Всеобщая история искусств. Искусство Ассирии

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности. Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников. На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя. Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе. Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора. Ассирийские рельефы IX - VII в.в. до Р.Х., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.12.2015 16:09 Просмотров: 6964

Разговор об искусстве двух этих древних цивилизаций начнём с географии и истории.

Месопота́мия – историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек: Тигра и Евфрата. В настоящее время земли Месопотамии включают Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

Карта Месопотамии
Месопотамия является родиной одной из великих и древнейших цивилизаций в истории человечества – Древней Месопотамии.
Древняя Месопотамия существовала на Ближнем Востоке c середины IV тыс. до н. э. по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.
С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. здесь находились крупнейшие города и городские агломерации. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье (Древняя Месопотамия) относят к одному из древнейших очагов цивилизации в IV-III тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства: шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Ассирия и в начале II тыс. до н. э. – Вавилония. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).
Первые письменные документы принадлежат шумерам. Таким образом, история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.
Асси́рия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти 2 тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава считается первой империей в истории человечества.

Ассирийская империя
Вавило́ния (Вавило́нское ца́рство) – древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тыс. до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья – Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Вавило́н – один из городов Древней Месопотамии. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (Ирак).

Вид на Вавилон со стороны бывшего летнего дворца Саддама Хусейна (2003)
Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связан с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).
Во второй половине IV в. до н. э. являлся столицей державы Александра Македонского, позже находился в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима. С III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.

Архитектура и искусство Вавилона

В первой половине II тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, то есть область Шумера и Аккада, объединённых под главенством Вавилона при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).
Город Вавилон был в свое время центром мирового значения. Но в связи с событиями последующих эпох от города почти ничего не осталось, или, лучше сказать, осталось очень мало. Памятников изобразительного искусства до нашего времени дошло тоже очень мало.
Представление об искусстве Вавилона дают раскопки современного ему города Мари, здесь сохранилось много ценных художественных памятников.
Здесь открыли руины города и большого дворца правителя города Зимри-Лима, много ценных художественных памятников.

Дворец Зимри-Лима
Зимри-Лим был царём Мари. Здесь он построил дворец, посмотреть на который приезжали даже из соседних государств. Этот дворец занимал площадь свыше 2,5 га, насчитывал более 260 помещений. Стены дворца имели до 5 м в высоту. Во дворце был найден огромный архив клинописных документов на шумерском, аккадском и хурритском языках.
План дворца типичен для Двуречья: большие дворы, вокруг которых находятся различные помещения. Дворец включал в себя парадные и жилые комнаты, святилища, дворцовую школу писцов, кухню и кладовые.
В отдельных помещениях дворца сохранились части настенных росписей – раскрашенные голубой, темно-красной и чёрной красками контурные рисунки. Тематика настенных росписей – культовые сцены. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.
Найдены формы для хлебцев или сыров с фигурами животных и человека. В этих маленьких рельефах присутствует стремление изобразить пейзаж в традициях аккадского искусства.
При преемниках Хаммурапи мощь Вавилона ослабла. Постепенно от него стали отпадать желавшие самостоятельности области Двуречья. Через 100 лет Вавилон захватили касситы (древние племена с Западного Ирана), которые образовали III Вавилонскую династию и правили около шестисот лет (XVIII-XII вв. до и. э.). В культурном отношении касситы стояли гораздо ниже вавилонян.
После 612 г. до н. э., когда царём Вавилонии была взята столица Ассирии Ниневия, первенство снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, сохраняя политическое и экономическое значение, приобрёл роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.
Искусство Нового Вавилона было преимущественно декоративным. Чаще всего изображались реальные и фантастические священные животные, растения, орнаменты. Почти уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей – военные сцены дворцовой жизни.
После смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона начинает падать. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.
Навуходоносор (604-562 гг. до н. э.) проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства. Он осуществлял грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство.
Зиккура́т – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (в верхнем объёме находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Зиккурат в Уре
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением, а жилищем бога. Шумеры, а затем и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор. Строили зиккураты из кирпича-сырца, укреплённого слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, поэтому их периодически подновляли. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Реконструкция Этеменанки
Этеменанки – зиккурат в древнем Вавилоне. Когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, неизвестно, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Последняя и самая крупная реконструкция, превратившая башню в самое высокое строение древнего Вавилона, была в период Нововавилонского Царства.
Этеменанки – предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

Вавилонская Башня

Это легендарная башня, которой посвящено библейское предание книги Бытие (Быт. 11:1-9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город Вавилон и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Питер Брейгель Старший «Вавилонская Башня» (1563)

Дворец Навуходоносора II

В результате раскопок были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, которые располагались на искусственных платформах. Помещения находились вокруг открытых дворов. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны спиралевидными завитками (волтами) капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше находился фриз (обрамляющая декоративная композиция) из бело-жёлтых пальметок (растительный орнамент) и бирюзово-голубых ромбов. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами.

«Висячие сады Семирамиды». Цветная гравюра голландского художника XVI в. Мартена ван Хемскерка (на заднем плане – Вавилонская Башня)
В летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.
Пыльный и шумный Вавилон не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор II и приказал возвести висячие сады.

Архитектура и искусство Ассирии

Наивысшего развития искусство Ассирии получило в I тыс. до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.
К искусству предъявлялись определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.
Искусство Ассирии I тыс. до н. э. имело более светское назначение, хотя и было связано с религией.

Архитектура

Ведущим родом искусства в Ассирии была архитектура. Здесь строили не только храмы, но и дворцовые комплексы, крепости. Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884-859 гг. до н. э.), Саргона II (722-705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668-633 гг. до н. э.).
Ассирийские дворцы представляли собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены рельефами и росписями.
Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Дворец был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца входили святилище с башней-зиккурат из семи уступов.


Зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
Входы перекрывались арками, а по сторонам арок были помещены фигуры – привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Использовался приём-изображение пяти ног, чтобы можно было видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.
В качестве несущих опор использовались колонны с каменными базами и деревянными стволами.

Саргон II с вельможей
В декорации дворца Саргона II использовались изразцы – глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой.

Скульптура

В скульптуре преобладал рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

Крылатый бык с человеческой головой, найденный при раскопках (Лувр)
От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая фронтальная статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей, высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Образ царя идеализирован.

Ашшурнасирапал II на троне
Во дворце Ашшурнасирапала сохранились плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен.

Настенные росписи

Росписями украшали некоторые помещения. Например, во дворце Саргона II изображены процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнасирапала II после удачной охоты (Лувр)

Росписи исполнялись по белой известковой обмазке, которая тонким слоем накладывалась на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем накладывались краски: красно-коричневая, синяя, чёрная и белая, иногда розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.


КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ АССИРИИ

ВВЕДЕНИЕ

Ассирийский народ по праву считается одним из древнейших народов мира. История ассирийцев насчитывает несколько тысячелетий.

В сокровищницу мировой культуры вошли многие творческие достижения ассирийского народа. Даже завоевательные войны ассирийских царей не всегда имели отрицательные последствия. Объединенные в составе ассирийской державы, народности и племена независимо от воли завоевателей и даже вопреки ей вступали в тесные экономические и культурные связи друг с другом, что способствовало прогрессу в различных сферах жизни.

Несмотря на то, что история ассирийцев и Ассирии преподается в университетах и школах мира более 150 лет и считается хорошо изученной, все же следует сказать, что история развития культуры этого народа все еще остается неясной до конца и требует дальнейшей разработки.

Вплоть до наших дней велись и ведутся раскопки на территории существования ассирийского государства. Археологам открываются новые города, дворцы и храмы. Производится расшифровка клинописных надписей на рельефах, клинописных табличках. Открываются новые загадки, новые факты по которым можно изучать развитие культуры в древней Ассирии.

Однако, уже по изученным фактам можно судить, что земное наследие ассиро-вавилонской культуры велико.

Знания, которые использовались ассирийским народом в древности продолжают практиковаться народами всего мира и в наше время.

В данной статьи использовано большое число источников - трудов российских и зарубежных ассириологов, а также материалов и экспозиций, расположенных в музеях России, Франции и США.

КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ АССИРИИ

ПИСЬМЕННОСТЬ

Своими знаниями истории народов Месопотамии и ее соседей человечество обязано в первую очередь глиняной табличке.

У шумеров, как и у египтян, письменность первоначально была прерогативой писцов. Вначале они пользовались грубым, пиктографическим письмом, изображая общий вид предметов, вернее их очертания. Затем эти рисунки все более и более упрощались и превращались в группы клиньев.

Ассирийцы значительно упростили клинопись, приведя ее в определенную систему и окончательно перейдя к горизонтальному письму. Ассирийцы и вавилоняне писали палочками из очищенного камыша на выделанной коже, на деревянных дощечках и на папирусе, который получали с приходившими из Египта караванами, не говоря уже о надписях, высеченных на камне, металлических пластинах, сосудах и оружии. Однако основным материалом для письма оставалась глина.

Писали палочкой наподобие грифеля с тупым концом в виде треугольника. После того как вся поверхность плитки была исписана, ее сушили на солнце, а затем обжигали. Благодаря этому знаки сохранялись, а плитки не страдали от сырости. Этот способ письма переняли и соседние народы - эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, частично финикийцы.

В Месопотамии существовали даже школы. Во время раскопок удалось открыть одну школу в городе Мари, а в ней - пособия для обучения и задачи для учеников. Одна из табличек провозглашала: "Кто отличится в чтении и письме, тот будет блестеть, как солнце". Четыре курса приходилось преодолеть ученику, чтобы изучить клинопись.

Последние археологические находки позволили обнаружить на территории Ассирии даже своеобразный Университет. Примерно в 10 км. к востоку от Багдада расположена древняя крепость Тиль-Кармаль. Находки в этом месте позволили сделать вывод о том, что здесь и находился своего рода первый Университет в истории человечества. Удалось установить название древне-ассирийского города - Шадупум, что на арамейском языке означает "счетная палата" или "казначейство". Шадупум был местом хранения важных документов Ассирии, центром сосредоточения людей, сведущих не только в искусстве письма, но и в различных областях культуры и науки.

Наибольший интерес представляют имеющиеся здесь таблички, отражающие знания древних в математике и геометрии.

Например, в одной из них доказывается теорема о подобии прямых треугольников, которую приписывают древнегреческому ученому Евклиду. Оказалось, что в Ассирии ее применяли еще за 17 веков до Евклида. Найдены также математические таблицы, с помощью которых, по сути дела, можно умножать, извлекать квадратные корни, возводить различные степени, выполнять деление и вычислять проценты. (Подробнее см. "За рубежом". 1973г., № 28, ноябрь.).

БИБЛИОТЕКА АШШУРБАНАПАЛА

Вершины своего военного и культурного развития Ассирия достигла при царе Ашшурбанапале, который правил с 668 по 629 г.г. до Р.Х.

Ашшурбанапал заботился о культурном развитии своего царства. Особую известность приобрела его библиотека в Ниневии, которую он собирал из всех больших городов Междуречья и разместил в архивах своего дворца.

Основное место в библиотеке занимали книги религиозного и научного содержания, главным образом по математике и астрономии. И в той и в другой древние ассирийцы достигли большого совершенства.

Писцы Ашшурбанапала увековечили его боевые походы и подвиги, начертав их на больших глиняных призмах. Найдены также аналогичные надписи о военных подвигах выдающихся ассирийских царей - Асархаддона и Синаххериба. Эти тексты по своему содержанию сводятся к трем частям: а) введение, содержащее краткую молитву, обращенную к богам; б) описание деяний царя, его победоносных походов, успешно одержанных побед над врагами; в) рассказ о строительной деятельности царя. Иногда тексты посвящались описанию царских охот, особенно на львов. В них говорится также о заботах царя, связанных с развитием скотоводства, торговли, ремесел, древонасаждения, цветоводства. Все военные походы перечисляются здесь в строго хронологическом порядке, освещаются события данного царствования, обязательно указывается время составления текста.

В библиотеке Ниневии было немало текстов, посвященных древнейшим царям Ассирии и вавилонским владыкам.

В огромном количестве в Ниневийской библиотеке сохранились различные письма и депеши. Эти памятники письменности свидетельствуют о том, что древнейшие правители Ассирии и Вавилона считали такую корреспонденцию повседневной и вполне обычной.

Важное значение имели донесения военачальников о продвижениях войск, о покорении городов и областей, о судьбах плененных врагов; обращения о подвозе оружия и продовольствия; сообщения о потерях в своей армии и в армии врагов.

Очень важное место в библиотеке занимают грамматики, словари, школьные книги для упражнений в чтении по слогам.

Перечисленные выше книги входили в так называемый классический отдел библиотеки. Другой отдел можно назвать "архивным". Здесь хранились разные документы, общественные и частные. Наряду с политическими трактами, царскими указами, депешами, перечнями даней и податей, докладами царских наместников и военачальников и с ежедневными донесениями работников царских обсерваторий сюда входят бесчисленные частные документы: купчие крепости, удовлетворенные по всем правилам, за подписями и печатями, на дома, земли, рабов - на всякую собственность; кредитные векселя, контракты и договоры всякого рода. В число литературных памятников входят также коммерческие надписи и договора. В них речь идет об уровне ремесла и торговли, о путях сообщения и юридических отношениях в Ассирии. Еще Геродот отмечал, что почти у каждого жителя Ассирии и Вавилона имелась личная печать. Много таких печатей цилиндрической формы с изображениями и клинописными текстами можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности.

Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя-победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах.

Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников.

На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо-величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя.

Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурнее; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе.

Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.

Ассирийские рельефы IX - VII в.в. до Р.Х., найденные при раскопках древних столиц Ассирии, заняли почетное место в крупнейших музеях мира - Англии, Франции, Германии, Ирака, США, России и других странах.

БЫТ И НРАВЫ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ

На протяжении существования ассирийского государства в среде его населения проходило непрерывное имущественное расслоение.

В доме знатного ассирийца было несколько комнат; в парадных помещениях стены украшались циновками, цветными тканями, коврами. В комнатах стояла мебель, украшенная металлическими пластинами и инкрустациями из слоновой кости и драгоценных камней. Во многих домах под самой крышей были расположены окна.

У горожан обстановка была намного проще: несколько стульев и табуретов разнообразной формы, на прямых или скрещенных ножках. Спали обычно на циновках, за исключением хозяина и хозяйки дома, у которых были деревянные кровати на четырех ножках в виде львиных лап, с матрацем и двумя одеялами. В одном из углов двора помещалась печь для хлеба; на столбах портика были развешаны бурдюки с вином и кувшинами с водой для питья и умывания. На очаге, устроенном на открытом воздухе, стоял большой котел с кипящей водой.

В доме размещались различные амулеты, призванные охранять домашних от "дурного глаза" и "злых духов". Чтобы избавиться от них, изображение духа в виде статуэтки помещали на видном месте. На ней вырезали текст заговора. Другие аналогичные статуэтки зарывались под порогом, чтобы преградить доступ в дом "злым духам". Большинство из них - с головами различных животных, совершенно невиданных в мире.

Костюм зажиточных ассирийцев состоял из платья с разрезом сбоку. Поверх рубашки знатный ассириец надевал иногда вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром цветную ткань из шерсти. На шее носили ожерелье, в ушах - серьги, на руках - массивные браслеты и запястья из бронзы, серебра или золота. Платья носили длинные, доходившие до пяток, в талии их охватывал широкий пояс.

Ремесленники, земледельцы, воины одевались скромнее и проще. Они носили более короткую рубашку-тунику, доходившую до колен и не стеснявшую движение.

Парадная одежда ассирийского царя состояла из тёмно-синего, расшитого красными розетками верхнего платья с короткими рукавами; в талии оно было стянуто широким поясом с тремя правильно сложенными складками; пояс обшивался по нижнему краю бахромой, каждая кисть которой оканчивалась четырьмя нитками стеклянных бус. Поверх туники надевалось нечто вроде длинной епанчи (верхней одежды без рукавов или с очень короткими рукавами). Она доходила только до поясницы и была так расшита узорами, что самой материи почти не было видно. На голове царь носил высокую тиару в форме усечённого конуса, которая плотно прилегала к очертаниям лба и висков. В руке царь держал длинный скипетр, в рост человека. За ним рабы несли зонт и большое опахало из перьев.

Украшения из драгоценных металлов соответствовали одежде. Мужчины сохраняли обычай носить в ушах серьги. Браслеты изысканной формы обыкновенно надевали по два на каждую руку. Первый носили выше локтя. Все украшения были выполнены с большим искусством. Головки льва выразительны, рисунки размещены со вкусом, сочетания узоров весьма оригинальны.

АССИРО-ВАВИЛОНСКАЯ РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ АССИРИЙЦЕВ

Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же.

Во главе ассирийского пантеона стоял древний племенной бог - Ашшур, объявленный царём богов. Он изображался обычно покрытым птичьими перьями и был, очевидно, связан с древним тотемом - голубем.

Религиозная идеология в своём развитии отражала перемены в экономической и политической жизни общества. Так, например, переход от охоты к земледелию привёл к распространению культа богинь плодородия (особенно Иштар).

Значительные сдвиги в представлениях о богах произошли в результате создания на территории Ассирии централизованного государства с его развитой бюрократической системой. Земная иерархия была перенесена в мир богов. В каждом крупном центре местный бог становился главой пантеона (в Вавилоне - Мардук, в Ашшуре - Ашшур).

Жрецы стремились привести различные и порой противоречивые верования в единую систему, хотя это не всегда удавалось, и местные представления и обряды сохраняли свою силу. Хотя сходные по своим функциям боги отождествлялись друг с другом, но далеко не всегда этот процесс доводился до конца. Возникло противоречие между сложными и не для всех понятными богословскими построениями и многочисленными старинными верованиями и обрядами.

Таким был в общих чертах путь развития ассиро-вавилонской религии. Для более детального изучения её необходимо начать с анализа шумерских верований, которые слились с аккадскими и в дальнейшем оказали мощное воздействие на религиозные системы Вавилонии и Ассирии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗЕМНОЕ НАСЛЕДИЕ АССИРИИ И ВАВИЛОНИИ.

И я помню Иштар,

когда ещё вавилоняне не похитили её у нас...

Джек Лондон

Почти два тысячелетия христианские народы черпали своё представление об Ассирии и Вавилонии, об ассирийцах и вавилонянах из Библии.

Вот что писал об этом учёный-ассириолог Н.Никольский в книге "Древний Вавилон": "И о Вавилонии и о вавилонских царях, об Ассирии и ассирийских царях у европейцев составилось понятие почти исключительно на основании библейских рассказов. Ассирияне казались жестокими, кровожадными завоевателями, пьющими человеческую кровь, чуть ли не людоедами... Не было и мысли о том, чтобы эти бичи могли быть высококультурными народами и даже учителями греков и римлян". Древние греки и затем римляне испытали на себе самое прямое ассиро-вавилонское воздействие во многих областях: науке, технике, истории, мифах, литературе, военном деле, медицине, сельском хозяйстве, математике и т.д..

Мы так привыкли, например, к семи дням недели, что нам и в голову не приходит спросить себя, откуда этот счёт дней недели, так же мы относимся к двенадцати месяцам в году, или к 60 минутам в часе, или 60 секундам в минуте. Между тем эти неотъемлемые, вошедшие в нашу плоть и кровь подразделения вовсе не составляют оригинального достояния нашей культуры, но ведут своё происхождение из древней Ассирии и Вавилона.

Другой интересный факт - открытие в истории музыкального романса. Об этом рассказали профессора Калифорнийского университета в 1975 году. Они возродили к жизни ассирийский романс, записанный на глине, возраст которого около 3400 лет. До этого считали, что древние музыканты могли извлекать по одной ноте за один раз. Теперь доказано, что древние ассирийские музыканты извлекали две ноты и пользовались западной семизвуковой гаммой, а не восточной пятизвуковой. До этого учёные-музыковеды были уверены, что семизвуковую гамму создали древние греки в 400 г. до Р.Х..

Другое изобретение ассирийцев и вавилонян, дожившее до наших дней и широко используемое людьми во всех странах мира - солнечные и водяные часы.

Когда мы приступаем к изучению геометрии, то обязательно заучиваем теорему Пифагора. Её заимствовал Пифагор во время посещения Вавилонии. А ассиро-вавилонские математики знали её за тысячелетия до этого. Они же положили начало алгебре и умели извлекать квадратные и кубические корни.

В Месопотамии был изобретён лунный календарь, существующий и поныне. Учёные Ассирии и Вавилонии установили связь Солнца со знаками зодиака в день весеннего равноденствия. Они могли предсказывать солнечные и лунные затмения, сближение Луны и Земли.

Ассирийские учёные коллекционировали, отбирали и систематизировали растения, составляли списки местных и привезённых животных, минералов, проводили исследования по сельскому хозяйству.

Жители Междуречья превратили свою страну в крупнейший центр наиболее развитого земледелия и славились виноградством и виноделием.

В Ассирии были созданы первые зоопарки. Об этом писал знаменитый естествоиспытатель Дж.Даррел: "Много зоопарков было у ассирийцев, в том числе у таких известных, как царица Семирамида, её сын Ниниас и царь Ашшурбанипал, специалист по львам и верблюдам".

И наконец, архитектура Ассирии и Вавилона образует особый стиль и жанр и оказала воздействие на европейскую архитектуру в целом, а через Византию - и на Русь.

Появились свидетельства о жизни восточноиранских племён. Культура Древнего Ирана специфична и богата заимствованиями одновременно... , выполненными в типично ассирийском духе. Искусству Ассирии , несомненно, принадлежит и большая часть костяных...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Крупнейшую роль в истории Древнего Востока в первой половине 1 тысячелетия до н.э. сыграла Ассирия. Истоки ассирийского искусства восходят к 3 тысячелетию (Древний Ашшур), но высшее свое развитие оно получило только в 1 тысячелетии до н.э., от которого сохранилось и самое большое количество памятников. В это время Ассирия стала крупной военно-деспотической рабовладельческой державой, претендовавшей на господство на всем Древнем Востоке. Владычество Ассирии, которая вела большие грабительские войны, распространялось на Западную Азию от Ирана по Средиземного моря и доходило до столицы Египта -- Фив. 9 - 7 вв. до н.э. - время наивысшего подъема ассирийского искусства, впитавшего и по-новому претворившего многое из найденного в предыдущее время. В широком масштабе в этот период осуществляются культурные взаимосвязи Ассирии с другими странами. Около 7 в. до н.э. ассирийцы непосредственно соприкасаются с греками. Последние через Ассирию восприняли многие культурные достижения Древнего Востока; в свою очередь ассирийцы познакомились с новым, неведомым им ранее миром.

Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти (и гражданской и жреческой) сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Это нашло свое наиболее последовательное выражение в изображениях на рельефах ассирийских дворцов. В отличие от более древнего искусства Двуречья и искусства Египта ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура. Лучше других изучен архитектурный комплекс дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Он сооружен в 8 в. до н.э., одновременно с городом, построенным по определенному плану в виде квадрата с прямоугольной сеткой улиц. Город и дворец были окружены крепостной стеной. Интересной особенностью планировки было сооружение дворца на линии городской крепостной стены таким образом, что одна его часть оказывалась в черте города, а другая выходила за его пределы. К дворцу со стороны города примыкал ряд зданий, составлявших официальную и священную зону, включавшую храм и другие сооружения. Весь этот комплекс, включая и дворец, был в свою очередь обнесен крепостной стеной, образуя цитадель,отделенную от города и защищенную таким образом не только от внешних врагов, но и от внутренних, на случай восстания в городе.

Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи, сооружение которой потребовало 1 300 000 кубометров наносной земли и применения огромного количества рабского труда. Насыпь состояла из двух расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га. Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был, конечно, во много раз больше. Вокруг многочисленных открытых дворов, соединенных между собой, группировались закрытые помещения, причем каждый двор с прилегающими помещениями образовывал как бы отдельную изолированную ячейку, могущую иметь и оборонное значение в случае нападения. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.

В отличие от древнего зиккурата Ура хорсабадский состоял из семи ярусов. Нижний ярус имел 13x13 м в основании и 6м в высоту, последующие, уменьшаясь в размерах, завершались небольшой часовней. Можно предположить, хотя зиккурат дошел до нас в развалинах, что общая высота здания равнялась примерно десятиэтажному дому. Благодаря декоративной обработке стены, имевшей вертикальные выступы, и линии пандуса, украшенного парапетом, масса здания приобретала известную легкость, не нарушая общего монументального характера архитектуры.

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне человеческого роста по залам ассирийских дворцов. В хорсабадском дворце рельефом было занято 6000 кв. м. Исследователи считают, что существовали картоны, по которым художники наносили общие контуры изображений, в то время как бесчисленное количество помощников и учеников копировали отдельные сцены и исполняли детали композиций. Есть данные предполагать также наличие наборов трафаретов рук, ног, голов и т. п. как для изображения человека, так и животных. Причем иногда, видимо в спешке выполнения задания, фигуры составлялись из произвольно взятых частей. Это предположение становится особенно вероятным, когда вспоминаешь те огромные площади, которые занимали рельефные композиции, и те малые строки, которые предоставлялись на украшение дворцов. Работа над большими плоскостями стены требовала в какой-то мере широкой манеры и обобщенности. Скульпторы высекали фигуры, мало выделяющиеся из фона, но с резко обозначенными контурами. Детали обычно передавались врезанным, углубленным рельефом (еn сrеux), украшения же скорее гравировались, чем высекались (вышивка на одежде и т. п.).

Сюжетами композиций были главным образом война, охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец, сцены религиозного содержания. Главное внимание сосредоточивалось на тех изображениях, где царь являлся центральной фигурой. На его прославление направлен был весь труд ассирийских художников. Задачей их было также подчеркнуть и физическую силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их часто скованы условной канонической позой и тяжелой, пышной одеждой.

В 9 в. до н.э., при Ашшурнасирпале II, Ассирийское государство достигло своего наибольшего возвышения. Отличительные черты искусства этого периода - простота, четкость и торжественность. В передаче различных сцен на рельефах художники старались избежать перегруженности изображения. Почти во всех композициях времени Ашшурнасирпала II отсутствует пейзаж; иногда, как, например, в сценах охоты, дана только ровная линия почвы. Можно различать здесь сцены исторического характера (изображения битв, осад, походов) и изображения дворцовой жизни и торжественных приемов. К последним относятся наиболее тщательно выполненные рельефы.

Фигуры людей, за редкими исключениями, изображены с характерной для Древнего Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги и голова - в профиль. Модели у мастеров этого времени кажутся как бы приведенными к единому типу. Сохранена также и разномасштабность при изображении лиц разного социального положения. Фигура царя всегда совершенно неподвижна. Вместе с тем в этих рельефах сказывается большая наблюдательность художников. Обнаженные части тела исполнены со знанием анатомии, хотя мускулы преувеличенно подчеркнуты и напряжены. Большая выразительность придана позам и жестам людей, особенно в массовых сценах, где художник, изображая воинов, иноземцев, слуг, не чувствовал себя связанным каноном. Примером может служить рельеф со сценой осады ассирийскими войсками крепости, являющийся одним из целой серии рельефов, повествующих о победоносных походах Ашшурнасирпала и прославляющих его могущество. По исполнению рельефы эти, подобно литературным произведениям того времени (царским летописям), несколько сухи и протокольны, они тщательно перечисляют мелкие детали вооружения и пр., с бесстрастным однообразием изображая самые жестокие и кровавые сцены. ассирийский искусство архитектура

В 8 в. до н.э. появляются некоторые новые черты в ассирийском искусстве. Рельефы и росписи из дворца Саргона II (722 - 705 гг. до н.э.) роднит с предшествовавшими строгость манеры, большие размеры фигур и простота композиции. Но художники проявляют большой интерес к облику людей. Мускулатура становится менее преувеличенной, хотя ее обработка еще очень сильна и резка. Исполнители рельефов пытаются передать и некоторые индивидуальные черты облика человека, что особенно заметно в изображении самого Саргона. Более тщательное изучение модели заставляет художников останавливаться на таких, например, деталях, как складки кожи на шее и т. п. В рельефах с изображениями животных хорошо и верно передано движение. Художники начинают внимательнее наблюдать природу, появляется пейзаж. С большой достоверностью передаются особенности местностей и стран, через которые проходили ассирийские войска в своих многочисленных походах. То же можно наблюдать и в литературе, лучшим образцом которой является летописное описание восьмого похода Саргона. По трактовке рельеф остается таким же плоским, как и в предыдущую пору, но исчезает сухость, и контур фигуры становится более плавным и округленным. Если раньше, в рельефах Ашшурнасирпала II мощь и силу художники стремились передать размерами изображенных или преувеличением мускулатуры, то теперь та же тема раскрывается иным, более сложным путем. Например, воспевая победы, художники показывают трудности, преодолеваемые ассирийским войском, заботливо передавая пейзаж во всех деталях.

В конце 8 -- начале 7 в. до н.э. можно отметить дальнейшее развитие рельефа. Значительно усложняются композиции, иногда перегруженные деталями, не имеющими прямого отношения к сюжету. Например, в сцене "Сооружение дворца Синахериба" наряду с подробным изображением производимых работ передан окружающий пейзаж, в который введены и сцены рыбной ловли, и перегонки плотов, и даже бродящее в зарослях тростника стадо кабанов. То же характерно теперь и для рельефов с изображениями сцен битв и походов. Желая разнообразить длинные ряды идущих фигур в массовых сценах, художник прибегает к различным приемам, показывая различное положение голов и движение рук, различную походку изображенных. Изобилие деталей и большое количество фигур возрастают одновременно с уменьшением их размеров. Рельеф теперь разделяется на несколько ярусов.

Наивысшего своего развития ассирийский рельеф достиг в 7 в. до н.э., во время правления царя Ассирии Ашшурбанипала (668 - 626 гг. до н.э.). Содержание изображений оставалось тем же: все они прославляли царя и объясняли явления жизни божественной волей владыки. Центральное место в рельефах, украшавших дворец Ашшурбанипала в Ниневии, занимали батальные сцены, повествующие о военных победах ассирийского царя; многочисленны также сцены царской охоты. Мотивы становятся очень разнообразными. В изобразительном искусстве с большой силой развиваются тенденции предшествовавшего периода, значительно усиливаются черты реализма. В построении сложных сцен художники стремятся преодолеть трудности в изображении движения и раккурсов. Все композиции очень динамичны. В этом отношении лучше всего исполнены сцены охоты, больше других насыщенные жизнью и движением. Замечательны по лаконизму и силе выразительности сцены охоты на газелей и диких лошадей. Естественность поз животных, чувство степного простора, достигнутого свободным и вместе с тем великолепно организованным в ритмическом отношении размещением фигур на плоскости и большими полями ничем не занятого пространства, заставляют отнести эти рельефы к вершинам ассирийского искусства. Большого совершенства достигла и техника исполнения рельефа. Но вместе с тем в искусстве времени Ашшурбанипала есть и черты застойности, проявляющиеся в нарастании декоративности, своего рода геральдической отвлеченности, уводящей от жизненной правды, в известной утонченности исполнения, становящейся самоцелью.

В круглой скульптуре ассирийские мастера не достигли такого совершенства, как в рельефе. Ассирийские статуи немногочисленны. Изображенные обычно даны в строго фронтальных застылых позах, они облачены в длинные одежды, скрывающие формы тела под тщательно орнаментированным костюмом, - черта, роднящая эти статуи со многими фигурами на рельефах, где одежда также служила плоскостью для вырисовывания мельчайших деталей вышивок и других украшений. Примером ассирийской круглой пластики может служить небольшая,выполненная из известняка статуя Ашшурнасирпала II, облаченного в тяжелую длинную одежду (9 в. до н.э.), Чрезвычайно плоскостно трактованная, она похожа больше на доску, чем на объемную фигуру. Такой же характер имеют и происходящие из Хорсабада статуи второстепенных богов, держащих в руках магические вазы с истекающей водой. Плоскостный характер таких статуй может быть объяснен их зависимостью от архитектуры, так как, несомненно, они рассчитаны на то, чтобы восприниматься на фоне стены. Несколько иного типа статуя бога Набу (8 в. до н.э., Британский музей), отличающаяся массивностью и объемностью.

В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья. Полное своеобразия, обладавшее высокими для своего времени художественными достоинствами искусство Ассирии представляет яркую страницу в истории искусства Древнего мира. Оно оказало большое воздействие на искусство ряда соседних стран и, в частности, на искусство Урарту, своего ближайшего соседа и соперника в 1 тысячелетии до н.э

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общее состояние русского искусства в первой половине XIX века, его главные тенденции и отражение политических и общественных событий. Путь от классицизма через романтизм к критическому реализму, популярность пластического искусства. Развитие архитектуры.

    реферат , добавлен 28.07.2009

    Характерные черты романского искусства как общеевропейского стиля и отличительные черты искусства данного направления в разных странах Западной Европы, обусловленные влиянием других культур. Общие и отличные черты между школами, своеобразие архитектуры.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Живопись как вид искусства. Вид изобразительного искусства - графика. Древний вид искусства - скульптура. Архитектура - искусство проектировать и строить. Основные направления и приемы современного искусства. Кинетическое и авангардистское искусство.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2007

    Первые каменные здания на территории Московского Кремля. Основные направления московского искусства второй половины XIV столетия. Архитектура церкви Успения на Городке в Звенигороде. Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в Москве.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Происхождение искусства. Игровая теория происхождения первобытного искусства. Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства. Хронология каменного века. Нижний (ранний), поздний палеолит, мезолит, неолита. Общекультурное значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2008

    Архитектура XVIII века. Скульптура ХVIII века. Живопись первой половины ХVIII века. Живопись второй половины ХVIII века. Гравюра первой половины ХVIII века. Гравюра второй половины XVIII века. Прикладное искусство первой половины XVIII века.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2002

    Истоки искусства Древнего Египта и его связь с религией. Отличительные черты развития архитектуры, росписи, живописи, скульптуры, рельефа в период раннего, древнего, среднего и нового царства. Принципы египетского искусства. Пантеон богов и религия.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. Особенности искусства рококо. Отличительные черты искусства Европы начала ХIХ века: классицизм, романтизм и реализм. Сущность и философско-эстетические принципы символизма, импрессионизма и постимпрессионизма.

    реферат , добавлен 18.05.2011

    Выдающиеся образцы русской архитектуры и скульптуры XIX века. История создания Могучей кучки, знаменитые композиторы и их вклад в развитие музыки. Расцвет театрального искусства, известные актрисы и драматурги. Открытие Третьяковской галереи в Москве.

    презентация , добавлен 16.02.2013

    Состояние русской культуры в XVIII веке, влияние на ее становление реформ Петра I и европейских тенденций. Основные особенности искусства того периода, их взаимосвязь с течением исторического процесса. Яркие представители архитектуры и живописи.

Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами, рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их по порядку.

Изразцы – глазурованные кирпичи с яркими многоцветными изображениями розеток, «лотосов и «деревьев жизни» (стилизованных изображений финиковых пальм). Они находили широкое применение в украшении карнизов, арок, зубцов крепостных стен, обрамлений окон.

Каменные ортостаты – огромные плиты, которыми облицовывали нижнюю часть стен, входы в здания. На плитах обычно изображались сюжеты царской охоты, бега колесниц, осады вражеских городов, шествия пленных и т. д. (рис. 6.20).

В этих композициях нередко использовались «трафареты» в изображении природного антуража («река», «горы», «лес» и т.п.), крепостных укреплений, человеческих фигур. Для передачи движения применялось также совмещение в одной и той же фигуре двух проекций – спереди и сбоку.

Рис. 6.20. Сцена взятия урартской крепости. Справа – Тиглатпаласар III.

Ассирийский рельеф, середина VIII в. до н. э.

Особенно известны сцены львиной охоты из дворцов Ашшурбанапала II в Нимруде, Саргона II в Дур-Шаррукине, Синаххериба в Ниневии.

Охота на львов вообще была одной из любимых царских забав. Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н. э.), например, похвалялся тем, что лично убил тысячу львов, огромное количество диких быков, страусов и т. д. (рис. 6.21). На рельефах позы охотников довольно статичны, резко контрастны по сравнению с фигурами хищников, умирающих под градом стрел (рис. 6.22).

Рис. 6.21. Изображения царской охоты. Ассирия, VII в. до н. э. Фрагменты «львиных охот». Рельеф из дворца Ашшурбанипала. Ниневия, VII в. до н. э.

Рельефы обычно раскрашивались. Лошади были сине-голубыми, одежда всадников – красной, волосы и бороды – черные, открытые участки тела – темно-коричневые, почти черные. Одежды иногда украшали ювелирные изделия – кольца, серьги и т.п. Нередко использовалась позолота (рис. 6.22).



Рис. 6.22. Коленопреклоненная фигура (Нимруд, IX в. до н. э.).

Царская охота (Ниневия, VII в. до н. э.)

Круглая скульптура Ассирии представлена статуями пятиногих крылатых человекобыков (шеду, ламассу). Эти существа считались духами-охранителями царских резиденций. Высота статуй от трех до пяти с половиной метров. Пятая нога была необходима для передачи иллюзии движения каменного чудовища (рис. 6.23).

Вырезались статуи из монолитной известняковой глыбы с тщательной проработкой анатомических деталей. Возможным проообразом крылатого человекобыка является мифологический царь-бык Гопат-шах, который служит богам на морском берегу в обетованной земле Эран Веж. Стояли эти статуи около входов и во внутренних покоях царских дворцов. Ученым удалось установить, что это были статуи четырех астраль­ных ассирийских богов: Мардук изображался в виде крылатого быка, Набу – в виде крылатого человека, Нергал – крылатого льва, Нинурта – человеко-орла. «Эти крылатые человеко-львы не были про­сто случайным плодом, порожденным че­ловеческой фантазией. Их внешний вид внушал то, что они должны были символи­зировать, – благоговение. Они были созда­ны в назидание поколениям людей, жив­ших за три тысячелетия до нас. Сквозь ох­раняемые ими порталы несли свои жертво­приношения правители, жрецы и воины задолго до того, как мудрость Востока рас­пространилась на Грецию, обогатив ее ми­фологию издавна известными ассирийцам символическими изображениями. Они бы­ли погребены под землей еще до основания Вечного города, и об их существовании никто не подозревал. Двадцать пять столетий были они скрыты от взоров людей и вот по­явились вновь во всем своем величии…» (А. Лэйярд).

Приятное исключение составляют лишь недавно отреставрированные центральные покои дворца Ашшурназирпала II. Кры­латые гении – ламассу – гигантские ка­менные статуи человеко-быков и челове­ко-львов, как и прежде, стерегут главные ворота и внутренние проходы царской ре­зиденции. Их размеры поражают и подав­ляют. Стоя рядом с ними, человек средне­го роста едва дотягивается рукой до туло­вища этих чудовищ. Удивляет и то, что у, них не четыре, а пять ног. Это делалось древним мастером для того, чтобы зритель, с какой бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги. «Если смотреть сбоку, – поясняет М.В. Никольский, – то крылатое чудовище идет; если смотреть спереди, то оно стоит…».

Рис. 6.23. Эффект движения пятиногого шеду

Несмотря на то, что достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были невелики, они оказали немалое влияние на искусство Урарту и Древнего Ирана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. – М. : ОГИЗ, 1948 – 588 с.

2. Алпатов М.В. и др. История архитектуры в избранных отрывках. – М. : Изд. Всес. академии архитектуры, 1935. – 590 с.

3. Анисимов А.М., Гумилев Л.Н. и др. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986 – 303 с., ил.

4. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

5. Бецольд К. Ассирия и Вавилония: Пер. с нем. изд. Г.Г. Генкеля. – СПб.: 1904 – 143 с.

6. Блаватский В.Д. Архитектура древнего мира. – М. : Изд. Всес. Академии архитектуры, 1939 – 164 с.

7. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 2-х тт. – Т. 1. Доклассовое общество, восточные деспотии. – М..: Центрполиграф, 2003 – 400 с., ил.

8. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2 т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с.

9. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. : Учебник по специальности «История», Т. 1. – М. : Высшая школа, 1993. – 495 с., ил.

10. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия, Вавилон, Персия. Первые сверхдержавы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 144 с., ил.

11. Виноградова Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. – М.: Эллис-Лак, 1997 – 368 с.

12. Всемирная история, в 10 т., Т. 1. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1955 – 747 с.

13. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 34-38.

14. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 1 / Под ред. О.Х. Халпахчьяна и др. – М.: Стройиздат, 1970 – С. 206-211.

15. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М. : Наука, 1972 – 600 с.

16. Голенищев В. Описание ассирийских памятников. – СПб.: Имп. Эрмитаж, 1897 – 45 с.

17. Гомбрих Э. История искусства: Пер. с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ», 1998 – 688 с.

18. Гуляев В.И. В стране первых цивилизаций? // Знак вопроса, 2002, № 3 – М.: Знание, 2002 – С. 3-53.

19. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с.

20. Древний Восток: Книга для чтения. / Под ред. В.В. Струве. – Изд. 4-е. – М.: Учпедгиз, 1961. – 239 с.

21. Древний Восток. / Сост. М.В. Воскобойников. – СПб.: Реслекс, 1998. – 463 с., ил.

22. Искусство стран Востока. / Под ред. Р.С. Васильевского. – М. : Просвещение, 1986 – 303 с.

23. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Сборник. / Под ред. А.В. Бунина, Н.И. Брунова. – Вып. 1. – М. : Высшая школа, 1964. – 282 с., ил.

24. История древнего мира., в 3-х книгах. / Под ред. И.М. Дьяконова и др. – Изд. 2-е – М. : Наука, 1983 – 390 с., 574 с., 302 с.

25. История древнего мира. История средних веков. / Сост. Р.Ю. Виппер, А.А. Васильев – М. : Республика, 1994 – 511 с.

26. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М. : Изобразительное искусство, 1979. – 407 с.

27. Культура и искусство Вавилона, Ассирии и соседних стран: Альбом. – М.: Искусство, 1953. – 30 с., ил.

28. Ллойд, Сетон. Археология Месопотамии (От древнекаменного века до персидского завоевания) : Пер. с англ. Я.В. Василькова и И.С. Клочкова. Послесловие Н.Я. Мерперт. – М. : Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1984. – 280 с., ил.

29. Лурье И. Очерки по истории техники Древнего Востока – М.-Л.: АН СССР, 1940 – 352 с.

30. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: Книга для чтения. – Изд. 2-е – М. : Просвещение, 1980. – 320 с.

31. Майер Г.Р. Государственные музеи Берлина. ГДР – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 246 с.

32. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. / Под ред. И.С. Кацнельсона – М.: Искусство, 1976 – 375 с.

33. Мамука Н.В. Семь небес древнего мира. – М. : Алетейя, 2000. – 349, с., ил.

34. Масперо М. Древняя история. Египет, Ассирия: Пер. с франц. – СПб.: Тип. Пантелеева, 1892 – 305 с.

35. Масперо Г. Древняя история народов Востока. – М. : 1911. – 714 с.

36. Масперо М. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала: Пер. с франц. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1916 – 295 с.

37. Матвеев К.П., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись – М.: Молодая гвардия, 1979 – 129 с.

38. Михневич Н.П. История военного искусства с древнейших времен до начала XIX столетия. – СПб. : 1895 – 563 с.

39. Никольский Н.И. Древний Вавилон: Популярно-научные очерки по истории культуры Сумера, Вавилона и Ассура – М. : Т-во «Миро», 1913. – 434 с.

40. Оппенгейм С. Астрономическое мировоззрение с древнейших времен по настоящее время. – М. : Берлин, 1923. – 123 с.

41. Поляков Е.Н. Особенности изображения богов в искусстве и архитектуре Древнего Востока. // Известия вузов. Строительство, 2002, № 1-2 – С. 122-129, библиогр. 17.

42. Поляков Е.Н. Планетарные модели Вселенной в зодчестве Ассирии и Нового Вавилона. // Известия вузов. Строительство, 2004, № 3 – С. 86-93, библиогр. 18.

43. Рагозина З.А. История Ассирии. От возвышения ассирийской державы до падения Ниневии – СПб.: Маркс, 1902 – 500 с., ил.

44. Разин Е.А. История военного искусства с древних времен до первой империалистической войны 1914-1918 гг., Ч. I. – М. : 1940 – 218 с.

45. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М. : Стройиздат, 1984. – 376 с.

46. Садаев Д.И. История древней Ассирии – М.: Наука, 1979 – 247 с.

47. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского – М. : Наука, 1964. – 941 с.

48. Струве В.В. История Древнего Востока. – Изд. 2-е – М. : Госполитиздат, 1941. – 484 с.

49. Тамамшев М.И. Очерки по истории и культуре Ассиро-Вавилонян – Б. М., 1902 – 64 с., ил.

50. Тураев Б.А. Древний Восток: Сб. статей. – Т. 2 – М.: Наука, 1980. – 216 с.

51. Тураев, Борис Александрович (1868-1920). История Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и И.Л. Снегирева. – 2-е стереотип. изд. – Т. 1 – Л. : Соцэкгиз, 1936. – 362 с., 5 л. ил.

52. Фоссе, Шарль. Ассирийская магия: Системное исследование магических текстов: Пер. с франц. – СПб. : Евразия, 2001. – 334 с., ил.

53. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М. : Высшая школа, 1980 – 328 с.

54. Черняк В.З. Семь чудес света и другие – М.: Знание, 1983 – 208 с.

55. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М. : Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 1 – 592 с.

56. Andrae W. Der Anu-Adad-Tempel in Assur. – Leipzig: Hinrich, 1909 – 95 p., 34 blatt-ill.

57. Andrae W. Die Festungswerke von Assur. Tafelband. – Leipzig: Hinrich, 1913 – 108 blatt-ill.

58. Babelon E. Manuel de`archeoloqie orientale. Chaldee. Assyrie. Perse. Judee. Carthage – Paris: Maison Quantin, 1888 – 318 p.

59. Bonomi J. Nineven and its palaces. The discoveries of Botta and Layard, applied to the elucidation of holy writ. – London: Bell and Daldy, 1869 – 537 p., 4 ill.

60. Cavaniol H. Les monuments en Chaldee en Assyrie et a Babilone d`apres les recentes decouvertes archeologiqus avec neuf planches litographiees. – Paris: Durand, 1870. – 368 p., 9 ill.

61. Delaporte L. La Mesopotamie. Les civilizations babylonienne et assyrienne. – Paris: 1923 – 420 p.

62. Feer H.L. Les ruines de Ninive on description des palais detruits des bords du Tigre, suive d`une description du musee assyrien du Lonvve. – Paris: Stedes ecoles du dimanche, 1864 – 319 p., 5 ill.

63. Fergusson J., Burgess J. The palaces of Nineven and Persepolis restored an assay on ancient Assyrian and Persian architecture. – London: Murray, 1851 – 368 p., 6 ill.

64. Frankfort H. Tell Asmar, Khafaie and Khorsabad. Second preliminary report of the Jraq expedition – Chicago: The University of Chicago press, 1933 – 102 p., ill.

65. Heinrich, Ernst. Von der Entstehung der Zikkurate. – Vorderasiatische Archäologie. Studien und Aufsätze, Anton Moortgat zum fünfundsechzigstein Geburtstang gewidmet. – Berlin: 1964 – s. 113-125.

66. Hoefer F. Chaldee, Assyrie, Medie, Babylonie, Mesopotamie, Phenicie, Palmyrene. – Paris: Didot, 1852. – 440 p., 30 pl., 1 carte.

67. Jordan J. Konstructions-Elemente Assyrischen Monumentalbauten. – Berlin: Wasmuth, 1910 – 42 p., ill.

68. Layard A.N. Discoveries in the ruins of Ninewen and Babylon. With travels in Armenia, Kurdistan and the desert, being the result of a second expedition, undertaken for the trustees of the British Museum – London: Murrey, 1853 – 686 p., 5 ill.

69. Loud G. Khorsabad, p. 1. – Chicago: The Univ. Of Chicago press, 1936 – vol. 1 – 139 p., 12 ill.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проведите несложные математические подсчеты.

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н. э.) был построен на кирпичной платформе высотой 14 метров. Для ее возведения потребовалось перенести 1 350 524 м 3 глины. Для сравнения определите объем пирамиды Хеопса в Гизе (высота – 147 м, длина основания – 234 м). Еще одна информация к размышлению: суммарная длина крепостных стен Вавилона – 18 км, ширина – 17,5 м, усредненная высота – 18 м.

Какой из народов проявил больше прилежания в строительных работах?

2. Верно ли утверждение, что изобретателями пандуса были ассирийцы? Пандус – наклонная площадка, заменяющая лестницу, предназначенная для передвижения животных и конных упряжек (повозок, колесниц и т. п.).

3. Животные, будучи более подвижны по сравнению с растениями, выработали в ходе эволюции определенные формы поведения. У стадных, колониальных животных развит особый инстинкт, заставляющий их плотно прижиматься друг к другу, согревая себя и детенышей (весомый аргумент в пользу блокировки зданий!). В момент опасности стадные животные, вынужденные оставаться на месте, сбиваются в плотную массу вокруг своих вожаков (насекомые, рыбы, мелкий рогатый скот и пр.). Либо занимают круговую оборону (дикие буйволы, лошади). То есть круг в какой-то мере можно считать символом единства, «гарантом коллективной безопасности» всех живых существ. Однако во время вынужденных миграций стада (стаи) животных занимают походный порядок – линейная колонна, «угол», квадрат и т.п. Эти геометрические фигуры гарантируют быстрое перестроение в оборонительную позицию или достаточно организованное отступление.

Несомненно, что этот опыт живой природы был замечен и по достоинству оценен нашими предками. Круг стал восприниматься как фигура пассивная, «оборонительная». Квадрат же стал активной, «наступательной» фигурой (вспомним построение греко-македонских фаланг, римских когорт и манипул!). Именно поэтому древнейшие поселения мирных земледельцев имели округлые очертания, а воинские лагеря и колонии – близкие к квадрату.

Подтвердите или опровергните этот тезис примерами из градостроительной практики Ассирии.

4. Архитектурные формы ассирийских дворцов просты и геометричны. Пролет приемного зала во дворце Ашшурназирпала (870 г. до н. э.) равнялся 7 м. Во дворце Ассархадона в Нимруде (675 г. до н. э.) этот пролет достиг 19 метров! Однако по завершении строительства архитектор разделил зал продольной стеной на две части.

Один из законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) гласил: «Если строитель построил дом для человека, и работа его не крепка, и дом, построенный им, обвалился и убил владельца, то этого строителя должно убить…» (§ 229). Другой закон: «Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен устроить стену за собственное серебро…» (§ 233) (рис. 6.24-а).

Рис. 6.24. а – стела с изображением беседы царя Хаммурапи с богом Шамашем (XVIII в. до н. э.);

б – Ашшурбанипал со строительной корзиной

Не видите ли Вы взаимосвязи между этими древними законами и конструктивными переделками в нимрудском дворце? Интересовались ли ассирийские цари архитектурой и строительством (рис. 624-б)?

5. Изображения ассирийских военных лагерей, прямоугольных с закругленными краями или круглых, показывают, что царская палатка вместе со священными штандартами (боевыми знаменами) помещались не в центре лагеря, а совсем близко к его ограждению, окружавшему ряды палаток (рис. 6.25). То есть царю отводилось самое «защищенное» место внутри лагеря. Почему так поступали ассирийские цари? Использовался ли этот прием в ассирийском градостроительстве? Приведите примеры.

Рис. 6.25. Изображение ассирийского военного лагеря

6. Незадолго до падения своей собственной державы ассирийцы разрушили древнее государство Элам вместе с его столицей Сузами: «Зиккурат Шушана (Суз), который был построен из эмалированных кирпичей, – так сообщал царь Ашшурбанапал о своей победе, – я разрушил, обломал его зубцы, которые были отлиты из блестящей меди…. 32 статуи царей, изготовленные из серебра, золота, меди, алебастра… я забрал в страну Ашшур. Я снес шеду (и) ламассу, стражей храма, всех, сколько (их) было, исторг яростных быков, украшение ворот. Святилища Элама до небытия я уничтожил, его богов (и) богинь я пустил по ветру. В их тайные леса, в которые не проникал никто чужой, не вступал в их пределы, мои воины вступили, увидели их тайны, сожгли (их) огнем. Гробницы их царей, прежних (и) последующих, не чтивших Ашшура и Иштар, моих владык, доставлявших хлопоты царям, моим отцам, я сокрушил, разрушил, показал солнцу; их кости я забрал в страну Ашшур; их душам я доставил беспокойство, лишил их жертвоприношений (и) возлияний воды...» (рис. 6.26).

Почему ассирийский царь так упорно стремился уничтожить культовые постройки и «ассирийских» по духу «стражей храма» (шеду, ламассу) побежденных эламитов?

Рис. 6.26. Ассирийские лучники. Разграбление храма (ассирийский рельеф)

7. Пресная вода на Ближнем Востоке была и остается большой ценностью. Чтобы снабдить город водой, приходилось вести ее издалека, строить длинные водопроводы. Предшественник греческих и римских водопроводов, ассирийский акведук близ древней Ниневии, построенный в царствование Синахериба в начале VIII в. до н. э., имел длину 40 километров, а при переходе через долину реки представлял собой открытый канал длиной более 900 метров, проложенный в искусственном каменном ложе шириной около 23 метров. Пять арочных отверстий моста были покрыты ложными сводами стрельчатого очертания пролетом 2,74 м каждый. На нем сохранилась надпись, прославляющая царя (раскопки производились до второй мировой войны Иракской экспедицией Чикагского университета под руководством профессора Генри Франкфорта).

Можете ли Вы назвать другие столь же грандиозные инженерные сооружения Древнего Востока?

8. Финиковая пальма – одно из наиболее популярных растений в странах Востока (рис. 6.27). У нее очень вкусные плоды, которые едят в сыром и сушеном виде. Из пальмового сока делают опьяняющий напиток.


Рис. 6.27. Финиковая пальма – ассирийское «дерево жизни»

Косточки фиников использовались кузнецами для приготовления угля, из листьев плели различные изделия. Кора финиковой пальмы шла на веревки, а древесина служила строительным материалом. Многочисленные рельефы из царских дворцов, произведения прикладного искусства изображали «дерево жизни», функции которого нередко выполняла пальма.

Приведите примеры использования стилизованных «пальм» в искусстве и архитектуре Древнего Востока.

9. Известно, что в армии Ассирии существовали инженерные части, которые занимались строительством мостов, дорог, осадных машин, разбивкой военных лагерей. Многие инженеры в мирное время становились зодчими. Они занимались планировкой городов, строительством зданий и фортификационных сооружений. Нашел ли отражение в архитектуре Ассирии их военный опыт?

10. В ассирийском жилом доме жилые апартаменты обычно занимали южную сторону квадратного двора. На прилегающих сторонах квадрата находились склады, а выход на улицу располагался как можно дальше от жилых помещений. Из каких соображений исходили ассирийские строители?

11. Ближневосточные города неоднократно захватывались и разрушались противником после «правильной» осады (рис. 6.28). Представьте себя в роли главного архитектора города, окруженного тремя стенами. Начертите наиболее рациональную схему расположения крепостных ворот и башен. Используйте все известные Вам способы защиты древних крепостей, которые помогут нанести максимальный урон неприятелю и отстоять вверенный Вам город.

Рис. 6.28. Осада урартской крепости

12. Известно, что древнеегипетские зодчие возводили свои сооружения по проектам. Чертежи рисовались на папирусе, дощечках или осколках глиняной посуды. Проекции обводились черными и красными линиями, дверные и оконные проемы подкрашивались желтой краской. Пользовались ли чертежами зодчие стран Двуречья и Ассирии? Как выглядели их «чертежи»?



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!