«Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека).
  2. Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

Развивающие цели:

  1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
  2. Воспитательная цель:
  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

  1. Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”.
  2. Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
  3. Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
  4. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” - по 1 на парту
  5. Образцы плодов и семян - по 1 комплекту на парту.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения)

2. Фронтальная работа:

На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений

Какую работу они выполняют? (опыляют растения)

На доске таблица “Опыление растений”.

3. Индивидуальные задания:

3-4 ученика работают на индивидуальных карточках.

Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений.

(2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски).

III. Сообщение темы и целей урока.

Достаточно ли работы насекомых для размножения растений?

(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.)

А кто это делает? (Люди)

Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай.

А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Семена путешествуют

Что значит, путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.)

На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.)

А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет)

Какова же будет цель сегодняшнего урока?

Дети называют цели, учитель корректирует:

  1. Как путешествуют семена?
  2. Кто им помогает путешествовать?
  3. Какое значение имеют эти путешествия для природы?

IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.

У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они

выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей.

Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ . Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю.

- ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра . Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие.

Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра)

Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие”.

Практическая работа

На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.).

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются?

У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли.

Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.

ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева.

Физкультминутка.

У - Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?

(Тяжелые. Нет крылышек)

Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?

Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения”

(стр. 42, 2 абзац)

Дети читают. Делают выводы:

Семенам помогают животные (звери, птицы)

Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:

1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки.

За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений.

Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути.

2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)

3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.

4. Рассмотрим как это им удается.

На доске.

Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек)

В ходе беседы составляется схема

В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.)

Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика)

Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений?

Работа с учебником.

Ответы детей:

Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека.

V. Закрепление:

Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений?

Ответы детей:

Усиление ветра

Заготовка животными запасов

Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных

Появление грибников и ягодников

Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека.

Разгадывание кроссворда:

  1. Был цветочек золотой,
    За неделю стал седой.
    А денечка через два
    Облысела голова. (Одуванчик)
  2. Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
  3. Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
  4. Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
  5. Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
  6. Растение-артиллерист (Недотрога)
  7. Плод этого растения – крылатка. (Клен)

Итог урока (рефлексия)

Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений)

Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения)

Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений)

Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы)

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
  2. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  3. Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
  4. Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.

Плоды путешествуют

Вопрос: попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Ответ: если бы плоды не путешествовали, то не было бы расселения растений по Земле. Каждый вид растений рос бы только в одном месте, а это плохо для растений, потому что если в одном месте вдруг исчезли растения одного вида, то больше нигде их не будет. Для природных сообществ это плохо. (пример: если бы пшеница росла только в одной стране и нигде больше, то и хлеба в других странах бы не знали. Картофель в России не был известен до Петра Великого, а когда клубни припутешествовали в Россию, картофель стал самым любимым продуктом питания)

Обсудим!

1. Вопрос: семя – это живое или неживое тело?

Ответ: семя это живое тело, оно дышит, содержит в себе будущее растение.

2.Вопрос: семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Ответ: семена в пакетиках хранят обычно в сухом месте, а для прорастания семян нужна влага.

3. Вопрос: весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчелами. Для чего это делают?

Ответ: пчелы с цветов собирают нектар, при этом опыляют цветы, растение получает возможность завязать плоды и образовать смена.

Проверь себя.

1. Вопрос: как происходит опыление у растений?

Ответ: в цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на его тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, насекомое невольно переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок

2. Вопрос: что образуется на месте цветков после опыления?

Ответ: после опыления на месте цветков образуется завязь, из которой потом развивается плод с семенами.

3. Вопрос: как распространяются плоды растений?

Ответ: плоды «путешествуют»:

С помощью ветра (плоды клена, ясеня, одуванчика);

При помощи животных и человека (прикрепляются к шерсти одежде специальными крючками – репейник, череда);

При помощи птиц (птица съевшая плоды, не переваренные семена может оставить вместе с пометом за много километров от того места где съела плод);

Культурные плоды путешествует по воле человека.

4. Вопрос: какие условия нужны для прорастания семян?

Ответ: для прорастания семян нужны: воздух, влага и тепло.

5. Вопрос: как развивается растение из семени?

Ответ: Этапы развития растений: семя - зародыш - проросток с корешком - проросток со стебельком и листочками - взрослое растение с цветками - взрослое растение с плодами и семенами.

Задание для домашней работы:

Задание 3. Приготовь рассказ о том как животные помогают растениям размножаться (опыляют цветки, распространяют плоды).

Животные играют важную роль в распространении пыльцы, спор, семян, плодов растений, влияя при этом на их размножение и расселение. Деятельность животных обычно мотивирована пищевыми потребностями, но использование ими в пищу семян, плодов и пыльцы для растений полезно, так как способствует их распространению.

Во флоре Земли господствующее положение занимают цветковые растения, а цветки большинства видов опыляются животными (чаще насекомыми, реже - птицами и млекопитающими). К цветкам животных привлекает пища, которую они здесь находят (пыльца, нектар), у растений, приспособившихся к опылению животными, яркие лепестки или чашелистики, привлекательный запах, содержится нектар.

На следующем уроке

Вопрос: вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесенные в Красную книгу России. Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Ответ: растения для животных и человека источник пищи и кислорода, без которых жизнь невозможна.

Растения Красной книги России: подснежник плосколистный, володушка Мартьянова, безвременник веселый, рододендрон Фори, лотос орехоносный, пион горный и др.

Растения Красной книги Челябинской области: астрагал, венерин башмачок, пострел раскрытый

Пион уклоняющийся (лекарственный), фиалка Морица и др.

Хотя такие фрукты как бананы, киви или ананасы не растут в умеренном климате, они все же всем известны и не считаются особой экзотикой. Однако есть множество других удивительных и, вероятно, незнакомых вам фруктов, которые выращивают на Земле.

20. Сахарное яблоко (Аннона чешуйчатая)


Этот фрукт родом из тропической Америки, но его также выращивают в Пакистане, Индии и Филиппинах. Фрукты чем-то похожи на сосновую шишку, диаметр их около 10 сантиметров.


У плода, имеющего легкий вкус заварного крема, белая плоть внутри и небольшое количество семян.

19. Маммея американская (американский абрикос)


Маммея американская - это вечнозеленое дерево родом из Южной Америки, искусственным образом высаженное в других регионах мира, включая Западную Африку и Юго-Восточную Азию. Американский абрикос - это на самом деле ягоды, которые в диаметре имеют около 20 сантиметров.

У ягоды толстая внешняя кожура и мягкая оранжевая мякоть внутри. Как правило, в центре находится одно большое семя, однако у крупных ягод их около 4. Мякоть сладкая и ароматная.

18. Черимойя

Черимойя, или кремовое яблоко, является лиственным растением, произрастающим в высоких горных районах Южной Америки. Плод дерева имеет округлую форму с 3 типами поверхности (бугорчатая, гладкая или смешанная). Мякоть плода кремовой консистенции очень ароматная, белая и сочная.

Говорят, что вкус плода похож на сочетание банана, маракуйи, папайи и ананаса. Марк Твен в 1866 году сказал: «Черимойя - самый вкусный из всех известных фруктов».

17. Платония замечательная


Платония - это большое дерево (достигает в высоту до 40 метров), растущее в тропических лесах Бразилии и Парагвая. Фрукты вырастают до размеров апельсина, при нажатии из них начинает сочиться желтая жидкость.


Внутри фрукта присутствует белая мякоть, обволакивающая несколько черных семян, которая обладает приятным кисло-сладким вкусом.

16. Кокона


Кокона - это еще один тропический фрукт, который можно найти в горных районах Южной Америки. Он растет на небольших кустарниках, причем вырастает очень быстро: за 9 месяцев из семян можно получить фрукты, а еще через 2 месяца они окончательно созреют.


Плоды очень похожи на ягоды, и бывают красного, оранжевого и желтого цветов. Внешне они очень похожи на помидоры, а на вкус представляют собой нечто среднее между помидором и лимоном.

15. Хлебное дерево


Хлебное дерево принадлежит семейству тутовых, а родом оно с Филиппин и с островов Юго-Восточной Азии. Плоды по вкусу напоминают банан. Сырыми их можно есть, когда они полностью созрели, а в недозрелом виде их можно употреблять в пищу только приготовленными.


Спелый плод мягкий и сладкий, незрелый - плотный и крахмалистый, название же свое он получил из-за того, что при приготовлении недозрелого плода он по вкусу очень напоминает свежеиспеченный хлеб.

14. Лангсат


Лангсат или дуку - это два очень похожих фрукта, которые можно найти во всей Азии. Они являются выходцами одной и той же семьи, почти одинаковы по внешнему виду и вкусу, с одним лишь отличием. Кожура лангсата содержит латексное вещество, оно не ядовито, но из-за него трудно ее удалять, а кожура дуку легко отделяется.


Внутри плода есть 5 сегментов, некоторые из которых содержат несколько горьких семян. Это очень сладкий фрукт, который может быть приготовлен различными способами.

13. Дакриодес съедобный


Дакриодес - это вечнозеленое дерево, произрастающее во влажных тропических лесах Африки, на севере Нигерии и на юге Анголы. Плоды, цвет которых варьируется от темно-синего до фиолетового, также известны как африканские груши, они имеют продолговатую форму и бледно-зеленую мякоть внутри.


Эти жирные плоды, как утверждалось, могут положить конец голоду в Африке, поскольку на 48% фрукты состоят из незаменимых жирных кислот, аминокислот, витаминов и триглицеридов. Подсчитали, что с одного гектара, засаженного этими деревьями, можно получить 7-8 тонн масла, при этом могут быть использованы все части растения.

12. Джаботикаба


Бразильское виноградное дерево, или жаботикаба, - это очень странное растение родом из юго-восточной части Бразилии. Странность этого дерева заключается в том, как на нем растут фрукты. Первоначально желтовато-белые цветы появляются на всем стволе и крупных ветках, затем цветы превращаются в плоды, в диаметре составляющие 3-4 сантиметра.


Внутри фиолетовых фруктов круглой формы содержится мягкая желатиновая плоть с 1-4 черными семенами. Плод очень сладкий, его можно есть просто так, однако чаще всего его используют для изготовления вина или ликера.

11. Рамбутан


Рамбутан - это странного вида фрукт, который выглядит, как пушистая клубника. Его родина - Юго-Восточная Азия, но он широко распространен и в других регионах, особенно в Коста-Рике, где его называют «китайской присоской» .


Плоды диаметром 3-6 сантиметров имеют овальную форму. Плоть немного жесткая, но легко отделяется от кожуры, на вкус рамбутан кисло-сладкий.

10. Нони


Этот фрукт известен многими названиями, в том числе большая моринда, индийская шелковица и т. д., его родиной является вся Юго-Восточная Азия и Австралия, он также повсеместно возделывается в тропиках.


Дерево плодоносит круглый год, но, как правило, когда плоды созревают, фрукты имеют очень резкий запах. Однако, несмотря на запах, плод богат высоким содержанием клетчатки, витаминами, белками, железом и кальцием, а также является основной пищей во многих странах Тихого океана. Его можно употреблять в пищу приготовленным или же в сыром виде с солью.

9. Марула


Марула - это лиственное дерево родом из стран Южной и Восточной Африки. Сейчас оно растет на всей территории Африки, поскольку его плоды являются важным источником пищи народов банту, а деревья появлялись на всей территории их миграционного пути. Зеленый фрукт созревает и становится желтым, а белая мякоть внутри очень сочная и обладает приятным ароматом.


После падения с дерева плоды почти сразу же начинают бродить, поэтому слоны и бабуины в этих регионах часто пребывают в легком алкогольном опьянении. Плоды также используются для изготовления популярного ликера Amarula, который можно найти в любом магазине Duty-free.

8. Морошка


Морошка - это ягода западной Сибири. Она встречается в лесах и растет густыми зарослями. Плод похож на малину, однако в его окрасе больше оранжевого цвета.


Они очень сладкие, их употребляют в пищу как сырыми, так и перерабатывают в сок, вино и варенье.

7. Салак (Змеиный фрукт)


Змеиный фрукт родом из Индонезии. Они растут гроздьями, а прозвище свое получили из-за красно-коричневой чешуйчатой кожуры, которая легко снимается.


Внутри находятся 3 белых сладких «сегмента», каждый из которых содержит небольшие черные несъедобные семена. Фрукты обладают кисло-сладким вкусом, по консистенции напоминают яблоки. .

8.Баиль


Баиль, или каменное яблоко, родом из Индии, однако его можно найти на всей территории Юго-Восточной Азии. Баиль - это гладкий фрукт с древесной кожурой, которая бывает окрашенной в желтый, зеленый или серый цвета. Жесткая внешняя кожура настолько твердая, что до фрукта можно добраться только с помощью молотка.


Внутри находится желтая мякоть с несколькими волосатыми семенами, которую можно употреблять в пищу свежей или сушеной. Из спелых фруктов часто готовят напиток под названием шарбат, в состав которого также входят вода, сахар и сок лайма с мякотью. Необходим всего лишь один крупный фрукт для того, чтобы приготовить 6 литров шарбата.

7. Дангсат


Лангсат или дуку — это два очень похожих фрукта, которые можно найти во всей Азии. Они являются выходцами той же семьи, почти одинаковы по внешнему виду и вкусу, с одним лишь отличием.


Кожура лангсата содержит латексное вещество, оно не ядовито, но из-за него трудно ее удалять, кожура же дуку легко отделяется. Внутри плода есть 5 сегментов, некоторые из которых содержат несколько горьких семян. Это очень сладкий фрукт, который может быть приготовлен различными способами.

6. Хризофиллум (Звездное яблоко)


Этот фрукт родом из низменных районов Центральной Америки и Вест-Индии. Нижняя сторона листьев этого вечнозеленого дерева сияет золотистым цветом, заметным даже на расстоянии, а белые или сиреневые цветы, произрастающие на дереве, обладают сладким ароматом.


Плоды круглой формы и фиолетового оттенка, кожура у них плотная. Если плод разрезать горизонтально, то четко прослеживается форма звезды в мякоти. Свежие плоды обладают очень сладким и приятным вкусом.

5. Карамбола (звездный фрукт)


Карамбола - это плодовое дерево родом из Филиппин, но произрастающее на всей территории Юго-Восточной Азии, Восточной Азии, Южной Америке. Оболочка фрукта содержит пять «хребтов», из-за этого фрукт при продольном разрезе становится похожим на звезду.


Поэтому, собственно, плод и получил такое название. Фрукт богат витамином С и антиоксидантами. При созревании плод становится ярко-желтым, а на вкус он очень сочный и хрустящий.

4. Кивано (рогатая дыня)

Рогатая дыня, также известная как африканский огурец, родом из Африки, но в настоящее время ее выращивают также в Австралии, Новой Зеландии и Чили.


При созревании оболочка дыни покрывается плотными остроконечными желтыми шипами, а мякоть, подобная желе, обретает ярко-зеленый цвет. Часто вкус фрукта сравнивают с бананом. Плод является хорошим источником витамина С и клетчатки.

2. Питайя (род Hylocereus)

Питайя (питахайя), или кактусовый фрукт, который можно найти по всей Азии, Австралии, Северной и Южной Америке, изначально считался жителем Мексики.


Существует два типа питайи: кислая, как правило, употребляемая в пищу в Америке, и сладкая, произрастающий во всей Азии. Фрукты бывают красные, желтые и пурпурные, они обладают очень приятным ароматом, а сладкий вид по вкусу очень похож на киви.

1. Магический фрукт


Чудо-фрукт, или сладкие ягоды, - это очень странные ягоды родом из Западной Африки. Плоды в больших количествах содержат заменитель сахара миракулин в сочетании с гликопротеином.


Сам по себе плод не обладает очень сладким вкусом, но после того, как человек его съедает, гликопротеин связывает вкусовые рецепторы, расположенные на языке человека, и примерно в течение часа превращает вкус любого продукта в сладкий. Таким образом, Вы можете съесть целый лимон, а на вкус он будет, как сладкий сироп.


В 70-х годах были предприняты попытки серийной продажи фрукта как диетического товара, поскольку он любую еду способен превращать в сладость, при этом не влияя на количество потребляемых калорий. Однако добиться успеха на этом поприще не удалось.


Исследовательская проектная задача «Как путешествуют семена растений»
Цель: создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
-способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Оборудование
На столах: табличка с номером (или названием) группы, документы в конверте с номером группы (заготовки таблиц для продукта – на каждого участника, картинки плодов и семян). Пробная таблица (одуванчик) лежит рядом с конвертом. Все необходимые принадлежности дети готовят сами (пеналы с карандашами и фломастерами, клей-карандаш).
На отдельном столе: коробочки с различными плодами и семенами для каждой группы (семена огурцов, акации, соплодия ольхи, крылатки клёна, репьи лопуха).
На доске: схемы-опоры «6 П проекта» + опора для поиска информации.
У учителя: конспект мероприятия, стикеры 4-х цветов, магниты для крепления продуктов проекта, список класса по группам, листы самооценки (21 шт.). Грамоты (1, 2, два третьих места) и сертификаты (на каждого).
У наблюдателей: карта эксперта (по числу групп), итоговый экспертный лист, ручка.
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты эксперта приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу. Функции наблюдателей: заполнение карты эксперта и наблюдение за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами и пройти инструктаж. Проект выполняется малой группой из 4-х – 5-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5) или именем. У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Подробный план
Проблема.
Беседа по вопросам: Кто такие путешественники? Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (Выставляет на стол каждой группы коробочки).
Давайте посмотрим, что там лежит. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Возникли ли у вас вопросы? Какие? Задайте по одному вопросу, используя слова подсказки: Как….Куда….На чём…Зачем… Все ли… (можно написать на карточках и показать детям). У нас появились вопросы – по другому ПРОБЛЕМА (вывесить карточку на доску).
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу и читает описание проектной задачи.
Планирование.
Проектная задача обсуждается (что же мы должны сделать?)
Рассматривается заготовка будущего продукта – пробная таблица для одуванчика, затем из конверта достаются несколько продуктов-таблиц по числу участников группы.
Итоги рассматривания: Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). В таблице пока не заполнен столбец с названием растения и приспособлением для путешествия семян и плодов.
К таблице есть приложение – разрезные картинки с изображением семян и плодов растений.
- Давайте составим план нашей работы. С чего бы вы начали? (Вспомните, о чём говорилось в проектной задаче). Как бы вы распределили обязанности? Каждой группе нужно заполнить таблицу. Писать мы ещё не умеем, но у нас есть картинки.
Учитель объясняет, что работать нужно в группе, распределяя обязанности на всех. Даёт детям время, для того чтобы договориться (разделить таблицы-продукты по одной на каждого участника группы, картинки с изображением семян пока в середине стола).
Когда таблицы распределены, учитель подводит итог: сейчас мы составили ПЛАН работы.
III. Поиск информации.
Учитель вывешивает табличку ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, выясняется, что информацию можно искать разными способами (вывесить рисунки-подсказки ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ, ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ, СПРОСИТЬ У ВЗРОСЛЫХ, КНИГИ).
- У нас в кабинете нет телевизора, выхода в интернет, мы ещё не умеем читать специальные книги-энциклопедии. Что остаётся? Правильно, спросить у взрослых и провести опыты и наблюдения. Это в наших силах. Сегодня мы будем учиться искать нужную нам информацию с помощью опытов и наблюдений.
IV. Получение Продукта. Работа в группах.
Учитель вывешивает табличку ПРОДУКТ, задаёт порядок изучения семян: называет, какие семена надо рассмотреть, какие опыты и наблюдения с ними провести.
Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Загадка: Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - И остался стебелек. (Одуванчик).
-Кто из вас видел одуванчик? Кто знает игру «Дед или баба»? В чём она заключается? Как же путешествуют семена одуванчика? С помощью какого приспособления? Находим в приложении картинку «Одуванчик» и приклеиваем её в таблицу-образец, напротив картинки «Ветер».
ВОТ ТАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ, но теперь – каждый в своей таблице!
Исследование семян клена.
Загадка: Хоть совсем не птица, а с крылом родится.
С веточки сорвётся и на крыльях вьётся (крылатка клёна).
- Найдите среди семян отгадку. Покажите – это семена клёна.
-Подбросьте крылатки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Подбросьте крылатки клёна ещё раз и одновременно помашите веером (листом бумаги). Что произошло?
Дети делают вывод: крылатки клёна кружатся, как вертолётики. Если на них подует ветер, они отлетят далеко в сторону.
- Какие же приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Найдите подходящую картинку и заполните следующую таблицу.
Исследование семян лопуха – репьёв.
Загадка: Растение видное, А имя обидное. (Лопух)
Рассмотрите семена лопуха – репьи. Соедините вместе два репья. Что произошло? Почему? Возьмите кусочки ткани (меха), попробуйте прицепить репей к нему. Что произошло? Почему?
Дети делают вывод: репьи имеют цепкие усики, которые цепляются за ткань. Значит, семена лопуха может разнести человек, на чью одежду репей прицепится, или животное.
Я репей, у меня Цепкие колючки.
Третий день катаюсь я На хвосте у Жучки.
Заполнение таблицы.
-А знаете ли вы, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Исследование плодов ольхи.
Загадка: Есть серёжки, да не девчонка. Есть и шишки, да не сосёнка.
А живет в низинке, около лозинки. (Ольха)
Учитель читает отрывок и демонстрирует фотографию ольхи на берегу водоёма: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
- Рассмотрите соплодия ольхи. Какие они? Как об этом говорилось в тексте? Почему же вдоль берега нашей речки так много ольхи? Заполнение таблицы.
Исследование семян акации (стручков).
Загадка: На сучке - арканчик Держит чемоданчик.
Крышка открылась- все раскатилось. (Стручки акации).
Учитель читает отрывок из дополнительного материала:
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян акации.
Семена гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
- Найдите среди семян стручки акации. Внимательно рассмотрите их. О каком способе путешествия семян вы сейчас узнали?
Заполнение таблицы.
Исследование семян огурца.
Загадка:
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
- Вы много раз видели, как мама весной сеет семена огурцов. Есть ли у них какие-то приспособления для путешествия? Нет. Как же вырастет новое растение огурец? (Показать картинку семенного огурца: или человек соберёт семена и посеет их, или они перезимуют и прорастут сами на том же месте). Заполнение таблицы.
V. Подготовка к защите проекта
Учащиеся 1 класса дорабатывают свой продукт: раскрашивают картинки и обложку, которую выдаёт учитель; устно составляют предложения о том, как путешествуют те или иные семена и с помощью каких приспособлений).
Карточки-подсказки: КАК ПУТЕШЕСТВУЮТ? ЧТО ПОМОГАЕТ?
VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - защита проекта: коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений.
Каждый участник команды демонстрирует свой ПРОДУКТ. Участники говорят по одному-два предложения (Семена клёна путешествуют с помощью ветра. У них есть крылышки. Семена ольхи путешествуют с водой, потому что они лёгкие и плавучие. Семена лопуха имеют цепкие усики, поэтому могут путешествовать с животными и человеком. Семена акации разбрасываются с помощью самого стручка, когда он растрескивается. А некоторые семена вообще не имеют приспособлений для путешествия, поэтому их сеет человек или они растут рядом с растением).
Учитель скрепляет отдельные листы-продукты в книжечку.
На полочке доски выстраиваются 4 книжки – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Учитель подводит итог: «Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен».
VII. Оценка продуктов проекта каждым учащимся с помощью стикеров. Заполнение детьми листов самооценки и передача их экспертам. Оценка работы групп экспертами.
VIII. Объявление экспертами результатов. Награждение команд. Выдача сертификатов.
Таблица для учащихся 2-4 классов может иметь следующий вид.
Способ распространения Названия растений Приспособления
Ветром Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле Парашютики, крылатки лёгкие
Водой Осока, ива, ольха, кокосовая пальма Имеют воздушные полости, лёгкие, плавучие
Животными и человеком Дуб Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание) Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов
Памятка «Ход проектной задачи»
Учащиеся Организатор
Изучение проектной задачи.
Планирование работы.
Проведение исследований учащимися.
Запись выводов по результатам исследований (заполнение таблицы).
Следит за ходом работы.
Организует деятельность детей по плану, обозначенному на доске с помощью схем-опор (открывает схемы по очереди).
Проводит хронометраж (например:
изучение проектной задачи – 3-5 минут, планирование работы – 5 минут,
проведение исследований и запись выводов –
10 – 15 минут,
Изготовление продукта – 10 минут,
репетиция выступления в группе – 5 минут,
защита проекта – не более 5 минут).
Помощники организатора (наблюдатели) заполняют карты наблюдений.
Изготовление продукта
Заполнение шаблона защиты проекта. Репетиция выступления (защиты проекта) в группе. Защита проекта по заполненной таблице и шаблону перед классом. Каждый участник может рассказать об одном «открытии» или озвучить часть шаблона защиты проекта.
В результате должен получиться коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений. Все продукты прикрепляются на доску под номером группы (или под продуктом поставить номер группы). Каждый участник имеет право прикрепить свой стикер на понравившуюся работу. Учитель проводит подсчёт голосов, отданных за каждую команду.
Самооценка (заполнение листа самооценки каждым участником группы). Организаторы подводят итоги наблюдений по экспертным листам.
Собирает листы самооценки для последующего анализа.
Вместе с помощниками проводит анализ.
По итогам наблюдений формируется команда из 5-ти учащихся для участия в третьем туре проектной недели «Времена года: осень» (кроме 1 класса).

Одни семена цепляются за шерсть животных, за одежду людей и таким образом переносятся. Другие семена прилипают к клювам птиц, когда те склёвывают ягоды, - и так разносятся на дальние расстояния.

Часто семена, находящиеся внутри ягод и фруктов, попадают на землю с птичьим помётом.

Есть семена, которые «перелетают» на новые места. Многие из них имеют пушистые отростки, с помощью которых их подхватывает ветер.

Существуют также растения, плоды которых, когда высыхают, лопаются, и семена из них разбрасываются на несколько метров вокруг.


Семена кувшинок путешествуют прямо по воде. Каждое семечко белой кувшинки окружено белой оболочкой, наполненной воздухом. Словно лодочка, плывёт оно по воде.

Некоторые плоды путешествуют по воде. Самые лучшие пловцы - орехи кокосовой пальмы. Плавают они не в реках и озёрах, а в океане. Зародыш в таком орехе окружен тройной защитой. Он покрыт твёрдой скорлупой, а сверху находится переплетение жёстких гибких волокон. Они образуют настоящий «спасательный жилет», который поддерживает орех на плаву.


Колючий шарик репейника состоит из множества крохотных крючков — именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных.

Тополиный пух напоминает снег. В центре каждого белого комочка спрятано семя. А у плода берёзы семя окружают два крылышка. Хоть они и невелики по размеру, а порой могут занести семя даже на крышу дома.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!