Старинные колодцы. Интересные факты из жизни колодцев на руси


Современные люди избалованы благами цивилизации и обычно воспринимают их как данность. Действительно к чему нам устройство колодца, когда в каждой квартире есть кран, из которого течет вода? А ведь наши предки воспринимали воду как источник жизни, и к людям, способным вырыть колодец и отыскать под землей чистую воду, относились с особым уважением.

В древние времена, прежде чем приступить к строительству нового поселения, необходимо было убедиться в наличии в местности воды. Поэтому копка колодцев играла, безусловно, важнейшую роль. Рытье колодцев всегда начиналось с поиска воды при помощи лозы, что внешне напоминало своеобразные «шаманские» действия.

День Федора Колодезника (21 июня) на Руси считался наиболее подходящим для того, чтобы найти воду и выкопать колодец. Сейчас мало кто знает о такой дате, а вот в далеком прошлом это был особенный день, когда копание колодца непременно должно было увенчаться успехом.

Давайте задумаемся, почему раньше (в старину) не бросались за рытьё колодца на каждом дворе, а ходили за водой к общественному колодцу. Думаете, что вырыть колодец русичу было не под силу? Сомневаюсь! В другом причина. Места под рытьё колодцев тщательно выбирались. Не случайно в русском фольклоре на каждом шагу упоминается живая и мертвая вода. А сказка, про Иванушку, который попил водички и козленочком стал? Помните?

С приходом православия на Русь рытье колодцев обросло новыми веяниями и традициями. Их обязательно освящали, в некоторые дни воду из колодца брать не разрешалось, а сами колодцы украшали иконами или вырезали кресты. Начиная рытье колодца работники обязательно отправлялись в церковь, чтобы никакие злые умыслы не перешли на воду.

На Руси изготовление колодцев осуществлялось исключительно из древесины. Идеальным во всех отношениях по праву считался дуб, однако нередко для строительства колодца использовалась осина. Особое внимание при рытье колодцев и их обустройстве уделялось навершиям.

Копка колодцев на Руси принесла за собой множество интересных обычаев и поверий. Например, мужчины бросали оружие в колодец после окончания своего пути воина, а странники оставляли около попавшегося на пути колодца любую свою вещь, чтобы благополучно добраться до следующего. Устройство колодца, как и многое другое, в те времена связывали с таинственными силами. Так, например, раньше было принято вырыть колодец посреди деревни и выкапать колодец в лесу. Первый применялся для собственных бытовых нужд, а вторым люди «задабривали» лесных обитателей.

Конечно, во многом мы уже отошли от прошлого и не верим в большинство примет, связанных с колодцами. Однако некоторые традиции мы все-таки переняли, и частные колодцы сегодня пользуются все большим спросом. В некоторых местностях единственным способом организации водоснабжения является рытье колодцев. Цена сооружений совсем не высока, зато представить быт без них попросту невозможно. Дачные колодцы вошли в нашу жизнь очень прочно и стали вполне привычным и обыденным делом. Если мы решили построить дачу, то обычно в первую очередь копаем колодец.

Издревле на Руси к колодцам относились с благоговением. Колодезной воде приписывались различные целебные свойства. Стоит сказать, что небезосновательно. Странники, чей путь проходил через колодец, набирали воду во фляжки и оставляли около него какую-нибудь вещь, веря, что мистическая сила позволит им благополучно дойти до следующего. Пожалуй, большим мистическим вниманием и подчтением на Руси, чем колодцы, пользовались только колокола.

Влюбленные девушки согласно поверью с трепетом считали, сколько секунд будет колебаться вода в ведре с колодезной водой, если в него опустить колечко, подаренное суженым.

С колодезной водой вели долгие беседы старцы, отождествляя ее с вековой мудростью. Вообще, к колодцу относились как к месту, где можно на некоторое время отрешиться от мирских забот, немного побыть наедине с самим собой.

Любопытно, что в древности в некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали часто, для питья и бытовых нужд. Другой строили на отшибе или в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь "хозяев леса".

Другой любопытный обычай заключался в том, чтобы опустить оружие в воду родного колодца перед войной. Войны верили, что меч, опущенный в воду, становился разящее. А иногда в колодец специально бросали оружие. Этот жест символизировал отказ от дальнейшего пути война. Впоследствии за этими реликвиями началась самая настоящая охота. Ведь, кроме мечей, в старых колодцах практически всегда находят старинные вещи.

Например, во время нападения на деревни, люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Доставать получалось очень редко. Зато сейчас очень многие люди создают общества и путешествуют по России в поисках различных антикварных вещей, ожидающих на дне колодцев. Вещи, находящиеся там, оказываются в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом благодаря низкой температуре предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.

Каждый из нас должен быть благодарен нашим предкам за то, что сегодня мы копаем колодцы и умеем самостоятельно добывать воду. Давайте строить традиционные русские садовые колодцы и относиться к воде так же бережно, как делали это на Руси.

С древнейших времен колодец на Руси служил символом дома. Возвращающегося из дальних странствий путника домашние встречали ковшом холодной колодезной воды.

А знаете почему на Руси колодцы всегда накрывали крышками? Это делали, чтобы не напугать домового. Вот почему, когда мы строим колодец, мы закладываем прочный фундамент нашего будущего жилища.

Новости Партнеров


Какую роль играл колодец в жизни славян? Почему он считался связующим мостом с миром предков? Для чего в лесу копали «дубль» деревенского колодца? И почему ему часто оставляли различные подношения?

Однажды, около 7 тысяч лет назад люди догадались выкопать в земле яму и обложить её деревом (камнем). Вскоре в яме скопилась чистая грунтовая вода, и люди достали её с помощью верёвки и кожаного ведра. Так появился колодец. Теперь люди могли селиться вдали от рек или озёр, поить скот и поливать посевы. Ещё неизвестно, как развивались (да и развивалась бы?) человеческая цивилизация, если бы не это изобретение. Вполне вероятно, что мы так и остались бы примитивными кочевниками-собирателями.

Виды колодцев

Да, именно колодец позволил зародиться и развиваться всем земледельческим культурам. Орошение земли и разведение скота напрямую зависит от наличия чистой и пресной воды. А у рек и озёр места хватало далеко не всем. И люди по всей планете придумали разные виды колодцев для добычи грунтовых вод.

Нам здорово повезло, что мы живём в 21-ом веке: большинство из нас может просто открыть на кухне кран и напиться, приготовить обед, постирать или помыться. А раньше всё было далеко не так просто – за водой нужно было бежать к колодцу в центр поселения. И к тому же несколько раз. Да и добыча воды была связана с некоторыми трудностями – но это зависело от типа колодца. Вот, например, в Древнем Египте, арабских странах и в Месопотамии был распространён тип «шадуф». Воду из такого колодца можно добыть вручную с помощью длинного рычага, на одном конце которого был закреплён груз, а на другом ведро. У нас подобная система называется «журавлём».

В Греции и в жарких странах ближнего Востока применялся так называемый архимедов винт – особый механизм, обеспечивающий постоянную подачу воды в бассейн, канал для полива или другую ёмкость. Правда, назвать гуманным этот способ добычи воды очень трудно – крутить винт приходилось либо рабам, либо осликам, чью работу, как правило, оплачивали лишь ударами кнута и скудной пищей.

Для славянских народов, несмотря на преимущества континентального климата, колодец был не менее важен, чем для египтян и арабов. Русский колодец отличался особой, компактной и функциональной конструкцией.

Он представлял собой шахту, обложенную деревянным (дубовым или реже осиновым) срубом, на вершине которого был закреплён ворот – вращающийся барабан с ручкой. Вершина сруба обычно закрывалась крышей. Славяне всегда славились своей изобретательностью. Вот и устройство колодца могло похвастаться несколькими хитростями. Например, для замедления скорости падающего в шахту ведра на ворот устанавливали ленточный тормоз. А на один край ведра прикрепляли грузик. Как вы думаете, для чего? Чтобы оно не плавало, а быстро погружалось и зачёрпывало воду. Эта конструкция оказалась настолько функциональной, что дошла до наших дней почти неизменной.

Рытьё колодца

Вода нужна в быту ежедневно и в больших количествах. Без неё ни еды не приготовить, ни скотину не покормить, и самому не помыться. Поэтому строительство любой славянской деревни начиналось именно с рытья колодца. А для этого нужно было сперва найти под землёй воду.

На Руси водоносный грунт искали способом лозоходства (лозоискательства). Это сложный метод нахождения грунтовых вод с помощью лозы. Там, где развилка из лозы начинала дрожать в руках лозоходца, и начинали рыть. Естественно, что такой способ казался людям таинственным и загадочным. И поэтому те, кто умели найти воду, считались едва ли не колдунами, но одновременно пользовались и большим уважением. Но сейчас всё чаще звучит мнение, что в поисках помогала не лоза, а внешние признаки наличия на местности воды. Их лозоходец распознавал вокруг себя подсознательно и сам двигал развилку.

Чтобы не копать шахту зря, к поиску воды подходили очень ответственно. Чаще всего поиски начинали 21 июня – считалось, что в этот день помогал святой Фёдор Колодезник. Прежде, чем приступить к делу, работники молились этому святому в церкви. Они хотели заручиться его помощью и очистить свои помыслы от всякого зла. Ведь вода – очень восприимчивая материя, способная впитывать в себя негатив или позитив работающих с ней людей.

Когда колодец полностью был достроен, его обязательно освящал священник. На это событие сходилась вся деревня. Потом колодец украшали иконами, крестами или вырезали слова молитвы.

Вода и колодец в жизни славян

Чистая вода для славян – это символ жизни, обновления, очищения. И к колодезной воде тоже было особое, трепетное отношение. В одни церковные праздники (особенно в Рождество, Крещение и на Пасху) она считалась целебной, а в другие её вообще запрещалось брать из колодца.

Также считалось, что вода из старого колодца обладает памятью. Это поверье дало основу для всяких обрядов по общению с водой: у неё спрашивали советов, своё будущее или прошлое. Считалось, что ответы даёт Чур – дух предков. И чтобы его не обидеть, нельзя было отливать воду из только что поднятого ведра.

Вообще, с колодезной водой связано множество гаданий и ритуалов. Девушки спрашивали у воды имя суженого, больные имя «дурного» человека, наславшего сглаз или несчастия; ею же избавлялись от сглаза. Крикливых и хворых детей окунали в воду из колодца, и в ней же крестили новорожденных.

Колодец давал из земли чистую живительную влагу, и поэтому к нему было благоговейное отношение. Он был окутан аурой поверий и мистическими представлениями. До прихода христианства славяне верили, что колодец – это портал в другой, подземный мир (вспомните сказку «Варвара-краса»). Духи этого мира могли слышать, видеть и даже выходить в наш мир. Чтобы избежать этого, славяне вырывали в лесу второй колодец, внешне напоминающий деревенский. Он должен был запутывать нечисть, если та собиралась выбраться из подземного мира.

Колодцы связывали не только со злыми силами. С приходом христианства их стали освящать, и от этого колодцы становились в сознании людей благодатным, чистым местом. Рядом с ним нельзя было браниться, приходить со злыми мыслями и бросать в шахту мусор. Также колодец символизировал дом и Родину. Отправляясь на войну, воины опускали в колодец меч, чтобы обязательно вернуться. Путники, набирая воды, в благодарность оставляли какую-нибудь вещь. Да и сами жители по особым праздникам делали колодцу «подарки». На свадьбу в него кидали кусок каравая, на Пасху блины и так далее.

Подобно церковному колоколу колодец на Руси собирал поутру сельчан. Где же еще узнать главные новости?

Форма имеет значение

По своей форме многие древнерусские колодцы походили на бутыль. Воду такие сооружения накапливали превосходно, правда, туго приходилось тем, кто умудрялся в такой колодец свалиться. Чтобы не калечить людей, стали делать надземную часть более высокой. Несмотря на это, когда находили утопленника в колодце, подачу воды не останавливали.

Водопровод Ивана

Вода в кремлевский тайный колодец во время правления Ивана Калиты поступала по трубам, сверленным из дуба. Именно при помощи так называемого ступального колодца с огромным колесом вода поднималась на поверхность. Если бы не русские мужики, померли бы в Кремле от жажды: ведь именно они крутили колесо, переступая по широким перекладинам.

Водица-живая и мертвая

Особенными свойствами наделялась и колодезная вода. Ее «ценность» возрастала в канун праздников – Рождество, Крещение, Пасха. Отличным средством от сглаза было умывание крещенской водой.

Если хотелось узнать того, кто наслал сглаз, знахарке приносили воду, почерпнутую из трех колодцев, и в ней врачевательница видела лицо «дурного» человека.

В воде из нового колодца купали малышей, особенно тех, которые любили поголосить. Считалось, что подобная процедура отбивает охоту к излишнему крику.

Считалось, что после поднятия из колодца ведра нельзя отливать из него воду, ведь из нее «предки смотрят».

«Не плюй в колодец!»

Удивительно, но в колодец бросали разные вещи: рукодельницы бросали пряжу, овечью шерсть, льняную кудель; молодожены – кусок свадебного каравая и деньги; войны после окончания «службы» - оружие.

В летописях упоминаются находчивые жители осажденного города, которые собрали последние «крохи» - бочки с медовым напитком и киселем, и опустили в колодец.

Во время переговоров с неприятелем как бы между прочим извлекли содержимое, вот, мол, земля-Матушка сама кормит. Осаждайте-не осаждайте, а мы-то с голоду не помрем. Враг подумал-подумал, да и отступил.

Переглядки с домовым

Наши предки-язычники трепетно подходили к вопросу общения с духами, поэтому «дублировали» колодец еще и в лесу.

Источники обязательно накрывали крышкой. Во-первых, чтобы мусор всякий не летел, во-вторых, чтоб какой непутевый человек не провалился, но главное – чтобы домового не увидеть.

А еще обязательно украшали: ажурной плоскорельефной резьбой с языческими орнаментами или иконами с христианскими святыми и крестом.

В Троицу не забывали о березовых веточках с разноцветными лентами. Колодец-то – место особенное, и отношения требует к себе внимательного и бережного.

Покровитель Федор

Решили копать колодец? Планируйте это непростое дело на 21 июня. Именно в этот день православная церковь вспоминает великомученика Феодора Стратилата, известного в народе под именем “колодезника”.

На молнию надейся, да сам не плошай

Выбор места для колодца – для русского человека процесс особенный.

Одни мастера использовали прутики лозы. Как только прутик клонился к земле – где-то в этом районе и будет находиться живительный источник. Другие - в ночь на Федора Колодезника раскладывали по всей округе сковородки. Утром по количеству росы на посуде принимали решение: на месте этой сковороды будем колодец копать, а на месте этой, допустим, репу сеять.

Иногда принять окончательное решение помогала молния. Место по приметам считалось лучшим для сооружения колодца.

Колодец — деревенский символ, который с годами не утратил своего значения. Еще 50-60 лет назад он был единственным источником питьевой воды для сотен небольших населенных пунктов, разбросанных по просторам необъятной страны.

Сегодня старинные водозаборные сооружения практически исчезли с лица земли вместе с традиционными русскими деревнями, которые обнищали и опустели. Но если отъехать примерно на 600 км от столицы или любого другого крупного города, можно все еще увидеть бревенчатый сруб с длинным «журавлем» или неизменным железным ведром, привязанным цепью или тросом к поворотному механизму.

В старину колодцам уделялось особое внимание — это были не только источники живительной влаги. Суеверные крестьяне считали их магическими местами, почитали как ворота в иные миры и даже слегка побаивались. Из глубокой древности к нам пришли многочисленные пословицы и поговорки, предостерегающие от неуважительного отношения к колодцу.

Безусловно, часть этих народных афоризмов и преданий имеет переносный смысл, но то, что к единственному источнику воды на Руси относились с благоговением, не вызывает сомнений. Без колодца невозможно представить себе ни один сельский населенный пункт. Даже сегодня, когда в большинстве российских регионов есть центральные водоснабжение, колодцы не теряют своей актуальности. Их по-прежнему используют по прямому назначению, а также ставят на приусадебных участках в качестве декоративного элемента.

Наши предки знали секреты строительства водозаборных конструкций и передавали их из поколения в поколение. Только так можно объяснить, что в отдельных деревнях Центральной России, Поволжья, Урала и Сибири до сих пор сохранились деревянные колодцы, поставленные еще в дореволюционную эпоху. Даже если надземная часть сгнила, подводная отделка не была уничтожена временем и сохранила свою форму и функции.

Технология строительства была абсолютно проста, но в то же время требовала огромного терпения, физической силы и сноровки, ведь все работы выполнялись вручную. Место для будущего колодца выбирали где-нибудь на возвышенности, чтобы водоносный слой, который должен был наполнить шахту питьевой водой, был чище. Обязательным условием было отсутствие поблизости отхожих ям и мест, куда сбрасывался мусор, поэтому колодец, как правило, стоял чуть в стороне от жилых домов.

Работа по возведению сооружения, которое могло бы обеспечивать водой всю деревню в течение долгих лет, начиналась с подготовительного этапа. Примерно за 2 года до начала строительства крестьяне замачивали деревянный брус в воде.

Наши предки знали, что не всякое дерево подойдет для возведения колодца. Осина под воздействием влаги начинает медленно гнить, и вода в результате имеет неприятный привкус. Ель — хрупкое дерево, которое не может выдержать такие серьезные нагрузки.

Иногда для отделки шахты использовали березу . Брус у нее был гибкий, прочный и устойчивый к влаге. Внутренняя конструкция из этого дерева могла прослужить до 10 лет. Но самым популярным материалом для деревенского колодца были грабовые или дубовые бревна. Пролежав 2 года в воде, брус приобретал свойства мореного дерева. Такой брус использовался даже в кораблестроении, поэтому для возведения колодца он был самым подходящим материалом.

Шахты, отделанные таким образом, могли стоять не один десяток лет. Многие из них целы до сих пор, и если в колодец не сбрасывали мусор, то пить воду из него можно и сегодня.

Технология строительства деревенского колодца

Раньше у крестьян не было специальной техники и высокопрочных строительных материалов — все делали вручную. Основными инструментами были ведра, прочная веревка и лопата. Несколько человек копали яму квадратной формы. Глубина котлована составляла от 10 до 15 м. Обычно этого было достаточно, чтобы достичь слоя почвы, где залегали грунтовые воды. Именно они являются пригодными для питья. Землю из ямы вычерпывали ведрами и поднимали вверх на веревках.

Справиться одному с такой тяжелой работой было невозможно, поэтому в строительстве колодца участвовали несколько молодых и сильных мужчин, которых выбирали для этих целей всей деревней. Источник воды был жизненной необходимостью для всех жителей, поэтому его устройство было ответственным и одновременно почетным делом.

После того как шахта была вырыта, строители укрепляли ее стены. Конструкцию для нижней части колодца делали заранее и опускали в яму уже в готовом виде. Существовала особая технология распила и сборки брусьев, которая называлась «в лапу». Отдельные деревянные детали подгонялись друг к другу и складывались как конструктор. Несмотря на то, что в работе не использовались гвозди или металлические скобы, полученное изделие было очень прочным . Его опускали на дно колодца . Стороны этой конструкции подпирали земляные стенки котлована и не давали грунту осыпаться.

После того как было воздвигнуто основание сооружения, от него снизу вверх деревянными брусками выкладывали весь колодец. Сверху строили крышу из того же материала, устанавливали так называемый «поворот», с помощью которого тащили ведро, привязанное веревкой к круглому бруску с ручкой. При вращении бревна трос постепенно наматывался, и емкость с водой можно было легко достать из колодца. В некоторых регионах вместо «поворота» устанавливали «журавль». Это был подъемный механизм с противовесом, действующий по принципу рычага.

Деревенские колодцы не требовали очистки — шахта рылась таким образом, чтобы грунтовые воды, проходя через слой песка, постоянно обновлялись. Именно поэтому колодезная вода всегда считалась самой вкусной и полезной.

Функции и устройство деревенского колодца в наши дни

Сегодня старый способ возведения водозаборных сооружений постепенно уходит в прошлое. На карте России и соседних государств сохранилось не так много деревень, в которых поддерживают традиции предков. На смену старым вымирающим поселениям приходят современные коттеджные поселки, в которых предпочтение отдают воде из специальных скважин, оснащенных системами мощных насосов, качающих воду в автоматическом режиме, и из фильтров, работающих от источника электроэнергии.

Но деревенский колодец не исчез полностью из сельской местности. В наши дни он почти перестал выполнять свои прямые функции, но стал интересным элементом декора , который очень популярен на приусадебных участках. Иногда такие водозаборные конструкции ставят на дачах, чтобы в случае экстренного отключения электроэнергии не остаться без воды, когда насосы не смогут качать ее из скважины.

Колодец на своем участке можно выкопать вручную . Для укрепления стен котлована сейчас используются бетонные кольца. Сначала копают углубление по периметру будущего основания, чтобы обозначить размеры шахты, а затем продолжают работу по выполненной разметке.

Железобетонное кольцо под собственным весом будет постепенно опускаться вниз. Когда верхний край достигнет поверхности земли, на первый элемент ставят второй. Стыки между ними изолируют с помощью пеньковой веревки. Так выкладывается вся шахта, глубина которой обычно не превышает 20 м.

Когда элементы конструкции достигают водоносного слоя, нужно несколько раз откачать воду насосом, чтобы завершить отделку основания. Дно выкладывают деревянными досками, а сверху насыпают два слоя щебня. Такие меры необходимы, чтобы избежать скопления ила и грязи в водозаборной части колодца.

Оформление верхней конструкции колодца

Надземная часть колодца называется «оголовок «. Ее часто делают из железа или камня. Это вполне уместно, если на участке стоит кирпичный дом. С жилищем и постройками из сруба лучше будет гармонировать традиционный деревянный оголовок водозаборного сооружения , выполненный в деревенском стиле.

Для строительства верхней части колодца нужно выбирать прочные и влагостойкие породы дерева, например, мореный дуб или граб. Готовый оголовок можно сделать резным или расписать его в одной из известных национальных техник.

Иногда надземную часть колодца ставят на участке как самостоятельный элемент декора, без строительства шахты. Такая деталь ландшафтного дизайна хорошо сочетается с деревянными домами, банями и добавляет земельному владению неповторимый национальный колорит.

Великолепно смотрятся клумбы, сделанные в стиле деревенского колодца. Все зависит от полета фантазии и мастерства человека, который занимается возведением конструкции.

Тезисы

ИСТОРИЯ КОЛОДЦЕВ СТРЕЛЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Красникова Алена Витальевна, Тарасова Анастасия Евгеньевна

Научный руководитель Банникова Алла Викторовна, Кузьмичева Ирина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области», Белгородская область, Яковлевский район, с.Стрелецкое

Вода – источник жизни. В старину люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Актуальность

Объект исследования:

Предмет исследования:

Цель исследования:

задачи:

1. Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2. Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3. Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

- изучение летописных и литературных источников;

Социологическое исследование;

Опрос и беседы.

Выводы

Также мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

Оглавление

1.Введение с. 3

2.Глава I . История возникновения сел

Яковлевского района Белгородской области с. 4

3.Глава II . Колодцы на Руси. Обычаи и поверья с. 5

4.Глава III . История Пятницкого колодца с. 8

5.Глава IV . Родник в селе Стрелецкое с.10

6.Заключение с. 11

7.Список литературы с. 12

Введение

Вода – источник жизни. В старину, когда не было в каждом доме водопровода, люди относились к воде не только бережно, но и почтительно. В давние времена, прежде чем построить жилище, человек должен был найти воду. Сейчас это не составляет труда. Специалистов по бурению скважин можно легко найти по объявлению. Вот к таким специалистам обратились мои родители, когда решили пробить скважину на нашем строительном участке. Вода из нее оказалась не пригодна для питья, она обладала не очень приятным запахом и была белого цвета. Поэтому эту воду мы используем для хозяйственных нужд, а для питья и приготовления пищи берем воду из источника, который находится неподалеку. В нашем поселении практически в каждом доме есть водопровод, но не все довольны качеством этой воды. Вот поэтому жители многих улиц сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района используют для питья и приготовления пищи воду, которую берут из колодцев. Моя семья решила выкопать собственный колодец на территории нашего подворья. Принявшись копать, мы не советовались ни с кем, думали, что вода находиться близко, так как на нашей улице есть колодец, глубина которого не очень велика. Но мой прадедушка, в его доме мы живем, нашу затею не поддержал. Он объяснил нам, что воды на его подворье нет. Он это проверял еще в 1965 году и рассказал, каким способом это было сделано. Оказывается, что воду на дедушкином участке и на территории всей улицы искали «при помощи лозы». Близко расположенные грунтовые воды были найдены только на том месте, где сейчас находится колодец. Оказывается, чтобы выкопать колодец или пробить скважину, нужно обладать не только определенными знаниями, но и использовать житейский опыт людей старшего поколения.

Тогда-то мы и решили, провести исследование с целью узнать, как возникли колодцы на территории нашего поселения.

Тема нашего исследования такова: «История колодцев Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Актуальность

Мы считаем, что тема нашей работы будет актуальна и интересна как для ребят, так и для их родителей, ведь не все знают, что строительство колодцев – это умение, которому нужно учиться у наших предков.

Объект исследования: колодцы, которые находятся на территории нашего поселения.

Предмет исследования: традиции строительства колодцев, сохранившиеся в поселении.

Цель исследования: изучить традиции и обычаи, связанные с возникновением колодцев на территории Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области»

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения колодцев на территории Стрелецкого поселения.

2.Выяснить, используется ли вода этих колодцев жителями поселения.

3.Познакомить моих сверстников с традициями и обычаями, связанными со строительством колодцев.

Методы исследования:

1.Изучение летописных и литературных источников;

2.Социологический опрос;

3.Беседа со старожилами нашего поселения.

Вначале мы провели небольшое социологическое исследование, для выяснения следующего:

1.Используете ли Вы воду из колодцев и источников или пользуетесь водопроводом и скважиной?

2.Для каких целей Вы используете воду из колодцев и источников?

С такими вопросами мы обратились к жителям сел нашего поселения: Стрелецкое, Пушкарное, Драгунское, Красный Отрожок. В опросе участвовало 50 человек. Ответы мы получили на одном из земских собраний нашего поселения.

Земское собрание в с.Стрелецкое

Результаты опроса были следующими:

60% опрошенных пользуются водой из колодцев и источников.

100% опрошенных сообщили, что воду из колодцев и источников используют для питья и приготовления пищи.

Следующим этапом нашей работы стало изучение традиций, обычаев, народных преданий, связанных со строительством колодцев на территории нашего поселения.

Для этого мы обратились к летописи нашего поселения и к людям, которые помнят, чтут и берегут традиции, обряды, обычаи наших сел.

Глава I

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения

Яковлевского района Белгородской области

История возникновения сел Стрелецкого сельского поселения Яковлевского района Белгородской области уходит глубокими корнями в далекое прошлое, ко второй половине 16 века – время правления царя Ивана Грозного. Местность, на которой мы живем, когда-то была пограничной чертой для защиты Московского государства от татарских набегов. Старожилы наших сел хорошо помнят Турецкий вал, место расположения города Карпова или Карпово сторожевье . Этот город – крепость располагался на высоком правом берегу реки Ворсклы. В наше время это Никитская гора, которая находится выше улицы Красной Подгородней села Пушкарного.



Здесь находился город Карпов в 1646 г. Вид с Никитской горы

Карпово сторожевье называлось так, потому что сторожевая служба велась под руководством полковника Карпова. Существование города-крепости невозможно без пригородных слобод, так как служивые люди в свободное время занимались земледелием, ремеслами и другими хозяйственными делами. Так возникли названия сел нашего поселения: Пушкарное (здесь жили пушкари), Стрелецкое (здесь жили стрельцы), Казацкое (здесь жили казаки) и Драгунское (здесь жили драгуны). Села Красный Отрожок тогда еще не существовало, а местечко это представляло собой островок среди широкой глади реки Ворскла. Этот островок назвали Отрожок. Люди на нем не жили, туда временно ссылали провинившихся. Некоторые ссыльные оставались жить там постоянно, таким образом, и возникло это село. Людям этих слобод жилось нелегко. Они страдали не только от нашествия врага, но и от климатических и почвенных условий. Люди часто болели и умирали, тогда богомольцы в 1648 году «били челом Государю», что за грех их наказывает господь, что вода в Карпове нездоровая, что нет целебного животворящего креста господнего с мощами святых. Такие жалобы послужили поводом к основанию вблизи города Карпова на берегу реки Ворсклы в 1652 году Троицкого - Соловецкого монастыря под управлением строителя Афанасия. Его еще называли монастырем Зосима и Саватия, святых, мощи которых содержались в стенах монастыря. Упразднен монастырь был в 1764 году при Екатерине Второй. Ценности и мощи были отправлены в Соловецкий монастырь на Белом море.

Глава II

Колодцы на Руси. Обычаи и поверья

На Руси к колодцам всегда относились с особым благоговением. Таким особым вниманием и почтением у наших предков могли пользоваться только колокола. Люди понимали важность воды. А умельцы, обладающие секретом обнаруживать подземные водные бассейны, были всегда в заслуженном почете и уважении.

Существовало множество поверий и традиций, связанных с колодцами. Вот самые интересные из них.

1.В старину было принято бросать в колодец оружие в конце ратного пути. Если мужчина после окончания битвы выбросит свое оружие в воду, то его путь воина окончен.

2.У странников была примета оставлять у колодца свою вещь. В народе считалось, что это поможет им благополучно добраться до следующего.

3.Во время нападения на деревни люди бросали самое ценное в колодец, надеясь, что после им удастся достать его назад. Вещи, находящиеся там, оказывались в хорошем состоянии, чтобы это ни было (оружие, деревянные вещи, иконы). Каким-то чудодейственным образом, благодаря

низкой температуре, предметы на дне колодца не разрушаются, а лишь немного стареют.
4.В Третий Спас на Руси было принято святить новые колодцы, чистить к осени старые, обходить колодцы кругами, прощаясь с летом.

5.С колодезной водой вели долгие беседы старцы.

6. В некоторых деревнях строили два колодца. Один в центре деревни использовали для питья и бытовых нужд. Другой - строили в лесу. Люди полагали, что существ, населяющих лес, можно умилостивить, дав им возможность пользоваться чистой, питьевой водой. Ко второму колодцу ходили редко, только в тех случаях, когда кто-нибудь заболевал, и была необходима помощь «хозяев леса».

В современное время, для того чтобы вырыть колодец или пробить скважину можно воспользоваться известными народными методами поиска воды, которые мы нашли в научном издании.
1.Многолетними наблюдениями доказано, что там, где залегает водоносной шар, хорошо растут осока, конский щавель, мать-и-мачеха, хвощ, крапива, наперстянка и другие влаголюбивые растения. Наличие их на участке свидетельствует о том, что водоносный шар находится на небольшой глубине.
2.Растениями-индикаторами могут быть и деревья. Над водоносными шарами хорошо растут верба, ольха. И наоборот, яблони, сливы и вишни тут болеют и высыхают.
3.Следующий способ - наблюдения за поведением животных, птиц, грызунов, насекомых. Скажем, конь, когда хочет воды, нюхает землю и бьёт копытами там, где чувствует наличие влаги. Собака никогда не ляжет, даже на подстилку, в том месте, где близко грунтовые воды. Курица не снесёт яйца в осоке, а гусыня и утка наоборот. Мыши на влажных местах устраивают гнезда даже на ветках деревьев или в бурьяне, только не в земле.
4.Хорошими индикаторами наличия грунтовых вод являются также комары и муравьи. Там, где есть водные жилы, хоть поверхность и сухая, после захода солнца, как правило, можно увидеть полчища комаров. Муравьи никогда не построят муравейник, чувствуя поблизости воду.
5.Есть и другие народные методы. Над водоносным шаром перевернутая банка воды или горшок обязательно покроются росой, пучок соли намокнет в сухую погоду. Вечером и утром над такими местами низко стелется туман. Зимой здесь будут проталины снега. Эти и другие признаки, и способы издавна использовались людьми, дополнялись и усовершенствовались из поколения в поколение. Они всегда были нужны, когда возникал вопрос: где копать колодец.

С вопросом, о том, как строились колодцы у нас в поселении, мы обратились к председателю совета ветеранов Стрелецкого сельского поселения Можевитину Ивану Михайловичу.

Можевитин Иван Михайлович

председатель совета ветеранов

Стрелецкого сельского поселения

Вот что он рассказал.

«Колодцев на территории нашего поселения было немного. Срубы колодцев были дубовыми или осиновыми. Для подъема воды строились различные устройства: журавли, вороты, которые и сейчас еще остались. Умельцев, которые находили грунтовые воды, в нашем поселении уже нет». Иван Михайлович описал способ нахождения воды при помощи лозы. «Брали веточку ивы, сгибали ее дугой, если дуга склонялась к земле, в этом месте грунтовые воды находились очень близко. Искали воду в определенный день – день Федора Колодезника. Колодцы в нашем поселении перестали копать давно. После войны не было вырыто ни одного. Современные колодцы ставились на месте или старых срубов или не обустроенных родников».

С информацией о количестве колодцев, об их современном состоянии с нами поделилась глава администрации Стрелецкого сельского поселения Скобликова Александра Всеволодовна.


Глава администрации Стрелецкого

Сельского поселения

Скобликова Александра Всеволодовна

Список колодцев, расположенных на территории

Стрелецкого сельского поселения

с.Стрелецкое

ул.Школьная № 2

ул.Народная № 4

ул.Колхозная № 11, № 53, № 71, № 83

пер.Колхозный № 5

ул.Первомайская № 8, № 33, № 57, № 74, № 87, № 97

Родники

с.Стрелецкое ул. Степная

Всего - 13 штук

с.Пушкарное

ул.Красная Подгородняя № 9, № 18, № 33
ул.Березовская № 14, № 25(внизу)

ул.Молодежная № 26, № 32, № 47

ул.Садовая № 14, № 28

Всего - 10 штук

с.Драгунское

ул.Центральная 65 - 2

ул.Луговая - 2

ул.Гвардейская - 3,

Всего - 7штук

с.Красный Отрожок

ул.Кооперативная - 1

ул.Набережная - 1

пер.Набережный - 2

пер.Кооперативный - 2

ул.Заречная - 1,

Всего - 7 шт.

Всего на территории Стрелецкого сельского поселения 37 колодцев. За последние три года отремонтированы 12. Наше поселение активно участвует в реализации программы «Колодцы». Данная программа предполагает обустройство и сохранение колодцев в селах.



Мы в своей работе хотели бы рассказать о колодце и роднике, история которых связана с православными традициями сел нашего поселения.

Глава III

История Пятницкого колодца

Об истории этого колодца мы узнали со слов Бураковой Веры Сергеевны, 1938 года рождения, уроженки села Красный Отрожок, Яковлевского района, Белгородской области, проживающей по адресу: село Стрелецкое, улица Школьная, дом 19.


Буракова Вера Сергеевна

уроженка с.Красный Отрожок

«Пятницкий колодец получил свое название от слова «пятница». На месте, где был когда-то монастырь, бил родник. В один день после Пасхи в пятницу перед праздником Красная Горка родник вымыл икону. Люди решили это место освятить, сделать колодец. Вода этого источника считается целебной. О чудодейственной силе этой воды вскоре узнали не только люди близлежащих сел, но и отдаленных селений. Когда я была девчонкой, мы часто прибегали за водой к этому источнику. Все деревья, которые росли возле воды, были увешаны тряпками, чулками, носками. Существовала примета, что если омыть куском ткани больное место и привязать её рядом в лесу, то болезнь отступит. Во время Великой Отечественной войны водой из этого родника лечили раненых. Ухаживали за ним супруги Усачевы Дмитрий Яковлевич и Марья Романовна. В 80-е годы родник был засыпан».

Этот рассказ подтверждает и летопись. В ней есть следующие сведения. «Однажды в 17-ом или начале 18-ого века в Пятницу на Светлой Седмице монахи Карповского монастыря совершали крестный ход. И вдруг на пути они увидели бьющий родник, из которого вымыло икону Казанской Божьей Матери. Известие о явлении чуда распространилось на много верст в округе. К месту явления чуда стекался народ издалека. Вскоре выяснилось, что вода родника обладает чудодейственными свойствами. Так как чудо было явлено в пятницу, родник получил название Пятницкого, и на протяжении трех веков почитался местными жителями, которые каждый год устраивали у родника Пятницкие гуляния. Родник был засыпан советскими властями в 60-е годы 20 века, в период «хрущевской оттепели» и борьбы с религией».

На этом история колодца не закончилась. Изучая летопись, мы нашли следующую запись о Пятницком колодце.

«Весной 2001 года Зинаида Ильинична Самарченко - Герой Социалистического Труда обратилась к председателю СПК «Дружба» с просьбой дать экскаватор для раскопки родника. С большим трудом он был раскопан, и в пятницу на Светлой Седмице при большом стечении жителей села Красный Отрожок, Стрелецкого, Пушкарного, Казацкого и поселка Томаровки настоятелем Пушкарского храма Отцом Сергием было осуществлено освящение Пятницкого родника. Но на следующий год весной пошли дожди и повлекли за собой сход песчаных, меловых пород с горы, источник был завален».

Но про этот источник жители не забыли. Они обращались с просьбой отрыть родник и поставить колодец. На это благое дело средства были выделены местными спонсорами. 10 ноября 2014 года в День Святой Праскевы Пятницкой настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы отцом Александром после капитального ремонта был освящен Пятницкий колодец.


Освящение Пятницкого колодца

Глава IV

Родник в селе Стрелецкое

На территории нашего поселения есть родник с необычной историей. Он находиться в селе Стрелецкое на улице 5 Августа.




По словам старожилов Бураковой Веры Сергеевны этот колодец носит название «грозовой». Источник на этом месте начал бить после сильной грозы. Летопись подтверждает, что в этом источнике явилась Икона Божьей Матери. Случилось это в девятую пятницу после Пасхи. Увидели ее два мальчика, пасшие коров недалеко от колодца. Они пытались достать икону, но она не давалась в руки, то появлялась, то вновь исчезала. Взрослые тоже не смогли вытащить икону. При попытке поймать икону были повреждены глаза. И лишь после того как священник отслужил молебен, икону вытащили и поместили в Успенский храм села Пушкарное. По всей вероятности событие это произошло не ранее середины или второй половины 19-го века, так как до этого периода Успенского храма не существовало. С тех пор ежегодно в храм шли паломники со всех сторон, чтобы прикоснуться к иконе. Воду из источника стали считать целебной.

О судьбе иконы мы решили узнать у настоятеля Успенского храма села Пушкарное отца Александра.



Настоятель Успенского храма

С.Пушкарное

Отец Александр

Но об иконе он ничего нам не рассказал, дальнейшая ее судьба неизвестна.

Отец Александр поделился с нами другими известными ему сведениями. «До революции от церкви, находящейся в центре села Стрелецкое, проходил крестный ход до источника. Совершался молебен. Но после революции на священников были организованы гонения, тем более запрещалось идти крестным ходом, поэтому эта традиция со временем забылась. День почитания этого источника считается Курская Коренная, которая празднуется в девятую пятницу после святой Пасхи». Почему этот источник почитается именно в Курскую Коренную, отец Александр не знает. В настоящее время на колодце находится икона «Живоносный источник». Как нам рассказал отец Александр, в Греции, в пещере забил святой источник. Люди, узнав о его чудодейственной силе, приходили к источнику для того, чтобы излечиться. Чудотворная мозаичная икона Божей Матери «Живоносный источник» находилась в Константинопольском монастыре и была выполнена в XIV . На Руси иконы «Живоносный источник» появились в XVII веке. Икона «Живоносный источник» не имеет отношения к колодцу в селе Стрелецкое, но кто ее там повесил и почему, этого сказать уже никто не может. Этот источник имеет непосредственное отношение к моей семье. Сруб для него был сделан моей семьей. Наше подворье находится рядом с источником. Мы вырыли пруд на территории своего участка. Вода туда поступает из родника. И каждый год в праздник Крещения в нашем пруду по благословлению батюшки отца Александра проходит крещение.

Заключение

Работа по изучению истории колодцев Стрелецкого сельского поселения была для нас интересной и познавательной, мы много узнали об истории своих сел.

Мы думаем, что любые сведения об истории родного края ценны и важны и передавать их нужно из поколения в поколение.

В этом году мы отмечаем 50-летие создания Яковлевского района. Поэтому историки, краеведы, общественность, молодежь должны быть заинтересованы в восстановлении обычаев, традиций, которые существовали в истории нашего края.

Надеемся, что наша работа послужит делу дальнейшего изучения истории Белгородской области.

Спасибо за внимание!

Список литературы



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!