До свидания вещи новый японский минимализм. Стиль минимализм в одежде: отходим от стереотипов и однообразия

бестселлер Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни». Автор книги превратила уборку в дело всей жизни. Теперь она учит других людей наводить порядок у себя в шкафу и, в идеале, применять эти же навыки в остальных сферах жизни. Для западного читателя советы Кондо, не ограничивающиеся максимально утилитарными рекомендациями (вроде «сложите вещи в прямоугольник»), могут показаться странными - многие воспринимают наставления мастера уборки слишком буквально. Разбираемся, как на самом деле стоит трактовать правила жизни самого организованного человека в мире и правда ли они способны помочь навести порядок в жизни.

даша татаркова


Довольствуйтесь малым

Японская культурная традиция построена на принципе минимализма. Вспомните, как выглядит классическая японская комната на шесть татами: в ней фактически нет ничего, кроме, собственно, самих татами на полу. В стене может прятаться шкаф, в котором будет лежать одежда и футоны. Иногда в такой комнате можно увидеть японский комод и столик, а в специально отведенном месте «токонома» - несколько эстетически важных предметов (например, икебану), но на этом всё. Все вещи выполняют конкретную функцию, нет ничего отвлекающего. Современные дизайнерские дома отличаются лишь исполнением, но принцип отсутствия лишнего остается на месте. Заполняющая комнату осмысленная пустота называется «ма », или негативное пространство - термин, знакомый любому, занимавшемуся рисованием.

Такое представление японцев о минимализме обусловлено духовными учениями. Пустота, отсутствие наполнения - одна из трех характеристик существования в буддизме. Буддизм, в различных формах плотно вплетенный в культуру Японии, завещает довольствоваться тем, что имеешь, - и эта нарочито смиренная догма может оказаться полезной даже для далеких от любой религии людей. Другой столп - синтоизм - закрепил представление о том, что чистый дом - залог удачи, даже если сегодня большинство не ассоциируют это с благосклонностью божеств напрямую. Само слово «кирэи», то есть «чистый», также обозначает «красивый». Японская духовная чистота напрямую связана с физическими ритуалами, например мытьем рук, и общей внешней опрятностью.

Впрочем, в современной Японии многие люди склонны к избыточности - с этого откровения Кондо начинает свою книгу. Хорошо, что мастер уборки никогда не видела советских антресолей. И наша, и японская склонность хранить всё нужное и не очень возникла по схожим причинам - виной тому послевоенная бедность и поздний приход рыночной экономики. Мари Кондо уверена, что если люди избавятся от действительно ненужных вещей, то станут намного счастливее. Оставив в стороне мистическую составляющую, которой предпочитает придерживаться Кондо, остановимся на фактах. Чистое, незахламленное пространство, в котором находится человек, может значительно улучшить его психологическое состояние. Аккуратная комната помогает бороться с депрессией, тревогой и всеми прилагающимися последствиями, лучше спать и вести куда более продуктивную жизнь.

Кондо уверяет, что, наводя порядок в комнате, мы наводим порядок в голове. Безусловно, чистая квартира или офис магическим образом не избавят ото всех проблем, но точно помогут подойти к их решению спокойно и рассудительно. Обилие вещей может стать причиной дополнительных переживаний: чем меньше времени будет потрачено на поиски, стирку или, например, перекладывание с одного места на другое, тем больше времени освободится для собственно жизни.

Максимальная визуальная нейтральность повседневных вещей также помогает мозгу расслабиться, пока вы дома. Многих смущает предложение Кондо снимать ярлыки с косметики или банок - как же тогда человек будет знать, что именно у него в руках. Но это лишь вопрос приоритетов: если благодаря бланковым флаконам и банкам вам станет легче на душе, то наверняка запомнить, где шампунь, а где пена для ванны, будет несложно.


Будьте благодарны

Как известно, японцы - очень вежливая нация. Это отражается и в языке: многие знают, что в японском есть несколько регистров вежливости, которые используются в зависимости от ситуации. Мари Кондо признаётся, что каждый вечер благодарит - вслух или про себя - сумку, с которой она ходила целый день. Многих западных читателей это шокирует: книга про уборку подсовывает вместо практических советов странный антропоморфизм. На этом «причуды» профессионального наводителя порядка не заканчиваются: Кондо требует доброго отношения к уставшим носкам, а сама всегда здоровается, приклонив колени, с домом клиента.

Синтоизм - собственно, японская религия - подразумевает, что духи живут везде. По сути, такое одушевление самых разных предметов - это язычество: взять к примеру легендарную песню про бога туалета и то, почему мыть унитаз не стыдно. Да, японцу не кажется странным сказать предмету спасибо, но это вовсе не означает, что человек представляет, как по ночам его сумка оживает и постанывает от усталости. Такое одушевление говорит куда больше о самом человеке, чем о предмете. Оно помогает примириться с миром и подвести черту или же, наоборот, приступить к делу, настроившись на него, как поступает Кондо - поклониться дому согласно правилам поведения в синтоистских святилищах.

Испытывая чувство вины перед свитером, мы одушевляем его куда сильнее,
чем синтоистский жрец

Не стоит забывать, что разные культуры приходили к одним и тем же выводам своими путями (чего стоит история открытия лекарства от малярии, за которое в этом году вручили Нобеля по медицине), и уборка здесь не исключение. Умение быть благодарным подразумевает не только послушание - в большей степени оно отражает внутренний психологический настрой человека. То, что Кондо объясняет при помощи духовности, можно трактовать с точки зрения психологии.

Человеку важно напоминать, что вещь, которой он обладает, - это результат коллективных сил, вложенных в нее: его собственного труда, того, кто ее продал, привез, произвел, придумал. Консюмеризм порождает полное обесценивание всего, что нас окружает. Это, в свою очередь, делает нас не просто неблагодарными, но и откровенно несчастными. Необязательно говорить своей сумке буквально «спасибо!» просто потому, что так написано в книге Кондо. Постарайтесь подойти к покупкам максимально осмысленно - тогда и удовлетворения от них будет больше, и получится придушить вечный страх, что у соседа-то трава зеленее.

Интернет привык шутить о проблемах первого мира, однако одними насмешками ничего не изменить. Куда эффективнее будет переучить себя мыслить новыми категориями, посмотрев на имеющиеся объекты как на привилегию. Кондо предлагает, по сути, несколько практических упражнений, полезных для психики, в их числе - привычка к осознанному потреблению. Западных читателей удивляет разговор с предметами, при этом ежедневное чувство вины по отношению к вещам, от которых жалко избавиться, предстает чем-то нормальным. На самом деле всё наоборот: испытывая чувство вины перед свитером, мы одушевляем его куда сильнее, чем синтоистский жрец. Так почему бы не сказать старой вещи спасибо за ее службу и не отпустить с миром?


Подходите к обладанию осознанно

Кондо постоянно говорит о том, что ее самый важный критерий во время очищения домов от хлама - это ответ на вопрос, доставляет вещь радость или нет. Сложно поспорить с тем, что если вокруг будет только самое любимое, то находиться в таком пространстве будет действительно приятно. Многих возмущает такой подход, потому что какие-то вещи, кажется, по определению не могут вызывать восторг - например, держатель для туалетной бумаги. Однако и здесь можно попасть в ловушку слишком буквальной интерпретации.

Простую мысль Кондо можно переформулировать как «покупайте вещи осознанно» или «не разменивайтесь по мелочам», ну или просто назвать это «культурой быта». Вот простая параллель. Известно, что масс-маркет-одежды производится в разы больше, чем необходимо потенциальным покупателям, и весь ее рынок превратился в порочный круг искусственного стимулирования потребления. Мы хотим еще и еще, не задумываясь о том, насколько нам это нужно.

Та же история с абсолютно всеми вещами в нашей жизни. Не обязательно любить свою сырорезку и украшать ее кристаллами Swarowski. Но если она будет удобно лежать в руке, занимать нужный объем в ящике, не тупиться и так далее - это ли не сырорезка вашей мечты? Когда все нужные вещи вокруг - те самые, то можно больше не думать, чего бы еще такого прикупить. Кондо предлагает простое упражнение: задавать себе вопросы в духе «а зачем мне это нужно?» до победного конца, встречая каждый ответ новым вопросом - «почему?». Так можно постепенно снять шелуху внешних наслоений и признаться себе в том, что же на самом деле нас устраивает или не устраивает.

Кондо не зря сравнивает уборку с буддистской медитацией. О том, что это такое на самом деле, стоит спросить у тех, кто ее практикует, однако одним из важных следствий медитации всегда становится более осознанное отношение к миру, и вещам в том числе. Мари Кондо признаётся, что любит складывать вещи, а иногда доставать и трогать те, что убраны далеко, и таким образом поддерживать диалог со своей одеждой. Японка сравнивает это с «тэатэ», «наложением рук» - видом традиционного лечения.

Если вы не фанат односторонних разговоров - можно посмотреть на это иначе. Все движения руками и пальцами, то есть та самая мелкая моторика, активизирует когнитивные процессы, помогает нам думать и анализировать. Это всё тот же путь к осознанности, постоянное напоминание о том, что уже есть, и как реальны, а не эфемерны эти вещи. Материальность напрямую связана с другим японским культурным концептом, пестрящим на вывесках сетевого кафе. «Ваби-саби» подразумевает, что жизнь несовершенна, а сколы, трещины и шероховатости придают предметам особую красоту и наполняют их историей - это, кстати, тоже происходит из буддистского учения, в данном случае связанного с бренностью и непостоянством.


Живите настоящим

Пресловутое наложение рук, о котором мы говорили выше, - отличное упражнение, чтобы найти себя в конкретном моменте, здесь и сейчас. Рассеянное внимание - бич современности. Мы всё время вынуждены переключаться с одного уведомления на другое, перескакивать между экранами монитора и смартфона, работой и домом. Такое положение дел не дает зацепиться за одно конкретное переживание и может повлечь общее чувство неприятной отстраненности от происходящего. Не помогает и FOMO (fear of missing out) - страх не успеть взять от жизни всё, тем более когда друзья в инстаграме живут полной жизнью и принимают как будто бы (на самом деле, конечно, нет) только правильные решения.

Дзен-буддизм, в различных формах существующий в Японии, построен на том, что жизнь - это здесь и сейчас. Японская культура возвела умение находиться в моменте в настоящее искусство. Времена года сменяются в Японии не в пример нашим куда более плавно и четко, и в каждый из них принято принимать участие в коллективных событиях, продиктованных этой традицией. Осенью это любование осенним кленом и луной, весной - сакурой и сливой, всё лето же пускают фейерверки. Осознание времени года играло для японцев большую роль: под него, если средства позволяли, было принято подбирать узоры на одежде, еду и сладости, а также указывать отсылки на него в письмах и поэзии.

Не стоит стыдиться ошибок и неудач, лучше примириться с ними и оставить позади,
и выбрасывание предметов в этом поможет

Другой способ достичь схожего с буддистской медитацией эффекта Кондо объясняет на примере своей клиентки. Она просила ее визуализировать свою идеальную жизнь; то, чего бы ей хотелось, когда клиентка возвращается домой. Конечно, всё это работает в уже заданных жизнью рамках: если вы хотите возвращаться во дворец, устланный шкурами, а сами живете в однушке на отшибе, то ничего не получится. Однако такая визуализация - неплохое терапевтическое упражнение, которое позволяет не отвлекаться и сосредоточиться на себе и своих желаниях.

Избавление от вещей, которые символизируют закончившиеся отношения, помогает мысленно подвести черту, а также задать себе вопрос, почему именно вы за них цепляетесь. Закончить с прошлым и жить настоящим - очень буддистский подход. Как и с вещами, отжившими свое, Кондо предлагает читателям не стыдиться ошибок и неудач, а примириться с ними и оставить позади, и пусть выбрасывание предметов в этом поможет. Ее постоянные призывы слушать свою интуицию - это, по сути, предложение не откладывать жизнь на завтра, когда случится что-то невероятное, потому что это невероятное, возможно, никогда не произойдет, а вот время обязательно закончится.

Большинство соображений Кондо вполне универсальны, несмотря на их кажущуюся наивность или особый культурный контекст: пользуясь ее же подходом, в них стоит видеть суть, отсекая детали. Ведь даже рекомендацию «быть женственной» дома с помощью «красивой» одежды, обусловленную патриархальными японскими традициями, можно трактовать так, что дома жизнь тоже не останавливается. В конце концов, даже треники и растянутая майка могут быть самым классным домашним нарядом, не вызывающим уныния и приступа апатичного возлежания на диване (что, впрочем, тоже порой нужно).

Дом мечты - минимализм, дети и интерьер в японском стиле August 30th, 2015

Это пост про дом, в который я просто влюбилась. Конечно, вы мне скажете, что в наших условиях такое сделать нереально, и поддерживать такой порядок с детьми невозможно, и что они там просто прибрались перед приходом фотографа:) Но это неважно. Такие дома существуют для того, чтобы ими восхищаться и вдохновляться! Я буду рада, если хотя бы у одного из моих читателей эти фото вызовут такие же эмоции и стремление сотворить дома красоту. Я скомпилировала две статьи из разных источников в один пост, надеюсь, получилось гармонично. Источники указаны в конце поста. Один из них - сайт по теме интерьера и дизайна, поэтому там приводилось много названий фирм и марок, отвечающих за ремонт и дизайн; я позволила себе опустить часть из них, потому что для наших читателей это все равно не очень актуально.

Нью-Йоркский архитектор Такааки Кавабата и его жена, дизайнер Кристина Кавабата, превратили бревенчатый дом 1960х годов в потрясающее пространство с открытой планировкой, в архитектуру которого "встроены" семейное единение и жизнь без излишеств. Поразительно то, что это не просто жилой дом, а дом для семьи с двумя маленькими детьми!

Такааки и Кристина верят, что эстетика ультра-минимализма и маленькие дети совместимы, а открытое пространство с минимумом игрушек и вещей - залог домашнего уюта. Приходя к ним в дом, люди бывают шокированы тем, как они живут и растят детей - без игрушек и разбросанного повсюду хлама. Кавабата смеется, что их называют тибетскими монахами.


Им пришлось выбросить половину своих вещей, когда они переехали в этот дом. Они объясняют свою философию так: мы любим то, что имеем, и стараемся не тратить впустую; всё остальное можно поменять.


Перед семьей Кавабата стояла задача перебраться из Уильямсбурга (Бруклин), где их арендная плата выросла в 4 раза за два года, в сельскую местность в пределах досягаемости для ежедневных поездок на Манхэттен.

На первый взгляд, срубовой дом в 100 кв.м. выглядел настолько ужасно, что риелтор извинился перед Такой, что отнял его время. Прежде чем сесть на поезд до дома, Така позвонил Кристине, сказать что ничего не удалось. Но к тому моменту, как его поезд достиг Нью-Йорка, и он успел взглянуть на планировку дома, он перезвонил, чтобы сообщить, что они нашли то, что искали.

Образцом для дизайна послужили японские общинные дома из одной комнаты - минка - которые строили в 17 веке. Така, архитектор в третьем поколении, вырос в таком доме в одну комнату на острове Исикава. Он вспоминает, что там не было отопления, поэтому когда мать готовила еду, бабушка вязала у огня, и все члены семьи были всегда в одной комнате.

Дом расположен на 2,5 акрах земли в лесу и был построен в 1960х как срубовой дом. Така решил заменить срубы панелями из черного кедра, в стиле традиционных японских деревенских домов. Изначально он намеревался использовать shou sugi ban, жженое дерево, но не нашел правильного кедра и вместо этого использовал морилку. Процесс перестройки проходил не без проблем: Така нанял и уволил двух подрядчиков, которые не укладывались в сроки и не удовлетворяли его вкусу. В итоге он сам делал большую часть работы по выходным, с помощью семьи и друзей - "мой отец приехал из Японии, чтобы помогать мне крепить сайдинг, а моя мать помогала чинить каминную трубу, мы разбили лагерь на территории, а соседи приносили нам обеды". Дом стоил 335 тыс. долл., а ремонт вышел в 50 тыс. долл. и занял год.

На фото сверху: дети (Тодзаи, 6 лет, и Акари, 3 года) играют на скамьях и стульях, сделанных их родителями из остатков дерева. Как и все дети, они привлекают внимание взрослых танцами, песнями, показывают свои рисунки. "Дети всегда удивляют и восхищают нас," - говорит Кристина. "Когда нет стен, всегда есть общение," - добавляет Такааки.


Для создания открытой планировки пришлось убрать много стен и консультироваться с инженером, чтобы убедиться, что это осуществимо и допустимо. Основной этаж занимает 102 кв.м., а спальный - 18,5 кв.м.

Интерьер состоял из кучи маленьких, темных комнат, никак не связанных с внешним миром. Така исправил ситуацию, сделав в крыше с северной стороны окно 6 на 2 метра, плюс ряд окон на южной стороне. Он спланировал размещение окон с учетом того, как перемещается солнечный свет в течение дня.

Така и Кристина сконструировали обеденный стол с видом на горы. Чтобы придать дому цельный вид, они покрасили в черный цвет старые дубовые и кленовые полы.


В гостиной - минималистичный камин со сланцевым очагом в отдельно стоящей стене. Всю мебель легко передвигать, и пара часто меняет расстановку.

Окно в крыше, хребет дома, - это коммерческая модель, сделанная A.I.A. Industries. Ее доставили в трех частях, и Така нанял местных профессионалов, чтобы установить ее, но прежде чем работы начались, он сам поднялся на крышу с командой, чтобы проверить все детали. Открытые балки такого типа, он говорит, привычны для японских домов: "это самый дешевый способ стабилизировать конструкцию крыши, мне нравится идея подчеркивания простой конструкции".

Така и Кристина выбрали жизнь в доме, где каждый объект на виду и тщательно выбран. На этом шкафчике выставлены некоторые из их любимых вещей.

Кухня находится в дальнем конце комнаты (а холодильник и плита спрятаны за стеной). Така собирал раковину в спешке, прежде чем семья въедет в дом, из частей, купленных в Home Depot (крупнейший ритейлер инструментов для ремонта и стройматериалов - прим.перев.). Он использовал покрашенные в серый цвет металлические ножки, большую раковину из нержавейки, которая у них уже была, и столешницу из клееной фанеры, покрашенной в два слоя морилкой под грецкий орех. Стальная лестница, сделанная соседской фирмой по дизайну Таки, ведет на второй этаж, где Така и Кристина спят.

Промышленные металлические полки хранят все самое необходимое для кухни (больше кухонных припасов хранится за стеной). Чикагский кран - "самый утилитарный выбор", говорит Така. "Архитекторы любят его за цену и функциональность".

Металлическая ширма, обмотанная струнами, отделяет угол жилого пространства под комбинацию детской игровой/спальни, шкаф и художественную галерею. "Мы думали о ширмах сёдзи, но они слишком хрупкие для дома с маленькими детьми," - говорит Така. - "В конечном счете, мы, возможно, сделаем бумажные вставки".

Вся семья вешает свою одежду на металлическую штангу (маленький чердак на втором этаже очень удобен для хранения внесезонной одежды и детских постельных принадлежностей). Исходный потолок деревянного дома оставлен не заделанным в этой части комнаты.

Детям разрешается устраивать бардак на отведенной для них территории - их спальне - но перед сном они все убирают. Каждый раз, когда они берут свои игрушки, они должны положить их в корзину, прежде чем взять другие. Если они хорошо себя вели друг с другом и в школе, они могут попросить поменять используемые игрушки на другие, те что хранятся в подвале. Недавно Тодзаи, ученик первого класса, начал осознавать, что не все живут вот так. Родители вышли из ситуации, повторяя семейную мантру: со сколькими игрушками ты можешь играть одновременно? Пока что это срабатывает.

Дети Таки выбрали изображения из книг по искусству для развешивания в галерее. "Они показали мне, что им нравится, я отсканировал страницы и распечатал их. Мы используем металлические зажимы и кнопки".

Каждый вечер, Така и Кристина спускают свернутые футоны детей и постельное белье со спального этажа, и дети сами расстилают свои постели; по утрам, они сворачивают свои постели, чтобы убрать их.

"Мы сделали ширму из белых нейлоновых струн," - рассказывает Така. - "Кристина наматывала и наматывала их на раму".

Така и Кристина спят на втором этаже на футоне с восточной стороны. На втором этаже, как во всем доме, на окне нет штор - "вот в чем прелесть жизни на севере штата, никто не подглядывает," - говорит Така. - "Примерно в 5.30 утра солнце начинает светить в окно, и мы просыпаемся. Это прекрасный мягкий свет. Очень тихо, потому что дети еще спят, мы обожаем это время". Прикроватных светильников тоже нет. "Если мы хотим почитать, мы приносим с собой лампу и включаем ее в розетку. Еще мы используем наши лэптопы". У них нет телевизора, но они смотрят фильмы и мультики на своих компьютерах.

6-метровая отдельно стоящая стена позади кухни скрывает ванную (в отсутствие двери, ее заменяет занавеска, а установка раздвижной двери - один из пунктов в списке задач Таки.

Душ выложен серой перламутровой итальянской плиткой. Пометки на потолочных балках обнаружились во время реконструкции, и Таке понравилась эта деталь.

Така и Кристина спроектировали подвесную сушилку для полотенец.

Вторая сушилка для полотенец прислоняется к стене. Мобиль в стиле Колдера из картона и проволоки - результат совместного труда Таки и детей.

Офис Кристины располагается в полуподвале с окнами в сад. У нее своя компания по интерьерному дизайну, "Такатина", и она работает из дома. Стол сделан из полой двери - "самое дешевое, что вы можете найти в Home Depot" - и металлических ножек от козел для пилки дров. Стул - MR Chair от Knoll - был бОльшим транжирством ($1200).

Жизнь в доме из одной комнаты идеальна сейчас, пока дети маленькие, но семья планирует расширить строительство в будущем - построить еще один дом площадью 140 кв.м., соединенный со старым домом открытым переходом.

В статье прослеживается значение пустоты для японской культуры, рассматривается концепт пустоты в дзэн-буддизме, влияние данного направления на японскую культуру и японский минимализм в интерьере. Даны основные понятия эстетики ваби саби. Исследуются понятие «центр » и расстановка акцентов в японском доме. Отдельно рассмотрено направление современной архитектуры минимализм и роль пустоты в нем.

Пустота как основа японского минимализма

Одной из важнейших особенностей японской архитектуры как традиционной, так и современной, является наличие больших объемов пустого пространства. Отношение к пустоте, пустому пространству на Западе и на Востоке существенно отличается, однако активно используют концепт пустоты, например, минимализм и постмодернизм .

Пустота в современном японском минимализме связана с древними религиозными представлениями и идеями Дзэн, она сакральна, а значит, наделена смыслом. В национальной религии японцев — синтоизме — существовало особое отношение японцев к природе и к пустоте, связанное с обожествлением рек, гор, животных, растений и деревьев.

В синтоизме имелось священное пустое пространство перед храмом, где, как считали люди, обитали боги. Такое место огораживалось соломенной веревкой и засыпалось белой галькой; здесь верующие возносили молитву и приносили в жертву богу рис или рисовое вино. То есть пустое пространство обладало сакральным смыслом, являлось священным местом . Оно не воспринималось как отсутствие, недостаток, а, наоборот, заключало в себе божественное присутствие.

Японский минимализм также восходит к идеям дзэн-буддизма. «Согласно доктрине дзэн, реальность — это отсутствие действия, пустота — это истина, а высший смысл всего — это нечто грандиозное и неподвижное» .

Эстетические принципы ваби и саби

Дзэн пришел в Японию в XII в. и оказал большое влияние на различные аспекты японской жизни — не только на духовную жизнь самураев, но также на художественное выражение жизни образованными и культурными слоями общества. — можно сформулировать как «красоту простоты» .

Ваби в действительности означает «бедность»; быть бедным, значит не зависеть от мирских вещей — богатства, власти, репутации — и в то же время чувствовать присутствие некоего внутреннего неоценимого сокровища, находясь вне времени и общественного положения, — вот что составляет сущность ваби.

Саби состоит в неотесанной естественности или архаическом несовершенстве, явной простоте или легкости исполнения, богатстве исторических ассоциаций (которые, однако, могут не всегда присутствовать).

Таким образом, дзэн привнес в японское искусство отсутствие равновесия, асимметрию, бедность, саби и ваби, упрощение, одиночество. Идеи такого рода составляют самую яркую и характерную особенность японской культуры.

Архитектура пустоты. Центр

В архитектуре Японии это проявилось в том, что японцы не боялись пустоты, свободного пространства при конструировании своих сооружений. И внутри, и снаружи присутствует пустота. В японском доме именно акценты на единичные художественные произведения оформляли пространство комнаты и имели особый философский смысл, который хотел придать своему жилищу хозяин. В феодальный период появилась идея красоты пустого пространства. Она распространилась не только в архитектуре, но и в литературе, и в живописи, влияла на образ жизни японцев. Считалось презренным и безвкусным иметь много вещей, говорить много слов .

Ч. Дженкс — английский критик архитектуры — исследовал термин «постмодернизм» в современной архитектуре. Он отмечал, что в архитектуре постмодернизма происходит возвращение к отсутствующему центру . Архитектурный ансамбль или произведение искусств исполняется таким образом, чтобы все элементы были сгруппированы вокруг единого центра , но место этого центра — пусто. Интересно, что принципы, сформулированные современным критиком архитектуры Ч. Дженксом, легко можно сравнить с традиционными чертами японской культуры и архитектуры.

В западной традиции пустота часто имеет негативное значение (как бедность, одиночество, опустошенность, недостаток чего-либо), поэтому она выступает, скорее, как основа хаоса, синоним небытия. «Философия небытия — это в целом новая для европейцев философская парадигма, восточной же культуре она более близка: индуистское великое растворение мира и его проявление — День и Ночь Брамы; беззвучные, невидимые, глубочайшие врата рождения мира — Дао у китайцев. Философия небытия предлагает нетрадиционный взгляд на мир и рисует непривычную картину мироздания»

Японский минимализм

Стремление к пустоте в современной архитектуре выразилось в минимизации формы, то есть в геометризации и отказе от декора, и, как вариант, в примитивизации, то есть в упрощении формы. Особую популярность завоевывает стиль минимализм . История минимализма начинается в Японии, именно японский минимализм зародил основные принципы современного направления, такие как использование натуральных материалов и небольшого количества мебели . Сегодня минимализм стал одним из самых популярный направлений, но, несмотря на свою внешнюю простоту, остается достаточно дорогим удовольствием.

Основой для минимализма на Западе стал в начале века геометрический абстракционизм П. Мондриана и группы Де Стейл . Минимизация формы привела к абстрактности, отходу от образности в изобразительном искусстве, а затем была перенесена в сферу средового дизайна и архитектуры. Идеи минимизации формы, лишенной декора, были подхвачены функционалистами , и форма стала упрощаться из соображений утилитарности.

Поскольку в широком смысле слова минимализм — это редуцирование формы, отметим, что поэтому в нем ценится пустота, отсутствие, а не присутствие объектов (отсюда роль белого цвета как пустоты в минимализме). Минималистский интерьер стремится к «развеществлению» и служит фоном для человека .

Дизайн в стиле минимализм

Дизайн в стиле минимализм требует выбора минимального количества рабочих цветов . Самая распространенная комбинация — это использование светлых, нейтральных тонов , таких как серые и белые оттенки. Для традиционной японской архитектуры также характерно использование серого цвета, который Кисё Курокава называет «рикю».

Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света , когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение стараются освободить от внутренних перегородок . Большие окна , насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром , делая его частью интерьера.

Минимализм в интерьере и человек

Мы видим, что осмысление пустоты, красоты пустого ничем не заполненного пространства, приобрело популярность в современной архитектуре Запада. Использование неукрашенных природных материалов в отделке внешних и внутренних интерьеров также сближает минимализм и японскую национальную архитектуру. Такое стремление к пустоте дает человеку ощущение свободы от ненужных излишних вещей, спокойствие, умиротворенность ..

Современный человек рассеивается и лишается путей, его утомляет односложность простоты. Однако те немногие, кто ценит вечное, истинное, находят пути внести в свою жизнь осмысленность, духовность, радоваться простоте.

В статье использованы материалы Сытник Вероники Михайловны, кандидата философских наук, доцента кафедры философии Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Пожалуй, у каждой из нас бывает настроение, когда хочется выбросить из дома весь хлам – лишнюю мебель, диванные подушки-пылесборники, ковры, вазы, статуэтки, картины неизвестных художников, купленные на рынке. Зачем вам собрания сочинений Пушкина, Драйзера, Короткевича, Голсуорси, если вы все равно никогда не будете их перечитывать? А учебники по французскому языку, который вы уже лет десять планируете подтянуть «для себя»?

Вдобавок преследует жгучее желание не перестирывать каждый год одежду, которую никто не носит, и комплекты постельного белья «советской эпохи», занимающие полшкафа (зараза, и не рвутся же!). А там и до шкафов-комода-трельяжа недалеко. Хочется избавиться от них вместе с опостылевшим содержимым. Сделай мы все это, в квартире воцарился бы один из самых модных ныне стилей – минимализм, а мы вздохнули бы легко и свободно. Одной из самых популярных этнических разновидностей минимализма является японский – о нем и поговорим.

Восток – дело тонкое

В понимании славян – это «полнота» помещения с его деталями, создающими пресловутую «домашнюю обстановку». Это игра цветов в интерьере, шторки с рюшами, картины (а где-то до сих пор и ковры), вазы, коврики, лампы, любимые сувениры в каждом углу и в горшках по всему дому. Я уже не говорю про рога лося в прихожей и шкуру медведя в зале, что тоже не редкость.

В понимании жителей Востока уют – это пустота, которая позволяет расслабиться, не напрягая чрезмерной детализацией в интерьере. Согласно фэн-шуй свободное пространство – это необходимое условие свободной циркуляции благоприятной энергии Ци. Она не должна постоянно «натыкаться» на какие-то предметы в квартире, делающие из вашего жилища подобие «графских развалин».

Многие из нас уже сумели оценить преимущества незаполненного пространства. Особенно в моменты переездов, когда даже единственная комната в «однушке» кажется такой огромной. Правда, только до того момента, как мы заполняем ее мебелью и вещами, и она вновь становится малюсенькой, где «невозможно развернуться».

Но все-таки тенденция усиливается. На свалке (или на даче) оказывается все больше огромных диванов, кресел, трельяжей, торшеров. Их место занимают так модные ныне диваны-книжки, которые в неразложенном виде занимают совсем немного места. Компактные ноутбуки и нетбуки «взашей» выталкивают из нашей жизни огромные бандуры-компьютеры с их гигантскими системными блоками, мониторами (особенно не ЖК) и клавиатурами. То же самое происходит и с телевизорами, и даже с кухонной техникой (например, такое современное устройство, как аэрогриль, выполняет функции целых 10 бытовых устройств!).

Справедливости ради следует отметить, что минимализм получил такое широкое распространение в Японии не только по соображениям эстетики. Дело в том, что существование в стране с капризным климатом побуждало японцев строить жилища, которые легко восстанавливаются после землетрясений. Опасность погибнуть под стенами из бамбука, даже если он полностью разрушится во время бедствия, ничтожна.

Традиционный японский дом

Традиционный японский дом – это легкость и открытость построек, общий принцип горизонтальности внутренних помещений и изящные раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука. Продолжением интерьера является пейзаж, потому что японский дом – это почти всегда часть сада. В нашем интерьере реализовать эту особенность японского стиля можно с помощью раздвижной стены на террасу или зимний сад.

Основной источник освещения в доме – это дневной свет, который создает наилучшее движение Ци. Поэтому в Стране Восходящего Солнца совершенно особое отношение к светильникам со слабым матовым светом. В Японии светильники скорее подчеркивают полумрак, чем освещают помещение.

Пол в японском доме застилают циновками из соломы, чтобы было комфортно не только ходить по ним, но и сидеть на них (а также спать!).

Вообще японский дом – это полупустой дом, так как отсутствие лишних предметов является главным принципом минимализма. Если в жилище и есть какие-то предметы искусства, типа картин, статуэток, то для них созданы специальные ниши, и они не привлекают к себе так много внимания, как стоящие на видных местах вещи.

Уютная пустота и другие особенности

Для оформления своего дома в японском стиле не нужно стараться изо всех сил копировать традиционное японское жилище – следует лишь следовать основным правилам.

Материалы. Начинать нужно с «нуля», то есть с отделочных материалов, потому что вам вряд ли удастся создать японский стиль в комнате с линолеумом и обоями в цветочек. Все используемые материалы должны быть натуральными, поэтому для пола выбираем доску или натуральный отделочный материал под циновку. Отдаем предпочтение подвесному потолку, который разделен на квадраты деревянными планками. В качестве компонентов покрытий выбираем такие растительные материалы, как соломка, рафия, джут, сизаль, бамбук и другие. Стены в прямом смысле слова «голые», то есть светлые, однотонные, без украшательств.

Цвета. Минимализм предполагает и минимальное количество цветов в оформлении интерьера. Приветствуются, прежде всего, белый, черный, серый, а также кремовый и его оттенки. Чтобы «разбавить» спокойствие, при желании можно добавить один яркий элемент.

Организация пространства. В доме, оформленном по «японским правилам», много свободного пространства. Здесь нет стен, есть лишь условное разделение на «функциональные зоны» с помощью перепадов пола и раздвижных перегородок, ширм и занавесей. Меняя их местами, вы можете постоянно видоизменять интерьер – в зависимости от потребностей (например, «понаехавших» родственников) и настроения. Это очень важно, учитывая, что однообразие приедается и периодически хочется чего-нибудь новенького.

Окна. Японский минимализм не приемлет штор – особенно в традиционном их понимании. Если вы не мыслите своего жилища без штор, остановите выбор на японских панелях (они же японские шторы или жалюзи). Это тканевые или тюлевые прямые полотна с креплением на специальном многослойном карнизе и с утяжелительной планкой. Японские карнизы привлекательны, прежде всего, вариативностью системы раздвижения – шторы можно двигать в разные стороны. Кроме того, вы можете моделировать силуэт шторы, что дает безграничное поле для фантазий.

Мебель. Красота «по-японски» исключительно лаконична и лишена излишеств. Главный принцип эстетики в Стране Восходящего Солнца – «все лишнее безобразно», поэтому вам предстоит неизбежное расставание с малофункциональными предметами. В доме следует оставить только самые необходимые предметы, а все вещи пристроить во встроенные шкафы. Не помещаются? Самое время выбросить или раздать то, чем вы давно не пользуетесь.

Мебель в стиле японского минимализма – это тоже особый , для которого характерны прямые линии, четкие и гармоничные сочетания геометрических форм и объемов. Зачастую это мебель прямоугольной, почти кубической формы, которая как раз сегодня в моде. Обивку выбираем светлую, однотонную, с гладкой фактурой.

С точки зрения минимализма, идеальным материалом для стеллажей, полок и столиков будет стекло и метал.

Освещение. Особое внимание в японском минимализме уделяется освещению. Света должно быть много, поэтому не ограничивайтесь одним светильником. Вместе с тем, источники искусственного освещения должны быть простыми и малозаметными.

Восточные мотивы. Что же украшает квартиру в стиле японского минимализма, если элементы декора находятся под запретом? , бонсай и изображения иероглифов (разумеется, со смыслом!). И это всё, потому что дом – это вам не музей, в котором «есть чего посмотреть». Он создает атмосферу спокойствия и умиротворенности, расслабляет после насыщенных будней и наполняет новой энергией. Причем не только в «глобальном» смысле. Одно то, что вам не приходится постоянно вытирать с предметов декора пыль, намного облегчит жизнь и сэкономит время на уборку. Кроме того, минимализм как нельзя лучше подходит для наших, далеко не голливудского размера, квартир, где каждый кусочек пространства на счету.

Японский минимализм в жизни

Японский минимализм медленно, но уверенно проникает и в российский интерьер. Мы устали от пышности классического стиля, элитной роскоши. В современной жизни катастрофическая нехватка размеренности и простоты. Люди, которые на деле из себя ничего не представляют, пафосно толкаются в метро и обсуждают вещи, которые никогда не смогут себе позволить. От всего этого порой так и хочется убежать на край света. Но этот край, можно найти и у себя дома. Сегодня мы перенесем часть Японии в квартиру площадью 165 квадратных метров, покажем как правильно оборудовать и на какие нюансы стоит обратить внимание - японский минимализм в московской квартире.

Четырехкомнатная квартира в Москве давно требовала ремонта. Дизайнеры решили привнести в ее интерьер философской эстетики Востока. Получилось эргономично, легко, без лишних отвлекающих деталей. Но при этом никто не отказался от современных технологий - бытовая техника гармонично вписалась в обстановку.

Чтобы в квартире семье из четырех человек не было тесно, сделали солидную перепланировку. В итоге: просторная гостиная, совмещенная кухня и столовая, две независимые детские комнаты и спальня родителей. На лоджии установили окна во всю высоту и благодаря инновационным технологиям их можно затемнить - нажимаем на пульте кнопку и стекло тускнеет, приобретая матовый оттенок. Подобная функция не нова, но зато спасает от летнего знойного солнца. Тем более, что лоджия расположена на восточной стороне дома.


Детская комната юного музыканта. Интерьер квартиры выполнен в японском стиле. Минимум деталей, много света, натуральные материалы

От плинтусов отказались. Теперь на границе стен и пола удобно разместилась неглубокая ниша. Соединение с потолком аналогичное. Добавили только диодную подсветку. Освещение играет роль не просто источника, оно перестраивает восприятие объемов и форм. Это особенно важно в интерьере в японском стиле.

Обстановку создали в светлых тонах: белый потолок, светлый деревянный паркет и напольная керамическая плитка, нежные оттенки мебели цвета амендола и акации. Только полосатые яркие кресла в столовой выбиваются из общего настроения. Дизайнеры сделали это специально. Иначе монотонность усыпила бы. Насыщенные акценты важные в японском стиле. Гостиную украшает токонома с гравюрой.

Токонома (яп. 床の間) - неглубокая ниша в стене традиционного японского жилища. Человек, сидящий спиной к священной токонома, в которой хранятся традиционные ценности дома, сам оказывается на уровне почитаемых ценностей. Раньше внутри токономы ставили семейные реликвии или икебану - цветочная композиция, сегодня - телевизор.

Вся мебель изготовлена под заказ. Только натуральные материалы: дерево, керамика, текстиль.

Японский минимализм (фотогалерея)


















 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!