Зеленый цвет успокаивает. Как влиять цветом на физическое и психоэмоциональное состояние человека? Что такое цветотерапия

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний.На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными.
Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности.
Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть.
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания.
Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека".
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.
Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры.

Физические ассоциации:
а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...);
б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...);
в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...);
г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...);
д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...).

Эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...);
б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...);
в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.
Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность.
Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены:
а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);
б) интенсивность ощущения;
в) устойчивость в пределах большой группы людей.
Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.
К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.
Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.
1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).
4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.
5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.)
6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.)
Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации.
Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь.

Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета.
Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук.
Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными.
Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет.
Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту.
Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки.
Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием.
Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета.
Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые.
Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света.
Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты.

В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом.

С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ".
С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский".
В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования.
Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма".
Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым.
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения .
Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам".
Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах.
Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа.
Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому.
С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:
А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.
Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский).
Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.
Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе.
Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты:

Сумрак над морем.
Лишь крики диких уток вдали
Смутно белеют.
Мацуо Басе

Льют майские дожди.
И ветер в листьях сливы
Свежо зазеленел.
Саймаро

Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус":
"Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны".
Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные":

А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед".

Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин".
Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..."
Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот".
Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).

Психологическое воздействие цвета базируется на физиологии нервной системы — как высшей (коры головного мозга), так и вегетативной. Основной закон работы нервной системы — взаимодействие процессов раздражения и торможения. Всякий внешний фактор, воспринимаемый органами чувств, вызывает в коре головного мозга (или в подкорковых центрах), более или менее сильное раздражение, в ответ на которое возникает очаг торможения. Так, после уличного шума мы стремимся к тишине, а после долгого пребывания в тишине нам приятна музыка, пение птиц, человеческие голоса.

Смена состояний раздражения и торможения ощущается нами как смена эмоций, или смена состояний психического комфорта и дискомфорта. При восприятии цвета в зрительных центрах мозга возникают очаги раздражения, в ответ на которые мобилизуются силы торможения. Так, фиксирование красного пятна вызывает в самом органе зрения зеленый цвет; так же всякий цветовой раздражитель порождает свой антипод, вызывающий торможение первоначального цвета.

Если же оба контрастных цвета предъявляются одновременно, возникает ощущение гармонии, так как в органе зрения эти цвета складываются и образуют белый (или почти белый) цвет, который равномерно загружает все три аппарата цветового зрения и тем самым обеспечивает наиболее комфортный режим работы глаза.

По признаку возбуждающего действия спектральные цвета делятся на две группы: красный, оранжевый и желтый — возбуждающие, голубой, синий и фиолетовый — успокаивающие (тормозящие действие первых трёх); зеленый по природе своей нейтральный, т.е. двойственный по воздействию на психику и эмоции.

Всякое возбуждение или торможение нервной системы может трансформироваться в разнообразные эмоции, подобно тому, как включив провод в электросеть, мы можем привести в действие светильник, утюг, вентилятор и т.д. Соответственно всякий цвет — и возбуждающий, и успокаивающий — вызывает различные эмоции.

На нашем сайте поставлена конкретная задача — обобщить данные литературы различных жанров, трактующей проблему эмоционально-психологического воздействия цвета, а также отображающей это явление в художественных текстах.

Попробуем выделить вопрос об эмоционально-психологическом воздействии цвета в чистом виде, отделив его от проблем ассоциаций, предпочтений, семантики и пр. Как мог бы реагировать на различные цвета абстрактный «гомо сапиенс», то есть вне-социальный и вне-культурный?

Представим себе (хотя это и трудно), реакции такого абстрактного человека.

Красный

Cамый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, эротические эмоции, стремление к общению с людьми, к творчеству, религиозный экстаз.

Возбуждение может реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас, тревога, чрезмерное напряжение сил, болезненная эйфория, наркотическое действие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость, неврастения, ощущение опасности. С красным цветом соотносится холерический темперамент. В индийской поэтике красным кодируется гнев и ярость.

В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» пишет об этом цвете: «Красное… воздействует внутренне, как жизненная, живая, беспокойная краска, …обнаруживающая ноту почти планомерной необыкновенной силы. В этом кипении и пылании… сказывается как бы мужественная зрелость. Светло-тепло-красное (Сатурн) …возбуждает чувство силы, энергии, стремления, решимости, радости, триумфа… Углубление его при посредстве черного опасно, так как мертвое черное легко гасит пламенность и слишком легко может возникнуть тупое, жесткое, к движению малоспособное коричневое. Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами».

Желтый

Cпектральный цвет сравним с кадмием желтым светлым, лимонной, стронциановой, типографской «yellow». К более теплым и темным оттенкам относятся желтые охры, золотая и бронзовая краски.

Желтый цвет — привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.

И. В. Гете оценивает желтый цвет весьма положительно: «В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью (766). Он производит исключительно теплое и приятное впечатление (768). Если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло, особенно в серые зимние дни, то… глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее; кажется, что на нас веет теплом (769)». Загрязненный и более темный желтый вызывает негативные эмоции: отвращение, брезгливость, отчуждение, неприятие. И.В. Гете пишет далее: (желтый) производит неприятное впечатление, если он загрязнен или …сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное (770). Такое неприятное впечатление получается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному… Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия (771). В. Кандинский ощущает желтый как красочное выражение безумия, слепого бешенства, когда больной бросается на людей и расходует свои силы без плана и без предела. «Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве… Рождаются краски, лишенные совершенно дара углубленности…»

Г. Фрилинг о желтом: «Создает веселость, способствует общительности, ясности ума (и даже) освобождает от проблем» (что, на наш взгляд, сомнительно).

Согласно индийской поэтике, желтым кодируется откровение (просветление) и изумление, т.к. желтый вызывает именно такие психические реакции.

Зеленый

Спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействие его обратно действию красного. Каждый человек может почувствовать это, находясь в лесу, в саду, на лугу. Если зеленый становится теплее и темнее, превращаясь в болотный, табачный, торфяной — он воспринимается как цвет гниения, распада, и в этом качестве производит неприятное впечатление.

Особенно благоприятное действие оказывает зеленый на обитателей жарких (и сухих) стран. Мусульманский рай — это царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и райские гурии.

46. А тому, кто боится сана Господа своего — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — … 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры… (Коран, сура 55)

Мусульманский поэт Амир Хосров Дехлеви восхваляет этот цвет в поэме «Восемь райских садов»:

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах. Зеленый цвет колеблется в глазах, Зеленый цвет — наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда.

И. В. Гете ощущает зеленый целиком положительно: «Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение… глаз и душа отдыхают на нем… Для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета» (фр. 802).

В. Кандинский ощущает в зеленом неподвижность, покой, пассивность. «Абсолютно-зеленое есть покойная краска среди всех других: никуда она не движется и не имеет призвука радости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и их души, но после известного отдохновения может и прискучить… Пассивность есть самое характерное свойство абсолютно-зеленого, причем это свойство как бы надушено некоторою жирностью, самодовольством. Потому зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами».

Марина Цветаева, попав из города «на лоно природы», упивается видом лугов и лесов. Её восторг граничит с истерикой:

«Каждою жилою — как по желобу - Влажный, тревожный зеленый шум. Зелень земли ударяла в голову, Освобождала ее от дум».

Поэтесса готова, подобно библейскому Навуходоносору, превратиться в травоядное животное…

В индийской поэтике зеленым кодируется отвращение.

Синий

Спектральный синий вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. С синим связан флегматический темперамент. Это цвет идеала, духовной красоты; длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.

И. В. Гете видит в синем «как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя (779) …Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас (780). …(синее) влечет нас за собой, вызывает чувство холода, напоминает о тени (781, 782) …Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся… просторными, но, в сущности, пустыми и холодными (783) …Синее стекло показывает предметы в печальном виде» (784).

В. Кандинский отмечает главное свойство синего — глубину, бесконечность, сверхчувственность, покой, печаль. Светло-синее «приобретает более равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным…»

В индийской поэтике синим кодируется любовь, т.к. это чувство во многих случаях жизни приносит гибель и зло.

Выше изложены данные различных исследователей о психологическом воздействии четырех основных цветов. Остальные четыре цвета хроматического круга воспринимаются как переходные между двумя основными: это оранжевый, голубой, пурпурный и фиолетовый (который ощущается как смесь красного и синего).

Оранжевый

Тонизирующий цвет, возбуждение от него несколько менее, чем от красного, но раздражающее действие чуть ли не больше, чем у красного. Психологи видят источник этого раздражения в неустойчивости оранжевого, в его колебаниях от красного к желтому и обратно (Г. Клар, тест Люшера). Цвет как бы теряет «целевую направленность». (Это выражение говорит скорее об ассоциациях, чем о непосредственном действии цвета, но возьмем на заметку и это). В индийской поэтике оранжевым кодируется мужество.

Голубой

Промежуточный между синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками — от светло-синего (называемого в просторечье голубым) до бирюзового (типа восточной бирюзы или египетской фритты). В наше время чаще всего встречаем в своем окружении типографский и компьютерный «cyan» — ядовито-голубую краску. Природные голубые, конечно, успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга, но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хорош только при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость.

Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства.

Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя, поле безбрежное, Дышит запахом мёда и роз… (С. Есенин)

Фиолетовый

Крайний цвет оптической области (спектра), самый коротковолновой. Фиолетовый — это как бы угасший красный — такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Главное его свойство — двойственность воздействия на психику: он и возбуждает, и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть С. Рубинштейн). Фиолетовый не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство (Гете, 787).

Разбеленный фиолетовый называют сиреневым; Гете замечает, что и этот цвет «имеет что-то живое, однако лишенное радости» (789).

В. Кандинский пишет: «Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное». Лиловый — это также оттенок фиолетового. Все его светлые модификации оказывают облегчающее действие; ощутимо расширяются легкие, ритм дыхания замедляется. Вот свидетельство Мацуо Басё:

По горной тропинке иду. Вдруг стало мне отчего-то легко: Фиалки в густой траве.

Это замедляющее действие фиолетового может довести чувствительного человека до обморока:

Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени… (О. Мандельштам)

Пурпурный

Это цвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое же двойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее, чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым. И. Гете свидетельствует, что этот цвет создает впечатление серьезности и великолепия. «Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день страшного суда» (798). Апокалиптический образ здесь очень выразителен, т.к. в нем мистическое начало сочетается с «величественным великолепием» (Г. Клар), высокое напряжение духа с предчувствием гибели.

Один из оттенков пурпурного — малиновый — внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного, прекрасного, раздольного. «Не жизнь, а малина», — говорят в народе.

Уже давно мне стала сниться Полей малиновая ширь, — говорит поэт Есенин, влюбленный в малиновое, багряное и синее.

Ахроматические цвета

Так называют белый, черный и все промежуточные между ними — серые. Все они имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всех длин волн в равных энергетических долях (за исключением абсолютно черного, в котором нет никакого света).

Однако, психологическое воздействие ахроматических цветов неодинаково — это обусловлено их энергетической мощностью — от максимальной в белом до минимальной в черном.

Белый

Самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных (кроме ведущих ночной образ жизни). Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, божественное.

Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.

На свете нет тоски такой Которой снег бы не вылечивал… (Б. Пастернак)

Черный

В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение.

И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным… (Амир Хосров Дехлеви)

Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом — активность, в черном — пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второй отрицает. Белый конь из Махабхараты одет в цвет амриты — напитка бессмертия; черный конь Бродского — посланник царства тьмы и смерти. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.

Познай где свет — поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума… (Александр Блок)

Серый

Этим словом называют множество смесей из белого и черного: следует различать по крайней мере три оттенка серого: светлый, средний и темный. Психологическое воздействие их различно. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него по воздействию на психику.

Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной окраски). Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, на облаках, на старой обветренной древесине (серые избы), на мраморе и драгоценных камнях. В городской среде, с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе.

Впрочем, природный пейзаж в северных странах (Голландия, Норвегия и др.), изобилующий ахроматическими цветами, по-своему прекрасен и достоин кисти живописца.

Коричневый

Различные оттенки коричневого называют «полухроматическими». Такие цвета имеют так называемые земляные краски: марс, сиена, умбра, сепия, нейтральтины (смеси черной с небольшими количествами хроматических красок). Натуральные коричневые краски часто встречаются в суглинистых и супесчаных почвах, в окраске птиц, насекомых, пушных животных, а также в древесной коре и старой древесине. Хлеб, кофе, какао и шоколад также имеют эту приятную и аппетитную окраску.

Коричневый, подобно серому, успокаивающий, тормозящий возбуждение, дающий отдых глазу и усталым нервам, но, в отличие от черного, он не полностью поглощает всё цветное, как могила: в этом цвете сохраняется явственное присутствие какого-либо хроматического цвета — теплого или холодного. Поэтому он даже в больших количествах не заставляет человека испытывать цветовой голод, — он деликатно радует глаз, не раздражая и не утомляя своей яркостью. В интерьере этот цвет внушает представление о прочности, уюте, добротности вещей, каковые свойства переносятся на дом в целом — вместе с его обитателями.

Дом там, где сердце. Наш дом это наш дворец, место, чтобы расслабиться, уединиться и восстановить силы. Именно поэтому цвета , которые мы используем в интерьере своего дома так важны. И наверняка стоит знать цвета , которые являются не только модными тенденциями, но снижают стресс и помогают расслабиться даже просто заходя в помещение. Взгляните!

Зеленая мята

Гладкие цвета зеленой мяты идеально подходят для прохладных, спокойных пространств. Зелень способна вдохнуть жизнь в пространство, и добавить естественную, органическую атмосферу. Цвет зеленой мяты осветляет и очищает ум от любых «злоумышленником».

Кристально голубой

Не нужно путать кристально голубой детскими голубыми цветами. Синий кристалл имеет более четкий, более яркий вид, с оттенком белого цвета. На кухне или в домашнем офисе, эти цвета будут охлаждать и успокаивать Ваш ум,и помогут расслабиться. Темные цвета не всегда бывают расслабляющими цветами. Если в комнате слишком много темного цвета ,то можно почувствовать себя не в своей тарелке,в отличии от кристально голубой комнаты.

Темный, но не резкий, глубокий фиолетовый красивый и стильный способ добавить немного спокойствия и отдыха. В спальне или акцент в гостиной, темный оттенок прекрасно работает с различными темами и стилем. От современного до эклектичного стиля интерьера темно-фиолетовые цвета работают и хорошо объединяют создавая ощущение спокойствия, не будучи чрезмерно строгим цветом.

Розовые румяна

Розовые цвета это чистая радость,но в то же время успокаивающие и расслабляющие. Конечно, немного женственны, но они хороши практически с любым цветом, и не будут подавляющими в пространстве любого размера. розовый — это способ принести мир в хаотичный дом и возродить энергию.

В жизни каждого человека каждую секунду присутствуют различные цвета. Одни из них действуют ободряюще, другие вызывают агрессию и возбуждение, третьи – радуют и согревают. Сегодня речь пойдет о цветах и оттенках, которые обладают успокаивающим эффектом.

Самым успокаивающим для человеческих глаз является зеленый цвет. Совокупность желтого и синего цвета, благоприятно влияет на психологическое состояние, поэтому зеленые обои подойдет абсолютно для любой комнаты. Зеленая гостиная обязательно создаст комфорт и уют, спальня расслабит и доставит удовольствие. К тому же учеными доказано, что зеленый цвет повышает рождаемость, поэтому это отличный выбор.

Белый – цвет справедливости, благородства и вдохновения. Также он способен нести удовлетворение, успокаивать разбушевавшиеся эмоции и настроить человека на правильные положительные мысли. Кристально белый цвет с легкостью рассеивает негативную энергию, вдохновляет и настраивает только на благие дела. Ведь не зря, наверно, каждый человек замечал, что прохожий, одетый в белую одежду вызывает только хорошие чувства, доверие и восхищение. Чего не скажешь о человеке, который облачен в черные мрачные цвета.

Огромное количество людей уверенны, что белый цвет способен повлиять на лечение той или иной болезни. Важно только разбавить его некоторыми оттенками. Равная пропорция нескольких цветов, безусловно, при присутствии белого, обладает антисептическим действием, не позволяет коже пересыхать, благоприятно влияет на эндокринную систему, а также замедляет процессы старения организма в целом. Если окружать себя в основном белыми цветами, вы будете чувствовать гармонию не только с самим собой, но и со всем внешним миром.

Серый цвет получился вследствие смешивания белого и черного. В нем сочетается все, что угодно. Это и контроль с уязвимостью, и эмоциональность с рассудительностью, и идеализм с реализмом. Несмотря на то, что серый цвет не способен радовать и согревать, он является признаком гармонии и стабильности. Люди, которые отдают предпочтение серым вещам, обоям и предметам интерьера стремятся к идеалу и готовы при этом себя во многом ограничивать. Внешне они кажутся настойчивыми, упорными и жесткими, однако внутри это беззащитные и уязвимые дети, которые не знают, как себя защитить. Серый цвет символизирует желание отрешиться от внешнего мира, быть не замеченными и отдохнуть от бурных эмоций. «Серые» люди не вызывают ни сожаления, ни восторга. Добродушность и основательность – это качества, которые присуще любителям серых оттенков.

Черный цвет является символом тайны и интриги. Поклонники черных оттенков – это властные люди, которые привыкли держать всю ситуацию в своих руках, но, иногда нуждаются в поддержке со стороны. Зачастую они имеют доступ к скрытой информации и с интересом наблюдают над тем, как другие пытаются выяснить истину. Невозможно правильно охарактеризовать человека, который любит черный цвет. В эту минуту он может быть спокоен и рассудителен, а в следующую – мятежным и буйным. Черный цвет выглядет роскошно и, наверно, нет человека, который бы не имел в своем гардеробе, интерьере или обиходе восхитительных и манящих предметов черных оттенков.

В современном мире постоянно что-то строится. В процессе строительства используются разнообразные строительные материалы, в том числе и стальная арматура. Приобрести ее можно в специализированных магазинах или же заказать на сайте metalo-baza.ru по приемлемой цене.

Наша привычная среда обитания, которая формируется при помощи дизайна, оказывает огромное воздействие на здоровье и психику всех проживающих в квартире людей. Вот почему жизненно необходимо, чтобы планировка, окружающие нас предметы и цвета согласовывались с чертами характера жильцов, формировали здоровый психологический климат и способствовали комфортному проживанию.

В последние годы особенно много внимания уделяется цвету. Цветовое восприятие человека – это загадочный физиологический феномен. Мы способны воспринимать цвет лишь глазами, а он влияет практически на весь наш организм: на наше настроение, самочувствие, здоровье. Некоторые считают, что он способен исцелять болезни и задавать тон всей жизни. Давайте разберемся, как цвет влияет на дизайн интерьеров.

Как цвет воздействует на человека?

Издавна известно, что верно подобранная гамма цветов при оформлении помещений способна творить чудеса. Она не просто украшает интерьер и создает положительное настроение у находящихся в нем людей, но и поддерживает человека в его начинаниях.

Например, существуют цветовые сочетания, которые помогают существенно повысить производительность труда и облегчить работу, создать спокойную и уютную обстановку, способствующую хорошей беседе и отдыху.

Кроме того, при помощи цвета можно формировать представление о предметах, об их красоте и назначении. Цвет позволяет сделать акцент на определенных деталях в помещении, а другие спрятать.

Существует целая наука, которая изучает цвет, но она тесно связана с другими областями человеческого знания. Именно на стыке психологии, физиологии, физики, светотехники и искусствоведения можно узнать, как и почему цвет влияет на наши организмы.

Многолетние исследования и наблюдения выявили, что цвета коротковолновой части спектра (синий, зеленый, голубой) и длинноволновой части спектра (желтый, красный, оранжевый) воздействуют на разные отделы человеческой нервной системы. Поэтому первую группу цветов стали называть холодной, а вторую – теплой.

Теплые цвета воздействуют на нас, словно кофе по утрам. Они временно тонизируют нервную систему, кратковременно повышая работоспособность человека, а затем яркие кричащие краски начинают угнетать ее – и ресурсов для активной деятельности у человека не остается. Данные цвета отлично подходят для спортивных помещений.

Холодные цвета в интерьере наоборот успокаивают нервную систему. Они помогают разумно расходовать ресурсы организма, дольше сохранять работоспособность. Кроме того, они позволяют быстро снять напряжение и умиротворить человека. Эти цвета отлично подходят для помещений, где приходится заниматься умственным трудом, часто работать за компьютером.


Существует особая группа цветов: оттенки среднего участка спектра (сине-голубые, зелено-голубые, желто-зеленые цвета) и смешанные мягкие пастельные тона (зелено-серые, серо-голубые, бирюзовые цвета). Их воздействие на человека наиболее благоприятно. Они оказывают успокаивающее, умиротворяющее воздействие.

Психологам и живописцам известно, что цвет влияет на человека, вызывая определенные эмоции. Кроме того, в разных психологических состояниях мы можем воспринимать один и тот же цвет по-разному. Кроме того, исторически сложилось так, что определенные цвета заключают в себе четкую символику – государственную, религиозную, светскую. Используя этот массив знаний, дизайнеры и подбирают цвета для интерьера.

Обратите внимание!
Цвет имеет колоссальное воздействие на человека, но не только он способен влиять на нас. Любой предмет интерьера, любая конструкция в комнате никогда не предстает перед нами равномерно окрашенной. Освещение задает контуры предмета, смазывая или усиливая его очертания, формирует цветовые оттенки, расставляет акценты. Поэтому зачастую свет играет не меньшее значение в создании психологического комфорта, чем цвет. Помните об этом, выбирая, каким цветом покрасить стены!

Воздействие цвета на психику человека

Профессиональный , как и любой художник, прекрасно понимает, как различные цвета распределяются в спектре, взаимодействуют друг с другом, а также какое влияние оказывают цвета и полученные при их смешивании оттенки на человека.

Белый цвет

Символизирует чистоту, покой, целомудрие, уединение, безмятежность, сосредоточенность, совершенство. Это положительный цвет, который включает в себя все оттенки спектра. Зачастую его соотносят с духовностью и душевным здоровьем. Считается, что он очищает и одновременно заряжает энергией, открывает видение новых возможностей и дает силу для преодоления препятствий. Но переизбыток этого цвета создает ощущение превосходства либо, напротив, усиливает комплекс неполноценности. Рекомендуется использовать белый цвет лишь в сочетании с другими оттенками. Он является прекрасным фоном для различных акцентов, позволяет расширить помещение.

Черный цвет

Считается самым загадочным цветом спектра, поскольку легко поглощает свет и скрывает то, что несет. Поэтому его часто ассоциируют с любопытством, тайной и познанием. Его символика – окончание, тишина и покой. Он дает надежду на перемены, но способен усиливать депрессивные состояния и уныние, насаждать слабость и жестокость. Это очень насыщенный, содержательный цвет, который может мотивировать, подталкивать к созиданию и раскрытию сильных качеств. В некоторых обстоятельствах он выделяется изящностью и сексуальностью. Это деловой, серьезный цвет. Его не рекомендуется использовать в интерьерах в чистом виде. Зато он прекрасно подходит для контрастного подчеркивания. Кроме того, черный позволяет визуально уменьшить и удалить объект.

Красный цвет

Ассоциируется с огнем, жарой, динамичной жизнью, активностью, волей и энергией. В крайних состояниях он символизирует гнев, страсть, агрессию. Считается, что красный не только возбуждает нервную систему и усиливает выделение адреналина, но также положительно влияет на кровообращение и стимулирует сексуальное влечение. Этот яркий и насыщенный цвет хорошо подойдет для меланхоличных и неуверенных в себе людей, а вот для экстравертов и холериков он может оказаться избыточным, развивая у них нетерпимость, упрямство и жестокость. Рекомендуется использовать его в помещениях, где необходимо движение и активность: в спортивных залах, лестничных клетках и прихожих.

Оранжевый цвет

Это приятная теплота и мягкий свет восходящего солнца, а еще струящаяся лава. Поэтому данный цвет радует глаз, повышает настроение и держит в тонусе. Во многом он схож с красным, но его воздействие мягче. Он также укрепляет волю, усиливает сексуальность и стимулирует аппетит. Особенно хорошо оранжевый сочетается с холодными цветами, усиливая их положительные характеристики и очищая от тяжести. В общем, он способен внести радостное оживление практически в любой интерьер.

Желтый цвет

В первую очередь ассоциируется с солнцем и теплом. А еще он олицетворяет свободу, ум, познание, интуицию и сообразительность. Этот цвет помогает концентрировать внимание и бороться с трудностями, ускоряет процесс анализа фактов и принятия решений. Желтый цвет освобождает мысли от негатива и улучшает самооценку, придает уверенности в себе. При переизбытке желтых деталей можно сильно переутомиться – этот цвет становится назойливым.

Зеленые оттенки

Ассоциируются с природой, жизнью и гармонией. Но зеленый цвет не только объединяет нас с природой, но и помогает людям сблизиться друг с другом. Он расслабляет, успокаивает. Фактически, этот цвет не излучает энергию, а наоборот генерирует и накапливает для будущих начинаний. Это цвет отдыха, стабильности и процветания. Но при его избытке появляется скука, сонливость. позволяет нейтрализовать влияние других цветов.

Голубой цвет

Это небо, ветер, лед и холод. Традиционно его соотносят с искренностью, чистотой. Этот цвет сильно связан с интеллектом и речью. Он позволяет отрешиться от мира, сосредоточиться на своих мыслях или просто созерцать происходящее. Кроме того, он улучшает общение, позволяет преодолеть застенчивость и боязнь публичных выступлений. Переизбыток голубого ведет к разногласиям и манипуляциям.

Синий цвет

Воплощает в себе постоянство, строгость, преданность, серьезность. Это цвет порядка и систематизации, принципиальности и идеалов. Он словно морская глубина, которая опьяняет, манит, зовет на поиски истины. Но это не цвет одиночек. Напротив, он символизирует товарищество, принадлежность к целому, объединение. Как и любой холодный оттенок, он позволяет зрительно увеличить помещение: сделать его выше и просторнее.

Фиолетовый цвет

Самый величественный. Он символизирует мудрость, благородство, творчество, вдохновение и закон. Это наиболее чувственный цвет, который скрывает огромное возбуждение – радость творческой самореализации. Исследователи полагают, что фиолетовый цвет позволяет сосредоточиться и продуктивно размышлять. Этот цвет объединяет тело и дух, материальные и духовные потребности.

Обратите внимание, что приведенные выше описания относятся лишь к чистым цветам. Оттенки данных цветов могут оказывать другое воздействие на человека, в том числе и прямо противоположное.

Интересно знать!
Зачастую цвет подбирается так, чтобы регулировать темперамент и характер человека. Если в квартире живет холерик, нет смысла окрашивать ее в яркие бодрящие оттенки. А вот меланхолику теплая гамма пойдет на пользу.


Какие цвета подойдут для комнаты?

Выбор цвета для ваших интерьеров определяется вашим вкусом, темпераментом и задачей, которая стоит перед дизайнером. И все-таки есть некоторые закономерности, которые соблюдается практически всегда.

  • Для наружных помещений квартиры, которые располагаются ближе к входной двери, лучше подойдут яркие цвета либо контрастные сочетания теплых и холодных тонов.
  • Для гостиной также лучше использовать оживляющие и бодрящие оттенки.
  • Какой выбрать цвет спальни? Разумеется, он должен умиротворять. Поэтому комнаты для сна и отдыха окрашиваются в пастельные и холодные тона. Иногда можно оживить палитру с помощью ярких деталей, но не переусердствуйте!
  • Для туалета и ванной комнаты также подойдут спокойные оттенки.
  • Цвет стен на кухне должен возбуждать аппетит и способствовать хорошей беседе. Поэтому сюда отлично впишутся умеренно яркие цвета: оранжевый, желтый, коричневый и зеленый.

И напоследок…

Если вы собираетесь самостоятельно подобрать цвета для своего интерьера, скачайте в Интернете цветовой круг, который позволит попарно комбинировать цвета в соответствии с правилами художественной гармонии.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!