Опасные виды растений. Марганцовка для здоровья растений — надёжная и незаменимая

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Почему именно Помпеи?

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Исчезновение персонажей

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени. Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одинаковые лица

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

"Гибель Помпеи" можно назвать одним из малоизвестных шедевров Ивана Константиновича Айвазовского. Историческое событие, трагедия античного города, вдохновили живописца подойти к сюжету с новыми мыслями.

Художник

Иван Айвазовский, или Ованес Айвазян, был и остается одним из самых известных маринистов России. Его морские пейзажи любят и ценят во всем мире. Работы выставляются на популярных аукционах "Сотбис" и "Кристис" за миллионы стерлингов.

Родившись в 1817 году, Иван Константинович прожил восемьдесят три года и умер спокойной смертью во сне.

Ованес появился на свет в купеческой семье армян из Галиции. позже вспоминал, что его отец первый отдалился от своих корней и старался даже фамилию свою произносить на польский манер. Иван гордился своим образованным родителем, знавшим несколько языков.

Со своего рождения Айвазовский жил в Феодосии. Его таланты к искусству рано заметил архитектор Яков Кох. Именно он начал преподавать Ивану живопись.

Мэр Севастополя, увидев дар будущего мэтра, также принял участие в его становлении в качестве художника. Юного таланта, благодаря стараниям направили обучаться бесплатно в Санкт-Петербург. Как и многие другие известные русские художники, Айвазовский был выходцем из Художественной Академии. Она во многом повлияла на предпочтения классика маринистики.

Стиль

Художественная Академия в Петербурге помогла сформировать стиль Айвазовского, благодаря учебе у Иоганна Гросса, Филиппа Таннера, Александра Зауэрвейда.

Нарисовав «Штиль», Иван Константинович в 1837 году получает медаль из золота и право поехать в Европу.

После этого, Айвазовский возвращается в Крым, на родину. Там он два года пишет морские пейзажи, а также помогает армии в боях против врага. Одну из его картин того периода купил император Николай Первый.

По возвращении в Петербург его удостоили дворянским титулом. Кроме того, он обзаводится такими именитыми друзьями, как Карл Брюллов и композитор Михаил Глинка.

Странствия

С 1840 года начинается паломничество Айвазовского по Италии. По дороге в столицу Иван и его друг Василий Штернберг заезжают в Венецию. Там они знакомятся с еще одним представителем русской элиты Гоголем. которого уже стали известными в Российской Империи, побывал во многих итальянских городах, посетил Флоренцию, Рим. Долгое время оставался в Сорренто.

Многие месяцы Айвазовский гостил у своего брата, ставшего монахом, на острове Святого Лазаря. Там же он общался с английским поэтом Джорджем Байроном.

Работу «Хаос» купил у него Папа Григорий Шестнадцатый. Критики благоволили к Айвазовскому, а Парижская художественная академия даже передала ему медаль за заслуги.

В 1842 году маринист покидает Италию. Перебравшись через Швейцарию и Рейн, едет в Голландию, позже в Великобританию. На обратном пути посещает Париж, Испанию и Португалию. Через четыре года он снова в России.

Айвазовский, проживая в Петербурге, стал почетным профессором академии как этого города, так и Парижа, Рима, Штутгарта, Флоренции и Амстердама. Он продолжал писать морские картины. На его счету более 6 000 пейзажей.

С 1845 года проживал в Феодосии, где основал свою школу, помогал создать галерею, инициировал постройку железной дороги. После смерти осталась незаконченное полотно «Взрыв турецкого корабля».

Известные картины

Картины Айвазовского были горячо любимы представителями всех сословий Российской Империи, а позже и Советского Союза. Почти в каждой современной семье, дома хранится хотя бы одна репродукция Ивана Константиновича.

Его имя давно стало знаком высшего качества среди маринистов. Самыми популярными считаются такие работы художника:

  • «Девятый вал».
  • «Прощание Пушкина с морем», которую он написал вместе с Репиным.
  • «Радуга».
  • «Лунная ночь на Босфоре».
  • Среди шедевров, что написал Айвазовский, - «Гибель Помпеи».
  • «Вид Константинополя и Босфора».
  • «Черное море».

Эти картины появлялись даже на почтовых марках. Их копировали, вышивали крестиком и гладью.

Неразбериха

Интересно, что многие путают «Гибель Помпеи». Картина, кто написал ее, знают не все, не имеет ничего общего с полотном Брюллова. Его работа носит название «Последний день Помпеи».

Написал ее Карл Павлович в 1833 году. На ней изображены древние люди, бегущие от извергающегося вулкана. У Брюллова жители Помпеи оказываются запертыми в самом городе. «Гибель Помпеи», описание картины сильно отличается, передает совершенно другую идею.

Пейзаж Айвазовского был написан в 1889 году, значительно позже его предшественника. Вполне вероятно, что, являясь другом Брюллова, маринист мог вдохновиться той же выбранной темой трагедии античного периода.

История картины

Самой нехарактерной работой Айвазовского считается «Гибель Помпеи». Картина была создана в 1889 году. За основу он взял сюжет из истории. То, что случилось с городом, до сих пор считается одной из самых крупных природных катастроф в мире. Помпеи, некогда прекрасное античное поселение, располагались поблизости от Неаполя, возле действующего вулкана. В 79 году началось извержение, которое унесло с собой сотни жизней. Описание картины Айвазовского помогает передать все эти события.

Если Брюллов показал в своем полотне то, как мог выглядеть сам город и люди внутри него, то Айвазовский сделал акцент на море.

«Гибель Помпеи». Картина: кто написал и что хотел сказать

Будучи маринистом, Иван Константинович сосредоточился на передаче сюжета вне города. История и так рассказывает нам, как заканчивается гибель Помпеи. Картина написана в очень мрачных алых тонах, символизирующих все человеческие жизни, похороненные заживо под слоем лавы.

Центральной фигурой полотна выступает море, по которому плывут корабли. Вдалеке виднеется город озаренный лавой. Небо темное от дыма.

Несмотря на весь ужас этого события, Айвазовский дает определенную надежду на более светлое будущее, показав судна, переполненные спасшимися людьми.

Иван Константинович хотел передать отчаяние тех, кто видел гибель Помпеи. Картина не сосредоточена на лицах умирающих людей. Тем не менее, о всей трагичности и ужасе ситуации говорит будто бы раскаленное море. На холсте преобладают багровые, черные и желтые цвета.

На центральном плане два больших корабля, которые борются с морскими волнами. Вдалеке виднеются еще несколько, спешащих покинуть место гибели, в котором навечно замерли жители города, запечатленные на полотне «Гибель Помпеи».

Если внимательно приглядеться, вверху, в кольцах дыма находится извергающийся вулкан, из которого льются на античные храмы и дома реки лавы. Айвазовский усилил добавив по всей картине множество черных точек оседающего на воду пепла.

Посмотреть картину

«Гибель Помпеи» - картина, написанная масляными красками, на обычном холсте размером 128 на 218 см, хранится в Ростове.

Она является неотъемлемой частью коллекции Здесь принимают посетителей каждый день с 10.00 утра до 18.00 вечера. Закрыт музей только по вторникам. Адрес: Пушкинская улица, дом 115.

Стоимость обычного билета без льгот обойдется посетителю в 100 рублей. Детям, которые еще не ходят в школу, нужно будет заплатить 10 руб. Школьники могут оплатить входной билет 25 руб. Студенты платят 50 руб, а пенсионеры 60 руб.

В коллекции музея также находятся и другие полотна Айвазовского, такие как «Море» и «Лунная ночь». Тем не менее жемчужина коллекции - «Гибель Помпеи». Описание картины дает четкое представление о том, насколько грозной может быть природа.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

Фраза “Послений день Помпеи” известна каждому. Потому что гибель этого античного города когда-то изобразил Карл Брюллов (1799-1852 гг.)

Да так, что художник пережил невероятный триумф. Сначала в Европе. Ведь написал он картину в Риме. Итальянцы толпились у его отеля, чтобы иметь честь поприветствовать гения. Вальтер Скотт просидел у картины несколько часов, поражённый до глубины души.

А что творилось в России, и представить сложно. Ведь Брюллов создал такое, что подняло престиж русской живописи сразу на небывалую высоту!

Люди толпами ходили посмотреть на картину и днём, и ночью. Брюллов удостоился личной аудиенции у Николая I. За ним прочно закрепилось прозвище “Карл Великий”.

Осмелился критиковать “Помпеи” лишь Александр Бенуа, известный историк искусства 19-20 веков. Причём критиковал он очень злобно: “Эффектничание…Живопись в расчёте на все вкусы…Театральная крикливость…Трескучие эффекты…”

Так что же так поразило большинство и так раздражало Бенуа? Попробуем разобраться.

Откуда Брюллов взял сюжет

В 1828 году молодой Брюллов жил и работал в Риме. Незадолго до этого археологи начали раскопки трёх погибших под пеплом Везувия городов. Да-да, их было целых три. Помпеи, Геркуланум и Стабии.

Для Европы это было невероятным открытием. Ведь до этого о жизни античных римлян знали по отрывочным письменным свидетельствам. А тут целых 3 города, законсервированных на 18 столетий! Со всеми домами, фресками, храмами и общественным туалетами.

Конечно, Брюллов не смог пройти мимо такого события. И отправился на место раскопок. К тому времени Помпеи были расчищены лучше всего. Художник был так поражён увиденным, что почти сразу приступил к работе.

Работал он очень добросовестно. 5 лет. Большая часть времени у него ушла на сбор материлов, эскизы. Сама работа заняла 9 месяцев.

Брюллов-документалист

Несмотря на всю “театральность”, о которой говорит Бенуа, в картине Брюллова много правды.

Место действия не было выдумано мастером. Такая улица у Геркуланских ворот на самом деле есть в Помпеях. И руины храма с лестницей там до сих пор стоят.

А ещё художник лично изучал останки погибших. И часть героев он нашёл именно в Помпеях. Например, погибшую женщину, обнимавшую двух дочерей.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (мать с дочерьми). 1833 г. Государственный Русский музей

На одной из улиц были найдены колеса от повозки, разбросанные украшения. Так у Брюллова возникла идея изобразить гибель знатной помпеянки.

Она пыталась спастись на колеснице, но подземный толчок выбил из мостовой булыжник, и колесо наехало на него. Брюллов изображает уже самый трагичный момент. Женщина выпала из колесницы и погибла. А ее малыш, оставшись в живых после падения, плачет у тела матери.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (погибшая знатная женщина). 1833 г. Государственный Русский музей

Среди обнаруженных скелетов Брюллов видел и языческого жреца, который пытался унести с собой свои богатства.

На полотне он показал его крепко прижимающим к себе атрибуты для языческих ритуалов. Они состоят из драгоценных металлов, поэтому жрец прихватил их с собой. Выглядит он не в очень выгодном свете по сравнению с христианским священнослужителем.

Его мы можем определить по кресту на груди. Он отважно смотрит на разъяренный Везувий. Если взглянуть на них вместе, то понятно, что Брюллов специально противопоставляет христианство язычеству не в пользу последнего.

“Правильно” рушатся и здания на картине. Вулканологи утверждают, что Брюллов изобразил землетрясение в 8 баллов. Причём очень достоверно. Именно так и разваливаются строения при подземных толчках такой силы.

Очень продумано у Брюллова и освещение. Лава Везувия так ярко освещает задний фон, так насыщает красным цветом постройки, что кажется, что они горят.

При этом передний план освещен белым светом от вспышки молнии. Этот контраст делает пространство особенно глубоким. И правдоподобным заодно.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Освещение, контраст красного и белого света). 1833 г. Государственный Русский музей

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Брюллов-театральный постановщик

А вот в изображении людей правдоподобие заканчивается. Здесь Брюллов, конечно, далёк от реализма.

Что бы мы увидели, если бы Брюллов был более реалистичен? Был бы хаос и столпотворение.

У нас не было бы возможности рассмотреть каждого героя. Мы бы видели их урывками: ноги, руки, одни бы лежали на других. Они бы были уже изрядно перепачканы сажей и грязью. А лица были бы искажены ужасом.

А что мы видим у Брюллова? Группы героев расположены так, что мы видим каждого из них. Даже перед лицом смерти они божественно красивы.

Кто-то эффектно придерживает вставшего на дыбы коны. Кто-то изящно прикрывает голову посудой. Кто-то красиво придерживает близкого человека.

Да, они красивы, словно Боги. Даже когда их глаза полны слез от осознания скорой гибели.

Но не все до такой степени Брюллов идеализирует. Мы видим, как один персонаж пытается поймать падающие монеты. Оставаясь мелочным даже в такой момент.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (Подбирающий монеты). 1833 г. Государственный Русский музей

Да, это театральное представление. Это катастрофа, максимально эстетичная. В этом Бенуа был прав. Но ведь только благодаря этой театральности мы не отворачиваемся в ужасе.

Художник даёт нам возможность посочувствовать этим людям, но не сильно верить, что через секунду они погибнут.

Это скорее красивая легенда, нежели суровая реальность. Это завораживающе прекрасно. Как бы кощунственно это не звучало.

Личное в “Последнем дне Помпеи”

В картине можно увидеть и личные переживания Брюллова. Можно заметить, что все основные героини полотна имеют одно лицо.

В разных возрастах, с разными выражениями, но это одна и та же женщина – графиня Юлия Самойлова, любовь всей жизни живописца Брюллова.


Карл Брюллов. Графиня Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842 г. Государственный Русский музей

Познакомились они в Италии. Даже вместе осматривали руины Помпей. А потом их роман затянулся с перерывами на долгие 16 лет. Из отношения были свободными, то есть и он, и она позволяли себе увлекаться другими.

Брюллов даже успел за это время жениться. Правда быстро развёлся, буквально через 2 месяца. Только после свадьбы он узнал страшную тайну своей новой жены. Ее любовником был собственный отец, который пожелал оставаться в этом статусе и впредь.

После такого потрясения лишь Самойлова утешила художника.

Расстались навсегда они в 1845 году, когда Самойлова решила выйти замуж за очень красивого оперного певца. Ее семейное счастье тоже длилось недолго. Буквально через год ее супруг умер от чахотки.

Вышла замуж Самойлова в третий раз лишь с целью вернуть себе титул графини, который она потеряла из-за брака с певцом. Всю жизнь платила большое содержание своему мужу, не живя с ним. Поэтому умерла почти в полной нищите.

Из реально существовавших людей на полотне ещё можно увидеть и самого Брюллова. Тоже в роли художника, который прикрывает голову ящиком с кистями и красками.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. Фрагмент (автопортрет художника). 1833 г. Государственный Русский музей

Подведем итог. Почему “Последний день Помпеи” – шедевр

“Последний день Помпеи” монументален во всех отношениях. Огромное полотно – 3 на 6 метров. Десятки персонажей. Множество деталей, по которым можно изучать древне-римскую культуру.

“Последний день Помпеи” – это история о катастрофе, рассказанная очень красиво и эффектно. Герои самозабвенно сыграли свои роли. Спецэффекты – на высшем уровне. Свет поставлен феноменально. Это театр, но очень профессиональный театр.

В русской живописи больше никто не смог так написать катастрофу. В западной живописи “Помпеи” можно сравнить только с “Плотом медузы” Жерико.


Теодор Жерико. Плот Медузы. 1793 г.

Авторская работа Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи» является одной из самых известных картин истории русской живописи XIX века. В основе картины сцена, которая демонстрирует печальную судьбу жителей величественного города Помпеи в 79 году до нашей эры, когда спящий вулкан Везувий проснулся и своим извержением снес город с лица Земли.

Брюллов, дабы передать все нюансы данного исторического события, отправился на раскопки разрушенных Помпей, а все детали и предметы, которые изображены на полотне имеют истинную сущность, так как были полностью переданы с оригиналов, находящихся в Неаполитанском музее.

При создании полотна, автор выбрал основными ярко-красные и черные цвета красок, которые придают картине весь ужас реальных происходящих событий. Яркая вспышка молнии освещает город и его жителей, который повяз в тени пепла и лавы, извергающих из жерла Везувия. Люди, которые поражены сложившейся ситуаций не знают, что делать, а их панические образы прекрасно это передают.

Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. В каждом взгляде образов людей можно увидеть страх будущих страданий и неизбежного хода событий. Некоторые из них смотрят в небо, в надежде, что их истинный бог сможет их спасти и молят о пощаде. Каждый образ на картине уникален. Мать обнимает своих двух малых детей, стараясь защитить их собой от молний, молодые парни помогают старику спрятаться в укрытии и несут его на своих плечах, парень старается привести в чувства молодую даму и вместе с ней хочет найти место, куда можно убежать.

В центре картины автор нарисовал женщину, которая не смогла спастись, а ее младенец с криками всеми силами пытается дотянуться до ее холодного тела, покинувшее жизнь. С каждым раскрытым образом становится более понятной вся безысходность данной ситуации – никто, кроме самих людей не может им помочь, а их несобранность и неподготовленность заставляют их впадать в страх и бежать в неизвестных направлениях от надвигающейся огненной лавы.

Автор смог передать духовную красоту человека, которая пытается противостоять ужасающим силам природы. Даже несмотря на сложившуюся ситуацию, некоторые жители пытаются всеми силами помочь друг другу, в первую очередь, оставаясь человеком, «Человеком» с большой буквы.

Описание 2

Известно, что Брюллов сам посетил Помпеи, город, который был разрушен извержением вулкана Везувий, и еще во время своего нахождения там делал множество набросков и зарисовок для своей будущей картины. Его поразила разрушительная сила природы и то, на что она способна. Под этим влиянием он смог создать по истине шедевр мировой культуры и живописи.

На данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане. При создании бурлящей лавы Карл Петрович Брюллов использует ярко-красный цвет, чтобы изображённые брызги бурлящей жижи из жерла вулкана выделялись на фоне тёмного неба.

Вокруг рушатся здания. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Каменные блоки, из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Испуганное животное пытается избавиться от мешающего наездника, чтобы умчаться прочь от опасности. Рядом с лошадью расположилась толпа. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.

В самом центре лежит мёртвая красавица. Её драгоценности рассыпаны вокруг бездыханного тела, а шикарные одеяния разорваны. Используя этот образ Брюллов ещё раз доказывает тщетность материальных богатств. На девушке лежит испуганный ребёнок. Он не понимает, почему мама до сих пор не встаёт. В левом краю картины показаны люди, пытающиеся спасти вещи. В испуге юноши и девушки пытаются укрыться руками от надвигающегося стихийного бедствия.

Несмотря на всю мрачность картины, люди получились очень живыми. Так и кажется, что вот-вот они засуетятся, забегают по картине в надежде спасти свою жизнь.

При упоминании имени Карла Петровича Брюллова многие вспоминают такие шедевры русской живописи как «Итальянский полдень», «Всадница», портреты знаменитых людей. За сюжетами художник обращался и к литературным произведениям (например, «Гадающая Светлана» по балладе Жуковского «Светлана»), и к мифам («Нарцисс смотрящийся в воду») и к истории («Смерть Инессы де Кастро»). К последнему жанру относится и картина «Последний день Помпеи».

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Автор использует довольно смелые краски для того, чтобы показать картину более устрашающей, как она возможно была на самом деле. Страшная трагедия, которая унесла за собой множество жизней, город и целую культуру. Смотря на картину, мы чувствуем ее глубину и пространство происходящего, будто бы мы находимся внутри картины и переживаем эту историю вместе с жителями Помпей.

На картине изображено множество людей, жизнь которых уже была обречена. В левом углу мы можем увидеть лицо самого автора и трижды изображена возлюбленная Брюллова, графиня Самойлова – девушка с кувшином, распростертая женщина на мостовой с ребенком и женщина, в левом углу, прижимающая своих детей.

У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Картины очень четко прописывает разнообразное поведение людей перед лицом надвигающейся смерти. Сыновья, которые уносят своего отца. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Священник, смело и спокойно смотрящий на надвигающийся ужас и то, как огонь, пришедший с небес, смывает его богов. Толпа беглецов. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Лежащая женщина по центру картины и младенец, который оплакивает потерю своей матери, не осознавая близости своей неизбежной смерти.

На заднем фоне, художник очень детально изображает сам вулкан. Огонь и лава, которые как бы падают на людей с небес. Молния разрывающая небо и человеческие жизни пополам.

Брюллов напоминает нам этой картиной, что главное в этом мире человек и его близкие. Как в один момент случайный человек может стать жертвой случая и потерять все за секунды, включая родных, близких и даже свою собственную жизнь, при этом будучи абсолютно бессильным против стихии.

Описание настроения картины Последний день Помпеи


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Свежий ветер. Волга Левитана описание

    Вода, ветер, огонь и земля – являются одними из основных элементов, которые имели особое значение для древних жителей планеты Земля. Спустя многие века их значимость не потеряла своего веса и магическим образом

Первым этапом создания данного произведения можно считать 1827 год. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» писалась долгих шесть лет. Художник, недавно приехавший в Италию, вместе с графиней Самойловой отправляется осматривать древние развалины Помпей и Геркуланума, и видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для будущей картины.

Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Он раз за разом меняет композицию, но собственная работа его не устраивает. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Три года художник будет доводить себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства. Порой он утомляется настолько, что не в силах самостоятельно покинуть место работы, и его даже приходится выносить из его мастерской на руках. Художник, который относится фанатично к своей работе забывает о всем бренном, не замечая свое здоровье, отдавая себя всего во благо своего творчества.

И вот, в 1833 году Брюллов наконец-то готов представить картину Последний день Помпеи публике. Оценки, как критиков, так и рядовых зрителей однозначны: картина – шедевр.

Европейская общественность восторгается творцом, а после выставки в Петербурге гениальность художника признают и отечественные ценители. Пушкин посвящает картине хвалебный стих, Гоголь пишет о ней статью, даже Лермонтов упоминает полотно в своих произведениях. Писатель Тургенев также положительно отозвался о этом великом шедевре, высказывал тезисы о творческом единении Италии и России.

Картина по такому поводу была продемонстрирована итальянской публике в Риме, позже была переправлена на выставку в Парижском Лувре. Европейцы восторженно отзывались о таком грандиозном сюжете.

Добрых и лестных отзывов было большое множество, была и ложка дегтя испачкавшая работу мастера, то есть, критика, не лестные отзывы в Парижской прессе, ну как же без этого. Не понятно, что именно не понравилось этим досужим французским журналистам?, сегодня можно только строить гепотезы и догадываться. Как бы не обратив внимания на всю эту шумную журналистскую писанину, Парижская академия искусств заслуженно вручила Карлу Брюллову похвальную золотую медаль.

Силы природы ужасают жителей Помпеи, неиствует вулкан Везувий, готовый сравнять с землей все, что есть на его пути. В небе сверкают страшные молнии, надвигается невиданный ураган. Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери.

Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти. Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который

вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход.

Слева в картине мы видим в суматохе от происходящего скопившуюся на ступенях гробницы Скавра группу людей. Интересно, что в испуганной толпе мы можем узнать и самого художника, наблюдающего за трагедией. Может быть, этим творец хотел сказать, что привычный мир близок к гибели? И нам людям возможно стоит задуматься как мы живем, и правильно расставить приоритеты.

Видим мы и людей, которые пытаются вынести из гибнущего города все самое необходимое. Снова картина Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам противостояние. С одной стороны – это сыновья, которые выносят на своих руках родного отца. Несмотря на риск, они не пытаются спастись сами: лучше они помрут, чем бросят старика и спасутся по отдельности.

В это время, позади них молодой Плиний помогает встать упавшей матери. Видим мы и родителей, прикрывающих детей собственными телами. Но есть здесь и человек, не столь благородный.

Присмотревшись, можно заметить на заднем плане жреца, пытающегося унести с собой золото. Даже перед смертью он продолжает руководствоваться жаждой наживы.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Но кому именно они молятся?. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств? Рядом мы видим христианского священника с крестом на шее, держащий в одной руке факел а в другой кадило, в испуге он обращает свой взор на рушащиеся статуи языческих богов . И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить, и ожидает смерти как избавления от страданий.

Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» - по первому впечатлению обычная история катастрофы. Пусть и хорошо рассказанная, эта история не смогла бы остаться в сердцах поклонников, не смогла бы стать апогеем эпохи русского классицизма, без других особенностей.

Как уже говорилось, у художника было множество подражателей и даже плагиаторов. И вполне возможно, что в технической стороне кто-нибудь из «коллег по цеху» смог бы превзойти Брюллова. Но все подобные попытки ставали лишь бесплодным подражательством, не вызывающим интереса, а работы годились разве что для украшения балаганов. Причиной тому является еще одна особенность картины: рассматривая ее, мы узнаем своих знакомых, мы видим, как ведет себя население нашего мира пред ликом смерти.

Купленная меценатом Демидовым полотно, впоследствии было подарено царю Николаю первому, который приказал повесить ее в академии художеств, демонстрируя начинающим студентам, что может сотворить художник.

Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Ее размер немалый размер составляет 465 на 651 сантиметр.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!