Тосты на завтрак с авокадо и яичным салатом. В мгу заработал один из крупнейших в мире цифровых гербариев

herbárium , от herba - «трава») - коллекция засушенных растений , препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения.

Первые гербарии появились в Италии в XVI веке . Их изобретение, связанное с изобретением бумаги, приписывается врачу и ботанику Луке Гини , основателю Пизанского ботанического сада. Гербарий самого Гини не сохранился, однако до наших дней дошли коллекции его непосредственных учеников.

В более широком смысле, гербарий - это здание, в котором хранится коллекция засушенных растений, или учреждение, занимающееся организацией хранения коллекции и её обработки .

Все гербарии мира независимо от их ведомственной принадлежности регистрируются в международной базе данных «The Index Herbariorum» . Им присваивается акроним - уникальный буквенный код, составленный из 1-6 букв английского алфавита (например, K, MW, MHA, SYKO ). Сокращённые названия гербариев используются в качестве универсальных ссылок на место хранения гербарных образцов, цитируемых в ботанических научных работах. В «Индексе» насчитывается 3 293 гербария из 168 стран, в которых работает 10 060 ботаников.

Крупнейшие гербарии

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положён сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? 1828 г.

Крупнейшие гербарии мира находятся в

Значительную историческую и научную ценность представляет гербарий Карла Линнея , хранящийся в Лондоне.

Крупнейшие гербарии России

Крупнейшие гербарии России хранятся в

Техника гербаризации

Основы гербарного дела были описаны Линнеем :

Гербарий превыше любого изображения и необходим любому ботанику.

  1. Растения не следует собирать влажными.
  2. Все части должны быть сохранены,
  3. осторожно расправлены ,
  4. при этом не изогнуты .
  5. Органы плодоношения должны быть налицо .
  6. Сушить следует между листами сухой бумаги.
  7. Как можно скорее , чуть теплым утюгом.
  8. Умеренно прижав прессом .
  9. Для наклеивания употреблять рыбий клей,
  10. хранить следует всегда на листе [в полную величину],
  11. только одно [растение] на странице,
  12. папка не должна быть перевязана .
  13. Род растения надписывается сверху.
  14. Вид и [его] история указываются на обороте.
  15. Растения одного и того же рода вкладываются [вместе] в пачку .
  16. Растения располагаются согласно системе .

К. Линней «Философия ботаники»

Сбор, этикетирование и сушка

Монтирование гербарных листов

Хранение гербарных коллекций

Познавательные факты

  • После изобретения Лучо Гини (1490-1556) способа засушивания растений между листами бумаги Жозеф Турнефор (1656-1708), французский врач, ботаник и путешественник был первый, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений. А Карл Линней считал, что для каждого ботаника гербарий должен быть превыше любого изображения и, что никакое словесное описание не заменит гербарного листа. С тех пор название каждого вида растения стало неразрывно связано с конкретным гербарным листом, возведенным в ранг архетипа (номенклатурный тип).
  • Линней определил и технологию сбора растений, которая не претерпела почти никаких изменений и до настоящего времени. Он писал: «Растения не следует собирать влажными; части должны быть сохранены, осторожно расправлены, при этом не изогнуты; органы плодоношения должны быть налицо; сушить следует между листами сухой бумаги…»
  • Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны́ 1717 года».

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гербарий - статья из Большой советской энциклопедии (1-е издание)
  • Сюзев П. В. Гербарий, 7-е изд. - М., 1949;
  • Шишкин Б. К. Как составлять гербарий . / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР Н. А. Буш. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 2-е изд., испр. и доп. - 54 с.
  • Карл Линней Философия ботаники = Caroli Linnaei Philosophia Botanica, 1751 / пер. с лат. Н.Н. Забинковой, С.В. Сапожникова под ред. М.Э. Кирпичникова. - М .: «Наука», 1989. - 456 с. - 7200 экз. - ISBN 5-02-003943-8
  • Липшиц С. Ю., Васильченко И. Т. Центральный гербарий СССР. - Л., 1968.
  • Павлов В. Н., Барсукова А. В. Гербарий. Руководство по сбору, обработке и хранению коллекций растений: Учеб.-метод. пособие . - М: Изд-во МГУ, 1976. - 32 с.
  • Скворцов А. К. Гербарий: Пособие по методике и технике . / Отв. ред. проф. Прилипко Л. И. - М.: Наука, 1977. - 199 с.
  • Гербарий Московского университета (MW): история, современное состояние и перспективы развития. - М., 2006.

Ссылки

  • Гербарий СПбГУ (общее количество образцов на этой странице завышено)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Гербарий" в других словарях:

    - (ново лат. herbarium, от лат. herba трава). Собирание высушенных растений, расположенных обыкновенно в систематическом порядке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРБАРИЙ высушенные растения,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. herba трава, растение), коллекция специально собранных и засушенных растений, для уч. или науч. целей, а также учреждение, в к ром она хранится. Растения для Г. монтируют на листах плотной бумаги, с указанием названия вида, места и даты… … Биологический энциклопедический словарь

    Коллекция растений, травник Словарь русских синонимов. гербарий травник (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Умеете ли вы сушить листики-травинки? «Конечно! Что в этом сложного?», – скажет мама, увидев в дневнике запись «Принести засушенные листья и цветы». Вышли на улицу, нарвали чего-попало, прогладили утюгом – готово! Держи, доча, неси на урок труда. Стоп! Не все так просто, давайте разберемся без спешки.

Что такое гербарий?

С детства знакомое слово «гербарий» в дословном переводе с латинского звучит как «трава» и подразумевает засушенные растения. «Википедия» рассматривает и более широкий смысл этого слова – это здание, в котором хранят коллекции засушенных растений или даже учреждение, которое занимается организацией и обработкой засушенных коллекций. Крупнейшие гербарии мира находятся на базе музеев, ботанических садов.

Не всегда мы, конечно же, собираем растения так, как того требует классически составленный гербарий (все части растения, вместе с корнем и увядшими листьями), да и альбомы с подписанными на листах названиями, местом и датой сбора делают разве что заядлые ботаники.

Большинство мам и пап в детстве наверняка засушивали растения в книгах, называя это «…мы собирали гербарий», подразумевая высушивание отдельных частей растений в плоском виде. На самом деле, гербарный метод сушки растений (под прессом), далеко не единственный, и в зависимости от того, для чего мы в дальнейшем хотим использовать травы и цветы, можно воспользоваться и другими методами.

Гербарный метод (прессование)

Гербарный метод позволяет высушить растения в плоском виде. Дино подготовил специальный подробный мастер-класс о том, как сделать это правильно. Смотрите .

Все просто. Берем толстую книгу и укладываем в нее растения, пропуская несколько страниц. Кладем книгу под пресс и через пару дней перекладываем материал на сухие странички, чтобы не завелась плесень.

ВАЖНО! Берите книгу, которую не жалко испортить, т.к. странички испачкаются соком растений и станут впоследствии сморщенными от влаги. Если вы идете на прогулку, возьмите транспортную книгу с собой, так растения не завянут и не помнутся. Дома вы сможете разложить их в другую книгу или под специальный пресс для окончательной просушки.

Для того, чтобы растения окончательно высохли, может понадобиться от 2 до 4 недель, все зависит от толщины стеблей и бутонов, от наличия влаги. В дальнейшем, удобно хранить их в сухом месте в книгах, рассортировав по видам. Если переложить их в коробки, то со временем, они могут сморщиться, реагируя на влажность в квартире.

Существуют и более быстрые способы сушки растений для гербария – это утюг или микроволновка. Использовать их нужно в редких случаях, когда нужно сэкономить время. Главное, не пересушить материал, иначе он станет хрупким и ломким, потеряет цвет. При сушке утюгом нужно обязательно гладить через бумагу.

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

  • Помните: чем «моложе» цветки или соцветия (1–2 дня), тем устойчивее их окраска. Взятые в конце цветения, они, как правило, при сушке распадаются, теряют лепестки, колер становится тусклым.
  • Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету. Если вы не успели обработать и заложить цветы для засушки, то поставьте их в воду, а на следующий день начните засушивать.

  • Если какие-то цветы пришлось сорвать после дождя, то их ставят в воду и дают высохнуть, а затем засушивают.
  • Можно собирать увядшие цветы: засушенные, они дают графичность и живописность композиции.
  • Лепестки, листья, стебли сушат отдельно. Нельзя закладывать вместе нежные и грубые части растений, так как для них необходим разный груз: для нежных – 8–16 кг, грубых – 20–40 кг и более.
  • У таких пышных цветов, как астра, георгин, пион, роза, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или 3-4) помещают в закладку под пресс. Часть лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5– 10 кг.
  • Пионы разрезают (разрывают) на 4– 8 частей, прокладывают ватой и засушивают. В дальнейшем из таких частей легко и быстро можно монтировать целые цветы.
  • При засушивании осенних георгин нужно брать самые распустившиеся экземпляры. Середина цветка удаляется и заполняется ватой, лепестки приподнимаются рядами, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с лицевой и обратной стороны покрывается ватой.
  • Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом монтировать цветок. Если же сушить цветок тюльпана целиком, то ему нужно дать подвянуть.
  • Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные им цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с несколькими прокладками под грузом не менее 15 кг. Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или бумажные салфетки без рисунка и часто меняют газеты, которые выполняют роль прокладок.
  • Мелкие цветочки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15–20 кг.
  • Розы также сушатся отдельными лепестками или целиком – хорошо подвянувшими.
  • Не выбрасывайте увядшие букеты! Кое-что из них можно взять для будущих панно.
  • Летом и осенью постарайтесь запастись разнообразными семенами, плодами, тополиным пухом, пухом от пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика, осота. Это удивительная «белая краска».
  • Обязательно засушите яркие осенние листья. Перед тем как положить их на сушку, очистите от пыли и грязи мокрой ватой, мягкой тряпочкой. Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что дает возможность создавать прекрасные фоны для композиций.
  • Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно и выскоблить сердцевину. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам.
  • Плотные, кожистые, сочные, а также яркие осенние листья хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу. Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом.

Для чего нужен гербарий?

Детям нравится собирать гербарий. Научите их делать это правильно. Параллельно можно повторять названия растений, сравнивать форму листьев и цветов у разных экземпляров, находить сходства и различия, рассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена и пр. Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что прочитана в учебнике.

Слово "гербарий" (herbarium) было в обиходе в Европе уже в Средние века. Однако оно обозначало тогда книгу, посвященную растениям ("травник" в старинной русской литературе). Содержанием таких книг были преимущественно рассказы о "достоинствах" или "силах" растений, т.е. о том, для чего можно использовать растения, прежде всего в лечебных целях. Словом "herbarius" называли человека, который занимался травами. Источником сведений в "травниках" служили в основном труды античных авторов - Теофраста, Диоскорида и Плиния Старшего. Эти источники многократно переписывались, комментировались, комбинировались, иногда дополнялись былями (а порой и небылицами), заимствованными от арабских авторов, из народной практики или из разных устных рассказов и легенд. Хотя авторы "травников" нередко и пытались связать названия растений, употреблявшиеся древними, с народными названиями в эпоху Средневековья и даже как-то опознать сами растения в окружающей природе, делалось это без изучения самих растений. Рисунки в травниках обычно были крайне схематичны и примитивны, а нередко и просто фантастичны. Конечно, и в те времена существовали наблюдательные художники. Известна, например, целая серия рисунков растений, сделанная около 1415 г. А. Амальо. Облик растений передан им удачно, и большинство их хорошо узнается. Еще лучше рисунки растений Леонардо да Винчи и А. Дюрера, сделанные в самом начале XVI века. Однако и они выражали скорее художническое восприятие, нежели результаты специального ботанического анализа.

В 1530-1540-х годах произошел крутой перелом, от которого мы можем датировать начало ботаники как науки. Если до той поры знания о растениях только передавались и толковались, то теперь возникло стремление к их непрерывному увеличению. Если до тех пор интерес к растениям ограничивался их "достоинством" и "силами", то теперь раскрылись глаза на потрясающее разнообразие мира растений. Это разнообразие уже само по себе, независимо от возможности использования растений, стало предметом интереса и изучения. Первыми вестниками зарождения научной ботаники были книги с изображениями растении с натуры; наиболее выдающимися были фолианты Брунфельса (1530 г.) и Фукса (1542 г.). Почти одновременно появились и гербарии. Абсолютно точно определить, кто и когда сделал первые гербарий, невозможно хотя бы уже потому, что невозможно абсолютно точно определить, что есть гербарии, а что еще не гербарий. Высушенные части растений вместо рисунков иногда наклеивались в "травники" уже в XV веке, а возможно, и еще раньше.

Изобретение первого гербария обычно приписывают Гини (1490-1556 гг.), который был в 1528-1543 гг. профессором в Болонье, а потом в Пизе. Гини не оставил печатных трудов; не сохранилось ни его гербария, ни даже бесспорных сведений о том, что такой гербарий существовал. Однако сохранились гербараи нескольких учеников Гини: Мерини, Петролини, Альдрованди и Чезальпино; можно предполагать, что первоначальным образцом для гербария учеников служил гербарий учителя. По мнению Кьовенды, древнейшим из сохранившихся гербариев является анонимный и не датированный гербарий, хранящийся в одной из библиотек Рима, так называемый "гербарий A"; он содержит на 322 листах 355 наклеенных растений, в числе которых ряд альпийских видов. В промежутке между 1545 и 1550 гг. из растений, выращиваемых в ботаническом саду в Пизе, был составлен гербарий Меринн, сохранившийся частично и находящийся ныне во Флоренции; этот гербарий был обнаружен и изучен только в 1920-х годах. В те же годы (1545-1550) был создан и гербарий Петролини, ныне хранящийся в Риме и известный как "гербарий B"; он содержит в четырех томах 1347 наклеенных и пронумерованных растений и снабжен алфавитным перечнем видов.

Литературными изысканиями установлено, что около 1540 г. имелись гербарии у англичан Турнера и Фалконера, которые оба бывали в Италии и, вероятно, там и научились изготавливать гербарии. В 1540 г., опять-таки в Италии, гербарий начал собирать испанец Лагуна. В 50-х годах XVI века были гербарии у Ф. Фонтанона в Монпелье, у Жиро в Лионе и у Платтера в Базеле. Последние два сохранились: гербарий Платтера, теперь находящийся в Берне, содержит в восьми томах 813 видов растений; первоначально он заключал в себе, вероятно, еще томов десять, но они до нас не дошли. В гербарии Жиро, хранящемся в Париже, 310 растений. В то же время начали собирать гербарии К. Геснер и У. Альдрованди. Гербарий Геснера до нас не дошел; вероятно, он был довольно значителен, ибо известно, что Геснер не только собирал растения сам, но и обменивался с другими коллекторами. Гербарий Альдрованди, пополнявшиеся вплоть до смерти своего создателя в 1605 г., сохранился в Болонье до настоящего времени. Это 17 переплетенных томов размеров 34х23 см, содержащих на четырех с лишним тысячах листов примерно 5065 образцов растений.

Все упомянутые гербарии - переплетенные тетради или книга с веточками, иногда также с верхушками или соцветиями растений, наклеенными наглухо, нередко на обеих сторонах листа. В Лувре есть прекрасный портрет аптекаря П. Кюта, написанный Ф. Клуэ в 1562 г. С тонкостью и точностью, свойственной этому замечательному художнику, изображена лежащая на столе развернутая книга - гербарий с наклеенными растениями. По-видимому, во второй половине XVI века гербарии стали уже достаточно обычными.

Гербарии появились только в 30-х или 40-х годах XVI века не случайно и не потому, что раньше этого времени не было технических возможностей для их изготовления: бумага в Европе появилась уже в XIV веке, а клей был известен и в древности. Технология изготовления ранних гербариев максимально проста, и додуматься до нее было нетрудно. Все дело в том, что не было интереса к изучению растении. Этот интерес появился только в эпоху Возрождения. И не случайно, что именно в те же 40-е годы XVI века и в той же Италии появились и первые ботанические сады, главным отличием которых от существовавших ранее монастырских и аптекарских садов было то, что они служили не узкоутилитарным, а научным целям - задачам расширения знаний о растениях; в них же велось и университетское преподавание.

Но на первых порах знания о растениях в основном сводились к умению их различать и опознавать. Поэтому и ранние гербарии не только по своей форме напоминали книгу, но и по самому существу служили эквивалентами или заменителями иллюстрированной книги, перелистывая которую можно было бы опознать растение. Нередко в гербарий вместе с растениями помещали и их изображения. Так, в гербарии Платтера содержались кроме сухих растений, также изображения этих же видов. Много вырезанных из книг рисунков вложено и в более поздний гербарий К. Баухина.

Начальный период создания гербариев закончился на рубеже XVI-XVII веков. К тому времени уже известного уровня достиг морфологический анализ растений. Ботаника перестала сводиться только к опознаванию растений; соответственно и гербарии из заменителя иллюстрированной книги превратились в автентичный источник изучения растений. Это, впрочем, не мешало и в дальнейшем создавать пособия для определения, в которых вместо иллюстраций вклеивали сухие растения. Один из интересных примеров - изготовленное А. Аболинь пособие для распознавания 77 видов лесных мхов Латвии, вышедшее тиражом в 600 экземпляров. Наиболее выдающейся фигурой на новом этапе развития ботаники и гербарного дела был швейцарец К. Баухин (1560-1624 гг.). Его капитальный труд "Pinax theatri botanici" (1623 г.) вплоть до линнеевской эпохи оставался важнейшей сводкой по мировой флоре; отзвуки влияния этого труда ясно видны и в сочинениях Линнея. В "Пинаксе" Баухина рисунки немногочисленны и имеют совершенно второстепенное, подчиненное значение; центр тяжести перенесен на морфологическое описание. Гербарий Баухина сохранился примерно наполовину и находится сейчас в Базеле; он содержит около 2 тыс. экземпляров растений, представляющих сборы не только самого Баухина, но и почти 40 коллекторов. Растения не вклеены, как делалось прежде, в переплетенную книгу, а лежат свободно на листах бумаги размером 40х24 см.

В 1606 г. появилось первое печатное наставление по изготовлению гербария. В наставлении дается совет - сушить растения между листами большой книги под грузом, который постепенно увеличивается (в те времена книги печатались на непроклееной бумаге, которая хорошо поглощает влагу). Существенно более подробное наставление появилось еще через 20 лет. В этом интересном трактате собирателю растений рекомендуется иметь с собой на экскурсии копалку длиною в локоть и через плечо - сумку. В одном отделении сумки - аптечка, солнечные часы и руководства Лобеля или Табернемонтана малого формата - первые карманные "определители", в другом - папка из двух тонких дощечек со шнурками, наполненная промокательной бумагой; в эту папку на экскурсии собирают растения. После экскурсии листы с собранными растениями переслаивают прокладками из пустой сухой бумаги и оставляют высыхать под грузом. Для наклейки растений рекомендуются рыбий или бычий клей, либо гуммиарабик. Против "червей" и плесени в бычий клей следует добавлять сок алоэ, а в гуммиарабик - спиртовой настой полыни.

В течение XVII века ботаника интенсивно развивалась, количество и объем гербарных коллекций продолжали неуклонно нарастать. Однако, несмотря на то, что смысл гербариев значительно изменился, и несмотря на пример К. Баухина, все еще гербарии оформлялись в основном в виде книг. Это обусловливалось как традицией и стремлением придать гербарию внешнюю импозантность, так и тем, что число известных в то время видов растений было не очень велико и владелец гербария мог надеяться заполучить образцы их всех и тем самым сделать свой гербарий "полным", законченным. К систематическому расположению растений не предъявлялось таких строгих требований, как в наше время, поскольку и сами системы были недостаточно строги и определенны. Часто растения располагали просто по алфавиту названия. Форма книги оставалась преобладающей до начала XVIII века. Наклеивать растения на изолированные отдельные листы стали в конце XVII века Маньоль и Вайян, окончательно закрепил этот способ Линией. Как воспоминание о первоначальной книжной форме еще вплоть до рубежа XIX-XX веков в некоторых гербариях сохранялась манера вкладывать пачки растений в коробки или папки, имеющие внешнюю форму книги; правда, это уже делалось главным образом с целью защиты от пыли и насекомых. Еще относящийся к концу XIX века гербарий И.Ф. Шмальгаузена в Киеве внешне выглядит как библиотека из толстых фолиантов, стоящих на полках вертикально, как и подобает книгам.

Вплоть до второй половины XVIII века не существовало гербарной этикетки, как ботаники понимают её теперь, - отдельного листка бумаги, на котором записаны место и время сбора и имя коллектора. Надписи обычно делались прямо на том листе бумаги, на котором лежало (или было наклеено) растение, нередко даже и на оборотной стороне этого листа, и обычно ограничивались только одним названием растения, иногда с указанием некоторых синонимов. Место сбора не указывалось вовсе, или давалось в крайне общей форме: "Восток", "Сибирь", "Америка" и т.п. Обычно не ставилась дата сбора, не считали нужным и указывать точно, кем растение было собрано. Если образец был получен от другого лица, иногда делалась пометка "дал такой-то". Ботаников интересовал только морфологический тип растения и его название, важность приуроченности растения к определенным условиям среды еще недопонимали, равно как и важность точной фиксации даты и авторства сбора. Во второй половине XVIII века входит в обиход использование этикеток - отдельных бумажек, поначалу очень маленьких - примерно около 6х2 см - и обычно заключающих опять-таки только лишь название. Прочие элементы этикетки начинают постепенно появляться с конца XVIII века, но вполне общепринятыми становятся только к середине-концу XIX века. Еще в 1880 г. А. Декандоль считает важным помечать дату поступления образца в гербарий, обходя молчанием вопрос о дате сбора. Отсутствие даты сбора и иногда даже фамилии коллектора у образцов, собранных уже в начале XX века, потрясло В.И. Липского в гербарии Нью-Йоркского ботанического сада (1915 г.). Гербарные эксикаты А. Кернера, изданные в 1881-1913 гг. и превосходные в других отношениях, не имеют обозначений даты сборов и инициалов коллекторов.

В XVI-XVIII веках, а у многих авторов - и до начала XIX века, гербарные коллекции называются "hortus siccus", "hortus hiemalis" или "herbarium vivum" ("сухой сад", "зимний сад", "живой травник"). Последнее название должно было отличать коллекцию подлинных (т.е. когда-то действительно бывших живыми) растений от "травника" - книжки с рисунками, которая называлась просто "herbarium". Однако постепенно "травники"-книги переходят из научной ботаники в область самодеятельного врачевания, и слово "гербарий" приобретает то значение, которое оно имеет теперь. Первым стал пользоваться термином "гербарий" в современном смысле, по-видимому, Турнефор (1700 г.). Линней, хотя еще употреблял и термины "hortus siccus" и "herbarium vivum", определенное предпочтение отдает термину "herbarium". Однако еще каталоги гербария Московского университета, изданные Г.Ф. Гофманом (1824, 1825 гг.) и И.Н. Горожанкиным (1886 г.), по традиции озаглавлены "Herbarium vivum".

К числу наиболее крупных и известных сохранившихся до наших дней гербариев XVII - начала XVIII века (эпохи от Баухина до Линнея) принадлежат коллекции Бурсера - ученика Баухина в Упсале, Бургава - в Копенгагене, Турнефора и Байяна - в Париже, Микели - во Флоренции. Из них гербарий Бурсера, заключающий более 3000 растений в переплетенных фолиантах, важен тем, что его активно использовал Линней, в нем содержится целый ряд типов линнеевских видов. Гербарий Г. Бургава - колоссальный том размерами 52х40х20 см, содержащий примерно 5 тыс. растений. Другой гербарий Бургава, еще более крупный, состоявший из 65 томов folio, был куплен известными русскими заводчиками и меценатами Демидовыми у племянника Г. Бургава, А. Кав-Бургава, переехавшего в 1746 г. в Россию и ставшего профессором и членом Российской академии наук. Этот гербарий, в числе других естественноисторических и книжных коллекций, был подарен П.Г. Демидовым в начале XIX века Московскому университету и в 1812 г. сгорел при пожаре Москвы во время нашествия Наполеона. Как подлинный колосс среди гербариев XVII-XVIII веков выделяется коллекция, собранная в Англии Слоном - любителем естественных наук, президентом Британского королевского общества. Слон приобрел, преимущественно путем покупки от разных путешественников и ученых, 337 "сухих садов", собранных во всех концах земли. В 1753 г. все эти коллекции, переплетенные в 265 фолиантов, были куплены Британским музеем. Общее количество образцов, содержащихся в коллекциях Слона, оценивается в 120 тысяч. Но, к сожалению, благодаря сложности состава и неупорядоченности расположения растений, гербарий Слона ни при жизни самого собирателя, ни позже, вплоть до середины XX века, не был в достаточной мере использован для науки.

К. Линней в краткой инструкции для составления гербария, содержащейся в "Философии ботаники", дает чертеж и размер гербарного шкафа, который должен вместить 6 тыс. листов с наклеенными растениями. Для каждого из 24 классов линнеевской системы предусмотрено отдельное гнездо, высота которого точно обозначена: для класса I (Monandria) - 2 вершка, для класса II (Diandria) - 3, для класса III (Triandria) - 6 вершков, и т.д. Очевидно, в то время Линней не предвидел ни возможности существенного увеличения числа известных науке видов растений, ни необходимости представлять каждый вид несколькими образцами. Как и его предшественники и современники, Линией считал, что одного хорошего образца вполне достаточно для того, чтобы иллюстрировать морфологический тип вида, а больше ничего от гербария и не требуется. Правда, к концу жизни Линней признавал существование в мировой флоре около 3 тыс. видов, а количество образцов в его гербарии достигло почти 20 тыс. Если вспомнить, что уже в начале XVII века у Альдрованди было 5 тыс., а у Баухина не менее 4 тыс. образцов, что уже Турнефор в 1700 г. оценивал число видов растений в 10 тыс., Рэй в 1704 г. - в 16 тыс., а Адансон в 1763 г. полагал, что существует около 25 тыс. видов растений - то линнеевский гербарий приходится считать не очень большим, а взгляды Линнея на перспективы роста гербариев - консервативными. Сам Линней, однако, считал свой гербарий "без сомнения самым большим". Линней, конечно, знал про огромную коллекцию Слона и даже видел ее при посещении Англии в 1736 г. Но, очевидно, он ее рассматривал как коллекцию отдельных, во многом повторяющих друг друга гербариев, каждый из которых, взятый в отдельности, вероятно, и вправду не мог сравняться с линнеевским.

Линией хранил свой гербарий, вместе с остальными естественноисторическими коллекциями, в своем поместье Хаммарбю, около Упсалы. Жилой дом там был деревянный; опасаясь, чтобы в случае пожара не сгорели коллекции, Линней построил в некотором отдалении от жилого дома совсем небольшой квадратный каменный домик, в который и перенес все свои коллекции. И любопытно, и вместе с тем странно сейчас смотреть на это помещение, не превышающее размеров одной скромной рабочей комнаты в современных ботанических учреждениях. После смерти сына Линнея, Карла Линнея младшего, в 1783 г. семья решила продать коллекции. Но шведские ученые и покровители наук проявили медлительность, а семья боялась, как бы правительство не принудило ее уступить коллекции Упсальскому университету за низкую цену. В итоге быстро и тихо была заключена сделка о продаже всех коллекций, библиотеки и рукописей Линнея Смиту в Англию. Существуют сведения о том, что российская императрица Екатерина II, по совету Палласа, предложила заплатить неограниченную цену, но сделка со Смитом уже была заключена. За 1000 гиней (26 тыс. франков) 26 больших ящиков линнеевского наследия оказались в руках Смита. Это приобретение, выдвинувшее Смита на особое положение среди естествоиспытателей того времени, побудило его основать в 1788 г. Лондонское Линнеевское общество, сыгравшее большую роль в развитии ботаники и зоологии в XIX-XX веках. Однако Смит вплоть до своей кончины держал линнеевские коллекции в своем поместье в Норвиче, и лишь в 1820 г. коллекции были куплены Линнеевским обществом у наследников Смита за сумму, втрое большую той, которую в свое время заплатил сам Смит.

В России первые достоверно известные гербарные сборы сделаны в первой четверти XVIII века - в 1709 г. под Москвой П. Арескиным - лейб-медиком Петра I и в 1706 г. в Москве самим Петром. Кроме того, по свидетельству Г.И. Фишер-Вальдгейма, Петр I собирал растения и за границей на протяжении своего последнего путешествия (т.е. в 1716-1717 гг.). Растения Петра до нас не дошли, гербарий Арескина на 100 ластах сохранился. Дальнейшие сборы первой четверти XVIII века связаны с именами приглашенных из-за рубежа Д.Г. Мессершмидта и И.X. Буксбаума. Вполне вероятно, что еще раньше российские растения собирались Дж. Традескантом-старшим, садовником английского короля и любителем естественной истории, приезжавшим в Россию летом 1618 г. через Архангельск в составе английского посольства. Не исключено, что в XVI-XVII веках на Руси могли быть и аптекарские гербарии, в то время уже довольно обычные в Западной Европе. Прямых достоверных сведений о существовании таких гербариев нет, однако известно, что в 1534 г. в России уже имелся переводной с немецкого рукописный травник-лечебник; вслед за травниками вполне могла появиться и гербарная технология. Существует еще информация, что в 1720-х годах гербарий подмосковных растений собрал некий доктор Поликала; однако какие-либо более точные сведется об этом гербарии и его дальнейшей судьбе отсутствуют.

Организовывая первый научный музей России - Кунсткамеру, Петр I в числе других естественноисторических объектов в 1717 г. купил у голландского натуралиста Руиша значительный гербарии. В Кунсткамеру же поступили и первые сборы, сделанные в самой России.

Ближе к середине XVIII века гербарные сборы в нашей стране значительно возрастают. И.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников собрали в 1734-1742 гг. в Сибири крупный гербарий, послуживший основой для написания фундаментальной четырехтомной "Флоры Сибири" Гмелина. Значительная часть сборов экспедиции Гмелина сохранилась. Растения обычно хорошо засушены, прикреплены к небольшим (около 30х24 см) отдельным листам бумаги рыхлыми стежками зеленых шелковых ниток и имеют маленькие этикеточки с четко выписанными названиями по "Флоре Сибири" Гмелина. С.П. Крашенинников собрал также гербарий петербургской флоры. Под Петербургом собирал также Амман, преемник Буксбаума по Кунсткамере. Еще больше растений было собрано Амманом в устроенном им в 1736 г. ботаническом саду на Васильевском острове; в целом гербарий Аммана содержал около 5 тыс. видов. Г.В. Стеллер много собирал на Урале, в Сибири, на Камчатке и в российских владениях в Америке (1738-1746); И.Г. Гейнцельман - в Оренбургской губернии; Т. Гербер - на Дону и Нижней Волге; сборы И. Сигезбека содержали главным образом культивируемые в Петербурге растения.

Ко второй половине XVIII века принадлежат сборы К.И. Габлица, И.И. Георги, С.Г. Гмелина, И.А. Гюльденштедта, В.Ф. Зуева, Э. Лаксмана, И. Лерхе, И.И. Ленехина, К. Мерка, П.С. Далласа, Е. Патрэна, И.Я. Рудольфа, Г.Ф. Соболевского, Н.П. Соколова, Ф.X. Стефана, И.П. Фалька, И.Р. Форстера, П. Шангина.

Пожар Кунсткамеры в 1747 г. уничтожил часть старых коллекций; тем не менее в 1776 г. ботанические коллекции содержали 16 тыс. образцов, что по тем временам было немало (в аналогичном петербургской Кунсткамере парижском "Кабинете короля" в 1786 г, было 12 тыс. образцов растений). К сожалению, плохие условия хранения коллекций в конце XVIII - начале XIX века привели к дальнейшим потерям; часть коллекций была продана П.С. Палласом за границу. Несмотря на все это, значительное количество сборов исследователей XVIII века сохранилось в Санкт-Петербурге, отдельные экземпляры есть в Москве.

Существенные гербарные коллекции были накоплены в середине - второй половине XVIII века богатыми заводчиками Демидовыми. П.А. Демидов, заложивший в 1756 г, в Москве около своего дворца большой ботанический сад, собрал и гербарий, состоявший как из культивируемых, так и из диких растении и переплетенный в 20 томов. Этот гербарий в 1789 г. был подарен Московскому университету. Большой гербарий растений Сибири, включая и Камчатку, был в числе других коллекций подарен Московскому университету П.Г. Демидовым в 1803 г. П.Г. Демидов был хорошо знаком с К. Линнеем, посылал ему сухие растения и семена и был у него в Упсале, сопровождая Линнея в экскурсиях, Демидов собрал также и гербарий шведской флоры. Все эти гербарии погибли в пожаре 1812 г. Уцелели лишь только немногие листы. Некоторые - с обгорелыми краями, и сейчас свидетельствуют о трагедии наполеоновского нашествия.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

Гербарий представляет собой документальную основу исследований флоры и растительности. Именно благодаря появлению гербария стали бурно развиваться география, морфология, систематика и таксономия и экология растений.

Стало возможным наглядно иллюстрировать словесные описания растений, а флористические данные стали проверяемыми.

История гербария насчитывает около 550 лет. Само слово "гербарий" первоначально обозначало книгу о лекарственных растениях (на Руси — «травник»). Турнефор (около 1700 г.) первым использовал этот термин для обозначения коллекции запрессованных сухих растений. Впоследствии Карл Линней предложил термин "herbarium", который постепенно заменил ранее широко распространенный термин – «hortus siccus». Считается, что первым человеком, который научился сушить растения под прессом и монтировать их на бумаге для длительного хранения, был Лучо Гини (14907-1556), профессор ботаники из Болоньи. Несомненно, что появление гербария напрямую связано с изобретением книгопечатания и производства более дешевой бумаги. Бумага известна несколько тысяч лет (Древний Китай и Древний Египет).

Первые гербарные образцы сушились между страницами книг. Позднее был изобретен гербарный пресс, который значительно облегчил и ускорил сушку растений. Сейчас гербарием называют и коллекцию высушенных (или иным способом зафиксированных) растений, и учреждение, в котором она хранится.

Со временем некоторые Гербарии накопили по нескольку миллионов образцов. На их базе проводятся глобальные исследования, ревизии целых родов и семейств растений, даются описания флоры крупнейших регионов (например, «Flora Europaea», «Флора СССР» и др.). Но есть и небольшие гербарии, изучающие флору ограниченной географической территории. Каждое высшее учебное заведение, где готовят специалистов-биологов, лесоводов, экологов и т. п. обычно имеет свои гербарные коллекции, соответствующие тем или иным требованиям вуза. Учебные гербарии относятся к специальным гербариям. Они могут располагаться не только в вузах, но и в школах, колледжах. Такие коллекции содержат образцы для иллюстрации морфологических структур растений, представителей экономически важных и культурных растений, выращиваемых в данной местности, образцы для демонстрации признаков основных семейств и родов.

Наблюдение растений в природе, их сбор и оформление гербария являются плодотворным и увлекательным способом знакомства с миром растений. Никакой, даже прекрасно выполненный рисунок, а тем более, устное описание, не заменит натурального растения, высушенного и смонтированного на бумажном листе. Хорошо высушенный гербарный образец с правильно заполненной этикеткой с научным названием можно сравнить с историческим документом.

Гербарные коллекции высших учебных заведений выполняют образовательную, научную и социальную функции. При этом все осуществляемые функции должны учитывать сложившиеся социальные приоритеты — миссию Гербариев, как и ботанических садов мира: максимально отражать разнообразие растительного мира и, по возможности, приостановить потерю видов растений и их генетического разнообразия во всем мире; сконцентрировать усилия на предотвращении дальнейшей деградации окружающей среды; формировать общественное понимание ценности растительного разнообразия и угроз, которым оно подвергается; предпринимать практические меры для сохранения и улучшения состояния окружающей среды; пропагандировать и обеспечивать долгосрочное использование природных ресурсов нынешними и будущими поколениями.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!