Самодельный автокемпер. Газовое и электрическое оборудование стоит доверить профессионалам. Передвижной дом из старого прицепа.

Дом на колесах – это тип транспорта, являющийся одновременно жильем и средством передвижения. Свою популярность подобного рода жилье обрело в начале прошлого века.

По стандартам передвижной дом должен вмещать в себе восемь человек. Для каждого жильца предусмотрено свое спальное место, еще есть небольшая кухня. Остальные удобства и оборудование могут варьироваться зависимо от конкретной модели, но в большинстве случаев имеются также:



В более дорогих моделях есть санузел, состоящий из биотуалета (нередко заменяющего стул, что дает несколько дополнительных метров свободного пространства), умывальника и душа. Иногда передвижные дома оборудуются душевыми кабинками.

Обратите внимание! В автодоме водительское и пассажирское кресла подвижны, вследствие чего во время стоянки превращаются в дополнение к жилой площади. В хвосте зачастую оборудуется отдельная комната с U-образной мебелью.

История

Серийное производство передвижных домов было запущено в прошлом веке, хотя некоторые историки полагают, что были более ранние самодельные аналоги. Они представляли собой небольшие фургоны, оборудованные для проживания людей (преимущественно скотоводов).

Первый дом на колесах, установленный на обычное автомобильное шасси, был представлен в 1938 году компанией «Дженнингс».

Разновидности передвижных домов

Существует несколько классификаций автодомов. Так, по особенностям конструкции выделяют:



В зависимости от предназначения они делятся на:

  • те, что применяются в качестве долговременного/ постоянного жилья;
  • те, что применяются для путешествий.

В первом случае имеют место более комфортные условия, в то время как часто переезжающие конструкции крайне редко разделены на собственно жилую площадь и кабину.

Категории



Рассмотрим детально каждую из категорий.

С-класс

Малогабаритные дома, предназначающиес я для коротких путешествий. Обычно изготавливаются на основе внедорожников, поэтому на ночь кабину можно трансформировать в двуспальную кровать (при желании).

В-класс

Единственным отличием между ним и С-классом является спальное место – оно стационарно и располагается в хвосте транспорта. Пользуется большой популярностью среди молодых пар (по крайней мере, в Америке).

А-класс

Такие дома, внешне похожие на обычный автобус, являются самыми комфортными и, следовательно, самыми дорогими. Их строят на основе грузовиков, поэтому с точки зрения транспортной классификации они относятся к категории «С».

Они отличаются большим лобовым стеклом, фиксированным водительским креслом и выдвижными перегородками, образующими разные зоны и отдельные спальные места. Более того, подобные конструкции автономны, оборудованы генератором, имеют газ и большой запас воды.

Можно выделить несколько дополнительных категорий.



О названии

Под термином «автодом» (другое название – «кемпер») зачастую подразумевается автомобильный караван.

Обратите внимание! Кемперами называют вагончики В- и С-класса, в то время как домами на колесах – исключительно модели А-класса.

Также стоит отметить, что в отдельных странах все без исключения автодома называют винебаго.

Для превращения автомобиля в дом на колесах понадобится много сил и времени, а также соответствующее оборудование.

Обратите внимание! Вначале следует изучить этот вопрос с точки зрения законодательства. Разные регистрирующие организации по-разному воспринимают самодельные автодома, и будет неприятно, если транспорт в итоге окажется незаконным.

Этап 1. Вначале определяется количество жильцов и, исходя из этого, подбирается транспортное средство и внутренняя «начинка». Составляется детальный план конструкции – это можно сделать на бумаге, но лучше воспользоваться компьютером.

Этап 2. Далее расчищается кузов автомобиля. Если были выявлены вмятины, они удаляются, а отслоившаяся краска счищается. Оборудуется несколько окон (если их не было) в корпусе для освещения и поступления свежего воздуха.

Этап 3. Вырезаются вентиляционные отверстия и клапаны для подачи газа. Все участки «голого» металла покрываются грунтовкой для защиты от коррозии и агрессивного воздействия окружающей среды.

Этап 4. Дом отделывается термоизоляционны м материалом.

Обратите внимание! Для этого нужно использовать исключительно качественные материалы, экономить крайне нежелательно. Кроме того, материал, из которого изготовлены метизы (металлические крепежные элементы) должен быть аналогичным металлу кузова автомобиля – это для дополнительной защиты от ржавления.

Этап 5. Отделывается внутренняя поверхность автодома.

В боковые стенки вставляются толстые панели с набитыми планками для монтажа мебели. Характерно, что вначале лучше выровнять потолок, а уже после этого переходить к стенкам.

Этап 6. После установки мебели следует позаботиться о водоснабжении. Для этого можно установить под раковиной несколько канистр с водой и установить небольшие насосы. Кроме того, можно поставить большие резервуары – к примеру, для принятия душа.

Обратите внимание! Не стоит забывать и о сточных водах – для этого устанавливается еще один резервуар. В качестве туалета можно использовать обычную садовую конструкцию.

Этап 7. Для приготовления пищи и обогрева, как отмечалось ранее, лучше использовать газ пропан. Баллон размещается в нижней части кузова, равно как и дополнительное отверстие для вентиляции. Это объясняется достаточно просто: вес пропана больше, чем воздуха, поэтому в случае утечки подобные меры безопасности позволят предотвратить печальные последствия.

Этап 8. Остается лишь позаботиться об энергоснабжении. Оптимальный вариант – мощная аккумуляторная батарея, оборудованная наружным выходом для зарядки.

Передвижной дом из старого прицепа

Трейлер-прицеп у нас стоит порядка 500 000 рублей. Сумма внушительная, поэтому если есть возможность приобрести старый автомобильный прицеп, то можно соорудить небольшой автодом своими руками. Для этого потребуются:

  • прицеп (обязательно с крепким шасси);
  • деревянные элементы (рейки, бруски, вагонные доски);
  • фанера;
  • металлопрофиль (для кровли);
  • фурнитура, выполненная в одном стиле;
  • набор соответствующих инструментов.

Технология изготовления

Такой автодом будет представлять собой вагончик с двухъярусной кроватью в задней части. К слову, кровать лучше сделать на всю ширину конструкции – так она будет соединять боковые стены и усиливать тем самым жесткость. Эркерное окно будет изготовлено позже и оборудовано индивидуальным блоком. Дверь устанавливается голландского типа – она будет состоять из двух половинок.

Этап 2. Из реек сечением 2х2 см сооружается каркас, в каждом углу дополнительно устанавливается дубовая рейка сечением 3х3 см. Сверху каркас обвязывается горизонтальной рейкой.

Желательно использовать вагонку различной толщины:

  • для боковых стенок – 6 мм;
  • для передней и задней – 19 мм.

Обратите внимание! Для термоизоляции можно уложить вагонку двумя слоями.

Этап 3. Пол укрывается фанерными листами. Для крыши используются брусья из тополя – они прикручиваются вдоль каркаса с шагом в 30 см. На брусьях фиксируется фанера, поверх которой стелется влагоустойчивый материал и металлопрофиль небольшого сечения.

На сооружении автодомов можно организовать собственный бизнес. Есть четыре варианта развития подобного бизнеса.

Вариант №1. Изготовление домов на продажу для летнего отдыха или проживания на даче. Серьезных материальных затрат это не потребует, т. к. дома будут упрощенной конструкции – к примеру, без утепления.

Вариант №2. Сдавать дома на колесах в аренду. Это относительно новый бизнес, а за все новое можно брать очень дорого. Количество автодомов в данном случае наращивается по мере роста клиентской базы.

Вариант №3. Делать передвижные закусочные или магазинчики.

Вариант №4, он же самый интересный. Заключается в создании автопарка и дальнейшем его использовании в качестве отеля. Здесь главное – разделить вагончики на бюджетные, премиум- и среднего класса.

Для более детального ознакомления с технологией строительства ознакомьтесь с тематическим видеороликом.

Видео – Дом на колесах своими руками

11 июня 2015 года… наконец-то день отъезда настал! С утра до ночи мы выносили все вещи из съемной квартиры в Москве, грузили их в наш будущий автодом, купленный за неделю до отъезда, завершали последние дела и прощались с друзьями.

Вечером сдали квартиру и ранним утром следующего дня выехали в Брянск – на малую родину Паши.

Каковы были наши намерения? — Нам хотелось свободы, которую мы думали найти в путешествиях.

Мы были твердо уверены в том, что автодом построим за месяц-полтора и в конце июля поедем в долгое автопутешествие по Югу России, посетим Крым и еще много разных интересных мест! А холодную российскую зиму, может быть, переждем в Европе, в самом теплом ее уголке! Несомненно, в мечтах мы недооценили ситуацию, и в итоге все сложилось немного по-другому… Но обо всем по порядку.

Сначала стоит рассказать о нашей машине, а точнее о том, в каком виде мы ее приобрели.

Это фургон 2004 года, Renault Master l2h2: внутри машина приблизительно 400*170*190 см (длина*ширина*высота).

Фургон уже был обустроен предыдущими хозяевами как машина для непродолжительных путешествий, но такой вариант нас не совсем устраивал. Да, там была кровать, кухня, газовая плита, ящики и полочки, дополнительный аккумулятор на 100 а\ч, но этого всего, понятное дело, недостаточно для того, чтобы назвать авто полноценным автодомом. В машине не было воды, туалета, тепло-звукоизоляции. В полу были дыры (незакрытые технологические отверствия), машина продувалась, и при стоянке в салоне заведенного авто пахло дизелем.

В то же время, несмотря на то, что машине было уже 11 лет, техническое состояние у нее было на твердую 4, или даже на 5 с минусом. А если учесть, что это грузовой фургон, то после того, как диагностика не показала серьезных проблем, мы были просто счастливы. Прежние владельцы, за что им спасибо, хорошо следили за фургоном и обслуживались у официального дилера Рено в Москве. В наследство нам досталась огромная кипа бумаг с полной историей автомобиля с момента его попадания в нашу страну.

Итак, ближе к делу…Для того чтобы приступить к работам по обустройству, нам надо было сначала полностью разобрать машину внутри, это включало в себя освобождение салона от мебели и сидений, снятие обшивки, стен и пола. Вот что у нас получилось:

Затем мы занялись отмыванием грязи и удалением ржавчины, накопившихся там за 11 лет, а также затыканием дырок. Тогда я узнала, что существует еще и холодная сварка, она похожа на пластелин, но, застывая, становится очень твердой, вообще, я тогда очень много всего узнала.

Звуко- и теплоизоляция фургона

Итак, проделав эту работу, которая без малого заняла месяц, мы должны были заняться тепло- и звукоизоляцией фургона. Мы заказали материалы в интернет-магазине и через 10 дней уже клеили наш фургон.

Начали с виброизоляции. Объясню, что это такое: виброизоляция — это многослойная конструкция, состоящая из алюминиевой фольги и битумной композиции с клеевым слоем. Это звуко- и вибропоглощающий материал. При монтаже требуется прикатывать каждый лист железным валиком, то есть сильно придавливать, не оставляя пузырьков воздуха внутри. Многие автолюбители старательно изолируют свои авто именно таким способом.

Начали мы со стен, затем принялись за потолок, дальше – пол и наконец кабину. Корпус нашей машины ребристый везде и всюду, поэтому укатывать было сложно…

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Когда мы уже 3-ю неделю занимались виброизоляцией, Паша сказал, что, вероятно, это самое сложное в постройке автодома, но позже мы поняли, как сильно он ошибался.

Поверх виброизоляции шел слой сплена. Сплен – это звуко-теплоизолирующий материал с липким слоем, состоит из пенополиэтилена (как коврик для йоги, только липкий).

С этим мы справились быстрее, клеить его было значительно легче, если не считать пола…здесь тоже надо было соблюдать герметичность, поэтому между ребрышками мы вкладывали тонкие полоски сплена, затем сверху проклеивали большими листами этого же материала. Кстати, мы до сих пор не знаем, насколько это было необходимо, но надеемся, что все-таки было.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Затем на пол мы уложили минвату (Для получения волокна используют то же сырьё, что и для производства обычного стекла, выглядит она как вата, на ощупь мягкая, но оставляет на коже микроскопические колкие стекляшки…мало приятного), сверху прикрутили пол из фанеры и промазали по периметру герметиком, так как стекловатой дышать не очень-то полезно.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Стены, потолок и внутреннее пространство дверей запенили полинором – пеной с тепло- и звукоизолирующими свойствами.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Прежде чем мы смогли прикрутить стены и потолок, нам пришлось долго срезать выступающие волны пены, так как она в процессе высыхания очень сильно раздулась. Весь пол был устелен оранжевыми хлопьями, они электризовались и липли к рукам, лицу, волосам…на фотографии мы уже все убрали!

Надо сказать, что изоляцию мы закончили только через месяц, то есть в начале августа. Конечно, работали мы не с утра до ночи, но каждый день, включая практически каждые выходные. Мы уже тогда поняли, что взялись за серьезный проект!


План расположения мебели в фургоне

Когда мы закончили изоляцию, нужно было незамедлительно приступать к заполнению фургона мебелью. Но мы не только не знали из какого материала, какого цвета и формы все это будет, но и не имели четкого представления о том, как будут располагаться все эти элементы в машине. К тому времени наши головы уже были заполнены огромным количеством просмотренных роликов на youtube, где интерьеры были практически идентичны, но эти варианты нам не подходили по нескольким причинам: наша машина была уже и короче, чем большинство представленных в интернете, то есть мы не могли сделать 2 комнаты, не могли расположить кровать поперек. Паша даже честно попробовал, но, как видно, нам бы пришлось вырезать отверстия в фанерной стенке под голову и ноги, чтобы ему было комфортно.

Итак, недели полторы мы вынашивали наш план…и выносили.


*Кровать на плане указана в сложенном виде.

Сварка железных конструкций (подиумы, кухня, багажник, кровать)

План появился — работа началась. Мы решили сделать всю мебель в фургоне на основе железных конструкций. Как думаете, почему? Да потому что автодом – это дом на колесах, то есть движимость! И чтобы ничего не дребезжало, не звенело, не расшатывалось, надо было обеспечить максимальную жесткость конструкций. Каждый возивший груз в фургоне знает, как много неудобств доставляет шум и грохот в машине. А мы же собирались преодолевать на нашем фургончике большие расстояния!

В общем, железные конструкции легли в основу кухни, подиума (возвышение, на котором стоят сиденья для пассажиров, а внутри находится ящик для вещей), кровати, а также подставки для передних сидений и багажник на крышу тоже должны были быть железными.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Паша научился обращаться со сваркой и болгаркой, он резал металл и варил…

а я красила…

А также нам помогал Пашин папа. Багажник на крышу — именно его рук дело:

Когда мы закончили с железом, встал вопрос о том, какой материал использовать для мебели. Вариантов было много:

— массив дерева (конечно, не наш вариант, это очень дорогой материал)

— ДСП (нет, нет, и еще раз нет, ДСП – достаточно неэкологичный материал, содержит в составе формальдегиды, пары которых вредны для человека, это мы почувствовали на себе, когда резали кусок ДСП болгаркой, он раскалялся и вонь стояла жуткая!

— МДФ (очень хороший вариант для облицовки кухни: недорогой, экологичный, приятный в работе, но…в Брянске его нигде не продают. По крайней мере мы не нашли подходящие варианты)

— фанера (достаточно экологично, прочно, недорого) На этом мы и остановились.

Итак, мы накупили фанеры ламинированной, шлифованной, нешлифованной разной толщины. Купили пропитку, лак для дерева. Отмерять и вырезать детали для мебели, особенно для кухни, оказалось работенкой совсем не из легких! И вот почему: в машине все стены неровные, пол тоже кривой, сама машина стоит неровно…то есть, полки,стенки и двери тоже должны были быть причудливых изогнутых форм, для того чтобы все детали друг к другу подошли! Работа включала несколько этапов: я измеряла размеры, например, полки (где все 4 стороны имели разную длину) и чертила на фанере линии среза,

Паша вырезал эту полку, потом происходила примерка и подгонка кажной из сторон, которая порой занимала больше времени, чем все остальные этапы!

Кстати, каждую фанерочку мы красили защитной пропиткой, а затем лаком.

Кухня включила в себя множество шкафов, полок,

Это слайд-шоу требует JavaScript.

газовую плиту (на фото — место для газовой плиты), место под газовый баллон (ниже под полкой), умывальник и место под баки для чистой воды.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

За кухней мы соорудили полки-лестницу на крышу. Это – наша особая гордость, так как эта часть единственная сделана из дерева, не фанеры (стойка и ступеньки)!

Подиум для сидений мы сделали из ламинированной фанеры, сверху установили два поворотных, раскладывающихся сиденья, а внизу под подиумом получился ящик, где мы можем хранить вещи, запаску, а также там стоят аккумулятор и инвертор.

Кстати, дверцы шкафов в подиуме открываются вниз, чтобы они не открывались, мы закрепили их с помощью двух саморезов и резинки, натянутой между ними. Таким же способом мы закрепили дверь кухонного шкафа, чтобы не открывалась!

Один раз мы все-таки забыли надеть резинку, и во время езды произошел казус…но об этом вы прочтете в !

Кровать – это еще одна наша гордость! Изначально мы хотели создать кровать, которая будет а) быстро раскладываться и собираться, б) широкая и удобная. Но сначала наша конструкция получилась громоздкой и не очень удобной…мы не поленились ее переделать и в итоге получили то, что хотели!

За подиумом мы закрепили душевой поддон. Его мы установили на деревянной подставке, на высоте 35 см. Изначально планировалось сделать подставку для того, чтобы под поддоном поместился сифон. Но потом мы подняли поддон еще выше, чтобы сэкономить место. Дело в том, что как раз под ним находится колесная арка, и закрепленный ниже поддон занимал бы больше места, а так он стоит на арке, скрывая ее. На певром фото установлена деревянная подставка, на втором — уже поддон, он, правда, завален ремонтными материалами, но его все равно видно!

Подача воды и канализация

Система подачи и слива воды – это был тот этап, который страшил нас во время работы над автодомом. Мы собирались приступить к нему в конце. Раньше мы никогда не имели дела с канализацией:), поэтому процесс создания системы труб, переходников, переключателей, размножителей, сифонов, воздухоотводов был для нас сложен, в этом мы разбирались уже в ходе работы. Мы были вынуждены много раз побывать в магазинах: покупали шланги разной длины, толщины и плотности, а также все остальное, перечисленное выше. В итоге, далеко не все нам понадобилось, а у Пашиных родителей появилось много новой утвари для дачи. Вот, что получилось у нас в итоге: два бака для чистой воды (100 и 60 литров), соединенные переключателем, чтобы вода переливалась во второй в нужных нам количествах. Во втором баке лежит погружной насос, отсюда вода подается в умывальник и душ.

Умывальник у нас дачный, но вода подается туда автоматически при включении насоса.


При выставлении переключателя направления воды в другое положение вода подается в душ. Нагрев воды мы решили пока не устанавливать.

Сливная вода с умывальника и душа попадает в бак 25 листров, который находится под душевым поддоном, от этого бака отходит 2 шланга: первый – воздухоотвод, он закреплен наверху. Без него вода вообще не сливается. Второй – для слива воды с бака на улицу. На фото рядом с баком для воды стоит дизельный бачок отопителя.


Кстати сказать, при первом нашем путешествии мы поняли, что сливной бак не должен находиться в салоне автомобиля, и что после возвращения мы снова возьмемся за работу, но это уже другая история!

Поправка 2016 года: мы изменили систему канализации и хранения чистой воды после первого путешествия, теперь все выглядит немного иначе. Об этом, а также о других «апдейтах», можно прочесть

Здесь я скромно добавлю и про туалет. Мы купили биотуалет и 2 типа жидкостей: в верхний бак (для сливной воды) и в нижний бак. Вот как он мило смотрится:

Электричество

Электричество для нас любезно вырабатывают 2 солнечные панели по 150 ватт, закрепленные на багажнике машины. Одна из них монокристаллическая, а другая – поли.

Они подключены к контролеру заряда, который показывает уровень заряда аккумулятора, температуру окружающей среды, силу тока, которую дают панели в данный момент, и много других полезных вещей.

Контролер передает ток к аккумулятору именно в том виде, в котором аккумулятор может его потребить. Аккумулятор у нас гелевый (по технологии GEL), на 200 а/ч, что эквивалентно приблизительно 2 квт, этого хватит на 4-5 часов беспрерывной работы микроволновки на средней мощности или на полтора месяца непрерывной работы нашей вытяжки (компьютерный кулер).

К аккумулятору подключен инвертор мощностью 1,5 квт, он же – преобразователь напряжения 12-220 вольт. Аккумулятор и инвертор располагаются под подиумом в салоне машины.

В итоге на выходе мы получили стандартную розетку 220 вольт переменного тока как дома. Форма тока – чистый синус, то есть от него без проблем будут работать все электроприборы мощностью не более 1,5 квт. От инвертора мы вывели несколько розеток в салон нашей машины.

Электроприборы

Теперь несколько слов о наборе электроприборов в нашем автодоме.

  • Плита газовая подключена к электричеству, то есть мы можем пользоваться электроподжигом и датчиком температуры (автоматическое отключение подачи газа через 10 секунд после затухания пламени), что для нас очень актуально, так как при готовке с открытым окном или дверью ветер может запросто задуть газ.
  • Вытяжка, установленная на потолке нашего автодома, сделана из обычного компьютерного кулера (спасибо предыдущим владельцам фургона), это очень полезная вещь и потребляет совсем мало электричества.
  • Холодильник у нас небольшой и не очень прожорливый – 50 см в высоту и примерно 200-500 вт в день (класса энергопотребления А+).
  • Отопитель

Отопитель у нас отечественный, стоит он в 3-4 раза дешевле иностранных аналогов, причем покупают его в России и иностранцы, устанавливают на яхты и в автомобили. Отопитель работает на дизеле, то есть электричества ему надо немного (только для насоса и вентилятора). Для его установки Паша дырявил пол нашей машины (для вывода воздухозаборной и выхлопной труб). Это было не только физически, но и морально очень сложно сделать…не стоит забывать, что все, что мы делали по машине, мы делали в первый раз в жизни, поэтому стоило опасаться ошибок по неопытности, а совершить ошибку, просверлив огромную дыру в корпусе машины, это дело нешуточное!

В общем, Пашка ругался, кричал, ворчал, но установил, и успешно! На втором фото сверху корпус отопителя, а снизу подствака, под ней отверстие в полу для труб.

У отопителя есть 2 режима работы: по температуре и по мощности. На самой маленькой мощности за час расходуется 120 мл дизеля, а прогревает он машину за 3-5 минут! В общем, отопитель для нас – находка!

Шторки

Шторки в автодоме – тоже чрезвычайно важный элемент! Они создают уют, защищают от солнечного света и от глаз прохожих, а также служат вместо дверок на многих полках. Мы с Пашиной мамой шили их 2 недели! Сделали шторки на все окна, включая передние, а также на несколько шкафов и полок. Сверху они висели на веревках, а снизу крепились липучками.

Что касается декоративной отделки и наведения красоты в нашем автодоме, как вы видите, (а точнее, как вы не видите) ее по большей части нет! На полу, верхней части стен — остатки пены-утеплителя, двери обклеены только утеплителем спленом, на стенах фанера. С отделкой мы решили повременить, так как это тоже ответственная часть работы над автодомом, она займет время, а его у нас не было, так как мы хотели как можно скорее отправиться в нашу первую поездку, этот момент и так настал только в конце сентября, позже ехать бы уже грустно.

Итак, по итогам нашего с Пашей проекта, на оборудование автодома до нынешнего состояния (которое требует некоторых доработок, то есть еще около месяца трудов), мы потратили 4 месяца времени и сумму практически равную цене машины! Причем последние 2 месяца мы работали без выходных, а последние 3 недели – в спартанском режиме: вставали в 6.30 и возвращались домой к 10-11 вечера. Ближе к концу мы были уже примерно в таком состоянии…

Не стоит и напоминать, что изначально-то мы надеялись уложиться в полтора-два месяца и в сумму в 3-4 раза меньшую! Вот насколько реальность оказалась суровее, чем мы ожидали…

Да, работа была действительно сложной и долгой, (сначала никто из друзей и родственников и подумать не мог, что мы возьмемся за это дело всерьез)! Но, в то же время, было интересно и увлекательно, приятно было создавать что-то своими руками, и порой мы чувствовали гордость за наши творения!

Дом на колёсах является одним из видов транспортного средства, который сочетает в себе средство передвижения и жилое помещение. Широкое распространение такой вид жилья получил в середине прошлого века.

Как устроен передвижной дом

Автодом способен вмещать в себя до восьми человек. Каждый обитатель жилья может спать на отдельно оборудованном спальном месте. Также в дом на колёсах вмонтирована небольшая кухня. Конечно, наличие оборудования и функциональность варьируют в зависимости от модели дома, но во многих есть:

  • газовая плита,
  • духовка,
  • раковина,
  • шкафчики для столовых принадлежностей и посуды.

Внутренняя планировка и устройство дома на колёсах

В более роскошных моделях имеется ещё микроволновая печь, гриль.


Обстановка передвижного дома на колёсах

Дом на колёсах бывает оборудован санузлом. Как правило, он представлен биотуалетом, душем и умывальником. Более поздние модели автодомов оборудованы отдельной душевой кабиной.

В доме на колёсах места водителя и пассажира имеют подвижное основание. Таким образом, во время стоянок эти места становятся частью жилой площади. В автодоме также может быть размещена комната, чаще всего она имеет U-образную мягкую мебель, расположенную в “хвосте”.

Модель дома на колёсах с альковой надстройкой над кабиной водителя

Дома на колёсах можно разделить на несколько видов. Например, по типу конструкции они могут быть прицепными, с жилым помещением в фургоне, или совмещённым с самим транспортным средством. Также их можно поделить на автодома, которые используются для путешествия, либо для постоянного проживания. Дома на колёсах для проживания более оборудованы и комфортабельны. Дома для путешествий редко имеют встроенные туалеты и душевые и не разделяются на жилую часть и кабину.


Немного истории

Начало создания дома на колёсах восходит прошлый век. Хотя, как полагают исследователи, были и ранее самодельные версии подвижных домов. Это были передвижные фургоны в повозках для людей, которые занимались скотоводством и разведением лошадей. В1938 году компания Jennings представила миру дом на колёсах, установив жилое помещение на шасси обычного автомобиля.

Категории

Автодома можно условно разделить на 3 категории:

  1. С-класса.

Такие американские дома на колёсах имеют не очень много места и предназначены для непродолжительных путешествий. Производятся они на базе больших внедорожников. Для примера, кабина водителя во время ночлега трансформируется в двуспальную кровать.


2.В-класса полуинтегрированные.

Конструкция такого дома на колёсах очень похожа на С-класс. Спальное место фиксировано и расположено в задней части транспорта. Такой дом на колёсах очень популярен среди семейных пар.


Совместный кузов с кабиной (интегрированный)

3. А-класса интегрированные.

Этот тип дома на колёсах, внешне напоминающий автобус, наиболее комфортабелен. Он построен на шасси полноценных грузовых автомобилей, и из-за большой массы отнесен к транспортной категории “С”. Именно эти автодома - самые дорогие дома на колёсах.


Дом имеет фиксированное водительское место с большим лобовым стеклом для лучшего обзора дороги и окружающего ландшафта. Внутренние стены могут выдвигаться, образуя, таким образом, различные зоны или дополнительные спальные места.

Схема устройства дома на колёсах А-класса

Подобные дома на колёсах автономны и имеют большие запасы воды, газа и генератор, что делает их полноценным жилым местом для своих обитателей.

Бывают также:

  • Трейлеры-гибриды. Снаружи они оснащены выдвижными палатками для отдыха или сна во время стоянки на специально оборудованных площадках.
  • Трейлеры-прицепы. Обычно это небольшой прицеп в форме “капли”. Основное преимущество таких домов на колёсах — это возможность передвижения прицепа мотоциклетной техникой.

  • Фивсвил-трейлер. Прицеп, который немного больше чем трейлер-прицеп. Такой дом на колёсах необходимо транспортировать автомобилем, оборудованным специальным сцепным устройством.

Другие названия домов на колёсах

Термин «кемпер» относится к классам “В” и “С”, а сам термин «дом на колесах» применяют только к классу “А”.

Кемперы, особенно популярные в Америке

В некоторых странах термином «винебаго» обозначают все дома на колёсах вне зависимости от их класса или типа.

Роскошный дом на колёсах

Эксклюзивные модели не имеют конкурентов ни в комфорте, ни в цене. Их дизайн стал новой концепцией, сделав эту модель дома на колёсах наиболее функциональной и максимально комфортной. Такой автодом имеет достаточно просторный салон из лучших видов отделочных материалов.

Дом на колёсах со всеми удобствами

В таком доме санузел ручной работы покрыт стеклянной плиткой. Сантехника изготовлена из меди, а ручки сделаны из хрусталя. Душевая кабина выполнена из оникса. Потолок кабины водителя и кресла покрыты перламутровой итальянской кожей, приборная панель сделана из натуральной африканской древесины. Жилая часть имеет диван с двумя электрическими модулями. В салоне оборудован бар. В обеденной зоне расположен потрясающий стол из оникса.

В жилой части предусмотрен небольшой рабочий кабинет с портативным компьютером, монитором которого служит настенный 17-дюймовый экран. Также в кабинете есть многофункциональный принтер и масса ящиков разнообразного назначения.

Потолки по всей протяженности дома на колёсах покрыты всевозможными скульптурами из медных листов, а светильник украшен красивыми кристаллами, что является приятным дополнением к уюту обеденной зоны.

Чтобы полностью оценить исключительный характер этого автодома, нужно увидеть его своими глазами. Описание просто не способно передать всей его роскоши.


Внутренняя обстановка в таких автодомах

Как сделать дом на колёсах своими руками

Чтобы преобразовать свое транспортное средство в дом на колёсах, потребуется много свободного времени, терпения, инструменты и, главное, навык.

Перед проектированием необходимо изучить законодательство и выяснить правовую сторону вопроса. Самодельные дома на колёсах по-разному воспринимаются в регистрирующих организациях, и будет очень обидно, если автодом останется за чертой законодательства.

Переоборудование своего транспортного средства можно условно разделить на несколько этапов:

  • внешние работы;
  • внутренние работы;
  • проведение воды;
  • коммуникации.

Итак, перед тем как построить свой автодом, необходимо знать, на сколько обитателей будет рассчитан дом. На этом этапе необходимо подобрать соответствующее транспортное средство и мебель. Далее необходимо составить детальный план работ. Лучше всего сделать его на бумаге или на компьютере.

  • Для начала необходимо полностью расчистить весь кузов автомобиля. Самое время, чтоб исправить все вмятины и отслоившуюся краску. Также на этом этапе можно сделать новые окна для солнечного света или свежего воздуха.
  • Далее потребуется вырезать ряд вентиляционных отверстий, выпускные клапаны для газа и пропана. Не забывайте покрывать грунтовкой голые части металла для предотвращения коррозии.
  • Затем нужно как следует изолировать дом от внешних воздействий температур.
  • Потом займитесь выравниванием потолка, а затем уже переходите к боковым стенам и далее – к полу.

В качестве внешнего покрытия можно использовать влагостойкую фанеру и мягкое ковровое покрытие. Для установки мебели в боковины лучше ставить более толстые панели и планки.


Для водоснабжения можно использовать несколько канистр с водой, размещённых под раковинами, с насосами для подачи воды из крана. Также можно применять большие ёмкости для воды, чтобы, например, принимать душ. Не стоит забывать и о сточных водах. Для них достаточно будет установить небольшой резервуар. Для естественных отходов вполне сгодится обычный туалет садового типа.

Для отопления, приготовления пищи и работы холодильника можно использовать пропан, или любые другие источники питания. Если было принято решение использовать пропан, то баллон с газом и вентиляционные отверстия лучше разместить внизу. Пропан, как известно, тяжелее воздуха, и это может предотвратить печальные последствия его утечки.

Также необходимо продумать систему электроэнергии. Для этого можно использовать аккумуляторную батарею с внешним выходом для подзарядки.


Схема обустройства электроснабжения дома на колёсах

Мебель для фургона можно приобрести, либо сделать самостоятельно. Сегодня идей для создания собственной мебели в интернете предостаточно. Ну а если своими руками сделать все не по силам, можно обратиться к специалистам, которые изготовят мебель под индивидуальный заказ.

При наличии опыта выполнения технических работ нет ничего сложного в том, чтобы создать свой дом на колёсах.

Пожалуй, найдется очень мало людей, которые не хотели бы путешествовать и при этом ночевать у себя дома, не пользуясь услугами гостиниц или отелей. Многие скажут, что это невозможно и любая поездка сопровождается гостиничным номером. Тем не менее, решение есть – автодом или дом на колесах. Вы наверняка видели такие передвижные конструкции в иностранных фильмах. И это не странно, ведь скажем в Америке, по статистике у каждого 3 жителя имеется дом на колесах.

Такой дом не только удобен и комфортен, но и значительно экономит денежные средства, так как вопрос о поиске жилья отпадает. О плюсах автодома можно рассказывать долго, и их действительно много. Однако, один минус есть — машина-дом на колесах не из дешевых удовольствий. Но если вы обладаете терпением и трудолюбием, выход есть — построить передвижной дом на колесах своими руками.


Основная необходимость такого дома — это путешествия, в которые спокойно можно отправлять с семьей и даже маленькими детьми. Автодом пригодится и для деловых поездок, не придется искать отели, бронировать номера, собирать багаж и носить его с собой.

Главное, чтобы водитель был опытный, с хорошим стажем вождения и конечно, с позитивным отношением к такому виду транспорта.


Дом на колесах: что нужно для комфорта

Хоть дом и будет в виде передвижного жилья, но это не значит, что он не должен быть комфортным и удовлетворять минимальные потребности хозяев.

Освещение дома

Для подачи света в передвижной дом потребуется:

  • батарея аккумуляторного типа;
  • устройство зарядное;
  • система проводов для последующей электропроводки;
  • панель для управления подачи электричества.


Отопление для дома

Для отопления жилья можно использовать несколько видов обогревателей, это может быть автономный вид и газовый баллон. Предпочтительней использование газа, так как помимо тепла он предоставит возможность приготовления пищи.

Если вы выбрали отопление при помощи газа, то здесь придется обратиться за помощью к специалисту. Конечно, построить все своими руками от начала до конца похвально, но следует помнить о безопасности пассажиров.

Воздух (вентиляция) для дома

Очень важным моментом является вентиляция, особенно при использовании газа. В таком случае отверстий должно быть несколько, и одно из них будет как можно ниже.


Для комфорта: вода, санузел, кухня

Никакое жилье не будет комфортным, если в нем будут отсутствовать элементарные удобства. Хорошо продумайте, где именно будет находится кухня, переносной биотуалет размера «мини» и душ. Также не забудьте про баки с водой и насосы для нее.


Воду, которая будет сливаться, лучше отправлять в большое ведро, находящиеся под кузовом. Для этого можно использовать специальный шланг, который следует проложить в полу.

Мебель для автодома

С мебелью могут возникать определенные сложности, поскольку, она должна быть максимально компактной. Для такого жилья используется откидная мебель, ее крепят на стены. Приобрести подобную мебель в большинстве случае возможно только под заказ, что достаточно недешево. Но если есть возможность сделать ее самому, то это значительно сэкономит средства.


Дополнительно: двери, окна

Что касается окон, то лучше делать не менее 2-х, таким образом можно экономить энергию и не включать свет днем.


Нужно учесть то, что в случае, если дом сооружается из прицепа, то ширина и высота в конечно итоге не должна превышать габариты автомобиля.

Строим автодом из «ГАЗели»

Если вы обладатель отечественного микроавтобуса, который давно не по душе, то его смело можно использовать в качестве основного материала для передвижного жилья. Сперва, нужно его тщательно очистить, удалить ненужные сидения, струю обивку, избавиться от всего лишнего. После расчистки можно приступать к проделыванию необходимых отверстий (для окон, вентиляции, проводов).


Металлическая часть, которая находится внутри, хорошо покрывается грунтовочной смесью для защиты от влаги и ржавчины. Далее можно переходить к покрытию пола и стен материалом для теплоизоляции. Следите, чтобы сам материал был уложен ровно и плотно. После можно приступать к отделке внутренней части дома фанерой иди другим покрытием.

Автодом на колесах, да еще оборудованный своими руками, является мечтой многих любителей авто путешествий и активного отдыха на природе. Он предоставляет своему владельцу удивительную свободу при поездках, освобождая от необходимости искать и бронировать отель, приобретать билеты, паковать чемоданы и т. д. К тому же, собственный автодом позволяет легко путешествовать даже большой семьей, включая домашних животных - для этого необходимо использовать соответствующую мебель, как правило, трансформирующуюся.

Когда впервые появился на дороге автодом-прицеп на колесах ответить достаточно сложно. Первый подобный опыт был реализован компанией «Дженнингс» еще в 38-м году прошлого столетия, хотя самодельные образцы автодомов появились куда раньше. Все автодома на колесах могут быть оборудованы практически всеми необходимыми атрибутами привычной и комфортной жизни - санузлом, душем, газовой плитой, полноценным спальным местом, которые присутствуют даже в самых небольших автодомах, за основу которых в России часто берется бюджетная газель.

В зависимости от того, к какому виду принадлежит автодом на колесах, он может быть:

  • прицепным;
  • фургонным;
  • совмещенным.

Достаточно распространенной практикой в настоящее время является собственноручное переоборудование подходящего транспорта, той же отечественной газели, в комфортные автодома для путешествий. Но перед тем, как сделать автодом на колесах своими руками, необходимо определить основную цель переоборудования - длительное или кратковременное проживание в автодоме, а также подобрать или изготовить соответствующую мебель.


Автодом - категории комфорта

Согласно общепринятой классификации, все автодома на колесах подразделяются на три основных класса.



Внимание! Любой автодом класса «А», изготовленный на базе автобуса или грузовика, согласно транспортной классификации требует наличия прав категории «С» у водителя.

Говоря о классификации автотрейлеров «дом на колесах» следует выделить следующие понятия:



Дом прицеп-палатка - комфорт и простота

Самодельный автодом на колесах совершенно не обязательно должен быть дорогим и сложным в изготовлении, в особенности, если используется он сравнительно редко и для небольшого числа людей. Некоторые виды автодомов не требуют даже установки мебели, и используются в качестве спального места. Для того, чтобы самостоятельно изготовить автодом-прицеп, потребуется приложить определенные усилия и достаточное количество времени.


Основной «силовой» элемент такого автодома - раму, можно приобрести в готовом виде, или же собрать ее самостоятельно, для чего потребуется навык и определенные технические знания. При самостоятельном изготовлении особое внимание стоит уделить антикоррозионной обработке всех стальных элементов будущего автодома.


Каркас, монтируемый на подготовленное для автодома шасси, может быть, как стальным, так и деревянным. Основное внимание при его создании следует уделить качеству соединения деталей, поскольку при движении такого прицепа-автодома, вся конструкция будет подвергаться серьезным динамическим и вибрационным нагрузкам. Внутри такого автодома можно расположить достаточно удобное спальное место, а в момент остановок на отдых, конструкция автодома раскладывается, и сверху оперативно устанавливается палатка. Такой автодом на колесах, фото которого представлено ниже, оптимален для непродолжительных поездок и простого отдыха на свежем воздухе.


Другой вариант устройства такого прицепа можно посмотреть на видео:

Как сделать автодом на колесах своими руками

Для того, чтобы сделать автодом на колесах своими руками, можно использовать любой микроавтобус, грузовой автомобиль или даже автобус. Для того, чтобы его создать, потребуется приложить немало усилий, времени, и быть готовым к достаточно серьезным материальным вложениям, которые впоследствии с лихвой окупятся комфортом при путешествиях в собственном автодоме.


Процесс превращения стандартной газели в автодом на колесах обязательно будет сопровождаться рядом работ, которые являются обязательными:



В том случае, когда трейлер-дом на колесах создается с целью длительных путешествий, желательно предусмотреть наличие хорошей аудио- видеосистемы и спутникового ТВ. Если позволяют финансовые возможности, то будет хорошим вариантом установка солнечных батарей, которые позволят продлить ресурс работы генератора.

Внимание! В большинстве случаев переоборудование ТС в трейлер автодом требует предварительно узаконить все «переделки», чтобы избежать юридических проблем в дальнейшем.


Внутренние работы

Многие любители путешествовать с комфортом интересуются вопросом - сколько стоит автодом на колесах в России, но узнав стоимость готового варианта предпочитают заниматься созданием автодома своими руками. И это не лишено смысла, поскольку сделать автодом на колесах из газели своими руками по силам любому человеку, готовому приложить определенное количество усилий и затратить на это свое время.


Первое, что потребуется сделать внутри салона будущего автодома на колесах - демонтировать перегородку, расположенную за пассажирскими сиденьями. Если она крепится болтами, проблем не возникнет, если же использовано сварное соединение, потребуется болгарка. После демонтажа, следует полностью освободить салон от внутренней отделки. Параллельно с этим стоит проверить металлические части на наличие очагов коррозии. Принять меры к их устранению помня о том, что разбирать готовый автодом будет куда сложнее.

Прежде чем приступать к утеплению и внутренней отделке автодома, следует тщательно продумать систему водо- и электроснабжения, поскольку все трубы и электрические кабели лучше спрятать под обшивкой - это позволит избежать их случайного повреждения. После этого автодом на колесах на базе газели требует серьезного утепления. Помимо специальных материалов, обладающих вибро- теплоизоляционными характеристиками, для автодома можно использовать базальтовую минеральную вату или экструдированный пенополистирол.


Немаловажным моментом в отделке автодома на колесах внутри и снаружи является защитная обработка применяемого материала. Так, дополнительные металлические элементы снаружи автодома должны иметь качественную антикоррозийную обработку. Элементы внутренней обшивки выполняются, как правило, из дерева. Для их обработки рекомендуется использовать специальную огнебиозащитную пропитку, которая предотвратит распространение пламени, не позволит образоваться грибку, избавиться от которого может быть просто невозможно.

Определенные идеи для создания собственного проекта можно «позаимствовать» у производителей таких домов, посмотрев следующее видео:

Газовое и электрическое оборудование стоит доверить профессионалам

Любой автодом на колесах - мерседес или газель, требует особого отношения в плане электро- газоснабжения. Не стоит наивно полагать, что, не имея соответствующего образования, можно качественно выполнить электрическую разводку и установить соответствующее оборудование в автодоме. То же относится и к газовому оборудованию.

К примеру, мало кто знает, что для баллона с газом в любом автодоме необходимо «выделить» отдельную закрытую зону, в нижней части которой должны присутствовать отверстия, сообщающиеся с наружной атмосферой. Это позволить пропану, который тяжелее воздуха, при утечке из баллона «покинуть» автодом на колесах, и не стать причиной отравления или возгорания в салоне.

Важным моментом для автодома является правильный расчет мощности аккумулятора. Для обеспечения максимальной автономности, следует суммировать суточное энергопотребление всех устройств, присутствующих в автодоме. Полученное значение в ваттах потребуется разделить на 12 (V), в результате чего получится значение в ампер-часах (Ah) - именно оно указывается на аккумуляторе и позволяет судить о его мощности. Так, при потреблении энергии в автодоме 50-60 Ah/сутки, оптимально приобрести аккумулятор в 120-150 Ah. Такая машина-автодом на колесах сможет функционировать в автономном режиме двое суток. Желательно предусмотреть внешнюю розетку для подзарядки батареи автодома на стоянках.


Мебель для дома-фургона на колесах

Несмотря на то, что в настоящее время не станет проблемой покупка готовой мебели для автодома, по отзывам, она не в состоянии удовлетворить всех запросов автовладельцев, в особенности, создающих автодом на колесах по собственным чертежам. Поэтому оптимальным вариантом становится либо ее самостоятельное изготовление, либо индивидуальный заказ на мебельном производстве.


В большинстве случаев, более оптимальным для автодома является самостоятельное изготовление мебели. Поскольку для небольшого автодома, к примеру, на базе стандартной газели или уаза, мебели потребуется не так много, да и особой сложностью она не отличается, на этом этапе работ можно сэкономить. Для должного уровня комфорта в автодоме, как правило, изготавливают следующие мебельные конструкции:



Когда в качестве базы для автодома взят камаз или автобус, количество мебели, перечисленной выше, увеличивается. Изготавливая автодом на колесах своими руками, для облегчения задачи определения типа и количества мебели можно воспользоваться специальными компьютерными программами, или же нарисовать подробный план будущей планировки автодома на бумаге, где четко обозначить не только вид мебели, но и ее расположение.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!