Тосты на завтрак с авокадо и яичным салатом. Обезьяны - сборщики растений

Создание гербария - отличный способ поиграть в ученого-ботаника, больше узнать о растениях и выявить в ребенке исследовательскую жилку. А кроме того, гербарий позволит проявить и навыки рукоделия, ведь это почти скрапбукинг, только с познавательным эффектом.

Сегодня это увлечение незаслуженно забыто, а ведь когда-то каждую осень мы собирали красивые желтые листья и складывали между страницами книг. В магазинах продавались специальные альбомы для гербария, а на уроках ботаники шла борьба за самый информативный и разнообразный гербарий. Предлагаем вспомнить, как это было, и привлечь для сбора гербария ребенка.

Итак, этап первый. Сбор и идентификация растений

Собирать растения можно и в дикой природе: в поле, в лесу, в горах, и даже у себя во дворе. Ребенок будет удивлен огромному многообразию растений: раньше он мог и не замечать, как их много. Обращайте внимание ребенка на необычный цвет, запах, размер листьев и цветов. Поощряйте ребенка, если он правильно называет растения, но при этом рассказывайте ему о новых видах.

Осенью у многих растений есть не только листья и цветы, но и коробочки с семенами – их тоже можно собрать для гербария. Постарайтесь уделить внимание всем частям растения: плодам, корням, стеблям.

Идентификация растения – этап сугубо исследовательский. Если вы сомневаетесь в определении, откройте с ребенком энциклопедию, поищите растение в интернете или поспрашивайте у знакомых. Делайте акцент не только на внешнем виде растения, но и на его свойствах. Расскажите ребенку, что бывают лекарственные растения, а бывают вредные для здоровья.

Этап второй. Сушка

После того, как вы собрали гербарий, его необходимо высушить. Лучше и проще способа, чем сушка в книгах, еще не придумали. Книжные страницы забирают много влаги, и растения за короткий срок становятся сухими и ровными.

Этап третий. Создание альбома для гербария

Теперь сделаем альбом для гербария. Для этого вам понадобится картон с отверстиями, клей, а также несколько страниц из кальки или пергамента. Можно даже использовать пергамент для выпечки.Вклеивайте высушенные листья, цветы и плоды растения на страницы альбома, а затем подпишите название растения.

В нашем случае альбом делал ребенок 5-ти лет. Если гербарий делает ребенок постарше, то он может подписать русское и латинское название, а также описать место, где было собрано растение.Можно сделать и более развернутое описание: указать запах, вкус, лекарственные свойства.

Во время сборки альбома каждый лист картона перекладывайте листом пергамента. Вклеивать растения принято только на одной стороне разворота. Затем скрепите альбом кольцами или лентами.

Ребенку будет интересно собирать гербарий где-то в путешествии: там, где растения не похожи на те, что растут в его родном городе. К тому же, такой гербарий будет отличным воспоминанием об отпуске.

Умеете ли вы сушить листики-травинки? «Конечно! Что в этом сложного?», – скажет мама, увидев в дневнике запись «Принести засушенные листья и цветы». Вышли на улицу, нарвали чего-попало, прогладили утюгом – готово! Держи, доча, неси на урок труда. Стоп! Не все так просто, давайте разберемся без спешки.

Что такое гербарий?

С детства знакомое слово «гербарий» в дословном переводе с латинского звучит как «трава» и подразумевает засушенные растения. «Википедия» рассматривает и более широкий смысл этого слова – это здание, в котором хранят коллекции засушенных растений или даже учреждение, которое занимается организацией и обработкой засушенных коллекций. Крупнейшие гербарии мира находятся на базе музеев, ботанических садов.

Не всегда мы, конечно же, собираем растения так, как того требует классически составленный гербарий (все части растения, вместе с корнем и увядшими листьями), да и альбомы с подписанными на листах названиями, местом и датой сбора делают разве что заядлые ботаники.

Большинство мам и пап в детстве наверняка засушивали растения в книгах, называя это «…мы собирали гербарий», подразумевая высушивание отдельных частей растений в плоском виде. На самом деле, гербарный метод сушки растений (под прессом), далеко не единственный, и в зависимости от того, для чего мы в дальнейшем хотим использовать травы и цветы, можно воспользоваться и другими методами.

Гербарный метод (прессование)

Гербарный метод позволяет высушить растения в плоском виде. Дино подготовил специальный подробный мастер-класс о том, как сделать это правильно. Смотрите .

Все просто. Берем толстую книгу и укладываем в нее растения, пропуская несколько страниц. Кладем книгу под пресс и через пару дней перекладываем материал на сухие странички, чтобы не завелась плесень.

ВАЖНО! Берите книгу, которую не жалко испортить, т.к. странички испачкаются соком растений и станут впоследствии сморщенными от влаги. Если вы идете на прогулку, возьмите транспортную книгу с собой, так растения не завянут и не помнутся. Дома вы сможете разложить их в другую книгу или под специальный пресс для окончательной просушки.

Для того, чтобы растения окончательно высохли, может понадобиться от 2 до 4 недель, все зависит от толщины стеблей и бутонов, от наличия влаги. В дальнейшем, удобно хранить их в сухом месте в книгах, рассортировав по видам. Если переложить их в коробки, то со временем, они могут сморщиться, реагируя на влажность в квартире.

Существуют и более быстрые способы сушки растений для гербария – это утюг или микроволновка. Использовать их нужно в редких случаях, когда нужно сэкономить время. Главное, не пересушить материал, иначе он станет хрупким и ломким, потеряет цвет. При сушке утюгом нужно обязательно гладить через бумагу.

Правила сбора растений для гербария

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя.
2. Не вырывать растение с корнем, брать только несколько листиков и цветков, чтобы не повредить все растение.
3. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.
4. Не рвать больше, чем нужно.
5. Собирать листья и цветы разного размера, чтобы в дальнейшем, при составлении цветочных композиций, был выбор (маленькие, большие, раскрытый цветок, бутон).

  • Помните: чем «моложе» цветки или соцветия (1–2 дня), тем устойчивее их окраска. Взятые в конце цветения, они, как правило, при сушке распадаются, теряют лепестки, колер становится тусклым.
  • Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету. Если вы не успели обработать и заложить цветы для засушки, то поставьте их в воду, а на следующий день начните засушивать.

  • Если какие-то цветы пришлось сорвать после дождя, то их ставят в воду и дают высохнуть, а затем засушивают.
  • Можно собирать увядшие цветы: засушенные, они дают графичность и живописность композиции.
  • Лепестки, листья, стебли сушат отдельно. Нельзя закладывать вместе нежные и грубые части растений, так как для них необходим разный груз: для нежных – 8–16 кг, грубых – 20–40 кг и более.
  • У таких пышных цветов, как астра, георгин, пион, роза, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или 3-4) помещают в закладку под пресс. Часть лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5– 10 кг.
  • Пионы разрезают (разрывают) на 4– 8 частей, прокладывают ватой и засушивают. В дальнейшем из таких частей легко и быстро можно монтировать целые цветы.
  • При засушивании осенних георгин нужно брать самые распустившиеся экземпляры. Середина цветка удаляется и заполняется ватой, лепестки приподнимаются рядами, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с лицевой и обратной стороны покрывается ватой.
  • Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом монтировать цветок. Если же сушить цветок тюльпана целиком, то ему нужно дать подвянуть.
  • Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные им цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с несколькими прокладками под грузом не менее 15 кг. Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или бумажные салфетки без рисунка и часто меняют газеты, которые выполняют роль прокладок.
  • Мелкие цветочки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15–20 кг.
  • Розы также сушатся отдельными лепестками или целиком – хорошо подвянувшими.
  • Не выбрасывайте увядшие букеты! Кое-что из них можно взять для будущих панно.
  • Летом и осенью постарайтесь запастись разнообразными семенами, плодами, тополиным пухом, пухом от пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика, осота. Это удивительная «белая краска».
  • Обязательно засушите яркие осенние листья. Перед тем как положить их на сушку, очистите от пыли и грязи мокрой ватой, мягкой тряпочкой. Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что дает возможность создавать прекрасные фоны для композиций.
  • Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно и выскоблить сердцевину. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам.
  • Плотные, кожистые, сочные, а также яркие осенние листья хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу. Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом.

Для чего нужен гербарий?

Детям нравится собирать гербарий. Научите их делать это правильно. Параллельно можно повторять названия растений, сравнивать форму листьев и цветов у разных экземпляров, находить сходства и различия, рассуждать о том, как растение приспособилось к месту произрастания, что помогает ему выжить и добыть необходимое количество влаги, как размножается, когда созревают семена и пр. Информация, которую ребенок может получить во время сбора растений для гербария, запомнится гораздо быстрее той, что прочитана в учебнике.

Ученые МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках проекта «Ноев ковчег» создали один из крупнейших в мире цифровых гербариев - коллекцию отсканированных изображений гербарных образцов из фондов биологического факультета. В процессе изучения и пополнения фондов Гербария ученые опубликовали статьи в журналах Phytotaxa , Plant Ecology and Evolution и PeerJ .


Образцы в коллекции хранятся не случайным образом. Сначала идет сортировка по географическому принципу, а затем - согласно книге индексов. Источник: Гербарий МГУ

«Проект "Ноев ковчег" абсолютно уникален для России, да и для всего мира, - говорит научный координатор проекта, ведущий научный сотрудник Московского университета Петр Каменский. - Основная цель проекта - сохранение, исследование и полезное использование биологического разнообразия нашей планеты. Конечно, этим целям служили и служат многие другие проекты, однако в рамках "Ноева ковчега" мы работаем со всеми возможными типами биологических образцов - от засушенных насекомых до клеток и целых органов человека. Важную часть проекта составляет создание единого биоколлекционного информационного пространства. Иными словами, мы разрабатываем цифровой ресурс, который объединит в себе максимально возможное количество информации о биологических коллекциях. Цифровой гербарий Московского университета - это "первая ласточка" нашей информационной системы, которая наглядно демонстрирует все выгоды глобального подхода к анализу биоразнообразия».

Fritillaria dzhabarae. В коллекции Гербария хранится много образцов, по которым были описаны виды. Такие образцы называются типовыми или голотипами. Источник: Гербарий МГУ

Сейчас цифровой гербарий Московского университета насчитывает 786 000 образцов. Изображения уже доступны для всех желающих на Депозитария живых систем МГУ.

На сегодняшний день цифровой гербарий МГУ имени М.В.Ломоносова занимает первое место в мире по числу отсканированных образцов среди университетских коллекций и шестое место «в общем зачете», уступая лишь коллекциям крупнейших научных центров мира: Парижа, Лейдена, Пекина, Нью-Йорка и Вашингтона.

Гербарий Московского университета (MW) - коллекция мирового значения, первое упоминание о которой относится еще к 1780 году. Это один из ведущих центров изучения и документации разнообразия растений. Объем фондов превышает 1 011 000 образцов. Здесь сосредоточены как ценнейшие исторические реликвии, связанные с именами Карла Линнея и Джеймса Кука, так и обширные материалы последующих исследователей флоры.

Гербарий постоянно пополняется новыми оцифрованными образцами. За последние пять лет сотрудниками МГУ было открыто 60 видов цветковых растений, причем только восемь из них были найдены в России. Только в 2016 году было найдено 16 новых видов растений. Образец каждого растения гербаризируется и предоставляется для коллекции в научное учреждение, с которым сотрудничает ученый. После этого изображение каждого открытого растения попадает и в цифровой гербарий. Также возможно получить для изучения материал из зарубежных гербариев: научные организации узнают, какие растения или географические регионы интересны каждой из сторон, после чего пачки образцов меняют по принципу «образец за образец».


Mandragora autumnalis. Гербарный лист - это своеобразный документ, доказывающий, где, когда и кем было найдено определенное растение. Например, этот образец мандрагоры был найден в Израиле группой студентов с преподавателем 27 января 2014 года.

Все гербарии мира независимо от их ведомственной принадлежности регистрируются в международной базе данных . Им присваивается акроним - уникальный буквенный код, составленный из одной - шести букв английского алфавита (например, K, MW, MHA, SYKO ). Сокращённые названия гербариев используются в качестве универсальных ссылок на место хранения гербарных образцов, цитируемых в ботанических научных работах. В «Индексе» на 2013 год насчитывается 3293 гербария из 168 стран, в которых работает более 10 тысяч ботаников.

Некоторые термины

Крупнейшие гербарии

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положён сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? 1828 г.

Крупнейшие гербарии мира находятся в

Значительную историческую и научную ценность представляет гербарий Карла Линнея , хранящийся в Лондоне.

Крупнейшие гербарии России

Крупнейшие гербарии России хранятся в
  • (LE) (Санкт-Петербург) (7,16 млн листов)
  • МГУ (MW) (975 тыс. листов)
  • СПбГУ (LECB) (700 тыс. листов)
  • Главном ботаническом саду им. Н. В. Цицина РАН (MHA) (Москва) (610 тыс. листов)
  • Центральном Сибирском ботаническом саду (Новосибирск) (NS+NSK) (535 тыс. листов)
  • Институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (WIR) (Санкт-Петербург) (524,5 тыс. листов)
  • Биолого-почвенном институте ДВО РАН (VLA) (Владивосток) (500 тыс. листов)
  • Томском государственном университете (TK) (500 тыс. листов)
  • Южно-Сибирском ботаническом саду Алтайского государственного университета (ALTB) (Барнаул) (300 тыс. листов).
  • Южном федеральном университете (RV) (Ростов-на-Дону) (300 тыс. листов)
  • (SYKO) (Сыктывкар) (206 тыс. листов) .

Техника гербаризации

Основы гербарного дела были описаны Линнеем :

Гербарий превыше любого изображения и необходим любому ботанику.

  1. Растения не следует собирать влажными.
  2. Все части должны быть сохранены,
  3. осторожно расправлены ,
  4. при этом не изогнуты .
  5. Органы плодоношения должны быть налицо .
  6. Сушить следует между листами сухой бумаги.
  7. Как можно скорее , чуть теплым утюгом.
  8. Умеренно прижав прессом .
  9. Для наклеивания употреблять рыбий клей,
  10. хранить следует всегда на листе [в полную величину],
  11. только одно [растение] на странице,
  12. папка не должна быть перевязана .
  13. Род растения надписывается сверху.
  14. Вид и [его] история указываются на обороте.
  15. Растения одного и того же рода вкладываются [вместе] в пачку .
  16. Растения располагаются согласно системе .

К. Линней «Философия ботаники»

Сбор, этикетирование и сушка

Монтирование гербарных листов

Хранение гербарных коллекций

Прочие сведения

  • После изобретения Лукой Гини способа засушивания растений между листами бумаги Жозеф Турнефор был первым, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений. Карл Линней считал, что для каждого ботаника гербарий должен быть превыше любого изображения и что никакое словесное описание не заменит гербарного листа. С тех пор название каждого вида растения стало неразрывно связано с конкретным гербарным листом, возведенным в ранг архетипа (номенклатурный тип). Линней определил и технологию сбора растений, которая не претерпела почти никаких изменений и до настоящего времени. Он писал: «Растения не следует собирать влажными; части должны быть сохранены, осторожно расправлены, при этом не изогнуты; органы плодоношения должны быть налицо; сушить следует между листами сухой бумаги…»
  • Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны́ 1717 года».

Напишите отзыв о статье "Гербарий"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гербарий // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Сюзев П. В. Гербарий, 7-е изд. - М., 1949;
  • Шишкин Б. К. . / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР Н. А. Буш. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. - 2-е изд., испр. и доп. - 54 с.
  • Карл Линней. Философия ботаники = Caroli Linnaei Philosophia Botanica, 1751 / пер. с лат. Н.Н. Забинковой, С.В. Сапожникова под ред. М.Э. Кирпичникова. - М .: «Наука», 1989. - 456 с. - 7200 экз. - ISBN 5-02-003943-8 .
  • Липшиц С. Ю., Васильченко И. Т. Центральный гербарий СССР. - Л., 1968.
  • Павлов В. Н., Барсукова А. В. . - М: Изд-во МГУ, 1976. - 32 с.
  • Скворцов А. К. . / Отв. ред. проф. Прилипко Л. И. - М.: Наука, 1977. - 199 с.
  • Гербарий Московского университета (MW): история, современное состояние и перспективы развития. - М., 2006.

Ссылки

  • (общее количество образцов на этой странице завышено)

Отрывок, характеризующий Гербарий

Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.
– Видите?… Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей всё смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.
– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь. – Это моя меньшая, – обратилась она к гостье.
Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.

Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось задаваться вопросом о том, как сделать гербарий.

Зачем это нужно? Причины могут быть самыми разнообразными. Например, чтобы сохранить сорванный цветок, сберечь листья для какой-либо поделки или же просто подготовиться к уроку биологии в школе.

Данная статья не только расскажет о том, как сделать гербарий самостоятельно. Читатель познакомится сразу с несколькими способами засушивания растений в домашних условиях. Кроме этого, будут предоставлены ценные советы и рекомендации о том, как добиться замечательных результатов, прилагая минимум усилий.

Гербарий из листьев. Общее определение понятия

Прежде всего, отметим, что под гербарием следует понимать коллекцию засушенных растений, изготовленную в соответствии с определенными правилами. Как известно, после того как необходимые образцы высыхают, их раскладывают на листках плотной бумаги.

В последнее время гербарий по биологии создается практически всеми школьниками и студентами, изучающими этот предмет в рамках образовательной программы.

А вот первые гербарии возникли еще в XVI веке в Италии. Изобрел их врач и ботаник по имени Лука Гини. Кстати, он также является основателем известного на весь мир Пизанского ботанического сада.

К сожалению, гербарий, созданный самим изобретателем, не сохранился, но до нашего времени дошли работы, сделанные его непосредственными учениками. Рассматривая понятие в более широком смысле, следует сказать, что оно представляет собой процесс, включающий хранение коллекции и ее обработку.

Отметим, что все созданные гербарии регистрируют в специальной международной базе данных под названием The Index Herbariorum. Каждому набору высушенных растений присваивается уникальный код, состоящий из одной - шести английских букв.

Сушим по старинке

Специалисты утверждают, что сделать гербарий своими руками достаточно просто, однако некоторые общие правила принять во внимание все же придется.

Прежде всего, помним, что цветы мы собираем не увядшие, а свежие. Как правило, используются бутоны и стволы с листьями. Только в случае необходимости можно засушить и корневую систему.

Собранные растения необходимо сделать плоскими, а значит, из массивных цветков удаляются лепестки, после чего цветы аккуратно выравниваются и сжимаются пальцами.

Далее на помощь приходит обычная книга, причем предпочтение нужно отдать той, что потяжелее. Раскрываем издание на любой странице и кладем внутрь пару салфеток, размещая цветы и листья аккуратно в середине.

Если представители флоры скромны по своим размерам, пропускаем несколько страниц и повторяем процедуру. Для крупных экземпляров рекомендуется использовать отдельные книги.

Иногда при сушке особо хрупких цветов может понадобиться и ткань. Зачем? Дело в том, что в таком случае гербарий (цветок, лист, корневая система) получается более прочным, и его, если возникнет такая потребность, можно будет легко переложить в другую книгу.

Вообще специалисты советуют делать именно так. Т.е. после нескольких дней сушки переносить ткань с цветками в другую книгу. Зачем? Чтобы как можно скорее избавиться от влаги, находящейся внутри растения.

После всех этих манипуляций высушенные цветы перемещаем на так называемую бескислотную бумагу.

В чем принцип современного подхода?

Гербарий своими руками можно сделать и с помощью более современных методов. Для этого понадобится:

  • ДСП (2 листа);
  • несколько резинок;
  • абсорбирующая бумага;
  • микроволновка.

На ДСП кладем 3 листа абсорбирующей бумаги, размещаем цветы, которые сверху накрываются бумагой и оставшимся куском ДСП.

Каждая сторона закрепляется резинками. Помещаем все это в микроволновую печь, включаем устройство на среднюю температуру, выставив время в несколько минут.

Вытаскиваем наши растения и ждем их полного остывания. Скорее всего, задача будет выполнена на отлично, однако все же рекомендуется проверить, сухие ли цветы. В случае необходимости процедуру придется повторить.

Гербарий своими руками с использованием современных приборов

Нельзя не отметить, что для реализации этого способа придется затратить кое-какие денежные средства.

Прежде всего, приобретаем пресс для микроволновой печи. Обратите внимание, что он должен быть сделан из безопасного материала, например, из керамики, и состоять из двух кусков, между которыми и следует расположить цветы и листья.

Такой пресс можно купить в магазине или даже сделать самостоятельно. Для этого понадобятся две керамические плитки, 2 небольших листа картона, бумага по размеру плиток и несколько больших резинок.

1. На подготовленную керамическую плитку кладем один кусок картона и бумагу.

2. Сверху размещаем цветы и накрываем оставшейся бумагой, картоном и второй керамической плиткой.

3. Связываем резинками и помещаем в микроволновку.

4. Включаем устройство буквально на минуту.

5. Проверяем, как идет процесс сушки, и возвращаем конструкцию в печь еще на полминуты, пока цветы не станут совершенно сухими.

6. Достаем их из пресса и используем для создания своих творческих композиций.

  • Растения собирают исключительно сухими.
  • Сохранить желательно все части цветка или листа, предварительно осторожно расправляя их.
  • Иногда, в случае крайней необходимости, растения сушат между листами бумаги теплым утюгом.
  • Для фиксации используют так называемый рыбий клей.
  • Хранятся растения в полную величину.
  • На листе располагают по одному экземпляру.
  • Папка не перевязывается.
  • Сверху пишется род растения и оформляется титульный лист гербария.
  • На обороте указывается вид собранных цветов или листьев.

Какие растения стоит собирать?

Прежде всего отметим, что для гербария следует собирать экземпляры без явных повреждений, нанесенных насекомыми, грибами или плесенью.

Травянистые, как правило, берутся вместе с корневой системой, а вот для засушивания деревьев и кустарников достаточно взять побег или веточку. Учитывая, что некоторая часть собранных растений при сушке и хранении может быть испорчена, необходимо коллекционировать с запасом (вместо одного листа или цветка запаситесь двумя-тремя).

Бывает так, что во время так называемой тихой охоты за представителями флоры погода не слишком жаркая, а растения требуются не очень нежные. В таком случае собранную коллекцию можно какое-то время хранить в пакете из полиэтилена, а потом переложить в гербарную папку.

Этикетирование

Как оформить гербарий правильно? Этот процесс не менее важен, чем сбор и просушивание. Согласитесь, удивительные по своей красоте экземпляры хочется периодически просматривать самостоятельно, а то и похвастать коллекцией перед друзьями или коллегами.

Считается, что гербарий обязательно должен содержать следующую информацию:

  • дату и место сбора (область и район, окрестность населенного пункта, берег водоема и т.п.);
  • местообитание (например, влажный луг, березняк, газон, обочина дороги, болото и т.п.);
  • фамилию самого сборщика.

Временные этикетки заполняются в процессе сбора растений для того, чтобы не забыть, где какой материал был получен. В гербарную сетку закладываются растения с уже постоянной этикеткой, выполненной по всем правилам.

Как правильно прикрепить и хранить гербарий?

Запомните: нельзя жестко крепить само растение или его части на лист бумаги. В противном случае ваш экземпляр сломается даже при небольшом изгибе.

Прикрепляем так, чтобы лист (или цветок) не болтался на бумаге, а его части не свисали.

Толстые корни и побеги пришивают хлопчатобумажными нитками неяркого цвета. Стежки должны быть отдельными, завязанными двойным узлом на лицевой стороне гербарного листа. С другой стороны каждый стежок необходимо промазать густым клеем. Данное действие исключит скольжение нитки, протягивать которую не стоит с оборотной стороны между стежками, т.к. это может повредить нижележащий лист гербария.

При помощи полосок бумаги крепят тонкие части растения. Полоски, в свою очередь, присоединяют к ватману.

Фиксировать растение за кончик не следует. Это приведет к обламыванию. Полоска бумаги, как правило, располагается возле основания листка (под цветком).

Этикетку размещают в правой нижней части листа, хотя можно и в другом месте. Хранить смонтированные листы можно в рубашках (газетных, из крафт-бумаги).

Многие коллекционеры советуют дополнительно запечатлеть гербарий. Фото, согласитесь, хранится дольше, хотя и не имеет подлинной ценности.

Сбор и засушивание растений - увлекательное занятие для всей семьи

Если вы не биолог и не студент соответствующего факультета, до того как сделать гербарий, все же стоит задаться вопросом о том, принесет ли данное занятие ожидаемое удовольствие. Опытные в этом деле люди уверяют, что всенепременно, особенно если вы приобщите к этому увлекательному времяпровождению вашего малыша. Когда ребенок принимает участие в сборе растений, он запоминает, как они выглядят, как называются.

И ребенку, и взрослому интересно будет узнать о происхождении таких необычных названий как пастушья сумка, чистотел, мать-и-мачеха. Например, далеко не всем известно о том, что чистотел получил такое имя из-за своих свойств, способствующих быстрому заживлению ранок и ссадин. А если внимательно посмотреть на листочки пастушьей сумки, можно заметить их сходство с сердечками или крошечными сумками пастухов.

Познавательные факты

Как сделать гербарий самостоятельно и без посторонней помощи, мы уже знаем, однако не лишним будет ознакомиться с редкими данными, касающимися этого занятия.

К примеру, многие знают о том, что способ сушки растений между листами бумаги придумал Лука Гини. Изобретение самого термина принадлежит другому человеку - Жозефу Турнефору, путешественнику и ботанику из Франции.

Никакое описание словами не заменит гербарного листа. Так считал Карл Линней. И именно им была определена технология сбора растений, которая практически не претерпела изменений до сегодняшнего дня.

Кстати, собирали гербарий и великие люди. Первый лист в России засушил Петр Первый, сделав к нему краткую надпись: «Рван 1717 года».



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!