Обои в стиле людовика 14. Большой стиль, Стиль Людовика XIV

А 2017-ый, если верить китайскому календарю, пройдет под знаком этой яркой птицы, самое время вспомнить о костюме в стиле барокко.

Иасент Риго
Портрет Людовика XIV


Барокко - самый яркий, самый пышный, самый нарядный стиль как в истории искусства, так и в истории костюма. Никогда до и никогда после мода не была настолько сложной и при этом неимоверно прекрасной. Никогда ранее стиля барокко мужской костюм не был так же изящен и наряден, как и женский.


Николя де Ларжийер
Портрет Людовика XIV с семьёй


Стиль французского барокко (в костюме стиля барокко была еще и испанская мода, особенно в первой половине XVII века) - это стиль вечного праздника. В костюме – это плиссировки и буфы, каскады лент, рюшей, оборок и бантов. По-французски бант – galant, отсюда и еще одно название для данного времени – галантная эпоха.

Любимый металл стиля барокко – золото. И во Франции XVII века считалось, что золота много не бывает. Позолоченные рамы картин и зеркал, золотые люстры, вышивка золотыми нитями. А с золотом идеальнее всего носить алмазы. Алмазы нашивались на одежду, алмазы использовались в качестве пуговиц в мужском костюме.

Стиль барокко во Франции связан с именем короля Людовика XIV. Людовика XIV называли «королем-солнце», а сам он говорил про себя «Франция – это я». При Людовике XIV был построен Версаль – загородная резиденция французского короля в стиле барокко.

Людовик практически все время пребывал в Версале, а с ним и его двор. Со второй половины XVII века и до начала века XVIII вся мода в Европе зависела от Версаля. То, что носили придворные Людовика XIV и он сам, вскоре становилось модным во всей Европе.


Шарль Лебрен
Канцлер Сегье


Очень нарядным был мужской костюм. Мужчины носили нижние, обязательно кружевные, сорочки, поверх которых надевался жилет и жюстокор. Жилет всегда был короче на 10-15 см верхней одежды – жюстокора.

Жюстокор изначально считался военной одежой, однако со второй половины XVII века его начнут носить придворные аристократы Людовика XIV, а затем и .


Шарль Лебрен
Конный портрет Людовика XIV


Жюстокор – это одежда длиной до колен, прилегающего силуэта, расширяющая книзу. Обязательно с широким поясом. Жюстокор украшался нарядными пуговицами, в том числе они могли быть и брильянтовыми. У жюстокора также было два кармана спереди и три разреза – два по бокам и один сзади.

Разрезы делались для удобства езды верхом. Также жюстокор украшала вышивка. Из-под рукавов жюстокора обязательно должны были быть видны кружевные манжеты нижней рубашки.


Портрет Шарля Лебрена работы художника Никола Ларжильера


Также с жюстокором носили белый шейный платок, прообраз современного галстука. Считается, что данный платок французские аристократы позаимствовали у солдат-наемников из Хорватии. Так что страной-родиной галстука вполне можно считать именно Хорватию.


Портрет Мольера кисти художника Пьера Миньяра
«От башмаков до шляпы – банты, ленты, банты, ленты …» - писал Мольер о моде французских аристократов XVII века


Был и вариант жюстокора, который могли носить только члены королевской семьи. Это было прописано в указе Людовика XIV, принятом в 1660-е годы. Такой жюстокор назывался «жюстокор по привилегии». Выглядел он следующим образом – синего цвета на красной подкладке, расшитый золотом и серебром.


Автопортрет художника Пьера Миньяра
(в домашнем халате)


С жюстокором мужчины по французской моде стиля барокко носили узкие короткие, длиной до колен, штаны под названием кюлоты и длинные белые шелковые чулки, а также туфли, зачастую украшенные бантом.


Портрет Кольбера – министра финансов короля Франции


Обязательным элементом мужского придворного костюма XVII века был парик. В те времена мужчины носили длинные напудренные (цвет под седину) парики, завитые крупными локонами.

По легенде, то ли Людовик XIV, то ли еще его отец Людовик XIII, рано поседел, вот и появилась мода на белые, словно «седые», парики. Среди горожан в те времена ходила шутка о том, что аристократы теперь потребляют муку не только внутрь, но и посыпают ей головы.


Людовик XIV вместе с братом и Кольбером посещают
Мануфактуру Гобеленов


Макияж также не был чужд мужчинам XVII века. Аристократы вне зависимости от пола белили лица и ярко румянили щеки.


Портрет мадам де Монтеспан
ателье художника Пьера Миньяра


Женский костюм французского барокко был сложен и наряден, как и мужской. Женщины носили парадные платья с пышными юбками на каркасе. При этом низ платьев второй половины XVII века состоял из трех юбок.

Самая нижняя юбка называлось «тайной». Средняя юбка платья называлась фрипон, что означало «шалунья». Такая юбка чаще всего шилась из более легких тканей, к примеру, тафты или муара. Нижняя часть средней юбки фрипон была видна из-под верхней юбки и поэтому украшалась рядами кружев, бахромы, кисточек, оборок, воланов.


Портрет мадам де Монтеспан
фаворитка короля Франции Людовика XIV


Верхняя юбка называлась модест, что означало «скромная». Ее шили из тяжелых и однотонных тканей. К примеру, атлас, парча, бархат. К слову, цвета как женского, так и мужского костюмов в стиле барокко чаще всего были темными и насыщенными. Особенно популярными были темно-красный и темно-синий цвета.

Верхняя юбка модест разрезалась и поднималась по бокам, демонстрируя среднею юбку фрипон и свою собственную подкладку. При этом к лифу платья она крепилась при помощи бус либо нарядных шнурков.


Мадам де Монтеспан и ее дети


Лиф платья украшался рядами кружев или же бантов. Рукава были длиной до локтя и украшенные кружевной оборкой. Во Франции XVII века была мода на глубокие декольте. Моду на практически неприличные декольте, настолько они были глубоки, ввела одна из фавориток короля Людовика XIV мадам де Монтеспан.


Мадам де Монтеспан


Моду в женском костюме чаще всего диктовали именно фаворитки короля. И в последние годы жизни Людовика XIV, когда его фавориткой стала набожная маркиза де Ментенон, мода на открытые декольте платьев уходит в прошлое. Также исчезают и обильные украшения. Платья придворных дам последних лет правления Людовика XIV в целом становятся более скромными и менее нарядными.


Королева Мария Терезия Австрийская – жена Людовика XIV


Также обязательным элементом женского костюма XVII века являлся корсет. Целью корсета, который делался из китового уса, было сделать как можно более узкой женскую талию.

Корсетом иногда затягивались до такой степени, что в душном помещении было трудно дышать и женщины часто падали в обмороки. Поэтому дамы XVII века обязательно носили с собой нюхательную соль. Использование корсета в женском гардеробе также негативно сказывалось и на здоровье женщин того времени, так как из-за длительного ношения корсета происходили деформации внутренних органов.


Слева - Гортензия Манчини, герцогиня де Мазарен
Сестра Марии Манчини


Справа - Мария Манчини. копия с портрета Якоба Фута
Одна из пяти дочерей кардинала Мазарини
и первая любовь короля Людовика XIV


чаще всего были высокими. К примеру, в моду входит прическа «фонтанж», названная в честь еще одной фаворитки Людовика XIV Анжелики де Фонтанж. Такая прическа состояла из ряда взбитых волос, лент и кружев, уложенных на высокий проволочный каркас.

Франсуаза д’Обинье
Маркиза де Ментенон
После смерти своей жены Марии Терезии Австрийской,
Людовик XIV тайно женится на маркизе де Ментенон


Ткани платьев в стиле барокко обязательно украшались орнаментами и рисунками – плоды граната, декоративные цветы, завитки, виноградные гроздья. Очень популярным был узор трельяж – ромбовидная сетка с розетками.


Портрет Маркиза де Ментенон
До того как стать фавориткой короля, а затем и его женой,
маркиза де Ментенон была нянькой детей Людовика XIV
и его самой влиятельной фаворитки мадам де Монтеспан


Но не только парадные платья носили дамы XVII века. Появляется мода и на домашнюю одежду. К примеру, именно во времена стиля барокко появляется такой элемент женского костюма как дезабилье - простое домашнее платье из легкой ткани. В дезабилье либо прозрачном пеньюаре и тонких шелковых чулках дамы XVII века вполне могли себе позволить принимать гостей по утрам в собственном будуаре.

Не забывают о моде стиля барокко и современные дизайнеры. Так, множество барочных мотивов всегда можно найти в коллекциях бренда Dolce & Gabbana. Не стала исключением и коллекция сезона . Множество декора, черные и белые сочетания, насыщенные яркие цвета. Все, что стоит носить, в год петуха.

Интерьер в стиле Людовика XIV возник во время его правления1643-1715 год. Чтобы лучше представить себе этот стиль, необходимо окунуться в историю того времени. Однако история не в состоянии описать эмоциональное состояние общества 1643 года, поэтому лучше обратиться к художественной литературе, где автор, как тонкий психолог, покажет самые незаметные уголки души Людовика XIV и людей окружавших его. Может, конечно, возникнуть вопрос, как стиль интерьера связан с эмоциональным состоянием. Да ведь все просто, интерьер отражает характер человека.

Самый искусный автор, который величественно рисует картину жизни Людовика XIV – Александр Дюма в своем романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», третья часть трилогии романа о трех мушкетерах и д’Артаньяне. Здесь описывается начало правления Людовика XIV. 25-летний король красивый, влюбчивый, энергичный. Как и всякий правитель, он искреннее любит комплименты, в некоторых случаях даже лесть, любит окружение красноречивых людей, которые могут с помощью слов нарисовать в воображении настоящую картину с мельчайшими подробностями. В обществе твердили, что Людовик XIV – это как солнце всей Франции. Художники, скульпторы, оформители, видя в своем короле с одной стороны могущественного правителя, а с другой — влюбчивого юношу передают его характер через произведения искусства, а также убранства его жилища. Так художник Шарль Лебрен вводит в отделку мрамор с пестрыми красками в сочетании с позолоченной бронзой, рельефами, плафонной живописью. Главным украшением помещений были тяжелые рамы, лепнина на стенах, которую до сих пор можно увидеть в Версальском дворце, в том числе в зале Войны и Мира.

«Большой стиль», так еще называют стиль Людовика XIV, базируется на классицизме , где присутствуют элементы древнегреческого стиля . Это связано с тем, что короля сравнивают с Юлием Цезарем и Александром Македонским. Также «Большой стиль» включает в себя элементы стиля барокко . Прежде всего, это картины Жана Лепорта, которыми украшали стены домов. Обычно картины писали в человеческий рост.

Дворцовая мебель содержала в себе много резьбы, покрытой позолотой. Предметы создавались из цветного дерева, которое украшали разными драгоценными материалами. Позже дерево начали заменять позолоченной бронзой, серебром, латунью, оловом. Ножки кресел, стульев имели утонченную S-образную форму. Элементы мебели обшивались богатой тканью с органическими узорами. Также появляется корпусная мебель в виде пристенных консолей, комодов с изогнутыми ножками.

Интерьер оформлялся шпалерами, коврами, шелковыми тканями, которые покрывали стены и потолки, различными изделиями из серебра.

При Людовике XIV впервые появились люстры из хрусталя . Это были большие потолочные светильники, которые горели с помощью свеч. В их лучах хрусталь переливался всеми цветами радуги. От такого зрелища захватывало дух.

Стиль Людовика - стиль, зародившийся во Франции в период правления императора Людовика: Людовика XIV, Людовика XV и Людовика XVI.

  • 1 из 1

На фото:

Комод в стиле Людовика XV - дань творческому наследию великого мастера-краснодеревщика Бернара ван Ризен Бурга II.

Во Франции сменилось 16 королей с именем Людовик, но в интерьерном дизайне оставили след три последних: Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI. Их именами названы целые стили — стили Луи или Людовика с соответствующим порядковым номером.

Людовик XIV (правление 1643-1715). Долгое 72-х летнее правление Людовика XIV пришлось на эпоху барокко. При нем был построен Версаль, разбит Версальский парк. Именно Людовика XIV подразумевают прежде всего, когда говорят об интерьерном «стиле Людовика» (его еще называют «большой стиль Людовика»). Из мебели и обстановки при Короле-Солнце появились хрустальные люстры, позолочены резные роскошные рамы, и любовь к игре с пространством с помощью зеркал.


  • 1 из 4

На фото:

Типичная мебель в стиле Людовика XIV.

Людовик XV (правление 1715-1774). Его правление пришлось на эпоху рококо в искусстве. Людовик XV особенно ценил комфорт и удобство в интерьерном дизайне, что отразилось на так называемом стиле Людовика XV.Именно при нем появились по-настоящему удобные кресла: высота сидения снизилась до привычных нам 35-38 см от пола для кресла и 45 см для стула. А спинки кресел вместо прямых стали наклонными. Эпоха Людовика XV — это эпоха красивых тканей, затейливых орнаментов и моды на «китайщину».Кроме того, в эпоху рококо вошли в обиход изящные туалетные столики.


  • 1 из 4

На фото:

Правление Людовика XV пришлось на эпоху рококо в искусстве, что заметно отразилось на так называемом стиле Людовика XV.

Людовик XVI (правление 1774 - 1793, казнен во время Революции). Стиль Людовика XVI делает основной упор на чувство меры во всем: утонченные классические драпировки, мебель строгих и изящных пропорций. При Людовике XVI появилось и вошло в обиход кресло со спинкой-медальоном.


Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Чем может заинтересовать дизайнера и потребителя компания, производящая колонки для воспроизведения музыки рассказывает Олег Люгин, директор по развитию дистрибьюторской компании MMS Cinema.

Архитектурный стиль лофт, возникший из промышленных помещений, дает огромные возможности для фантазии. Именно здесь, в оживленных старинных фабричных зданиях, «производятся» самые креативные идеи.

Сегодня во многих российских домах появилось отдельное помещение для приема пищи. Но так было не всегда. Откуда берет свое начало столовая? Кто ее придумал, и почему она исчезла почти на столетие?

Массовому выпуску самых знаковых предметов повседневного быта предшествовали годы, а порой и десятилетия инженерных поисков. Представляем вам самые полезные изобретения для дома в истории.

В прежние века украшения новогодних ёлок символизировали евангельское предание, затем - достаток и богатство. А в XX веке по декору елей в России можно было узнать о ключевых событиях в жизни страны.

В наше время почти все родители стараются выделить для ребенка отдельную комнату. Но относительно недавно у детей не было собственных «апартаментов» или они сильно отличались от сегодняшних.

Название происходит от англ. hi-tech, сокращения от high technology – высокие технологии. Хай-тек известен также как промышленный стиль. Зародился на волне постмодернизма в Великобритании.

Постмодернистское направление в дизайне, возникшее в Великобритании в 1970-1980-х годах. Характеризуется отказом от проектирования предметов массового производства в пользу выпуска ограниченных

Название стиля происходит от сокращенного popular art (англ.) – популярное искусство. Второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. нечто

Название происходит от фр. postmodernisme – после модернизма. Главной особенностью этого направления считается хаотическое использование элементов, заимствованных из исторических стилей прошлого.

Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки.

Термин восходит к франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины. Рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Его расцвет (примерно 1725-1750 годы) пришелся на времена правления

Стиль в европейском искусстве и литературе XVII - начала XIX века. Название происходит от лат. classicus - образцовый и выражает суть стиля: он ориентирован на формы античного искусства как на

Основная концепция этого стиля – подражание природным формам и преимущественное использование натуральных материалов. Он зародился в рамках стиля модерн в начале XX века.

Сюрреализм (фр. surréalisme - сверхреализм) - художественное направление, сложившееся в рамках модернизма к началу 1920-х годов во Франции. Его основателем и идеологом считают писателя и поэта

Стиль, существовавший в 1920-х годах преимущественно в России (в архитектуре, оформительском, плакатном, театрально-декорационном искусстве, издательском деле, конструировании, дизайне).

Интерьер в стиле Людовика XIV возник во время его правления1643-1715 год. Чтобы лучше представить себе этот стиль, необходимо окунуться в историю того времени. Однако история не в состоянии описать эмоциональное состояние общества 1643 года, поэтому лучше обратиться к художественной литературе, где автор, как тонкий психолог, покажет самые незаметные уголки души Людовика XIV и людей окружавших его. Может, конечно, возникнуть вопрос, как стиль интерьера связан с эмоциональным состоянием. Да ведь все просто, интерьер отражает характер человека.

Самый искусный автор, который величественно рисует картину жизни Людовика XIV - Александр Дюма в своем романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя», третья часть трилогии романа о трех мушкетерах и д’Артаньяне. Здесь описывается начало правления Людовика XIV. 25-летний король красивый, влюбчивый, энергичный. Как и всякий правитель, он искреннее любит комплименты, в некоторых случаях даже лесть, любит окружение красноречивых людей, которые могут с помощью слов нарисовать в воображении настоящую картину с мельчайшими подробностями. В обществе твердили, что Людовик XIV - это как солнце всей Франции. Художники, скульпторы, оформители, видя в своем короле с одной стороны могущественного правителя, а с другой - влюбчивого юношу передают его характер через произведения искусства, а также убранства его жилища. Так художник Шарль Лебрен вводит в отделку мрамор с пестрыми красками в сочетании с позолоченной бронзой, рельефами, плафонной живописью. Главным украшением помещений были тяжелые рамы, лепнина на стенах, которую до сих пор можно увидеть в Версальском дворце, в том числе в зале Войны и Мира.

«Большой стиль», так еще называют стиль Людовика XIV, базируется на , где присутствуют элементы . Это связано с тем, что короля сравнивают с Юлием Цезарем и Александром Македонским. Также «Большой стиль» включает в себя элементы . Прежде всего, это картины Жана Лепорта, которыми украшали стены домов. Обычно картины писали в человеческий рост.

Дворцовая мебель содержала в себе много резьбы, покрытой позолотой. Предметы создавались из цветного дерева, которое украшали разными драгоценными материалами. Позже дерево начали заменять позолоченной бронзой, серебром, латунью, оловом. Ножки кресел, стульев имели утонченную S-образную форму. Элементы мебели обшивались богатой тканью с органическими узорами. Также появляется корпусная мебель в виде пристенных консолей, комодов с изогнутыми ножками.

Интерьер оформлялся шпалерами, коврами, шелковыми тканями, которые покрывали стены и потолки, различными изделиями из серебра.

При Людовике XIV впервые появились . Это были большие потолочные светильники, которые горели с помощью свеч. В их лучах хрусталь переливался всеми цветами радуги. От такого зрелища захватывало дух.

Такой богатый, роскошный интерьер существовал до конца XVII века, а позже, в связи с экономическим ухудшением страны, интерьер начал больше приобретать черты классицизма.

Большой стиль - (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) - художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия.

Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715), отсюда название. В этом стиле соединились элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand».

В 1643 г. во главе Франции оказался пятилетний наследник престола Людовик XIV, регентшей стала его мать, королева Анна Австрийская. Политику определял первый министр, всесильный кардинал Мазарини. Несмотря на ненависть народа к кардиналу-итальянцу и нелюбовь к «королеве-австриячке», мысль о необходимости прочной абсолютной власти как непременного условия развития французской нации и объединения страны сплотила вокруг трона передовые умы того времени - политиков, дворянство, литераторов и художников. В 1655 г. молодой король на заседании парламента произнес знаменитую фразу: «L"Etat, c"est moi!» («Государство, это я!»). А придворные, не без лести, конечно, прозвали его «Roi Soleil» - «Король-Солнце» (которое всегда светит над Францией). Министр финансов «Короля-Солнца» Ж.-Б. Кольбер «курировал» развитие архитектуры, деятельность Академий. В 1663 г. Кольбером была организована «Академия надписей», специально для сочинения надписей к памятникам и медалям, прославляющим короля. Искусство было объявлено государственным делом. Художникам давались прямые указания прославлять неограниченную королевскую власть, не считаясь со средствами.

Эстетические идеалы

Новые идеалы абсолютизма и должен был отразить «Большой стиль». Им мог быть только Классицизм, ассоциирующийся с величием древних греков и римлян: французский король сравнивался с Юлием Цезарем и Александром Македонским. Но строгий и рациональный Классицизм казался недостаточно пышным для выражения торжества абсолютной монархии. В Италии в это время господствовал стиль Барокко. Поэтому закономерно, что художники Франции обратились и к формам современного итальянского Барокко. Но во Франции Барокко не могло столь мощно, как в Италии, вырасти из архитектуры Классицизма.

С эпохи французского Ренессанса XVI в. в этой стране утвердились идеалы Классицизма, влияние которых на развитие искусства не ослабевало вплоть до конца XIX столетия. В этом состоит главная особенность «французского стиля». К тому же классицистические формы привились на иной, чем в Италии, почве сильных национальных традиций романского и готического искусства. Это объясняет, почему у итальянского Барокко были заимствованы лишь отдельные элементы, а главными формообразующими принципами искусства эпохи Людовика XIV оставались идеи Классицизма. Так, в оформлении фасадов зданий сохранялась строгая классицистическая ордерная разработка стены, но в деталях оформления интерьера, шпалерах, мебели присутствовали барочные элементы.

Влияние государственной идеологии было столь велико, что именно с этого времени отдельные этапы развития искусства во Франции стали обозначать именами королей: стиль Луи XIV, стиль Луи XV, стиль Луи XVI. Обычай такого наименования был позднее обращен и назад, во времена до правления Людовика XIV. Другая важнейшая особенность эпохи заключалась в том, что именно во Франции второй половины XVII столетия сложилось само понятие художественного стиля. До этого, в Италии, идеи Классицизма, лишь начав формироваться, тут же были потеснены Маньеризмом и Барокко.

Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве и его роль не ослабевала на протяжении последующих XVIII, XIX и XX вв. Впервые в истории, во Франции эпохи Людовика XIV, стиль стал осознаваться важнейшей категорией искусства, эстетики, стал нормой жизни, быта и нравов, пронизывая все стороны придворного этикета (слово, также появившееся при дворе Людовика XIV). Вместе с осознанием стиля приходит эстетизация отдельных формальных элементов, воспитание вкуса, «чувства детали».



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!