Викторина о цветах для начальной школы. Развлекательно-познавательная викторина: «В мире цветов

Викторина для детей старшего дошкольного возраста.


Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Данная разработка будет полезна педагогам ДОУ, учителям начальных классов. В ней я предлагаю различные вопросы и задания на «цветочную» тему, их можно использовать в виде викторины, конкурса или вставить в игровые тематические моменты, ОД и т.п. В викторину я поместила вопросов гораздо больше, чем положено по временным рамкам, чтобы у педагогов была возможность выбора заданий для своего контингента детей. Прикладываю сопутствующую презентацию (иллюстрации в текст викторины не вставляла - они все есть в презентации).
Цель: обобщение знаний детей –
*о цветах и всё что с ними связано,
*о произведениях, сказках, где о них говорится.
Задачи:
*обучать детей связной грамматически правильной речи (образовательная область «Речевое развитие»);
* формировать устойчивый интерес к художественной литературе (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»);
* повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор (образовательная область «Познавательное развитие»);
*формировать умения в выполнении заданий, в выборе правильного ответа, решения рубусов, загадок;
*воспитывать уважительное отношение к природе.
Предварительная работа. Чтение произведений, сказок, по которым составлены вопросы викторины, беседы, изучение цветов.
Организационные вопросы: можно детей поделить на команды, или провести викторину со всей группой (каждый за себя).

Ход викторины:

Педагог: На дворе ярким буйством красок разыгралась весна и поманила нас первыми своими нежными звуками на улицу, в парк, в зеленеющий сад… А здесь, в саду скворцы облюбовали скворечники, маленькие букашки, «солдатики» и червячки проснулись и сонные начинают возню по деревьям и тёплой земле. Первая нежная зелень так ласкает взор, что хочется повернуться лицом к ласковому солнышку и закричать что есть мочи: «Ура-а-а-а-а, весна-а-а-а-а!!!
Как прекрасна природа весной! А скоро всё расцветёт! Будет утопать в цвету все наши сады, парки и скверы, леса и полянки.
Цветы – это наши друзья, без них не обходится ни одно событие в жизни, ни одна знаменательная дата. Цветы не только украшают нашу жизнь, они приносят нам радость… Это, наверное, самое прекрасное, что есть на земле. Но мы, ребята, должны бережно относиться к природе, к растениям, и, уж раз я заговорила о цветах – к ЦВЕТАМ. Поверьте мне, что цветами на полянке гораздо интереснее любоваться, чем цветами в вазе и, если это возможно, не стараться сразу нарвать охапку цветов, а оставить их там, где они родились и выросли. Давайте думать о других людях, которые тоже придут в лес, чтобы отдохнуть и насладиться цветочными ароматами и живыми красками…
Вы согласны со мной?
Слайд 1
Сегодня к нам в гости пришла Космея и мы с вами поиграем и покружим с ней хороводы.
Слайд 2
1 задание.
Предлагаю вам подойти к столу и найти этот цветок (на столе лежат картинки разных цветов, среди которых – космея).

Педагог: Космея - символ скромности, чистоты, переводится как «Красотка», это название, вы, наверное, заметили созвучно со словом Космос (Cosmos) – мир, спокойствие. Он родом из Америки.
Почему так назвали этот цветок? Происхождение такого названия, как и положено для истинной «красотки» - окутано тайной. Одни считают, что это перевод с греческого – «украшение», а другие, из-за сходства его ярких цветков со звёздами, считают, что они похожи на созвездия, мерцающие на ночном космическом небе.
На языке японских символов космея розовая означает теплое сердце, а космея белая – чистую любовь девушки.
В Индии, где любят этот цветок за то, что он очень яркий и нарядный, используют его на свадьбах, делают гирлянды для молодых…
Давайте заведём с нашей Красавицей первый хоровод. В этом хороводе мы должны вспомнить все цветы, которые знаем. Мы идём с вами по кругу, я начинаю, а вы заканчиваете предложение:

«Заводим большой хоровод,
Много цветов к нам придёт,
Должны мы их все угадать –
По первому слогу назвать…»

Каждый раз педагог называет слог или букву (ро-, оду-, фи-, ли-, жа-, неза-, ас-, тю-, пи- и т.п.)
2 задание
Вопрос: «На какой цветок похожа наша гостья» (на ромашку) . Если кто-то затрудняется, предлагаю подсказку: белые-белые лепесточки и жёлтая серединка.
Слайд 3 - ответ
3 задание .
В сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» Кай и Герда ухаживали за каким-то цветком. Что это за цветок? (роза)
Слайд 4 - ответ
4 задание .
Как называется сказка, где младшенькая, любимая дочка попросила батюшку привезти цветочек, которого бы «краше не было на белом свете»? (С.Аксаков «Аленький цветочек»)
Слайд 5 - ответ
5 задание .
Наступает праздник, и повсюду дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками. Что же это за цветок (мимоза) ?
Слайд 6 - ответ
6 задание .
В сказке «Двенадцать месяцев» мачеха отправила зимой свою неродную дочь, падчерицу за цветами… За какими? (подснежники)
Слайд 7 - ответ
7 задание .
Внимание на экран: из какого цветка появилась маленькая девочка Дюймовочка? Если вы ответите правильно, то цветок появиться на экране (тюльпан) .
Слайд 8 - ответ
8 задание .
Внимание на экран: как называется этот цветок (Сирень) ?
Слайд 9 - ответ
Педагог: Ребята, а теперь "Гимнастика для глаз" . Наши глазки могут уставать от экрана: телевизора, компьютера… Вот и сегодня мы тоже с вами смотрим на экране проектора презентацию.
Поиграем с Космеей и зверюшками. Глазами нужно неотрывно следить за цветком.
Слайд 10 , 11
9 задание .
Внимание на экран: из каких цветов варят варенье (одуванчик) ?
Слайд 12 - ответ
10 задание .
Какой цветок считается символом Дня Победы?
Слайд 13 - ответ
11 задание .
А кто назовёт мне любознательный цветок, который поворачивается вслед за солнцем (подсолнух) ?
Слайд 14 – ответ
Педагог держит в руках подсолнух:
А теперь встаём все в хоровод.
Вы будете передавать по кругу подсолнух, я буду произносить считалочку, на слова «Замер! Стоп!» – тот, у кого подсолнух замирает и отвечает на вопрос. Затем хороводная считалочка продолжается.
Хоровод у нас цветочный
Яркий он, душистый очень
Замер! Стоп! Как в землю врос! –
«Ты» – ответишь на вопрос.

Вопросы к хороводу:
*Какой цветок за лето меняет головной убор? Если затрудняются подсказка: сначала шапочка жёлтая, потом белая пушистая (Одуванчик).
*Какой цветок звенит? (Колокольчик)
*Какой цветок самый первый улыбается солнышку? (Подснежники)
*Как называется цветок с «девочкиными глазками» (Анютины глазки)
*Как Незнайка связан с цветами (Живёт в Цветочном городе, на улице Маргариток) ?
*Есть цветок, который своим название нам говорит, что он ничего не забудет (Незабудка) .
*На каком цветке Иван-царевич обнаружил царевну-лягушку (Кувшинка) ?
*В мультфильме невеста Аладдина носит цветочное имя… Вы его, конечно, мне сейчас назовёте (Жасмин) . Но я знаю, что не все из вас видели этот цветок, посмотрим на слайд.
Слайд 15
Пальчиковая гимнастика «Рождение цветка» (под инструментальную музыку).
Ребята, вы можете движения повторять за мной, а можете проявить фантазию и придумать свои.
Текст гимнастики: «Выкопаем небольшую луночку. В неё положим маленькое семечко цветка, теперь нужно засыпать землей, полить тёплой водичкой и оставить прорастать. Выглянуло солнышко, подул лёгкий тёплый ветерок, землю начало припекать. Семечко проснулось, потянулось, стало набухать, пустило росточки и корни. Маленький росточек устремился вверх, пробил землю, выглянул на свет. Посмотрел направо, налево и повернулся к солнышку… Он был ещё очень слабый и беззащитный. Но пройдёт немного времени и он превратится в прекрасный цветок. Раскроет свои лепестки, ветер будет их ласкать, дождик поливать, а цветок будет нас радовать своей красотой".

Педагог: А теперь пройдите к столам… 12 задание «Заблудившиеся цветы».
На столе находятся картинки цветов (аленький цветочек, семицветик, каменный цветок, розы, подснежники) , они заблудились, их нужно отправить каждый в свою сказку («Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Каменный цветок», «Снежная королева», «12 месяцев»)
Слайд 16
13 задание. Чистоговорка.
Соревнуются двое детей, один говорит первые две строчки чистоговорки, другой – вторые… У кого получится лучше!
Нарядилась Ромашка
В цветную рубашку –
Превратилась в фею,
Красотку-Космею…

14 задание. Загадки .
Гордая и строгая
Ах, как всем нам нравится…
Но уколет каждого,
Кто к ней прикасается (роза).

Маленькие нежные цветочки
Голубеют скромно возле кочки.
И подальше, у собачьей будки
Тоже распустились … (незабудка).

На меня всегда гадают,
Я имею белый цвет.
Найдёшь меня ты в поле,
Украшу твой букет (ромашка).

В полюшке цветок стоит
Грустный и печальный.
Почему он не звенит?
Он ведь музыкальный (колокольчик) !

На ножке своей стою,
Алым цветом я горю.
Из созревшей моей макушки
Можно сделать погремушку
Кто сорвёт мою корзинку,
Получит в булочку начинку (мак).

15 задание. Шифровка.
На слайде изображение предмета, под которым зашифрован цветок, вам необходимо отгадать этот цветок.
Слайды 17, 18, 19
Наша викторина подошла к концу. Поделитесь своими впечатлениями.



































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

  1. Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;
  2. Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;
  3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Перед началом игры класса делится на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана и придумывает название, cвязанное с цветами.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами проводим викторину, в ходе которой совершим путешествие в мир цветов. Состязаясь, мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, вы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе.

Наша викторина состоит из нескольких заданий:

За каждое правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

3. Основная часть.

Учитель. Первый конкурс “Вопросы о цветах”.

  1. Как называется цветок с девичьими очами? (Анютины глазка)
  2. Это королева цветов. Она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза)
  3. Это растение – куст с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно-сиреневого цвета. (Сирень)
  4. Как называется растение, в названии которого есть кусок железа? (Гвоздика)
  5. Как называется цветок с отличной памятью? (Незабудка)
  6. Как называется цветок, который носит имя самовлюбленного принца? (Нарцисс)
  7. Какой цветок пытаются найти в ночь на Ивана-Купала? (Папоротник)
    Какой цветок облюбовала царевна-лягушка? (Кувшинка)

Учитель. Следующий конкурс “Загадки о цветах”.

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он морозов не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку. (Мак)

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

Балерина вышла:
Юбочка пышна.
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки. (Астра)

На шесте флаги.
Под шестом – шпаги. (Гладиолус)

Учитель. А сейчас конкурс “Цветы из сказки”.

  1. В какой сказке девочка с голубыми волосами, умываясь утром, пудрила щечки и носик цветочной пыльцой, а после пыталась научить грамоте непослушного деревянного мальчишку, заставляя писать его волшебный диктант: “А роза упала на лапу Азору”? (А. Толстой “Приключения Буратино”)
  2. В какой сказке маленькая девочка спасла незадачливых садовников от гнева их хозяйки – очень злой Карточной королевы? Эта особа приказала отрубить им головы за то, что они посадили в саду не красные розы, а белые, и, чтобы исправить свою ошибку, садовники решили покрасить цветы красной краской. За этим занятием их и застала королева со своей свитой. (Л. Кэрролл “Алиса в стране чудес”)
  3. В какой сказке лепестки удивительного цветка помогли девочке получить горы игрушек, много-много сладостей, побывать на Северном полюсе…, и, наконец, понять, что счастливым человек можно стать лишь тогда, когда помогаешь другим, заботишься о ком-то? (В.Катаев “Цветик-семицветик”)
  4. В какой волшебной сказке фея за доброту и приветливость сделала милой девушке такой подарок: “…с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем”? (Ш.Перро “Подарки феи”)
  5. Как называется сказка, в которой очень самоуверенная королева зимой, под Новый год придумала “новый закон природы”? (С.Маршак “Двенадцать месяцев”)
  6. В какой сказке младшая дочка поклонилась в ноги отцу и попросила привезти “цветочек, которого бы краше не было на белом свете”? (С.Аксаков “Аленький цветочек”)

Учитель. Последний конкурс нашей викторины “Цветочные ребусы”.

ГКОУ «Турунтаевская СКОШИ» VIII вида

Развлекательно-познавательная викторина:

«В мире цветов»

с. Турунтаево

Цель: Пополнение знаний детей интересными сведениями о цветах.

Задачи:

    Создать условия для расширения знаний учащихся о цветах;

    Способствовать развитию внимания, коммуникативных умений, мышления;

    Содействовать воспитанию уважительного отношения к природе;

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран, эмблемы команд.

План мероприятия:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя.

    Основная часть:

Вопросы о цветах;

Загадки о цветах;

Физкультминутка;

Цветы из сказки;

Цветочные ребусы.

    Подведение итогов. Награждение.

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые ребята и гости. Разрешите представиться, я –Флора – королева растений. Сегодня мы побываем с Вами в Мире Цветов. Наше путешествие пройдет в виде викторины, в которой будут участвовать две команды. Наша группа уже разделена на команды, поприветствуем друг друга: команда «Ромашки»….команда «Одуванчики». Оценивать конкурсы будет жюри. А теперь поприветствуем наше жюри …

2. Вступительное слово учителя.

Цветы разводили с глубокой древности, и они играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. В древности цветы не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений и многое другое. И Вы многое знаете о цветах, о их предназначениях, о их красоте.

Состязаясь, мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, вы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе. Итак, приступим.

Наша викторина состоит из нескольких заданий:

Жеребьевкой выберем, какая команда будет отвечать первой. В случае, если команда на свой вопрос не может дать ответ или дает не правильный ответ, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Отвечать на вопросы команды будут попеременке.

Итоги будет подводить наше жюри после каждого конкурса, а в конце будет подведен общий итог. Команда, набравшая большее количество баллов и будет победителем. Итак, приступим….

3. Основная часть.

- Учитель. Первый конкурс “Вопросы о цветах”. Первый вопрос команде «_________________».

    Как называется цветок с девичьими очами?

(Анютины глазки . Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа(одного из титанов, держащих небесный свод. Бедная девушка обратилась к Зевсу(главный из Богов) с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудный цветок- Анютины глазки (фиалку) и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса. )

    Это королева цветов. Она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза. По данным археологов роза на Земле существует уже порядка 25 миллионов лет, в культуре же ее выращивают более пяти тысяч лет и больший период этого времени роза считалась настоящим священным символом, аромат которой всегда ассоциировался с чем-то божественным .)

    Это растение – куст с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно-сиреневого цвета. (Сирень. Если из ствола или ветки сирени извлечь мягкую сердцевину, из нее можно сделать дудку, свирель. Согласно греческой мифологии, флейту изобрел бог Пан - бог лесов и лугов. Он сделал ее из тростника, в который превратилась спасавшаяся от его преследования красавица нимфа Сиринга - нежная вестница утренней зари. )

    Как называется растение, в названии которого есть кусок железа? (Гвоздика. Во Франции и Англии гвоздика была цветком высших сословий, ее любили короли, в Бельгии она стала цветком простонародья, символом благоустроенного домашнего очага; в Германии она символизировала постоянство и верность. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева; из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем в русский язык. )

    Как называется цветок с отличной памятью? (Незабудка . По средневековым преданиям, когда два любящих друг друга сердца расстаются, то на прощание они дарят друг другу незабудку, т.е. этот цветок говорит «Не забывай» )

    Как называется цветок, который носит имя самовлюбленного принца? (Нарцисс. Красота и изящность цветка – причина восхищения. Про него сложены мифы еще в глубокой древности. Назвать кого - либо "нарциссом", как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя. На языке цветов "нарцисс" означает обманчивые надежды, желания, эгоизм.. )

    Какой цветок пытаются найти в ночь на Ивана-Купала? (Папоротник. Папоротники появились на земле более 400 миллионов лет назад. Представляете? В ту непредставимо далекую эпоху всю землю покрывали леса из огромных папоротников. Сейчас они, конечно, обмельчали. Не встретишь папоротник ростом с дерево.)

    Какой цветок облюбовала царевна-лягушка? (Кувшинка. Другое название – водяная лилия. Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Кувшинку вкладывали в ладанку и носили, как амулет. )

Молодцы ребята. Кроме того, что Вы ответили на вопросы о цветах, Вы еще узнали истории и легенды об этих цветах.

А сейчас жюри объявит итоги конкурса «Вопросы о цветах». (объявляются итоги конкурса)

- Учитель. Следующий конкурс называется “Загадки о цветах”. Первая загадка команде «__________________»

Белые горошки,
На зелёной ножке.

(Ландыш - один из первых весенних цветов. Целительные свойства ландыша известны со времен глубокой древности и до сих пор не утратили своего значения. В средние века из растения готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки, сердечных болезней. В настоящее время в медицине широко применяется настойка ландыша, помогающая при неврозах сердца . )

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

(Василек. Прелестный синий, как южное небо, цветочек этот служит необходимой принадлежностью и верным спутником ржаного поля и почти никогда и нигде в другом месте в диком виде не встречается; а если бы и встретился, то это могло бы служить верным указанием того, что там, где он теперь растет, было некогда хлебное поле или дорога, которая вела к нему. )

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка. Настой соцветий ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, антисептическое, болеутоляющее, седативное, противосудорожное, потогонное и желчегонное действие. Эфирное масло ромашки обладает дезинфицирующим и потогонным действием, уменьшает образование газов, снимает боль, ослабляет воспалительные процессы, нормализует функцию пищеварительного канала, расширяет сосуды головного мозга, усиливает и учащает дыхание. )

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

(Колокольчики. В основном колокольчики используются в декоративных целях, но обладая рядом лечебных свойств, таких как противовоспалительное, антимикробное, успокаивающее и обезболивающее, используются для лечения многих заболеваний. Это лихорадка, кашель, головная боль, запор, маточное кровотечение, обильные менструации, боль в горле. При укусах собак применяют припарки, помогающие заживлять раны. )

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк.

Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он морозов не боится,
Хоть и маленький.

(Подснежник . У подснежника довольно широкий спектр действия, но особенно часто его применяют при лечении последствий полиомиелита и детских церебральных параличей. Послевоенная вспышка полиомиелита, пронесшаяся по многим странам, когда еще не было эффективных предупредительных вакцинаций, сделала этот препарат весьма актуальным. Под влиянием подснежника у больных детей восстанавливаются полностью или частично двигательные функции. )

Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжет макушку,
Сделать хочет погремушку.

(Мак . Растертые семена смешивают с медом и едят при заболеваниях печени. Сухие лепестки маковых цветов, растертые в порошок, употребляют при болезнях желудка в виде простого отвара, а лепестки, растертые в порошок и отваренные на молоке или на меду - от бессонницы, и также при умственном переутомлении. )

Я – травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

(Ирис. Обладает отхаркивающими свойствами, применяется при бронхите. Ускоряет процесс прорезывания зубов. Используют при ангинах, для обработки инфицированных ран, при болях в животе, при желчекаменной болезни. )

Балерина вышла:
Юбочка пышна.
Сборки да оборки,
Складки да подкладки.
А имя у артистки –
Небесной прописки.

(Астра. Настои и отвары травы применяют при заболеваниях золотухой, экземой, при болях в суставах, головокружении, кашле, экземе, язве желудка. Отвар цветков астры используют при кожных заболеваниях, при туберкулёзе, а также при заболевании желудочно-кишечного тракта. )

На шесте флаги.
Под шестом – шпаги.

(Гладиолус . В древние времена маги и шаманы наделяли гладиолус магическими свойствами. Считалось, что если корни гладиолуса повесить на груди в виде амулета, то это оградит хозяина от гибели и защитит от ран и поможет победить в поединке. )

Ребята, Вы отгадали загадки о разных цветах, о полевых и декоративных. Но где бы не росли цветы, когда бы не цвели – все имеют лечебные, полезные свойства. Можно сделать вывод о том, что цветы – это не только украшение нашей жизни, это еще и целители, помощники нашему здоровью.

- Физкультминутка.

Пока жюри подводит итоги конкурса, мы с Вами немного отдохнем и разомнемся. Встанем все. Каждый себя представим каким-нибудь цветком. Спинки выпрямили, расслабились. А сейчас представим, что встает солнышко. Мы тянемся к солнышку, лепестки распустили. Тянемся-тянемся. А сейчас подул легкий ветерок. Цветы колышатся. А сейчас солнышко садится. Лепестки опускаются, цветочки закрываются. Молодцы. Солнышко село. И мы садимся на свои места. Отдохнули.

А сейчас послушаем итоги конкурса «Загадки о цветах». Слово жюри.

Учитель. Многие писатели – сказочники цветам приписывали волшебные свойства, наделяли их волшебной силой. Я надеюсь, Вы знакомы с такими сказками. Итак, переходим к конкурсу “Цветы из сказки”. Первый вопрос команде «________________».

    В какой сказке девочка с голубыми волосами, умываясь утром, пудрила щечки и носик цветочной пыльцой, а после пыталась научить грамоте непослушного деревянного мальчишку, заставляя писать его волшебный диктант: “А роза упала на лапу Азору”? (А. Толстой “Приключения Буратино”)

    В какой сказке маленькая девочка спасла незадачливых садовников от гнева их хозяйки – очень злой Карточной королевы? Эта особа приказала отрубить им головы за то, что они посадили в саду не красные розы, а белые, и, чтобы исправить свою ошибку, садовники решили покрасить цветы красной краской. За этим занятием их и застала королева со своей свитой. (Л. Кэрролл “Алиса в стране чудес”)

    В какой сказке лепестки удивительного цветка помогли девочке получить горы игрушек, много-много сладостей, побывать на Северном полюсе…, и, наконец, понять, что счастливым человек можно стать лишь тогда, когда помогаешь другим, заботишься о ком-то? (В.Катаев “Цветик-семицветик”)

    В какой волшебной сказке девочка родилась в цветке, очень похожем на тюльпан. Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки - периной, а лепесток розы - одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. (Г.Х.Андерсен, «Дюймовочка»)

    Как называется сказка, в которой очень самоуверенная королева зимой, под Новый год придумала “новый закон природы”? (С.Маршак “Двенадцать месяцев”)

    В какой сказке младшая дочка поклонилась в ноги отцу и попросила привезти “цветочек, которого бы краше не было на белом свете”? (С.Аксаков “Аленький цветочек”)

А сейчас послушаем результаты конкурса. Слово нашему жюри.

- Учитель. Названия цветов часто содержат в себе сочетания различных, известных нам слов.Последний конкурс нашей викторины “Цветочные ребусы” . Отвечает «Команда».

ЧЕРЁ

Черемуха

Гвоздика

Неза

Незабудка

Левкой

Ромашка

Молодцы, ребята!!! Вы справились и с последним конкурсом. Увидели, что названия цветов содержат в себе самые различные предметы и даже названия животных.

А сейчас жюри огласит итоги последнего конкурса.

5.Подведение итогов. Награждение.

Закончилась наша викторина. Пока жюри подводит окончательный итог, мы поговорим с Вами о нашей викторине. Вы очень много знаете о цветах. Но сегодня мы с Вами не просто говорили о них, мы с Вами побывали в Мире цветов, где узнали много интересного: легенды о цветах, их лечебные свойства. Вспомнили сказки, где говорится о цветах и разгадали ребусы с названиями цветов.

А сейчас жюри объявит победителей нашей викторины. Слово жюри.

Викторина « Цветы – украшение нашей Земли»

Цели: Углубить и расширить знания детей о цветах,

научить их видеть прекрасное, воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление : Стенд « Берегите цветы!»

Альбом « Цветы»

Учител ь: Цветы –украшение нашей Земли. Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. Цветы помогают нам и в горести и в радости. Они поднимают настроение, заставляют улыбаться, делают нас добрее и чувствительнее.

Цветы, как люди, на добро щедры.

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Каких только цветов нет на Земле. Человек всегда старается окружить себя цветами. Наша викторина посвящена цветам!

(Вопросы викторины написаны на лепестках цветика – семицветика, ученик из одной команды срывает лепесток и вся команда отвечает

на вопросы)

)

1 лепесток « Какой это цветок?»

1. Царица цветов. (Роза)

2. Он желтым цветком распускается, после цветения сдувается (одуванчик)

3. Какой цветок связан со словом мед (медуница)

4. Белый лепесток, посередине желток (ромашка)

5. Голубенький, чистый этот цветок, а подле сквозистый, последний снежок. (Подснежник)

2 лепесток. « О чем говорят названия цветов?»

1. Почему мать- и –мачеха так называется?

2. Что означает название цветка Гладиолус? (меч)

3. В каком цветке встречается женское и мужское имя? (Иван да Марья)

4. В какие цветы, по легенде, превращаются русалки днем?

(в кувшинки)

5. Название какого цветка в переводе означает название головного убора? (тюльпан)

3 лепесток. « Полезные цветы»

1. Какие цветы лечат от сердечных болезней, но могут быть и ядом. (Ландыши)

2. Какие цветы и ее листья используют как лекарство от кашля?

(мать и мачеха)

3. Какие цветы используют для изготовления духов(роза. ландыш, сирень, нарцисс и др.)

4. Какие цветы используют для лечения глазных болезней? (василек)

5. Какие цветы от 99 болезней? (зверобой)

4 лепесток. Удмуртские названия цветов.

Переведите на удмуртский язык.

1. Василек – зангари.

2. Душица – пыштурын

3. Купальница – италмас

4. Одуванчик – унябей

5. Подснежник – кечсин.

5 лепесток. « Интересные цветы»

1. Самые большие цветы на земле (Раффлезия)

2. 2 буквы Л и 2 буквы И, в конце буква Я. (лилия)

3. Почему лютик называют лютиком? (от слова -лютый, потому что этот цветок – ядовитый)

4. Листья каких цветов могут удержать человека (Виктории – регии, водного растения растущего на реке Амазонке)

5. Какие цветы носят человеческие имена?

(Роза, вероника, василек, лилия, мальва, маргаритка)

6 лепесток. « Цветы в литературе»

1. Какой герой сказки жил в Цветочном городе? (Незнайка)Н. Носов

2. Из какого цветка появилась Дюймовочка?(Тюльпана)

3. В какой сказке есть такие слова: « Что ты, баба, белены объелась?»

(« Сказка о золотой рыбке») А. С. Пушкин

4. Какие слова произносила Женя в сказке « Цветик – семицветик»

(«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг. возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по – моему вели!) В. Катаев

5. Назовите сказку, где в саду у чудища рос аленький цветочек?

7 лепесток. « Цветы символы»

(Вопросы 7 лепестка разгадывают обе команды. кто быстрее)

1. Какой цветок украшает герб Японии (хризантема)

2. Жрицы инков носили на груди золотую эмблему солнца в виде цветка. Какого? (подсолнуха)

3.На языке цветов роза означает – любовь, тюльпан – гордость, а какой цветок означает болтливость (колокольчик)

4. Какой « царский» цветок римляне прозвали просто « синенький»

(василек)

5. Какой цветок. согласно легенде, вырос из пылинки упавшей звезды?

(Астра)

Учитель: Понравилась вам викторина? Что вы узнали нового?

А сейчас последнее задание для команд- написать синквейн « Цветок»

(Пример: Цветок

Красивый, нежный

Цветет, пахнет, лечит

Как природа породила это чудо?

Украшение природы.

Учащиеся читают синквейны. Жюри подчитывает очки.)

Учитель : Ребята посмотрите на стенд. Здесь изображены цветы, которые уже занесены в Красную книгу и которые охраняются от массового сбора.

Ученики:

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенья цветов луговых.

нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

И не видели, как из-под ног,

Молчаливо, дыша еле-еле

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели!

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Все: Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Цветы – жемчужины природы. Именно в цветы природа вложила свою душу, именно цветам она подарила свою нежность. Многообразие цветов потрясают наше воображение. Ароматы цветов – чудо из чудес.

Хорошо ли нам знакомы цветы? Об этом мы узнаем, ответив на вопросы викторины «Цветы». Все вопросы – с ответами.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какую страну считают родиной розы?
Индию
Персию +
Францию

P.S. Персию в древности называли Гулистан (сад роз)

2. Какой цветок самый крупный на Земле?
Цветок раффлезии +
Цветок хлебного дерева
Подсолнух

3. Какой цветок называют божественным цветком, «цветком Зевса»?
Гладиолус
Гвоздика +
Герань

4. Какой цветок, по преданию, вырос из пылинки упавшей звезды?
Астра +
Лютик
Ромашка

5. День какого цветка ежегодно отмечается во французском городе Канны?
Василек
Лилия
Мимоза +

6. Угадайте, что это за цветок? Его используют в медицине, из его листьев делают салат, а из корней – заменитель кофе
Мята
Одуванчик +
Колокольчик

7. Ни один цветок мира не стоил так дорого. За луковицу этого цветка платили золотом и драгоценными камнями. О каком цветке идёт речь?
О пионе
О хризантеме
О тюльпане +

8. В переводе с греческого название этого цветка звучит так: «цветок дождей». Его родина – Ближний Восток. Он невысок, соцветие – кистевидное. Какой это цветок?
Кипрей
Гусиный лук
Гиацинт +

9. Это и конфета и цветок. Название цветку подарил Гиппократ. Цветок – символ красноречия в Древнем Египте
Ирис +
Валерьяна
Дельфиниум

10. Какие цветы предпочитают жить в водоёмах со стоячей водой?
Козлобородник
Горицвет
Кувшинка +

11. Первые изображения этого цветка археологи обнаружили на вазах во дворце Миноса на Крите. У христиан этот цветок означает чистоту и является цветком Девы Марии
Лилия +
Клевер



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!