Это наш ботанический сад . Ребята, кто нам расскажет какие цветы у нас здесь растут?

Отвечают три- четыре ребенка. Рассказывают про один из цветов. (как называется, как он может помочь людям) .

В.: Молодцы. Оказываются цветы нужны не только для красоты, но они также могут приносить пользу. Ребята, вам понравилось то, о чем рассказали ребята? (ответы детей)

Нам пора в путь. Садимся в автобус и в путь.

Дети строятся в колону и под музыку двигаются к приготовленному столу.

В.: Третья остановка - питомник. Для чего нужны питомники? (выслушиваем мнение детей) . Правильно, в питомниках занимаются рассадой, посадкой «деток» . Вот и мы с вами будем сегодня заниматься посадкой. Дело в том, что в наш питомник завезли новый цветок для нашего ботанического сада . Ну а по сколько они еще маленькие, то нуждаются в посадки и аккуратном обращении.

Ребята, как надо правильно сажать? (ответы детей)

Что нам для этого нужно? (ответы детей)

Правильно, для работы нам нужно : земля, тара в которую мы будем сажать, лопатка, чтобы насыпать землю, лейки с водой, чтобы полить цветок.

И так приступим. Что будем делать сначала? (ответы детей) .

Правильно, мы насыпям землю в стаканчик, но не до конца, а я сначала положу на дно кашпо гравий.

Скажите зачем? (ответы детей) .

Правильно, в гравий стекает лишняя вода при поливе.

И так землю положили, а теперь берем цветок и сажаем его, а сверху засыпаем землей его корни.

Что мы должны теперь еще сделать? (ответы детей) . Правильно полить цветок.

Зачем? (ответы детей) . Правильно, чтобы ему было легче прижиться.

Молодцы ребята. Сегодня мы с вами посадили много цветов.

Я предлагаю вам подарить наши цветочки нашим гостям на помять.

Дети дарят цветы.

В.: Все ребята нам пора возвращаться.

Дети становятся в колонну и под музыку возвращаются на ковер.

В.: На этом наше путешествии подошло к концу.

Скажите, ребята, где мы с вами побывали? (ответы детей) .

Что мы с вами делали? (ответы детей) .

Вам понравилось? (ответы детей) .

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Прогулка в лес» (средняя группа) Тема: «Прогулка в лес.» Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе,его разнообразии. Задачи: - образовательные - расширять.

«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы «Доктора леса» (старшая группа) Тема: «Доктора леса» Программные задачи: продолжать формировать у детей умение находить связи между сезонными изменениями в неживой и живой.

Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.

Демидов А.С., Потапова С.А.

Датой основания Главного ботанического сада имени Н.В. Цицина (ГБС) Российской академии наук считается 14 апреля 1945 г., когда Президиум Академии наук СССР принял программу строительства ботанического сада, присвоив ему титул – Главный ботанический сад Академии наук СССР. Этому предшествовало Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 128 от 21 января 1945 г. «Об ознаменовании 220-летия существования Академии наук СССР», где наряду с другими мероприятиями было решено организовать в Москве ботанический сад в системе Академии наук.

Строительство Сада, его развитие и становление как ведущего научно-исследова тельского учреждения экспериментально й ботаники неразрывно связаны с именем выдающегося советского ученого-ботаника, генетика и селекционера академика Николая Васильевича Цицина, который был его директором со дня основания в течение 35 лет.

Большую роль в строительстве и формировании коллекционных фондов и создании ботанико-географ ических экспозиций Сада сыграли члены-корреспонд енты АН СССР П.А. Баранов (1945-1952 гг.) и П.И. Лапин (1952-1986 гг.).

Главный ботанический сад – один из крупнейших ботанических садов Европы. Он расположен в северной части Москвы на площади 331,49 га. Более половины территории Сада занимает хорошо сохранившийся лес, центральная часть которого – дубрава с вековыми деревьями – является заповедной. Лесная и луговая растительность, разнообразный рельеф с прудами и реками позволяют посетителям знакомиться со среднерусской природой.

Территория Сада – своеобразный ландшафтный ансамбль. Она оформлена в традициях русской парковой архитектуры с использованием лучших образцов паркового дизайна: с прибрежным оформлением каскадов прудов, парадными партерами, садом непрерывного цветения, вересковым садом, садом декоративных форм, японским садом и другими уникальными экспозициями.

Ботанический сад представляет собой огромный экспериментальны й комплекс, включающий коллекционные и экспозиционные участки – 219,4 га, фондовую оранжерею – 5725 кв.м. Открытие Сада состоялось 28 июля 1959 г.

ГБС входит в состав Отделения биологических наук Российской академии наук как научно-исследова тельский институт.

Главная задача Сада – разработка теоретических основ интродукции и акклиматизации растений с целью наиболее эффективного использования мировых растительных ресурсов для народного хозяйства и культурно-просве тительской деятельности. Научно-исследова тельская работа ГБС ведется по шести основным направлениям:

Разработка теоретических основ и общих вопросов интродукции и акклиматизации растений;

Научные основы сохранения генофонда растений природной флоры ex- situ;

Разработка научных основ декоративного садоводства и озеленения;

Разработка теоретических основ отдаленной гибридизации с целью создания новых видов и форм растений;

Разработка теоретических основ иммунитета и методов защиты интродуцируемых растений от вредителей и болезней;

Научные основы строительства ботанических садов.

В последнее время в Саду все большее развитие получают исследования по сохранению генофонда растений природной и культурной флоры. ГБС участвует в разработке двух программ РАН «Научные основы сохранения биоразнообразия» и «Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами». В Саду собраны богатейшие коллекции живых растений всех континентов Земли, насчитывающие более 18 тыс. таксонов (10,5 тыс. видов, разновидностей и форм и 7,5 тыс. сортов). Коллекции постоянно пополняются в результате обмена с отечественными и зарубежными ботаническими учреждениями, а также поступлений из ботанических экспедиций. В последние годы объем поступлений сократился, тем не менее, пополнение коллекционных фондов продолжается ежегодно. Проведено более 130 экспедиций в разные ботанико-географ ические регионы (Средняя Азия, Кавказ, Дальний Восток, Сибирь, Алтай, Европейская часть) и ряд зарубежных стран (на Кубу, в Индию, Гану, Монголию, Вьетнам, США, по странам бассейна Индийского океана, ЮАР). Уникальный коллекционный фонд служит базой для экспериментальны х работ и источником новых ценных растений, передаваемых в производство.

В целом, коллекции растений открытого и закрытого грунта по числу таксонов, их разнообразию являются крупнейшими в России, находятся на мировом уровне. Особенно нужно отметить широкую представленность природных видов, что имеет важное значение для сохранения генофонда растений. Коллекционный фонд растений природной флоры включает 1716 таксонов, относящихся к 577 родам и 132 семействам. Дендрологическая коллекция состоит из 1593 наименований. Декоративные растения представлены 5540 видами, разновидностями и садовыми формами. Коллекция культурных растений состоит из 2430 таксонов. Особую ценность составляют коллекции тропических и субтропических растений Фондовой оранжереи, включающие около 7000 наименований, относящихся к 1517 родам и 224 семействам.

Большой объем коллекционных фондов, наличие в них многочисленных таксонов природной и культурной флоры – уроженцев умеренной, тропической и субтропической зон, характерных жизненных форм, раритетов, растений различного хозяйственного назначения вызывает огромный интерес у посетителей Сада и делает его настоящим музеем живой природы, имеющим большое культурно-просве тительское значение.

В ГБС собран крупный гербарий, объем которого составляет 568,2 тыс. листов сосудистых растений и 51,5 тыс. образцов мохообразных. Результаты научной деятельности находят отражение в многочисленных публикациях. С 1948 г. издается «Бюллетень Главного ботанического сада» как периодическое серийное издание. К настоящему времени вышли в свет 198 выпусков.

Сад ведет большую работу по внедрению результатов научных исследований в практику. Ежегодно ботаническим садам, научным учреждениям, питомникам и другим организациям передаются десятки тысяч экземпляров посадочного материала цветочно-декорат ивных культур и саженцев древесных растений. Районированы сорта зерновых, плодовых и цветочных культур, выведенные учеными ГБС.

В целях устранения антропогенного воздействия на городскую среду и улучшения экологической обстановки в Москве ГБС на основе проведенного анализа декоративных растений, используемых в озеленении, и многолетнего изучения имеющихся в коллекционных фондах Сада выделил и предложил ассортимент высокодекоративн ых и устойчивых к неблагоприятным факторам среды видов растений для различных типов городских насаждений: лесопарков, парков, скверов, бульваров и интерьерного озеленения, включающий более 600 видов и форм древесных и свыше 1000 сортов цветочно-декорат ивных растений.

Из всего многообразия декоративных древесных растений коллекции дендрария ботанического сада отобрано около 200 видов, сортов и форм, прошедших длительное от 10 до 50 лет интродукционное изучение, успешно себя зарекомендовавши х для выращивания в условиях средней полосы России.

Представлены наиболее декоративные деревья и кустарники: клены, каштаны, акации, яблони, чубушники, спиреи, сирень, барбарисы, жи​молости, боярышники, форзиции, шиповники, декоративные смороди​ны. Различные виды жимолости, девичий и амурский виноград, древогубец, княжик, луносемянник – для вертикального озеленения. Кроме того освоена технология выращивания декоративных растений в контейнерах, что значительно расширяет традиционные весенне-осенние сроки посадки. Контейнерные растения можно высаживать в течение вегетационного периода.

Из всего многообразия декоративных травянистых многолетников коллекции Ботанического сада отобрано около 250 видов, сортов и форм, прошедших многолетние интродукционные испытания. Рекомендованы способы их использования в озеленении: для групповых посадок (низкорослые – до 30 см, среднерослые – до 75 см, высокорослые от 150 см и выше), почвопокровные, прибрежные, для рокариев и альпийских горок, бордюрные и для вертикального озеленения. Разработаны принципы формирования различных типов городских насаждений, способствующих улучшению городской среды, и рекомендации по их озеленению.

Главный ботанический сад является не только научным, но и культурно-просве тительным учреждением, в задачи которого входит распространение ботанических знаний и рационального использования растений в народном хозяйстве. Ежегодно Сад посещают 150-200 тыс. человек. В экскурсиях по экспозициям открытого грунта и фондовой оранжереи участвуют тысячи посетителей. Сотрудники ГБС активно пропагандируют научные знания через периодическую печать, телевидение и радио, читают лекции, проводят консультации по ботаническим и естественнонаучн ым темам, а также по вопросам зеленого строительства и садоводства.

С 2003 г. при Саде действует Учебный центр по профессиональной подготовке рабочих по специальностям «Рабочий зеленого хозяйства», «Садовод», «Цветовод» и учебные курсы – «Садовник», «Ландшафтный дизайн» и «Зимние сады». В настоящее время в Саду работают 119 научных сотрудников, в том числе 14 докторов и 63 кандидата наук.

Главный ботанический сад РАН является головным научно-исследо​в ательским учреждением по проблеме интродукции и акклиматизации растений, для координации работ по которой при ГБС функционирует Научный совет ботанических садов России. Ботанический сад регулярно проводит совещания по вопросам интродукции, декоративного садоводства, сохранения биоразнообразия, ландшафтной архитектуре, отдаленной гибридизации и другим областям ботаники; организует школы-семинары. Научные достижения ГБС отмечены 98 дипломами, 114 аттестатами, 19 золотыми, 122 серебряными и 203 бронзовыми медалями ВДНХ. Главный ботанический сад – участник многих международных выставок цветов. Представленные на этих выставках экспонаты ГБС награждены 33 дипломами, 30 золотыми, 30 серебряными и 38 бронзовыми, Большой и Малой медалями. Саду присуждена президентская награда Международного общества сиреневодов.

Главный ботанический сад играет большую роль в поддержании природного комплекса Москвы. В настоящее время в состав Природного комплекса Москвы включены свыше 30 сохранившихся в городе лесных и лесопарковых массивов, а также более 70 небольших по площади обособленных лесных участков, долин, более чем 50 протекающих открытых русел рек и ручьев, а также отдельные участки долин, имеющих фрагменты суходольных лугов и других природных сообществ, озелененные территории общего (парки, сады, скверы, бульвары) и ог​раниченного (рекреационных и лечебно-оздорови тельных учреждений) пользо​вания, а также специального назначения (зоны отчуждения инженерных ком​муникаций) и др.

Включены в Природный комплекс и резервные территории – это участи очень нарушенные хозяйственной деятельностью. Почти две трети площади Природного комплекса Москвы заняты территориями, большая часть которых (около 70 %) имеет статус особо охра​няемых. В перспективе этот статус должны получить все природные террито​рии, сохранившиеся в черте города и являющиеся природным наследием, а их суммарная площадь должна достигать 24.8 тыс. га. Для улучшения состояния растений на озелененных территориях Садом ведется мониторинг состояния почв, проводятся исследования по улучшению свойств почв, которые в городских условиях часто становятся непригодными для произрастания не только природных видов, но и устойчивых к городским условиям растений.

Говоря о современных тенденциях озеленения крупных городов России следует обратить внимание на следующие важные задачи:

  • расширение ассортимента растений с учетом их декоративности и устойчиво​сти к климатическим условиям региона;
  • стремление к максимальному сохранению природных ландшафтов и их воссозданию;
  • увеличение разнообразия типов зеленых насаждений – вертикальное озеленение, создание рокариев, альпинариев, озеленение крыш, контейнерное озеленение;
  • улучшение качества и роли озеленения специальных объектов (мемориальных, спортивных, торговых, выставочных и др.), многофункциональ ность и масштабность которых требуют специфических подходов;
  • создание новых типов объектов: бизнес-парки, сады производственных предприятий, фирм, что влечет за собой усложнение систем озеленения;
  • строительство транспортных и инженерных коммуникаций (развязки, мосты, откосы, придорожные полосы и т.д.), которые должны стать частью ландшафта со специфическим озеленением;
  • взаимопроникнове ние американских, европейских и восточных методов и принципов озеленения, что не умаляет сохранение самобытности и национальных традиций.

Таким образом, большая научно-исследова тельская работа в различных областях ботаники, развитие образовательных и просветительских вопросов, возрастающая роль рекреационных функций делают Главный ботанический сад им. Н.В.Цицина РАН одним из ведущих научных, образовательных и рекреационных центров.

Литература:

  1. Демидов А.С.. Шатко В.Г. Главный сад России. Ежемесячный естественнонаучн ый журнал РАН. Природа. №12. 2005.
  2. Скворцов А.К. Предыстрия. Ежемесячный естественнонаучн ый журнал РАН. Природа. №12. 2005.
  3. Официальный сайт ГБС им. Н.В.Цицина РАН: www.gbsad.ru . (дата обращения: 20.12.12).
  4. Официальная страница на информационном портале «Музеи России»:


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!