Успокаивающий цвет. Цвета, которые успокаивают психику

Дом там, где сердце. Наш дом это наш дворец, место, чтобы расслабиться, уединиться и восстановить силы. Именно поэтому цвета , которые мы используем в интерьере своего дома так важны. И наверняка стоит знать цвета , которые являются не только модными тенденциями, но снижают стресс и помогают расслабиться даже просто заходя в помещение. Взгляните!

Зеленая мята

Гладкие цвета зеленой мяты идеально подходят для прохладных, спокойных пространств. Зелень способна вдохнуть жизнь в пространство, и добавить естественную, органическую атмосферу. Цвет зеленой мяты осветляет и очищает ум от любых «злоумышленником».

Кристально голубой

Не нужно путать кристально голубой детскими голубыми цветами. Синий кристалл имеет более четкий, более яркий вид, с оттенком белого цвета. На кухне или в домашнем офисе, эти цвета будут охлаждать и успокаивать Ваш ум,и помогут расслабиться. Темные цвета не всегда бывают расслабляющими цветами. Если в комнате слишком много темного цвета ,то можно почувствовать себя не в своей тарелке,в отличии от кристально голубой комнаты.

Темный, но не резкий, глубокий фиолетовый красивый и стильный способ добавить немного спокойствия и отдыха. В спальне или акцент в гостиной, темный оттенок прекрасно работает с различными темами и стилем. От современного до эклектичного стиля интерьера темно-фиолетовые цвета работают и хорошо объединяют создавая ощущение спокойствия, не будучи чрезмерно строгим цветом.

Розовые румяна

Розовые цвета это чистая радость,но в то же время успокаивающие и расслабляющие. Конечно, немного женственны, но они хороши практически с любым цветом, и не будут подавляющими в пространстве любого размера. розовый — это способ принести мир в хаотичный дом и возродить энергию.

Существует психологический тест Люшера, в котором по предпочтению одного или другого цвета определяется психологическое состояние человека. Швейцарский ученый объясняет это цветовым типом поведения, включающим, с одной стороны, представление человека о самом себе, о той роли, которую ему хотелось бы играть, а, с другой стороны, защитную реакцию, с помощью которой он пытается побороть неуверенность в себе.

Есть и другая сторона вопроса - активное воздействие цвета на жизнь людей. По мнению многих ученых, степень влияния цвета на человека настолько велика, что он может воздействовать на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и даже на остроту слуха. Черный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой - с чем-то легким, воздушным; комната, освещенная лампой под красным абажуром, кажется более теплой, а смените его на синий, и люди будут ежиться, словно вдруг повеяло прохладой. Чувства, вызванные цветом, спорят с весами и термометром, воздействие цвета сильнее убеждений и табу: если поставить урну на окрашенный белым круг или квадрат, все будут стараться аккуратнее бросить в нее окурок, чтобы тот не попал на белое; оператор точнее считывает показания приборов, когда пульт окрашен краской теплого тона; люди, работающие в зеленых помещениях чувствуют холод и становятся жертвами психоматических простуд, от которых избавляются, когда их стулья покрывают оранжевыми чехлами или на окна вешают оранжевые занавески; мольба о милосердии, отправленная в светлом зеленовато-голубом конверте вызовет гуманный отклик скорее, чем посланная в белом конверте; тяжелый ящик, окрашенный в светло-желтый цвет кажется более легким; телефонный звонок в белой будке покажется громче, чем тот же звонок в фиолетовой; апельсин, съеденный в темноте, будет казаться менее ароматным, чем тот, чей цвет зрим.

Мозг каждого из нас не только «созидатель» цвета, но и его подчиненный. По исследованиям ученых, человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека даже с завязанными глазами пульс резко увеличивается, в желтой - становится нормальным, а в синей - замедляется. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. А наш глаз способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков. При этом женщины более чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его. Возраст тоже сказывается на цветовосприятии: до 20-25 лет оно возрастает, затем постепенно снижается.

Существуют общие закономерности воздействия цвета на человека. Среди них первичны психологические реакции, которые определяются тем, что цветовая среда может создать легкое, приподнятое настроение, или, наоборот, подавлять активность. Цвет способен вызвать чувство бодрости и усталости, легкости и тяжести. Среди психологических реакций на цвет есть и вторичные, когда выбранный цвет создает ощущение легкого, свободного, расширяющегося пространства, а может подчеркнуть массивность стен, замкнутость и концентрированность пространства.

В зависимости от вызываемых психологических реакций все цвета делятся на возбуждающие и успокаивающие. К первой группе относятся теплые цвета - желтый, желто-оранжевый, оранжево-красный, красный и все производные от них. Теплые интенсивные цвета кажутся расположенными ближе к наблюдателю, поэтому их называют «выступающими» цветами. Успокаивающие цвета холодные - голубой, синий, сине-фиолетовый. Холодные цвета воспринимаются как далекие, «отступающие».

Зеленый цвет занимает промежуточное положение в цветовом круге между желтым и синим. Поэтому если в нем преобладает примесь желтого цвета, он воспринимается как теплый желто-зеленый, а если синего цвета, то это дает сине-зеленый цвет, воспринимаемый уже как холодный. В пространственном отношении эти оттенки нейтральны. То же происходит с фиолетовым цветом, который получается от смешивания синего и красного. При увеличении доли красного цвета он воспринимается как относительно теплый, синего - как холодный сине-фиолетовый.

Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы о физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания и наполненность пульса. Красный цвет - первый среди цветов, оказывающих активное воздействие на человека. Он вселяет в человека жизнерадостность, силу и уверенность. Красный цвет - идеальный «раздражитель» (не только для быков на корриде), поэтому недаром он признан и наиболее сексуальным. Но не стоит забывать, что он также самый «агрессивный» и в больших количествах действует угнетающе, особенно на меланхоликов. В силу этого включение красного цвета в интерьер специфично.

Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Этот цвет - само воплощение радости и энергии. В начале XX в. оранжевый цвет был очень популярен среди художников, которые использовали его в рекламных плакатах наравне с красным, поэтому этот цвет несет практически такую же сильную смысловую нагрузку, как и его собрат. Оранжевого в интерьере почти никогда не бывает много. Он яркий, но может быть неброским, он веселый, но может быть серьезным. Ассоциативные образы, возникающие от оранжевого цвета - апельсины и мелкие цветочки. В зависимости от того, какой образ Вы хотите создать в своем интерьере, оранжевый цвет меняет свое назначение. Таким образом, веселый оранжевый является естественным продолжением красного и подводит нас к знакомству с настоящим солнечным цветом - желтым.

Желтый - самый светлый в спектре, тонизирующий, физиологически оптимальный, один из наименее утомляющих цветов; стимулирует зрение и нервную деятельность. Его использование в интерьере приносит ощущение солнечности, света, радостного настроения. В желтом цвете легко прочитывается теплая и холодная тональность. Так, стронций дает оттенок напряженного и холодного лимонного цвета, а кадмий желтый, неаполитанский желтый - значительно более мягкие и теплые оттенки. Поэтому оттенки этого цвета легко используются при декоре помещений, ориентированных как на север, так и на юг. Поскольку желтый стоит последним в ряду активно воздействующих на человека цветов, он достаточно часто занимает большие площади. Но в этом случае его насыщенность и полнота снижаются. Зато при включении его в качестве акцентного цвета насыщенность может быть предельной.

Зеленый - самый привычный для органа зрения, физиологически оптимальный; регулирует кровяное давление за счет расширения капиллярных сосудов; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Зеленый цвет занимает промежуточное положение между группами холодных и теплых цветов. Это самый привычный и широко распространенный цвет природного окружения, ассоциирующийся для человека с покоем и надежностью. Психологи считают, что определенные ассоциации закрепляются за каждым оттенком зеленого цвета. Так, светло-зеленый - нежный, кроткий цвет, ассоциируется с весенним пробуждением природы; ярко-зеленый - естественный, но назойливый и требовательный - с прохладой и покоем; темно-зеленый - естественный, надежный, таинственный, с безопасностью и покоем; зелено-голубой - далекий, отвлеченный, ассоциируется с водой, льдом, холодом.

Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Глубокий голубой цвет при долгом в нем нахождении, может вызвать у человека оптические иллюзии. Психологическое воздействие его связано с широким распространением в природе. Для человека - это цвет чистого, ясного неба и спокойной воды, горных вершин, уходящих к горизонту далей.

Синий - относится к группе холодных цветов, но его успокаивающее действие при большой насыщенности и зачерненности цвета переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Специфичное психологическое воздействие его может быть связано с тем, что в природе синий цвет - это цвет переходных, зачастую напряженных состояний: кратковременного вечернего неба между голубым дневным и черно-фиолетовым ночным; цвет штормового моря и грозовых туч. Может быть, поэтому насыщенный синий цвет не используется на больших плоскостях жилого интерьера, чтобы не придавать ему характер излишней строгости, холодности, отторгнутости.

Фиолетовый - жесткий и неспокойный, соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. В умеренных количествах он помогает уравновесить эмоции, избавиться от старых обид, в больших дозах слишком отрывает от реальности. В старину это был аристократический цвет, доступный далеко не каждому, ведь краска добывалась из редких моллюсков Обстановка в фиолетовых тонах помогает повысить чувство собственного достоинства. Так как он действует угнетающе, то в своей полной спектральной насыщенности встречается лишь в качестве акцентных пятен небольшой площади, в качестве контурных линий. Этот цвет при включении в интерьер часто смягчается подключением серого равной светлоты.

Пурпурный - является результатом смешения фиолетового и красного и в силу этого обладает определенной двойственностью. Например, психологи говорят о том, что темный пурпурно-фиолетовый - это цвет роскошный, возвышающий, а пурпурно-красный - могущественный, «крепкий», но приземленный.

Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И, наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. В создании грамотного цветового решения, вам также поможет знание о том, как воздействуют на человека и различные, наиболее часто используемые в дизайне интерьера сочетания цветов:

  • красный с желтым источает лучезарное тепло и радость;
  • красный с синим вызывает отталкивающее волнение;
  • красный с золотым - подчеркивает значительность и роскошь;
  • красный с черным - проявление опасности и подавленности;
  • оранжевый с голубым выявляет накопленную внутреннюю силу;
  • оранжевый со светло-зеленым создает впечатление обволакивающей теплоты;
  • оранжевый с фиолетовым может оглушить и опьянить;
  • оранжевый с черным ассоциируется с насилием;
  • желтый с синим создаст эффект сильного напряжения, ощущение движения;
  • светло-зеленый с розовым подчеркивает женственность и слабость;
  • синий со светло-зеленым рождает чувство нежности;
  • синий с белым дает ощущение холодной чистоты и удаленности;
  • синий с розовым - символизирует робость и застенчивость;
  • фиолетовый с желто-зеленым усиливает импульсивность.

Цвет - это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает. Он подобен музыке: помимо формирования эмоционально-психического состояния у зрителя, он является непосредственным выражением психических переживаний других людей. По тому, в какой цветовой гамме выполнено, например, живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника, те ощущения, которые он испытывал при написании картины. Это может быть ощущение радости, праздника и счастья, если тона используются светлые, прозрачные и яркие, или ощущение печали и безысходности, когда картина написана в приглушенных, темных или холодных тонах.

То же самое происходит и при выборе человеком определенного цветового сочетания в одежде или интерьере своей квартиры. По цветовому колориту, предпочтение которому отдает человек, можно определить его эмоциональное состояние в данный момент, а если эти предпочтения достаточно постоянны, то и характер человека, уровень его интеллекта. Чем выше интеллект, тем более сложные, утонченные опенки предпочитает человек. Если человек активен, способен лидировать в коллективе, энергичен и решителен, то чаще всего он выбирает различные тона красного, желтого или оранжевого - яркие и энергичные цвета. Если характер человека уравновешенный, спокойный и в достаточной степени хладнокровный, то предпочтение им отдается цветам спокойной, пассивной гаммы: зеленому, фиолетовому, синему. Человек неуверенный в себе, мнительный и замкнутый чаще предпочитает серую или коричневую гамму. Но стремление человека носить вещи определенных цветов может быть продиктовано не только его цветовым предпочтением, но и рекомендациями моды в данное время или его представлениями о благородстве стиля в одежде.

Со временем цветовые пристрастия людей тоже меняются, например, в жизни одного и того же человека может смениться несколько достаточно продолжительных периодов: «красный» период, когда человек молод, влюблен, стремится сделать карьеру, уверен в себе. Потом ему на смену может прийти «голубой», «синий» или «зеленый период», когда человек достиг определенного социального уровня, обзавелся семьей, устроен в быту. Наступление «коричневых» и «серых» периодов возможно в результате болезни, или каких-либо других жизненных неурядиц. Когда тяжелое время проходит, предпочтение отдается опять светлым и ярким или спокойным глубоким тонам. Но с возрастом в нашей стране люди перестают, как правило, носить яркую одежду, в то время как французы наоборот, считают, что чем женщина старше, тем более светлую и жизнерадостного цвета одежду она должна носить. Так что, цветовое предпочтение - это, в какой-то мере и национальный характер.

Таким образом, цветовое окружение способно формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние. Например, красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но в небольшом количестве (несколько аксессуаров в интерьере) придает энергию. Розовый цвет - расслабляет, создает легкомысленное настроение. Обилие зеленого уравновешивает и успокаивает, но при продолжительном воздействии спокойствие постепенно переходит в равнодушие и лень, поэтому «зеленые» интерьеры не рекомендуется использовать в офисе. Глубокий синий и фиолетовый угнетающе действуют на психику. Продолжительное воздействие этих цветов может вызвать депрессию. То же самое относится и к черному. А вот приглушенный желтый цвет положительно влияет на умственную активность, он умеренно тонизирует и помогает интеллектуальной работе. Голубой цвет успокаивает, помогая сосредоточиться. Серый цвет - деловой, бесстрастный, уместен в официальной обстановке, позволяет настроиться на рабочий лад.

Психологи считают, что в комнатах, предназначенных для отдыха или работы, - кабинетах, спальнях, детских - неуместны большие плоскости открытых и насыщенных цветов, поскольку они будоражат, а зачастую действуют на человека угнетающе. Советуют избегать и подчеркнутых контрастов. Эксперименты 60-х годов, когда модно было красить все стены в разные активные цвета, показали, что это кратчайший путь к нервному расстройству. Что хорошо для дискотек и ресторанов, не всегда годится для дома.

Цвет не только обнаруживает скрытые импульсы характера и темперамента человека, но и во многом управляет его эмоциональными состояниями. Однако бывает так, что воздействие насыщенных цветов становится настолько сильным, что глаз, утомившись от переизбытка впечатлений, перестает объективно воспринимать обстановку, его чувствительность снижается. Дизайнер, применяя яркие цвета, рассчитывает вызвать ощущение буйства красок, но сталкивается с парадоксальной ситуацией: «сильные» колористические сочетания с течением времени теряют свое влияние. К примеру, если в интерьере доминируют насыщенные оранжево-желтые тона, это может улучшить самочувствие, ускорить жизнедеятельность. Но - до определенного предела, после чего чувствительность к ним притупляется. С ростом утомления одним цветом мы становимся более восприимчивыми к другому, противоположному - в данном случае к фиолетово-синим оттенкам. Даже если рядом с оранжевым поместить нейтральный серый, «уставшее» зрение начинает подмечать в нем присутствие синевато-фиолетового.

Ежедневное обращение к цветотерапии – залог здоровой жизни. Все цвета действуют на людей по разному, что подтверждается многолетними исследованиями. Нет одного рецепта для всех.

Поэтому применение цветотерапии должно быть строго индивидуальным, для того чтобы обеспечить максимально положительный терапевтический эффект. Уникальность данной цветотерапии заключается в том, что из многомиллионной палитры, вы выберете те цвета и оттенки, которые характеризуют именно вашу проблему, составите свою личную цветограмму для точной диагностики, и последующей эффективной коррекции вашего состояния.

Красный цвет

При воздействии на человека красные лучи увеличивают питание тканей, активизируют обмен веществ и кровообращение. Их проникновение в человеческий организм усиливает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, оказывает стимулирующее влияние, вызывает эмоциональные реакции, стимулирует деятельность мозга.

Исследования подтвердили, что жидкость красного цвета, употребляемая в пищу, помогает эффективно справляться с различными инфекционными заболеваниями.
Однако у человека есть определенный порог положительного восприятия красного цвета, за которым он сначала чрезмерно возбуждает, затем подавляет, угнетает, приводит к утомлению и перегрузке нервной системы, раздражает, и, наконец, при продолжительном влиянии приносит ощутимый вред, ведет к упадку сил и общей депрессии.

У нервных людей, особенно у детей, красный цвет вызывает сильные чувственные реакции и раздражение.
Красный цвет толкает к самопознанию, стимулирует и дает большой запас жизненных сил. Это энергия, импульс и мощная созидательная сила.

Розовый цвет

обладает целительной силой всепонимающей и всепрощающей "вечной любви", которая простирается за пределы человеческого существования, и помогает найти ответ.

Он настраивает организм и готовит почву для любых видов лечения. В розовом цвете плавится все нехорошее, этот цвет помогает избавиться от навязчивых мыслей. Светлые нюансы розового успокаивают и вызывают чувство душевного равновесия, спокойствия, защищенности, комфорта.

Розовый цвет способен разрядить обстановку и помочь в критической ситуации, это цвет примирения и прощения. В своем негативном аспекте розовый означает инфантильность, незрелость, слепую веру, неумение подчинять ход событий своей воле, излишнюю уступчивость, чрезмерную эмоциональность. Тем не менее, он является отражением безмерной любви и всеобщей гармонии.

Оранжевый цвет

Это цвет инстинктов, в которых заключена возможность познания и цвет веры в собственные силы. Он обладает всеми возможностями красного цвета, но сила его мягка и не агрессивна.

Оранжевый цвет символизирует конструктивный подход к делу, разрушает преграды, расширяет возможности, обеспечивает свободу действий. Мягкие оттенки оранжевого способствуют созданию доверительных отношений между людьми, и помогает выявить взаимосвязь прошлых событий с проблемами настоящего.

Оранжевый цвет придает смелости, принимает обстоятельства и подстраивает их под себя. Также, он олицетворяет бесстрашие, великодушие, справедливость и свободолюбие

Этот горячий, огненный цвет, который возбуждает, создает ощущение тепла и радости, повышает настроение. Но, при интенсивном воздействии на человека, он способен вызывать раздражение. Улучшает пищеварение, ускоряет пульсацию крови , но кровяное давление не меняет. Снимает глазное давление, излечивает мигрень (в течение 10 мин.), создает чувство благополучия и веселья, стимулирует общее самочувствие.

В частности, было отмечено, что при пребывании человека в красно-оранжевом освещении у него исчезают головные боли и снимается усталость. После еды оранжевый цвет создает ощущение эйфории, как после наркотиков. Комнаты, выходящие на север, окрашивают в оранжевый цвет, создавая ощущение тепла.

Оранжевый восстанавливает нарушенные связи внутри организма, оказывает помощь при лечении болезней связок, суставов, сухожилий и костей, помогает при ревматизме, используется при лечении заболеваний мышц и конечностей. Эффективен при эпилепсии и других нервно-психических заболеваниях. Восстанавливает гормональный баланс у лиц обоих полов, помогает от бесплодия и в период менопаузы.

Неприятие оранжевого говорит о внутренних блоках, оскорбленном чувстве собственного достоинства, утратах, ощущении несправедливости и нежелании принять некоторые события прошлого.

Желтый цвет

Желтый цвет олицетворяет поток мудрости, здравый смысл и благополучие. Он настраивает на позитив и влияет на события при помощи ума и интеллекта. Желтый добивается поставленной цели, поскольку легко приспосабливается, отличается гибкостью и способностью подбираться к истокам и проникать в глубь проблем.

Помогает преодолевать трудности и награждает живостью ума, ясностью мысли и точностью суждений.Солнечный цвет отличается наибольшей яркостью: золотисто-желтый - самый веселый из всех цветов. Полярными парами желтого являются мудрость и глупость.

Желтый цвет динамичен, улучшает настроение, создает ощущение легкости, стимулирует работу мозга, тренирует зрение, имеет способность успокаивать и снимать нервное напряжение (используется в лечении психоневрозов). Способствует вырабатыванию красных кровяных телец, стимулирует функции лимфатической системы, регулирует выработку гормонов, ускоряет рост ребенка, повышает его активность и самооценку.

Помогает высветить глубинные причины заболеваний, поставить правильный диагноз, указать путь. На физическом уровне – тонизирует, очищает, удаляет шлаки, токсины, слизь, различные вредные вещества, обновляет и омолаживает организм. Применяется при лечении сыпи и ссадин на коже, а также помогает контролировать вес.

Зеленый цвет

Гармония, равновесие, настройка на природные ритмы – это ключевые понятия зеленого цвета. Он покровительствует сотрудничеству и способен взвесить и оценит шансы, а потом принять верное решение, поскольку видит обе стороны дела. Уравновешивает и восстанавливает системы, стремится установить баланс между разумом и сердцем.

Болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Отражает причину болезни на уровне эмоций, например, эмоциональный дисбаланс ведет к сердечным заболеваниям. На человека воздействует благоприятно, успокаивает: дает разрядку нервной системе, понижает внутриглазное давление, улучшает слух, усиливает циркуляцию крови, снижает кровяное давление (расширяет сосуды), облегчает мышечную деятельность, повышает тонус, создает ощущение тепла. Дает некоторый отдых уму. Дисциплинирует ум и тело.

Это универсальный целительный цвет, помогающий избавиться от фобий, нервного напряжения, усталости, бессонницы. Он оказывает благоприятное действие при заболеваниях печени, повышенном артериальном давлении, приостанавливает развитие новообразований, помогает приостановить кровотечение.

Отвращение к зеленому указывает на недовольство собой, самобичевание, нервные перегрузки, накопившиеся отрицательные эмоции.

Голубой цвет

Позитивные ключевые слова голубого цвета это мудрость и терпение, истина и спокойствие, честность и преданность, духовность и содержательность. В противоположном аспекте голубой – это неуравновешенность и чрезмерная сентиментальность, слабость и самодовольство, холодность и отчужденность, переменчивость и постоянство.

В психологическом аспекте голубой сглаживает углы и смягчает конфликтную обстановку, примиряет и дает возможность увидеть хорошее начало даже при самом неутешительном раскладе. Этот цвет снимает эмоциональную нагрузку, противодействует грубости и жестокости.Голубой цвет снижает мускульное напряжение, кровяное давление, нормализует пульс и успокаивает дыхание, побуждает к размышлениям, напоминает о мире.

Нервных людей он успокаивает лучше, чем зеленый. Но при слишком долгом воздействии вызывает чувство усталости, угнетенности.

Бледно-голубой цвет обладает большей целительной силой, нежели темно-голубой.Голубой инертен, и не является самым подходящим цветом одежды для желающих сбросить вес. Многие люди и избыточным весом тяготеют к этому цвету, потому что он мирит их с существующими обстоятельствами и позволяет им оставаться такими, какими они являются, не давая им возможности перемен.

Помогает при лечении детских нервно-психических заболеваниях, воспалениях носоглотки, заболевании ушей, прорезывании зубов, проблемах с голосом и речью.

Эффективен при воспалительных заболеваниях, варикозном расширении вен, язвах желудка, ночном недержании мочи.

Синий цвет

Производит (как и фиолетовый) реакцию, противоположную красному цвету: вызывает чувство пассивности и угнетенности, создает ощущение холода, снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, уменьшает мускульное напряжение. Связан с представлением о горизонтали и помогает установить причинно-следственные обстоятельства.

Синий регулирует деятельность гипофиза, руководит эндокринной системой, помогает при заболеваниях позвоночника, спинного мозга, болях в спине, а также при лечении глаз и околоносовых пазух. Оказывает благоприятное воздействие при заболеваниях легких и грудной клетки, радикулитах, инфекционных заболеваниях и различных воспалениях, помогает при лечении любых кожных заболеваний, снижает кровяное повышенное давление. Также, благоприятно воздействует при заболеваниях щитовидной железы, заболеваниях почек, способствует рассасыванию опухолей и регенерации тканей.

Излечивает от бессонницы, и применим при головных болях. Изглаживает из памяти болезненные воспоминания, помогает развязывать эмоциональные узлы.

Фиолетовый цвет

Фиолетовый цвет олицетворяет аристократизм духа, власть, творчество и самоотдачу. Повышает самооценку и чувство собственного достоинства, развивает парапсихологические способности.

Фиолетовые лучи содержат больше всего электрохимических лучей. Этот цвет снижает частоту сердечных сокращений, оказывает благоприятное воздействие при болезнях центральной нервной системы, мигренях и при сотрясении мозга, если правильно подобрать соответствующий оттенок. Помогает восстановить работу иммунной системы и применяется при лечении любых кожных заболеваний.

Коричневый цвет

Коричневый цвет характеризуется цельностью, надежностью, уверенностью и сдержанностью. Это консервативный цвет, который успокаивает и сдерживает. Люди, которые предпочитают коричневую палитру, действуют обдуманно и взвешенно, они трезво оценивают ситуацию и двигаются к своей цели медленно, но верно.

Темно-бурый и красно-коричневый цвета успокаивают: на учеников в классах действуют усыпляюще, но могут вызвать даже депрессию, поэтому, окрашивая стены в классе в коричневый цвет, желательно добавлять желтую или оранжевую краску, снимающую этот эффект.

Чрезмерное "обдумывание” проблем, характерное для предпочитающих коричневый, может привести к сомнению в своих силах и депрессии. В чрезмерном количестве, коричневый цвет отрицательно действует на психику, вызывая чувство печали.

Одежду коричневого цвета часто предпочитают одиночки и путешественники. Противоположные аспекты коричневого цвета это уравновешенность – депрессия, надежность – разочарование, уверенность – подавление, стабильность – преходящность, заботливость – эгоизм. Различные оттенки коричневого подбираются для коррекции нервно психических заболеваний.

Белый цвет

Белый цвет в равной мере состоит из всех цветов, расщепленный белый цвет порождает цвета. Основополагающее качество белого цвета – равенство, потому что в белом все цвета едины. При помощи белого легко рассеять негативную энергию и настроить на благожелательный лад.

Вибрации белого несут спокойствие и обеспечивают синхронизацию различных процессов, а также отвечают за слаженность действий и координирование. Создают возможности для расширения сознания, и помогает справиться с напряжением. Проясняет суть скрытых вещей и является цветом мира и гармонии. Поддерживает надежду и очищает.

Многие считают белый цвет универсальным средством от всех болезней, но использовать его нужно осмотрительно. Для лечения с помощью белого следует смешивать его с одним или несколькими цветами, поскольку заключая в себе равные пропорции всех цветов, при лечении организма, он не делает различия между тем или иным органом.

Обладает выраженным антимикробным действием, способствует поддержанию влажности кожи, осуществляет общее управление функциями эндокринной системы, тонизирует при пасмурной погоде.

Серый цвет

Серый цвет состоит из черного и белого, в нем сочетаются реализм и идеализм, рассудочность и эмоциональность, контроль и уязвимость. Серый помогает выявить самообман и действует положительно на безрассудных и опрометчивых людей. Поощряет рассудительность и здравомыслие. Он успокаивает нервную систему и способствует созданию чувства внутренней защищенности. Серебристо-серый цвет – отличное средство при бессоннице.

Черный цвет

Это символ тайны, скрытого знания и оккультизма. Цвет созидания и серьезных намерений, который содержит в себе огромный нереализованный потенциал. Власть высшего знания и желание ее сохранить окрашена в черный цвет.

Человек, предпочитающий различные оттенки черного, чаще всего владеет информацией, знаниями и ситуацией, умеет подчинить себе обстоятельства, но иногда нуждается в контроле со стороны. Отрицает другие цвета и поглощает свет.
Символизирует печаль и скрытность. Черный – цвет элегантности и строгости, скрытой сексуальности и загадочности.

Пристрастие к черному испытывают люди, которые ощущают в жизни нехватку чего-то важного для них, а также те, которые хотят, но пока не могут изменить некоторые обстоятельства своей жизни. Черный в сочетании с каким-либо другим цветом указывает на выход из затруднительного положения, на возможное решение проблемы, например, черный в сочетании с красным говорит о чем-то недостающем и готовности к решительным действиям, в сочетании с голубым – о готовности принять ситуацию и "вписаться” в обстоятельства, в сочетании и желтым – свидетельствует о благоприятных обстоятельствах и счастливых совпадениях.

Золотой цвет

Будучи цветом духовной зрелости и бессмертия, золотой символизирует ценности, которые неподвластны времени. Полярности золотого это самоценность и самонадеянность, доверие и обман, опыт и неуверенность, оптимизм и пессимизм. Тем не менее, золотой цвет уравновешивает энергии, дарит ощущение благополучия и способствует примирению с существующим положением вещей.

Он помогает избавиться от наваждений, иллюзий и стереотипов, и выводит на качественно новый виток сознания.Мягкий золотистый цвет успокаивает и ободряет, поэтому он успешно применяется при лечении различных депрессивных состояний и психоневрозов. Он способствует стиранию эмоциональных блоков, фантомных переживаний и болей. Оказывает положительный эффект при лечении аутоиммунных заболеваний, расстройствах пищеварения, пониженной функции щитовидной железы, способствует рассасыванию шрамов (прямое облучение, накладывание золотистой повязки, применение настоенной на солнце воды).

Серебряный цвет

Серебряный несет в себе исключительную очищающую и восстанавливающую силу. Это цвет Луны, которая открывает доступ в подсознание и усиливает интуицию. Он отвечает за все циклические процессы в живых организмах, и устанавливает связь с запредельными мирами.В позитивном аспекте, серебряный несет освещение, проникновение, беспристрастность, а в негативном – иллюзорность, расщепление, безумство.

Серебряный показывает суть, истинное положение вещей. При полной луне обостряются все нервно-психические заболевания и снижается быстрота реакций, поэтому в дни полнолуния рекомендуется быть более внимательными к себе и окружающему миру, и контролировать свои действия.

Оказывает сильное очищающее и омолаживающее действие на организм, обладает выраженным антимикробным действием, нормализует работу желез внутренней секреции, благоприятно влияет на работу почек и обмен жидкости в организме.

Материал:http://agoism.com/
Фото:http://collection-voyage.ru

Добрый день, друзья!

Вокруг нас такое большое разнообразие цвета, но у каждого свои предпочтения.

Выбрав для комнаты тот или иной любимый цвет, не спешите окрашивать в него стены, представьте, как будет выглядеть комната. Есть вещи, о которых сначала стоит подумать.

Выбор цветовой палитры для жилого помещения - важный и ответственный шаг. Дело в том, что существует такое понятие, как психология цвета в интерьере. Все знают, что цвета и оттенки оказывают влияние на ментальное состояние человека: некоторые стимулируют тревожность, другие, наоборот, успокаивают, дарят чувство умиротворения и повышают работоспособность. Более того, цвет стен, мебели и аксессуаров влияет на физическое и психическое здоровье, именно поэтому подходить к оформлению интерьера нужно с грамотностью и тщательной осторожностью.

Психология цветов в интерьере

Цвет - это неотъемлемый элемент окружающего мира, нас самих и конечно же нашего жилища. Он способен в корне изменить как помещение, так и восприятие человека.

Цвет и настроение тесно связаны между собой. Но одно дело –надеть платье любимого цвета и пробыть в нем несколько часов на вечеринке, и совсем другое – постоянно находиться в доме со стенами такого же цвета.

Причем, кухня и гостиная, окрашенные в один и тот же цвет, будут выглядеть по-разному.

Подумайте, сможете ли вы выспаться в маниакально желтой, оранжевой или красной комнате?

Гармонично подобранная цветовая гамма украсит жилище, неграмотная же комбинация может безжалостно испортить интерьер. Именно поэтому психология цвета в интерьере играет столь значительную роль.

Прежде чем задаться вопросом «как выбрать цвет стен?», следует разобраться в сущности самих цветов.

Все цвета условно делятся на две группы: тёплые и холодные. К тёплым относятся коричневый, жёлтый, оранжевый, красный цвета, к холодным - фиолетовый, синий и зелёный. Кроме того, цвета можно поделить на ахроматические (чёрный, серый и белый) и хроматические (все остальные).

Каждый цвет оказывает особое влияние на психическое и физическое состояние человека.

Теплые цвета

Тёплые цвета в интерьере являются отличным стимулятором и возбудителем.

Красный . Яркий, страстный, рискованный цвет, жаркий, повышает аппетит.

Красный цвет - самый сильный возбудитель. Он оказывает на человека положительный эффект, вызывая чувство благополучия, что сказывается на физическом здоровье, но этот эффект временный.

Красный цвет агрессивен, со временем он начинает вызывать раздражение и нервные расстройства (особенно сильно данный цвет влияет на детей, поскольку их психика ещё недостаточно устойчива).

Розовый . Романтичный цвет, связан с безмятежностью, детством и женским началом, создаёт ощущение защищённости, расслабленности, успокаивает и даёт отдых напряжённым нервам, улучшает работу органов зрения и слуха, избавляет от головной боли.

Часто его называют женским цветом, применяют для оформления комнат для девочек и дамского уголка.

Но иногда это шокирующий цвет, не переусердствуйте с его использованием.

Желтый . Кладезь энергии, символизирует теплоту и радость, это солнечный и счастливый цвет. Он повышает активность мозга, способствует развитию творческих начал, улучшает настроение. Под влиянием жёлтого цвета быстро восстанавливаются силы.

Но при длительном воздействии оказывает сильную нагрузку на глаза, вызывает усталость, а также может проявлять эгоистичность и спровоцировать на спор.

Жёлтый оказывает не совсем благоприятное влияние на нервную систему малышей, из-за чего они часто капризничают.

Гармоничнее всего желтый цвет обнаруживает себя в деталях: вазах, статуэтках, сувенирах.

Оранжевый . С имвол тепла и уюта, радости и бодрости. Этот цвет — истинный залог успеха. С ним вам не грозят ни плохое настроение, ни скандалы в семье, ни проблемы на работе. Оранжевый цвет стимулирует активность мозга, вдохновляет, снимает стресс и развивает чувство ответственности.

Но вместе с тем оранжевый может выступать провокатором волнения.

Не стоит полностью обустраивать интерьер в данном цвете - чрезмерное влияние ярких красок способно вызывать головные боли.

Коричневый . Цвет трудолюбия, силы, выносливости, здравого смысла. Коричневый повышает выносливость, но его чрезмерное количество и чересчур тёмные оттенки могут навевать скуку, депрессию, страх. Гармонично вписывается в любой интерьер в виде мебели, выполненной из дерева.

Холодные цвета

Холодные цвета символизируют сдержанность, спокойствие. Они настраивают на деловой лад и стимулируют работоспособность.

Зелёный . Цвет плодотворности, процветания и богатства. Несет спокойствие, это тон природы и экологичности, гармоничный, балансирующий. Он словно по волшебству стирает все тревоги и волнения, успокаивает нервную систему, поддерживает тонус тела и бодрость духа и в целом улучшает здоровье.

С другой стороны, чрезмерное количество зелёного расслабляет, навевает сонливость и убаюкивает, так что стоит воздержаться от его использования в кабинете - ведь там вы должны быть собраны и сосредоточены.

Голубой . Любимый цвет у большинства людей. Он одновременно успокаивает и мотивирует.

С одной стороны, в окружении голубого прекрасно удаётся помедитировать и расслабиться, с другой - сконцентрироваться и повысить работоспособность.

Синий . Ассоциируется со спокойствием и безмятежностью. Синий цвет умиротворяет, улучшает концентрацию внимания, подавляет агрессию, избавляет от бессонницы. Отлично подходит для людей, имеющих проблемы с артериальным давлением и воспалениями.

Кроме того, этот цвет подавляет аппетит, так что, если вы склонны к лишнему весу, используйте синий на кухне.

Фиолетовый. Креативность, мудрость и богатство. Фиолетовый цвет - середина между синим и красным цветами, равновесие между буйной энергией и тихим спокойствием. Таинственный и благородный, он помогает принимать верные решения, стойко переносить трудности. Рекомендуется использовать его как изюминку, а не основной цвет.

Нейтральные цвета

Нейтральные цвета предназначены не для доминирования, но для разбавления «яркости», внесения спокойствия в буйство красок.

Бежевый . Ассоциируется с гармонией, теплом и размеренностью жизни, это мягкий и спокойный цвет. Он отлично вписывается в любое помещение, но лишь в сочетании с другими цветами.

Его преобладание способно стать причиной печали, тоски и самокопания.

Несмотря на огромное количество красок в наших магазинах (существует более 2000 цветов), мы все же консервативны в том, что касается цвета стен.

По статистике, больше всего люди выбирают разные оттенки именно бежевого.

Белый . Чистый цвет. В целом благоприятно сказывается на физическом здоровье, поддерживает энергию и оптимистичный настрой, помогает бороться со страхами.

Однако его обилие может стать причиной быстрой утомляемости. Его лучше использовать как основу.

Черный . Цвет власти, мрачный, но вместе с тем придает элегантности и строгости. Избыток чёрного цвета оказывает губительное воздействие, поэтому использовать его следует лишь в качестве акцента: лампа, картина, цветочный горшок. Лучше всего чёрный смотрится с красным, розовым, сиреневым и белым цветами.

Серый . Баланс чёрного и белого. Стабильность, здравомыслие, прагматизм - всё это о нём. Серый обладает удивительной способностью к сочетанию и удачно разбавляет любой цвет, делая интерьер сдержаннее.

Отлично подходит для кабинета, но не стоит использовать его в качестве доминанта, поскольку чрезмерное количество серого навевает скуку и апатию.

Чаще всего мы используем в интерьере не один цвет, а несколько. И тут важно . Подробно об этом мы недавно говорили.

Правила выбора цвета комнат

Мы рассмотрели психологию различных цветов в интерьере, что поможет вам определиться с выбором, а так же существуют и другие правила, которые обязательно надо учитывать:

  1. Расположение комнаты по отношению к сторонам света и освещенность
  2. Размер комнаты
  3. Назначение помещения.

Наибольшее влияние на цвета в комнате оказывает свет, особенно солнечный свет.

Основной цвет комнаты во многом зависит от того, куда выходят окна – на север, юг, восток или запад.

Холодные северная и восточная комнаты нуждаются в теплых цветах, ярких, оживляющих, тогда как западная и южная итак светлые и им подойдут холодные оттенки.

Тёплые, яркие и тёмные цвета могут зрительно уменьшить помещение, а холодные и сдержанные - наоборот, увеличить.

Психология цвета в интерьере комнат по предназначениям

Нужно учитывать и то, для чего используется помещение. У каждого из предназначений есть свой цвет.

Спальня

Поскольку спальня - место отдыха, где мы будем расслабляться, не надо использовать в ней насыщенные яркие цвета. Для спальни прекрасно подойдут мягкие пастельные оттенки розового и голубого, зелёный цвет. Гармоничным дополнением станет коричневое дерево.

Гостиная

Гостиная - главная комната в доме, место, где собираются как члены семьи, так и их гости. Она должна быть уютной, комфортной и тёплой. Для скудно освещённой гостиной отлично подойдут тёплые цвета. Если комната хорошо освещена, следует рассмотреть светлые, прохладные оттенки.

Детская комната

Обдумывая интерьер детской, важно учесть тот факт, что цвета не должны раздражать хрупкую нервную систему малыша. Будет полезно подобрать лёгкий оттенок зелёного, бежевый, нежно-розовый или светло-голубой, так как эти цвета благоприятно сказываются на развитии ребёнка. Не лишними будут элементы жёлтого цвета.

Кухня

Кухня - тёплое место, полное энергии и жизни, для которого безупречно подойдёт оранжевый цвет, ведь, помимо его волшебных свойств, он ещё и улучшает аппетит. Также весьма неплохо будут смотреться розовый, зелёный и красный цвета.

Ванная комната

Ванная - место, где мы начинаем и заканчиваем свой день. Её назначение - задать настроение и помочь расслабиться после долгого дня. Для ванной превосходный вариант - ненавязчивые пастельные тона: голубой, лавандовый, персиковый, салатовый. А вот яркие цвета не очень подходят для ванной комнаты.

Прихожая

Как говорится, встречают по одёжке, а прихожая - это и есть первый взгляд на жилище. Она станет поистине королевской, если использовать в ней насыщенные изумрудный, бордовый и тёмно-синий цвета, коричневое или красное дерево.

Как видите, психология цвета в интерьере -с одной стороны сложная система, а с другой – вполне рабочая, соблюдение или несоблюдение которой может привести как к улучшению жизни, так и её ухудшению, ведь цвет и настроение – тесно связаны.

Влияние цвета на физиологию человека

Красный . Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний.На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей, рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов.

Оранжевый . Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов.

Желтый . Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый . Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень, повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

"Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой . Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий . Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый . Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рис.1

Пояснения к рисунку:

Тонизирующее воздействие

Успокаивающее.

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение.

Фиолетовый цвет, на самом деле, должен находиться как бы в стороне, т.к. он имеет угнетающее воздействие, а не успокаивающее как у Синего или Голубого.

Психологическое воздействие цвета

Глава из книги "Цветоведение" Миронова, 1984

Как видно из исторического обзора в первой части книги, психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления "реестров" жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными.
Значение данной проблемы для художников прикладных специальностей достаточно ясно. Ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна - стены зданий, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда - создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние человека, влияющую на строй его мыслей и уровень работоспособности.
Из всего комплекса вопросов, составляющих сложную проблему психологического воздействия цвета, для дизайнеров особенно актуальны вопросы физиологических реакциях человека на цвет и о цветовых ассоциациях. Изложим вкратце их суть.
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Функция возбуждающего действия может быть изображена в виде синусоиды. Длины волн излучения удобнее откладывать на горизонтальной оси в порядке убывания.
Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек. В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако, подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее. Пурпурным цветом, объединяющим в себе свойства красного и фиолетового, круг замыкается. Впервые эту закономерность заметил Ш. Ферри, о чем упомянул М. Дерибере в книге "Цвет в деятельности человека".
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называют цветовыми ассоциациями.
Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения. Приведем примеры.

Физические ассоциации:
а) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые,...);
б) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие,...);
в) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, сколь-зкие,...);
г) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные,...);
д) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхно-стные,...).

Эмоциональные ассоциации:
а) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические,...);
б) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентименталь-ные,...);
в) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные,...).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.
Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Всякий читатель, по-видимому, может привести немало примеров из своего личного опыта, подтверждающих эту закономерность.
Очевидно, различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий введем понятие качества ассоциаций . К качествам могут быть отнесены:
а) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);
б) интенсивность ощущения;
в) устойчивость в пределах большой группы людей.
Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.
К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные . К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.
Многочисленные исследования (М. Сент-Джордж, Б. Райт, Л. Рейнватер, А. Купле, Р. Франсэ и др.), а также высказывания художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.
1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
2. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).
4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т. е. те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.
5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. (Это можно объяснить двойственностью их природы.)
6. Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зелено-го связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.)
Выше упоминалось о том, что одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Говоря более общо, впечатление, производимое цветом, тесно связано с предметной структурой и, значит, зависит от всех ее качеств. Изучить закономерности этой связи - значит изучить историю искусства и культуры, так как невозможно сформулировать какие-либо общие теоретические положения в этой области вне конкретно-исторической ситуации.
Все же имеются интересные попытки описания соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов (по наблюдениям над нашими современниками). Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге "Ландшафт и архитектура" ". Поскольку выводы Саймондса носят обобщающий характер и содержат ценные мысли для дизайнеров любого профиля, считаем возможным привести их здесь.

Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовой конфликт. Непрерывная интенсивность цвета.
Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы. Резкий ослепляющий или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы, звук.
Разрядка. Простота. Объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные и удобные очертания. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными.
Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же, наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет.
Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движение и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту.
Возможность театрализованности. Зачастую светлое яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, мерцающий свет. Веселые, бодрые звуки.
Созерцание. Масштабность не имеет значения, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием.
Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или на входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамичными линиями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета.
Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх по вертикали. Ориентация вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применен цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые.
Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предполагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света.
Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающее в результате качество красоты.

В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно , а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом.

С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об "абсолютных" соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что "в искусстве решают не абсолютные соответствия, а произвольно образные , которые диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не решается и никогда не решится непреложным каталогом цветосимволов, но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом ".
С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением слова "произвольно". Художник "окрашивает" образ не произвольно, он считается с традиционным значением цвета и подчиняется ему или дает свое, противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн описывает пример из своей практики, подтверждающий именно такой обусловленный подход к цветовому решению: "Достаточно сличить тему белого и черного цвета в фильмах "Старое и новое" и "Александр Невский".
В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и отсталое, а с белым - радость, жизнь, новые формы хозяйствования.
Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес положительную тему - геройства и патриотизма".
Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих цветов: в России, например, цвет траура - черный, но погребальный саван - белый; в Японии и Индии цвет траура - белый; враги Советской власти во время гражданской войны назывались "белыми", хотя дела их были черными. Было бы более удивительно и, вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный желто-зеленым, а белый - серым.
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения .
Зарубежные ученые (Р. Франсэ, М. Сент-Джордж, В. Уолтон и др.) в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый. В книге Р. Франсэ "Психология эстетики" говорится, что "на такое ранжирование лишь незначительное влияние оказывает художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам".
Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов. Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. При этом не последнюю роль играет предмет - носитель цвета. Оценка цвета самого по себе может как угодно отличаться от оценки его в конкретной ситуации. Поэтому данные лабораторных исследований цветовых предпочтений не могут служить единственным основанием для разработки цветовой композиции объекта, даже если говорить о ее элементарных эстетических качествах.
Более верным, хотя и более сложным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества , например декоративно-прикладного искусства, самодеятельной живописи и графики той или иной социальной группы людей. В этих областях цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т. е. на этих объектах можно изучать не препарированный, а живой цвет, в процессе его собственной жизни и взаимодействия с человеком. Полную картину цветовых предпочтений можно получить только на основании изучения истории искусства данного народа.
Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, а его психические реакции - состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений. Такой метод может быть полезен как дополнение к методу историческому.
С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:
А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания.
Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачернен-ные), а также ахроматические. Нюансные сочетания.
Цвета группы "А" действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего земного шара; в самодеятельном "городском фольклоре", творцы которого - люди неинтеллигентного труда; в искусстве художников-революционеров XX в., ломающих каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Маяковский).
Цвета группы "Б" скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы "Б" предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в европейском костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве классов, уходящих с исторической арены (XVIII в.- рококо, XIX и XX вв.-модерн); в современной проектной графике и окраске подавляющего большинства архитектурных объектов и т. д.
Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушаться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре сосуществуют противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя. Таким образом, проблема цветовых предпочтений сложна и нуждается во вдумчивом и дифференцированном подходе.
Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. Например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д. "Синестетическое чувствование" было знакомо людям тонкой психической организации, по-видимому, во все времена. Вот как ощущали мир японские поэты:

Сумрак над морем.
Лишь крики диких уток вдали
Смутно белеют.
Мацуо Басе

Льют майские дожди.
И ветер в листьях сливы
Свежо зазеленел.
Саймаро

Иоганн Вольфганг Гете чувствовал "фактуру" цвета и его "вкус":
"Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное своеобразие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий будет иметь щелочной, желто-красный - кислый вкус. Все проявления действительности родственны".
Цветовые синестезии культивировались в искусстве романтического направления во второй половине XIX в. и несколько позже в музыке и поэзии символистов. Французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) прославился своим сонетом "Гласные":

А - черный, белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий; тайну их скажу я в свой черед".

Немецкий романтик А. В. Шлегель (1767-1845) также ощущал "окраску" звуков: "А - соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И - отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О - пурпурное, Ю - фиолетовое, У - ультрамарин".
Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого, С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обладают "цветным слухом". Замечательный русский композитор А. Н. Скрябин в своей музыкальной поэме "Прометей" написал "партию света" (т.е. световое сопровождение музыки). Н. А. Римский-Корсаков говорил, что "диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла..."
Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге "О духовном в искусстве" В. Кандинский подробно описывает свои цветомузыкальные синестезии. Вот некоторые из них: "Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит - упрямый, навязчивый, сильный тон... Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолетовое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот".
Природу синестезии исследовали многие ученые. Одни предполагали, что в основе ее может лежать взаимное индуцирование возбуждений между слуховыми, зрительными или обонятельными волокнами в мозгу, в местах их близкого расположения. Другие видели в ней обычную "ассоциацию идей" (А. Бинэ). Третьи считают синестезию признаком атавизма, проявлением первобытного синкретизма ощущений (М. Нордау).



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!