Архитектурно-художественное описание фасада здания. Как самостоятельно рассчитать площадь ванной комнаты? Проект дома буквой г

Обычная версия сайта

М естность, где находится этот дом, имела несколько названий. Самое древнее из них - Кулишки. Выражение у «черта на куличках» хоть и не связано с этим местом, очень ему подходит. По преданию, здесь водились черти, которые стонали по ночам и иногда нападали на старушек. А строил дом невероятно модный и востребованный в тот период архитектор Николай Жерихов. Он был признанным мастером модерна, автором роскошных доходных домов на центральных улицах Москвы.

Предыстория

Этимология слова "кулишки" до конца неизвестна, но наиболее распространенное толкование - лужок на заливе, вырубленная поляна. Здесь действительно был Васильевский луг, раскинувшийся в поймах Москвы-реки, Яузы и Рачки. Последняя протекала по улице Солянка, а ныне заключена в трубу.

После победы Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году название Кулишки стало известно всему Московскому княжеству. В честь победы и в память о погибших воинах Дмитрий Донской велел заложить здесь большой деревянный храм Всех Святых, получивший, по тогдашнему обычаю, адресную приписку - на Кулишках. У стен церкви были торжественно захоронены останки русских воинов, принесенные с Куликова поля. Церковь Всех Святых на Кулишках стала первым храмом - памятником русскому воинству. В 1488 году деревянный храм был перестроен в камне. Во время боев с интервентами в 1612 году храм, находящийся на стратегических подступах к Кремлю, сильно пострадал, и в 1687-1689 годах был построен практически заново, тогда же возвели колокольню. Здание конца XVII века с четырехъярусной колокольней сохранилось до нашего времени.

Владения церкви, в том числе и территория нынешнего дома № 4, простирались на юг и восток от здания храма. В течение нескольких веков здесь то появлялись, то исчезали небольшие деревянные постройки и каменные дома, но место, занимаемое сейчас домом № 4, по крайней мере до середины XIX века оставалось пустым.

Этому способствовали и многочисленные пожары. Только в середине XVIII века их было несколько, и настолько сильных, что в летописи оставили запись: «…при тоя церкви Всех Святых приходские дворы все погорели без остатку». Пожар 1812 года еще раз опустошил Кулишки, пострадала и сама церковь. Восстановление проходило медленно, и церковь с ее владениями была приписана к соседнему храму Кира и Иоанна, находившемуся на улице Солянка (не сохранился).

Храм Всех Святых на Кулишках был отстроен к 1829 году, но его бывшие земли вернулись к нему только в 1845 году. Время восстановления храма почти совпадает со временем появления нового названия местности. В 1819 году началась расчистка будущей площади от ненужных строений и военных укреплений былых времен. К 1823 году Москва получила новую площадь, названную по близлежащим Варварским воротам Варварской. Во владениях церкви появился переулок, вернее, Солянский тупик, существующий и сейчас. Наш дом № 4 фактически стоит в этом тупике, а не на площади.

Как видно из плана Москвы 1852 года, составленного Хотевым, в середине XIX века по правой стороне Солянского тупика появились различные строения, по большей части деревянные. К концу века ситуация не изменилась.

На рубеже XIX-XX веков привычный вид местности стал постепенно меняться. Церковь продала часть своих владений, и практически на месте нынешнего дома № 4 появился четырехэтажный дом фасадом на улицу Солянка. По неизвестным причинам просуществовал он недолго. Остальную территорию за церковью занимал сад.

Дом на Кулишках

Наступление XX века ознаменовалось для древних Кулишек временем больших строек. В начале 1900-х годов некая Колчина (предположительно) приобрела участок рядом с церковью Всех Святых на Кулишках и начала строительство самого большого на тот момент доходного дома в бывших владениях церкви.

Архитектором дома был приглашен невероятно модный и востребованный в тот период Николай Иванович Жерихов. В 1902 году он успешно осуществил свой первый архитектурный проект - доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженке и с этих пор до самой смерти в 1916 году был признанным мастером модерна, строившим роскошные доходные дома на центральных улицах Москвы. Всего за 14 лет активной работы Жерихов построил 46 домов, основными заказчиками которых были состоятельные купцы.

Доходный дом в Солянском тупике должен был быть внушительных размеров, выбор известного архитектора модерна предполагал различные изыски, но средств, судя по всему, у заказчицы было недостаточно. Получив заказ на дом Колчиной, Жерихов столкнулся с непростой задачей совместить желаемое с реальными возможностями. Архитектору это удалось. Строительство было закончено в 1909 году.

Массивное Г-образное здание выходит на площадь торцевой стеной, практически лишенной окон и резко контрастирующей с парадным фасадом, также видным с площади. В целом оформление дома весьма сдержанно и строго, но черты модерна присутствуют и в этом творении Жерихова. Архитектор применил свой излюбленный прием, сделав слегка выступающие ризалиты, равномерно распределенные по фасадам. Они служат основным архитектурным украшением. Дополнением к ним является разнообразный декор окон.

Выделяется главный фасад, где расположен вход в здание: окна на плоскости стены и окна ризалитов отличаются по ширине и членениям. Жерихов, обильно украшавший свои здания лепниной и скульптурой (например, дом на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков или дом Вильнера на Старой Басманной), в доме Колчиной позволил себе лишь небольшую скульптурную шутку. На широком трехчастном окне четвертого этажа появляются две одинаковые маски мифологического персонажа, напоминающего бородатого Лешего.

Когда Жерихов работал над интерьерами здания, очевидно, у него было больше возможностей реализовать свои пристрастия к стилю модерн. Дом строился как жилой, никаких магазинов и контор в нем не предполагалось, поэтому из просторного парадного входа на первом этаже можно было сразу попасть в квартиры. Вход в них был оформлен арками, над каждой из которых в лепном медальоне находился лепной же номер квартиры. Один из них, с цифрой 3, сохранился до наших дней.

Широкая винтовая лестница из каррарского мрамора, плавно скругляясь на поворотах за счет ступеней треугольной формы, ведет на пятый этаж.

Но самой характерной и привлекательной деталью интерьера в стиле модерн является чугунная решетка лестницы. Она полностью сохранилась. Четкий графический рисунок решетки достаточно строг и вместе с тем очень изящен и легок. Композиционно решетка построена из секций с ритмичным повтором прямых вертикальных элементов, скрепленных в верхней части красиво изогнутой, обращенной вниз дугой. Решетка, уходя вверх, плавно повторяет все изгибы винтовой лестницы и вместе с мраморными ступенями составляет великолепный архитектурный ансамбль.

Дом на площади Ногина

Поселившиеся в новом доме жильцы вряд ли были довольны. Через два года под их окнами началось бурное строительство. На площади, справа от церкви Всех Святых на Кулишках, возвели огромное здание Делового двора, а в нескольких метрах от дома № 4 - здание гостиницы. Купцы, приезжавшие по торговым делам в Деловой двор и селившиеся в гостинице, далеко не всегда вели себя тихо и пристойно.

Вид на дом № 4 и переход в соседнее здание. Фото 1980-1985 гг.

Прошло не так много лет, изменилась страна, сменились жильцы обоих домов, изменилось и название площади. В 1924 году она была переименована в площадь Ногина в честь заместителя народного комиссара труда В.П. Ногина. Но адрес дома оставался прежним - Солянский тупик, д. 3. Церковь была закрыта в 1930 году, а ее здание передано в ведомство НКВД.

Квартиры в доме стали коммунальными. По данным mos.memo.ru, трое из жильцов дома разделили судьбу миллионов - были арестованы и расстреляны.

В послевоенное время дом перестал быть жилым. Здесь разместились Госплан РСФСР и Госкомцен РСФСР. Соседнее здание бывшей гостиницы заняло Министерство труда. Для удобства сообщения между домами в 1970-х годах был построен переход на уровне второго этажа, внизу оформленный проездными арками. Сейчас за ненадобностью переход закрыт. Предшественником НИУ ВШЭ до 1995 года был Центр информационных и социальных технологий Минэкономразвития РФ.

В 1991 году в сквере на площади Ногина был поставлен памятник славянским просветителям равноапостольным Кириллу и Мефодию, и площадь получила новое название - Славянская. Сменился и адрес дома: Славянская пл., д. 4, стр. 2. В том же году возобновились богослужения в церкви Всех Святых на Кулишках. Перед церковью установили крест новомученикам, расстрелянным здесь в 1930-е годы. Их останки были обнаружены при реставрации храма.

«У черта на куличках»

Произнося слово «Кулишки», невозможно не вспомнить выражение «у черта на куличках». Оно, как ни странно, подходит и к данной конкретной местности - бывшим владениям церкви. Как гласит предание и народная молва, черти здесь водились.

Впервые они дали о себе знать в 1660 году. Церковные сторожа по ночам слышали стоны, гудение, видели яркий свет неизвестного происхождения («дьявольское свечение»), летающие и падающие предметы - одним словом, настоящую бесовщину. Когда эти явления стали происходить и днем во время богослужений, священники церкви прибегли к длительным и упорным молитвам. Черти поутихли. Но через несколько лет, в 1666 году, на соседней улице Солянке, в двух шагах от нынешнего дома № 4, начали твориться гораздо худшие безобразия.

Почти на пересечении с Солянским проездом в XVII веке стояла женская богадельня. Опять же по ночам сначала негромко, но со временем все сильнее в богадельне стали раздаваться стоны и крики, случались даже нападения на старушек. О дьявольских проделках узнал царь Алексей Михайлович. Проверив слухи, он был вынужден им поверить и послать на битву с чертями иеромонаха Иллариона из Флорищевой пустыни. Пять недель понадобилось Иллариону для того, чтобы изгнать бесов. Мир был восстановлен.

В архиве Музея им. Щусева хранится проект реконструкции площади второй половины 1920-х годов, по которому через площадь, практически по апсидной части церкви и далее на набережную должна была пройти эстакада. Дом № 4 по этому проекту подлежал сносу. Но беда вновь миновала.

А колокольня церкви Всех Святых на Кулишках - это московская «пизанская башня». Со временем она довольно заметно отклонилась от вертикали.

Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 1995 года.

Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта « ».

Одноэтажные промышленные здания могут иметь простые и сложные формы в плане. На рис. 13.1 а показаны промышленные здания простой прямоугольной формы, небольшие по размерам, преобладающие при павильонной (раздельной) застройке территории предприятия. Как следует из рисунка, имеется потребность в межцеховом транспорте, развитии территории, протяженности дорог и коммуникаций.

Рис. 13.1. Планировочные решения промышленных зданий: а – раздельное; б – П-образное; в Ш-образное; г – сплошное

В настоящее время преобладающей является также прямоугольная форма с большими размерами здания в плане (сплошной застройки), устраняющая указанные недостатки раздельной застройки территории мелкими зданиями (рис. 13.1, г). Здания сложных форм: П-образные, Ш-образные (рис. 13.1, в) и гребенчатые, подобные Ш-образным, применяют только для аэрируемых цехов, имеющих большие тепло- и газовыделения (прокатные, прессовые, кузнечные и тому подобные цехи), поскольку развитый периметр позволяет организовать приток и удаление воздуха. Чтобы обеспечить проветривание тупиковых дворов, их ширина должна быть не менее полусуммы высот противостоящих зданий, но не меньше 15 м (при отсутствии вредных выделений эта величина может быть уменьшена до 12 м). Тупиковые дворы располагают параллельно или под углом 0-45° к преобладающему направлению ветров. Открытую сторону двора обращают на наветренную сторону, а если по условиям планировки такое расположение невозможно, в закрытой стороне устраивают аэрационные проемы не менее 4 м шириной и 4,5 м высотой.

В зависимости от характеристики технологического процесса одноэтажные промышленные здания по объемно-планировочному решению могут быть пролетного, зального, ячейкового и комбинированного типа.

Здания пролетного типа применяют в тех случаях, когда технологические процессы направлены вдоль пролета и обслуживаются кранами. Размеры пролетов 12-36 м выбирают в зависимости от характера технологического процесса, габаритов размещаемого оборудования и изделий. Шаг внутренних вертикальных опор (колонн) принимают обычно 6 или 12 м, может быть и больше, но во всех случаях кратным 6 м.

Транспортной связи между отдельными участками в зданиях пролетного типа достигают при помощи мостовых и подвесных кранов, конвейеров или напольного транспорта.

В IX–XI пятилетках строительство большинства одноэтажных промышленных зданий пролетного типа со сборным железобетонным каркасом велось на основе унифицированных типовых секций (УТС) и унифицированных типовых пролетов (УТГ1). Применение УТС и УТГ1 позволяло повысить уровень унификации объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, снизить стоимость и сократить сроки строительства.

Унифицированные типовые секции и унифицированные типовые пролеты применялись при проектировании промышленных зданий павильонного типа как сплошной застройки, так и в виде отдельных корпусов. Путем блокирования типовых секций и пролетов можно было получать различные объемно-планировочные решения зданий. Разнообразные габариты унифицированных секций и пролетов позволяли компоновать из них промышленные здания сплошной застройки разного назначения и большой площади, что давало возможность размещать в них не только отдельные цехи одного предприятия, но и разные промышленные предприятия.

УТС подразделялись на крановые и бескрановые. В последних мог быть устроен подвесной транспорт грузоподъемностью не более 10 т.

Для предприятий машиностроения габариты основных типов УТС 72x72 и 144x72 м. Для сборочных и складских цехов на предприятиях машиностроения возникает потребность в устройстве продольных и поперечных пролетов. В этих случаях применяют дополнительные секции, длина которых 72 м, а ширина 24, 30, 48 и 60 м с одним или двумя пролетами.

Для унифицированных типовых секций и пролетов разработаны рабочие чертежи. Благодаря этому процесс проектирования промышленного здания упрощен и сведен к компоновке типовых секций или пролетов, привязке к местности и к размещению технологического оборудования.

На рис. 13.3 показан план и разрез цеха по производству сборных железо­бетонных конструкций, который получен путем блокирования шести УТП размером 144 х18 м.

Рис. 13.3. План и разрез цеха по производству сборных железобетонных изделий

В пролетах 04-09-1 и 04-09-2 размещено агрегатно-поточное производство железобетонных конструкций. Пролет 04-09-4 отведен для стендового производства предварительно напряженных линейных конструкций. В пролете 04-09-16 производят заготовку арматуры, а в пролете 04-09-28 размешены вспомогательные службы {механическая мастерская, материальный склад и Др.) Корпус имеет четкое продольное зонирование, при котором его расширение возможно только в боковые стороны.

При разработке объемно-планировочных решений зданий по габаритным схемам или по индивидуальным проектам для их пролетов, шага колонн и высот применяют только унифицированные параметры. Так, например, для предприятий черной металлургии сетка колонн для миксерных отделений принята 36x12 и 30x12 м, для цехов раздевания изложниц – 30х12 м.

На рис. 13.4 показано объемно-планировочное решение корпуса мелкосерийного литья, планировка которого решена на основе унифицированных объемно-планировочных элементов с сеткой колонн 24x12 м, благодаря чему для конструктивного решения были применены существующие типовые унифицированные конструкции. При индивидуальном проектировании для одноэтажных промышленных зданий пролетного типа часто применяют следующие размеры сетки колонн:

В бескрановых зданиях без подвесного оборудования и с подвесным подъемно-транспортным оборудованием грузоподъемностью до 5 т включительно: 12X6, 18x6, 24X6, 18X12, 24x12 м. Сетку 12x6 м применяют в зданиях небольших размеров;

В зданиях, оборудованных мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т включительно: 18x12, 24x12, 30x12 м.

Рис. 13.4. План и разрезы корпуса мелкосерийного литья

При проектировании следует учитывать, что укрупненная сетка колонн позволяет экономичнее использовать производственную площадь. Оптимальна для большинства производств сетка колонн 18x12 или 24х12 м.

Одноэтажные промышленные здания пролетного типа могут иметь и очень сложную форму в плане. На рис. 13.5 показаны схемы планов прокатных цехов металлургических заводов, проектирование которых ведется по индивидуальным проектам.

Рис. 13.5. Схемы планов прокатных цехов: а – типовое решение, распространенное в 1948-1950 гг.: 6 – цех горячей прокатки Тайшетского металлургического комбината; в – прокатный цех Череповецкого металлурги­ческого завода: 1 – нагревательные колодцы; 2 – отделение блюминга или слябинга; 3 – отделение заготовочного стана: 4 – отделение распределительных пролетов; 5 – отделение прокатных станов, отделки и склада готовой продукции; 6 – машинные помещения. 7 – листопрокатный стан; 8 – стан-650

Здания зального типа применяют в том случае, когда технологический процесс связан с выпуском крупногабаритной продукции или установкой большеразмерного оборудования: машинные залы тепловых электрических станций, ангары, цехи сборки самолетов, главные здания мартеновских и конвертерных цехов и т. п.

Пролеты зданий зального типа могут быть 100 м и более. Такие пролеты перекрывают обычно пространственными конструкциями. Различают продольное и поперечное расположение залов в здании. На рис. 13.6 показан пример здания с продольным расположением зала (цех сборки самолетов). Пролет и шаг колонн каркаса в зданиях зального типа также принимают кратными 6 м.

Для самолетосборочных цехов пролет 60 м достаточно целесообразный, так как позволяет собирать самолеты с большим, чем 60 м, размахом крыльев. В этом случае самолеты размещают на конвейере под углом к продольной оси пролета. По торцам цеха устраивают башенные пристройки (карманы), в которые убирают складчатые створки раздвижных ворот цеха.

Цехи сборки самолетов блокируют с агрегатно-сборочными или механо­сборочными цехами или располагают в отдельно стоящих корпусах. Блокированные цехи полностью отвечают требованиям поточного производства и получили большое распространение. Вспомогательные, административные и бытовые службы располагают по длинной стороне цеха.

На рис. 13.7 показано промышленное здание с зальными помещениями, расположенными в поперечном направлении (здание мартеновского цеха). Размеры залов определяются размерами мартеновских печей и имеют 54x48 м каждый.

Рис. 13.7. Схема плана и продольного разреза мартеновского цеха

Промышленные здания зального типа можно блокировать с другими зданиями, имеющими другую планировочную структуру. Например, с корпусом ангара блокируют здания, обслуживающие ангаркомплексом помещений, включающим ремонтные мастерские, склады, административные и бытовые помещения. Существует несколько схем блокирования ангара и обслуживающего комплекса (рис. 13.8).

Рис. 13.8. Планировочные схемы ангарных корпусов: а – П-образная; б – Г-образная; в – сквозная; г – линейная одностороняя; д – линейная двухсторонняя; е – Т-образная: 1 – блок ангара; 2 – блок мастерских и обслуживающих помещений

Здание ангара, как правило, имеет большой пролет (достигающий 100– 150 м). Объемно-планировочная схема здания предопределяет и его конструктивное решение. Так, П-образную, Г-образную и сквозную схемы блокирования принимают при пролетах до 100 м с поперечным расположением несущих конструкций (рис. 13.9, а); при пролетах до 150 м можно применять поперечно-продольное расположение конструкций (рис. 13.9, б), а при линейной односторонней или двухсторонней схеме блокирования и Т-образной можно использовать консольные несущие конструкции (рис. 13.9, в).

Рис. 13.9. Схемы решения несущих конструкций покрытия ангара: а – поперечная; б – поперечно-продольная; в – консольная

При выборе схемы блокирования и решения несущих конструкций учитывают дальнейшие перспективы развития самолетостроения, специализацию и специфику расширения предприятия, а также условия типизации, унификации и экономики. Наиболее гибкие в технологическом отношении и экономичные – линейная односторонняя, Г-образная и сквозная схемы блокирования.

Здания зального типа получают в последнее время распространение в отраслях промышленности, в которых технологический процесс не связан с выпуском крупногабаритной продукции или с установкой крупногабаритного оборудования. Это объясняется тем, что большие размеры производственных помещений позволяют свободно использовать пространство, размещать любые технологические процессы.

Здания зального типа приобретают достоинства универсальных промышленных зданий.

Здания зального типа, применяемые для предприятий химической про­мышленности с укрупненной сеткой колонн (24x12 или 30x12 м), позволяют располагать в них многоэтажные сборно-разборные этажерки для размещения технологического оборудования. В таких зданиях легко осуществить модернизацию оборудования, изменить технологический процесс, внедрить новую технологию без перестройки основных конструкций здания.

Здания зального типа со сборно-разборными этажерками по сравнению с многоэтажными имеют более легкие перекрытия, благодаря чему снижена масса здания, следовательно, и стоимость строительства.

На рис. 13.10 показано объемно-планировочное решение здания зального типа, сблокированное из двух УТС размером 72x60 м. Залы этого здания, в которых расположены сборно-разборные этажерки, имеют сетку колонн 30x12 м. Для транспортирования грузов применены подвесные краны.

Размещение в промышленных зданиях автоматизированных технологических линий нередко вызывает потребность передвижения транспортных средств в двух взаимно перпендикулярных направлениях.

Частую модернизацию технологического процесса легче осуществлять в одноэтажных зданиях сплошной застройки с квадратной сеткой колонн. Такая структура объемно-планировочного решения получила названиеячейковой , здания –гибких илиуниверсальных . В зданиях ячейкового типа наибольшее распространение имеют сетки колонн 12x12, 18x18, 24x24, 30X30 и 36х36 м.

Более крупная сетка колонн позволяет легко изменять размещение обо­рудования и направление технологических потоков. В гибких цехах высоту всех пролетов принимают одинаковой, а в качестве подъемно-транспортных средств используют подвесные краны, конвейеры или напольные виды транспорта. В гибких цехах существенные изменения в технологическом процессе не отражаются на конструкциях зданий, т.е. его объемно-планировочное и конструктивное решение остается постоянным, Кроме того, достигаются технологическая маневренность производства, унификация объемно-планировочного и конструктивного решения, повышение эффективности использования производственных площадей, снижение стоимости строительства.

Гибкие здания получили наибольшее распространение в машинострои­тельной промышленности (станкостроительной. тракторостроительной, автомобилестроительной и др.).

Полезная площадь гибких цехов предназначена только для размещения технологического и транспортного оборудования (конвейеров, рольгангов и др.) основного производственного процесса (рис. 13.11). Вспомогательные помещения, не требующие большой высоты, размещают на антресолях, в межферменном пространстве или в пристройках. Антресоли располагают обычно у наружных стен здания или на границе цехов с различным режимом производства или между предприятиями, блокируемыми в одно здание. Антресоли устраивают над подсобно-производственными помещениями, внутрицеховыми проездами и в «мертвой» зоне работы кранового оборудования. Конструктивная схема антресолей чаще всего каркасная с сеткой колонн 6x6 м при сборно-разборных конструкциях.

Рис. 13.11 Объемно-планировочное решение одноэтажного промышленного здания с гибкой ячейковой структурой и расположением вспомогательных помещений на антресолях: 1 – производственные помещения; 2 – вспомогательные помещения; 3 – лестничные клетки; 4 – галерея антресолей; 5 – подвесные краны

Здания ячейкового типа проектируют с естественным и искусственным освещением. Для освещения производственных участков в гибких цехах применяют так называемые «плавающие» системы верхнего освещения, расположение которых не зависит от величины пролетов (рис. 13.12). Применение таких систем позволяет получить равномерную освещенность по всей площади цеха.

Рис. 13.12 Устройство «плавающих» световых систем в гибких цехах: а – со светопрозрачными панелями; б – с зенитными фонарями

В зданиях комбинированного типа, как следует из названия, объемно-планировочное решение может сочетать признаки зданий пролетного и зального типов, пролетного и ячейкового типов и т.п.

Архитектурный конструктивизм пришёл в Иркутск достаточно поздно в сравнении с Москвой и Ленинградом и не занял лидирующего положения в объёмах капитального строительства города. В 1930-е годы в моду уже входит сталинская архитектура, поэтому многие фасады конструктивистских зданий были дополнены элементами сталинского ампира. Удивительные, ни на что непохожие здания, сотворённые в эпоху авангарда, органично вписаны в городскую среду и являются живыми свидетелями истории. Это оригинальные, любопытные примеры, пусть эти строения не являются образцами «чистого конструктивизма», но всё-таки это именно конструктивистские здания. Они являются редкими примерами творчества иркутских архитекторов — авангардистов.

Дворец культуры авиационного завода , ныне ДК им Ю.А.Гагарина (арх. Н.А. Четвериков, 1937 г.). Яркий пример смешения конструктивизма и неоклассики.

Здание госбанка СССР (арх. В.Н.Волков, 1936 г.). По первоначальному проекту в этом строении были совмещены производственная и жилая функции. Левое крыло здания жилое, для сотрудников банка, окна выглядывали на тихий переулок Кооперативный (ныне ул.Канадзавы). Административная зона была обращена на площадь Кирова. В процессе согласования проект видоизменялся, добавились декоративные черты классического ордера.

Гостиница «Сибирь» , первоначальное название «Центральная» (арх. К.В.Миталь, 1934 г.). Очень удачное в архитектурно-планировочном отношении сооружение. Здание абсолютно лишено фасадного декора. Известна устная легенда, что после завершения строительства гостиницы происходили стихийные демонстрации протеста: обыватели не могли воспринять необычные лаконичные формы с отсутствием декора и любимой лепнины. Проёмы между несущими конструкциями заложены кирпичом и оштукатурены, имитируя бетон. Выделение цветом межоконных простенков даёт ощущение сплошного остекленения, характерного для данного стиля. Это одно из зданий, наиболее точно выразившее идеи конструктивистского стиля в архитектуре Иркутска.

Здание Финансово-экономического института было реконструировано в 1934 году. Ранее там располагалось пятиклассное городское училище, построенное в классическом стиле В.П. Рассушиным. После реконструкции общий силуэт сохранился, но основные пропорции были нарушены двухэтажной надстройкой. Главный вход перенесен, классические детали убраны полностью. Межэтажный карниз разделяет фасад ровно пополам, и появляется оптическое ощущение, что верхняя часть больше нижней.

Здание Сибирского финансового института (арх. И. Ефимов, 1934 г.).

Биологический корпус медицинского университета (ул.Красного Восстания, 1).

Жилой дом сотрудников НКВД (арх. К.В.Миталь, 1934 г.). Удачно расположенное на перекрестке улиц, Г-образное в плане, строение с выступающим цилиндрическим объёмом и опоясывающими балконами, является архитектурным акцентом. Благодаря простым геометрическим формам здание обладает яркой художественной выразительностью.

Жилой дом партактива (арх. К. Миталь, 1933 г.). Жилой дом являлся представителем нового социального типа архитектуры. Г-образное здание разделено на две половины — коммунальную и жилую — по двум улицам, Сухэ-Батора и Свердлова соответственно. Двутавровая перемычка в оконных проёмах позволила растянуть окна в ширину. В квартирах до наших дней сохранилась встроенная мебель из дерева. Характерен архитектурный приём для того времени: полуцилиндр с продольными линиями балконов врезан в два параллепипеда. Витражи вертикального остекления лестниц контрастируют с горизонтальной линией балконов. Отштукатуренный фасадный кирпич имитирует железобетон, но со стороны двора кладка осталась открытой.

Здание курсов марксизма-ленинизма (арх. К.В.Миталь, 1934 г.) расположено между переулком Богданова и 2-х этажным корпусом женской гимназии. (1878 г.). Общее планировочное решение этого здания сформировано в конструктивистском стиле: два параллелепипеда врезаются на углу в основной полуцилиндрический объём; оконные проёмы увеличены по горизонтали за счёт применения железобетонных балок; витражи лестничных переходов вытянулись вверх на два этажа.

«Дом лётчиков» , основополагающие элементы объёмно-пространственной композиции полностью соответствуют принципам конструктивистской архитектуры, но при этом фасад декорирован элементами классического стиля.

Школа № 43 (ул.Авиастроителей, 30).

Дом специалистов железнодорожного транспорта (арх. К.Л. Жилкин, 1935 г.).

Жилой дом для железнодорожников (арх. К.Л. Жилкин, 1934 г.)

Жилой дом по ул. Авиастроителей.

Жилой дом по ул. 5 Армии, 22.

Жилой дом по ул. Канадзавы, 3.

Многоквартирный жилой «Дом специалистов» по ул. Марата, 29. (арх. К.В.Миталь, 1935 г.).

Надстройка и реконструкция внутренних помещений здания бывшего дома Винно-гастрономического товарищества (арх. К.В.Миталь, 1933 г.). Последний этаж, несмотря на новый архитектурный принцип (лишённые декора ровные плоскости) органично вписался в существующую постройку за счёт прорезанных вертикальных витражей лестничных клеток и расположенных в два ряда разных по величине окон.

Здание городского роддома (арх. К.В.Миталь, 1937 г.) было расширено за счёт прилегающего к нему дома. Одноэтажное здание, выходившее на улицу К. Маркса, надстроено одним этажом и соединено с бывшей клиникой доктора Г. А. фон-Бергмана, где и размещался родильный дом. В результате увеличилось количество коек и расширены вспомогательные помещения. Внешне это здание, лишённое декоративных деталей, выглядит как образец конструктивизма, фасад смотрится просто и лаконично, ничего лишнего.

Здание городской управы (Администрация Иркутска) было построено в конце ХIХ века архитектором В.А.Рассушиным и имело чётко вымеренные пропорции и элементы классического стиля. В 1934 году подверглось реконструкции (арх. В.Д. Дмитриев, К.В.Миталь), тогда надстроили два этажа, арочные окна второго этажа замеили на прямоугольные. Выходящий за пределы фасада главный вход, над которым располагался балкон, был демонтирован.

Бывшее заводоуправление Иркутского завода тяжёлого машиностроения им. В.В.Куйбышева (1930-е). Ещё один яркий пример конструктивисткой архитектуры. Два прямоугольных объема разной высотности, расположенные перпендикулярно друг к другу, соединяются на углу цилиндрическим объёмом. Широкие окна и сплошное остекленение лестниц выдают в нём характерный признак конструктивизма.

Бывший Дом культуры Иркутского завода тяжёлого машиностроения им. В.В.Куйбышева (арх. А.А. Оль, 1934 г.). Новый для того времени тип многофункционального общественного здания, куда входили театральный зал, спортзал, библиотека, столовая, фабрика-кухня и другие помещения. Ч-образная в плане, тщательно продуманная функциональная схема связала многочисленные помещения, размещенные в двух-, трёхэтажных объёмах, что позволило создать сложную объемно-пространственную композицию. Функциональное зонирование и конструктивное решение в этой постройке, полностью соответствует «павильонному» методу композиции, присущему конструктивизму.

Управление ВСЖД (арх. К.В.Миталь, Д.Гольдштейн). Современный вид величественное строение, в котором располагается управление по строительству и эксплуатации железной дороги, приобрело в 1947-1950 годах. С точки зрения архитектуры здание сочетает конструктивизм и неоклассику. Первая «версия» здания, построенная в 30-е годы Казимиром Войцеховичем Миталем, была образцом конструктивистской архитектуры, с характерными для этого стиля признаками: широкие окна, выступающие за общий объём пилоны и конструктивная схема железобетонно-балочных конструкций. Но позже Д.Гольдштейн, перестраивая сооружение, добавил множество декоративных элементов, и стиль здания стал более торжественным и приблизился к неоклассицизму. Центральный фасад здания тянется вдоль улицы Карла Маркса несколько ассиметрично. Пять его этажей разделены белыми декоративными поясами. Вход оформлен в виде ниши и обрамлен классическими колоннами, а сверху увенчан фронтоном. Фасад декорирован горельефами с советской и железнодорожной символикой: эмблема путей сообщения, изображения трудящихся, паровоз, мосты, гербы. На фронтоне здания имеются барельефные изображения политических деятелей того времени: Сталина, Калинина, Молотова. Здание является памятником архитектуры федерального значения.

Переулок Чистый (Московские прогулки) vittasim wrote in June 1st, 2012

Начнем прогулку, как ни странно, у дома № 22 по Пречистенке, а все потому, что этот же дом по переулку Чистому числится за №2. Итак: Пречистенка дом 22. И именно на этой, когда-то аристократической улице, воет и погибает несчастный пес Шарик с обваренным левым боком. Голодный пес жадно вкушает запах лука, доносящийся из Пречистенской пожарной команды. Давайте посмотрим на это здание. Изначально двухэтажное Г-образное здание было выстроено в 1764 году архитектором М.Казаковым. Дом принадлежал княгине Хованской, а после пожара в 1812 года - семье генерала А.П.Ермолова. В 1835 году казна приобрела владение, расширила его и расположила здесь Центральное пожарное депо (перенесено с Волхонки, где планировалось поставить храм Христа Спасителя) и отряд полиции.


Сюда ночью 21 июля 1834 года из отцовского дома на углу Сивцева Вражка привезли Александра Герцена и посадили в "комнату под каланчой", о которой он вспоминал в "Былом и думах": "Меня увезли к обер-полицмейстеру, не знаю зачем - никто не говорил со мною ни слова, потом опять привезли в частный дом, где мне была приготовлена комната под самой каланчой."

В начале 1840-х годах здание было надстроено и расширено пристройкой, вдвое удлинившей его фасад; в новой части была сооружена характерная для зрелого классицизма фасадная декорация с монументальным средним ризалитом, украшенным стройными полуколоннами и пилястрами коринфского ордера на рустованном арочном цоколе, симметричная и полностью тождественный первой, что придало зданию укрупненную масштабность и представительность. Раскреповка карниза и соответствующее ей чередование пар полуколонн по краям с парой пилястр в центре создают пластически выразительную и гармоничную композицию. По центру здания была сооружена высокая деревянная пожарная каланча, обусловившая заметную роль здания в городском ансамбле и получившая вид стройной круглой ярусной башни с кольцевой колоннадой (окончена в 1843, разобрана в 1930). В 1906-1907 в здании читались лекции Пречистенских рабочих курсов. В 1908 году на Пречистенке появился первый в Москве пожарный автомобиль с раздвижной лестницей наверху. Правда, поднималась она не выше третьего этажа, но и этого было достаточно. Первыми на автомобиле по тревоге выезжали брандмайор, брандмейстер, фельдшер и несколько пожарных. Сейчас в архитектурном комплексе зданий по Пречистенке, 22 располагается МЧС России, куда, как говорят, сходятся телефонные вызовы 01 со всей Москвы.


В 1915 был выстроен дополнительный протяженный корпус по Чистому переулку, оформление которого повторило главный фасад по Пречистенке. В XVII веке на месте переулка располагались земли обширной дворцовой Конюшенной слободы. В течение XVIII века, в котором слободские земли перешли во владение дворянства, весь район от Арбата до Остоженки продолжал именоваться Старой Конюшенной. По преданию, переулок назван Чистым, потому что местных жителей не затронула ни одна из эпидемий, опустошавших Москву. С конца XVIII века до 7 июня 1922 года назывался: Обухов переулок, по фамилии местного домовладельца начала XVIII века полковника А. А. Обухова.


Переулок, полностью выгоревший в пожар 1812 года, был в последующие два десятилетия застроен одно-двухэтажными дворянскими усадьбами, к которым относится особняк под № 4. Особняк в ампирном стиле, был построенный летом 1821 г. для бригадирши Софьи Волконской.



В 1896 г. как этот, так и соседний участок, были приобретены семейством «железнодорожных королей» фон Мекк, которое стремительно выдвинулось в ряды богатейших семей страны на волне «железнодорожной горячки» 2-й половины 1860-х — 1870-х гг. Начиная с этого времени и вплоть до 1917 г., многие представители династии занимали выдающееся место, как в экономической, так и в общественной и в культурной жизни России.


Надежда Филаретовна фон Мекк (урожденная Фроловская), любительница музыки, известная меценатка, была другом Чайковского и оказывала ему в течение многих лет материальную поддержку. Именно ей Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту, подарил рукопись «Евгения Онегина» и трех пьес для скрипки и фортепиано. Сын Надежды Филаретовны Александр Фон Мекк был известным коллекционером и председателем Русского горного общества.

Рядом с особняком №4 в 1913 г. по проекту инженера А. Н. Зелигсона был возведен высокий доходный дом (Чистый пер., 6). Это случилось после того, как участок был приобретен коллекционером, председателем Русского горного общества Александром фон Мекк.



Нарядное неоклассическое здание имеет в своей композиционной структуре и черты модерна. Выразительным дополнением декора фасада служат металлические решетки балконов, рисунок которых имитирует балконные решетки московского ампира. В 1920-х гг. здесь находилось общежитие Коминтерна.


Арка дома 6 в Чистом переулке показана в фильме «Гостья из будущего».


Адольф Ноевич (Норбертович) Зелигсон (1867-1919) родился в Польше. Окончил Высшее ремесленное училище в Лодзи. В 1890 г. окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. Практиковался в Германии и в Париже, где выработал свою особенную легкую изящную стилистику, характерную для французской архитектуры рубежа XIX-XX вв. В 1907 году приехал в Москву, где за короткое время стал одним из ведущих архитекторов московского модерна. Уже в 1908 г. Зелигсона приняли в члены Московского архитектурного общества, включили в список архитекторов России в издании "Россия в ее прошлом и настоящем", выпущенном к 300-летию Дома Романовых. Строил доходные дома, банки, особняки. В 1917 годуАдольф Ноевич вернулся в Польшу, где в 1919 г. умер.


Доходный дом наследников Н. П. Циркунова (Чистый пер., 10), выделяющийся оригинальным оформлением фасада с псевдоготическими деталями, построен в 1908-1909 гг. архитектором В. С. Масленниковым. В. С. Масленников родился в многодетной семье (6 детей) в 1882 году. Его отец был земским учителем, мать - домашней учительницей. В. С. Масленников с 15 лет давал уроки, работал чертежником. Виталий Семенович являлся активным участником событий революции 1905 года. В этом же году он во Франции собирал материал для дипломного проекта. В 1907 году В. С. Масленников окончил Училище живописи, с 1908 г. работал помощником участкового архитектора.


В 1909 году Виталий Семенович учился архитектуре у профессора Кормонна в Париже, в 1913 году посетил ряд европейских стран, пополняя профессиональные знания. До Октябрьской революции архитектор работал в Москве, проектируя особняки в разных стилистических направлениях, кондитерские, кафе, хлебобулочные магазины-пекарни и другие объекты в разных городах России. В 1920-х годах вместе с братом Б. С. Масленниковым, знаменитым русским авиатором и основателем первой авиационной школы на Ходынке в Москве (1911 г.), В. С. Масленников сослан "как вредный социальный элемент" в Омск. В 1932 году архитектор переведен в Новосибирск в Сибметаллотрест и находился под надзором на стройке Сибкомбайна. С 1932 года В. С. Масленников преподавал в НИСИ. Умер В. С. Масленников в Новосибирске в 1959 году.


Композиция фасада дома асимметричная и многосоставная. Фасад четко разделен на три части, каждая из которых несет самостоятельную архитектурную тему. Крайняя левая выполнена в формах северного модерна. Ее стены имитируют каменную кладку, а окна третьего этажа имеют характерные скосы в верхней части.


Средняя часть выполнена в классическом стиле. Ее вертикальная структура подчеркнута коринфскими пилястрами, облицованными белой керамической плиткой и объединенными орнаментальным фризом.



Крайняя правая часть похожа на фасад особняка в стиле модерн с двумя башнями по сторонам и куполом над правой башней.

Интересно обилие фактур на стенах этого дома. Входная дверь также выполнена в формах модерна.

Стоит отметить, что появление таких оригинальных зданий в идиллически тихих, старомодных арбатских переулках в начале XX в. вызывало горячие споры и резкие отповеди в печати. Так, автор статьи в «Архитектурно-художественном еженедельнике» 1916 г. считал, что такие дома, как этот, «ошеломляют прохожего всею разнузданностью своего явно извращенного и тупого вкуса и заставляют проливать поздние слезы о погибающей, если не погибшей окончательно, красавице-столице».




К сожалению, это не полный рассказ об архитектуре Чистого переулка, так как я фотографировала только здания, которые находятся на четной стороне.

Типичные виды (схемы) исторической застройки и формообразования зданий

По месту расположения и планировочным признакам подлежащие реконструкции жилые территории города можно разделить на несколько видов.

Первый вид территорий

Застройка в исторических центрах старых городов, которая первоначально складывалась как малоэтажное жилье. По мере развития городов застройка приспосабливалась к новым условиям. В результате многоэтажные здания здесь соседствуют с жилыми домами, хозяйственно-производственными строениями и даже историко-архитектурными памятниками. Особенность территорий этого вида - традиционная квартальная периметральная застройка (рис.3).

Рис.3. Существующая планировка группы кварталов в историческом центре г.Твери

Второй вид территорий

Это районы, примыкающие непосредственно к историческим центрам, которые осваивались преимущественно в XIX веке (на месте старых деревень и имений знати). В составе застройки много зданий, построенных в течение всего XX века. Размеры кварталов здесь значительно больше, чем в зоне исторического центра города, плотность застройки меньше, но ее характер обычно напоминает приведенную на рис.3.

Третий вид территорий

Застройка бывших окраин крупных городов. В период строительного, бума 1860-1913 гг. здесь выросла крупная промышленность, построены железнодорожные узлы, склады и сооружения коммунального хозяйства. Рядом с предприятиями расположились рабочие поселки и жилые кварталы. Для застройки характерна "чересполосица" жилья и промышленности. Экологическую ситуацию ухудшает и преимущественное расположение зданий вдоль магистралей. Сохранившуюся застройку отличает низкая благоустроенность. При реконструкции территорий этого вида необходимы упорядочение планировочной структуры и детальная проработка природоохранных мероприятий (прежде всего, продуманное озеленение архитектурно-ландшафтных бассейнов автомагистралей и застройки).

Четвертый вид застройки

Его характер определяет преимущественно квартальная застройка первой половины XX века (рис.4), состоящая из относительно больших кварталов площадью более 2 га.

Рис.4. Существующая планировка застройки 1920-1930-х годов

Обычно они застроены типовыми зданиями однородного стиля, обеспечены школами, магазинами и другими учреждениями обслуживания. В структуре этой части города достаточно много зданий и более поздней постройки. В большинстве случаев планировочная система основана на использовании сквозных проездов, недопустимых по современным нормам. Озеленение территорий в целом удовлетворительное, но единая система озеленения не сформирована.

Пятый вид застройки

Основной вид городских территорий, подлежащих реконструкции в ближайшие годы, - это застройка 1950-1960 годов. Главная проблема пятиэтажные полносборные здания, подлежащие реконструкции или сносу.

Примером такой застройки может служить рис.1. Планировочные структуры созданы в соответствии с градостроительными нормами, которые уже не очень значительно отличаются от ныне действующих норм. Поэтому на территории обычно требуется лишь упорядочение внутримикрорайонных проездов и автостоянок, насыщение территории функциональными элементами, зонирование дворового пространства и пр. Иногда возможно умеренное повышение плотности жилищного фонда (преимущественно за счет надстройки мансард или пристроек).

Жилищный фонд страны отличается разнообразием, являющимся результатом взаимодействия таких факторов, как:

1) первоначальное назначение здания;

2) его конфигурация и другие архитектурно-планировочные решения;

3) уровень комфортности помещений и пр.

Все эти характеристики претерпевали изменения по мере изменения требований к жилью и возможностей строительной индустрии. Поэтому за основу классификации жилых зданий может быть принят период их постройки.

Дореволюционный жилищный фонд

Основная часть сохранившегося дореволюционного жилищного фонда (не считая памятников архитектуры) - разнохарактерная застройка индивидуального строительства, составляющая в целом по городам страны менее 15% общего числа зданий. Как правило, это каменные и смешанные дома постройки второй половины - конца XIX века: особняки, дома индивидуальной постройки, секционные и коридорно-галерейные многоквартирные здания, казармы и нежилые помещения, приспособленные под жилье.

Домам рассматриваемого периода свойственны сложные планы (табл.2). В большинстве городов средней России в старой застройке использованы преимущественно первые четыре конфигурации. В жилищном фонде Санкт-Петербурга в основном использованы последние два типа планировочной схемы здания, что объясняется высокой стоимостью городских земель.

Таблица 2

Конфигурации зданий в плане

Тип N Конфигурация здания Описание планировочной схемы
Здания представляют собой в плане прямоугольник или трапецию с сильно развитым фронтом главного фасада и скошенными торцами
Угловая схема плана, состоящего из двух корпусов, примыкающих под углом (от тупого до острого)
Точечная схема плана (с коротким главным фасадом). Отличается от современных домов-башен глухими торцами, закрытыми примыкающими корпусами
Здание состоит из трех корпусов; боковые (меньшей протяженности) примыкают к вытянутому по улице основному объему (открытая, курдонерная схема)
П- образная схема плана; характеризуется развитыми боковыми корпусами и относительно короткой вставкой между ними
Замкнутая планировочная схема; создает обстроенный со всех сторон затененный двор-"атриум"

Рядовые, точечные угловые и открытые планировочные схемы обеспечивают удовлетворительные условия освещения дневным светом, инсоляции и проветривания помещения. Дома с П-образными и замкнутыми планами плохо проветриваются, а инсоляционный режим тем хуже, чем выше этажность. Кроме того, из-за небольшого расстояния между противоположными корпусами не обеспечиваются условия зрительной изоляции помещений.

Архитектурно-планировочные схемы жилых зданий рассматриваемого периода постройки отличаются довольно широкими корпусами (почти 60% зданий шире 13 м, а в 12% - 20 м и более). Длина фронта, обслуживаемого одной лестницей в доходных домах, как правило, превышает 22 м. Поэтому площадь одной секции может превышать 300 м . Квартиры в таких зданиях многокомнатные, но нет крупных парадных помещений, перетекающих одно в другое. Недостаточно выражено функциональное деление пространства квартир на зоны дневного и ночного пребывания.



Здания постройки до 1917 г. трудно поддаются реконструкции и скорее могут быть приспособлены под жилье для экономически состоятельных членов общества. Для зданий этого периода характерен высокий физический износ, но большинство из них причислено к опорному фонду.

Жилищный фонд 1918-1941 гг.

Для наиболее распространенного типа зданий этого периода постройки характерно:

1) преобладание первых трех типов конфигурации (табл.2);

2) этажность не выше 4-5 в больших городах и до 3 - в малых;

3) физический износ несменяемых элементов 35-45%;

4) секционная планировка (при ширине до 12 м и длине 14-18 м);

5) первоначально как коммунальное (покомнатное), так и квартирное заселение;

6) наличие проходных комнат, отсутствие встроенных шкафов и малые кухни (до 7 м);

7) использование стен облегченной конструкции и балочных перекрытий.

Здания постройки 1945-1955 гг.

Дома построены, как правило, по типовым проектам. Использованы простые конфигурации в плане: рядовая, Г-образная и открытая. Соблюдаются правила ориентации зданий на местности, обеспечивающие инсоляцию помещений (вошло в практику использование широтной и меридиональной ориентации). Ширина корпуса от 11 до 13 м. Квартиры двух - четырехкомнатные. Раздельные санитарные узлы с ванными комнатами. Кухни больше 7 м . Кирпичные стены сплошной кладки. Использованы многопустотные железобетонные плиты-настилы.

Здания 1956-1965 гг.

Здания первого поколения полносборного домостроения. Упрощенная (рядовая) конфигурация плана. Уменьшенная до 2,5 м высота помещений. Высота зданий до 5 этажей. Ширина корпуса 12 м. Количество комнат в квартирах от 1 до 3. Уменьшенные размеры подсобных помещений (прихожих, кухонь, санитарных узлов).

Сроки эксплуатации этих зданий неоправданно быстро приблизились к критическим, когда необходим капитальный ремонт и даже снос. Многие из домов достигли предела долговечности и дальнейшая эксплуатация становится технически невозможной из-за отказов конструктивных элементов и инженерного оборудования.

Здания 1976-1984 гг.

Представляют собой пример дальнейшего развития полносборного домостроения. Увеличена этажность. Улучшена планировка квартир, но количество комнат в них не превышает трех. Квартиры достаточно комфортны для класса муниципального жилья и в обозримом будущем не потребуют модернизации.

Здания, построенные с начала 1990-х гг.

Наряду с муниципальным появляется элитное жилье, для которого характерны многокомнатные квартиры площадью от 105 до 180 м . В структуру таких квартир включены такие необычные для жилищного фонда предшествующих лет помещения, как большие кухни-столовые площадью 20-25 м , два-три санитарных узла, зимние сады и пр. В квартирах большое количество подсобных помещений (низкий планировочный коэффициент К ).

В последние годы на рынке жилья появляется все больше квартир свободной планировки (межкомнатные перегородки устанавливаются по согласованию с собственником после приобретения квартиры).

Материал подготовил Демьянов А.А.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!