Красивые барельефы на стене. Создание барельефа на стене своими руками: мастер-класс

Разобраться в тонкостях процесса, как сделать барельеф на стене своими руками на свободном пространстве, можно, соединив знание основных приемов его изготовления с практической отработкой по нанесению жидкого материала и монтажа готовых панелей на стену. Размеры рабочей поверхности не имеют большого значения - художественные изображения можно размещать мелкими деталями на свободных для обзора участках стены, потолка, в нишах и углах. Преимущества самостоятельного исполнения этой части интерьера в том, что после детальной прорисовки стандартного трафарета получается уникальный рисунок.

Подробности и отличия

Декоративная отделка в виде барельефа на стене, сделанная своими руками, придаст комнате художественный объем, оригинальный утонченный вид интерьера. Место расположения, освещенность, выбранная цветовая гамма наполнят самый простой рисунок индивидуальностью и очаруют зрителя. Именно поэтому такой вид оформления частных владений все больше набирает популярность в сравнении с финишными покрытиями массового производства.

Простота и стиль

Создание больших и сложных по наполнению деталями картин внушает новичкам неуверенность в способности выполнить столь кропотливую работу. Начинать осваивать технологию нужно с простых элементов, а при получении уверенного результата, увеличивать масштаб и тонкость линий. При творческом подходе несколькими простыми штрихами и игрой оттенков можно создать целую картину.

Поражающие воображение монументальные картины кропотливо создаются и доводятся до законченного вида мастерами вручную даже, если основные составляющие заранее отлиты в формах. Начинающему оформителю можно приобретать навыки работы с пластичным материалом, используя приемы комбинации перепадов уровня плоскостей и грубую текстуру обработки, применять разделение одинаковых по технике исполнения деталей их контрастным окрашиванием. Своеобразным методом контррельефа вписывают в современные урбанистические стили дизайна изображения на пустых стенах.

Часто импровизированные барельефы применяют для украшения отдельных домашних предметов обстановки: камина, колонны, балки, ниши или проема. Размещение выпуклого рисунка в неожиданном месте оживляет давно привычные стены.

Функции такого рисунка могут быть не только декоративными. Пространственное решение позволяет скрывать неровность одной или смежных поверхностей, придавать привлекательный вид строгим инженерным коммуникациям, получать заданные зрительные эффекты, создавать тематический переход между различными по стилю и назначению зонами и помещениями.

Если проявить немного фантазии, используя подручный материал, то даже для начинающих импровизированный по теме окружающей обстановки сюжет может послужить интересным решением восстановления участков, нуждающихся в ремонте.


Комбинирование с различными материалами

Во многих случаях изготовления барельефа на стене окрашивание получившейся поверхности не становится основным элементом декорирования. Рельефообразующий материал больше нуждается в защите от перепадов влажности воздуха, впитывания жирных паров и пыли.

Текстурный рисунок четко просматривается под различными углами, меняет свой вид с изменением естественной освещенности и умелым размещением искусственной подсветки. Включением или выключением точечных источников света достигается акцентирование или сглаживание восприятия барельефа в интерьере в нужный момент времени.


Выбор объемного изображения на стену начинается с оценки его места расположения по площади, освещенности и функционального назначения помещения.

Барельефу не должно быть «тесно» между соседними углами, расстояние до противоположной стены должно позволять зрителю видеть рисунок целиком. В узких пространствах допустимо использовать мелкие детали, своим размещением на ограничивающих конструкциях не создающие условий для их механических повреждений или травм проходящих людей.

Детали изготовления своими руками

Оформившееся желание — украсить свой интерьер неповторимой композицией на свободных участках комнаты, начинают реализовывать с выбора рисунка. Он определит дальнейшие шаги воплощения идеи в жизнь. Необходимые для барельефа операции:

  1. Составление эскизов художественных элементов. Узор может состоять из повторяющихся одинаковых фигур (1 или нескольких видов). Можно комбинировать на отведенной площади много различных по размеру готовых панелей из гипса, располагая их в заданном порядке. Макет общего плана разбивается на отдельные эскизы каждой детали, нарисованные в масштабе 1:1 для переноса на оформляемую поверхность.
  2. Определить технологические особенности исполнения (панели, трафарет, ручная лепка). Для завершенности картины в любом случае будет нужно выполнять ручную отделку швов наклеенных деталей, прорисовку черт лепнины, зачистку неровностей, придание всей поверхности заданной шероховатости.
  3. Выбрать основной материал, которым будут проводиться работы (гипс, декоративная штукатурка, алебастр, шпаклевка). Компоненты для работы по устройству барельефов не относятся к дешевым разновидностям такого сырья - шпатлевки, грунтовки, клеящие составы для установки отлитых в форме частей должны иметь высокое качество. Прочность изделия не должна подвергаться риску применением сырья с сомнительными характеристиками. Исполнение в цвете требует подбора марок красок, добавочных колеров, лаков для блеска и защиты.
  4. Исходя из расположения панно, целей его установки и нужного эффекта, определить необходимость установки дополнительных источников освещения, количество точек, необходимые для этого работы и материалы.
  5. Заготовить инструменты и приспособления. Они включают в себя как стандартный набор для нанесения и выравнивания шпатлевки, приготовления раствора, измерения и разметки, так и специальные инструменты, которыми создают объемные элементы из густых строительных масс.

Множество доступных шаблонов в сети

Самым трудным, иногда, бывает выбрать что-то одно из всего многообразия возможных вариантов будущего декоративной составляющей интерьера. Все последующие этапы уже зависят от этого решения. Рассмотреть образцы и скачать трафарет для воплощения понравившегося барельефа можно на специализирующихся по этому направлению сайтах:

Выбирать в качестве своей первой попытки художественного оформления квартиры жанровые картины, батальные сцены, сложные изображения людей, диких животных и панорамных видов не рекомендуется.

Повторяющийся орнамент

Подходящим изображением для приобретения навыков получения заданного результата начинающему мастеру станут объемные композиции из плодов, листьев, цветов. Они могут располагаться как отдельными элементами, так и переплетающимися узорами, составлять причудливое дерево или укрывать весь массив.

Для начала следует посмотреть обучающий мастер класс опытного специалиста, который посвятит в тонкости профессионального изготовления, нанесения и обработки лепных деталей рельефа непосредственно на стене.

Пример обучающего видео по изготовлению несложного декора:

Простоту изображения понравившегося элемента не желательно сводить к примитивной выпуклости на стене - обозначение фона или подобия багетной рамки придаст ему завершенный и уместный вид.

Перед началом работ поверхность стены тщательно очищают от старых покрытий, просушивают, обрабатывают грунтовкой и выравнивают шпаклевкой.

Отливки

Отдельный гипсовый элемент изготавливают в приготовленной форме, а затем уже приклеивают в выбранном месте. Для этого нужно следующее:

  • изготовить жесткий ящик (коробку) с низким бортом по габаритам будущей детали;
  • на дно укладывается объемная форма, которую укрывают пленкой (без складок и морщин);
  • изделия, имеющие значительную толщину, армируют, укладывая в форму проволочный каркас;
  • по инструкции изготовителя вымешивают раствор, заливаю его в форму;
  • выдерживают смесь по времени, установленным производителем, до полного засыхания;
  • извлекают отливку, шлифуют, при необходимости, тыльную сторону и торцы для плотного прилегания к основанию;
  • если барельеф состоит из плотно прилегающих отлитых панелей, то обработку лицевой поверхности проводят после заделывания с помощью шпаклёвки всех стыков, чтобы загипсованные части представляли собой на вид единое целое.

Готовые детали, располагающиеся друг от друга на определенном расстоянии, можно соединять методом лепки произвольными линиями, изображающими ветви или лозу.

Контррельеф

Технология углубленного барельефа из декоративной штукатурки состоит в применении 1 из 2 методов исполнения:

  • прорезки нанесенного на стену массива густой смеси по рисунку, перенесенному с полиэтиленовой пленки М 1:1;
  • последовательному наращиванию слоев вокруг заданных участков.

Выравнивание граней делают при помощи стамески, после проводят общее ошкуривание.

Трафарет

Такой способ представляет собой вариант формы, которая устанавливается непосредственно на основе. Берут плотный материал и вырезают в нем участки рисунка, которые будут заполняться штукатуркой или другим составом.


Трафаретным способом можно создавать как основу для выпуклых изображений, так и наращивать борта тонких участков углубленных (контррельеф) композиций.

Лепка

Самый распространенный способ сделать мелкие детали в любом другом виде изображений, а также при изготовлении барельефа из шпаклевки и алебастра.

Рисунок наносят карандашом прямо на стену, большую площадь можно разбить на квадраты для облегчения компоновки и соблюдения масштаба.

Не обязательно тщательно прорисовывать нюансы всей картинки, достаточно обозначить контур предмета и основные линии фрагментов, изображаемых на данном участке.

По завершению барельефа его линии доводят до совершенства остро отточенным инструментом и покрывают цветными либо белыми (отточенто) составами.

Барельеф – вид декора в архитектуре. На французском означает «низкий рельеф». Выпуклое изображение выделяется над стеной на половину своего объема. Рельефной отделкой украшали здания, начиная с палеолита. Тогда это были наскальные изображения. Затем искусство распространилось на Древний Восток. Такую изысканность могли себе позволить только аристократы. Основоположником применения барельефа в декоре считается Древний Египет. Его использовали для росписи гробниц фараонов. В Древней Греции и Риме барельеф украшал храмы. В советское время его применяли в декоре зданий, сооружений, театров, станций метрополитенов, памятников и т.д.

Красивый барельеф в интерьере

Барельеф на стене

Барельеф с деревом в интерьере

Барельеф в интерьере выглядит очень изысканно и оригинально. В комнате создается особый шарм. Это отличный вариант для декора пустой стены, либо маскировки ее неровной поверхности. К тому же, композицию подобрать можно под свой, индивидуальный вкус. И воссоздать ее, прямо на стене, своими руками.

Дизайн комнаты с барельефом

Барельеф в интерьере спальни

Что необходимо для работы

В основном, материалом служит гипс, штукатурка, глина, папье-маше, полистирол. Используют также металлическую или деревянную основу, которую заливают или обрабатывают так, как задумано по композиции, а затем монтируют в нужное место на стене.

Каждый барельеф, созданный вручную автором, эксклюзивен. Даже один и тот же рисунок в разных помещениях будет смотреться по-разному. Барельеф специально создается под конкретный интерьер, так что повторить шедевр дважды все равно не получится. Такая высокая уникальность делает каждый декор единственным и неповторимым.

Красивый барельеф с природой в интерьере

Барельеф с одуванчиками в интерьере

Барельеф в интерьере

Барельефные изображения применяются во многих архитектурных стилях, от готики до модерна. Однако для готики – он неотъемлемый элемент. На храмах изображения несли не только декоративную функцию, но и показывали библейские истории, чтобы неграмотные, простые люди могли увидеть важные события из святого писания. Стоить только посмотреть на главные двери Миланского собора.

В барокко барельефные изображения служили акцентом роскоши интерьера. В основном там воссоздавались сюжеты из мифов. Пример Петровского барокко – Летний дворец в Санкт-Петербурге.

Барельеф в модерне можно увидеть в «Метрополе» в Москве. Сегодня этот декор украшает квартиры, офисы, кафе, загородные дома и т.д. Особенно неповторимо смотрятся барельефы в интерьере квартиры в нишах, оформленных с подсветкой. Таким образом декорируют прихожие, лестничные проемы, спальни. Различные варианты подсветки, с точечными или скрытыми светильниками акцентируют внимание в интерьере.

Барельефная отделка в сочетании с деревом, металлической ковкой, стеклом, камнем, кожей, мрамором и т.д., выглядит дорого и по-настоящему эксклюзивно. Причем изготовить барельеф можно собственноручно.

Барельеф с природой в дизайне

Красивый барельеф в дизайне

Создание барельефа своими руками

Работа начинается с подготовки стены. Ее очищают, грунтуют и сушат. Затем рисуют выбранное изображение. Самый простой способ изготовления барельефа на стене своими руками – растительные принты. Сегодня они используются довольно часто и делать их проще.

Необходимые материалы:

  • раствор гипса, алебастра или другого материала, на выбор;
  • резцы по дереву;
  • трафарет или пленка;
  • краска, лак для пропитки;
  • плиточный клей, саморезы, гвозди и т.д.

Сначала необходимо нарисовать тему. Причем, нанесение изображения тоже зависит от способа работы. Если это будет готовая картина, которую потом прикрепят к стене, то здесь есть некоторые правила.

Интерьер спальни с барельефом

Интерьер с барельефом

Красивый барельеф в интерьере

  • Собрать каркас с бортами под картину. Для него подойдут подручные материалы.
  • Получившуюся форму застелить пленкой. Главное, чтобы не было складок.
  • Залить готовую смесь в форму.
  • После того, как форма высохнет, резцами обозначить контур. Здесь пригодится готовый трафарет.

Если барельеф решено изготовить изначально на стене, то ее зачищают и наносят грунт. На высохшей стене чертят контур рисунка. Можно заранее сделать трафарет.

Далее следует создание рельефа. Если картина изготовлена отдельно, то после высыхания формы и обозначения контура, готовится новый раствор, которым создается объем рисунка. Работа делается послойно, чтобы вовремя заметить и убрать изъяны. Если барельеф создается сразу на стене, то сначала делается черновой слой, заполняются раствором нужные зоны, удаляются лишние фрагменты. Затем все должно подсохнуть. А уже потом завершают отделку, доводя до эстетического вида.

Существует очень легкий способ рельефного нанесения, подходящий для обоих вариантов работ. Исходя из рисунка, делаются формы для его рельефных участков. Эти формы заливаются смесью, а потом готовые куски рисунка крепят к стене или картине, места швов замазывают гипсом и зачищают наждачной бумагой.

Барельеф с цветком в интерьере

Барельеф в интерьере

Как прикрепить отдельно изготовленную картину

Для этого используют плиточный клей. Большую по весу картину можно прикрепить, с помощью гвоздей, саморезов, или углубив ее в стену. Для этого приготавливают нишу, а в нее вставляют изображение. Все швы спокойно замазываются раствором и затираются наждаком.

Готовый настенный барельеф тщательно ошкуривают наждачной бумагой, очищают все впадины и швы от пыли, грунтуют специальной кистью и окрашивают. Хорошо подходит водоэмульсионная краска, которой покрывают все выступающие части. Здесь лучше воспользоваться обычной губкой.

Барельеф с девушкой на стене

Барельеф в интерьере

Красивый барельеф в комнате

Форма для гипса своими руками

Не все формы можно купить в магазине. Однако, если нужная форма не найдена, ее можно сделать самим. К примеру, в рисунке присутствует птица или какое-то животное. Можно купить нужную статуэтку или игрушку, и поместить в фанерный ящик. Залить его содержимое жидким силиконом, который продается во всех строительных магазинах. Через сутки, после высыхания силикона, ящик разбирается, статуэтка вынимается и все. Необходимая форма готова. В нее хорошо заливается алебастровая смесь. Причем силиконовые формы смазывать не нужно, в отличие от детских пасочек из пластмассового материала. Последние надо смазывать растительным маслом.

Для приготовления смеси из алебастра берется: гипс – 2 части, вода – 1 часть. Приготовленная смесь заливается в формы и ждет полного высыхания около суток.

Барельеф с бабочкой в спальне

Барельеф с пейзажем

Барельеф с лилиями

Создание изображения происходит в несколько этапов.

  1. На подготовленную поверхность наносится штукатурка и грунтовка. Отлично подходит краска-грунт, так как она создает шероховатость при высыхании, что помогает удерживать следующий слой.
  2. Наносится один слой воска.
  3. На всю поверхность картины закрепляется прозрачная полиэтиленовая пленка.
  4. На пленку наносится эскиз цветов.
  5. Под пленкой, в соответствии с эскизом наносится повторный слой воска.
  6. Создается барельеф
  7. Поверхность закрашивают и оттачивают.

Барельеф с цветами в спальне

Барельеф с водопадом

Красивый барельеф на стене

Прежде чем приклеивать элементы к стене, лучше разложить их на полу и посмотреть, что получилось. Так не придется несколько раз снимать и клеить фрагменты, и стена не будет испачкана лишним слоем клея.

Античные фигуры в изображении смотрятся только в рамке. Для этого картинная рама закрепляется на стене, а ее внутреннее пространство выравнивается шпаклевкой. Затем прикрепляется пьедестал, на него клеится статуэтка, все углы и щели зашпаклевываются. Добавляются остальные элементы декора, и полностью вся картина покрывается краской в несколько слоев.

Барельеф из шпаклевки делается очень просто. Изображения на стене наращивается постепенно, слоями. А чтобы не было трещин в рисунке, в шпаклевку нужно добавить клей ПВА. На 0.5 кг шпаклевки — 1 ст. л. клея и 100 гр. воды.

Деревья в барельефе

Барельеф с пейзажем

Такой декор чувствителен к влаге, пыли и табачному дыму. Свежий барельеф нужно тщательно от этого оберегать. Слой лака обновляется в зависимости от количества пыли и света, попадающего на изображение. Протирать барельеф нужно сухой или чуть влажной тряпочкой. Хорошо подходят мягкие метелки. Со временем зазоры и трещины все равно становятся видны. Достаточно периодически замазывать и подкрашивать обнаружившиеся дефекты.

Видео: Барельеф в интерьере

50 фото идей барельефа в интерьере квартиры:

Барельеф – это условно объемный рисунок, украшающий внутренние, а иногда и внешние стены дома или квартиры. В отличие от фресок и скульптур, барельеф изготавливают непосредственно на стене, благодаря чему он гораздо органичней вписывается в интерьер или экстерьер дома. В этой статье мы расскажем, какие инструменты, знания и умения необходимы для создания барельефа, а также дадим подробную инструкцию по созданию такой декорации, что позволит вам самостоятельно украсить свой дом различными картинами.

Какие умения необходимы для создания барельефа

Для создания барельефа потребуются следующие умения:

  • рисовать;
  • создавать объемные изображения;
  • работать с алебастровыми и гипсовыми растворами;
  • создавать трафареты и работать с ними;
  • работать с проволокой и создавать из нее конструкции.

Любой барельеф это частично объемная картина, которая должна создавать ощущение объемного рисунка. Если это листики и цветочки, то они должны быть не двухмерными, а создающими иллюзию объема. Если это более сложное изображение, то и оно должно создавать иллюзию полного объема. Поэтому без умения создавать объемные изображения и красиво рисовать лучше даже и не пытаться делать барельефы, потому что впоследствии придется устранять последствия вашего творчества. Не менее важно и умение работать с гипсовыми и алебастровыми растворами, ведь необходимо четко знать время жизни раствора, оптимальные параметры густоты для различных работ, возможность смешивания с красителями.

Ведь для создания барельефа необходимы растворы, которые хоть и незначительно, но отличаются по густоте. Очень важно умение создавать трафареты, ведь без них очень сложно очертить контуры будущей картины, особенно если вы не обладаете большими художественными талантами и высокой квалификацией штукатура-маляра. Для создания объемных изображений толщиной свыше 10 мм, а при неправильном подборе густоты и вязкости раствора 5 мм, необходимо создание каркаса, который предотвратит растрескивание гипса или алебастра.

Инструменты

Для работы вам потребуются:

  • малярные кисти различных форм и размеров, включая макловицу;
  • мастихины; скульптурные стеки разных размеров;
  • кельма;
  • мерные ложки;
  • емкость для замешивания шпатлевки;
  • дрель-перфоратор с набором сверл по дереву и бетону;
  • отвертки плоская и крестовая;
  • пассатижи;
  • чистые тряпки;
  • мощный источник света;
  • прочные козлы или леса;
  • спецодежда, респиратор и защитные очки.

Подготовка стены

Подготовка стены включает в себя два этапа:

  1. Выравнивание;
  2. Грунтовку.

Во время выравнивания вы штукатурите песчано-цементным раствором стену, затем выравниваете гипсовыми или алебастровыми шпаклевками, чтобы придать ей необходимую ровность. Если вы хотите сделать барельеф на деревянной стене, то придется сначала закрепить армирующую сетку, затем заштукатурить. Обязательно используйте маяки (направляющие, помогающие сделать поверхность ровной) . Для грунтовки используйте акриловые, алебастровые или гипсовые составы с большим содержанием песка – это позволит создать необходимую шершавость поверхности и улучшит адгезию растворов для создания барельефа. Используйте лишь те грунтовки, на которых написано, что они подходят для алебастровых и глиняных составов. Очень удобно наносить грунтовку кистью-макловицей благодаря большой ширине. Грунтуя поверхность стены, не оставляйте потеков, потому что после высыхания их будет сложно убирать, а оставленные потеки негативно повлияют на внешний вид барельефа.

Четких рекомендаций по созданию барельефов не существует, потому что каждый мастер использует наиболее удобную ему комбинацию действий. Одни создают барельеф непосредственно на стене, другие сначала отливают его элементы их гипса или алебастра, затем вписывают их в общий дизайн картины. Одни делают псевдообъемное изображение тонким слоем раствора, другие создают полностью объемные картины толщиной в 30 и более сантиметров. Все зависит от квалификации, художественного вкуса и таланта мастера. Тем не менее, одну рекомендацию мы дадим – чтобы набить руку и не испортить стену, создайте барельеф на куске фанеры , ДСП или ОСП, который после завершения работ можно повесить на стену. Если же что-то пойдет не так и вы загубите барельеф, то возьмете новый кусок фанеры и будете тренироваться на нем.

Ниже мы опишем несколько техник, которые помогут вам создавать красивые барельефы:

  • работа с трафаретами;
  • использование скульптурных стеков, резаков и петель;
  • отливка форм;
  • крепление проволочного каркаса к стене;
  • работа с пленкой.

Работа с трафаретами

Для трафарета можно как нарисовать самому, так и скачать из интернета, распечатав на бумаге. После этого необходимо определиться с материалом трафарета и его толщиной, а также способом изготовления, поэтому мы рекомендуем воспользоваться уже готовыми трафаретами, которые можно приобрести в магазинах, торгующих товарами для декора. Трафарет необходим для создания контуров будущей картины, после чего вы сможете с помощью стеков придать этим контурам нужную объемность. Работа с трафаретом не вызывает трудностей – расположите его на стене и зафиксируйте любым способом, затем заполните густым гипсовым или алебастровым раствором. Помните, чем больше толщина трафарета, тем гуще должен быть раствор. Если вы используете слишком жидкий раствор, то после снятия трафарета контуры барельефа смажутся, поэтому желательно сначала потренироваться на доске, чтобы не пришлось заново подготавливать стену.

Использование скульптурных стеков, резаков и петель

Эти инструменты вы можете приобрести в соответствующих магазинах. Если у вас хорошо развиты пространственное воображение и художественные навыки, то вы можете эффективно использовать эти инструменты, даже не будучи профессиональным скульптором. Ведь с их помощью удаляют излишки раствора, придавая определенному участку барельефа нужную форму. С помощью этих инструментов можно создавать любые объемные изображения, все зависит от вашей фантазии, художественного вкуса и пространственного воображения. Эти инструменты не будут лишними и при создании объемных барельефов, ведь с их помощью вы сможете подравнять края, придавая каждому слою раствора необходимые формы.

Отливка форм

Использование заранее отлитых форм сильно упрощает создание объемных композиций. К примеру, в формах отливают листья, которые затем крепят к стене и создают ствол и ветви дерева. В результате получается, что ствол и ветви являются частью стены, а листья находятся отдельно, что улучшает визуальное восприятие барельефа и производимый им эффект. В магазинах продают силиконовые и полиуретановые формы любых размеров и рисунков. Для создания барельефа необходимо не только отлить формы из гипса или алебастра, но и сделать у них внутри армирующий каркас – это предотвратит растрескивание получившейся детали и облегчит крепление к стене, ведь держать деталь будет не только клей или шпаклевка, но и проволока.

Некоторые формы необходимо смазывать касторовым маслом (об этом должно быть написано в инструкции к форме), другие формы не нуждаются в такой операции. Для заливки в формы необходимо использовать гораздо более жидкий раствор, чем для работы непосредственно на стене. В большинстве случаев раствор по густоте делают аналогичным жидкой сметане, что позволяет качественно заполнить форму и обеспечить хорошую прочность детали. Металлический каркас можно вставлять в форму как до, так и после заливки гипса или алебастра, оба метода обеспечивают одинаковую прочность, поэтому все зависит от личных предпочтений.

Крепление проволочного каркаса к стене

Проволочный каркас позволяет не только крепить тяжелые навесные элементы декорации, но и предотвращать растрескивание гипса и алебастра при слишком толстом (свыше 7–10 мм) слое, благодаря чему появляется возможность создавать фигуры большой толщины. Толщина проволоки зависит от места ее применения и назначения – для крепления внешних декоративных элементов используют стальную проволоку толщиной 2–3 мм. Она обладает высокой прочностью и жесткостью, благодаря чему эффективно удерживает внешнюю конструкцию до высыхания гипсового или алебастрового покрытия. Для армирования деталей большой толщины можно использовать стальную проволоку толщиной 0,7–2 мм, которая обладает меньшей жесткостью и массой, поэтому с ней легче работать. Для крепления проволоки к стене удобно использовать дюбель-гвозди, для чего под дюбель с помощью перфоратора сверлят отверстие, затем на пластиковую обойму наматывают 1 виток проволоки и дюбель-гвоздь забивают до упора. Если вы крепите проволоку к деревянной стене, то там технология иная – 1 виток проволоки наматывают на саморез с резьбой по дереву, после чего его вкручивают в стену до упора. При необходимости (если приходится использовать саморез большой длины/толщины или стены выполнены из твердой древесины) в стене просверливают отверстие диаметром в 2 раза меньше диаметра самореза, что облегчает его вкручивание, но не ослабляет фиксацию в стене.

Работа с пленкой

Пленку используют для создания псевдообъемных композиций на слое асбестовой или алебастровой штукатурки небольшой толщины. Сначала на пленку маркером наносят рисунок в масштабе 1:1, затем на выбранный участок стены наносят слой штукатурки толщиной 3–6 мм и накладывают сверху пленку, ориентируя рисунок в пространстве. После этого обводят контуры рисунка ручкой и снимают пленку, а рисунок остается на слое штукатурки. Теперь можно с помощью стеков убирать лишнее, создавая выбранный рисунок и придавая ему объем.

Гипс и алебастр при попадании на кожу излишне сушат ее, поэтому желательно работать в резиновых перчатках. Кроме того, обязательно используйте защитные очки, это защит вас от попадания штукатурки или шпатлевки в глаза. Дозируя раствор, насыпая его в емкость для перемешивания и перемешивая, одевайте респиратор – работать в нем не очень удобно, но, если вы просыпете раствор или иным способом поднимете пыль, он защитит ваши бронхи и легкие от поражений.

Чтобы создать красивый барельеф, необходимо правильно организовать рабочий процесс. Мощный источник света поможет обнаружить малейшие недочеты, благодаря чему вы легко исправите их до застывания смеси.

Если же дефект будет обнаружен после застывания смеси, то устранить его будет гораздо сложней, ведь застывший гипс или алебастр придется обрабатывать не стеками, петлями или крючками, а наждачной бумагой. Вы должны научиться «на глаз» определять количество раствора, которое сможете переработать до застывания, в противном случае вы будете постоянно выкидывать застывшие излишки. Время жизни раствора зависит от его состава и указано на упаковке, там же указано оптимальное соотношение сухой смеси и воды, поэтому правильно определяйте количество раствора, необходимого для той или иной операции, а также регулируйте его густоту, изменяя количество воды. Четкое понимание необходимого количества и густоты раствора приходит лишь с опытом, поэтому сначала тренируйтесь на кусочках фанеры или ДСП и не переживайте, если что-то не получается, со временем вы научитесь.

В этой статье я расскажу, как быстро и просто изготовить небольшой барельеф своими руками. Уровень сложности работы – для начинающих.

Данный барельеф выполнен финишной шпаклевкой на полимерной основе. Она прекрасно обрабатывается и стоит недорого.

В этом мастер – классе барельеф будет выполнен на куске многослойной фанеры. Также в качестве основы можно использовать, например ГВЛ или ДСП (в этом случае у вас получится декоративное панно), или выполнить барельеф непосредственно на стене.

Обычно шпаклевку наносят достаточно тонким слоем (до 3-5 мм), но в данном случае нам нужен более мощный слой – около 10 см. Чтобы шпаклевка не растрескалась – основу армируем мелкой сеткой. Затем наносим шпаклевку и оставляем до полного высыхания (несколько суток).

Поверхность проходим мелкой наждачной шкуркой, и переходим к самому интересному – созданию изображения.

Для этого барельефа в Интернете был выбран древне – ассирийский сюжет, распечатан и перенесен на поверхность панно при помощи копирки.

При помощи инструментов для работы по дереву начинаем выбирать лишнее, проявляя рельеф. Четко и резко ограничиваем контуры, фон делаем нервным и «кочковатым», подражая древней обработке камня. Это же относится и к фигурам на барельефе. Случайные сколы и изъяны можно добрать шпаклевкой. На последнем этапе обрабатываем поверхность мелкой шкурой.
Теперь барельеф нужно окрасить.

Первый слой делаем белой водоэмульсионной краской – для пропитки. После высыхания наносим цветной слой краской, колерованной под натуральный камень и, не дожидаясь высыхания, снимаем краску на выпуклых частях тампоном. Оставляем до полного высыхания. По завершении работу можно покрыть лаком, а можно оставить, как есть.

Таким способом трудно качественно декорировать большую площадь, поэтому для больших барельефов используйте краски с большим сроком высыхания.

Барельефы небольшого размера, выполненные подобным способом, можно использовать для оформления каминов, в качестве декоративных плиток и т.п.

Большие панно станут истинным украшением интерьера, но для их создания нужно немало поучиться.

Мастер – класс по созданию крупного барельефа см. . Еще один способ объемно декорировать стены – .

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Барельефы современной работы

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

Виды барельефов

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»



Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  • Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  • Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  • Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  • Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Рельефные панно

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Инструменты для изготовления барельефов из гипса

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Сушка искусственных цветов в процессе гипсования

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Лепной плафон под люстру

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Обратное литье из гипса

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Мини обратное литье из гипса

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

Низкая лепка из гипса

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Ветки на барельефах из гипса

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Лепка из гипса по каркасу

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Пробу готовим так: накалываем гвоздем с небольшим наклоном по еще пластичному покрытию ГКЛ ровные ряды лунок в шахматном порядке и вплотную друг к другу. Наклон гвоздя и ориентацию ребер его острия относительно направлений рядов нужно выдерживать как можно точнее, чтобы лунки получились одинаково асимметричными.

Следующий шаг – выносим пробу на прямой солнечный свет и, поворачивая так и этак, и еще как-нибудь, наблюдаем игру светотени. При этом стараемся вообразить, как надо бы наколоть лунок, чтобы получился меняющийся рисунок. И, как знать, может быть, у вас обнаружатся способности к этому редкому, но необычайно эффектному искусству – теневому барельефу.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!