Рекомендации по организации инклюзивной среды в общеобразовательной школе. Организация инклюзивного образования в оу Кадровое обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

  • Раздел 4. Финансовое обеспечение инклюзивного образования 78
  • Раздел 5. Участие структур гражданского общества в продвижении инклюзивного образования 85
  • Раздел 1. Инклюзивное образование – принципы и право. Раздел 1. Инклюзивное образование – принципы и право.
  • 1.1. Что такое инклюзия в образовании
  • 1.2. Социальный подход к пониманию инвалидности1
  • 1.3. Барьеры в образовании
  • 1.4. Интеграция и инклюзия в образовании
  • 1.5. Инклюзивное образование как реализация права
  • 24 Сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
  • Раздел 2. Региональные модели развития инклюзивного образования в Российской Федерации.
  • 2.1. Развитие инклюзивных подходов в Пермском крае
  • 2.2. Опыт Самарской области: от интеграции к инклюзии
  • 2.3. Развитие инклюзивного образования в городе Томске.
  • 3. Изменения методов и организационных форм, обучения детей с овз
  • 6. Результаты создания организационно-педагогических условий для инклюзивного образования в му сош №54:
  • 2.4. Республика Карелия: необходимость и реальность развития инклюзивного образования.
  • 2.5. Опыт поддержки развития инклюзивного образования в муниципальном образовании городского округа «Ухта» (Республика Коми)
  • I. Координационный совет при руководителе администрации мого «Ухта»
  • II. Муниципальная долгосрочная программа «Социальная поддержка инвалидов и обеспечение их среды жизнедеятельности» на 2011–2012 гг.
  • III. Ресурсный центр по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  • Раздел 3. Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса
  • 3.1. Ресурсные центры по инклюзивному образованию – примеры успешных технологий организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
  • 3.2. Междисциплинарное взаимодействие специалистов инклюзивного образования – важное условие эффективной практики сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
  • 3.3. Психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум) пмпк–как инструмент междисциплинарного взаимодействия для организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса.
  • 3.4. Технологии проектной деятельности в практике организации инклюзивного образования (город Москва)
  • Проект по развитию инклюзивного образования «Стрижи» Центрального административного округа города Москвы
  • Содержание деятельности участников проекта и основные стратегии работы в инклюзивной образовательной вертикали.
  • 3.5. Вопросы кадрового обеспечения в организации и сопровождении инклюзивного образовательного процесса
  • Кадровое обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования
  • Создание профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений.
  • Специфика профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений.
  • Показатели эффективности деятельности профессионального сообщества специалистов инклюзивных образовательных учреждений.
  • Основные показатели эффективности использования технологий организации и сопровождения деятельности образовательного учреждения по реализации инклюзивной политики и практики
  • Раздел 4. Финансовое обеспечение инклюзивного образования
  • 4.1. Развитие нового законодательства о социальном обслуживании детей с инвалидностью в системе образования Республики Карелия.
  • 4.2. Финансовое обеспечение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и классах (общего типа). Опыт Архангельской области.
  • Раздел 5. Участие структур гражданского общества в продвижении инклюзивного образования
  • 5.2. Практика деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае
  • 5.3. Республика Карелия: инициативы Уполномоченного по правам ребенка
  • 5.4. Практика деятельности общественных организаций по развитию инклюзивного образования
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Список приложений:
  • 3.5. Вопросы кадрового обеспечения в организации и сопровождении инклюзивного образовательного процесса

    Изменение потребностей родителей как социального заказчика образовательных услуг, включение российского образования в международные процессы, развитие интеграционных процессов в образовании формируют новые требования к квалификации, профессиональной подготовке, в первую очередь, педагогов и психологов, других специалистов образования, включая управленческий корпус. Все это расширяет и усложняет профессиональную деятельность специалистов педагогической направленности, требует от них владения новыми компетенциями, знания смежных отраслей педагогики, в том числе, специальной педагогики и психологии, высокой компетентности в сфере педагогики и общего образования, социальной педагогики и психологии. В этих условиях становится особенно важным создание системы повышения профессиональной квалификации всех участников инклюзивного образовательного процесса.

    Кадровое обеспечение системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования

    Развитие интеграционных процессов в образовании повышает требования и к профессиональной компетентности и пластичности педагога, психолога, администратора в условиях инклюзивной практики, формирует у него потребность в навыках работы в междисциплинарной группе (команде) специалистов.

    Все это требует новых подходов и нового содержания, в первую очередь, программ повышения квалификации специалистов города.

    В связи с этим в рамках деятельности городского ресурсного центра Институтом проблем интегрированного (инклюзивного) образования – ИПИО МГППУ – начата разработка и реализация программ подготовки специалистов к работе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования детей с ОВЗ в различных образовательных учреждениях города.

    В рамках единой программы «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования» разработаны 4 направления повышения квалификации специалистов, организованные по модульному принципу (72 часа):

    1-е направление: Деятельность специалиста сопровождения ресурсного центра по сопровождения инклюзивного образования в составе территориального ресурсного центра и территориального ПМПК;

    2-е направление: Особенности управленческой деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования;

    3-е направление: Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовательном учреждении;

    4-е направление: Педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении.

    Состав групп слушателей по каждому из направлений программ повышения квалификации формируется из предложений окружных ресурсных центров. Направление на обучение согласовывается с окружным управлением образования.

    Создание профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений.

    Цель создания сообщества.

    Десятилетний опыт развития инклюзивного образования в Центральном административном округе Москвы доказывает, что инклюзивные процессы в образовании приводят не только к нормализации жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, но и к большей успешности их обычных сверстников за счет повышения профессионального мастерства педагогов. Основное изменение касается принципиально иного подхода к образованию: не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка.

    Участники продвижения инклюзивных практик отмечают, что потребность в инклюзивном образовании в современном обществе возрастает с каждым днем. Наметилась тенденция перехода от единичных очагов успешного опыта введения инклюзивного подхода в образовании к созданию территориальных систем инклюзивных образовательных вертикалей.

    При этом обострилось противоречие между всевозрастающей потребностью образовательных учреждений в специалистах, готовых принять идеи, философию инклюзивного образования, способных быстро приспосабливаться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, умеющих работать в команде, и несовершенством существующей системы повышения квалификации педагогических кадров.

    К сожалению, к тому моменту академическая школа была готова предложить курсы повышения квалификации, которые знакомили слушателей с типологией дефекта, с традиционными методиками преподавания, рассчитанными на разделение детей по видам нарушений развития.При этом основные затруднения педагоги инклюзивных классов испытывали как раз в недостаточности навыка дифференциации учебных планов, программ, недостаточности информации о методических подходах к организации инклюзивного обучения.

    Необходимо было принимать адекватные организационные меры в экстремально короткие сроки.

    Одним из таких организационных решений было создание профессионального сообщества педагогов инклюзивных образовательных учреждений.

    Главной целью существования таких сообществ является профессиональное общение коллегами и единомышленниками, в ходе которого за счет постоянного обмена знаниями между участниками обеспечивается их личностное и профессиональное совершенствование.

    Профессиональное сообщество отличается наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в повседневной профессиональной деятельности. Члены сообщества объединены совместной активностью (от бесед в обеденный перерыв до решения сложных проблем в специально отведенное время) и знаниями, приобретенными в результате участия в этой активности.

    При описании деятельности профессиональных сообществ следует выделять три ключевых характеристики:

      Предмет сообщества – совместная инициатива, понимаемая и разделяемая его членами;

      Способ функционирования – многочисленные встречи, объединяющие членов в социальную группу;

      Результат, выработанный сообществом, – разделяемые членами совместные ресурсы (употребляемый словарь, стиль общения, повседневная практика и т.п.).

    Таким образом, профессиональное сообщество специалистов инклюзивных образовательных учреждений – объединение педагогов разных специальностей, с разным опытом работы, с различным уровнем профессиональной компетентности, реализующих идеи инклюзивного образования в своей повседневной педагогической практике.

    Цели сообщества включают в себя:

      содействие профессиональному росту, развитию исследовательской деятельности педагогов;

      создание условий для включения максимального их числа в обсуждение проблем инклюзивного образования;

      осуществление профессионального обмена педагогическим опытом.

    Условия эффективного взаимодействия специалистов образовательных учреждений округа в рамках сообщества.

    Организация специальных мероприятий в рамках профессионального сообщества на базе окружного ресурсного центра по инклюзивному образованию помогает педагогам:

        принять философию инклюзии;

        научиться наблюдать за ребенком, отмечая изменения в его поведении и обучении;

        проявить страхи и развенчать предрассудки, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья;

        выявить ресурсы для организации эффективной работы;

        поставить цели для мотивированного восполнения пробелов в профессиональных знаниях;

        осуществить реальное междисциплинарное сотрудничество как внутри своего педагогического коллектива, так и во всех внешних структурах.

    Для эффективного развития профессионального сообщества педагогов инклюзивного образования специалисты окружного ресурсного центра:

      анализируют запрос, выявляя наиболее острые проблемы и недостаточность профессионального и личностного ресурса специалистов ОУ;

      являются инициаторами взаимодействия специалистов учреждений как в «образовательной вертикали», так и «горизонтали», поддерживая инициативу педагогов в обсуждении различных проблем;

      координируют взаимодействие педагогов, предлагая различные его формы: групповые и индивидуальные;

      обладают достаточным методическим ресурсом, готовым к использованию коллегами (включающим и собственный успешный профессиональный опыт, и проанализированный опыт инклюзивного образования в зарубежных странах и регионах России);

      оценивают эффективность взаимодействия в профессиональном сообществе и корректируют его деятельность.

    По результатам деятельности в рамках профессионального сообщества нами были выделены следующие условия , необходимые для его развития :

      Единое образовательное пространство;

      Единые профессиональные интересы;

      Атмосфера принятия и поддержки всех участников сообщества;

      Поддержка инициативы педагогов в поиске и апробации технологий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса инклюзивных ОУ;

      Свобода в выборе форм взаимодействия;

      Постоянное изучение запроса, поиск «болевых точек».

    Организация инклюзивного образования в ОУ

    зам.директора по УР МОАУ СОШ с.Томичи Беседина Н.Н

    Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

    Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

    Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

    Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

    Правовой основой обучения детей с ограниченными возможностями являются следующие документы:

      1948 г.Всеобщая Декларация прав человека

      1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка

      1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех

      1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов

      1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями

      2000 г.Всемирный форум по образованию

      2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»

      2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов

    Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.

    Основополагающий принцип инклюзивного образования все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

      Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.

    Инклюзия(включение)- процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.

    Инкл.образование- – это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

      Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

      Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

      Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей.

      Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех.

      Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

    Признает, что все дети могут учиться

    Рассмотрим различные формы образования и принципы обучения при этих формах

    Существует три аспекта развития инклюзии(они представлены на следующем слайде)

    1.Создание инклюзивной культуры

      Построение школьного сообщества

      Принятие инклюзивных ценностей

    2.Разработка инклюзивной политики

      Развитие школы для всех

      Организация поддержки разнообразия

    3.Развитие инклюзивной практики

      Управление процессом обучения

      Мобилизация ресурсов

    Включающее(инклюзивное) образование базируется на восьми принципах:

      Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

      Каждый человек способен чувствовать и думать.

      Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

      Все люди нуждаются друг в друге.

      Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

      Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

      Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

      Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Существуют различные варианты инклюзивного образования:

    Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)используется тогда,когда уровень психофизического и речевого развития детей с ОВЗ соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению Дети в течение дня находятся с нормально развивающимися детьми

    Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции. Эффективна тем, кто способен нормально развивающимися н наравне со своими сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Коррекционные часы, внеклассные мероприятия.

      Школа надомного обучения

      Семейное обучение, экстернат

    В нашей школе применяется варианта инклюзивного образования:класс полной интеграции (1 девочка инвалид с ДЦП обучается в обычном класее) и 1 ребенок –инвалид обучается на дому по 8 виду.

    На данном этапе внедрения инклюзивного обучения существуют множество барьеров:

      • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

    • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;

      Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

      Архитектурная недоступность школ, учреждений

    Для преодоления этих барьеров необходим системный подход

      Для введения инклюзии также недостаточно наличия только самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных и с обученным персоналом.

      Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.

      Наряду с этими условиями, должна быть приспособлена к потребностям инвалидов бытовая среда (включая транспорт).

      Важным является также адекватная поддержка семей с детьми-инвалидами.

    !!! Только при таком системном подходе можно ожидать реального существенного сокращения количества детей, обучающихся в специальных образовательных учреждениях, и увеличения темпов развития инклюзивных школ.

    Что же необходимо:

      создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях;

      подготовку специалистов и методик совместного образования детей-инвалидов в массовой школе;

      предусмотреть меры по распространению эффективных моделей инклюзивного образования в массовых школах;

      обеспечить выделение необходимых ресурсов для разработки, апробирования

    и внедрения моделей инклюзивного образования;

    Для реализации этих задач необходимо создать условия организации для успешнго обучения и воспитания детей с ОВЗ

      1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

    Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д

    Каждый учитель и каждый специалист , сопровождающий ребенка с ОВЗ, должен:

    иметь представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования

    обладать знаниями о психологических закономерностях и особенностях возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды

    знать методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса

    уметь реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством)

    Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

      В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.

    Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и к детям с ограниченными возможностями здоровья: для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.

    Для сохранения и укрепления кадрового потенциала ОУ, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений (определение размеров и условий оплаты труда, установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи).

    Итак,создание условий для инклюзивного обучения в школе заключается в следующем:

    1.разработка локальных актов в ОУ:

    положение о приеме в ОУ детей с ОВЗ

      положение об аттестации детей с ОВЗ

      положение об индивидуальных учебных планах и программ

      положение о психолого-педагогическом сопровождение обучения детей с ОВЗ

    2.Организационно-методическое обеспечение заключается в

      разработке уч.планов и образовательных программ по типам ОВз

      корркектировка плана воспитательной работы школы и класса с учетом детей с ОВЭ

      обучение учителей

    3.Психолого-педагогическое сопровождение должно заключаться в

      Специальной психолого-педагогической поддержке(психолог.дефектолог,логопед)

      Тьюторское сопровождение

      Организация работы психолого-педагогического консилилиумашколы

      Развитие толерантных отношений взаимодействия

    И конечно создание адаптивной образовательной среды заключается в доступности классов, других помещений школы, технические средства обеспечения комфортного доступа

    Создание зон отдыха, восстановления работоспособности, оздоровления

    Очень важно понять:

    При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

    ДОКУМЕНТАЦИЯ

    ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    Коллегиальное заключение ПМПК (его необходимо изучить)

    Индивидуальная программа реабилитациии абилитации ребенка-инвалида (выдаетсяМСЭ, для ребенка с инвалидностью).

    Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ Документация ФГОС ОВЗ и Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 19-20.08.2015г. Материалы к республиканскому семинару

    Социальный паспорт ребенка-инвалида (для ребенка с инвалидностью).

    Локальные акты:

    «Об открытии класса/группы с инклюзивным обучением» (или о продолжении функционирования класса/группы с инклюзивным обучением);

    «О создании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении»;

    «О распределении функциональных обязанностей членов консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении».

    «О распределении рабочего времени тьютора» (определено время сопровождения обучающихся с ОВЗ, проведения индивидуальных занятий, оформления документации, проведения индивидуальные консультации)

    ДОГОВОРЫ:

    с родителями (законными представителями) на предоставление образовательных услуг;

    согласие родителей на проведение диагностических, коррекционных, реабилитационных и развивающих услуг;

    с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), с ГБУ ОО КРЦ ППМСС.

    ПОЛОЖЕНИЯ:

    о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

    (в котором прописывается основные задачи и направления деятельности, состав и организация работы, обязанности членов ПМПк, ответственность членов ПМПк, направлениявзаимодействия с ТМПМк);

    об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях (в котором прописывается организация инклюзивного образования, организация образовательного процесса, кадровое обеспечение и организация работы команды специалистов; создание специальных условий, необходимых для организации УВП);

    об адаптированных рабочих программах учебных предметов (общие положения (основные понятия), структура адаптированной рабочей программы, основные требования, контроль уровня обученности, требования к уровню обученности);

    об оценивании обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе.

    ПРОТОКОЛЫ:

    заседания ПМПк, в том числе по организации инклюзивного обучения (не реже чем 3 раза за учебный год; сентябрь, декабрь, май. В случаях необходимости заседания можно осуществлять чаще). Отчет о перспективе развития (отчет о перспективе развития (копию) на бумажном и электронном носителе предоставляете в ТПМПК специалисту, курирующему инклюзивное образование).

    Дневник наблюдений (первые полгода ведется обязательно, дальше по следующим параметрам (достижения ребенка с ОВЗ и возникающие проблемы).

    Индивидуальный учебный план по необходимости.

    Общее расписание уроков (в классе и индивидуально), специальных и дополнительных услуг для ребенка с ОВЗ.

    (далее - ИМЛ) (социальные данные о ребенке, описание имеющихся условий: кадровых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение)(в соответствии с рекомендациями ПМПК). Индивидуальный маршрутный лист подписывают заведующий ИРЦ ГБУ ОО КРЦ ППМСС ипедагог-психологИРЦ ГБУ ОО КРЦ ППМСС (по адресу г. Симферополь, ул. Александра Невского, 15), копию на бумажном и электронном носителе необходимо предоставить в ИРЦГБУ ОО КРЦ ППМСС, по адресу: [email protected] . С ИМЛ в обязательном порядке должны быть ознакомлены родители (законные представители).

    Заполненный последний лист ИМЛ «Результаты и эффективность проделанной работы» отправляется в ИРЦ в мае ежегодно .

    Бланк ИМЛ: http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ Индивидуальный маршрутный лист

    Индивидуальная программа развития (составляется по желанию ПМПк ОО)

    Развернутая психолого-педагогическая характеристика составляетсяпосле комплексного сбора данных (от 2-х недель до 1 месяца), а такжетаблица сильных и слабых сторон развития ребенка с особыми потребностями, и таблицас указанием приоритетных сфер, целей и ответственными специалистами).

    Адаптированная образовательная программа по предметам (рабочие программы по предметам с календарно-тематическим планированием)

    Коррекционно-развивающие программы (составляются с учетом рекомендаций специалистов ПМПК, согласно кадровому обеспечению специалистами (социальным педагогом, педагогом - психологом, логопедом, дефектологом) Коррекционно- развивающие программы могут быть составлены самостоятельно или адаптированы несколькими авторскими программами (для педагогов - психологов могут использоваться программы получившие гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях») Все коррекционно-развивающие программы согласовываются с методистами «Информационно-методического Центра».

    План развития инклюзивного образования в образовательном учреждении.

    Портфолио ребенка.

    Отчеты о проделанной работе предоставляются два раза в год (декабрь, май) в ИРЦ (включает развернутую характеристику ребенка, таблицу с сильными и слабыми сторонами развития по сферам, таблицу с приоритетными сферами, целями и ответственными специалистами, отчет каждого специалиста о проделанной работе, в котором должна быть видна динамика и прогресс в развитии ребенка за отчетный период, если прогресса нет, то указаны причины и пути решения)

    При оформлении отчета обязательно указывать:

    ФИО ребенка, образовательную организацию, класс/группу,ФИО специалистов, составлявших характеристику, программы и отчеты, документы должны быть подписаны у руководителя ОО.

    Примерный

    перечень локальных актов образовательной организации

    по ФГОС НОО ОВЗ И ФГОС О УО:

    О создании в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и утверждении положения о рабочей группе);

    Внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положение с указанием изменений и дополнений);

    Приказы по общеобразовательному учреждению :

    О разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

    О разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);

    Об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

    Об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);

    Об утверждении программы внеурочной деятельности;

    Об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

    Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;

    О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;

    О внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;

    Об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО);

    Об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;

    о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).

    Внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта ОО.

    В Уставе образовательной организации должна содержаться, наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 14), следующая информация:

    1) тип образовательной организации;

    2) учредитель или учредители образовательной организации;

    3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, в том числе и адаптированные основные общеобразовательные программы;

    4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

    В Уставе образовательной организации указываются:

    порядок принятия решений органами управления и выступления от имени образовательной организации,

    порядок утверждения положения о структурных подразделениях,

    порядок участия в управлении образовательной организацией обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,

    права, обязанности и ответственность иных работников образовательной организации и иные положения.

    Корректировку других локальных актов образовательного учреждения, необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО, определяется тем перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации.

    Образовательная организация вправе создавать новые локальные акты, отражающие специфику реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в конкретном образовательном учреждении :

    Положение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

    Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

    Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах, программах внеурочной деятельности в ОО в связи внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

    Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

    Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и качество образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ.

    Положение о создании ресурсного центра по методическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ из иных образовательных организаций, в том числе и оказании платных дополнительных образовательных услуг.

    В Москве прошла видеоконференция, посвященная проблемам и вопросам инклюзивного образования в России. В рамках конференции эксперты из разных регионов страны поделились своим опытом работы. У зрителей конференции была возможность задать свои вопросы.

    Объединенная издательская группа «ДРОФА - ВЕНТАНА» приглашает педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, делиться своими методическими разработками к урокам в инклюзивных классах.

    Все работы будут размещены на сайте.

    Как вы считаете, дети с разными заболеваниями (синдром Дауна, РАС, психические расстройства, ДЦП) могут обучаться в одном классе?

    В любом вопросе необходимо опираться на разумность его решения. Конечно, не стоит в один класс зачислять детей из разных нозологических групп. Все перечисленные нарушения могут быть объеденены интеллектуальной недостаточностью, что может быть основанием для их совместного обучения. В то же время, если выраженность расстройств аутистического спектра крайне велика, то целесообразно рассмотреть другие возможности обучения. Такая же рекомендация относится и к детям с ДЦП. Если у ребенка нарушения двигательной сферы выражены и резко сужают самостоятельность передвижения и формирование навыков самообслуживания, то вариант совместного обучения вышеперечисленных категорий детей стоит не рассматривать.

    Напомним, что существует документ - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26), в Приложении к которому указаны рекомендуемые нормативы комплектования классов.

    Приложение № 1

    к СанПиН 2.4.2.3286-15

    Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ

    Варианты программ образования*

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    4 вариант

    максимальное количество обучающихся

    Глухие обучающиеся

    Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся

    Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

    Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся

    I отделение: 8 II отделение: 6

    Вариант не предусмотрен

    Слепые обучающиеся

    Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся

    Слабовидящие обучающиеся

    Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся

    Вариант не предусмотрен

    Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

    Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.

    Вариант не предусмотрен

    Вариант не предусмотрен

    Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

    Не более 2 обучающихся с НО ДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НО ДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся.

    Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

    Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

    Вариант не предусмотрен

    Вариант не предусмотрен

    Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

    Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся

    Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся

    Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся

    Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

    Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Примечание:* варианты программ:

    1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;

    2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;

    3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);

    4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

    Почему педагогический институт выпускает учителя-предметника, но не дефектолога, не специалиста по работе с детьми с ОВЗ?

    По каждому направлению подготовки в высшем образовании всегда предусмотрен небольшой курс «Основы специальной педагогики и коррекционной психологии», направленный на формирование определенного круга представлений о детях с ОВЗ, приемах и методах работы с ними. Конечно, такого курса недостаточно для того, чтобы правильно организовать образовательный процесс для этих детей. Однако профессиональный рост педагога предполагает овладение новыми компетенциями не только в рамках самообразования, но и в рамках прохождения курсов повышения квалификации. Сегодня существует большое количество программ дополнительного профессионального образования, позволяющих овладеть технологиями обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, в условиях введения ФГОС ОВЗ. Пример, Московский реестр программ дополнительного профессионального образования для педагогических кадров.

    Опишите пожалуйста опыт создания коррекционно-развивающей среды при обучении умственно-отсталых детей.

    Для чего детям с ЗПР и с синдромом Дауна обучаться в обычном классе? Как учителю разорваться между такими разными учениками?

    Дети с ЗПР очень успешны в инклюзивном классе при организации правильного подхода и понимания природы ЗПР. В данном случае следует говорить и о успешной социализации и успешности обучения. В случае с детьми с синдромом Дауна - также возможны позитивные образовательные результаты, но СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ дает непревзойденные результаты.

    Как можно организовать работу с детьми с заиканием?

    С учетом традиционных принципов работы с детьми, имеющих заикание, а также привлекая к оказанию помощи учителя-логопеда.

    Что думают об инклюзивном образовании медики?

    Напомним, что существует документ от врачей - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26). Конечно, каждый конкретный случай обучения ребенка с ОВЗ и инвалидностью - это индивидуальная образовательная история. У каждого есть свои рекомендации по обучению, полученные от психолого-медико-педагогической комиссии.

    Инклюзию нам « спустили сверху » ? Или это потребности повседневной жизни?

    Инклюзия - это потребность повседневной жизни. Интересный факт - инклюзия была всегда, только носила стихийный, непродуманный характер. Закон об образовании в Российской Федерации (2012) помогает сделать нам процесс инклюзии осмысленным, продуманным. Думаем, что потребуется время, для того, чтобы инклюзия была принята как обычный естественный процесс.

    Вопрос из школы с дистанционным обучением детей-инвалидов. Есть тьютор. У бухгалтерии возникает много вопросов по введению ставки тьютора. Какие вопросы регламентируют его введение?

    В настоящее время принят профессиональный стандарт тьютора. По необходимости руководитель, формируя штатное расписание, может ввести такую ставку.

    Что делать, если в школе нет условий для обучения детей с ОВЗ? Как вести уроки?

    Вести уроки следует на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей, с опорой на знание особенностей психофизического развития детей с ОВЗ и инвалидностью.

    Как наладить взаимоотношения между детьми в таких классах?

    Следует очень внимательно отнестись к формированию позитивного психологического климата в школьном сообществе, в сообществе класса, с учетом родительского мнения. Очень полезны тренинги для детей, где они могут столкнуться с ограничениями и понять, что чувствуют дети с особыми образовательными потребностями. Необходимо посмотреть на себя, на свое отношение к детям с ОВЗ, так как учитель – это значимый взрослый для обучающегося. Думаем, что вам будет интересно посмотреть вебинар Городского психолого-педагогического центра «История, доступная для всех!?»

    Мне кажется, что социализация - это одно, а получение знаний это другое. Иной раз думаешь, если с ребенком ОВЗ заниматься отдельно, то он больше поймет

    Работая в системе образования, каждый учитель должен понимать, что основа обучения - это не знания, ради знаний, а знания для жизни! Поэтому социализация и обучение - это два неразрывных процесса.

    Напишите, пожалуйста, на какой диагностический инструментарий должен опираться психолог при работе с разными категориями детьми?

    Думаю, что ответ будет очень распространенным. Хотелось бы посоветовать обратиться к различным диагностическим пособиям таких авторов как Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.Б. Лазуренко, А.Р. Лурия и др.; учебным пособиям по специальной психологии.

    И на какие программы опираться при составлении коррекционно-развивающей программы для разных категорий детей (РАС ДЦП, ЗПР...)

    Адаптированные основные образовательные программы следует писать с опорой на примерные АООП, расположенные по ссылке

    Хотелось бы подробнее узнать о положительном опыте организации инклюзивного обучения в профессиональном образовании (колледж)

    Положительный опыт организации инклюзивного обучения в профессиональном образовании Вы можете увидеть на примере деятельности Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4», Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Технологический колледж № 21». Думаю, что вам будет интересно посмотреть запись межрегионального семинара «Развитие инклюзивной школы в условиях реализации ФГОС ОВЗ», который проведен ГБУ ГППЦ ДОгМ 5-7 декабря 2016 года. Уже в ближайшее время запись семинара будет размещена на сайте Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы в разделе WEB-совет/



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!