Автоматизация освещения. Сценарии освещения

Свет - это один из самых важных аспектов в интерьере любой современной квартиры. Его правильное использование поможет скрыть недостатки комнаты, а неправильное, наоборот, многократно их усилить.

С его помощью вы можете акцентировать внимание на главных деталях обстановки. Возможности освещения в квартире безграничны! Сегодня мы поговорим о том, как правильно использовать свет в дизайне интерьера.

Световой сценарий и его использование в интерьере

Световой сценарий - это негласные правила, которые необходимо соблюдать для создания качественного освещения в помещении. Согласитесь, что готовить еду при свете одного только бра не очень удобно, а использование одной люстры в узкой и длинной прихожей будет только раздражать? А каково будет находиться в небольшой спальне, увешанной крупными люстрами и другими мощными источниками света? Вот в этом и заключается цель светового сценария: создать максимально грамотное освещение, которое будет располагать к уюту и удобству при посещении комнаты.

Правильное использование светового сценария важно в любом помещении, вне зависимости от того, большое оно или маленькое, узкое или широкое. Кухня, ванная комната, прихожая, санузел, да и любая другая комната нуждается в тщательном планировании освещения, которое в будущем позволит вам наслаждаться пребыванием в комнате.

Общие правила по созданию светового сценария

Первое и самое главное правило при создании сценария освещения - многофункциональность. Одного правильно подобранного светильника или люстры не хватит для комфортного использования комнаты. Продумайте наперёд отдельные функциональные зоны. Например, на кухне средних размеров нужно создать как минимум 4 сценария: посещение, приём гостей, приготовление пищи, обед/ужин.

  1. Не используйте слишком резкий и яркий свет там, где должна царить атмосфера уюта и покоя.
  2. Создайте несколько световых сценариев для отдельных ситуаций и времени суток. Утром необходим яркий свет, пробуждающий силы организма, а вечером - более мягкий, расслабляющий, настраивающий на отдых после рабочего дня.
  3. Разделяйте функциональные зоны помещения, используя настенные светильники, споты, подвесные и другие элементы освещения. Одними люстрами в помещении не обойтись.
  4. Визуально расширить маленькую комнату поможет направленное освещение. Направьте несколько источников света на стены, и маленькое помещение существенно расширится.
  5. Низкие потолки поможет замаскировать свет, направленный снизу вверх.
  6. В маленьких помещениях верхнее освещение создаёт чувство дискомфорта. Рекомендуется использовать бра, расположенные по периметру комнаты.
  7. Цвет и яркость освещения подбирается в зависимости от материалов, из которых изготовлен интерьер. Использование белых и глянцевых предметов в интерьере помогает отражать свет, в то время как любые тёмные предметы будут его поглощать.
  8. Используйте игру цвета при выборе абажуров. Оттенки сиреневого цвета, например, имеют сексуальную энергетику и будут очень уместны в спальне. Розовый - цвет беззаботности, винные оттенки создают свет, маскирующий недостатки внешности, а оттенки желтого и оранжевого цветов удачно скрывают недостатки кожи.

Создание сценариев освещения в доме

Правильно создать световой сценарий в каждом отдельном помещении - это целое искусство. Если вы не хотите тратить деньги на профессионального дизайнера, способного самостоятельно проработать каждую комнату в индивидуальном порядке, мы готовы предложить вам несколько простых советов. С их помощью вы сможете самостоятельно обустроить комнату так, чтобы сравнять все её недочёты и выделить главные преимущества.

Гостиная

Сценарий освещения в гостиной напрямую зависит от того, как вы используете эту комнату. Кто-то традиционно принимает здесь гостей, кто-то использует помещение исключительно для отдыха и чтения книг, а кто-то любит проводить здесь время со своей семьёй. В любом случае, здесь необходимо устанавливать как минимум три-четыре источника света для разных сценариев. Например:

  • Приём гостей. Для этого сценария рекомендуется использовать сразу все возможные источники света для создания праздничного и светлого настроения. Используется люстра, бра, настольные светильники.
  • Времяпровождение за столом с семьёй или друзьями. Рекомендуется установка бра. торшеров или настольных светильников для освещения дивана, журнального столика или другого места. Люстра чаще всего при таком сценарии отключена.
  • Чтение книг. Бра или спот рекомендуется размещать над креслом или диваном. Лучшим вариантом будет установка направленного источника освещения.

Спальня

Обычно спальня ассоциируется исключительно со сном. Однако не забывайте, что у многих спальня совмещается с гардеробной, местом для отдыха, а у некоторых и вовсе с рабочим местом или целым мини-офисом. Важно продумать для каждой зоны отдельный источник света, особенно для рабочего места. Над столом, если такой имеется, необходимо создать рассеянный мягкий свет, который не будет напрягать глаза и не разбудит вашу вторую половину в случае, если придётся задержаться допоздна.

В гардеробной рекомендуется устанавливать яркий (более 100 Lux) свет, который позволит быстро выбрать подходящую вещь и заметить любые недостатки одежды. Остальные участки комнаты можно освещать мягкими источниками с абажурами, цвет которых напрямую зависит от желаемого настроения помещения.

Важно

Люкс (или Lux) - это единица измерения, позволяющая рассчитать уровень освещенности на улице или в помещении. Например, 100 Люкс - освещенность на улице в пасмурный день. 400 Люкс - освещенность улицы на восходе или закате солнца. До 500 Люкс - стандарт для освещения офисов и кабинетов. От 10 до 25 тысяч Lux - солнечный ясный день, свет в тени.

Кухня

На кухне особое внимание выделяется световому сценарию в рабочей зоне. Приготовление пищи нуждается в повышенном внимании, особенно при контакте с режущими предметами и кипящей водой. Создайте локальное освещение, использующее большое количество источников света. Отличным вариантом будет использование направленных светильников с максимальной яркостью. Часто светильники встраивают в шкафы, вытяжки, полки и другие предметы мебели и бытовой техники, расположенной в рабочей зоне.

В зоне принятия пищи и приёма гостей используется более мягкий, чаще всего рассеянный свет. Объясняется это просто: при приёме пищи человек нуждается в расслаблении и уюте, что достигается использованием мягкого освещения.

Кабинет

В рабочем кабинете или офисе освещение всегда должно быть ярким (не считая кабинетов, встроенных в спальню). Большинство дизайнеров рекомендует использовать освещение на уровне 400-500 Lux, что не позволит работающему человеку терять концентрацию, ощущать сонливость и просто терять работоспособность. Яркое искусственное освещение активизирует все силы организма, гарантируя работоспособность на протяжении всего дня.

Если кабинет расположен непосредственно в квартире, то мы рекомендуем соблюдать несколько простых правил:

  • Создайте как минимум два сценария освещения: общий и рабочий. Общее освещение будет работать для комфортного нахождения в помещении, а рабочее - для концентрации за рабочим столом.
  • Свет на рабочую поверхность должен падать слева, если владелец стола - правша; справа, если владелец - левша.
  • Используйте стандартные рекомендации по освещению. Оригинальность и неординарность здесь лучше принести в жертву стандартным решениям, гарантирующим работоспособность и концентрацию.
  • На рабочем столе используйте мощный светильник, желательно на эластичной ножке или в корпусе-трансформере. Возможность направлять свет на нужное вам место - важная черта локального светового сценария.
  • Выбирайте абажуры из светорассеивающих материалов. Это поможет сохранить зрение и позволит избежать быстрой утомляемости глаз.

Детская

По мнению профессиональных дизайнеров, стандарт яркости освещения для детской комнаты - не более 200 Lux. Менее яркое освещение станет причиной вялости и лени ребёнка, слишком яркое будет негативно влиять на поведение и восприятие. В оформлении детской комнаты необходимо использовать как минимум два источника света: центральная люстра и один или несколько настольных светильников. По желанию устанавливают бра.

Выбирая светильники, не забудьте позаботиться об их безопасности для ребёнка. Попытка вашего чада детально изучить абажур не должна закончиться для него травмами. Особенно травмоопасными могут быть стеклянные плафоны, которые рано или поздно могут упасть и разлететься на осколки. Не менее опасны и модели с металлическими декоративными элементами.

Лучшие детские абажуры - тканевые и пластиковые. Они не разбиваются, не содержат в себе острых граней и декоративных элементов, способных поранить ребёнка.

Это же правило касается настольных светильников, особенно в комнатах детей до 7-10 лет.

Ванная

Световой сценарий ванной комнаты не менее важен, чем правильная расстановка освещения на кухне. Это ещё одно помещение, которое нуждается не только в комфорте, но и в безопасности для людей любого возраста. Помимо классического центрального освещения и настенных бра, существует и много других интересных примеров освещения. Например:

  • Светодиодные ленты. Потолки, ниши, периметр ванны или зеркал, рельефы и другие выпирающие элементы часто украшаются ленточными источниками света.
  • Напольное освещение. Редко встречается у нас, зато пользуется огромной популярностью в Европе. Визуально увеличивает ванную комнату, параллельно привнося в её интерьер нотку элегантности и неповторимости.
  • RGB-освещение. Цветные источники освещения, которые переключаются регулятором или пультом ДУ - это универсальное дополнение для любых сценариев освещения! Вы сможете подобрать свет для расслабления, для утреннего умывания, для романтического принятия ванной.
  • Точечное освещение. Небольшие лампы, пронизывающие потолок - это оригинальное, экономное и достаточно яркое освещение для небольшой ванной комнаты.

Подводим итоги

Световые сценарии - это важный пункт в оформлении любого интерьера. Современная квартира с правильно проработанными зонами освещения - это идеальное место для работы, отдыха, приёма гостей и другого времяпровождения. Учитывайте особенности освещения, и вы гарантированно получите комфортную квартиру, жизнь в которой будет радовать вас каждый день.

Автоматизация освещения выполнена с учётом реализации следующих сценариев:

1) Включение и выключение света по датчику движения.

Основные проходные помещения дома оборудованы датчиками движения, что позволяет системе автоматически включать освещение при обнаружении движения, и так же автоматически отключать свет в помещениях, где движение не наблюдается. Совместная работа датчиков движения с датчиками освещенности позволит включать свет только тогда, когда естественной освещенности недостаточно (настраиваемый параметр). Система будет настроена таким образом, что Вам не придётся «махать руками», что бы свет в помещении продолжал гореть, если Вы его не покинули и находитесь в малоподвижном состоянии. Это может быть реализовано следующим образом:

Вы заходите в помещение -датчик движения включает свет, функция отключения света программно отключена - Вы покидаете помещение и отключаете свет с кнопочной панели или традиционного выключателя.

Вы заходите в помещение - датчик движения включает свет - на кнопочной панели клавиша, которая управляет данной группой света, загорается (или меняет цвет, яркость, может пульсировать или издавать сигнал) - Вы нажимаете эту клавишу, и свет автоматически уже не будет отключён. В подтверждение клавиша может издать звуковой сигнал, изменить цвет и т.д. Т.е. если Вы вручную включите свет, то и выключить его тоже можно будет только вручную.

Вы заходите в помещение - датчик движения включает свет - Вы сразу же переходите в другое помещение - Вас фиксирует следующий датчик движения, система понимает, что Вы просто прошли это помещение, и только в этом случае выполняет отключение света позади Вас.

В доме могут быть реализованы: как один из трех режимов управления освещением при помощи датчика движения, так и одновременно все три. При этом переключение между режимами во всем доме или в отдельных помещениях, может осуществляться самим Заказчиком с настенной клавишной панели.

2) Включение и выключение света по времени, дате, дню недели.

Пример выполнения сценария: каждый день, с 21.00 до 08.00 включается сценарий ночного режима: включается подсветка лестниц, и других ночных светильников, закрываются шторы в бассейне, подсветка клавиатур отключается или включается на минимум, отключается звук нажатия клавиш.

3) Режимы работы - возможно создание режимов работы для системы на случай, если какие-либо функции требуют специальной обстановки для активации, не всегда уместны, удобны, или просто надоедают, например:

Автоматический режим

Предполагает автоматическое включение освещения в доме по датчикам движения или дверным контактам.

Ручной режим

Предполагает полное отключение автоматики освещения или любых других функций. Включение и отключение света производится строго с кнопочных панелей или выключателей.

Приступая к оформлению интерьера, хозяева в первую очередь думают о планировке, стиле, цветовой гамме и предметах мебели. Однако опытные дизайнеры рекомендуют продумать и световой сценарий в жилище. Грамотный светотехнический проект позволит сгладить недостатки планировки и обеспечит всем обитателем квартиры или дома хорошее самочувствие и настроение.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Существуют общие принципы, которыми может руководствоваться любой человек, планирующий создать грамотный световой сценарий своего жилища. При освещении каждой комнаты и выборе светильника нужно прежде всего учитывать назначение помещения и его размеры. Стоит сказать о таком важном факторе, как показатель дискомфорта: это чувство неудобства и напряжённости, вызванное резкими различиями яркости в освещаемом пространстве. Если человек долго находится в таких условиях, у него ослабевают внимание и способность сосредоточиваться, он быстро утомляется. Существуют определённые математические расчёты названного показателя. В обычных условиях, чтобы создать максимально комфортный уровень освещённости, можно воспользоваться несколькими советами:

Для освещения больших комнат следует применять светильники прямого света;

Объёмные предметы лучше не освещать равномерно со всех сторон, а использовать сочетание рассеянного или отражённого и прямого направленного света;

Применяя светильники направленного света, необходимо избегать образования нежелательных теней, способных изменить форму освещаемых и близлежащих предметов, а также очертания интерьера в целом. Если поверхность освещена неравномерно, её отдельные участки воспринимаются как расположенные на разных уровнях. Исправить этот недочёт можно, используя подсветку, бра или торшер. Наиболее общая рекомендация следующая: чтобы правильно освещать интерьер, нужно применять разнообразные виды светильников: от больших потолочных люстр, дающих мощный свет, до миниатюрных встроенных приборов, создающих дополнительную функциональную подсветку.

Значение света для человека

Влияние света на человека давно и хорошо изучено. Солнечные лучи повышают активность коры головного мозга, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, ускоряют обмен веществ. В темноте человек становится пассивным и сонливым, у него замедляются реакции. Недаром зимой немало людей страдают от недостатка энергии, вялости, раздражительности, усталости. В случае серьёзных расстройств иногда применяют светолечение. Но многих проблем легко избежать, если правильно организовать освещение в доме.

Солнце в доме

Говоря о световом сценарии в помещении, не следует забывать о естественной инсоляции. Например, если окна в спальне обращены на восток, вставать утром будет легче, а вечером ничто не помешает хозяевам спокойно заснуть. Если окна выходят на запад, грамотный проект предусматривает возможность скрыться от яркого дневного света во второй половине дня. А в комнате с окнами, ориентированными на север, необходимо тщательно продумать использование искусственного освещения. Кстати, естественный свет может попадать и в помещения со слабой инсоляцией (прихожая, ванная), если установить остеклённые двери, межкомнатные окна под потолком или стены из прозрачных материалов (например, стеклоблоков, которые к тому же обладают неплохой звукоизоляцией).

С помощью правильного освещения раскрываем пространство

Искусственное освещение бывает общим и локальным. Для первого используют потолочные светильники, равномерно освещающие всё помещение или его часть. Однако подобное освещение не всегда позволяет интерьеру "раскрыться", поэтому нередко дизайнеры смещают источник общего света из центра потолка, выделяя одну зону, а другую оставляя в загадочной полутьме. Кроме того, производители предлагают модели люстр, которые можно регулировать по высоте, а также по направлению и интенсивности светового потока. Для локального освещения применяют торшеры, бра, настольные лампы, ночники. Они освещают лишь определённую зону, вносят разнообразие в световой сценарий, создают ощущение тепла и уюта. Нестационарные светильники можно переставлять, передвигать, по-новому расставляя световые акценты в помещении.

Декоративное освещение позволяет придать обстановке неповторимый облик. С помощью специальных ламп и светодиодов можно подсветить произведения искусства, арки, ниши, обозначить границы между зонами в просторной гостиной или студии. В неосвещённых помещениях используют также светящиеся витражи, играющие как декоративную, так и функциональную роль. Популярны соляные лампы, которые дают возможность не только привнести в интерьер новые штрихи, но и улучшить здоровье: образующиеся при нагревании пары минерала, из которого выполнена лампа, благотворно влияют на кожу, органы дыхания и нервную систему. Такие светильники - ночники будут уместны в спальне или комнате отдыха, где вы медитируете или занимаетесь йогой.

Свет позволяет скрыть недостатки планировки и подчеркнуть достоинства интерьера. Вот несколько практических советов, которые наверняка окажутся полезными при обустройстве жилища:

Чтобы визуально расширить пространство комнаты, необходимо максимально осветить стены, для отделки которых следует использовать материалы с хорошими отражающими свойствами (венецианскую штукатурку, декоративную штукатурку со светоотражающими частицами, обои с нанесённым на них серебристым или золотистым рисунком, глянцевые керамические покрытия);

- "приподнять" низкий потолок позволят размещённые на стенах светильники с идущими вверх лучами (этот эффект усилится, если обустроить натяжной глянцевый потолок любого цвета, кроме белого);

Если потолок слишком высокий, на нём стоит расположить светильник, лучи которого направлены на стены;

В длинном и узком коридоре нужно установить светильники на одной линии вдоль одной из стен (если стена напротив светильников будет зеркальной, это зрительно сделает коридор в два раза шире) или ярко осветить стену в конце помещения;

Благодаря скрытой подсветке, расположенной по периметру потолка, помещение кажется выше. Но при этом не следует применять люстры - для общего освещения больше подойдёт плафон-полусфера;

Зеркала, расположенные напротив источника естественного или искусственного света, позволяют улучшить освещение без дополнительных приборов. Стоит также иметь в виду, что резкие переходы от света к тени вредны для глаз. И еще одно: избыток света не менее вреден, чем его недостаток. Поэтому следует заботиться об оптимальном уровне освещения;

Скорректировать объём помещения можно за счёт яркости источника света: чем меньше освещена комната, тем компактнее она выглядит.

Планируйте размещение розеток до начала ремонта

Большую роль играют электроустановочные изделия - розетки, выключатели, диммеры, датчики движения и присутствия, сенсорные панели управления светом и электрооборудованием в доме. Схему их расположения хозяева продумывают вместе с архитектором (или инженером-электриком), и на основе этого создаётся проект. Тогда можно управлять светом из различных точек жилища. Автоматические выключатели с датчиками движения и присутствия избавят от сложных манипуляций по освещению дома. Будущее - за "умным" освещением. Важно правильно расположить выключатели в спальне: их надо предусмотреть у входа и кровати. Если прикроватные светильники оснащены диммерами - выключателями с возможностью плавного регулирования интенсивности светового потока, это позволит "настроить" свет в зависимости от настроения и времени суток.

Дизайн светильников

Свет сам по себе играет благотворную роль в создании гармоничной обстановки. Но важен и дизайн светильников. Сейчас на рынке представлено большое разнообразие моделей, и можно выбрать изделия и для традиционного классического интерьера, и для помещения, оформленного в авангардном стиле.

КАКОЙ ОН РАЗНЫЙ...

Свет может быть резким, буквально бьющим в глаза, и мягким, тёплым, а также холодным, направленным (например, на определённый предмет), рассеянным, отражённым. В жилых помещениях рекомендуется использовать рассеянный и отражённый мягкий свет (он зрительно увеличивает пространство и "приподнимает" низкий потолок). Для создания атмосферы уюта подойдёт тёплый свет, а для чтения - холодный, слегка голубоватый. Эффект тёплого света дают все лампы накаливания, люминесцентные натриевые лампы, а также светодиоды. Холодное освещение обеспечат люминесцентные ртутные лампы. Следует иметь в виду, что в лучах ламп накаливания синие и зелёные цвета блёкнут. Люминесцентные, наоборот, подчёркивают эти тона, но тёплые опенки при таком освещении смотрятся невыгодно. Обратите внимание на современные светильники со светодиодами. Их достаточно яркий и естественный свет может оказаться вам по вкусу.

ВОПРОС - ОТВЕТ

Мы приобрели люстру, у которой можно менять расположение плафонов и направление световых лучей. Как лучше использовать эти возможности?

Для равномерного освещения комнаты необходимо направить световой поток на потолок или верхнюю часть стен, а если хотите позаниматься или почитать - вниз, чтобы свет падал на поверхность стола. Такое решение подойдёт и для семейного ужина или приёма гостей.

Как правильно осветить рабочее место?

Лучше всего использовать гибкий подвесной светильник или мобильный торшер, поскольку при разных видах работ требуется освещение с различных точек. Обычная настольная лампа статична и подходит только для чтения.

Какую лампу лучше выбрать для дома - обычную или энергосберегающую?

Энергосберегающие лампы имеют свои преимущества - длительный срок службы и пониженное потребление электричества. Они дороже обычных ламп накаливания, хотя их высокая стоимость окупается. Но энергосберегающая лампа содержит опасную для организма ртуть, поэтому разбивать её категорически не рекомендуется. Если такой риск есть, лучше пользоваться другими видами ламп. Сейчас всё более популярными становятся светодиоды: они обладают приятным и достаточно ярким светом, относятся к самым энергосберегающим, к тому же стоимость их неуклонно снижается. Какую лампу выбрать, решают хозяева дома.

Допустимо ли использовать в спальне лампы с красным светом?

Красный улучшает настроение, придаёт бодрость и энергию и считается цветом страсти. Поэтому красная подсветка в спальне уместна только в том случае, если ваше душевное состояние соответствует атмосфере, которую создаёт этот цвет. В противном случае она может вызвать тревогу и напряжение. Специалисты советуют предусмотреть другие, более спокойные источники света.

Как следует освещать картины?

Лучше использовать горизонтальные направленные источники света, расположенные над картиной, или точечные потолочные споты. Если размещение живописного полотна спланировано архитектором или дизайнером заранее, участок потолка со светильниками специально понижают. Абсолютно безопасными для хорошей живописи будут светильники со светодиодами. Они не нагреваются, не разрушают живописный слой и в то же время дают естественный тёплый свет.

«Мы начинаем публикацию материалов, посвященных созданию светового сценария с использованием современного светового оборудования. В этой статье речь пойдет о планировании концепции будущего шоу. Прежде всего необходимо определить задачи будущего светового сценария, получить четкое представление о том, каковы цели и ориентиры - и как вы их собираетесь достигнуть. Еще до того, как начать рисовать план на бумаге, у вас должен быть список приоритетов. Вот основные критерии светового дизайна: степень освещенности, фокусировка внимания, освещение для видео, моделирование, создание перспективы, эстетические соображения. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Степень освещенности

Степень освещенности является одной из самых главных задач светового сценария. Актер или музыкант, выступающий на сцене, должен быть освещен достаточно хорошо для того, чтобы публика могла его видеть. В театральном световом сценарии может требоваться, чтобы были хорошо видны черты лица актера и его мимика. В других случаях излишняя детализация черт лица может быть не обязательной. Степень освещенности исчисляется в люксах (lux) или фут-канделах (fc).

Фокусировка внимания

В течение представления внимание публики, разумеется, смещается с одного действующего лица на другое и с одной части сцены на другую. Однако художник по свету может и должен контролировать внимание аудитории. У него для этого имеется главное средство - . Хорошо освещая главных действующих лиц и основную часть сцены, на которой происходит действие, и при этом поддерживая более низкую степень освещенности на периферийных зонах и второстепенных деталях, художник по свету регулирует фокус внимания публики столь же легко, как это делает объектив фотоаппарата или видеокамеры.

Фокусировка внимания в одинаковой мере зависит как от светового контраста (разницы в уровне освещенности основных и второстепенных частей сцены), так и от общего уровня освещенности. Если равномерно осветить все, что есть на сцене, с уровнем 300 fc, то точка фокусировки будет отсутствовать: в этом случае ничто не притягивает взгляд зрителя и ничто заставляет его удерживать внимание на том или ином предмете или актере. Если же осветить главного героя с уровнем 150 fc, а на остальные части сцены отдать всего 25 fc, то можно быть уверенным, что взгляды публики будут притягиваться хорошо освещенным предметом, и никто не станет отвлекаться на рассматривание более темных участков.

Освещение для видео

В наши дни очень много представлений (как концертов, так и театральных постановок) идет с живым видео. Видео используется в одном из двух форматов: либо в виде живой съемки, которая проецируется на видеоэкраны с большим увеличением, либо в виде заранее подготовленного визуального контента, который воспроизводится во время шоу.

Если в шоу, с которым вы работаете, будет использоваться видео, то требования к освещению будут радикально отличаться от обычных. Уровень и равномерность освещенности, цветовая температура и направление света необходимо будет обсуждать с бригадой видеоинженеров и изменять эти параметры в соответствии с их требованиями. Лучше всего, если на самых ранних этапах разработки светового сценария вы обсудите его с видеорежиссером, чтобы выяснить, что от вас как от художника по свету может потребоваться. От того, как вы осветите действующих лиц и декорации, зависит качество съемки. Современные видеокамеры могут выполнять качественную съемку и при довольно низком уровне освещения, но все же при хорошем освещении будет меньше зерна.

Самое сложное - добиться равномерности освещения по всей сцене, особенно если исполнители много перемещаются во время действия или размещаются на сцене на большом расстоянии друг от друга. Если уровень освещенности будет неравномерным, то видеоинженеру придется все время изменять настройки видеокамеры в целях коррекции недостаточной или излишней экспозиции кадра. Сказать, что это ему не понравится - это не сказать ничего.

Моделирование

Одна из основных задач светового дизайна - придать форму и определенность актерам и декорациям путем моделирования их с помощью света. Смоделировать человека или предмет - значит подчеркнуть силуэт, текстуру и форму предмета путем освещения его с разных углов (и точного контроля над интенсивностью различных световых приборов), что позволит выявить информацию об объекте. Тут действуют те же базовые принципы, как и при съемке в фотостудии. Использование только фронтального освещения делает объект плоским, двумерным. Такое освещение не позволяет придать объекту определенности, глубины, выявить его характерные особенности.

Видеокамера обычно акцентирует тени, в результате чего они выглядят неестественно. Кроме того, при видеосъемке часто используют крупный масштаб, т.е. приближают предмет - тем самым усиливается интенсивность теней. По этим причинам, если в шоу используется видео, художник по свету должен выбрать такой прибор, который позволит осветить предмет более плоско. Но если световой сценарий должен работать прежде всего на публику, то художник по свету может моделировать предмет, подсвечивая его характерные особенности и стремясь к тому, чтобы он выглядел более натурально на расстоянии.

Создание глубины

Свет также может использоваться для создания глубины и перспективы. Управляя освещенностью переднего, среднего и заднего плана (фона), художник по свету делает сцену трехмерной, придает ей определенность. Благодаря этому предметы и люди перестают выглядеть так, словно они «сидят» на голове друг у друга или расположены в ряд. Фоновая подсветка также используется для подчеркивания формы и силуэта предмета.
Эстетика и настроение
Используя цветные лучи, паттерны и проекцию, художник по свету может изменять эстетику представления и влиять на настроение публики. Это одна из тех областей, в которой световые приборы с автоматическим управлением как ничто другое подходят для выполнения задачи. Они могут создавать яркую, праздничную атмосферу или темную и загадочную, или просто рисовать интересную с точки зрения эстетики картину. Несмотря на то, что у каждого человека есть свой собственный взгляд на то, что является эстетически приятным, а что - нет, существуют общие принципы. Художнику по свету необходимо знать, какие цвета контрастируют между собой, а какие гармонируют. Это знание является основой его творчества.

Заключение

В большинстве световых сценариев присутствует комбинация всех вышеперечисленных задач. Вам как художнику по свету необходимо выделить приоритетные области и максимально полно использовать имеющиеся в вашем распоряжении средства. Финальный результат - нередко компромисс между тем, что хотелось получить, и теми возможностями, что предоставляют современные технологии, ваши знания и творческие способности. Не будем также забывать и о бюджете проекта.

Текст Виталия Романова

Самым функциональным считается транзитное, или сопровождающее освещение. Для пошаговой подсветки используют невысокие светильники. Эффектно сморится и протяжка из оптоволокна вдоль тропинок.

Планируя ночное освещение ландшафта , не стоит ограничиваться одним лишь дежурным или охранным освещением. Например, профессионалам удается «усилить» лунный свет, точно рассчитав площадь рассеивания естественных лучей ночного светила и направив дополнительные потоки искусственного света. Для этой цели специалисты рекомендуют использовать светильники с галогенными лампами мощностью 35 Вт.

Декоративная подсветка может стать главным украшением вечернего ландшафта во время семейных торжеств и даже праздничным подарком для членов семьи и друзей.

Акцентирующая подсветка способна создать любые световые узоры. Так, при подсветке сверху гамма растений преображается. Незабудки небесных оттенков трогательно засияют в лучах голубого неона, раскидистая листва бузульника вспыхнет в теплых рассеянных лучах, а голубая ель засверкает серебром под прямыми потоками холодного света.

Игра света и тени актуальна и при освещении снизу высоких массивных растений, графичные силуэты которых величественно украсят фасады зданий. А вот для пересекающего света крайне важно не только подобрать оборудование, но и рассчитать интенсивность, радиус лучей и тип освещения. Нельзя смешивать холодные и теплые потоки света, ведь полученный результат совсем не украсит ландшафт.

Особое внимание необходимо уделить цветовым решениям освещения. Однако использование контрастных световых сценариев желательно доверить опытным специалистам. Их профессиональные секреты помогут частному саду поражать своим великолепием и в лучах солнечного света, и в темное время суток.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!