Нормы качества питьевой воды: гост, санпин, программа контроля качества. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды

Открываем кран, а из него хлещет ржавая вода? Ситуация, мягко говоря, неприятная, ведь вода нужна нам для приготовления пищи, мытья, стирки. Да что там объяснять: вода для нас жизненно необходима! За некачественную воду требуйте перерасчет!

Какой должна быть вода из-под крана?

Что делать, если есть подозрения,что вода не соответствует нормам?

Если вы считаете, что в вашу квартиру поставляется вода ненадлежащего качества, вы можете, на свое усмотрение, либо обратиться в управляющую компанию, либо сразу пожаловаться на действия УК в Роспотребнадзор. Зачастую управляющая компания отказывается делать проверку качества воды, поэтому эффективнее сразу пожаловаться на УК в Роспотребнадзор.

ПУТЬ №1. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ СИЛАМИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Шаг №1. Сообщаем о нарушении

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу. Его должны зарегистрировать (указав ваше имя, адрес и проблему). Обязательно уточните имя сотрудника, принявшего заявку, номер и время ее регистрации. Если заявку подаете
письменно, обязательно требуйте отметку о принятии заявления на своем экземпляре с точным временем приема.
В том случае если сотруднику службы известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить вам об этом и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений или на вашем заявлении. Если же причины не установлены, с вами должны согласовать дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы самостоятельно сообщает обслуживающей ваш дом организации (управляющей компании) незамедлительно о вашем обращении по факту нарушения качества услуги. Уже сотрудник УК или ресурсоснабжающей организации определяет совместно с потребителем услуги дату и время проведения проверки.

Шаг №2. Составляем акт

После проверки качества воды специалист управляющей компании составляет акт проверки как минимум в двух экземплярах (по количеству заинтересованных лиц). Его обязательно должны подписать представитель УК и потребители (вы и ваши соседи) . Один экземпляр акта остается у вас, второй забирает представитель управляющей компании.
В акте обязательно указываются:

Если специалист УК при составлении акта делает вывод, что вода у вас в квартире пригодна к потреблению, а вы с ним категорически не согласны, то настаивайте на проведении экспертизы. Управляющая компания обязана назначить экспертизу и провести ее за свой счет.

При этом в акте указывается:

  • кем было инициировано проведение экспертизы,
  • в какую емкость залит образец воды,
  • в какие сроки, куда и каким участником проверки передается отобранный для экспертизы образец,
  • показания счетчика.

Экспертное заключение в дальнейшем приобщается к акту проверки. Если никто не выступает за проведение экспертизы, но при этом имеется спор о качестве воды, то назначается повторная проверка, но уже в присутствии специалистов Государственной жилищной инспекции и представителя общественного объединения потребителей.

По окончании проверки должен быть составлен акт, в котором указывается, что взяты пробы воды для направления в лабораторию с целью получения заключения о соответствии качества воды санитарным нормам.

Проследите, чтобы в акте о предоставлении некачественной услуги обязательно указали нарушения параметров качества, время и дату начала предоставления коммунальной услуги в том виде, в каком она вас не устраивает.

Шаг №3. Требуем перерасчет!

Составленный акт, а также заключение эксперта о несоответствии воды действующим санитарным нормам (в случае если представитель УК отказывается признавать услугу некачественной) – это документы, на основании которых вы как потребитель можете потребовать у управляющей компании перерасчет. По закону он должен быть сделан в течение месяца с момента подписания акт.

Помните: без подачи требования о перерасчете УК такой перерасчет делать не обязана!

ПУТЬ №2. ПРОВОДИМ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ВОДЫ, ПОЖАЛОВАВШИСЬ В РОСПОТРЕБНАДЗОР
Шаг №1. Жалуемся на управляющую компанию в Роспотребнадзор —

Отправьте в Роспотребнадзор заполненное заявление — , приложив туда акт о предоставлении некачественной услуги.

Собственник жилья в многоквартирном доме имеет полное право пожаловаться на грязную воду сразу в Роспотребнадзор, в обход управляющей компании. В таком случае, если надзорный орган выявит нарушения, управляющая компания будет привлечена к административной ответственности.
Для проверки сотрудники Роспотребнадзора должны выехать на место со следующими документами:
– удостоверение, подтверждающее, что человек является представителем этой организации;
– документ, подтверждающий необходимость проверки, с подписью и печатью руководящего лица. При этом очень важно, чтобы проверку проводил именно тот человек, который указан в сопроводительном документе с печатью. Этот сотрудник ведомства, скорее всего, сделает отбор воды для проведения экспертизы.
Сроки проведения проверки не могут быть больше одного месяца. Однако при наличии веских оснований у данной организации срок проверки может быть продлен еще на один месяц.
По завершении проверки работниками Роспотребнадзора в обязательном порядке должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты проверки и приложено экспертное заключение о качестве воды. При обнаружении нарушений к составленному акту добавляется протокол проверки. Далее Роспотребнадзор привлекает к ответственности виновных лиц – это может быть как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация, которые, в свою очередь, обязаны устранить нарушения. Если этого не происходит в течение длительного периода, то вы можете повторно вызвать представителя Роспотребнадзора для составления повторного
акт, подтверждающего предоставление некачественной услуги. И в любом случае будете требовать с УК или ресурсоснабжающей организации перерасчета.

Шаг №2. Добиваемся перерасчета
Если Роспотребнадзор выявит, что поступающая в квартиру вода не соответствует нормам качества, собственник может потребовать перерасчет.
Для этого необходимо подать заявление в управляющую компанию с требованием произвести перерасчет, приложив копию ответа из Роспотребнадзора.

Без подачи требования о перерасчете УК и РО такой перерасчет делать не обязаны! Перерасчет должен быть сделан в течение месяца после подачи заявления.

Если перерасчет так и не сделан

Если Роспотребнадзор обнаружил нарушения качества предоставляемой воды, выдал УК предписания устранить нарушения, но из крана продолжает идти вода ненадлежащего качества, либо управляющая компания после подачи вашего заявления так и не сделала перерасчет, необходимо подать заявление в Государственную жилищную инспекцию .

Финансовая поддержка новостного сайта ЖК "Западное Кунцево" на оплату хостинга.

Ситуация, когда горячая вода в кране никак не может выйти на должный температурный уровень, не такая уж редкость. И для того, чтобы понять, что проблема существует, совсем необязательно замерять градус воды, достаточно, попробовать принять ванну. Подобное мероприятие будет больше похоже на закаливание, чем на гигиеническую процедуру. Что же следует делать, если температура горячей воды явно далека от нормы, и куда в данной ситуации следует обращаться с жалобой.

Согласно утвержденным документам, норма температуры горячей воды, подаваемой в жилые помещения в многоквартирных домах, должна быть не ниже 60-градусного показателя.

Исключение составляет ночное время, в промежутке между 0.00 ч. и 5. 00, когда допускается понижение установленного норматива, но не более чем на 5 градусов. В дневные часы допустим показатель не ниже 57 °C.

Какие температурные нормативы горячей воды установлены по СанПин

Температура горячей воды по СанПиН, согласно постановлению 2.1.4.2496-09, должна соответствовать следующему нормативу – минимальный показатель приходится на отметку 60 °C, а максимальный уровень соответствует 75 - градусному показателю.

Допускаются небольшие отклонения в пределах, не превышающих пяти градусов ночью и трех днем. Прежде, чем утверждать подобные нормы, специалисты должны были учесть при какой температуре создаются неблагоприятные условия для жизнедеятельности вредных бактерий. Также горячая вода не должна становиться причиной ожогов кожных покровов. Контролировать, выполняется ли данное постановление, уполномочена Госжилинспекция.

Коммунальные службы не вправе устанавливать свои температурные нормы воды в жилых помещениях.

Если нормы не соответствуют, какой коэффициент расчета горячей воды действует

Зная ответ на вопрос, сколько градусов должна быть горячая вода, необходимо понять, какой коэффициент расчета должен действовать, если данная норма нарушена .

При обнаружении, что горячее водоснабжение подается с нарушением установленных температурных нормативов, должен быть произведен перерасчет по оплате. В случае, если температура не достигает 40- градусной отметки, оплата должна производиться по стоимости холодной воды.

Алгоритм расчета коэффициента, если показатель нормы нарушен такой:

Каждые три градуса ниже нормы дают в час понижение тарифа на 0, 1 %.

Горячая вода не соответствует норме куда жаловаться

Главный вопрос, который беспокоит жильцов многоквартирных домов, если горячая вода не соответствует норме - Куда жаловаться?

Согласно установленному правилу, первоначально необходимо позвонить в ЖКХ или в управляющую службу. Следует изложить свою ситуацию диспетчеру или работнику службы. Также подобное действие должно производиться, если нет горячей и холодной воды - нужно звонить в диспетчерскую службу. При этом следует обязательно записать время обращения, номер заявки и фамилию, принявшего ее диспетчера.

Если эта была аварийная ситуация, то она должна быть устранена, если же причиной снижения температуры в кране (в месте водозабора) стала не авария, и проблема не была решена, то необходимо обратиться в очном порядке в коммунальную службу и изложить свою ситуацию на бумаге. В заявлении нужно указать показатели замеров в ночное и дневное время, свои паспортные данные, адрес.

Далее коммунальной службой, по предварительной договоренности о времени проведения, должна быть оказана бесплатная услуга замера температурного показателя горячей воды. После чего, составляется акт на основании полученных данных, и принимается решение о необходимости перерасчета. Один из экземпляров акта должен в обязательном порядке выдаваться на руки владельцу жилого помещения.

Замеры производятся согласно установленной системе. Вода для этого спускается в течение 3-5 минут.

Как составить жалобу

Составить жалобу можно на распечатанном бланке либо написать от руки. В ней необходимо указать следующие сведения:

  • Данные того, кто подает жалобу – ФИО, адрес. Обычно располагаются в углу листа с правой стороны
  • Название организации, в которую подается жалоба
  • Коротко описать суть проблемы
  • Сделать ссылку на нормативные документы
  • Указать на бездействие организаций, в которые были направлены заявления, если таковые имеются
  • Перечислить прилагаемые к заявлению документы
  • Проставить подпись и дату

Жалоба подается в ЖКХ или УК, а в случае получения письменного отказа с их стороны, заявление подается в суд, прокуратуру либо в Роспотребнадзор.

Как потребовать перерасчет

Для того, чтобы был произведен перерасчет, следует обратиться с претензией в жилищно-коммунальное хозяйство. К заявлению следует приложить копию акта о произведенном замере температуры. Такой акт можно составить и самостоятельно, пригласив в качестве свидетелей соседей.

Также к заявлению прилагаются сведения об обращении в аварийную службу или в диспетчерскую ЖКХ – дата обращения, номер заявки и причина обращения. Возможно составление коллективного обращения от жильцов дома.

Если перерасчет не будет произведен, следует обратиться в районный суд или в прокуратуру.

Борясь за свои права, следует помнить главное – не соответствие норм горячей воды в кране не только причиняет неудобства, но и является серьезным правонарушением со стороны ЖКХ. Горячее водоснабжение и отопление должны находиться под постоянным контролем.

Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации

Федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Питьевая вода.

Гигиенические требования к качеству воды

централизованных систем питьевого водоснабжения.

Контроль качества.

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.1.4.559-96

Предисловие

2. Утверждены и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 24 октября 1996 г. № 26.

3. Введены впервые.

Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

"Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами" (Статья 3).

"Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил... Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности" (Статья 27).

1. Область применения

1.1. Санитарные правила и нормы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее ¾ Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее ¾ системы водоснабжения).

1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.

1.3. Санитарные правила предназначены для органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и иных юридических лиц (далее ¾ организации), должностных лиц и граждан-предпринимателей без образования юридического лица, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также организаций, осуществляющих государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

1.5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении установлены СанПиН 2.1.4.544-96.

1.6. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения, индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются специальными санитарными правилами и нормами.

2.1. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г.

2.2. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.

2.3. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625.

2.4. Руководство по контролю качества питьевой воды. Всемирная организация здравоохранения. (Женева, второе аннотированное издание, 1994 г.)

2.5. Санитарные правила и нормы .

2.6. Гигиенические нормативы "Нормы радиационной безопасности (НРБ-96)". ГН 2.6.1.054-96.

2.7. Государственный стандарт "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора". ГОСТ 2761-84.

3. Общие положения

3.1. Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.

3.2. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

3.3. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.

3.4. На основании требований настоящих Санитарных правил организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее ¾ рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее — центр госсанэпиднадзора) и утверждается соответствующим органом местного самоуправления.

3.5. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, обязана немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.

Организация, осуществляющая производственный контроль качества питьевой воды, также обязана немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.

3.6. В случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава влияющим на органолептические свойства.

3.6.1. Отклонения от гигиенических нормативов допускаются при выполнении следующих условий:

обеспечение населения питьевой водой не может быть достигнуто иным способом;

соблюдения согласованных с центром госсанэпиднадзора на ограниченный период времени максимально допустимых отклонений от гигиенических нормативов;

максимального ограничения срока действия отступлений;

отсутствия угрозы здоровью населения в период действия отклонений;

обеспечения информации населения о введении отклонений и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также о рекомендациях по использованию питьевой воды.

3.6.2. Решение о временном отклонении от гигиенических нормативов качества питьевой воды принимается органом местного самоуправления по согласованию с главным государственным санитарным врачом по соответствующей территории.

3.6.3. Одновременно с принятием решения о временном отступлении от гигиенических нормативов утверждается план мероприятий по обеспечению качества воды, соответствующего гигиеническим нормативам, включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования.

3.7. Подача питьевой воды населению запрещается или ее использование ограничивается в следующих случаях:

¾ в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды;

¾ системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих Санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения.

3.7.1. Решение о запрещении или ограничении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или ограничением ее использования в питьевых и бытовых целях.

3.7.2. В случае принятия решения о запрещении или ограничении использования питьевой воды органами местного самоуправления, организациями, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатываются по согласованию с центром госсанэпиднадзора и осуществляются мероприятия, направленные на выявление и устранение причин ухудшения ее качества и обеспечение населения питьевой водой, отвечающей требованиям Санитарных правил.

3.7.3. Орган местного самоуправления, центр госсанэпиднадзора в обязательном порядке информируют население о принятом решении о запрещении или ограничении использования питьевой воды, о ее качестве, осуществляемых мероприятиях, а также о рекомендациях по действиям населения в данной ситуации.

4. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды

4.1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

4.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Таблица 1

Показатели

Единицы измерения

Нормативы

Термотолерантные колиформные бактерии

Число бактерий в 100 мл 1)

Отсутствие

Общие колиформные бактерии 2)

Число бактерий в 100 мл 1)

Отсутствие

Общее микробное число 2)

Число образующих колонии бактерий в 1мл

Не более 50

Колифаги 3)

Число бляшкообразующих единиц (БОЕ) в 100 мл

Отсутствие

Споры сульфитредуцирующих клостридий 4)

Число спор в 20 мл

Отсутствие

Цисты лямблий 3)

Число цист в 50 л

Отсутствие

Примечания:

1) При определении проводится трехкратное исследование по 100 мл отобранной пробы воды.

2) Превышение норматива не допускается в 95% проб, отбираемых в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в течение 12 месяцев, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год.

3) Определение проводится только в системах водоснабжения из поверхностных источников перед подачей воды в распределительную сеть.

4) Определение проводится при оценке эффективности технологии обработки воды.

4.3.1. При исследовании микробиологических показателей качества питьевой воды в каждой пробе проводится определение термотолерантных колиформных бактерий, общих колиформных бактерий, общего микробного числа и колифагов.

4.3.2. При обнаружении в пробе питьевой воды термотолерантных колиформных бактерий и (или) общих колиформных бактерий, и (или) колифагов проводится их определение в повторно взятых в экстренном порядке пробах воды. В таких случаях для выявления причин загрязнения одновременно проводится определение хлоридов, азота аммонийного, нитратов и нитритов.

4.3.3. При обнаружении в повторно взятых пробах воды общих колиформных бактерий в количестве более 2 в 100 мл и (или) термотолерантных колиформных бактерий, и (или) колифагов проводится исследование проб воды для определения патогенных бактерий кишечной группы и (или) энтеровирусов.

4.4. Исследования питьевой воды на наличие патогенных бактерий кишечной группы и энтеровирусов проводится также по эпидемиологическим показаниям по решению центра госсанэпиднадзора.

4.3.5. Исследования воды на наличие патогенных микроорганизмов могут проводиться только в лабораториях, имеющих разрешение для работы с возбудителями соответствующей группы патогенности и лицензию на выполнение этих работ.

4.4. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:

4.4.1. Обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);

Таблица 2

Показатели

Единицы измерения

Показатель вредности 1)

Класс опасности

Обобщенные показатели

Водородный показатель,

единицы рН

в пределах 6 ¾ 9

Общая минерализация (сухой остаток)

мг/л

1000 (1500) 2)

Жесткость общая

ммоль/л

7,0 (10) 2)

Окисляемость перманганатная

мг/л

Нефтепродукты, суммарно

мг/л

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), анионоактивные

мг/л

Фенольный индекс

мг/л

0,25

Неорганические вещества

Алюминий (Аl 3+)

мг/л

с.-т.

Барий (Ва 2+)

Бериллий (Ве 2+)

0,0002

Бор (В, суммарно)

Железо (Fе, суммарно)

0,3 (1,0) 2) орг.

Кадмий (Сd, суммарно)

0,001

с.-т.

Марганец (Мn, суммарно)

0,1 (0,5) 2)

орг.

Медь (Сu, суммарно)

Молибден (Мo, суммарно)

0,25

с.-т.

Мышьяк (Аs, суммарно)

0,05

с.-т.

Никель (Ni, суммарно)

мг/л

с.-т.

Нитраты (по NО 3)

орг.

Ртуть (Нg, суммарно)

0,0005

с.-т.

Свинец (Рb, суммарно)

0,03

Селен (Sе, суммарно)

0,01

Стронций (Sr 2+)

Сульфаты (SO 4 2 - )

орг.

Фториды (F - )

для климатических районов

I и II

с.-т.

Хлориды (Сl - )

орг.

Хром (Сr 6+)

0,05

с.-т.

Цианиды (CN - )

0,035

Цинк (Zn 2+)

орг.

Органические вещества

g -ГХЦГ (линдан)

0,002 3)

с.-т.

ДДТ (сумма изомеров)

0,002 3)

2,4-Д

0,03 3)

Примечания:

1) Лимитирующий признак вредности вещества, по которому установлен норматив: "с.-т." ¾ санитарно-токсикологический, "орг." ¾ органолептический.

2) Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

3) Нормативы приняты в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

4.4.2. Содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);

Таблица 3

Показатели

Единицы измерения

Нормативы (предельно допустимые концентрации (ПДК), не более

Показатель вредности

Класс опасности

Хлор 1)

Остаточный свободный

мг/л

в пределах 0,3 - 0,5

орг.

Остаточный связанный

в пределах 0,8 - 1,2

Хлороформ (при хлорировании воды)

0,2 2)

с.-т.

Озон остаточный 3)

орг.

Формальдегид (при озонировании воды)

0,05

с.-т.

Полиакриламид

Активированная кремнекислота (по Si)

Полифосфаты (по РО4 3 - )

орг.

Остаточные количества алюминий- и железосодержащих коагулянтов

см. показатели "Алюминий", "Железо" таблицы 2.

Примечания:

1) При обеззараживании воды свободным хлором время его контакта с водой должно составлять не менее 30 минут, связанным хлором ¾ не менее 60 минут.

Контроль за содержанием остаточного хлора производится перед подачей воды в распределительную сеть.

При одновременном присутствии в воде свободного и связанного хлора их общая концентрация не должна превышать 1,2 мг/л.

В отдельных случаях по согласованию с центром госсанэпиднадзора может быть допущена повышенная концентрация хлора в питьевой воде.

2) Норматив принят в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

3) Контроль за содержанием остаточного озона производится после камеры смещения при обеспечении времени контакта не менее 12 минут.

4.4.3. Содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).

4.4.4. При обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1. Расчет ведется по формуле:

где С 1 , С 2 , С n ¾ концентрации индивидуальных химических веществ 1 и 2 класса опасности: факт. (фактическая) и доп. (допустимая).

4.5. Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.

Таблица 4

Показатели

Единицы измерения

Нормативы, не более

Запах

баллы

Привкус

Цветность

градусы

20 (35) 1)

Мутность

ЕМФ (единицы мутности по формазину) или мг/л (по каолину)

2,6(3,5) 1)

1,5(2) 1)

Примечание:

Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

4.5.1. Не допускается присутствие в питьевой воде различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки.

4.6. Радиационная безопасность питьевой воды определяется ее соответствием нормативам по показателям общей a - и b - активности, представленным в таблице 5.

Таблица 5

4.6.1. Идентификация присутствующих в воде радионуклидов и измерение их индивидуальных концентраций проводятся при превышении нормативов общей активности. Оценка обнаруженных концентраций проводится в соответствии с ГН 2.6.1.054-96.

5. Контроль качества питьевой воды

5.1. В соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться производственный контроль, государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор.

5.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения по рабочей программе.

Организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

5.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 6.

Таблица 6

Виды показателей

Для подземных источников

Микробиологические

4 (по сезонам года)

12 (ежемесячно)

не проводятся

Органолептические

4 (по сезонам года)

12 (ежемесячно)

Обобщенные показатели

4 (по сезонам года)

Радиологические

5.4. Виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть устанавливаются с учетом требований, указанных в таблице 7.

Таблица 7

Количество проб в течение одного года, не менее

Для подземных источников

Для поверхностных источников

Виды показателей

Численность населения, обеспечиваемого водой из данной системы водоснабжения, тыс. чел.

до 20

20-100

Свыше 100

до 100

Свыше 100

Микробиологические

50 1)

150 2)

365 3)

365 3)

365 3)

не проводятся

12 4)

12 4)

Органолептические

50 1)

150 2)

365 3)

365 3)

365 3)

Обобщенные показатели

4 4)

6 5)

12 6)

12 6)

24 7)

Неорганические и органические вещества

4 4)

12 6)

Показатели, связанные с технологией водоподготовки

Остаточный хлор, остаточный озон ¾ не реже одного раза в час, остальные реагенты не реже одного раза в смену

Радиологические

Примечания:

1. Принимается следующая периодичность отбора проб воды: 1) ¾ еженедельно, 2) ¾ три раза в неделю, 3) ¾ ежедневно, 4) ¾ один раз в сезон года, 5) ¾ один раз в два месяца, 6) ¾ ежемесячно, 7) ¾ два раза в месяц.

2. При отсутствии обеззараживания воды на водопроводе из подземных источников, обеспечивающим водой население до 20 тыс. человек, отбор проб для исследований по микробиологическим и органолептическим показателям проводится не реже одного раза в месяц.

3. На период паводков и чрезвычайных ситуаций должен устанавливаться усиленный режим контроля качества питьевой воды по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

5.5. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице 8.

Таблица 8

Количество обсаживаемого населения, тыс. человек

Количество проб в месяц

до 10

10-20

20-50

50-100

более 100

100 + 1 проба па каждые 5 тыс. человек, свыше 100 тысяч населения

Примечание:

В число проб не входят обязательные контрольные пробы после ремонта и иных технических работ на распределительной сети.

5.6. Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а также из кранов внутренних водопроводных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.

5.7. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями организаций, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

5.8. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют центры госсанэпиднадзора в соответствующих территориях, ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор ¾ санитарно-эпидемиологические учреждения, организации и подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление данной функции.

5.9. Организация и проведение государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.

5.10. Для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды допускаются метрологически аттестованные методики, соответствующие требованиям ГОСТ 8.563-96 и ГОСТ 8.556-91, установленные значения показателей погрешности которых не превышают норм погрешности по ГОСТ 27384-87, а также методики, утвержденные или допущенные к применению Госстандартом России или Госсанэпидслужбой России. Отбор проб воды для анализа проводят в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Приложение 1

(обязательное)

ПРАВИЛА

установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Порядок организации работ по выбору показателей химического состава питьевой воды

1.1. В соответствии с п. 3.3. настоящих Санитарных правил выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды в системе водоснабжения.

1.2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения совместно с центром госсанэпиднадзора в городе, районе в два этапа.

1.2.1. На первом этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора анализируются следующие материалы за период не менее 3-х последних лет:

Государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории;

Органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод и питьевой воды в системе водоснабжения по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

Центра госсанэпиднадзора по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследований качества вод в местах водопользования населения и в системе водоснабжения;

Органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника). На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии Приложением 2 настоящих Санитарных правил.

1.2.2. На втором этапе организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, проводятся расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ, а также по показателям, приведенным в таблице 2 настоящих Санитарных правил.

1.2.2.1. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, указанные в таблице 3 настоящих Санитарных правил.

1.2.2.2. Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозабора системы водоснабжения, а при наличии обработки воды или смешения воды различных водозаборов - также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.

1.2.2.3. Минимальное количество исследуемых проб воды в зависимости от типа источника водоснабжения, позволяющее обеспечить равномерность получения информации о качестве воды в течение года, принимается:

Для подземных источников - 4 пробы в год, отбираемых в каждый сезон;

Для поверхностных источников - 12 проб в год, отбираемых ежемесячно.

1.2.2.4. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ, количество исследуемых проб воды и их периодичность должны быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

1.2.2.5. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред (хромато-масс-спектрометрических и других), позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

1.3. Центром госсанэпиднадзора анализируются результаты расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарно-гигиенических условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, населенного пункта, района определяется потенциальная опасность влияния присутствующих в воде химических веществ на здоровье населения.

1.4. На основании проведенной оценки центр госсанэпиднадзора разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей, количеству и периодичности отбора проб питьевой воды для постоянного производственного контроля.

2. Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

2.1. Организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения на основании настоящих Санитарных правил разрабатывает рабочую программу.

2.2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, рабочая программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт может составляться одна рабочая программа при наличии гидрогеологического обоснования.

2.3. Рабочая программа должна содержать:

2.3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами:

¾ органолептические (п. 4.5., таблица 4);

¾ радиологические (п. 4.6., таблица 5);

¾ обобщенные (п. 4.4.1., таблица 2);

¾ остаточные количества реагентов (п. 4.4.2., таблица 3);

¾ химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения (п. 4.4.1., таблица 2 и п. 4.4.3., приложение 2 Санитарных правил).

2.3.2. Методики определения контролируемых показателей.

2.3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед сдачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода;

2.3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

2.3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

2.4. Количество исследуемых проб воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы водоснабжения индивидуально с учетом предложений центра госсанэпиднадзора, но не должны быть ниже установленных п. 5.3., таблица 6. п. 5.4., таблица 7 и п. 5.5., таблица 8 настоящих Санитарных правил.

2.5. В рабочей программе должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, центру госсанэпиднадзора и органу местного самоуправления.

2.6. Рабочая программа представляется для согласования в центр госсанэпиднадзора в городе, районе и последующего утверждения администрацией соответствующего органа местного самоуправления.

2.7. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с центром госсанэпиднадзора.

Приложение 2

(обязательное)

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

1. В настоящий список включены гигиенические нормативы вредных веществ в питьевой воде. В него входят индивидуальные химические вещества, которые могут присутствовать в питьевой воде в указанном виде и могут быть идентифицированы современными аналитическими методами.

2. Химические вещества расположены в списке в соответствии со строением органических и неорганических соединений. Каждый подраздел является расширением соответствующего раздела. Внутри подразделов вещества расположены в порядке возрастания численных значений их нормативов.

Если строение молекулы органического вещества позволяет отнести его одновременно к нескольким химическим классам, то в перечне его помещают по функциональной группе, с наибольшим индексом расширения (по горизонтальной рубрикации).

Органические кислоты, в том числе, пестициды, нормируются по аниону, независимо от того в какой форме представлена данная кислота в перечне (в виде кислоты, ее аниона или ее соли).

Элементы и катионы (п. 1 раздела "неорганические вещества") нормируются суммарно для всех степеней окисления, если это не указано иначе.

3. Перечень имеет следующую вертикальную рубрикацию.

3.1. В первой колонке перечня приведены наиболее часто употребляемые названия химических веществ.

3.2. Во второй колонке приведены синонимы названий химических веществ и некоторые тривиальные и общепринятые наименования.

3.3. В третьей колонке приведены величины ПДК или ОДУ в мг/л, где:

ПДК ¾ максимальные концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья человека (при воздействии на организм в течение всей жизни) и не ухудшают гигиенические условия водопотребления;

ОДУ (отмечены звездочкой) ¾ ориентировочные допустимые уровни веществ в водопроводной воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности.

Если в колонке величины нормативов указано "отсутствие", это означает, что концентрация данного соединения в питьевой воде должна быть ниже предела обнаружения применяемого метода анализа.

3.4. В четвертой колонке указан лимитирующий признак вредности веществ, по которому установлен норматив:

С.-т. ¾ санитарно-токсикологический;

Орг. ¾ органолептический с расшифровкой характера изменения органолептических свойств воды (зап. ¾ изменяет запах воды; окр. ¾ придает воде окраску; пен. ¾ вызывает образование пены; пл. ¾ образует пленку на поверхности воды; привк. ¾ придает воде привкус; оп. ¾ вызывает опалесценцию).

3.5. В пятой колонке указан класс опасности вещества:

1 класс ¾ чрезвычайно опасные;

2 класс ¾ высокоопасные;

3 класс ¾ опасные;

4 класс ¾ умеренно опасные.

В основу классификации положены показатели, характеризующие различную степень опасности для человека химических соединений, загрязняющих питьевую воду в зависимости от токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные эффекты, лимитирующего показателя вредности.

Классы опасности веществ учитывают:

¾ при выборе соединений, подлежащих первоочередному контролю в питьевой воде;

¾ при установлении последовательности водоохранных мероприятий, требующих дополнительных капиталовложений;

¾ при определении приоритетности разработки селективных методов аналитического контроля веществ в воде.

Дело № 2- 625/15г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Черетских Е.В., при секретаре Гайнуллиной Г.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к МУП «Скалистское жилищно-коммунальное хозяйство Троицко-совхозного сельского поселения», администрации МО «Троицко-совхозное сельское поселение» о признании противоправными действия по подаче населению питьевой воды, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, возложении обязанности прекратить противоправные действия, возложении обязанности по обеспечению подачи питьевой воды надлежащего качества.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее по тексту Роспотребнадзор) обратился с иском к МУП «Скалистское жилищно-коммунальное хозяйство Троицко-совхозного сельского поселения», администрации МО «Троицко-совхозное сельское поселение», указав в его обоснование следующее.

В ходе проверки качества подаваемой питьевой воды населению из системы централизованного водоснабжения, установлено неудовлетворительное качество питьевой воды - отклонение состава и свойств холодной воды от требований, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Данные несоответствия качества воды требованиям СанПин установлены протоколами лабораторных исследований.

МУП «Скалистское жилищно-коммунальное хозяйство Троицко-совхозного сельского поселения», является организацией, предоставляющей населению этих поселков коммунальной услуги по подаче питьевого водоснабжения, о чем с гражданами заключены договора.

Между МУП «Скалистское жилищно-коммунальное хозяйство Троицко-совхозного сельского поселения» и администрацией МО «Троицко-совхозное сельское поселение» как собственниками скважин заключен договор аренды систем водоснабжения, в том числе и указанных скважин.

В соответствии с требованиями п. 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде, а именно питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Сложившаяся ситуация с предоставлением коммунальных услуг (питьевое водоснабжение) ненадлежащего качества для граждан, проживающих в указанных селах привела к массовым нарушениям их прав в части пользования питьевой водой ненадлежащего качества.

На основании изложенного, истец просит признать действия МУП «Скалистское жилищно-коммунальное хозяйство Троицко-совхозного сельского поселения», по предоставлению водоснабжения с нарушением качества противоправными, обязать прекратить указанные противоправные действия по истечении 6-ти месяцев с момента вынесения решения суда.

А так же просит обязать администрацию МО «Троицко-совхозное сельское поселение» и МУП «Скалистское жилищно-коммунальное хозяйство Троицко-совхозного сельского поселения», обеспечить подачу питьевой воды надлежащего качества.

р е ш и л:

Признать действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно- коммунальное хозяйство Троицко-совхозное сельское поселение» по подаче населению питьевой воды, не соответствующей требованиям санитарных правил, небезвредной по химическому составу и микробиологическим показателям, неблагоприятным органолептическим свойствам, противоправным.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно- коммунальное хозяйство Троицко-совхозное сельское поселение» обеспечить подачу питьевой воды надлежащего качества в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно- коммунальное хозяйство Троицко-совхозное сельское поселение» о возложении обязанности прекратить противоправные действия по подаче населению, отказать.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно- коммунальное хозяйство Троицко-совхозное сельское поселение» после вступления решения суда в законную силу довести его текст через средства массовой информации до сведения потребителей.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилищно- коммунальное хозяйство Троицко-совхозное сельское поселение» госпошлину в местный бюджет в сумме

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к администрации МО «Троицко-совхозное сельское поселение» о возложении обязанности по обеспечению подачи питьевой воды надлежащего качества, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца через Троицкий районный суд.

Суд:

Троицкий районный суд (Челябинская область)

Истцы:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Ответчики:

Администрация МО "Троицко-совхозное сельское поселение"
МУП Скалистское ЖКХ "Троицко-совхозное сельское поселение"

Что делать гражданам, если вода, текущая из крана, отличается сомнительным качеством, а виновником существующего положения является обслуживающая дом организация? Не все могут воспользоваться привилегиями владельцев земельных участков, выполнивших бурение скважины, ставшей источником автономной системы водоснабжения загородного дома. Собственники загородных наделов - сами себе поставщики и потребители в отличие от городского населения, права которых на чистую качественную воду часто нарушаются.

Требования к питьевой воде

Субъектам, являющимся поставщиками населению воды и эксплуатирующим системы водоснабжения (централизованные и нецентрализованные), предписано обеспечить качество воды таким образом, чтобы оно полностью соответствовало санитарно-эпидемиологическим нормам, прописанным в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Об этом гласит статья № 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В статье к питьевой воде предъявляются определенные требования. Вода:

  • не должна содержать вредных химических примесей;
  • обладать соответствующими органолептическими показателями;
  • быть безопасной с точки зрения радиоактивности;
  • не содержать патогенные микроорганизмы, вызывающие инфекционные и иные заболевания.

О том, что поставляемый продукт (в данном случае, воды) должен быть безопасным для здоровья потребителя и экологии, говорится и в статье № 7 Закона «О защите прав потребителей».

Ответственность поставщика

За нарушение указанных норм СанПин к воде, подаваемую потребителям через централизованные и нецентрализованные водопроводные сети, поставщик, как лицо, ответственное за водоснабжение населения, может быть наказан в соответствии с положениями Кодекса административных правонарушений.

Действия потребителя

Если граждане не довольны качеством воды, текущей из водопроводного крана, они имеют полное право обратиться в Роспотребнадзор и потребовать отправить на анализ в лабораторию пробы воды из-под крана. Одновременно претензию следует предъявить поставщику услуги. Поставщиком может выступать или обслуживающая дом организация, или непосредственно городской водоканал, если у потребителя заключен с ним прямой договор на поставку воды.

Последняя инстанция, куда может подать жалобу потребитель, если его претензии не были удовлетворены ни поставщиком, ни Роспотребнадзором, - судебные органы. Такое право гражданам дают статьи Закона РФ «О защите прав потребителей» за номерами 254 и 255 и нормы гражданского законодательства.

Инструкция:

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

    В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» товар (работа, услуга) должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.

    Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074–01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

    Какая ответственность грозит нарушителю

    За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению ответственные лица и организации могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ. В соответствии со ст. 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению лицом, оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет.

    Куда обращаться

    При предоставлении некачественных услуг водоснабжения рекомендуем обратиться в районный отдел Роспотребнадзора с просьбой провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу воды. Также с соответствующей претензией – либо к поставщику коммунальных услуг, если договор коммунальных услуг заключен напрямую с ним, либо к обслуживающей организации.

    Если в удовлетворении претензии отказано, можно обратиться с жалобой на действия (бездействие) поставщика услуг в суд в порядке ст. 254, 255 ГПК РФ, либо в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» и нормами гражданского законодательства.

    По материалам сайта БК "ПОИСК"

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

    Большое спасибо за Вашу помощь! Мы исправим это в ближайшее время.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!