Вопросы по биологии да нет. Очень интересная викторина по биологии для школьников

1..Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических веществ
С) обменом веществ
В) наличием катализаторов
Д) взаимодействием молекул друг с другом

2. Основными веществами в живых организмах являются:
A) Углеводы.
B) Витамины.
C) Жиры.
D) Белки.

3. Биологической системой называют:
А) объединение однородных клеток
С) несколько рядом расположенных органов
В) органы живого организма
Д) любые биологические объекты

4. Межвидовые отношения начинают проявляться:
A) На биогеоценотическом уровне.
B) На популяционно-видовом уровне.
C) На организменном уровне.
D) На биосферном уровне.

5. Предметом изучения биологии является:
A) Строение и функции организма.
B) Природные явления.
C) Закономерности развития и функционирования живых систем.
D) Строение и функции растений и животных.

6. В 1988 году вышел 4-томный труд А.А.Слудского и А.Бекенова:
A) «Флора Казахстана».
B) «Заповедники Казахстана».
C) «Биологические открытия Казахстана».
D) «Млекопитающие Казахстана»

7. К прокариотам относятся:
А) растения
В) животные
С) грибы
Д) бактерии и цианобактерии

8. Только у прокариот встречаются органоиды:
А) пластиды
С) клеточный центр
В) митохондрии
Д) рибосомы

9. Рибосомы участвуют в синтезе:
А) АТФ
В) белков
С) липидов
Д) углеводов

10. Размножение - это процесс: А) увеличения числа клеток;
В) воспроизведения себе подобных;
С) развития организмов в процессе эволюции;
Д) усложнения строения и функций органов

11. Набор половых хромосом у мужчин:
А) XX;
В) XY;
С) ХО;
Д) YY.

12. Клетка - структурная и функциональная единица живого, так как:
А) в состав клетки входит около 70 химических элементов;
В) все белки клеток построены из 20 аминокислот;
С) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;
Д) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.

13. Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки:
А) Амитоз;
В) мейоз;
С) амитоз;
Д) биоценоз.

14. При каком клеточном делении количество хромосом не уменьшается?
А) митоз;
В) митоз и мейоз;
С) мейоз и амитоз;
Д) мейоз.

15. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются:
А) нуклеотиды;
В) аминокислоты;
С) пептиды;
Д) моносахариды.

16. Какое число хромосом у человека?
А) 46;
В) 25;
С) 47;
Д) 48

17. Уровень, являющийся высшим уровнем организации жизни:
А) биосферный;
В) биогеоценотический;
С) популяционно-видовой;
Д) организменный.

18. Ядро – это:
А) двумембранная структура;
В) одномембранная структура;
С) немембранная структура;
Д) трехмембранная структура.

19. Ассимиляция – это процесс:
А) катализа;
В) распада;
С) биосинтеза;
Д) гидролиза.

20. В реакциях распада веществ:
А) энергия накапливается;
В) энергия не изменяется;
С) энергия выделяется;
Д) энергия сохраняется.

21. Один триплет ДНК содержит информацию:
А) о последовательности аминокислот в белке;
В) об одном признаке организма;
С) об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь;
Д) о начале синтеза и-РНК,

22. Количество этапов в энергетическом обмене:
А) один;
В) два;
С) три;
Д) четыре.

23. Автотрофные организмы получают энергию:
А) за счет органических веществ, синтезированных из неорганических;
В) из готовых органических веществ;
С) за счет распада неорганических веществ;
Д) за счет распада воды.

24. К гормонам не относится:
А) инсулин;
В) окситоцин;
С) меланин;
Д) прогестерон.

25. Индивидуальное развитие организма называется:
А) филогенез;
В) овогенез;
С) метаморфоз;
Д) онтогенез.

26. У всех цветковых растений происходит:
А) двойное оплодотворение;
В) двойное опыление;
С) простое оплодотворение;
Д) тройное оплодотворение.

27. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
А) гамета;
В) гаструла;
С) бластула;
Д) зигота.

28. Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, зубная эмаль образуются во время органогенеза:
А) из эктодермы;
В) из мезодермы;
С) из энтодермы;
Д) из гаструлы.

29. Способность организма на должном уровне поддерживать постоянство своего строения и функциональных возможностей называется:
А) гомеостаз;
В) раздражимость;
С) онтогенез;
Д) обмен веществ.

30. Заключительной фазой в митозе является:
А) анафаза;
В) профаза;
С) телофаза;
Д) метафаза.

1С 16А
2С 17А
3А 18В
4С 19В
5В 20В
6Д 21А
7Д 22В
8Д 23В
9С 24А
10А 25В
11Д 26А
12С 27А
13С 28А
14В 29Д
15Д 30Д

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 10 КЛАССА

Цель работы: оценить уровень освоения знаний учащихся по биологии.

Условия применения: работа рассчитана на обучающихся 10-х классов общеобразовательной школы.

Этапы проведения работы:

инструктаж обучающихся (текст приводится) - 3 мин;

выполнение заданий - 40 мин.

Структура и содержание

Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть А содержит 7 заданий (1 - 7). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ учащийся получает один балл.

Часть В включает 2 задания с выбором нескольких правильных ответов из шести (8-9). Максимальное количество баллов за каждое верно выполненное задание - 2.

Часть С включает 1 задание (10) на установления соответствия правой и левой части таблицы. Ответ оценивается в три балла.

Максимальное количество баллов за выполненную без ошибок работу - 14 баллов.

Шкала оценивания:

13 - 14 баллов - «5»

10 - 12 баллов - «4»

7 - 9 баллов - «3»

6 баллов и менее - «2»

нет ответа - «1»

Таблица 1

Расп р е деление за да ний по частям

Части

работы

Число

зад а ний

Максимальный балл

Тип заданий

Часть 1 )

С выбором одного правильного ответа

Часть 2 )

С выбором нескольких правильных ответов;

Часть 3 )

Установление соответствий

Итого

Инструкция по выполнению работы.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа.

С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям или еще раз проверить данные ответы.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать необходимое количество баллов.

Работа выполняется на бланках, подготовленных и розданных учителем перед началом работы.

Часть А

(задания с одним правильным ответом)

Определите наивысший уровень организации живой материи:

А) популяционно-видовой

Б) биосферный

В) организменный

Г) экосистемный

2. Укажите соединения, при расщеплении которых выделяется больше всего энергии:

А) липиды

Б) углеводы

В) белки

Г) нуклеиновые кислоты

3. Укажите элемент, который входит в состав молекулы хлорофилла:

А) медь

Б) бор

В) йод

Г) магний

4. Укажите соединения, из которых в основном состоит плазматическая мембрана:

А) белки и углеводы

Б) углеводы и липиды

В) белки и липиды

Г) липиды и минеральные соли

5. Назовите соединения, входящие в состав простых вирусов:

А) белок и нуклеиновая кислота

Б) только нуклеиновая кислота

В) белок, нуклеиновая кислота, липиды

Г) белок, нуклеиновая кислота, углеводы

6. Укажите двумембранные органеллы:

А) рибосомы

Б) митохондрии

В) лизосомы

Г) эндоплазматическая сеть

7. Укажите, как называют растворимые в воде соединения:

А) гидрофобные

Б) гидрофильные
В) органические

Г) молекулярные

Часть В

(задание с выбором нескольких правильных ответов)

8. Укажите химические элементы, которые относятся к органогенным:

А) фтор

Б) железо

В) азот

Г) водород

Д) калий

Е) бром

9. Назовите организмы, клетки которых имеют ядро:

А) тромбоциты

Б) пеницилл
В) мукор
Г) кишечная палочка

Д) эритроциты

Е) цианобактерии

Часть С

(задание на установление соответствия)

10. Определите, от каких органелл происходят указанные органеллы эукариотической клетки

Органеллы-предшественники

Органеллы, которые от них происходят

А лизосомы

1 хлоропласты

Б эндоплазматическая сеть

2 вакуоль с клеточным соком

В комплекс Гольджи

3 митохондрии

Г лейкопласты

4 пищеварительные вакуоли

Раздел I. Ботаника в фактах и

событиях.

знаний по истории развития и становления биологии как науки в целом,

а также отдельных ее отраслей; о роли конкретного признака в жизни

различных организмов, а так же знаний анатомии и физиологии организ-

1.Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом

некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф

требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал:

«Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две

колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек,

приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью

из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать

такой вид оружия?

(Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое).

2.Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на

день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его пос-

следующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вско-

ре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-

возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная суп-

(Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудите-

лей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни

миллионам людей, Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)

3.Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступила на

всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла,

погиб и сам Беринг. В живых осталась группа людей, которая стала упо-

треблять в пищу водоросли. Что спасло людей?

(Бурые водоросли).

4.В Германии в одном из баварских болот был обнаружен средневековый

рыцарь в доспехах, а в Австрии, на глубине 1,2 м обнаружили остатки бре-

венчатой дороги, проложенной римлянами, а на дороге – римскую монету

с изображением императора Тиберия Клавдия, датированную 41 г. до н.э.

Как можно объяснить сохранность этих и других находок?

5.Высушенный мох, особенно мох – сфагнум, применяется при строительстве

домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен, по-

толков и пр. Благодаря каким особенностям мох нашел такое применение?

6.В военные годы, при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали

сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом,

и не забудьте, что перевязочный материал должен быть стерильным?

7.С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера

в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника?

(Папоротник не цветет).

8. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный, - последовал ответ.

А где хвоя?

По чьей вине?

По вине самой природы.

Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…

Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?

(Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев).

9. В 1596 г. Жак Картье отправился в экспедицию на корабле в целях исследования берегов Канады. Весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов умерли к тому времени, когда судно подошло к берегам реки Св. Лаврентия. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. И все же Жаку Картье удалось спасти оставшуюся команду от смерти, послушавшись индейцев.

Какой совет дали индейцы Жаку Картье?

(Пожевать хвою, пить отвар из хвои).

10.В книге «Жизнь растений» К.А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке…Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное соприкосновение…» О какой уловке идет речь?

(Корневые волоски).

Раздел II. Ботаника в задачках.

    В ботаническом саду этикетки на деревья привязаны с помощью проволоки (но свободно!) на высоте 1,3 м от земли. Дерево растет в высоту по 30 см в год. На какой высоте окажется этикетка через три года? Почему этикетки на деревьях привязаны свободно?

    Опровергните такие утверждения о ядовитых грибах:

    от ядовитых грибов темнеет серебро;

    от ядовитых грибов сворачивается сырое молоко;

    от ядовитых грибов буреют головки лука и чеснока.

    Грибы порядка Трюфелевые имеют подземные плодовые тела. Каким образом условия существования влияют на морфологию плодовых тел?

    Ученые заметили, что у некоторых шляпочных грибов температура плодовых тел может быть выше, чем температура окружающей среды. Например, при температуре воздуха 13 ˚C шляпка боровика нагревается до 15˚C, а температура спороносного слоя может достигать 18˚C. Объясните биологическое значение такого повышения температуры.

    Широко известные грибы опята поселяются на пеньках, способствуя их разрушению: древесина становится трухлявой. Когда в грибницу проникает кислород, древесина пня начинает светиться. Замечено, что наиболее интенсивно пни светятся теплыми, влажными ночами. Объясните почему.

6. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают

червивыми. Бывают ли червивыми ядовитые грибы – мухомор,

бледная поганка и др.?

П 7. Почему посещение людьми парков и пригородных лесов пагубно

сказывается на состоянии древостоя, даже если люди не наносят

деревьям прямого вреда?

В 8. Все ли тополя «пушат»? Объясните ответ?

9.У каких растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут и что это дает растениям?

(Многие виды зонтичных, колокольчиковых и др. Как приспособление к распространению ветром, птицами).

(Печеночница и кислица цветут весной; околоцветник печеночницы синевато-лиловый; маршанция – мох; плод земляники - многоорешек (фрага); у ромашка не одиночные цветы, а соцветие – корзинка; лютик с оранжево – красным млечным соком – чистотел; белыми цветками цветет «глухая крапива» (яснотка белая из семейства губоцветных), которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

11. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 6 яиц?

Раздел III. Зоология. Задания типа

«Угадай – кто».

    Определите птиц по клювам (рис.1). Подчеркните названия тех птиц, которые встречаются в Украине.

(Фламинго, колпица, тупик, козодой, баклан, шилоклювка, клест).

    Китайцы считают эту птицу символом благополучия, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она символизировала мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистой силой», слугой дьявола. Что это за птица?

    В старой легенде об этой птице говорится, что одна женщина убила своего мужа и за это была превращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор эта птица.

Угадайте кто она?

(Кукушка).

    Укажите название птицы, чье имя совпадает с названием струнных музыкальных инструментов.

    У этой птицы необычная внешность: большие округлые глаза, маленькие,не приспособленные к ходьбе ноги, а главное – большой рот. Вечерами эта птица часто вьется над степью, снует возле вымени коз, коров. В Испании эту птицу называют та, что «подставляет» пастухов. А как ее называют в Украине?

(Козодой).

    Что за животные изображены на рисунке (рис. 2)? Каково их систематическое положение?

(Губка – бодяга, гидра, сцифоидная медуза - корнерот).

    В Древней Греции существовала легенда о красавице – ткачихе Арахне, которая в соревнованиях выткала свою ткань не хуже, чем сама Афина. За неслыханную дерзость (не шутка - состязаться с богами!) Афина не признала работу девушки. В отчаянии Арахна хотела повеситься, но мстительная богиня не дала девушке этого сделать и превратила ее в животное, постоянно плетущее паутину. Назовите это животное? Каково его систематическое положение?

Раздел I Ѵ . Грамматика в биологии.

1.Записать переставив буквы местами, названия процессов жизнедеятельности, Учащиеся должны прочесть этот процесс и правильно назвать его

определение:

Девывение – выведение - это…

Лденеие – деление – это…

Торс – рост – это…

Хынадие – дыхание – это…

Софотинзет – фотосинтез – это…

Жазмнорние – размножение – это…

2.Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения

орфограммы учащиеся получат слово:

Французс…ий

Ил…юминация

Шес…надцать

Немец…ий

Р…стение.

Ботаника. Задания на применение знаний.

1.Вставить пропущенные слова:

Основными отличительными признаками покрытосеменных растений

является наличие у них ______ и ______. В цветках находится ______,

в расширенной части которого______ развиваются _______. Семена

находятся внутри ______.

2. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

Осевая часть цветка, на которой расположены все остальные части,

носит название ______. Двойной околоцветник состоит из ______ и

Чашечка цветка образована ______, а венчик ______. Околоцвет-

ник выполняет функции______ и ______. Главные части цветка – это

Тычинка состоит из ______, пестик состоит из ______.

3.Какие приспособления имеются у растений, произрастающих на

бедных элементами минерального питания почвах?

(Низкая поглощающая способность корней, высокая степень

развития микориз, малая скорость роста и большая длительность

жизни всего растения, большая биомасса корней, избыточное

поглощение элементов минерального питания как бы впрок,

приспособление к получению элементов минерального питания

не из почвы, высокая степень реутилизации).

4. Каким органам растений и частям цветка могут быть гомоло –

гичны крылатые приспособления у плодов и семян различных

растений?

(Прицветным листьям, чашелистикам, листочкам простого

околоцветника, стенкам завязи плода. Только лепестки и

тычинки не могут видоизменяться в крыловидные образования).

5. В каких целях и с помощью каких приспособлений растения

привлекают насекомых?

6. Какими способами лист цветкового растения может защищаться

по воздуху?

Раздел Ѵ. Зоология. Вопросы

«На систематизацию».

Один из важнейших способов структурирования зоологического знания –

«свертывание» сведений о видах в характеристике надвидовых таксономи –

ческих единиц. Эта особенность зоологии порождает специфический класс

вопросов.

1.Сколько ног у домашней мухи?

2. Сколько артерий отходит от сердца у осетра, снегиря, лося, жабы,

живородящей ящерицы?

3. Как устроены органы выделения тропической стрекозы?

4. Сколько ног у бабочки – крапивницы?

5. Сколько крыльев у мух – дрозофил?

6.Чем отличается живорождение у кролика и у гадюки?

7.Расположите следующих животных – собака, жираф, курица,

лягушка – в порядке снижения кровяного давления. Ответ обья –

8.Чем отличается жало комара от жала пчелы? Что происходит

при укусе комара и пчелы?

9.Как отличить тритона от ящерицы и безногую ящерицу от змеи?

10.Чем вы объясните тот факт, что осы – парализаторы, охотящиеся

на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

11.Кто изображен на рисунке 3 – змея или ящерица?

(Изображена голова ящерицы с полузакрытым веком и наружным

слуховым проходом).

12.На рисунке 4 изображена серая ворона. У нее двухцветная окраска –

серая и черная. Заштрихуйте на рисунке те места, где оперение должно

быть черным.

Раздел ѴI. Зоология. Задания

«На эрудицию».

Вопросы, приведенные в данном разделе, условно можно отнести к

одной очень обширной и весьма разнородной группе – вопросам

«на эрудицию». Они проверяют знание вполне определенной области.

Целесообразность таких вопросов связана с важностью этой области.

Если она достаточно обширная и значительная, то интересующийся

биологией школьник наверняка не мог пройти мимо нее, даже если

ею специально не интересовался, и сможет дать вразумительный

ответ. Вопросы «на эрудицию» - лучший индикатор знания зоологии.

Вопросы «На наблюдательность».

1.Подчеркните название самой черной птицы:

а) кулик – черныш;

б) черный аист;

в) черный дятел;

г) тетерев – черныш;

А что у каждой из них не черное?

2.Есть ли разница в том, как пьют воду собака и лошадь?

3.Из воспоминаний известного путешественника В. Горюнова о его

поездке в Индию в 1953 г.:

«…Я пробирался между колючими кустами стреколиста, с ветвей

которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную

жертву. Под ногами у меня шуршал папирус. На фоне общего разнооб-

разия выделялись яркие цветы венериного пояса – хищного тропичес –

кого папоротника. Пару раз тропинку пересекали следы тигра или

гориллы – страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарос –

лях бодяги выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в ча-

щу. Начало припекать. За плечо меня больно укусила пиявка, и я понял,

Что пора возвращаться…»

Какие биологические неточности найдете вы здесь?

4.Художник изобразил на рисунке 5 летучую рыбу(1), миногу (2),

камбалу (3) и акулу (4).Посмотрите, все ли правильно на этих

рисунках. Если найдете ошибки, укажите их и объясните, в чем

они состоят.

5.У каких животных одна, две, три, четыре, пять и больше пар ног?

6.У многих певчих птиц есть сложная видовая песня и, кроме того,

набор коротких сигналов, зачастую сходных у разных видов.

Какова роль того и другого типа сигнализации в жизни птиц?

8.Зачем паукам паутина?

9.Как дышат водные насекомые?

10.Какими способами животные защищаются от хищников?

11.Какие животные и как используют в своей жизнедеятельности

принципы, лежащие в основе использования предметов, изобра –

женных на рисунке 6?

12.Определите в каком направлении двигается машина времени – из

прошлого в будущее или, наоборот, из будущего в прошлое.

Аннотация

к дидактическому пособию по биологии

для учащихся 7-8 классов.

Это пособие – сборник занимательных заданий и вопросов, предназначенный

для школьников, интересующихся биологией.

В работе собраны задачи по разделам 7 и 8 классов, имеющих научно –

практическую направленность на развитие теоретического и логического типа

мышления, интеллекта, стремления к самостоятельности.

Задания для этого сборника заимствованы из разных источников, разделы раз –

личаются стилем изложения, подробностью ответов.

Предлагаемые вопросы можно использовать учителем биологии для развития

интереса к предмету, в качестве «затравки» на проблемных уроках, для система-

тизации материала, для связи нового материала с давно пройденным.

Сборник дидактических заданий

Биология

в

вопросах и ответах

Составитель: Никитина Н.И.

Средняя школа №6

Г. Терновка

2011г.

Игра - викторина по биологии для средних классов «В стране биологических вопросов»

Автор: Сорокина Елена Владимировна, учитель биологии филиал МКОУ Новочановской СОШ Усть-Тандовской ООШ, деревня Усть-Тандовка Барабинского района Новосибирской области
Цель: углубить и проверить знания обучающихся о многообразии животного и растительного мира нашей планеты.
Задачи:
образовательные:
-расширить биологический кругозор и формировать правильное отношение к природе;
развивающие:
-развивать у учащихся познавательный интерес;
-развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
-способсвовать воспитанию общительности, настойчивости и ответственности в принятии решений.
Подготовительная работа:
-прочитать как можно больше литературы о живой природе нашей планеты;
-просмотреть имеющиеся фильмы о природе;
-оформить совместно с учащимися выстывку «Самые.... Самые....» (самое большое животное, самое маленькое растение и т. п.)

Описание материала: Данная игра способствует расширению и закреплению знаний обучающихся о живой природе нашей планеты; продолжает развитие познавательного интереса, формируемого на уроках биологии, и воспитание экологической культуры обучающихся через углубленное изучение интересных фактов из жизни растений и животных.
Игру можно проводить по станциям с маршрутными листами, либо просто командная игра в кабинете по секторам; можно и как идвивидуальное первенство на выявление лучшего знатока биологии Как задумает учитель). Моя легенда игры была такова: участники команд садятся на яхты и отправляются в виртуальное путешествие по «островам»-станциям. Каждая станция была в отдельном кабинете, в котором находился хозяин острова. Командам задавалось 5 вопросов (подготовленная презентация). За каждый правильный вопрос ребятам выдавались раковины - картинки. Побеждает команда, набравшая наибольшее колличество раковин.
Оборудование: компьютеры, проекторы, экраны, презентация (вопрос - ответ с фото), маршрутные листы, картинки-раковины, записи звуков природы для каждого «острова», призы для награждения.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Деление на команды. Знакомство с правилами игры.
НА СТАРТ! ВНИМАНИЕ! УДАЧИ!!!
Остров «Лесная опушка»
1. Из какого дерева делают пианино?
Ответ: из ели
2. Из какого дерева делают спички?
Ответ: из осины
3. О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит?»
Ответ: об осине
4. Что такое микология?
Ответ: наука о грибах
5. Какое хвойное растение не является вечнозеленым?
Ответ: лиственница
Остров «Млекопитающие животные»
1. Вес какого животного может достигать 190 тонн?
Ответ: синий кит
2. Какие животные несут яйца, а вылупившихся детенышей вскармливают молоком?
Ответ: утконос и ехидна
3. У какого животного самый длинный язык?
Ответ: у муравьеда
4. Какая обезьяна считается самой крупной?
Ответ: горилла
5. Каким образом крот заготавливает на зиму червей?
Ответ: обезглавливает их и складывает в кладовую
Остров «Сказочные превращения»
В кого превращались:
1. Чудовище из сказки С.Аксакова «Аленький цветочек»
Ответ: в принца
2. Князь Гвидон из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Ггвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?
Ответ: в комара, муху, шмеля
3. Великан-людоед из сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»?
Ответ: во льва, в мышь
4. Жестокий мальчик, упавший со звезды, из сказки О.Уайда «Мальчик-звезда»?
Ответ: в мальчика с лицом как у жабы
5. Юра Баранкин и Костя Малинин из повести В.Медведева «Баранкин, будь человеком!»
Ответ: в воробьев, бабочек, муравьев
Остров «Птичий базар»
1. У этих птиц красивое розовое оперение?
Ответ: фламинго
2. Гнездо какой птицы размером с полскорлупки грецкого ореха?
Ответ: колибри-эльф
3. Какие птицы являются первыми вестниками весны?
Ответ: грачи
4. В какой стране вывели петухов с трехметровыми хвостами?
Ответ: в Японии
5. Как называют воробья, окончившего консерваторию?
Ответ: соловей
Остров «Лекарственные растения»
1. Отвар, изготовленный из цветов этого растения, издревле помагал при лечении ангины, кашля.
Ответ: ромашка
2. Это растение - незаменимое средство для заживления ран, порезов, ссадин. Сок этого растения применяется при заболевании желудка.
Ответ: подорожник
3. Это растение помогает от бессоницы, зубной боли, глазных заболеваниях. Оно так же является незаменимым средством для людей с плохим аппетитом.
Ответ: одуванчик
4. Листья этого растения используются для лечения заболеваний легких.
Ответ: медуница
5. Это лучшее средство при простуде. Чай с вареньем из ягод этого кустанника помогает побыстрее выздороветь и набраться сил.
Ответ: малина

Остров «Насекомые»
1. Кто такие бражники?
Ответ: бабочки
2. Какое насекомое при размере 4-6 мм может прыгнуть в высоту на 40-60 см?
Ответ: блоха
3. У какого насекомого нет слуха?
Ответ: у мухи
4. Какое насекомое может поднять груз в 10 раз превышающий его собственный вес?
Ответ: муравей
5. Как называется крупный кузнечик в Африке?
Ответ: цикада
Остров «Золотая рыбка»
1. Кто вылупляется из икринки?
Ответ: малек
2. Из печени какой рыбы делают рыбий жир?
Ответ: из печени трески
3. Самая большая рыба на нашей планете?
Ответ: аитовая акула
4. Температура воды в водоеме 17 градусов Цельсия. Какова температура тела, рыб обитающих в нем?
Ответ: 18 градусов Цельсия
5. Вы поймали карася. Как узнать, сколько ему лет?
Ответ: сосчитать кольца на чешуе

Цикл состоит из 10 занятий, который затрагивает вопросы и темы, вызывающие наибольшие сложности на экзаменах, включая ОГЭ и ЕГЭ.
Продолжительность занятия – 1,5 часа. После каждого занятия учащиеся получают обязательное к исполнению домашнее задание.

Занятия № 1 – 3. Цикл «Генетика - решаем все задачи». За первые три занятия курса учащиеся научатся решать все типы задач, которые встречаются в курсе биологии 9-11 классов, включая задачи из последнего, наиболее сложного блока ЕГЭ.

Занятие №1. Входное тестовое задание. Введение в генетику. I и II Законы Менделя. Неполное доминирование. Алгоритм решения задач по генетике. Решение задач.

Занятие №2. III Закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

Занятие №3. Сцепленное наследование. Комбинирование (аутосомное и сцепленное с полом наследование). Наследование группы крови. Решение задач. Итоговое тестовое задание.


Занятия №4-8. Цикл «Биохимия – разбираемся в деталях».

Занятие №4. Входное тестовое задание. Классы органических веществ. Краткая характеристика веществ: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ.

Занятие №5. Связь между углеводами и АТФ – цикл Кребса. Анаэробный и аэробный этапы окисления. Этапы расщепления глюкозы в цикле Кребса.

Занятие №6. Белки как полипептиды. Строение и общая формула аминокислоты. Практические задания по присоединению аминокислот и созданию белковых цепей в развернутых формулах. Уровни организации белка. Строение нуклеиновыех кислот. Отличия ДНК от РНК.

Занятие №7. Связь между нуклеиновыми кислотами и белками – механизмы транскрипции и трансляции. Законы генетического кода. Принципы кодирования белков на ДНК и РНК. Практические упражнения по кодированию аминокислот азотистыми основаниями.

Занятие №8. Разбор примеров заданий из различных КИМ 9-11 класса. Итоговое тестовое задание.


Занятия №9-10. Цикл «Вся ботаника. Вспоминаем давно забытое».

Занятие №9. Входное тестовое задание. Современные представления об эволюции растений. Основные этапы эволюции. Сравнительный анализ этапов с точки зрения жизненного цикла и морфологии (одноклеточные водоросли – многоклеточные водоросли – мохообразные – папоротникообразные – голосеменные – покрытосеменные). Лишайники, как пример эффективного симбиоза.

Занятие №10. Ткани растения. Строение корня. Строение листа и типы жилкования. Строение цветка. Формула цветка. Типы просты и сложных соцветий. Типы плодов. Итоговое тестовое задание.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!