Растения около дома окружающий мир. Ознакомление детей с окружающим миром
Тема "Трава у нашего дома" изучается во 2 классе начальной школы по программе Перспектива и школа России, учебники окружающий мир Плешаков. Много растений вокруг, но даже взрослый не сразу сможет назвать их все. Это и пустырник, и мятлик, и птичья гречишка, они растут практически в каждом дворе. Некоторые из них даже полезны и издавна используются в медицине. Почитаем подробнее про эти растения? А если учитель задал доклад или презентацию, и ему расскажем о том, что узнали на этой страничке.
Презентация про пустырник
Эту траву называют пустырником, потому что пустыри - её излюбленное место обитания. Пустырник образует густые высокие заросли из зеленых стеблей с листьями и розовыми цветками.
А вокруг вьются и гудят пчёлы. Ведь пустырник - это настоящая кладовая чудесного нектара. Его цветки мелкие, зато их очень много.
Мед из нектара пустырника получается светло-золотистым, с особым, очень хорошим вкусом, с приятным ароматом.
В цветках пустырника есть по нескольку острых зубчиков. Когда на месте цветков образуются плоды, зубчики становятся твердыми, колючими. Вот почему о растение, которое выглядит безобидным, можно больно уколоться. А зубчики эти помогают плодам расселяться - цепляются наподобие репейника за одежду человека и шерсть животных.
В народе пустырник называют сердечной травой. О способности его успокаивать "биение сердца" люди знают уже несколько веков. Пустырник упоминается в старинных книгах - травниках.
Он используется и в современной медицине.
Вопросы по презентации:
1. Почему это растение назвали пустырник?
2. Какой мед получается из пустырника?
3. Как пустырник распространяет свои семена?
4. Как называют пустырник в народе и почему?
Cлайд 1
Cлайд 2
Сегодня мы поговорим о травах. Достаточно выйти на зелёную лужайку перед домом или пойти в лесу, и вы окажетесь в стране трав! Вы порой их не замечаете, а ведь они красивые, душистые и полезные. Их так много вокруг нас и все они разные!Cлайд 3
Что же такое трава? Трава – это небольшое растение с мягким и тонким стеблем. Если много разных трав растёт рядом на Опушке леса, на поляне или на лугу, то их называют красивым словом «разнотравье». Травы похожи на деревья тем, что у тех и у других есть корень, стебель или ствол, листья, цветы и семена. Отличаются они ростом и тонким мягким стеблём.Cлайд 4
На лужайках и полянах Будет много трав густых, Трав медовых, свежих, пряных, Трав, от солнца золотых. Деревья растут много лет, а травы живут недолго. Многолетние не более 5 лет, а однолетние – всего 1 год.Cлайд 5
На зелёных речных лугах рассыпают золотые монетки жёлтые одуванчики, розовеют круглые головки клевера. клеверCлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
ромашки Как ромашка ты мила! Твоя кофточка бела! Воротник золотой, На нас смотришь с добротой!Cлайд 9
иван-чай Полыхают ярко и красиво Розовые кисти иван-чая, Налетает ветер шаловливый И соцветья пышные качает. Он разносит по лесным полянам Их густой манящий аромат. Пчёлы, что проснулись утром рано, За нектаром сладостным летят.Cлайд 10
Расскажи – ка нам, вьюнок, Как вскарабкаться ты смог На высокую ограду Нашего большого сада? Я старался, я трудился, Вкруг ограды я обвился, Поднимался я всё выше Выше сливы, выше вишен, Сплошь ограду я увил И цветы свои раскрыл!Cлайд 11
Недаром её называют жгучей. После укуса крапивы на теле остаются красные пятна, они вызывают неприятный зуд и жжение. Рассмотрев листок, можно заметить очень маленькие волоски, которые словно крошечные бутылочки полны едкой жидкости – муравьиной кислоты. Наверху бутылочек – хрупкая головка. При малейшем прикосновении головка отламывается, острые края волоска прокалывают кожу, и в ранку попадает едкая жидкость.Cлайд 12
полынь У полыни скромен наряд: Серебристо-седые листья И соцветий алые кисти На стеблях её не горят. Но когда иду меж полей (Влагой веет земля, теплынь) Ничего не знаю милей, Чем простая трава – полынь!Cлайд 13
Подорожник у дороги Дружно топчут наши ноги. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил своё название. Мчатся машины, идут люди, на листья подорожника насту- пают ногами, а ему хоть бы что! Жёсткие листья и упругий стебель тут же выпрямляются, оставаясь свежим и зелёным. подорожникCлайд 14
В народе эту травку называют полевым рябинником, или дикой рябинкой. Пижму применяют при лечении болезней. пижма Кротко тихое сияние Предосенней красоты. В золотистом одеянье Пижмы пышные кусты. Кажется, что излучает Пижма ровный, мягкий свет И окрестность озаряет, Если в небе солнца нет.Cлайд 15
папоротник У папоротника крупные резные листья, похожие на перья диковинных птиц. Они растут на длинных черешках. Несколько листьев вы- ходит из одного невысо- кого стебля. Осенью листья отмирают, а вес- ной появляются новые молодые листья. Папоротник похож на другие травы тем, что у него есть корень, стебель и листья. У него нет ни цветов, ни соцветий, ни семян.Cлайд 16
мята Знаю, любят детки Мятные конфетки. Они рот слегка кислят, Освежают, холодят! Мяту широко используют в пищевой промышленности, её добавляют в конфеты и жвачки. Мята - настоящий кладезь витаминов и полезных веществ. Из листьев готовят витаминный чай, отвары, настойки, лекарства.Cлайд 17
медуница Не успел сойти белый снег, Появился ранний смелый побег, А цветочки у него все разные, Фиолетовые, синие, голубые, красные, Они меняют окраску, следуя моде Красуются при холодной погоде. Цветы ароматные, содержат много нектара, Цветут в лесу, очень любят дубравы.Cлайд 18
лопух (репейник) Заросли лопухов можно встретить на лугу, в огороде, в придорожных канавах и во дворах возле домов. Как хорош сегодня наш лопух! Он вчера был тусклым, запылённым, Дождь его промыл, он весь набух, Стал тугим, блестящим и зелёным.Cлайд 19
Cлайд 20
зверобой В старину это лекарство называли «травой от 99 болезней». Его используют как кровоостанавливающее средство. Он затягивает раны, убивает микробы, и останавливает нагноение и воспаление. Листья содержат эфирные масла, витамины Е и С. Обладает превосходным красящим веществом.Cлайд 21
Зеленеет березняк, Майским ветром веет, На лужайке стройный мак Среди трав алеет. Рядом с ним его сосед – Огненно-пунцовый. У другого мака цвет Розово-лиловый. Словно красочный платок, Маков разноцветье, И качает ветерок Яркие соцветья. Агеева Анастасия Геннадьевна
Ознакомление детей с окружающим миром. «Царство растений. Травы»
Дата : 27.01.17
Цель : Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
Задачи :
1. Подвести детей к пониманию того , что в природе есть удивительный мир растений : травы ;
2. Расширить и уточнить знания о функциях частей растений (корень, стебель, лист, используя модели и исследовательскую деятельность;
3. Развивать диалогическую речь
4. Воспитывать любознательность , интерес к изучению природы.
Методы и приемы :
наглядные :
словесные :
Практические.
Интеграция образовательных областей : «Познание » , «Музыка» , «Коммуникация» .
Оборудование и материалы : кроссворд, аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковский, картинки с изображением трав , модель строения травы .
Предварительная работа : наблюдения, чтение, отгадывание загадок о растениях
Словарная работа : стебель, пырей ползучий, корень, лист.
Ход ОД
Структурные компоненты
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I. Вводная часть
I. Организационный момент
Ребята, сегодня я предлагаю вам быть исследователями. Согласны?
А что мы с вами будем исследовать, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Вопросы для кроссворда :
1. В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы. (Береза)
2. В майский день в тени лесной Он раскрыл цветочек свой, Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)
3. Я на дерево похож, да не дерево : у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)
4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава )
5. Зеленую подружку на
Новый год зимой Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)
6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.
Что ни ветка - то букет, и душистей веток нет. (Сирень)
7.) Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый. (Василек)
8. Что за дерево, скажите : весной одето белыми цветами, а осенью - красными ягодами? (Рябина
II. Основная часть -Мы уже беседовали с вами о растениях .
Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства.
Вспомните их названия. В нашем кроссворде есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна - как сказать одним словом? Правильно, это деревья. Сирень, смородина, акация - что это такое? Назовите общее слово.
А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений , и мы будем исследователями государства трав .
Травы - первые растения , которые просыпаются весной.
Мы с вами привыкли называть траву просто травой , а на самом деле видов трав также много , как и деревьев, кустарников.
Давайте рассмотрим травы , которые растут у нас на участке
Вот травянистое растение с узкими , острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день.
Его имя - пырей ползучий. А знаете, откуда такое название?
Его корни словно расползаются под землей, бла-годаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории.
Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений , то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних живот-ных.
А вот всем вам хорошо известный клевер.
Эта трава - ценный корм для домашних животных. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы.
Он обладает интересным свойством, благодаря ко-торому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.
Скоро вовсю зацветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы . Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.
А вот лист лопуха (репейника) . Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Их используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов.
Корни лопуха употребляют в сыром, печеном или жареном виде как заменитель картофеля.
Еще одно травянистое растение , всем вам хорошо знакомое, - подорожник.
Свое название эта трава получила от того , что растет она вдоль дорог . Знаете ли вы, как подорожник рас-пространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов-коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подо-рожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подо-рожника помогает при простуде и кашле.
Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своё необычное название она получила за листья : верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха» , а нижняя неровная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикос-новении («мать» ). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.
Это поистине уникальная трава - крапива , в каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В настоящее время крапива применяется в медицине и кулинарии из нее изготавливают сотни вкуснейших блюд.
А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и превратится в красивые, волшебные цветы.
Физминутка «Цветы»
Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко : (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут , растут ,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) .
Мы рассмотрели различные травянистые растения , а сейчас я вам предлагаю сравнить строение разных видов трав .
Из чего состоит травянистое растении ? (рассматривание модели строения травы ) .
-Травянистое растение имеет корень , стебель, листья, цветок, плод с семенами
Для чего нужен стебель?
Для чего нужны листья?
Для чего нужен цветок?
Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
Можем ли сказать что все эти части растения важны ему ?
Растения - это живая или неживая природа?
Докажите, что это живая природа
Что нужно растению для жизни ?
Что дает растениям Солнце ?
Зачем нужна растениям Вода ?
Откуда растения берут воду ?
А как вы думаете, для чего растениям ветер ?
Чтобы растения выросли им необходимо Солнце, вода, почва, ветер
Деревья
Кустарники
Держит листья и цветок
Листьями растение дышит )
В нём образуются семена и плоды
Дышат, растут , размножаются, питаются, умирают
Свет, тепло, вода, почва, ветер -свет и тепло
Из почвы
Размножение
III. Заключительная часть III. Подведение итогов
На этом наше исследование трав подошло к концу .
Понравилось вам исследовать травы ?
Что интересного узнали?
Всем спасибо! Мне понравилось как вы сегодня активно работали.