Растения около дома окружающий мир. Ознакомление детей с окружающим миром

Тема "Трава у нашего дома" изучается во 2 классе начальной школы по программе Перспектива и школа России, учебники окружающий мир Плешаков. Много растений вокруг, но даже взрослый не сразу сможет назвать их все. Это и пустырник, и мятлик, и птичья гречишка, они растут практически в каждом дворе. Некоторые из них даже полезны и издавна используются в медицине. Почитаем подробнее про эти растения? А если учитель задал доклад или презентацию, и ему расскажем о том, что узнали на этой страничке.

Презентация про пустырник

Эту траву называют пустырником, потому что пустыри - её излюбленное место обитания. Пустырник образует густые высокие заросли из зеленых стеблей с листьями и розовыми цветками.

А вокруг вьются и гудят пчёлы. Ведь пустырник - это настоящая кладовая чудесного нектара. Его цветки мелкие, зато их очень много.

Мед из нектара пустырника получается светло-золотистым, с особым, очень хорошим вкусом, с приятным ароматом.

В цветках пустырника есть по нескольку острых зубчиков. Когда на месте цветков образуются плоды, зубчики становятся твердыми, колючими. Вот почему о растение, которое выглядит безобидным, можно больно уколоться. А зубчики эти помогают плодам расселяться - цепляются наподобие репейника за одежду человека и шерсть животных.

В народе пустырник называют сердечной травой. О способности его успокаивать "биение сердца" люди знают уже несколько веков. Пустырник упоминается в старинных книгах - травниках.

Он используется и в современной медицине.

Вопросы по презентации:

1. Почему это растение назвали пустырник?
2. Какой мед получается из пустырника?
3. Как пустырник распространяет свои семена?
4. Как называют пустырник в народе и почему?

Cлайд 1

Cлайд 2

Сегодня мы поговорим о травах. Достаточно выйти на зелёную лужайку перед домом или пойти в лесу, и вы окажетесь в стране трав! Вы порой их не замечаете, а ведь они красивые, душистые и полезные. Их так много вокруг нас и все они разные!

Cлайд 3

Что же такое трава? Трава – это небольшое растение с мягким и тонким стеблем. Если много разных трав растёт рядом на Опушке леса, на поляне или на лугу, то их называют красивым словом «разнотравье». Травы похожи на деревья тем, что у тех и у других есть корень, стебель или ствол, листья, цветы и семена. Отличаются они ростом и тонким мягким стеблём.

Cлайд 4

На лужайках и полянах Будет много трав густых, Трав медовых, свежих, пряных, Трав, от солнца золотых. Деревья растут много лет, а травы живут недолго. Многолетние не более 5 лет, а однолетние – всего 1 год.

Cлайд 5

На зелёных речных лугах рассыпают золотые монетки жёлтые одуванчики, розовеют круглые головки клевера. клевер

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

ромашки Как ромашка ты мила! Твоя кофточка бела! Воротник золотой, На нас смотришь с добротой!

Cлайд 9

иван-чай Полыхают ярко и красиво Розовые кисти иван-чая, Налетает ветер шаловливый И соцветья пышные качает. Он разносит по лесным полянам Их густой манящий аромат. Пчёлы, что проснулись утром рано, За нектаром сладостным летят.

Cлайд 10

Расскажи – ка нам, вьюнок, Как вскарабкаться ты смог На высокую ограду Нашего большого сада? Я старался, я трудился, Вкруг ограды я обвился, Поднимался я всё выше Выше сливы, выше вишен, Сплошь ограду я увил И цветы свои раскрыл!

Cлайд 11

Недаром её называют жгучей. После укуса крапивы на теле остаются красные пятна, они вызывают неприятный зуд и жжение. Рассмотрев листок, можно заметить очень маленькие волоски, которые словно крошечные бутылочки полны едкой жидкости – муравьиной кислоты. Наверху бутылочек – хрупкая головка. При малейшем прикосновении головка отламывается, острые края волоска прокалывают кожу, и в ранку попадает едкая жидкость.

Cлайд 12

полынь У полыни скромен наряд: Серебристо-седые листья И соцветий алые кисти На стеблях её не горят. Но когда иду меж полей (Влагой веет земля, теплынь) Ничего не знаю милей, Чем простая трава – полынь!

Cлайд 13

Подорожник у дороги Дружно топчут наши ноги. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил своё название. Мчатся машины, идут люди, на листья подорожника насту- пают ногами, а ему хоть бы что! Жёсткие листья и упругий стебель тут же выпрямляются, оставаясь свежим и зелёным. подорожник

Cлайд 14

В народе эту травку называют полевым рябинником, или дикой рябинкой. Пижму применяют при лечении болезней. пижма Кротко тихое сияние Предосенней красоты. В золотистом одеянье Пижмы пышные кусты. Кажется, что излучает Пижма ровный, мягкий свет И окрестность озаряет, Если в небе солнца нет.

Cлайд 15

папоротник У папоротника крупные резные листья, похожие на перья диковинных птиц. Они растут на длинных черешках. Несколько листьев вы- ходит из одного невысо- кого стебля. Осенью листья отмирают, а вес- ной появляются новые молодые листья. Папоротник похож на другие травы тем, что у него есть корень, стебель и листья. У него нет ни цветов, ни соцветий, ни семян.

Cлайд 16

мята Знаю, любят детки Мятные конфетки. Они рот слегка кислят, Освежают, холодят! Мяту широко используют в пищевой промышленности, её добавляют в конфеты и жвачки. Мята - настоящий кладезь витаминов и полезных веществ. Из листьев готовят витаминный чай, отвары, настойки, лекарства.

Cлайд 17

медуница Не успел сойти белый снег, Появился ранний смелый побег, А цветочки у него все разные, Фиолетовые, синие, голубые, красные, Они меняют окраску, следуя моде Красуются при холодной погоде. Цветы ароматные, содержат много нектара, Цветут в лесу, очень любят дубравы.

Cлайд 18

лопух (репейник) Заросли лопухов можно встретить на лугу, в огороде, в придорожных канавах и во дворах возле домов. Как хорош сегодня наш лопух! Он вчера был тусклым, запылённым, Дождь его промыл, он весь набух, Стал тугим, блестящим и зелёным.

Cлайд 19

Cлайд 20

зверобой В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление. Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.

Cлайд 21

Зеленеет березняк, Майским ветром веет, На лужайке стройный мак Среди трав алеет. Рядом с ним его сосед – Огненно-пунцовый. У другого мака цвет Розово-лиловый. Словно красочный платок, Маков разноцветье, И качает ветерок Яркие соцветья.

Агеева Анастасия Геннадьевна
Ознакомление детей с окружающим миром. «Царство растений. Травы»

Дата : 27.01.17

Цель : Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Задачи :

1. Подвести детей к пониманию того , что в природе есть удивительный мир растений : травы ;

2. Расширить и уточнить знания о функциях частей растений (корень, стебель, лист, используя модели и исследовательскую деятельность;

3. Развивать диалогическую речь

4. Воспитывать любознательность , интерес к изучению природы.

Методы и приемы :

наглядные :

словесные :

Практические.

Интеграция образовательных областей : «Познание » , «Музыка» , «Коммуникация» .

Оборудование и материалы : кроссворд, аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковский, картинки с изображением трав , модель строения травы .

Предварительная работа : наблюдения, чтение, отгадывание загадок о растениях

Словарная работа : стебель, пырей ползучий, корень, лист.

Ход ОД

Структурные компоненты

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

I. Организационный момент

Ребята, сегодня я предлагаю вам быть исследователями. Согласны?

А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вопросы для кроссворда :

1. В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой, Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево : у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава )

5. Зеленую подружку на

Новый год зимой Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.

Что ни ветка - то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

7.) Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый. (Василек)

8. Что за дерево, скажите : весной одето белыми цветами, а осенью - красными ягодами? (Рябина

II. Основная часть -Мы уже беседовали с вами о растениях .

Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства.

Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна - как сказать одним словом? Правильно, это деревья. Сирень, смородина, акация - что это такое? Назовите общее слово.

А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений , и мы будем исследователями государства трав .

Травы - первые растения , которые просыпаются весной.

Мы с вами привыкли называть траву просто травой , а на самом деле видов трав также много , как и деревьев, кустарников.

Давайте рассмотрим травы , которые растут у нас на участке

Вот травянистое растение с узкими , острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день.

Его имя - пырей ползучий. А знаете, откуда такое название?

Его корни словно расползаются под землей, бла-годаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории.

Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений , то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних живот-ных.

А вот всем вам хорошо известный клевер.

Эта трава - ценный корм для домашних животных. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы.

Он обладает интересным свойством, благодаря ко-торому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Скоро вовсю зацветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы . Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.

А вот лист лопуха (репейника) . Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов.

Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.

Еще одно травянистое растение , всем вам хорошо знакомое, - подорожник.

Свое название эта трава получила от того , что растет она вдоль дорог . Знаете ли вы, как подорожник рас-пространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подо-рожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подо-рожника помогает при простуде и кашле.

Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своё необычное название она получила за листья : верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха» , а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикос-новении («мать» ). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.

Это поистине уникальная трава - крапива , в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В настоящее время крапива применяется в медицине и кулинарии из нее изготавливают сотни вкуснейших блюд.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и превратится в красивые, волшебные цветы.

Физминутка «Цветы»

Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко : (тянутся на носочках)

Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)

Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)

Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)

Ветерок убегай! (грозят пальчиком)

Ты цветочки не сломай! (приседают)

Пусть они растут , растут ,

Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) .

Мы рассмотрели различные травянистые растения , а сейчас я вам предлагаю сравнить строение разных видов трав .

Из чего состоит травянистое растении ? (рассматривание модели строения травы ) .

-Травянистое растение имеет корень , стебель, листья, цветок, плод с семенами

Для чего нужен стебель?

Для чего нужны листья?

Для чего нужен цветок?

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

Можем ли сказать что все эти части растения важны ему ?

Растения - это живая или неживая природа?

Докажите, что это живая природа

Что нужно растению для жизни ?

Что дает растениям Солнце ?

Зачем нужна растениям Вода ?

Откуда растения берут воду ?

А как вы думаете, для чего растениям ветер ?

Чтобы растения выросли им необходимо Солнце, вода, почва, ветер

Деревья

Кустарники

Держит листья и цветок

Листьями растение дышит )

В нём образуются семена и плоды

Дышат, растут , размножаются, питаются, умирают

Свет, тепло, вода, почва, ветер -свет и тепло

Из почвы

Размножение

III. Заключительная часть III. Подведение итогов

На этом наше исследование трав подошло к концу .

Понравилось вам исследовать травы ?

Что интересного узнали?

Всем спасибо! Мне понравилось как вы сегодня активно работали.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!