Новые строительные материалы в отделке. Инновационные технологии в ремонте

(76,3 миллиона человек, 2011 год, пе-ре-пись; со-став-ля-ют свыше 70% в провинции Пенд-жаб и городе Ис-ла-ма-бад) и се-ве-ро-за-па-де Ин-дии (29,1 миллиона человек, из них в шта-те Пенд-жаб 22,3 миллиона человек, Харь-я-не 2,2 миллиона человек, Рад-жаст-ха-не 1,1 миллиона человек - 2001 год, пе-ре-пись). Проживают так-же в США (в основном в шта-те Ка-ли-фор-ния), Ве-ли-ко-бри-та-нии (свыше 1,5 миллиона человек - 2009 год, оцен-ка), ОАЭ, Са-уд. Ара-вии, Сян-га-не, Ма-лай-зии и другие. Об-щая чис-лен-ность около 120 миллиона человек (2013 год). Го-во-рят на языке панд-жа-би, рас-про-стра-не-ны так-же язы-ки ур-ду. Ве-рую-щие в Па-ки-ста-не главным образом му-суль-ма-не -сун-ни-ты, в Ин-дии - сик-хи и ин-дуи-сты , есть хри-стиа-не (ка-то-ли-ки и про-тес-тан-ты).

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Южной Азии. Основное за-ня-тие - па-шен-ное зем-ле-де-лие (пше-ни-ца, про-со, бо-бо-вые, ку-ку-ру-за; Восточный Пенд-жаб - один из главных хлоп-ко-водческих рай-онов Ин-дии); раз-ви-то ис-кусственное оро-ше-ние. Основное сельско-хозяйственное ору-дие - лёг-кий де-ревянный плуг, за-пря-жён-ный в уп-ряж-ку бы-ков. Раз-ви-ты тка-че-ст-во (у ин-ду-сов - тра-диционное за-ня-тие кас-ты джу-ла-ха), в том числе про-изводство ков-ров (в основном вы-ход-цами из Каш-ми-ра) и шёл-ко-вых тка-ней, из-го-тов-ле-ние ме-тал-лической по-су-ды, юве-лир-ное де-ло, резь-ба по де-ре-ву, кам-ню, сло-но-вой кос-ти (главным образом в Ам-рит-са-ре). По-се-ле-ния улич-ной пла-ни-ров-ки, на-счи-ты-ва-ют до не-сколь-ких со-тен дво-ров. Жи-ли-ще сыр-цо-вое или гли-но-бит-ное, в го-рах - де-ре-вян-ное двух-этаж-ное, с кла-до-вы-ми и хле-вом в ниж-нем эта-же и жи-лы-ми по-ме-ще-ния-ми - в верх-нем. Муж-ская оде-ж-да - шта-ны, ру-ба-ха, шер-стя-ная без-ру-кав-ка, тюр-бан или ша-поч-ка; жен-ская - ру-ба-ха до ко-лен (ка-миз), ши-ро-кие шта-ны (саль-вар, сутх-ни), шёл-ко-вый шарф (чун-ни, ду-пат-та). Пи-ща - пре-сные ле-пёш-ки из пше-нич-ной (па-ра-тха) и ку-ку-руз-ной (мак-ки ди ро-ти) му-ки, ка-ши из бо-бов (ле-том), про-са и ку-ку-ру-зы (зи-мой). Ха-рак-тер-ны упот-реб-ле-ние то-п-лё-но-го мас-ла (гхи) и пря-но-стей (ма-са-ла), хо-лод-ный ки-сло-моч-ный на-пи-ток с пря-но-стя-ми (лас-си) и другие. Кас-ты рас-про-стра-не-ны как сре-ди ин-ду-сов, так и сре-ди му-суль-ман. В Па-ки-ста-не боль-шое зна-че-ние име-ют пат-ри-ли-ней-ные родственные груп-пы (би-ра-да-ри).

Музыкальная куль-ту-ра от-ли-ча-ет-ся раз-но-об-ра-зи-ем форм и жан-ров - клас-сических, народных, ре-ли-ги-оз-ных (главным образом в рам-ках су-фий-ской прак-ти-ки). У гроб-ни-цы про-по-вед-ни-ка и по-эта Ба-ба Фа-ри-да (1173 год или 1175-1265 годы) ис-пол-ня-ют-ся су-фий-ские пес-но-пе-ния кау-а-ли в со-про-во-ж-де-нии ре-лигиозного тан-ца дха-мал. Сре-ди музыкально-по-этических тра-ди-ций сик-хов вы-де-ля-ет-ся твор-че-ст-во дха-ди - ис-пол-ни-те-лей бал-лад ге-ро-ического, ре-лигиозного, лю-бов-но-го со-дер-жа-ния: обыч-но они по-ют груп-па-ми (всту-пая по-оче-рёд-но или вме-сте) под ак-ком-па-не-мент ма-лень-ких ба-ра-ба-нов в фор-ме пе-соч-ных ча-сов (дхадд) и смыч-ко-во-го ин-ст-ру-мен-та (са-ран-ги). Оди-ноч-ное или груп-по-вое ис-пол-не-ние фольк-лор-ных сель-ских бал-лад со-про-во-ж-да-ет-ся од-но-струн-ным щип-ко-вым лют-не-вид-ным ин-ст-ру-мен-том (тум-би) и пар-ной флей-той (ал-го-за). Клас-сическая му-зы-ка раз-ви-ва-лась главным образом в Па-ти-аль-ской гха-ра-не (то есть в од-ной из индийских школ кхай-я-ля), наи-боль-шую из-вест-ность в XX веке по-лу-чи-ли индийско-па-кистанский пе-вец Ба-де Гу-лам Али Хан, его сын Му-на-вар Али Хан и внук Раза Али Хан. Муж-ские и жен-ские пе-сен-но-тан-це-валь-ные жан-ры при-уро-че-ны к различным празд-ни-кам, в том числе ре-ли-ги-оз-ным; сре-ди жен-ских - кру-го-вые сам-ми (об ис-то-рии люб-ви и раз-лу-ки прин-цес-сы Сам-ми) и гид-да (со-про-во-ж-да-ет-ся хлоп-ка-ми в ла-до-ни и иг-рой на ба-ра-ба-не дхол-ки); сре-ди муж-ских - джу-мар (экс-та-ти-че-ский, ис-пол-ня-ет-ся обыч-но на свадь-бах; име-ет ре-гио-наль-ные раз-но-вид-но-сти). Ши-ро-ко рас-про-стра-нён кол-лек-тив-ный та-нец бхангра, вос-хо-дя-щий к празд-ни-ку сбо-ра уро-жая Вай-сак-хи; ис-пол-ня-ет-ся как жен-щи-на-ми, так и муж-чи-на-ми, от-ли-ча-ет-ся жи-вым ха-рак-те-ром. На его ос-но-ве сло-жил-ся стиль современной му-зы-ки Пенджабцев; по-пу-ляр-ный индийско-британский пе-вец Рад-жин-дер Сингх Раи (псевдоним Panjabi MC) объ-е-ди-нил тра-дицивальный стиль бхан-гра с современными на-прав-ле-ния-ми поп-му-зы-ки.

Пенджаб - штат на северо-западе Индии, в бассейне реки Сатледж, часть большой географической и исторической области Пенджаб в Индии и Пакистане.
Исторически Пенджаб - центр древнейшей цивилизации, развивавшейся параллельно древнеегипетской и шумерской. Цивилизация долины Инда процветала на плодородных равнинах современного Пенджаба 5 тыс. лет назад. Ведическая индоарийская цивилизация, связанная с появлением на Индостане древних арийских племен, зародилась здесь же примерно 3 тыс. лет назад.
В дальнейшем Пенджаб входил в состав нескольких великих древних империй, периодически подвергался разрушительным вторжениям армий иноземных захватчиков: персидских шахов, греков Александра Македонского, скифов, тюркских и афганских племен.
К VIII в. н. э. население Пенджаба по большей части придерживалось различных направлений индуизма, буддизма и зороастризма. В 708 г. шеститысячная армия арабского полководца Мухаммада ибн Касима, родственника халифов династии Омейядов, перешла реку Инд и принесла ислам в Синд и южный Пенджаб. Мусульманские теологи включали тогда в число «людей писания» (статус «ахль аль-китаб») иудеев, христиан, зороастрийцев, буддистов и индуистов. Но в начале XI в., в период междоусобиц индийских государств, в страну вторглись войска тюркской мусульманской династии Газневидов (Газневидское государство существовало на территории современного Афганистана в 977-1186 гг.), в корне изменив географическую и политическую ситуацию. К XIII в. север Индии со столицей Дели был султанатом, после его ослабления в 1398 г. в Индию из Самарканда вторглась армия Тимура (1336-1405 гг.), которая ушла с богатыми трофеями, но позже пришли потомки Тимура и закрепились в Индии, образовав государство Великих Моголов (1526-1858 гг.). Этот термин появился уже при британских колонизаторах (Британская Ост-Индская компания начала в 1617 г., а к 1850-м контролировала весь регион), а моголами в Индии обозначали всех мусульман Северной Индии и Центральной Азии.
В XVI в. в Пенджабе возник сикхизм - самостоятельное религиозное учение, разработанное гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539 гг.). Это 8-я по числу приверженцев религия в мире. Сикхизм не признает национального или кастового неравенства - все равны перед Богом; никого не призывает к священной войне, велит относиться к другим народам как к братьям. С момента возникновения сикхисты отличались крепкой организацией, суровой военной дисциплиной, беспрекословным подчинением членов секты своему главе - гуру. В XVIII в. с ослаблением Великих Моголов в Пенджабе развернулось мощное крестьянское освободительное движение, приведшее к созданию независимого сикхского государства (1716-1849 гг.). В дальнейшем вся история будущего индийского штата Пенджаб связана с религией, культурой и государством сикхов.
С 1716 по 1799 г. государством сикхов была Сикхская конфедерация, затем Раджит Сингх (1780-1839 гг.) объединил разрозненные мисали, в 1801 г. короновался как махараджа, и образовалась Сикхская империя. Однако две трети населения империи исповедовали ислам. Этим обстоятельством и воспользовались англичане в первой половине XIX в., применив в Пенджабе старый принцип «Разделяй и властвуй». Британская армия штурмовала крепости сикхов, привлекая на свою сторону и мусульман (в т. ч. падишаха Моголов), и индуистов (в т. ч. индийских раджей). К 1849 г. в результате двух англо-сикхских войн с независимой Сикхской империей было покончено, Пенджаб был аннексирован и поделен на несколько «туземных государств» в составе провинций Британской Индии.
С попытками Пенджаба добиться независимости британцы успешно справлялись, пользуясь политической и религиозной раздробленностью региона, вплоть до 1947 г. После обретения Индией и Пакистаном независимости бывшая британская провинция Пенджаб была разделена на Восточный Пенджаб, ставший индийским штатом с преимущественно сикхским и индуистским населением, и мусульманский Западный Пенджаб, провинцию новообразованного Пакистана.
Пенджаб - один из самых богатых штатов Индии, с развитой экономикой и относительно высоким уровнем жизни.
Сепаратистские настроения в Пенджабе не утихают и в наше время: сикхское большинство Пенджаба стало требовать создания национального, говорящего на пенджаби административного образования. Правительство Индии пошло навстречу требованиям сикхов, и в 1966 г. на юге Пенджаба был сформирован новый, преимущественно индуистский штат Харьяна. Город Чандигарх, расположенный на границе двух этих штатов, стал для обоих столицей, образуя отдельную административную единицу, формально не входящую в состав ни одного из штатов.
В 1973 г. сикхская политическая партия Широмани Акали Дали, стремящаяся сплотить всех сикхов и отстаивающая их общинные интересы, приняла Анандпур-Сахибскую Резолюцию, в которой потребовала предоставления максимальной автономии Пенджабу в пределах Индии, угрожая перейти к решительным действиям в случае отказа. Сикхи также настаивают на том, чтобы Чандигарх стал столицей только Пенджба, и это требование обостряют и без того непростые отношения между индуистами и сикхами.
В 1984 г. около 2 тыс. террористов из различных сикхских группировок захватили священный для сикхов Золотой Храм в Амритсаре, превратив его в неприступную крепость и требуя автономии Пенджаба и создания сикхского государства Халистан. Переговоры с террористами ни к чему не привели, и тогда премьер-министр Индира Ганди (1917-1984 гг.) отдала приказ о проведении операции «Голубая звезда» с использованием танков и бронемашин. Погибли около ста солдат и около пятисот человек в храме - террористов и паломников. В том же году Индира Ганди была убита двумя своими телохранителями-сикхами в отместку за атаку на Золотой Храм. Со временем волна насилия спала, сепаратизм в Пенджабе ушел в подполье.
Золотой Храм - главная достопримечательность города Амритсара и всего Пенджаба. , священный город сикхов, был основан в 1571 г. и назван по священному искусственному «озеру амриты» - напитку, дарующему бессмертие. Начало строительства храма датируется 1574 г., но храм реставрируют и украшают по сей день. Внешние стены храма отделаны медными пластинами, купол покрыт 100 кг сусального золота. Здесь хранится «Гуру Грант Сахиб» - сборник священных текстов сикхов, датируемый XV-XVIII вв. Храм стоит посреди озера, а с берегом соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Каждый сикх считает своим долгом хотя бы раз в жизни посетить Золотой Храм.
Пенджабские сикхи в развитых странах Запада составляют самую большую индийскую диаспору, они оказывают большую помощь в развитии своего штата в Индии, где по-прежнему голодает часть населения: голод - еще не решенная проблема в Индии. Но в Пенджабе, по сравнению с другими штатами Индии, самые лучшие условия и самый высокий уровень жизни. Вот почему на штат Пенджаб приходится пятая часть всей внутренней миграции в Индии. Современный Пенджаб - это важный промышленный, финансовый, образовательный и туристический центр Индии. Основа экономики штата - сельское хозяйство. Штат стоит на первом месте в Индии по выращиванию пшеницы и производству сахара. Промышленность представлена крупными металлургическими предприятиями и массой небольших фабрик по изготовлению мелкого промышленного оборудования, спортивных товаров, текстиля, велосипедов.
Значительная доля этой миграции приходится на столицу штата - Чандигарх. Город, ставший «двойной столицей», относительно молод: после обретения Индией независимости он был выстроен на пустом месте в 1952-1956 гг. Автором проекта был французский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965 гг.).

Общая информация

Местонахождение: северо-запад Индии. Штат в составе Республики Индия.
Столица: город Чандигарх, 1 025 682 чел. (2011 г.).

Административное деление: 22 округа.

Языки: пенджабский, английский, хинди, урду, бихари.

Этнический состав: пенджабцы (большинство).

Религии : сикхи - 59,91%, индусы - 36,94%, мусульмане - 1,57%, христиане - 1,2%, буддисты - 0,17%, прочие -0,21%.

Денежная единица: индийская рупия.

Крупные населенные пункты: Лудхияна - 3487 882 чел. (2010 г.), Патиала - 135 686 чел. (2010 г), Амритсар - 1 132 761 чел. (2011 г.), Джаландхар - 903 491 чел. (2010 г.), Батхинда - 285 813 чел. (2011 г.), Патханкот - 253 987 чел. (2011 г.).

Крупнейшие реки: Биас, Рави, Сатледж, Ченаб и Джелум.
Соседние границы и территории: Пакистан на западе, индийские штаты Джамму и Кашмир на севере, Химачал-Прадеш на северо-востоке, Харьяна на юго-востоке, Раджастхан на юго-западе.

Важнейший аэропорт: международный аэропорт Шри Гуру Рам Дасс Джи (Амритсар).

Цифры

Площадь: 50 362 км 2 .

Население: 27 704 236 чел. (2011 г.).

Плотность населения: 550,1 чел/км 2 .

Средняя высота над уровнем моря: 230 м.
Самые высокие горы: гряда Шивалик (около 500 м).

Климат и погода

От континентального субэкваториального на севере до засушливого континентального субтропического на юге.

Средняя температура января: +12°С.

Средняя температура июля: +31°С.

Среднегодовое количество осадков: 300-600 мм.

Экономика

ВРП: $48,18 млрд (2011 г.).

Сельское хозяйство: растениеводство (пшеница, сахарный тростник, хлопок, бобовые, ячмень, кукуруза, рис, арахис, чай), животноводство (молочное).

Промышленность: легкая (одежда, текстиль), пищевая (молочная), химическая, гидроэнергетика (ГЭС Бхакра-Нангап).

Кустарное производство: одеяла, ковры, изделия из дерева, обувь.

Сфера обслуживания: торговля, туризм.

Достопримечательности

Пятиречье : реки Биас, Рави, Сатледж, Ченаб и Джелум;
■ Болотные заповедники Канжли Уэтлэнд (Капуртхала и Сутлеж Уотэр Бади Уэтлэнд), национальный болотный парк и заповедник Хари-Ке-Паттан (Амритсар, Там-Таран, Фирозпур).
Археологические раскопки : цивилизация долины Инда в Ропаре (Рупнагаре), раскопки культуры Харрапан (Сангхол, VI в. до н. э.), храм в Хошиарпуре (VIII-VII вв. до н. э.);
■ Монументы бронзового века (Дхолбаха);
■ Руины монгольских построек (Сирхинд);
■ Дворцы пенджабских махараджей в городах Фаридкот, Капуртхала и Патиала;
■ Руины буддийского монастыря (Сангхол, II-I вв. до н. э.);
■ Гурдвары - сикхские культовые сооружения (Анандпур Сахиб);
■ Священный сикхский колодец Баули (Гоиндвал Сахиб);
Форты : Фаридкот (Кила Мубарак, І-ІІІ вв.), Батхинда (Батхинда, III в.), Шахпур Канди (Патханкот, XVI в.), Гобиндарх (Амритсар, начало XIX в.).
Город Амритсар : Золотой Храм (XVI-XVII вв.), храм Дургиана (середина XVI в.), летний дворец махараджи Ранжита Сингха, Башня Баба-Атала, Академия изящных искусств, Центральный музей, Картинная галерея Тхакур Сингх.
Город Чандигарх : комплекс Капитолия, парк Джалианвалла Бах, Розовый сад Закира Хуссейна, Сад камней, озеро Сукхна, Государственный музей, Художественная галерея, Университетский комплекс Пенджаба, Международный музей кукол.
Поселок Вагха и поселок Хуссаиани Вала : пограничные переходы на индо-пакистанской границе.
Город Ферозшах : военный мемориал.
Город Патиала : Музей вооружений крепости Кила Мубарак;
■ Чхатбирский зоопарк.
Курорты: Лудхияна, Манали, Шимла Кулу, Далхаузи, Дхармашала, Чандигарх.

Любопытные факты

■ В Пенджабе много разнообразных праздников. В поселке Кила Раипур ежегодно в феврале происходит трехдневный фестиваль, включающий гонки на воловьих упряжках. Фестиваль культуры в Патиале знаменит массовым запуском воздушных змеев. В апреле пенджабцы парадами и процессиями, сопровождаемыми барабанным боем, отмечают сикхский Новый год (он же праздник урожая).
■ Пограничные переходы на индо-пакистанской границе в поселках Вагха и Хуссаиани Вала - место проведения ежедневной красочной церемонии открытия и закрытия границы, в которой принимают участие облаченные в парадную форму солдаты и офицеры армий обеих стран, старающиеся превзойти друг друга сложностью маршировки и упражнений с оружием.
■ Кухня дворца махараджи в Патиале поражает своими размерами: на ней могли питаться ежедневно 35 тыс. человек всех сословий. В этом же дворце создана средневековая система кондиционирования воздуха: прохладный воздух подается по трубам из подвала в комнаты дворца.
■ Традиционный тюрбан сикхов называется дастар. Его наматывают на собранные в узел волосы так, чтобы уши были закрыты. Согласно предписанию религии сикхов волосы должны быть всегда закрыты при появлении в общественных местах и гурудварах («двери к гуру») - сикхских храмах.

Официальное название: the State of Punjub/Штат Пенджаб.

Столица: Чандигарх /Chandigarh/, Союзная Территория Чандигарх.

Общая площадь штата: 50 362 кв. километра.

Языки: Панджаби является официальным языком в штате. Многие жители говорят также на бихари, урду, хинди, и, конечно, на английском. Хотя чаще всего англоязычных можно встретить только в больших городах и популярных туристических маршрутах.

Лучшее время для посещения: Опытные специалисты советуют период с октября по март. Потому что с апреля и по июнь в Пенджабе главенствует засушливое и невероятно жаркое лето. Температура поднимается до 40 и выше по Цельсию, причем после - наступает длительный сезон муссонов, длящийся приблизительно до конца августа-сентября. В то время как зимой температура понижается до +5-15 градусов, показатели могут упасть как до нуля, иногда до минусовой отметки.

Карта штата Пенджаб:

Краткий обзор, история и культура штата Пенджаб:

Пенджабом называется небольшой штат на северо-западной границе Индии, что расположен с юго-востока между Харьяной, с юго-запада - Раджастаном, с северо-востока - Химачал Прадеш, с севера - Джамму и Кашмиром, и, наконец - с северо-запада граничит с Пакистаном.

Штат берет название от одной из провинций в Индии, когда она входила в состав Британской короны. Тогда туда входили земли значительной части Химачал Прадеш, современных Харьяны, Чандигарха, Пенджаба, Дели, и даже пакистанской провинции Пенджаб. Своему происхождению это слово благодарно Персии и пяти рекам, что пронизывают весь сегодняшний регион, на сегодня перевод звучит приблизительно так "Земля Пяти Вод". Все пять рек под названиями Беас, Джелум, Рави, Сутлеж и Ченаб - это притоки Инда, причем место их общего слияния является примерно юго-западной границей древней провинции Пенджаб.

История провинции уводит нас в глубокую древность, описанную в древнеиндийской "Махабхарате". Имя Панчанада - это название земель пенджабского междуречья в период между 6000 и соответственно 500 годами до нашей эры. Уже в Бронзовый Век Цивилизация Долины Инда процветала на всей западной части тутошних плодородных равнин, где-то начиная с 3300 и заканчивая 1300 годом до н. э. Именно эта Цивилизация оставляет память о себе такими историческими и архитектурными памятниками, например, как Харрапа, город, что расположен в современном Пакистане.

Начавшееся прибытие различных древних арийских племён приблизительно датируется периодом между 2000 и заканчивая 1700 гг. до нашей эры. Именно тогда земли Индостана ощутили на себе как зарождение, так и расцвет знаменитой Ведической Цивилизации, которая протянулась длиной приблизительно по течению всей реки Инд.

Кроме того Пенджаб - это часть многих великих давних империй, таких как Гандхара, Гупта, Гурджара-Пратихара, Кушана, Маурья, Махаджанапады, Нанда, Пала, Сунга и Шахия. Эти территории когда-то процветали, а их торговые города, например, такие как Лудхиана, Таксила и Джаландхар, богатели и развивались, даже вопреки случающимся периодическим кровавым и разрушительным вторжениям огромных армий оккупантов и захватчиков. Среди таких можно отметить и известных греков под руководством Александра Македонского, и грозных скифов, и персидских шахов, и, так называемых, сакья (шакья) - потомком которых считается сам Будда Гаутама Шакьямуни, кроме того - это различные набеги афганских и тюркских племён.

Уже к 712 году нашей эры население Пенджаба делится по своему вероисповеданию на различные ветви индуизма, так и представляет большие сообщества зороастрийцев и буддистов. В то же время новая молодая религия - ислам, приносится вторжением полчищ войска Умайядского Халифата, под руководством Мухаммада бин Касима. Именно этой религии суждено было существенно изменить как географическую, так и политическую ситуацию всего региона.

Пенджаб в 1009 году становится жертвой кровавой оккупации его войсками афганского султана по имени Махмуд Гхазни. Кровопролитные военные компании грабят огромное количество существующих тогда храмов Северной Индии, и включают эти земли во владение Империи Гхазнавидов. Именно при правлении этого султана город Лахор, который теперь находится на территории Пакистана, становится крупным политическим и торговым центром - своеобразной второй столицей тогдашней афганской империи.

Впоследствии Мухаммад тюркский султан, дважды, соответственно в 1186 и 1187 гг., завоевывал Пенджаб, и, наконец, полностью подчинил его своей власти. В 1206 году, незадолго до своей смерти Гхори назначает Кутб-уд-Дина Айбака, своего наиболее приближённого генерала на должность наиба (губернатора) с резиденцией в городе Лахор на тогдашних индийских землях. Айбак становится первым правителем так называемой "династии Рабов", и в том же году основывает в Дели свое новое государство под названием Делийский Султанат. Его 10 поколений правят Пенджабом до 1290 года, когда последний из них был зарезан своим влиятельным придворным Джалал-уд-Дином Хилджи.

Закат династии Рабов приводит к тому, что следующие приблизительно 150 с лишком лет, Пенджаб становится добычей нескольких мусульманских династий, что одна за другой им владели: это известные Хилджи -период 1290-1320 гг., династия Туглаки (1320-1413 гг.), воинственные Сайиды (1414-1451 гг), и, наконец, Лоди (1451-1526 гг.).

Уже в 1523 году Захиреддин Бабур, бывший правитель Ферганской Долины и Кабула, известный как потомок Тамерлана, начинает поход на Индию. Так, в Первой Панипатской битве, что случилась в 1526 году, его армия полностью уничтожает войска последнего из династии Лоди султана Ибрагима и берет щтурмом Дели и Агру. Таким образом, владения Делийского Султаната переходят в руки Бабура, что в 1526 г. основывает блистательную династию Великих Моголов, которых называют императорами. Так, наследники Бабура правят Пенджабом долгий период, вплоть до 1739 года. Именно при них возводится великое множество различных исторических и архитектурных сооружений и памятников.

Однако наиярчайшая и известнейшая страница в истории Пенджаба - это зарождение и возвеличивание в это регионе культуры, религии и государства так называемых сикхов. Известно, что корни сикхизма ведут свое начало из времен покорения Бабуром Северной Индии. Император Акбар, его внук и наследник, что отличался религиозной терпимостью, посетив лангар - так называемую бесплатную столовую, созданную при гурудваре для всех желающих из любых религий, проникается уважением к этому молодому культу, и его главе - Гуру Амар Дасу. Удивленный и впечатлённый император передает обширные земли в дар гурудваре, и до 1605 г., до самой своей смерти остается в дружеских отношениях с тогдашними сикхскими гуру.

Его сын и наследник, Джахангир, получив власть, расценивает сикхских гуру и вообще религию в целом как серьезную угрозу собственному владычеству. Он арестовывает Гуру Арджун Деву, подвергая его жестоким смертельным пыткам, кроме того, он начинает общегосударственное целенаправленное преследование приверженцев сикхов и индуистов. Это приводит к тому, что шестой по счёту, новый, религиозный сикхский лидер по имени Гуру Нар Гобинд объявляет о суверенитете сикхских земель и основывает целый форт для защиты своего священного города под названием Амритсар. Приведенный в бешенство Джахангир пленяет и этого лидера, заключая его в застенки Гвалиора. Оттуда Нара Гобинда отпускают только через много лет, тогда могольский император решает, что угрозы от сикхов больше нет.

Наследник Джахангира, его сын Шах Джахан после смерти отца в 1627 году, продолжает его линию, предпринимая несколько военных кампаний по захвату Амритсара, вынуждая, наконец, сикхов отступить до Холмов Шивалик. Там они и остаются на несколько десятков лет. Сын Шах Джахана Аурангзеб, взойдя в 1658 году на делийский трон, тоже отличается огромной религиозной жестокостью и нетерпимостью, сильнее чем его предшественники. Не пожалеет он даже престарелого отца и родных своих братьев, что уж думать о сикхах. Почти сразу же предпринимает он целый ряд попыток ограничения сикхских гуру, дошло даже до активных попыток возвести на этот пост ставленника своего Рам Раи.

Девятым по счёту Верховным Гуру сикхов становится Тегх Бахадур, начиная с дня своего пришествия, 20 марта 1665 г. активную борьбу с попытками Аурангзеба полностью исламизировать всех живущих сикхов. Во-первых, он переносит свою резиденцию в Анандпур, и начинает по региону активно путешествовать, агитируя и проповедуя против насаждения власти Рам Раи и могольской нетерпимости. Помогает он также всем кашмирским брахманам, препятствуя обращению их в мусульманство. Однако вскоре он схвачен и доставлен к Аурангзебу, который предложил ему на выбор или смерть, или принятие ислама. Понятно, что легендарный Гуру предпочитает смерть, поэтому он был обезглавлен в 1675 году, получив при этом вечное поклонение и уважение сикхов, и, конечно, статус святого мученика.

Гобинд Сингх, десятый Верховный Гуру, продолжает консолидацию сикхов, и для их защиты переносит в город Паунта резиденцию сообщества, выстраивает там мощнейший форт, создавая из воинов, принявших сикхизм, сильное ополчение. Раджи Холмов Шивалик были насторожены быстро растущей мощью его армии, а также ростом его политического влияния. Они предпринимают ряд нападений на земли сикхов, однако терпят поражение и отбрасываются назад. Именно 30 марта 1699 г. Гобинд Сингх объявляет о создании штаба, что объединяет сикхские военные силы - Кхальса, в городе Анандпуре. Это ещё больше сплачивает разные сикхские сообщества воедино в борьбе против раджей Холмов Шивалик, что были подстрекаемые могольскими императорами. Наконец, воины Кхальса в 1701 году разбивают напавшую на них объединённую армию раджей Холмов Шивалик и Великих Моголов. Произошло это в известной битве при городе Мукстар.

В 1707 году, когда умирает могольский властитель Аурангзеб, именно Гуру Гобинд Сингх приглашается как наследник престола Великих Моголов на мировые переговоры с императором по имени Бахадур Шах I в Южную Индию, город Нандед. Однако, как только прибыл туда, гуру подвергается нападению агентов бывшего военачальника в армии Аурангзеба, который стал губернатором Сирхинда и всей Малвы, по имени Вазир Кхан. Тем не менее Гобинд Сингх убивает их в схватке, получая при этом сильнейшее ранение в грудь.

Европейский хирург, которого нанимает Бахадур Шах, зашивает рану Гуру, но скоро она открывается вновь, ведь сикхский гуру пытается выстрелить из слишком натянутого лука. Предчувствуя смерть, Гобинд Сингх передает Банда Сингх Бахадуру, тому, кому он доверял, документ, согласно которому все военные группировки сикхов будут подчиняться ему, наказывая начинать кампанию освобождения и объединения всех земель сикхов. Согласно с волей умирающего Гобинд Сингха, для всех сикхов обладателем титула Вечного Верховного Гуру стало священное писание Шри Гуру Грантх Сахиб - главная книга сикхизма.

Два года понадобилось Банда Сингх Бахадуру, чтобы собрать силы своих союзников и сторонников, после чего он возглавляет общепенджабское восстание против Великих Моголов и их религиозных ставленников в регионе. Его действия стали настолько успешные, что даже самого Вазир Кхана пленяют в Сирхинде-Фатехгархе и обезглавливают. Все города, где сторонники Великих Моголов отличились особой жестокостью к сихскому народу, были подвержены карательным акциям, причем сами города подвергаются разрушению. Подчинив себе земли между реками Ямуна и Сутлеж, полководец делает своей столицей город Лохгарх, расположенный в Гималаях. Он даже начинает чеканить собственную монету.

Однако в 1716 году сравнительно небольшой сикхский отряд, численностью где-то 700 человек с Банда Сингх Бахадуром во главе окружают и запирают в форте под названием Гурдас Нангал. Они находятся без внешнего продовольствия и не имеют никакого снабжения целые 7 месяцев. Сделано это было большой численностью войск Моголов, что возглавил сын губернатора Лахора Закарий Кхана. Наконец, крепость была взята натиском стотысячного войска моголов. Оставшиеся в живых изнеможённые сикхи пленяются и под конвоем направляются через Лахор в Дели. Взбешенный и опозоренный тем, что каких-то 700 воинов сикхов могли сковать огромную армию и удерживать форт 7 месяцев, Закария Кхан устраивает из этого пути кровавое шоу. Он приказывает срубать все возможные головы сикхов за наималейшие проступки их на долгом пути до самой могольской столицы. Прибыв в столицу, жестокий спектакль он продолжает и там, кульминацией чего становятся ужасные пытки и, наконец, казнь предводителя, Банда Сингх Бахадура, который наотрез отказался принимать ислам.

В это время Империя Моголов трещит по швам, ведь после смерти Аурангзеба за делийский престол вспыхивает огромная междоусобная борьба. Один за другим следуют череда убийств и дворцовых переворотов. Этим пользуется Надир Шах, тогдашний правитель Персии, который в 1739 году разбивает войска, как оказалось, последнего императора моголов по имени Мухаммад Шах, при Карнальской битве. Он захватывает Дели и устраивает там тотальное разграбление и ужасную резню. Пенджаб, между тем, тоже становится частью персидской добычи.

Затем Ахмад Шах Дуррани, афганец (урожденный - Абдали), в 1747 году, становится владыкой земель Надир Шаха. Это случается после того, как собственные солдаты убивают Надир Шаха. Поскольку правитель был выходцем из Пенджаба, он ненадолго делает частью будущей обширной афганской Империи под названием Дуррани и свою малую родину. Не следует забывать, что с 1758 по 1761 годы афганцы уступают контроль Империи Маратхов, однако вскоре получают его.

Территория Пенджаба в это время становится полем боя между сикхскими армиями, что стремительно набирают силу, и, собственно, афганцами. Многие города по нескольку раз переходили от одних к другим. При этом даже Лахор, столица региона, и Амритсар, священный для всех сикхов, серьезно пострадали. Разрушения были большими - ведь даже пострадал знаменитый памятник - Золотой Храм. Наконец, в 1773 году, когда умирает Ахмад Шах Дуррани, уважаемый среди лидеров многочисленных и при этом разношёрстных афганских племён, становится понятным, что его империю настигает та же участь, что и Империю Великих Моголов. Ведь начавшаяся там междоусобица и частые нападения их внешних врагов ослабляют её, вследствие чего сильное некогда государство постепенно разваливается на куски.

Однако уже тогда территория Пенджаба наличествуют независимые самостоятельные административные регионы сикхов под названием мислы. Хотя пока они ещё разрознены, и не имеют общей чёткой структуры, за исключением Кхальса, армейского объединённого штаба. Афганские армии при том, пытаясь уничтожить сикхов, не один раз вторгаются в Пенджаб, но пока безуспешно. А к концу XVIII века стало понятно, что армия сикхов является мощным и скоординированным целым. И наконец, в 1796 году при попытке афганцев очередной раз вторгнуться в Индию главным в командовании объединёнными силами Кхальса выбирают Ранжит Сингха - тогдашнего правителя из одного из регионов, Сукерчакиаса. Это - решение собрания лидеров сикхов. Этот человек уже показал, что он талантливый и умелый полководец, неоднократно бил афганцев и до того момента. Афганцы были вскоре отброшены и разбиты под руководством Ранжит Сингха.

Итак, 6 июля 1799 г. сикхская армия численностью в двадцать пять тысяч воинов во главе с Ранжит Сингхом выдвигается на Лахор. Имея моральную и материальную поддержку многих слоёв пенджабского населения, в числе которых - и мусульмане, и индуисты. Люди видят в нем прежде всего освободителя от рабства у афганцев, поэтому сикхский полководец входит в Пенджаб в столицу, а потом, спустя пару лет, официально провозглашается первым махараджей в Империи Сикхов.

Империя Сикхов, формально учреждена только в 1801 году. Она простирается от перевала Кхайбер Пасс, что соединяет теперешний Пакистан и Афганистан, который находится на западе; прямо до Тибета, если смотреть на восток; на юге она доходила до Синдха, а на севере - до Кашмира. Интересным был тот факт, что сикхи не являются религиозным большинством в этой империи - их всего лишь около 15 процентов, так же как и индуистов. Большинство населения империи - около 70 процентов - составляют мусульмане. Когда умирает махараджа Ранжит Сингх, в 1839 г., то в империи начинаются внутренние трения, которые ослабляют её. Этим решила воспользоваться Британская Ост-Индская Компания, что появилась в Индии в то время, поэтому целых 32 тысячи британских воинов выдвигаются к границам пенджабского региона.

1845 г. был ознаменован началом жестокой и непростой, однако довольно успешной для пришлых британцев Первой Англо-Сикхской войны. А через три года, Великобритания в 1848 году начинает Вторую войну, по результатам которой, можно говорить о полной потере Пенджабом независимости. Так, 2 апреля 1849 г., его включают в состав Британской Ост-Индской Компании и называют Провинцией Пенджаб. При этом, некоторая часть земель сикхов сохраняет-таки формальную автономию, номинально оставаясь под протекторатом локальных махараджей, которые, все-таки признают над собой верховную власть нынешних британцев.

Следующие лет пятьдесят Пенджаб развивается как одна из важнейших индийских территорий под протекторатом Великобритании. Лахор становится крупным культурным и образовательным центром, а город Равалпинди - получает статус солидной военной базы. Кроме того, целые пенджабские батальоны появляются в британских колониальных войсках. Однако, среди населения в регионе появляется все больше и больше противников колониального правления, особенно после Восстания Сипаев, что охватило Индию в 1857 году.

Уже в ХХ веке, когда началась Первая Мировая война, в Пенджабе опять вспыхивают активные действия индийцев за свою независимость. Это практически парализует административную активность британцев, вот почему по окончании активных военных действий на территории Европы, Великобритания опять начинает кампанию, устраняя своих противников. Отвечая на это, Джавахарлал Неру и Махатма Ганди вместе с целым рядом других индийских политиков, активизируют политическую деятельность, делая ее ещё более интенсивной.

Колонизаторы, обеспокоенные, а то и взбешенные такими действиями, вводят в действие целый ряд постановлений и законов, что в основе своей направлены на пресечение любых антиправительственных митингов. Было даже постановление о свободном применении колонистами оружия. Так, в городе Амритсаре 13 апреля 1919 г. в саду Джаллианвала Багх британские солдаты убили от 500 до 1000 простых индийцев, где были женщины и дети. Это было мирное собрание по поводу празднования религиозного сикхского фестиваля под названием Байсакхи. Факт расправы ещё больше сплотил все население Пенджаба и остаточно настроил против колонизаторов. И наконец, в 1930 году партия под руководством Ганди и Неру совместно с Индийским Национальным Конгрессом объявила в своей декларации о признании Индии со столицей Лахором независимой территорией.

В то же время среди индийского населения, поддерживающего идею независимости, начали появляться споры о религиозных верованиях, которые со временем распространяются на весь народ. Это привело к тому, что в 1940 г. появляется Лахорская Декларация, составленная Всеиндийской Мусульманской Лигой. Она призывает всех пенджабцев, кто исповедует ислам, бороться за независимость Пакистана. Опять Пенджаб становится ареной для очень непримиримой, грязной и кровавой схватки между мусульманами, сикхами и индуистами.

Кульминацией этих событий стали события 1946 года, тогда мусульманское население Пенджаба начало коммунальную агрессию и выявило открытое насилие против индуистского и сикхского меньшинства. А меньшинство берется за оружие, и снова проливается кровь, первая кровь в очередной войне. Эти события стали ключевыми для всей дальнейшей истории развития Индии, а также граничащих с ней держав. Чтобы хоть как-то разрешить проблему, представители Национального Конгресса и Мусульманской Лиги решают Пенджаб разделить по, так называемым, религиозным линиям. Это и послужило моделью для последующего раздела территорий Британской Индии.

Когда в августе 1947 года Индия получает наконец Независимость, Провинция Пенджаб разделяется на две части. Западный Мусульманский Пенджаб, отходит к новообразованному государству Пакистан, в то время как Восточный Пенджаб, остается индийской территорией, в которой преобладает сикхское и индуистское население. К территории Индии отходят также многие, так называемые, полунезависимые княжества региона Пенджаб, такие как Патияла и другие.

Деление Пенджаба потянуло за собой массовое переселение индийского населения. Это порождает в свою очередь большое количество жертв на почве религиозной нетерпимости и коммунальных неурядиц. Ведь многие сотни, даже тысячи людей вырываются из родных мест и по принуждению перебираются за многие сотни, а то и тысячи километров от бывшего дома и друзей. Кроме того, в этом же году разражается Первая Индо-Пакистанская война по поводу споров за Кашмир, что разделяет жителей тогдашнего единого региона ещё сильнее.

Потом, в 1950 году образуются два штата, первый из них - Пенджаб. Вторым стал - Союз Стран Восточного Пенджаба и Патиялы. Хотя дата - 1 ноября 1956 г. - это та точка отсчета, когда эти оба штата административно объединяются.

Тут же возникает вопрос о новой столице, ведь Лахор, историческая столица в древнем Пенджабе, отходит к Пакистану. Так, новым административным центром Пенджаба становится Чандигарх. Это и город и, кстати, одна из самых маленьких союзных территорий в Индии. Кроме того, Чандигарх сейчас выполняет роль столицы сразу в двух современных штатах - в Пенджабе, а также в соседней Харьяне, что, кстати, не входит в состав.

Поскольку в то время сепаратистские тенденции были очень сильны, то население сикхов в новообразованном штате начало требовать создать говорящее на пенджаби, национальное административное образование. Благодаря чему, 1 ноября 1966 г., по уставу Акта о Реорганизации штата Пенджаб, из состава исключается его южная половина, целиком говорящая на хинди. Она становится новым штатом под названием Харьяна. Кроме целый ряд земель, что использовали в общении язык пахари в горах на северо-востоке (Куллу, Кангра, Шимла, Спити и Лахаул), становятся частью другого штата, Химачал Прадеш.

В 70-е годы ХХ века страна ввергнута в серьезный кризис из-за несогласий и противостояния индийского правительства и его оппозиции, к которой причислили себя сикхские партии. Так, в 1975 г. Индира Ганди, будучи премьер-министром, вводит чрезвычайное положение в стране. Оно, в общем, продлилось около двух лет, 25 июня 1975 - 21 марта 1977 гг. В тюрьмы за этот период попали тысячи из оппозиции и противников существующего правительства. Среди арестованных - около 40 тысяч только сикхов, которые выступили против федерального центра, и поддержали создание автономного правительства Пенджаба.

Реагируя на репрессии, одна из самых влиятельных сикхских политических партий - Широмани Акали Дас принимает Анандпур-Сахибскую Декларацию, составленную в 1973 году. Согласно документа, Пенджаб и другие штаты имеют право на максимальную автономию в пределах Индийского Союза, при этом возможности центрального правительства существенно ограничили. Итак, в начале 1980-х появляются фундаменталистские группы сикхов, что борются за выполнение этой Декларации, однако это совершается путём насилия относительно федеральных официальных представителей и своих противников.

В ответ на это в июне 1984 г. Индира Ганди осуществляет армейскую "Операцию Синяя Звезда", где используют танки и бронированные машины. Их целью является захват Хармандир Сахиба - так называемого Золотого Храма в городе Амритсар, являющегося священным для всех Сикхов. Дело в том, что главный зал храма забрал под свой политический штаб Джарнаил Бхиндранвале, известный местный политик. Штурм святыни повлек за собой события, при которых очень многие пенджабские индуисты и сикхи присоединяются к сепаратистской кампании, которая целью ставит независимость Пенджаба, планируя создать при этом сикхское государство Кхалистан.

Не прошла даром атака на святыню и для премьер-министра. Так, 31 октября 1984 г. Индиру Ганди убивают личные телохранители-сикхи, мстя за Золотой Храм. Фактически это приводит к усилению насилия и череде антисикхских погромов в Дели. Жертвами стали от 10 до 17 тысяч сикхов, которых убили и сожгли их дома "банды неизвестных рабочих", подстрекаемые правительством. Только беженцами становятся около 50 тысяч мирных граждан. Трагические события решительно подтолкнули сикхов к борьбе за свободный Кхалистан в террористической манере.

Гремят взрывы в популярных общественных местах, множатся нападения на различных федеральных чиновников, начинаются убийства гражданских лиц, которые были на стороне правительства. Результатом стало то, что в период с 1987 по 1992 гг. правительство Индийского Союза запрещает любые выборы местного правительства в штате Пенджаб. Территория управляется прямиком из столицы, Дели. Параллельно ведется настоящая охота на активистов-сикхов, применяя при этом бесчеловечно недопустимые методы.

Проходит время, и люди, устав от многих лет страшного насилия, жестоких убийств и политических преследований, таки приходят к некоторому пониманию. Наконец, в Пенджабе к началу 1990-х гг. сепаратизм практически сходит на ноль. Со своей стороны, федеральное правительство также признало долю своей вины в происходящем, и сейчас максимум усилий тратит для того, чтобы подобное больше не повторилось.

Сейчас, штат Пенджаб - это современное индийское сообщество, что позволяет ему быть важным промышленным, финансовым, образовательным и туристическим центром в Индийском Союзе. Его административное деление состоит из 22 районов, что в свою очередь объединены в 3 главных - Доаба, Маджха и Малва. Его основным видом деятельности является сельское хозяйство (в штате производится пшеница - по Индийскому Союзу он держит лидерство. Кроме того, в штате производят хвойное масло и тростниковый сахар). Из промышленных предприятий можно отметить создание и производство различных исследовательских инструментов, электрического оборудования. Производят здесь и спортивные товары, текстиль, велосипеды, и ещё целый ряд хозтоваров. Многие сталепрокатные предприятия тоже размещены в Штате Пенджаб.

Образование: Пенджаб - мультиуниверситетский штат. Ведь большое количество различных учебных заведений - от колледжей заканчивая университетами - позволяют получить образование на любой вкус. Это и среднее, и высшее, и специальное высшее образование во многих областях: инженерной и юридической, финансовой и медицинской. Востребованными являются также специальности ветеринаров. А гордиться штат может лучшими в стране профессионалами особенно в сфере сельского хозяйства.

Данные 2008 года подают информацию о том, что штат держит самый низкий уровень голода в Индии. Кроме того, здесь считается самым высоким по стране уровень развития социальной и бытовой инфраструктуры. А еще штат может гарантировать лучшие (данные 2003 года) условия жизни по сравнению со всем Индийским Союзом. Наверняка из-за этого сейчас на пенджабской территории около 20 процентов внутренних мигрантов - по сравнению с общим числом всего населения. Большинство из них - рабочие из Уттар-Прадеш, Бихара и Одиши, что приехали в богатый край сикхов на вынужденные заработки.

Географическое положение штата Пенджаб:

Территория штата максимально размещается на плодородной равнине, где находится множество ручьёв, рек, а также объектов по искусственной ирригации. На своем юго-западе Пенджаб значительно превосходит по сухости прочие районы, ведь ближе к кордону с Раджастаном штат шаг за шагом становится засушливой зоной, что лежит в преддверии Тхар, Великой Индийской Пустыни. Невысокая горная цепь под названием Холмы Шивалик, что является подножием Гималаев, расположена на северо-востоке штата. Её максимальная высота невелика - всего около 500 м. Зато здесь синоптики констатируют самое большое количество выпадающих во всём Пенджабе осадков.

Флора и фауна штата Пенджаб:

Богатейшее биологические разнообразие: именно так характеризируется район Холмов Шивалик. Кроме того, многие произрастающие здесь растения и обитающие животные - эндемики - они уникальны и встречаются только тут. Красота потрясающая, ведь можно увидеть около пары-тройки сотен удивительных растений. Отряд млекопитающих представлен 19 видами. Отдельно следует отметить огромное количество бабочек - целых 214 видов и птиц - 396 видов! Кроме того можно увидеть рыбу 55 видов и рептилии 20 видов. На широких равнинах в Пенджабе нет естественных лесов, его растительность - это в основном травы и кустарники. Хотя здесь много садов с многочисленными плодовыми деревьями различных сортов. Заповедники и национальные парки тоже широко представлены в Пенджабе.

Религиозные убеждения штата Пенджаб:

Сейчас религиозные вероисповедания пенджабцев на фоне историческом почти не изменились. Это, пожалуй, единственный штат в Индийском Союзе, где преобладает сикхское большинство (60 %). Остальные представлены такими цифрами: 37 % - индуисты, 2 % - мусульмане, 1,5 % - христиане, кроме того есть небольшие общины буддистов, джайнистов и прочих.

Достопримечательности штата Пенджаб:

Для туристов Пенджаб привлекателен своей богатейшей историей, интересной и необычной культурой и вкуснейшей кухней. Все это не может не привлекать к себе любителей путешествий. Щедрые события в длинной истории штата, что корнями уходят в прошлое на десятки тысяч лет, позволяют ему демонстрировать интересные исторические, архитектурные и религиозные монументы и памятники. При этом штат прославился удивительной природной красотой и невероятным богатством животного и растительного мира. Кухня Индии предлагает при этом совершенно удивительные как вегетарианские, так и невегетарианские яства местных кондитеров и поваров, которые любому придутся по вкусу.

Визитной карточкой Пенджаба и шедевром зодчества выступает Хармандир Сахиб в городе Амритсар, так называемый Золотой Храм, что притягивает туристов даже больше, чем святыня Тадж Махал. Величественное строение с 1574 года хранит Верховного Гуру сикхов - священное писание под названием Шри Гуру Грантх Сахиб. Он блестит на солнце и переливается в лучах ночных подсветок, поражая своей совершенной красотой и удивительной мощью веков.

Известным и посещаемым можно считать также старинный величественный форт под названием Кила Мубарак в городе Батхинде. Сам он очень древний и возведен ещё где-то в 90-110 гг. н. э. двумя легендарными правителями: императором Канишкой из династии Кушана, а также раджой Дабом - очень давними и уважаемыми правителями в Северной Индии. Огромной мощности и величия крепостные стены за свой век, вернее двухтысячелетнее бытие ощутили множество битв и коварных дворцовых интриг, видели славные победы и были свидетелями жестоких поражений. Именно в этом форте, к примеру, ненадолго была заключена одна-единственная во всей истории Дели правительница-женщина, которой была султанша по имени Разия Бегам, наследница и дочь Илтутмыша, стоявшая на троне в период с 1236 и до 1240 гг.

Туристам, любящим историю, наверняка придется по душе район Рупнагар в городке Анандпур Сахиб. Именно здесь берет начало сикхский объединённый армейский штаб Кхальса, что был основан еще в 1665 г. 9-м по счету Верховным Гуру по имени Тегх Бахадур. Прекрасно сохранившиеся здания древних крепостей и храмов станут просто находкой для любителей старины.

Сирхинд-Фатехгарх, город со сложным названием (район Фатехгарх-Сахиб), хранит в себе кровавые преступления веков. Именно здесь могольский губернатор Вазир Кхан заживо забетонировал малолетних сыновей Гуру по имени Гобин Сингх. Впоследствии его казнили сами сикхи, а город - предали полному разрушению. От тех времен остались только руины, но они хранят в себе память веков. На месте же гибели детей одного из сикхских гуру теперь возвышается величественный храм сикхов - городская гурудвара, полностью открытая для посещения туристами.

Тем, кто хотели бы посетить дворцы махараджей Пенджаба, мы рекомендуем экскурсии в города Капуртхала, Фаридкот и Патиялу. Именно там, наряду с роскошными резиденциями известных правителей из прошлого, очень много исторических достопримечательностей. Там есть форты и гурудвары, храмы и мечети, сады и музеи.

Очень древние эпохи тоже хранят свои артефакты, их в Индии можно найти со времён так называемой Цивилизации Долины Инда, которая находится в городе Ропаре или Рупнагаре. Это и старинные индуистские монументы археологии в маленьком городишке Дхолбаха, район Хошиарпур, и, конечно же, буддистские постройки в городишке Сангхол, что расположен в районе Фатехгарх Сахиб.

Изюминкой Пенджаба для туристов станут и пограничные переходы на общепризнанном индо-пакистанском кордоне, которые расположены в таких населённых пунктах, как Вагха, что недалеко от Амритсара, а также Хуссаиани Вала, что лежит в районе Фирозпур. Для туристов здесь ежедневно! проводятся шумные и красочные церемониалы открытия и закрытия обеих границ. В этих действах участвуют солдаты и даже офицеры из обеих армий. Они наряжены в парадную форму, и при этом стараются изо всех сил перещеголять один другого в муштре, выдержке и сложности своих выполняемых ритуалов. В это время огромные толпы, как индийских, так и иностранных туристов кучкуются, чтобы увидеть, сфотографировать или заснять на видеокамеру эти крайне интересные и очень необычные красочные процедуры.

Музеи штата Пенджаб:

Обязательно нужно сказать и о многочисленных музеях в штате, причем каждый из них по-своему уникален и может оказаться интересен любому путешественнику. Хотелось бы назвать самые популярные, хотя их так много: это и музей Махараджи им. Ранжит Сингх в городе Амритсаре, и военный мемориал в городе Ферозшахе, и музей в городе Сангхоле, и галерея искусств в городе Шиш Махале, и музей боевого вооружения в крепости Кила Мубарак, городе Патияле, и, несомненно музей одного из самых популярных сикхских Гуру по имени Тегх Бахадур в городе Анандпур-Сахибе.

Природные памятники штата Пенджаб:

Пенджаб знаменит также несколькими зоологическими садами и заповедников. Кроме того есть тут и знаменитые национальные парки, среди них - Национальный Болотный Парк, Хари-Ке-Паттан Заповедник в районе Амритсар, Фирозпур, Тарн-Таран и Капуртхала. Интересны для прогулок также своеобразные болотные заповедники, такие как Канжли Уэтлэнд, лежащий в районе Капуртхала, Сутлеж Уотэр Бади Уэтлэнд, что находится в районе Рупнагар, а также популярный для индийцев и туристов Чхатбирский зоопарк.

Культурное и художественное наследие Штата Пенджаб зиждется на нескольких китах - национальной форме музыки и танца, называющейся бхангра, основанной на традиционных деревенских ритуальных танцах, богатом наследии пенджабских поэтов, своём собственном кинематографе, и многочисленных сельских, фольклорных и религиозных фестивалях, регулярно проходящих в штате.

Пенджабская кухня: Следует отметить, что блюда пенджабской кухни очень разнообразны. Благодаря давней и разнородной истории, она впитала в себя вегетарианские и мясомолочные блюда, острые соусы и кушанья, и яства, полностью избавленные от специй. Хотя нет, одно-таки остаётся неизменным - это незабываемый, удивительный вкус пищи, благодаря которому повара из Пенджаба ценятся во всем мире. Что касается цен, то на еду они относительно невысоки, вы вполне сможете найти в туристических местах подходящий ресторан или закусочную в разумном соотношении к ценам и по качеству обслуживания.

Шопинг штата Пенджаб:

Следует отметить, что в штате Пенджаб существует вполне интересный шопинг, однако сразу нужно предупредить, что он типично "индийского" стиля, и при этом мало супермаркетов и моллов среднеевропейского уровня. Стоит сказать, что мало где можно расплачиваться кредитными картами. Традиционно следует помнить, что в Индии, как и в любой другой азиатской стране просто необходимой частью шопинга есть искусство торговаться. Ведь при этом начальную цену можно понизить вплоть до четырех и более раз.

Логичным результатом развития туристического бизнеса в Пенджабе стало появление большого количество гестхаусов и отелей на любой вкус и цену, поэтому абсолютно не ни малейших проблем в плане поиска подходящего для вас жилья. Особенно развит отельный бизнес в таких больших городах, как Амритсар.

Как добраться до штата Пенджаб:

Как известно, штат Пенджаб не имеет ни одной морской границы, следовательно, его транспортные системы, как воздушная, так и железнодорожная с автомобильной чрезвычайно развиты - их считают одними из лучших во всей Индии.

Пенджаб славится своей лучшей транспортной сетью Индии. Фактически все города и селения в штате хорошо связаны или железной дорогой, или асфальтированными трассами высокого качества. Это одни из наиболее разветвлённых и современных путей во всех индийских штатах. Шесть аэропортов (Амритсар, Лудхиана, Патияла, Патханкот, Мохали, Чандигарх) тоже хороший показатель для развития туризма. Хотя пока только один из них - в городе Амритсар сейчас считается международным, все остальные - для внутренних рейсов. Однако в перспективе - есть планы объединить аэропорт Мохали и международный аэропорт в Чандигархе.

Следует отметить, что многие индийские авиакомпании предлагают регулярные рейсы в районы штата Пенджаб из множества своих городов, таких как Дхарамсала, Ченнай (Мадрас), Джайпур, Лудхиана, Мумбаи (Бомбей), Дели, Шринагар, Бангалор, Джамму, Индор, и Куллу. Подробно ознакомиться по каждому направлению и узнать больше об авиакомпаниях можно, посетив официальные сайты таких авиаперевозчиков. как GoAir, Air India, Jagson Airlines, Kingfisher Airlines, Air India Regional, Jet Airways.

Не следует забывать и о протяжённой железнодорожной сети, что включает в несколько довольно крупных железнодорожных узлов и пересекает всю территорию штата как вдоль, так и поперёк. Хотя наиболее разветвленной является сеть автодорог, что позволяет огромному количеству автобусов и автомобилей доставить пассажиров фактически во все необходимые населённые пункты Пенджаба. Этот факт позволяет осуществить путешествие, как с помощью такси или на любом другом арендованном транспорте. При этом список городов, где постоянно курсируют автобусы или поезда довольно широкий, что же касается цен на билеты, то они достаточно демократичные. Единственное неудобство, с чем вы можете столкнуться, это тот факт, что чем ближе к дате вашей поездки, тем цены поднимаются. Кроме того, билеты могут неожиданно закончиться, следовательно, лучше приобрести их заранее.

  1. Пенджаб — штат на северо-западе Индии.
  2. Столица - Чандигарх (не входит административно в состав Пенджаба, а образует отдельную союзную территорию), крупнейший город - Лудхияна.
  3. Население 24,989 млн человек (15-е место среди штатов; данные 2001 г.).
  4. Этот индийский штат образует часть более крупного региона под тем же названием, куда также входят пакистанская провинция Пенджаб, а также индийские штаты Харьяна и Химачал-Прадеш.
  5. Дух людей Пенджаба выражается двумя словами: “предприимчивость” и “трудолюбие”. За 50 лет, прошедшие со дня достижения независимости, Пенджаб, благодаря предприимчивости и упорному труду его жителей заслужил прозвище “амбара Индии”.
  6. Средние темпы роста в Пенджабе составляют 10% - одни из самых высоких в стране, что ясно свидетельствует о прогрессивности экономики штата. Уровень грамотности в Пенджабе составляет 58%, а доход на душу населения является самым высоким в Индии. Сегодня Пенджаб превратился в край безграничных возможностей с крайне благоприятными условиями для инвестирования и развития промышленности.
  7. После недавней либерализации индийской экономики Пенджаб начал активно участвовать в международном бизнесе. Ведущие мировые компании создают в Пенджабе совместные сельскохозяйственные предприятия.
  8. Пенджаб, с его благоприятными природными условиями и деятельным населением, считается землей рек, плодородных почв и выдающихся достижений. Этот штат, который характеризует неподражаемое умение успешно реализовывать любую потенциальную возможность, первым воспользовался сельскохозяйственными технологиями для проведения “зеленой революции” и показал самые высокие темпы роста в области производства пищевых продуктов. Из второстепенного производителя Пенджаб превратился в ведущий штат, выращивающий рис. Во время операции “Наводнение” Пенджаб показал самые высокие нормы производства молока на душу населения, дав толчок “Белой революции”.
  9. На сегодняшний день в Пенджабе насчитывается более 197 тысяч мелких и средних и около 653 крупных производств. Этот штат лидирует в производстве станков, инструментов, печатного оборудования, оборудования для производства бумаги, в производстве автозапчастей и электрооборудования. Пенджаб выпускает более 75% велосипедов, швейных машин, трикотажа и спортивных товаров. Пенджабская продукция, отвечающая мировым стандартам качества, прочно заняла свою нишу на мировом рынке.

Исторические факты

В 3-1-ой половине 2-го тысячелетия до нашей эры территория Пенджаба входила в зону распространения одной из древнейших цивилизаций мира (так 3называемая Хараппская, также - индская или протоиндская); начиная со 2-й половины 2-го тыс. до н. э. П. постепенно заселяют продвигавшиеся с запада и северо-запада племена так называемых ариев, в результате контактов которых с местным населением происходит формирование индоарийских народностей и племён (мадра, джартика, кекайя и др.). В конце 6 в. до н. э. значительная часть П. была включена в состав древне-персидской державы Ахеменидов; в 327-325 до н. э. земли до р. Гифасис (Биас) были завоёваны Александром Македонским, после смерти которого П. был включен в состав древнеиндийской империи Маурья. С конца 2 в. до н. э. до середины 6 в. н. э. П. последовательно входил в состав Греко-Индийского царства, Кушанской империи, индийского государства Гупта, державы эфталитов. После распада последней (567) в П. возникло несколько небольших государств, где правили местные правители. С 7 в. П. становится объектом завоеваний наместников Омейядских халифов, утвердившихся в Синде и на территории современного Афганистана, а со 2-й половины 10 в.- мусульманских эмиров Газни. В начале 11 в. П. стал частью державы Газневидов, правители которой перенесли свою столицу в г. Лахор. С конца 12 в. П. входил в состав государства Гуридов, Делийского султаната, державы Великих Моголов. Господство мусульманских правителей привело к широкому распространению в Пенджабе ислама.

Упадок державы Великих Моголов открыл дорогу в Пенджаб иранскому завоевателю Надир-шаху Афшару (1736 – 47), а затем афганским шахам из династии Дуррани, присоединившим П. к своим владениям. Развивавшееся в П. с начала 16 в. движение сикхов привело в 60-х гг. 18 в. к образованию нескольких независимых сикхских княжеств. В начале 19 в. все пенджабские земли к З. от р. Сатледж объединил в едином независимом Пенджабском государстве Ранджит Сингх (правил в 1799-1839). В результате англо-сикхских войн 1845-46 и 1848-49 оно было завоёвано английской Ост-Индской компанией и расчленено на провинцию Пенджаб и 43 небольших княжества. В августе 1947 при образовании доминионов Индийский Союз и Пакистан, Пенджаб был разделён между этими государствами в соответствии с религиозным составом его населения (районы, населённые преимущественно мусульманами, отошли к Пакистану, сикхам и индусам, - к Индии).

Географические особенности

Пенджаб (от персидского: пендж – пять, аб – вода, река), природная и историческая область в Южной Азии, на территории Индии и Пакистана. Занимает северную часть Индо-Гангской равнины, сложенную главным образом речным аллювием. На З.- песчаная пустыня Тхал. Орошается системой рр. Сатледж, Джелам, Чинаб, Рави и Биас, сливающихся в р. Панджнад (левый приток Инда). Преобладающие высоты 150-350 м, уклоны поверхности незначительны (1-2°).

Климат сухой, тёплый, с резкими перепадами температуры (в январе 13-16 °С, в мае около 35 °С). Осадков на З. около 150 мм, на В. до 700 мм в год (максимально во время летнего муссона).

Реки ежегодно разливаются, часто меняют свои русла. Естественная растительность - опустыненные саванны с колючими кустарниками - сохранилась главным образом на водораздельных участках. Культурные ландшафты преобладают на 70-90% территории П. Широкая сеть оросительных каналов. Крупные города - Лахор (Пакистан), Амритсар Индия.

Экономика

  1. Пенджаб, провинция на С.-В. Пакистана, в басейне Инда, его притоков - р. Чинаб и др. Площадь 182 тыс. км2. Население 37,4 млн. чел. (1972). Административный центр - г. Лахор. Экономически Пенджаб - наиболее развитый район страны.
  2. Основа хозяйства - многоотраслевое орошаемое земледелие. Значительно развита промышленность.
  3. На долю Пенджаба приходится 25% территории и 57,6% населения страны, он даёт свыше 77% общенациональных сборов пшеницы, 43% риса, 72% хлопка и сахарного тростника, в Пенджабе сосредоточено 45% промышленной продукции Пакистана.
  4. В сельском хозяйстве используется около 6,5 млн. га, из них орошается около 5 млн. га. Значительная сеть оросительных каналов. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница (37% посевной площади провинции), грэм (13%), баджра (12%), рис (5%), джовар, кукуруза, хлопчатник, сахарный тростник, масличные.
  5. Скотоводство преимущественно в северных и северо-западных районах; в поголовье преобладают овцы (9 млн.) и козы (4 млн.). Добыча угля, сурьмы, каменной соли, нефти.
  6. Получили развитие пищевая, текстильная (в Лайалпуре и Мултане сосредоточена значительная хлопчатобумажная промышленность) и другие отрасли лёгкой промышленности; машиностроение, металлообработка (преимущественно в Лахоре и его пригородах), химическая, цементная промышленность.
  7. Распространено кустарное изготовление металлических и гончарных предметов обихода, художественных резных изделий из слоновой кости.


Завершился весенний сезон интерьерных выставок и мероприятий, по которому с уверенностью можно сказать, что, несмотря на все сдерживающие факторы, интерьерная индустрия растет и развивается каждый год, и на рынке появляются новые отделочные материалы и технологии. На что обратили внимание дизайнеры и что выделили среди интересных интерьерных идей, мы расскажем в этой статье.


Дизайнер Валерия Белоусова, активно посещающая все интерьерные выставки и выбирающая среди разнообразия отделочных материалов интересные новинки, отмечает 4 основных направления в отделке плитки:




1. Текстуры
2. Имитации
3. Поп-арт
4. Пэчворк

Новые технологии позволяют превратить обычный керамогранит в имитацию мрамора, оникса, перламутра и даже металла, дерева или ткани. Кстати говоря, о дереве, современная тенденция развития эко-стиля позволяет сэкономить на отделке натуральным деревом и создать его текстуру за счет обычной плитки.


Еще одна тенденция в отделке – это яркие акценты. В подтверждение этого множество отделок в стиле поп-арт и пэчворк. Интересные сюжеты комиксов будут изящно сочетаться с пастельной отделкой, а лоскутная технология раскладки плитки создаст интересную игру цвета, рисунков и фактур.



Если говорить о новинках в отделочных материалах, то нельзя не сказать о крионе – акриловом камне нового поколения, на ощупь напоминающего натуральный, но более теплого по фактуре. С помощью него можно создавать даже обтекаемые формы без стыков, во избежание скапливания грязи. Он может быть использован как в интерьере, так и в экстерьере.



Архитектор Наталья Гусева уверена, что новое – это хорошо забытое старое. Из таких новинок архитектор отмечает обычную фанеру. Современные технологии обработки позволяют создавать интересные варианты отделки стен, столешниц, потолков и полов. Это прочное, экологичное, влагоустойчивое и красивое покрытие, которое можно окрасить и получить интересные эстетичные композиции!


Дизайнер-декоратор Юлия Соловьева отмечает расширение рынка стеновых 3D-панелей. Если ранее 3D-панели нельзя было использовать при оформлении влажных зон, то сегодня такие панели производятся по принципам керамической плитки, поэтому они становятся прекрасным вариантов оформления кухонных фартуков и санузлов.


Елена Крылова – дизайнер интерьеров , активно продвигающая эко-дизайн в России, нашла интересные решения по отделке, положительно влияющие на здоровье человека. Например, адсорбентные настенные 3D-панели, поглощающие из воздуха токсичные вещества.



Солевые панно


Еще одним вариантом «здорового» оформления дома стали солевые панно. Помимо изящного интерьерного акцента, они еще являются прекрасным ионизатором воздуха.


Также дизайнер отмечает очищающие обои, в структуру которых внедрен природный материал, который на молекулярном уровне распознает и уничтожает неприятные запахи.


Интересные инновационные технологии существуют и для фасадов и отделки окон. Например, линейка специальных пленок практически не заметна на стекле и при этом ударопрочна, защищает дом от , обладает охлаждающим эффектом, антибликовым свойством, легко моется и рефлектует свет от противоположно расположенных ярких объектов. А для фасадов уже существуют экранирующие краски для защиты дома от электромагнитного излучения и обеспечивающие терапевтическое воздействие на организм.






Новинки есть и в области инженерии. Например, на рынке появились интересные решения, готовые заменить привычные всем радиаторы отопления на «теплый плинтус». «Теплый плинтус» (14 см в высоту и 3 см в ширину), и, как утверждает Александр Васильев, руководитель компании-дистрибьютора данной продукции, плинтус не сушит воздух, равномерно распределяет температуру, не поднимает пыль, создавая в помещении здоровый микроклимат, избавляя помещение от таких побочных эффектов, как «плачущие окна», грибок и плесень.



Те дизайнеры, которые уже применили теплый плинтус в интерьерах домов и квартир, подтверждают его преимущества. Дизайнер интерьеров Елена Тихонова:


«Эта универсальная продукция может быть использована в любых интерьерах, имеет два варианта подключения, которые еще и экономят электроэнергию, безопасна для деревянной мебели и антиквариата, и при этом, за счет метода индукции равномерно распределяет тепло в помещении».


А благодаря ее компактным размерам и широким возможностям декорирования, может быть вписана в любой интерьер. Самое приятное, что такие инновационные решения являются заслугами отечественного производителя.


Как мы видим, рынок отделки растет, удивляя нас новыми и новыми решениями. По словам практиков, внимание стоит обратить на отечественных производителей, которые начинают предлагать решения, ничем не уступающие западным аналогам.




 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!